Административные взыскания понятие и виды рб

Рубрики Новости

Понятие и виды административных взысканий

Административное взыскание – это мера административной ответственности за административное правонарушение.

Цель его — защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 24 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: 1) предупреждения;

2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); 6) исправительные работы; 7) административный арест.

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие — как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф — взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный — сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

1) по отношению к сумме стоимости предмета — объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

2) в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

3) в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

4) по отношению к должностному окладу.

Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3293-1 «О порядке пересчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» установлен порядок пересчета штрафов, предусмотренных в КоАП РСФСР. С учетом инфляционного месячного процесса размер штрафа, установленный в твердой сумме, подлежит перерасчету.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация — это принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), на срок от 15 дней до трех лет. Лишение прав управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок от 15 дней до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение. Часть его заработка (не более 20%) удерживается в доход государства.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы, например в Законе РФ «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушения в области строительства». По общему правилу субъектами административной ответственности являются организации — юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц — филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

Виды административных взысканий

  • Понятие административного права
  • Предмет административного права
  • Управленческие отношения
  • Методы административного права
  • Система административного права
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Административное право как наука
  • Административная правовая политика

Административное правонарушение и административная ответственность

Административная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

Основанием административной ответственности служит административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах: органы исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, суды и судьи. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.

Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001 г. (КоАП РФ). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т. д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.

Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, в настоящее время не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъекты административной ответственности за них.

Понятие и виды административных взысканий

Административное взыскание — это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его — защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  • конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие — как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф — взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный — сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

  • по отношению к сумме стоимости предмета — объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;
  • в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);
  • в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;
  • по отношению к должностному окладу.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация — это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота — основной источник существования.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения — до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации — юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц — филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

Глава 6. Понятие, цели и виды административных взысканий

РАЗДЕЛ ІІІ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

Глава 6
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

Статья 6.1. Понятие и цели административного взыскания
1. Административное взыскание является мерой административной ответственности.
2. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.
3. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
4. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Статья 6.2. Виды административных взысканий
1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
2. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 2, 6, 7, 9 части первой настоящей статьи.
3. Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9 части первой настоящей статьи, налагаются только судом.

Статья 6.3. Основные и дополнительные административные взыскания
1. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.
2. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.
3. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.
4. За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.
5. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 6.4. Предупреждение
Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

Статья 6.5. Штраф
1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.
2. Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — менее десяти базовых величин. Штраф за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.74 настоящего Кодекса, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя, менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

3. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах. Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.
4. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

5. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от пяти до тридцати базовых величин.

6. Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, то штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, но не ниже пяти десятых базовой величины.
7. Положение части шестой настоящей статьи не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены такие виды административных взысканий, как административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность и если административное правонарушение совершено повторно; к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью; если совершенное административное правонарушение может повлечь административную ответственность юридического лица.

Статья 6.6. Исправительные работы
1. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
2. Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью первой настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.
3. Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, а также лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 настоящего Кодекса.

Статья 6.7. Административный арест
1. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.
2. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов І группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, а также к лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 настоящего Кодекса.

Статья 6.8. Лишение специального права
1. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.
2. Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
3. Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Статья 6.9. Лишение права заниматься определенной деятельностью
1. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.
2. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Статья 6.10. Конфискация
1. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.
2. Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Статья 6.11. Депортация
Депортация — административное выдворение за пределы Республики Беларусь — применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Статья 6.12. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения
1. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.
2. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка управления или в области таможенного регулирования, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена их конфискация.

Виды административных взысканий

Административное взыскание является мерой администра­тивной ответственности.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совер­шившего административное правонарушение, а также предупреж­дения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физи­ческими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых ад­министративных правонарушений.

Применение административного взыскания призвано способ­ствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Респуб­лики Беларусь.

За совершение административных правонарушений применя­ются следующие виды административных взысканий:

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

9) взыскание стоимости предмета административного пра­вонарушения.

В отношении юридических лиц применяются только:

2) лишение права заниматься определенной деятельностью;

4) взыскание стоимости предмета административного пра­вонарушения.

Такие административные взыскания, как:

1) исправительные работы;

2) административный арест;

3) лишение права заниматься определенной деятельностью;

5) взыскание стоимости предмета административного пра­вонарушения, налагаются только судом.

Предупреждение, штраф, исправительные работы и админи­стративный арест применяются в качестве основного администра­тивного взыскания.

