Что такое академические права и свободы педагогических работников

Рубрики Публикации

Что такое академические права и свободы педагогических работников

Идет обсуждение нового закона об образовании.

Предлагаю вам ознакомиться с проектом Статьи 49.

Вот они 14 пунктов наших прав , свобод и благополучия!

Права и свободы педагогических работников, гарантии и меры социальной поддержки


1. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своих мнений, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения, воспитания и оценки освоения обучающимися программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;
4) выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы;
6) беспрепятственный доступ к учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательного процесса, необходимым для качественного осуществления профессиональной деятельности;
7) бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, необходимым для педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на условия труда, в максимальной степени способствующие эффективной педагогической и воспитательной работе, научной и исследовательской деятельности, обеспечивающие возможность качественного выполнения профессиональных задач;
9) бесплатный доступ к пользованию услугами учебных, учебно-методических, научных, социально-бытовых и других структурных подразделений (при их наличии) организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) право на осуществление научной, научно-технической, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством и (или) локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность;
11) участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в коллегиальных органах управления и самоуправления в порядке, определяемом уставом этой организации;
12) участие в обсуждении и решении вопросов деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе через органы управления, самоуправления и общественные организации;
13) право на объединение в общественные профессиональные организации, педагогические сообщества в формах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
14) занятие индивидуальной педагогической деятельностью, в том числе за плату, при условии, если такая деятельность осуществляется во внерабочее время.


2. Указанные в части 1 настоящей статьи академические права и свободы не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательных отношений.
Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

3. Платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, с лицами, обучающимися в данной организации, не допускается.

4. Педагогические работники имеют следующие трудовые и социальные права и гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю;
2) право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
3) повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
5) длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы;
6) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7) иные трудовые и социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

5. В рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая работа, работа предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных и иных мероприятий с обучающимися.
Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы (учебной нагрузки) и иных видов педагогической работы педагогических работников в пределах 36 часовой рабочей недели или соответственно учебного года устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на один учебный год с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника и обеспеченности кадрами.

6. Объем учебной (преподавательской) работы педагогических работников представляет собой учебную нагрузку, максимальный объем которой устанавливается в уставе образовательной организации, в положении о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, и не может превышать верхних пределов, определяемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

7. Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, педагогического стажа, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается.

8.Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и федеральными нормативными правовыми актами.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Режим рабочего времени педагогических работников в каникулярный период регулируется локальными нормативными актами и графиками работ. Выполнение работ, не входящих в трудовые обязанности педагогических работников по трудовому договору, может поручаться на период каникул только с согласия педагогических работников.

9. Порядок и условия предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы определяются уставом образовательной организации, положением о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение.

10. За педагогическими работниками образовательных организаций, участвующими по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

11. Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений выплачивается работникам в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.
Размер ежемесячной денежной компенсации в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, определяется решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации; педагогических работников муниципальных образовательных учреждений – решением органа местного самоуправления; педагогических работников организаций, осуществляющих обучение, – решением органов управления организаций.

12. Педагогические работники в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в пределах соответствующей нормы предоставления.
Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размер, условия и порядок возмещения расходов на оплату которых устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, за исключением педагогических работников федеральных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Данные меры социальной поддержки сохраняются после выхода этих педагогических работников на пенсию, если они проработали в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее чем 10 календарных лет и продолжают проживать в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и проживающим совместно с ними членам их семей возмещаются расходы на оплату жилых помещений (в том числе на оплату технического обслуживания и эксплуатацию жилых помещений) в домах независимо от формы собственности жилищного фонда и на оплату 50 процентов коммунальных услуг. Указанным лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, возмещаются в полном объеме расходы на приобретение топлива в пределах норм, установленных для продажи населению.
Порядок предоставления данных мер социальной поддержки устанавливается Правительством Российской Федерации. Данные меры социальной поддержки сохраняются после выхода этих педагогических работников на пенсию, если они проработали в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее чем 10 календарных лет и продолжают проживать в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

13. В целях стимулирования педагогической деятельности, развития творческого и профессионального потенциала педагогических работников органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут разрабатывать специальные механизмы поддержки педагогических работников, в том числе устанавливать специальные денежные поощрения для педагогических работников, достигших успехов в выявлении и подготовке граждан, проявивших выдающиеся способности, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

14. Статус педагогических работников специализированных структурных образовательных подразделений организаций, осуществляющих обучение, в части предоставления им прав приравнивается к статусу педагогических работников образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы и (или) программы профессионального обучения.