Лишение специального права, лишение права заниматься оп­ределенной деятельностью, а также депортация могут применять­ся как в качестве основного, так и дополнительного администра­тивного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административ­ного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

На одно административное правонарушение могут быть на­ложены основное либо основное и дополнительные администра­тивные взыскания из числа указанных в санкции статьи Особен­ной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Дополнительные административные взыскания применяют­ся в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодек­са Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законо­дательством Республики Беларусь на день вынесения постановле­ния о наложении административного взыскания, а в случаях, пре­дусмотренных статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного ад­министративного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к ино­странной валюте.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Макси­мальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального пред­принимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — тысячу базовых величин при исчислении штра­фа в базовых величинах. Штраф за нарушение законодательства о труде в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской дея­тельности и предпринимательской деятельности, порядка налого­обложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответ­ствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, ус­танавливается от десяти до пятидесяти базовых величин.

Если физическое лицо признало себя виновным в соверше­нии административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Респуб­лики Беларусь об административных правонарушениях, то штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в размере ниж­него предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Осо­бенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, но не ниже пяти десятых базовой величины.

Штраф не может налагаться на несовершеннолетних в воз- рате от четырнадцати до шестнадцати лет, за исключением случа­ев, когда они имеют свой заработок, стипендию и (или) иной соб­ственный доход.

Это положение не применяется к физическому лицу, если B санкции статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены такие виды административных взысканий, как: административный арест, лишение специального права,

лишение права заниматься определенной деятельностью,

взыскание стоимости предмета административного правона­рушения, если повторное совершение административного правона­рушения влечет уголовную ответственность и если администра­тивное правонарушение совершено повторно.

Это же положение не применяется к индивидуальному пред­принимателю, если совершенное административное правонару­шение связано с осуществляемой им предпринимательской дея­тельностью; если совершенное административное правонаруше­ние может повлечь административную ответственность юриди­ческого лица.

Исправительные работы устанавливаются на срок от од­ного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечени­ем к административной ответственности в порядке, предусмотрен­ном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Из заработка физического лица, которому назначены испра­вительные работы в соответствии с частью первой настоящей ста­тьи, производится удержание в доход государства в размере двад­цати процентов.

Исправительные работы не могут быть назначены:

1) беременным женщинам,

2) инвалидам I и II группы,

3) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком,

4) женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и муж­чинам в возрасте старше шестидесяти лет,

5) несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шес­тнадцати лет,

6) лицам, на которых распространяется статус военнослужа­щего, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и под­разделений по чрезвычайным ситуациям.

Административный арест состоит в содержании физичес­кого лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанав­ливается на срок до пятнадцати суток.

Административный арест не может применяться к:

1) беременным женщинам,

2) инвалидам I и II группы,

3) женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов,

4) лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы,

5) лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достиг­шими восьмидесятилетнего возраста,

6) несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до во­семнадцати лет,

7) военнослужащим, проходящим военную службу в Воору­женных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских фор­мированиях, военнообязанным во время прохождения сборов, а так­же лицам начальствующего и рядового состава органов внутрен- нихдел, органов финансовыхрасследований, органовиподразделе- ний по чрезвычайным ситуациям. B срок административного арес­та засчитывается срок задержания (ст. 7.7 КоАП).

Лишение специального права, предоставленного фи­зическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.

Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Лишение права управления транспортным средством не мо­жет назначаться физическому лицу, которое пользуется этим сред­ством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управле­ния транспортным средством в состоянии опьянения либо состоя­нии, вызванном потреблением наркотических средств, психотроп­ных, токсических или других одурманивающих веществ, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения либо состояние, вызванное потреблением нар­котических средств, психотропных, токсических или других одур­манивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Лишение права заниматься определенной деятельно­стью применяется с учетом характера совершенного администра­тивного правонарушения, связанного с занятием видом деятельно­сти, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физи­ческим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Лишение права заниматься определенной деятельностью ус­танавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в ре­зультате противоправной деятельности, предмета административ­ного правонарушения, а также орудий и средств совершения адми­нистративного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собствен­ности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управле­ния юридического лица, подлежащего административной ответ­ственности, независимо оттого, в чьей собственности они находят­ся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принуди­тельном безвозмездном изъятии в собственность государства ве­щей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Депортация — административное выдворение за пределы Республики Беларусь — применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей сто­имость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Решение о взыскании с лица, совершившего административ­ное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транс­портных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом ад­министративного правонарушения против порядка таможенного регулирования.