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Комментарии

Я по образованию дизайнер, и сейчас, помимо творческой деятельности занимаюсь и образовательной. В проекте ничего не говориться о специфики образования в сфере творческих специальностей. Между тем, как в государственных, так и в частных вузах возникают огромные проблемы, связанные с непониманием администрацией специфики этого направления в образовании. На рынок труда выходят специалисты ничего общего не имеющие со специальностями, которые у них прописаны в дипломах. Дизайнеры не умеют рисовать, танцоры танцевать, а актёры выходят на сцену с говором. Творческие кафедры и факультеты возглавляют люди, которые не имеют никакого отношения к творческим профессиям. Главное, чтобы у них была кандидатская, хоть и кандидата технических наук.
Также у меня сомнения по-поводу аттестационных комиссий. Они не нужны. Достаточно чётко прописанных должностных обязанностей в контракте, трудового кодекса и следованию госстандарту. Комиссии могут превратиться в карающий орган для избавления от неугодных. Странно, когда экономист или инженер, как это часто бывает, будет оценивать квалификацию художника или актёра.
Хотелось бы заметить, что в большинстве частных вузов должности ректора и президента, совмещены в лице учредителя вуза. Но никто никогда не наказывается.

Господа! По содержанию п.2 ст.47 уже возникает огромная проблема. Ст.331 ТК РФ, к которой отсылает данная статья, содержит очень жесткую формулировку в части лиц, имевших судимость. Под «каток» попадают большое число людей, в том числе заслуженных педагогических работников, которые имели несчастье столкнуться с несовершенством и нсправедливостью судебной системы, особенно в лихие 90-е годы. Как правило, это профессионалы с большим опытом, воспитавшие не одно поколение, педагоги, любимые своими учениками. Пытаясь защитить наших детей от настоящих преступников, этот закон забирает у них хороших учителей, тренеров и т.д. Обратите внимание на эту беду: ведь многие люди, уже лишившиеся работы, потеряли не только работу, они потеряли все. Потому что учителя — это люди призвания. Надо поднять этот вопрос для обсуждения!

Академические права и свободы участников образовательного процесса: современное состояние

Эволюция понятия «академические права и свободы» в современном университете

Права и свободы педагогических работников предусмотрены в статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29. 12.2012 №273-ФЗ. Они разделены на две группы:

1) академические права и свободы,

2) трудовые права и социальные гарантии.

Разработчики закона подчеркивают особый статус педагогических работников в обществе. В первую из названных групп включены гражданские права, связанные с участием в отношениях, второй стороной которых выступает администрация образовательного учреждения (право на защиту профессиональной чести и достоинства и гарантии защиты этого права; право на объединение в общественные профессиональные организации; право на участие в управлении образовательной организацией и др.), несмотря на то, что логично их отнести к гражданским и трудовым правам всех работников образовательных организаций.

Перечень академических прав педагогических работников является закрытым. Следовательно, расширение данного перечня на уровне законов субъектов Российской Федерации не предусмотрено.

Академические права и свободы педагога — это мера возможного поведения специалиста в соответствии со своим пониманием профессиональных задач и миссии данной профессии.

Если рассматривать содержательное наполнение академических прав и свобод педагогических работников, то условно можно выделить следующие права:

1) права, непосредственно относящиеся к учебному процессу и

научной деятельности (свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; право на выбор учебников, право на осуществление научной, творческой и исследовательской деятельности и т.д.);

2) права на материально-техническое и информационно-

методическое обеспечение своей деятельности;

3) права на участие в управлении образовательной организацией, в общественных профессиональных организациях и защиту профессиональной чести и достоинства.

Кроме того, законом «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются трудовые права и социальные гарантии педагогических работников.

Статья 50 указанного закона отдельно выделяет должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам организаций, реализующих образовательные программы высшего образования. В этой же статье закреплены отдельные права научных работников образовательных организаций, которые, на наш взгляд, не расширяют, а дублируют уже перечисленные академические права и свободы педагогических работников.

Cравним формулировки академических прав и свобод рассматриваемого закона с другими источниками.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1907 — 1909 гг.) под академическими свободами понимает «право высших учебных заведений в лице профессоров на самоуправление; определение программ преподавания и внутреннего порядка высших учебных заведений, выбор профессоров и ректоров независимо, без вмешательства посторонней административной власти» [31].

Доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования Бим-Бад Б.М. дает такое определение в Педагогическом энциклопедическом словаре: «Академическая свобода — предоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Означает возможность для преподавателя — свободно излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента — получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность руководства образовательного учреждения за создание оптимальных условий для свободного поиска истины.» [21].

Следующее определение Академической свободы заимствовано из «Декларации Академической свободы и полномочий» 1966 года Американской ассоциации университетских профессоров. Она была введена в действие Советом Попечителей в январе 1971 года в качестве положения Калифорнийских Государственных Колледжей:

«Академическая свобода — это право преподавателей на полную свободу в исследованиях и в публикации их результатов, при условии надлежащего исполнения других закрепленных за ними академических обязанностей. Однако исследования, проводимые с целью зарабатывания денег, должны быть основаны на соглашении с администрацией института.

Концепция свободы неразрывно связана с концепцией ответственности. Университетский преподаватель является гражданином, членом профессиональной ассоциации, и должностным лицом института. Выступая устно или письменно, как гражданин, преподаватель должен быть свободен от институтской цензуры или дисциплины, но осознавать, что специальная позиция влечет специальную ответственность. Как член профессиональной ассоциации и должностное лицо, он должен помнить, что публика может оценивать эту профессию и этот институт по его высказываниям. Поэтому преподаватель все время должен быть аккуратен, проявлять соответствующую сдержанность, выказывать уважение к мнениям других, и прилагать все усилия для обозначения, что он не является официальным представителем института» [5]. Декларация Академической свободы и полномочий. Американская ассоциация университетских профессоров — [электронный ресурс].

URL: http: //galaktionov. maillist.ru/acadfree.html.

Термин «академическая свобода» использует в своей Декларации академической свободы [6] и американский ученый физик Дмитрий Рабунский, главный редактор журнала «Экспериментальная физика». Опубликованная в 2006 году Декларация содержит уже 12 статей, фиксирующих права человека в научной деятельности и устанавливающих базовые правила демократии и толерантности в международном научном сообществе.

Сравнивая приведенные формулировки «академических прав и свобод» и их объем можно констатировать, что впервые в истории российского законодательства об образовании сведены в единый комплекс и зафиксированы академические и трудовые права и свободы всех педагогических и научных работников образовательных организаций. Это наиболее полно отражает Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования 1997 года. Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования 1997г. — [электронный ресурс]

URL: http: unesdoc. unesco.org/images/0016/001604/160495r. pdf

Однако нужно отметить, что за прошедшее время со дня вступления закона «Об образовании в Российской Федерации» в силу механизм реализации академических прав и свобод не получил официального закрепления ни в одном документе Министерства образования и науки. Таким образом, можно предположить, что содержательное наполнение и реализация академических прав и свобод по-прежнему будут предметом локальных нормативных актов организаций, которые в прямой степени зависят от уровня открытости организации, этических и профессиональных норм конкретной образовательной организации.

Рассмотрим историю развития академических прав и свобод, которая берет свое начало с университетов Европы и Америки.

Возьмем за основу наиболее общую и краткую формулировку «академической свободы» из Британской энциклопедии (Британника, Encyclopaedia Britannica): «Академическая свобода — права преподавателей и научных сотрудников, в частности, в институтах и университетах, развивать свою область знаний и выражать свою точку зрения без боязни притеснений или увольнения с работы. Эти права основываются на положении, что открытость и свобода исследований в пределах области специализации преподавателя или ученого необходимы для успешного добывания знаний и существенны для надлежащего исполнения образовательных функций». Британская энциклопедия (Британника, Encyclopaedia Britannica) [электронный ресурс].

URL: http: //global. britannica.com/EBchecked/topic/2591/academic-freedom

Концепция академической свободы подразумевает, что пребывание в должности зависит преимущественно от компетентности преподавателя в его предметной области и его соответствия существующим стандартам профессиональной честности, а не от посторонних соображений, таких как политические или религиозные убеждения. Академическая свобода существует не ради комфорта или удобств преподавателей и ученых, а для пользы всего общества, исходя из его долгосрочных интересов.