8.4. Меры административной ответственности, понятие и виды

Мерами административной ответственности являются ад- министраіивные взыскания, которые применяются в целях за­щиты правопорядка, воспитания лица, совершившего админис­тративное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности.

Видами административных взысканий являются: а) преду­преждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившего­ся орудием совершения или непосредственным объектом админи­стративного правонарушения: г) конфискация предмета, явивше­гося орудием совершения или непосредственным объектом адми­нистративного правонарушения; д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транс­портными средствами, права охоты); e) исправительные работы;

ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой ме­рой наказания. Оно применяется за совершение незначитель­ных административных правонарушений (например: за непри­нятие землепользователями мер гю борьбе с сорняками, за на-

рушение правил пользования жилыми помещениями). Преду­преждение. как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о нало­жении административного взыскания Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не мо­жет рассматриваться в качестве взыскания и вызывать право­вых последствий.

Штраф — взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды администра­тивных правонарушений и налагаемое в установленных законо­дательством случаях и пределах. Штраф, налагаемый на граж­дан за административные правонарушения, не может превы­шать 300-кратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц — 500-кратного размера минимальной зара­ботной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть ме­нее ОД минимальной заработной платы.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного администра­тивного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вы­рученная от реализации сумма передается бывшему собствен­нику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хране­ния или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольно­го охотничьего оружия и боевых припасов.

Конфискация состоит.в принудительном безвозмездном об­ращении предмета, явившегося орудием совершения или непо­средственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лшль предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

Конфискация вещей и предметов по делам об администра­тивных таможенных правонарушениях производится независи­мо от времени совершения или обнаружения административно­го правонарушения.

Осуществление конфискации предметов в административ­ном порядке противоречит Конституции, согласно которой при­нудительное отчуждение имущества допускается лишь по поста­новлению суда.

Лишение специального права, предоставленного граждани­ну (права управления транспортными средствами, права охо­ты), применяется на срок до пяти лет за грубое или системати­ческое нарушение порядка пользования этим правом.

Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок до двух ме­сяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, со­вершившего административное правонарушение, и с удержани­ем до 20 процентов его заработка в доход государства. Исправи­тельные работы назначаются районным (городским) судом (су­дьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней

Административный арест назначается районным (город­ским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за от­дельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Порядок применения мер административной ответст­венности. Общие правила наложения взыскания за админист­ративные правонарушения, которыми обязаны руководство­ваться все органы и должностные лица при применении мер ад- министративной ответственности, сформулированы в гл. 4 КоАП. Взыскание за административное правонарушение при­меняется лишь к лицу, в действиях козорого установлен состав проступка, и в пределах, установленных нормативным актом. Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отяго­щающие ответственность.

B КоАП даны перечни обстоятельств, смягчающих и отяг­чающих ответственность.

Примерный перечень обстоятельств, смягчающих от­ветственность, включает; чистосердечное раскаяние винов­ного; предотвращение виновным вредных последствий право­нарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влияни­ем сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонару­шения несовершеннолетним; совершение правонарушения бе­ременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возра­сте до одного года.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответствен­ность, является закрытым, исчерпывающим. Отягчающими обстоятельствами признаны: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однород­ного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось адми­нистративному взысканию: совершение правонарушения ли­цом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовер­шеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийно­го бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; со­вершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо) при наложении взыскания в зависимости от характера административного правонарушения может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

Административное взыскание может быть наложено не по­зднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаруже­ния. B случае отказа в возбуждении уголовного дела либо пре­кращения уголовного дела, но при наличии в действиях наруши­теля признаков административного правонарушения админист­ративное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Освобождение от административной ответственнос­ти. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Однако для наступления административной ответственности необходимо также наличие состава административного правонарушения, который включа­ет четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. При отсутствии хотя бы одного из эле­ментов состава административного правонарушения админист­ративная ответственность исключается. Например, не подле­жит административной ответственности лицо, которое во вре­мя совершения противоправного действия либо бездействия на­ходилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать се­бе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства ду­шевной деятельности, слабоумия или иного болезненного со­стояния.

Еще по теме:

  • Федеральный закон об акционерных обществах от 261295 208-фз Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 […]
  • Закон 114 статья 6 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 августа […]
  • Ст 24 фз о гос кадастре недвижимости Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ"О государственном кадастре недвижимости" С изменениями […]
  • Статья 2001 ук рф Уголовный кодекс (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., […]
  • Юриспруденция гражданское право что это Юриспруденция гражданское право что это Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Глава 2. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Глава 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК НАУКА И […]