Употреблять данный термин, как считается на Западе, начали приблизительно с 17 века. Хотя академическая свобода существовала в университетах и в средние века, в то время она означала некоторые юридические права, например, право автономии и право гражданской или церковной защиты, которыми пользовались некоторые гильдии, образующие студенческие сообщества (studium generale) или университеты.

До 17 века интеллектуальная активность в университетах была ограничена, в основном, теологическими соображениями, и мнения или выводы, которые противоречили религиозным доктринам, как правило, отвергались как еретические. В конце 17 века работы таких деятелей как английские философы Джон Локк и Томас Хобс (John Locke and Thomas Hobbes) проложили дорогу для академической свободы в ее современном смысле. Их работы продемонстрировали необходимость отсутствия ограничений на исследования в науке и общего подхода в обучении, свободного от предрассудков любого рода. Однако ни Локк, ни Хобс не поддерживали неограниченную академическую свободу.

Немецкие университеты в Галлe и Геттингене, основанные соответственно в 1694 и 1737 году, были первыми европейскими университетами, которые предлагали широкую академическую свободу с незначительными отклонениями от ее основ. Берлинский университет, основанный в 1810 году, предложил доктpинy Lehr — und Lernfreiheit («свобода обучать и изучать») и укрепил позиции Германии как лидера академической свободы в 19 веке. В 18 и 19 веках университеты в Западной Европе, Великобритании и Соединенных Штатах пользовались все возрастающей академической свободой, поскольку признание экспериментальных методов в науке становилось все более распространенным, и религиозные конфессии уже не могли по-прежнему строго контролировать деятельность университетов. Однако в Великобритании до конца 19 века существовали религиозные экзамены по окончании института и вступления в должность преподавателя.

Философские исследования вопросов о сущности университета, университетской автономии и академической свободы проводили представители немецкой идеалистической философии (Фихте, Шлейермахер, Гумбольдт). Их труды сформировали концепцию классического университета с основополагающими принципами институциональной автономии, академической свободы, единства обучения и научных исследований.

Немецкий ученый и иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук Герман Гельмгольц, при вступлении в должность ректора Берлинского университета в 1877 году произнес программную речь «Об академической свободе германских университетов» [22], в которой сформулировал теорию сочетания академической свободы и ответственности университетов, которая легла в основу содержания принципа академической автономии в Болонском процессе. В этой речи также анализировалась история возникновения университетов в средние века, история развития и становления их независимости от государства и церкви. К концу 19 века, согласно типологии Гельмгольца, сформировались 3 типа университетов — английский (независимый, корпоративно-замкнутый), французский (подчиненный администрации, контролируемый и регламентируемый) и немецкий (отличающийся свободой учить, т.е. правом каждого преподавателя излагать свой предмет по своему разумению и пониманию, помимо всяких официальных программ, и свободой учиться, т.е. правом студента выбирать науки и преподавателей). Гельмгольц отмечает, что в конце 19 века немецкая модель университета становиться доминирующей.

Вообще период между 1831 и 1933 гг. можно считать столетием неоспоримого мирового превосходства немецкоязычной науки, которая по существу являлась университетской наукой. Институциональную предпосылку этого явления создает в это время структура немецкого университета — «университет Гумбольдта”, которая находит всемирное признание и служит примером для подражания. И только лишь в 1933 году автономия высшей школы начнет ограничиваться в нацистском государстве и станет насаждаться нацистское мировоззрение.

Берлинский университет Фридриха Вильгельма был основан в 1808 году прусским королевским декретом, он стал моделью немецкого университета 19-20 в. в., вплоть до реформ 60-х годов. Эта модель была названа университетом Гумбольдта, поскольку его структура и те задачи, которые перед ним стояли, в основной своей части были сформулированы и реализованы тайным государственным советником Вильгельмом фон Гумбольдтом.

Сам Гумбольдт считал свою концепцию золотой серединой между английской и французской университетской моделью. В Оксфорде и Кембридже наукой занималась в основном аристократическая элита, не имевшая интереса к исследованиям. Здесь продолжал существовать средневековый университет, находившийся под управлением церкви, что сказывалось в монастырском образе жизни (college-system) и в отсутствии принципиального признания свободы науки. Исследования, в свою очередь, были делом гражданского общества, которое частным образом заботилось об их финансировании и обнародовании, а также сферой деятельности академии (Royal Society).

Во Франции же после 1806 года двадцать два бывших университета страны были понижены до уровня специальных школ, управляемых и координируемых институтом, который назывался «Императорский университет”. Исследования были исключены из университета в пользу государственного учебного плана и достались академии. Эта французская модель уже в начале 18 века под влиянием Лейбница была перенесена в Россию Петром Великим и много лет определяла советскую и восточноевропейскую концепцию университета.

Гумбольдтовская модель университета стремилась к всестороннему компромиссу: академическая свобода при одновременной ответственности перед потребностями государства и общества; объединение задач образования с заботами науки, не связанной какими-либо определенными целями. Эта же модель университета закреплена во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века (Париж, 1998г.).

Отдельным этапом в развитии философского смысла академической свободы стали труды американских философов Джона Дьюи и Apтура Лавджоя, инициаторов создания Американской ассоциации университетских профессоров и разработки Декларации принципов академической свободы.

Многие положения этой декларации позднее легли в основу Декларации об академической свободе и автономии университетов (Лима, 1990 г.), принятой международной неправительственной организацией «Всемирная служба университетов» (Magna Charta Universitatum). В ней академическая свобода трактуется как комплекс прав и свобод учащих и обучающихся в секторе высшего образования, условие реализации миссии университетов, демократическое самоуправление.

Этому же принципу следует и Болонский процесс. На съезде европейских ректоров в 1988 году в честь 900-летия Болонского университета была принята «Великая хартия европейских университетов».

В ней говорится: «Университет действует внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий, и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти». Великая хартия европейских университетов [электронный ресурс].

URL: http: //5legko.com/ru/velikaya-hartiya-evropeiskih-universitetov/

Следующий этап развития академических прав и свобод — это съезд ректоров в г. Саламанке (Испания) в 2000 году. На нем была подчеркнута приверженность современных университетов принципам автономии и подотчетности, ценностям академической свободы. Это означает, что вузы имеют право:

определять свои собственные стратегии;

выбирать приоритеты в учебной и исследовательской работе;

формировать образовательные программы;

устанавливать критерии отбора преподавателей;

Таким образом, мы наблюдаем, что на любом этапе историческом этапе развития университетов термин «академические права и свободы» не терял своего основного содержания. И в настоящее время российские университеты, стремясь занять достойное место в системе международного рейтинга качества высшего образования, неизбежно вынуждены будут придерживаться основных принципов академических прав и свобод, определяемых традициями и международными документами.

Правовой статус педагогических работников

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод, в том числе академических прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, а также ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свобода проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения и воспитания освоения обучающимися образовательных программ, в том числе рабочих программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин и модулей;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного курса, предмета, дисциплины и модуля;
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательного процесса, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатный доступ к пользованию услугами учебных, учебно-методических, научных и других структурных подразделений (при их наличии) организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления и органах самоуправления, в порядке, определяемом уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, Кодекса профессиональной этики педагогических работников, утверждаемого Всероссийским съездом педагогических работников.

5. Предоставляемые академические права и свободы влекут за собой ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
6. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
3) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
4) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) право на предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
6) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

7. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, мониторинговая работа, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с обучающимися. Конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и (или) должностными инструкциями.
Соотношение учебной (преподавательской) и другой работы педагогических работников в пределах рабочей недели или соответственно учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

8. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов дополнительные гарантии и меры социальной поддержки педагогическим работникам, в том числе предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, в случае, если они проживали и проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти календарных лет.

10. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения
единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

11. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам, в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.

Еще по теме:

  • Новый ук рф 2016 Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (внесены правки от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 […]
  • Мировой суд мира 56 Мировой суд мира 56 Судебный участок №2. Адрес: проспект Мира, 56, кабинеты №3, третий этаж. Телефон: 8(3435) 41–23–23. Мировой судья Карташова Марина Борисовна. Судебный участок №3. […]
  • Продажа за материнский капитал налог Налог при продаже имущества за материнский капитал, если покупателем является дочь Здравствуйте!В нашей квартире,которая куплена в феврале 2017 года(в долях по 1/4 у мамы с папой и в 1/2 у […]
  • Закон служба судебных приставов Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и […]
  • Пленум по гпк рф ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 11 декабря 2012 года №31 О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами […]