Государственный технический контроль и надзор в электроэнергетике

Рубрики Публикации

Государственный контроль в электроэнергетике

Реализация функций государственного контроля в электроэнергетике решает следующие задачи:

  • обеспечение энергетической безопасности России;
  • обеспечение качественного и надежного снабжения электроэнергией потребителей;
  • предотвращение рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, экологии, жизни или здоровью животных и растений;
  • адекватное и оперативное реагирование на нарушение субъектами предпринимательской деятельности обязательных требований.

Государственный контроль и надзор в электроэнергетике реализуется путем сочетания мер общегосударственного и отраслевого государственного контроля.

Меры общегосударственного контроля и надзора в сфере электроэнергетики обеспечивают энергетическую и промышленную безопасность, защиту жизни и здоровья людей, соблюдение норм антимонопольного законодательства и принципов тарифного регулирования.

Общегосударственный контроль осуществляется специализированными министерствами и ведомствами, выполняющими свои функции по защите общественно значимых интересов, которые одновременно свойственны всем отраслям.

Меры отраслевого государственного контроля в сфере электроэнергетики обеспечивают государственное участие в создании условий для качественного и надежного снабжения электрической энергией потребителей. Выполнение функции отраслевого контроля организовывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в энергетике и нормативно-правовому регулированию в отрасли.

Организация государственного контроля до мая 2008 года

Система была организована следующим образом:

  • общегосударственный контроль и надзор в электроэнергетике осуществляли Ростехнадзор, ФАС России, ФСТ России, ФСБ России, МЧС России.
  • отраслевой государственный контроль в электроэнергетике осуществлялся:
    • Минпромэнерго России в части выработки государственной политики в энергетике и нормативно-правовому регулированию в отрасли;
    • Федеральным агентством по энергетике России в части оказания государственных услуг по управлению государственным имуществом в энергетике.

Одновременно, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 792 «О перечне услуг по организации функционирования и развитию единой энергетической системы России», ОАО РАО «ЕЭС России» с использованием имеющихся корпоративных рычагов влияния на дочерние и зависимые общества осуществляло ряд элементов отраслевого контроля по следующим направлениям:

  • управление ЕЭС России;
  • оказание услуг по организации функционирования и развития ЕЭС России;
  • эксплуатация электростанций, линий электропередачи и подстанций ЕЭС России;
  • проектирование, строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение и ремонт объектов ЕЭС России;
  • проведение технического контроля за состоянием оборудования объектов электроэнергетики.

Благодаря имеющимся полномочиям ОАО РАО «ЕЭС России» осуществляло контроль за техническим состоянием объектов электроэнергетики и их оборудования и способностью этих объектов выполнять свои функции по качественному и надежному обеспечению электроэнергией потребителей.

Организация государственного контроля в электроэнергетике с 2008 года

Изменения структуры Правительства Российской Федерации в мае 2008 года и окончание в июле 2008 года реструктуризации ОАО РАО «ЕЭС России» не повлияли на организацию общегосударственного контроля.

В сфере отраслевого государственного контроля произошли изменения. Минэнерго России приняло на себя функции Минпромэнерго России в области энергетики и Федерального агентства по энергетике России, а также частично функции, ранее исполняемые ОАО РАО «ЕЭС России», по контролю за коммерческой и технологической инфраструктурой отрасли, а также за реализацией инвестиционных программ компаний с государственным участием в их уставных капиталах.

Функция контроля за надлежащим техническим состоянием оборудования объектов электроэнергетики не была обеспечена в полной мере. Сейчас Минэнерго РФ развернуло активную работу по восстановлению утраченной компетенции.

Управление Ростехнадзора по Калужской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от __ _______ 2010 г. № ____

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об осуществлении технического контроля и надзора в электроэнергетике (государственного энергетического надзора);

изменения, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление технического контроля и надзора в электроэнергетике (государственного энергетического надзора) в сфере установленных функций, являются:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – за исключением объектов, в отношении которых осуществление технического контроля и надзора в электроэнергетике (государственного энергетического надзора) федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти;

иные федеральные органы исполнительной власти, на которые федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации возложено осуществление отдельных функций по контролю и надзору за безопасной эксплуатацией электрических установок и сетей, в соответствии с их компетенцией.

3. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления

а) разработать и по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой утвердить:

порядок выдачи и форму разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства);

порядок подтверждения надлежащего технического состояния энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) потребителей электрической энергии;

порядок подтверждения неудовлетворительного состояния энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) потребителей услуг по передаче электрической энергии, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности;

порядок выдачи и форму заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.

б) совместно с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление технического контроля и надзора в электроэнергетике (государственного энергетического надзора), разработать и утвердить административные регламенты взаимодействия при осуществлении государственного энергетического надзора.

4. Реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего постановления, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Государственный контроль и надзор в электроэнергетике

Приволжское управление Ростехнадзора осуществляет государственный технический контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), включая требования безопасности электрических установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) на территориях.

1.Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30.07.2004 N 401.

2.Федеральный закон N 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

3.Федеральный закон N 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике».

4.Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5.Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) (утв. Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, рег. в Минюст России от 22.01.2003 № 4145).

6.Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р. М-016-2001; РД 153-34.0-03.150-00) (утв. постановлением Министерством труда и социального развития РФ от 05.01.2003 № 3, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 27.12.2000 № 163).

7.Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним (ИПиИСЗ) (утв. приказом Министерства энергетики РФ от 30.06.2003 № 261).

8.Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160).

9.Правила устройства электроустановок (6 и 7 издания).

10. Приказ Ростехнадзора от 21.12.2017 г. № 557 Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики и (или) требования безопасности в сфере теплоснабжения, которые подлежат применению при проведении плановых проверок поднадзорных субъектов (объектов) при осуществлении федерального государственного энергетического надзора

Государственный технический контроль и надзор в электроэнергетике

Государственный энергетический надзор в современных условиях

Управление Государственного энергетического надзора

Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Вопросам энергетики со стороны государственных органов всегда уделялось и уделяется огромное внимание. Работа над Энергетической стратегией России показывает первостепенную важность определения пути развития отрасли в условиях ограничений, накладываемых использованием углеводородного сырья. Не случайно и на саммите большой восьмёрки одним из трёх основных вопросов был вопрос обеспечения энергетической безопасности, которая должна пониматься максимально широко, но, в нем, без сомнения, имеются и задачи, стоящие перед энергетическим надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г . № 314 функции по контролю и надзору упразднённого Министерства энергетики РФ были переданы в Федеральный горный и промышленный надзор России. В результате проведения административной реформы в том же году создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ( Ростехнадзор ), одним из подразделений которого стало Управление по надзору в электроэнергетике.

В настоящее время Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возглавляет К. Б. Пуликовский . Структура службы включает 15 управлений (см. 2 стор . обложки), в том числе Управление государственного энергетического надзора (организовано в апреле 2006 г .), в составе которого имеются отделы: по надзору за электрическими сетями и электроустановками потребителей; по надзору за электрическими станциями, тепловыми установками и сетями; по надзору за гидросооружениями; котлонадзора.

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением:

· требований безопасности в энергетике, в том числе надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием оборудования и основных сооружений электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, электрических и тепловых установок потребителей, при вводе в эксплуатацию энергетических объектов, за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

· норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики собственниками и эксплуатирующими организациями (за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

· правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических станций и тепловых энергоустановок, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей и требований безопасности при их эксплуатации, правил охраны электрических сетей, правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлением (паровых котлов, трубопроводов пара и сосудов, работающих под давлением более 0,07 МПа, водогрейных котлов и трубопроводов горячей воды с температурой нагрева более 115 ºС);

· требований безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, на которых имеется оборудование, работающее под давлением, а также при изготовлении, монтаже, наладке, ремонте, реконструкции, техническом диагностировании (освидетельствовании) и эксплуатации такого оборудования.

Ростехнадзор (через Управление государственного энергетического надзора и территориальные органы) осуществляет надзор более чем за 3 миллионами объектов, в числе которых: 705 электростанций и блок-станций ; 26 тыс. малых (технологических) электростанций; около 1500 гидротехнических сооружений предприятий энергетики и промышленности; 800 тыс. потребителей тепловой энергии; 2 млн потребителей электрической энергии; 300 тыс. единиц оборудования, работающего под давлением на 32,5 тыс. предприятий; о коло 400 организаций-изготовителей такого оборудования и свыше 1000 организаций, осуществляющих его монтаж и наладку.

В нынешних экономических условиях, когда преобладает частная собственность, государственные надзорные структуры и экспертные организации должны обеспечить понимание собственниками необходимости проведения работ по обеспечению безопасности. Подобная проблема стоит и перед надзором в электроэнергетике. К. Б. Пуликовский на VII Всероссийском форуме по организации систем оценки соответствия отметил: «Для собственников на первом месте стоит экономическая эффективность, а перед Ростехнадзором – энергобезопасность . Задача – найти разумный баланс, чтобы собственник, думая об извлечении прибыли, не забывал об энергобезопасности».

К сожалению, общая государственная политика по сокращению числа лицензируемых видов деятельности привела к тому, что перестали лицензироваться: деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей; проектирование и строительство опасных производственных объектов; изготовление, ремонт и монтаж оборудования для этих объектов. Как следствие, исключен контроль за предаттестационной подготовкой руководителей и специалистов. В результате снизилось качество проектных, строительных и монтажных работ, упал уровень подготовки персонала.

Задача, поставленная Правительством РФ перед Ростехнадзором – наладить контроль за организацией подготовки персонала во всех отраслях, и Управление должно возглавить эту работу по направлению госэнергонадзора . Мы организуем проведение аттестации и проверки знаний руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области энергетики, промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением, безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, а также членов центральных аттестационных комиссий подконтрольных организаций.

Управление осуществляет учёт и анализ аварий, случаев производственного травматизма на поднадзорных объектах, участвует в техническом расследовании их обстоятельств и причин, осуществляет контроль правильности расследования и достаточности принимаемых профилактических мер, разрабатывает предложения по предупреждению аварий. Большое внимание уделяется вопросам технического диагностирования оборудования, отработавшего расчётный срок службы, разработке новых нормативных документов, методов и способов контроля состояния, оценки остаточного ресурса и продления срока службы оборудования.

Проведение оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору , предусмотрено несколькими федеральными законами: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О техническом регулировании», «Об электроэнергетике». Так, в соответствии со ст. 7 ФЗ » О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательную сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Отметим, что к моменту создания в ходе административной реформы Ростехнадзора под эгидой Минэнерго уже сформировалась и успешно работала Система подтверждения соответствия в области электроэнергетики (например, в ней регистрировали и аккредитовывали электроизмерительные лаборатории и органы по сертификации). Необходимо возобновлять утраченные системы подтверждения соответствия.

В настоящее время Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору закреплена функция контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), поэтому Управление государственного энергетического надзора возобновляет работу по регистрации и аккредитации испытательных и измерительных электролабораторий . Система аккредитации охватывает и деятельность в области подготовки персонала по промышленной безопасности, а с выходом постановления Правительства РФ от 28.03.01 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» получила правовую поддержку деятельность по оценке соответствия в области неразрушающего контроля, определённая Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля и Правилами аттестации персонала в области неразрушающего контроля. Это позволит упорядочить деятельность организаций, отвечающих за подтверждение соответствия в электроэнергетике и повысить качество их работ.

Основным и самым эффективным инструментом в системе является процедура добровольной аккредитации, которая широко используется во всем мире. В Ростехнадзоре имеются органы оценки соответствия, которые могут осуществлять процедуры добровольной аккредитации (по линии Управления – НТЦ « Промбезопасность », ФГУ « Энергобезопасность » и др.). Для постановки ра боты по оценке соответствия на самый высокий научно-технический уровень, Ростехнадзор организовывает взаимодействие и сотрудничество с Российской академией наук, Московским энергетическим институтом (техническим университетом) и со многими другими ведущими организациями страны.

Управление в установленном порядке, в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», участвует в лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам, по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, по проведению экспертизы промышленной безопасности. Будут повышены требования к соискателям лицензий в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 г. № 389 «Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности». Основное изменение, вошедшее в новое Положение, – ужесточение лицензионных требований к персоналу и экспертам, к самой экспертной организации (работа эксперта в организации должна быть основной; в штате должен быть, как минимум, один работник, удовлетворяющий квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим проведение экспертизы соответствующего направления, и др.).

В области лицензирования деятельности по продаже электрической энергии гражданам Ростехнадзор по поручению Правительства РФ подготовил и направил в Минпромэнерго, Минэкономразвития, Федеральную антимонопольную службу изменения в действующее Положение, прописав в нем, как одно из лицензионных требований, проведение сертификации качества поставляемой электрической энергии, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». В первую очередь это нужно для того, чтобы потребитель, обращаясь в любую структуру, подведомственную Ростехнадзору , аттестованную или аккредитованную им, получал квалифицированное, основанное на единых требованиях, решение вопроса.

РАО «ЕЭС России» и Минпромэнерго РФ внесли в Правительство РФ технический регламент «О безопасности при нарушениях электроснабжения», основные положения которого будут реализованы в качестве методических указаний уже этой зимой. В регламенте введено понятие «режима с высокими рисками значительных нарушений электроснабжения» и определён механизм введения ограничений потребителей в энергодефицитных регионах. Решение об их объявлении или прекращении принимается системным оператором. При невыполнении распоряжений о введении ограничений потребитель может быть ограничен (или отключен) сетевой организацией до величины аварийной брони (минимальной мощности) по команде системного оператора. В каждом регионе, где объявлен такой режим, создают специальные штабы по контролю за электроснабжением . Руководителям территориальных органов Службы в регионах поставлена задача принимать самое активное участие в работе создаваемых штабов.

Отметим также, что к полномочиям Управления отнесена и организация согласования Службой схем развития системы энергоснабжения регионов, городов и населённых пунктов, а также проверка соответствия существующих схем энергоснабжения объектов и электроустановок потребителей установленным категориям надёжности. Эти вопросы приобретают особую актуальность в условиях функционирования рынков электроэнергии.

Давно наступило время качественного перевооружения существующих мощностей. Суммарный дефицит энергетических мощностей в России (по прогнозу Минэкономразвития) составит к 2010 г. 14 ГВт. Продолжает снижаться доля удовлетворяемых заявок на подключение к энергетическим системам, стоимость подключения растет. Согласно р азработанной по поручению Президента РФ программе мер по привлечению инвестиций в электроэнергетику, утвержденной на заседании Правительства РФ, в 2006–2010 гг. объёмы инвестиций в отрасль должны составить 2,1 трлн руб. (в том числе в Москве предусмотрено пятилетнее финансирование в размере 439 млрд руб., в Санкт-Петербурге – 239 млрд руб.). Д ля реализации комплекса мер, связанных с вводом энергомощностей , необходимо обеспечение своевременной выдачи разрешений на вводимые и существующие объекты.

В этих условиях перед персоналом Службы стоит задача работать на опережение и уже на стадии технико-экономического обоснования проекта (в крайнем случае – на стадии проектирования) подключаться к работе, чтобы при проектировании, подборе оборудования, его проверке, монтаже, наладке, испытаниях, вводе в эксплуатацию было обеспечено надлежащее надзорное сопровождение. Как намерена Служба реализовывать столь масштабную задачу? Это возможно только с участием самого широкого круга специализированных организаций, прошедших оценку соответствия в системе, которая создана в Ростехнадзоре . Более того, на базе действующей системы необходимо ее развитие для создания системы аудита качества.

Правительство РФ утвердило очередную программу разработки технических регламентов. Ростехнадзор участвует в разработке 111 технических регламентов, из них Управление госэнергонадзора – в восемнадцати. В течение 2007 г. Управление обязано совместно с другими управлениями центрального аппарата Ростехнадзора рассмотреть и представить в Минпромэнерго России замечания и предложения по 14 техническим регламентам, два регламента должны быть рассмотрены в январе-феврале 2008 г.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию от 15 мая 2006 г. Служба вышла с инициативой о законодательном определении Ростехнадзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за эффективным использованием ТЭР. Это положение включено в проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об энергосбережении». Министерство природных ресурсов по поручению Правительства РФ в настоящее время прорабатывает предложение по созданию единого надзорного органа за гидротехническими сооружениями, идея которого поддержана Ростехнадзором .

В вопросах законотворческой деятельности Служба надеется на тесное сотрудничество с потребителями электрической и тепловой энергии, заинтересованными министерствами и ведомствами, с Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Позиции и видение путей решения существующих и возникающих проблем безопасности в энергетике могут быть различными, но Ростехнадзор во всех случаях руководствуется и будет руководствоваться стратегическими интересами развития электроэнергетики, обеспечивая в своей сфере деятельности энергетическую безопасность России.

Организация надзора и контроля в электрических сетях и электроустановках потребителей

А.В. Цапенко,
заместитель начальника Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора
В.Б. Бережков,
начальник отдела по надзору за электрическими сетями и электроустановками потребителей Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора

Главной задачей государственного энергетического надзора является обеспечение безопасности. В соответствии с Положением Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике (осуществляет технический контроль и надзор в электроэнергетике).

Задачей органов государственного энергетического надзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических сетей и установок потребителей электрической энергии независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Контрольная деятельность Управления должна быть направлена на соблюдение государственных интересов, предупреждение, профилактику причин и условий возникновения технологических нарушений и травматизма, связанных с эксплуатацией электрических сетей и установок потребителей. Управлению государственного энергетического Ростехнадзора надзора поднадзорны: • организации, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

• более чем 32,5 тысячи предприятий;

• более 2 млн. потребителей электрической энергии;

• свыше 1000 организаций, осуществляющих монтаж и наладку такого оборудования.

Основным направлением в организации работы является обеспечение реализации проводимой Управлением государственного энергетического надзора единой государственной политики в области осуществления надзора и контроля в сфере безопасности электрических сетей и электроустановок потребителей, других функций для выполнения главной цели

Ростехнадзора — обеспечение защищенности поднадзорных объектов, работников этих объектов, населения от угроз техногенного характера путем применения разрешенных законодательством мер, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований законодательства, Норм и Правил.

Современное общество пришло к зависимости от надежной поставки электроэнергии, которая стала важнейшей составляющей жизнеобеспечения и среды обитания людей в целом. Крупные отключения электроэнергии по масштабам ущерба могут быть причислены к наиболее разрушительным видам бедствий, наносящим удар по энергетической безопасности страны, ее экономике, создают угрозу для жизни граждан.

Развитие конкурентных отношений в электроэнергетике и участившиеся в мире крупные системные аварии указывают на необходимость повышения внимания к обеспечению надежности энергосистем и энергообъединений. Основные проблемы в обеспечении надежности возникают из-за недостаточно эффективного разделения ответственности между участниками единого технологического процесса: генерации, передачи, распределения и потребления электроэнергии, а также отставания процессов адаптации технологической части нормативно-правовой базы.

Следует отметить, что ранее действовавшая нормативно-техническая база, состоящая из более 2000 НТД, требует коренного пересмотра по следующим причинам:

• морального старения части норм и требований, содержащихся в ранее действующей НТД;

• вступления в силу Федерального закона о «Техническом регулировании»;

Работа по созданию новой нормативно-технической базы включает в себя разработку:

• общих и специальных технических регламентов;

• национальных стандартов в соответствии с национальной программой и по инициативе субъектов технического регулирования;

Для обеспечения надежности и безопасности в новых условиях формируется новая нормативно-техническая база. При этом необходимо сохранить преемственность с ранее действующей НТД, использовать содержащиеся в них актуальные нормы и требования.

Технология разработки новой нормативно-технической базы предусматривает:

• «распаковку» действующих НТД на отдельные нормы и требования;

• ранжирование норм и требований на относящиеся к энергобезопасности и иные;

• актуализацию норм и требований;

• структурирование и классификацию норм и требований, в том числе по уровням:

• формирование указанных документов в соответствии с Законом «О техническом регулировании».

Такой подход позволит не только сохранить актуальные нормы и требования, но и выявить «белые пятна», определить недостающие или требующие обновления нормы и требования, сформировать на их основе документы, отвечающие требованиям Закона о «Техническом регулировании» и обеспечивающие надежную и безопасную эксплуатацию объектов электроэнергетики.

Для организации работ по созданию нормативно-правовой базы технического регулирования сформирована Центральная комиссия по техническому регулированию под руководством заместителя Председателя Правления РАО «ЕЭС России» с участием Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Минпромэнерго России, Ростехрегулирования, Ростехнадзора, МЧС России и др.

При этом создана рабочая группа РАО «ЕЭС России» и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с основной задачей подготовить предложения по обеспечению функционирования объектов электроэнергетики после реорганизации энергохолдинга. В работе рабочей группы также принимают участие представители Управления по контролю и надзору в ТЭК Федеральной антимонопольной службы.

В целях осуществления нормативного правового регулирования Управлением государственного энергетического надзора были рассмотрены и даны предложения по проектам федеральных законов (5 техническим регламентам): «О безопасной эксплуатации электроустановок», «О безопасности электроустановок», «О безопасности при нарушении электроснабжения», «Об организации безопасной эксплуатации электрических станций и сетей», «О безопасности низковольтного оборудования», «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» и постановлениям Правительства Российской Федерации «О порядке установления и использования охранных зон объектов электросетевого хозяйства» и «О внесения изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», а также в проект приказа Минпромэнерго «О внесении изменений и дополнений в приказ Минпромэнерго России от 20 июля 2006 г. № 164 «Об аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике».

В феврале 2007 г. в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 «Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике», приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 164 от 20.07.2006 г. «Об аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) проведена государственная аттестация лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Аттестация проводилась в комиссиях Управления государственного энергетического надзора, межрегиональных и территориальных органах Ростехнадзора с использованием согласованного программного комплекса «Эксперт диспетчер».

Государственную аттестацию успешно прошли работники (главные диспетчеры, начальники оперативно-диспетчерских служб, а также их заместители) центрального аппарата и 62 филиалов ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» и организаций ОАО «Башкирэ-нерго», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Новосибирскэнерго», ОАО «Татэнерго», функционирующих в Единой энергетической системе России, а также ОАО «Камчатскэнерго», ОАО «Магаданэнерго», ОАО Норильско-Таймырской энергетической компании, ОАО «Якутскэнерго», функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

На сегодняшний день имеется только один случай (по ОАО «Чукотэнерго»), где работники оперативно-диспетчерских служб не прошли государственную аттестацию.

Особенность проведения данной аттестации заключалась в том, что она прошла единовременно по всей территории Российской Федерации без отрыва от выполнения функций диспетчерского персонала по управлению электроэнергетическим режимом работы электростанций, сетевого хозяйства, других ее элементов и обеспечению баланса производства и потребления электрической энергии в Единой энергетической системе России.

Результаты проведенной государственной аттестации подтверждают высокий профессиональный уровень диспетчеров, которые своей ежедневной работой обеспечивают надежное функционирование Единой энергосистемы России и территориально изолированных энергосистем.

В рамках осуществления государственного контроля за системой оперативно-диспетчерского управления Управление государственного энергетического надзора в период с 15 по 17 августа 2007 года участвовало в работе комиссии ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» по проведению приемочных испытаний программно-аппаратного комплекса «Электронный оперативный журнал».

По результатам приемочных испытаний комиссией подписан акт готовности к вводу в промышленную эксплуатацию программно-аппаратного комплекса «Электронный оперативный журнал» в ОАО «СО-ЦДУЕЭС».

Преимущество электронного оперативного журнала состоит в том, что, в отличие от бумажных оперативных журналов, он позволяет систематизировать информацию оперативно-диспетчерского характера о режимах энергосистемы, отключениях, командах диспетчера, работе релейной защиты и противоаварийной автоматики, работе программно-аппаратного комплекса, состояния средств телемеханики и связи.

Управление государственного энергетического надзора письмом от 8 октября 2007 года № 10-04/3009/2 одобрило использование программно-аппаратного комплекса «Электронный оперативный журнал» в центральном аппарате ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» и его филиалах.

При этом рекомендовано использование его в субъектах оперативно-диспетчерского управления, а также в сетевых и генерирующих компаниях.

Следует отметить, что одной из приоритетных задач по обеспечению энергобезопасности страны является осуществление технического надзора за состоянием сетевых объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС).

Передача электрической энергии является естественно-монопольным видом деятельности, технологической основой которой является ЕНЭС. Она формирует Единую энергетическую систему Российской Федерации, объединяя для параллельной работы основные электростанции и узлы нагрузки и обеспечивая передачу электроэнергии между ними, а также осуществляя связь ЕЭС России с энергосистемами других стран.

Протяженность магистральных линий 220 кВ и выше (135 тыс.км.) составляет всего 5,5% от общей протяженности электрических сетей России. Распределительные сети высокого напряжения 35-110 кВ, находящиеся преимущественно в ведении АО-энерго, составляют свыше 400 тыс. км (16,4%).

Мощность ПС магистральных сетей (322 ГВА) составляет почти 45% общей мощности трансформаторного парка ПС электрических сетей России.

Также значительна (287 ГВА, 40%) мощность ПС электрических сетей 35-110 кВ АО-энерго, число которых почти в 20 раз превышает число ПС магистральных сетей.

За 5 лет износ оборудования подстанции с напряжением 110 кВ и выше увеличился на 15%, причем срочной замены требуют 15% выключателей и 4% трансформаторов. Это обусловлено тем, что при нормативном ресурсе подстанции 110 и 220 кВ, равном 30 лет, половина всех подстанций этого класса отработали от 20 до 35 лет.

Отметим, что вводы новых линий электропередачи, предусмотренные вариантами правительственной программы ЭС-2020, практически не реализуются.

Правительство поручило Минпромэнерго совместно с Минэкономразвития, ФСТ, Росатомом и Ростехнадзором разработать Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Основная цель энергостратегии — максимально эффективное использование ресурсного и производственного потенциалов энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

Генеральная схема призвана решить следующие основные задачи:

• Вывод электроэнергетики России на новый технологический уровень, подразумевающий увеличение среднеотраслевого КПД, снижение удельных расходов топлива, повышение маневренности и управляемости.

• Создание избыточной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей полноценное участие энергокомпаний в рынке электроэнергии и мощности, а также усиление межсистемных связей, гарантирующих надежность обмена энергией и мощностью между регионами России и для целей экспорта.

• Решения по масштабам развития и размещения АЭС и ГЭС.

• Оптимизация топливной корзины электроэнергетики за счет оптимального размещения тепловой генерации.

• Минимизация негативного влияния на экологию.

Учитывая поручения Правительства РФ и прогнозируемый рост потребления электроэнергии, представители Управления, в соответствии с Приказом Минпромэнерго РФ от 22.09.2006 г. № 229, вошли в состав межведомственной рабочей группы по разработке генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года.

В условиях развивающейся промышленности особую значимость для экономики страны имеет развитие энергетической отрасли, учитывая длительный инвестиционный цикл сооружения

крупных гидравлических, тепловых, атомных электростанций и электросетевых объектов. Правительство Российской Федерации поручило Минпромэнерго РФ принять необходимые меры для обеспечения надежности энергоснабжения населения страны, экономики и социальной сферы.

На заседании рабочей группы, состоявшемся 28 марта 2007 г., принято решение одобрить размещение объектов электроэнергетики на период до 2020 года и предложения ОАО «ФСК» и ОАО «СО -ЦДУ» по развитию межсистемных электрических сетей. По результатам проведенного заседания Управлением государственного энергетического надзора было направлено предложение в Минпромэнерго РФ за № 10-04/780 от 28.03.2007 г. о рассмотрении вопроса по дальнейшей реализации проекта, в частности об обеспечении квалифицированными кадрами энергетических объектов на период их строительства и эксплуатации, и письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за № КЧ-41/502 от 12.04.2007 г. о согласовании проекта генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года.

Актуальность обсуждения и принятия генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года была определена, с одной стороны, ростом российской экономики, с другой стороны, важной предпосылкой стало проведение преобразований в рамках реформирования отрасли.

Электроэнергетика является одной из базовых отраслей экономики, во многом определяющей развитие других отраслей и сферы потребления. Но, как показывает анализ, проведенный в ходе подготовки генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года, сохранение существующих тенденций опережающего роста потребления при низкой инвестиционной активности в электроэнергетике будет вести к нарастанию числа дефицитных регионов и величины дефицита.

Исходя из существующей ситуации, когда электроэнергетика может стать сдерживающим фактором роста экономики, и были определены целевые установки по развитию энергетики. Электроэнергетика должна превратиться в отрасль, обеспечивающую надежную энергетическую основу для устойчивого роста экономики. Согласованная Ростехнадзором генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года предусматривает строительство и техническое перевооружение по всем видам генерации: атомным станциям, тепловой генерации, гидроэлектростанциям, а также развитие магистральных и распределительных сетей.

Планы развития электроэнергетической отрасли должны быть открыты и согласованы со смежными отраслями, также требующими долгосрочного планирования (газовая, угольная, нефтяная промышленность), а также с отраслями, связанными с производством энергетического оборудования.

19 апреля 2007 г. Правительством Российской Федерации принята за основу Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

В целях реализации полномочий территориальных управлений технологического и экологического надзора Ростехнадзора по надзору, контролю за межсистемными электрическими сетями и системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике приказом Ростехнадзора от 15 февраля 2007 г. № 67 утверждены распределения полномочий между территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Во исполнение данного приказа в целях повышения централизации надзора за межсистемными электрическими сетями и системой оперативно-диспетчерского управления территориальными органами Ростехнадзора пересмотрены структура и штатное расписание территориальных органов и внесены изменения и дополнения в положения об управлениях, отделах и в должностные регламенты. Эффект такой реорганизации состоит в уменьшении числа структурных подразделений территориальных управлений, осуществляющих данный вид надзора.

За последние 10 лет в энергосистемах России произошло около 200 технологических нарушений с частичным отключением энергосистем (или разделением их на части), причем указанные нарушения сопровождались значительным снижением частоты. Ежегодный суммарный недоотпуск электроэнергии в целом по РАО «ЕЭС России» по вине персонала составил от 1300 до 1500 МВт/ч. За этот же 10-летний период имели место 300 сбросов нагрузки на электростанциях с частичной или полной потерей электроснабжения собственных нужд. Число вынужденных остановов отечественных блоков из-за отказов оборудования на ТЭС — 30%. Доля вины эксплуатационного персонала в этих нарушениях составляет значительную величину (до 15%). Это обусловлено ростом сложности управления и напряженности работы персонала, значительным объемом физически и морально устаревшего оборудования, поступлением топлива пониженного или сильно меняющегося качества, недостаточной квалификацией персонала и нарушением правил производства оперативных переключений, а также рядом организационных причин.

За 9 месяцев 2007 года аварий в работе энергосистем и электрических сетей не было.

Количество технологических нарушений, классифицированных как инцидент, за аналогичный период составило 1319 случаев .

Только за сентябрь и октябрь 2007 г. произошли 9 технологических нарушений, связанных с ошибками персонала.

Так, из-за ошибок персонала 31.08 07 г. на Волго-Донской АЭС отключился единственный блок № 1 с нагрузкой 1000 МВт., 07.09.07 г.; на Рефтинской ГРЭС отключился блок № 4 (300 МВт) при нагрузке 270 МВт.; 10.10.07 г. на Курской ТЭЦ-1 отключились I и II с.ш. 110 кВ.

Аналогично складывается ситуация с ошибками персонала и в электрических сетях. Так, 14.09.07 г. в сетях Дагэнерго отключилась ВЛ 330 кВ Дербент — Яшма; 20.09.07 г. в Ставропольэнерго отключилась ВЛ ПО кВ Т-304 — Ново-Павловская; 20.09.07 г., на ПС «Азот» 500 кВ МЭС Волги отключена ВЛ 220 кВ Азот — КС-22, 02.10.07 г.; на ПС «Чагино» 500 кВ МЭС Центра, отключилась II с.ш. 500 кВ; 15.10.07 г. в МЭС Урала на Ириклинской ГРЭС отключились выключатели В-50 и В-52 500 кВ; 20.10.07 г. на ПС «Ленинградская» 750 кВ отключился АТ-1 750/330 кВ 1000 МВА.

Особенно неблагоприятная обстановка складывается с подготовкой в сетевых организациях к ОЗП 2007-2008 гг.

Следует отметить, что в зимний период 2006-2007 гг. из-за неудовлетворительного состояния систем плавки гололеда на воздушных линиях электропередач произошли технологические нарушения работы электрических сетей в г. Сочи, которые привели к повреждению электротехнического оборудования.

Такие же недостатки имели место и при подготовке к ОЗП 2007-2008 гг.

Так, 14 октября 2007 г. из-за снегопада, обрушившегося на столичный регион, в 7 районах Московской области произошли частичные перебои с подачей электроэнергии, вследствие этого без электричества осталось около 150 населенных пунктов, где проживает порядка 30 тыс. человек. Кроме того, пострадала большая часть Смоленской области, где были обесточены более 200 населенных пунктов с общей численностью 40 тыс. человек.

Основными причинами перебоев подачи электроэнергии в Московскую и Смоленскую область явилось налипание мокрого снега на провода, а также сильные порывы ветра, в результате чего произошли обрывы линий электропередачи.

Анализ произошедших технологических нарушений показывает, что аналогичные случаи имели место в других регионах России.

Так, 19.10.07 в Дальневосточной распределительной компании из-за непогоды (сильный ветер, дождь со снегом, гроза) отключались 19 ВЛ 110 кВ, в результате гололедных явлений имеются повреждения ВЛ ПО кВ. 21.10.07 в сетях ОАО

«Камчатскэнерго» при гололеде отключилась ВЛ 220 кВ Мутновские ГеоЭС — Авача. 06.10.07 в сетях ОАО «Якутскэнерго» при мокром снеге отключилась ВЛ 110 кВ Н.Куранах — Лебединый.

Характерной причиной технологических нарушений, связанных с гололедными явлениями, является низкий уровень подготовки технических устройств и соблюдения правил охраны воздушных линий электропередач, вызванный ослаблением контроля со стороны руководителей энергоснабжающих организаций.

В целях оценки проверки готовности электроснабжающих организаций к работе в осеннее-зимний период и ликвидации имеющихся недостатков эксплуатации электрических сетей Управлением государственного энергетического надзора предложено территориальным органам Ростехнадзора усилить контроль за соблюдением правил охраны воздушных линий электропередач и работоспособностью устройств плавки гололеда в осеннее-зимний период.

Анализ произошедших технологических нарушений в текущем году показывает, что участились технологические нарушения, связанные с ошибочными действиями оперативного персонала.

Особенно неблагополучное положение сложилось с оперативным обслуживанием ПС в филиалах ОАО «ФСК ЕЭС».

Так, только в 2007 году Управление государственного энергетического надзора взяло под личный контроль пять расследований технологических нарушений, вызванных ошибочными действиями персонала, три из которых произошли в филиалах ОАО «ФСК ЕЭС».

Характерной причиной технологических нарушений, вызванных ошибочными действиями персонала, является низкий уровень подготовки работников организаций, осуществляющих оперативные переключения в электроустановках, вызванный ослаблением контроля со стороны руководителей организаций, поднадзорных Ростехнадзору.

В целях обеспечения выполнения мероприятий по недопущению аналогичных нарушений на поднадзорных предприятиях Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора принято решение: при технологических нарушениях в работе электрических сетей, вызванных ошибочными действиями персонала, принимать обязательное участие в расследовании произошедшего нарушения.

Следует отметить, что Управлением государственного энергетического надзора было взято под особый контроль расследование технологических нарушений, произошедших 08.04.2007 г. (Ямало-Ненецкое ПМЭС) и 24.04.2007 г. (Ханты-Мансийское ПМЭС), предварительно попадающих под признаки аварии. По результатам проведенных расследований, отраженных в актах №№ 3, 212, и полученных разъяснений (письма, приказы, служебные записки) от руководителей ФСК ЕЭС Ростехнадзором принято окончательное решение о снятии с учета данного нарушения и классификации его как инцидента.

Одновременно с этим Управление государственного энергетического надзора дало поручение МТУ довести до персонала межрегиональных отделов по надзору за МЭС предпосылки, обстоятельства и причины возникновения технологических отключений ВЛ в МЭС Западной Сибири и выводы, изложенные в прилагаемом приказе ФСК ЕЭС от 09.06.2007 г. № 156, с целью проверки исполнения данного приказа филиалами ФСК.

В связи с необходимостью организации осуществления государственного контроля за соблюдением субъектами оперативно-диспетчерского управления требований и условий федеральных законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, разработано и утверждено приказом Ростехнадзора от 3 апреля 2007 № 199 РД-12-04-2007 «Положение об организации и осуществлении контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и особенностях организации и проведения аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике».

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35- ФЗ «Об электроэнергетике», Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 и приказа Минпромэнерго РФ № 164 от 20.07.2006 г. в феврале 2007 г. Управлением государственного энергетического надзора проведена государственная аттестация лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.

Государственную аттестацию успешно прошли работники (главные диспетчеры, начальники оперативно-диспетчерских служб, а также их заместители) центрального аппарата и 62 филиалов ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» и организаций: ОАО «Башкирэнерго», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Новосибирскэнерго», ОАО «Татэнерго», функционирующих в Единой энергетической системе России, а также ОАО «Камчатскэнерго», ОАО «Магаданэнерго», ОАО «Норильско-Таймырской энергетической компании», ОАО «Чукотэнерго», ОАО «Якутскэнерго», функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

Одним из ключевых вопросов, связанных с организацией надзора и контроля, является подготовка инспекторского состава, в связи с этим разработаны «Методические указания о порядке подготовки и аттестации инспекторского состава по вопросам государственного энергетического надзора за энергоустановками» (РД-12-02-2007) и утверждены приказом Ростехнадзора от 2 апреля 2007 № 203.

В Методических указаниях определены формы подготовки инспекторского состава по вопросам государственного энергетического надзора, процедуры реализации этих форм и порядок аттестации вышеуказанного персонала.

При планировании работы учитывается необходимость тесного взаимодействия с МТУ Ростехнадзора. В частности, в 2007 году проведены проверки предприятий ОАО «Газпром» и его филиалов, шахт в Кемеровской области, поднадзорных Управлению государственного энергетического надзора.

По результатам проверок составлено 10 актов-предписаний, при этом выявлено 1025 нарушений, выдано 39 протоколов об административных правонарушениях (административные штрафы).

Анализ проведенных проверок показывает, что 64,5% выявленных нарушений составляют нарушения по организации безопасной эксплуатации, 35,3% —по техническому состоянию, 0,2% — по надежности энергоснабжения.

При этом подавляющая часть выявленных недостатков и нарушений составляют нарушения организации безопасной эксплуатации и связаны в большей степени с низким уровнем организаторской деятельности исполнительного аппарата Обществ, их производственных служб, руководителей организаций — потребителей электрической и тепловой энергии по эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, выполнению требований руководящих и нормативных документов.

Обеспечение надежной и эффективной работы энергетического оборудования с учетом его износа и организации эксплуатации требует принятия эксплуатационным персоналом и руководителями центрального аппарата ОАО «Газпром» программных решений по модернизации, реконструкции и замене оборудования.

Одновременно с этим, проанализировав работу территориальных управлений по проведенным проверкам, проводилась оценка деятельности инспекторского состава Ростехнадзора.

Основными задачами по взаимодействию с МТУ и УТЭН Ростехнадзора являются:

1. Совершенствование системы управления и контроля за работой межрегиональных и территориальных управлений.

2. Повышение эффективности надзорной деятельности путем реализации применения в полном объеме предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности Ростехнадзора.

3. Расширение применения административной практики приостановки производств, работ и допуска объектов в эксплуатацию через суды.

4. Укрепление существующей системы юридического и нормативно-методического сопровождения правоприменительной практики.

5. Обеспечение эффективного контроля за подготовкой к осенне-зимнему периоду, обеспечив особое внимание предприятиям с низким уровнем надежности энергоснабжения объектов социальной сферы, имеющим нарушения и замечания по вопросам подготовки к ОЗП.

6. Активизировать деятельность территориальных органов Ростехнадзора по контролю за выполнением энергосбытовыми организациями и другими хозяйственными субъектами, осуществляющими фактическую деятельность по продаже электрической энергии гражданам, требований законодательства по лицензированию.

7. Совершенствование работы по аккредитации в Единой системе оценки соответствия на

объектах, подконтрольных Ростехнадзору организаций, участвующих в проведении работ на объектах электросетевых компаний, крупных потребителей электроэнергии, электро- и теплоснабжающих компаний.

8. Определение предварительного порядка функционирования системы аудита качества при изготовлении энергетического оборудования отечественными и зарубежными производителями, удовлетворяющего требованиям национальных стандартов РФ и нормативных правовых документов Службы.

9. Систематизация взаимодействия по вопросам государственного энергетического надзора с территориальными органами.

10. Активизация работы органов надзора по информационному взаимодействию со службами органов исполнительной власти на местах, поднадзорными организациями и их оперативными подразделениями.

11. Информирование населения о деятельности энергетического надзора по вопросам энергобезопасности через интернет-сайты.

12. Анализ и организация комплексных надзорных мероприятий, направленных на бесперебойное функционирование систем электроснабжения особой группы электроприемников, в том числе для социально важных объектов (больниц, объектов связи и т.д.).

13. Совершенствование и методическое сопровождение системы обучения и аттестации инспекторского состава Энергетического надзора, руководителей и работников поднадзорных организаций.

И в этом году Управлению предстоит участвовать в оценке готовности предприятий к зиме. В этой связи персоналу территориальных управлений Ростехнадзора необходимо безотлагательно проанализировать существующие фактические схемы энергоснабжения городов, выявить в них слабые места по бесперебойной подаче электрической и тепловой энергии, особенно на социально значимые объекты, и обеспечить включение необходимых мероприятий поднадзорными организациями в план подготовки к следующему ОЗП.

Одной из основных задач является предупреждение и снижение травматизма путем государственного контроля и надзора за соблюдением требований безопасности.

Анализ проведенных в 2006 году проверок показал, что организованный на подконтрольных предприятиях производственный контроль зачастую осуществляется формально, его эффективность в части своевременного выявления и устранения нарушений промышленной безопасности низка (что наглядно видно при сравнении актов по результатам производственного контроля и предписаний по результатам инспекторских проверок). Установлены случаи, когда в организациях не проводится анализ нарушений, выявленных службами производственного контроля, не принимаются меры по искоренению причин, их порождающих. Имеет место недостаточное внимание к этим вопросам, а в отдельных случаях и нежелание ряда руководителей предприятий организовывать осуществление производственного контроля.

С начала 2007 г. произошол 181 случай электротравматизма со смертельным исходом.

Распределение случаев электротравматизма по Федеральным округам:

• Сибирский Федеральный округ — 39;

• Центральный Федеральный округ — 34;

• Приволжский Федеральный округ — 42;

• Уральский Федеральный округ — 13;

• Южный Федеральный округ — 15;

• Северо-Западный Федеральный округ — 21;

• Дальне-Восточный Федеральный округ — 17; Наибольшее количество несчастных случаев со

смертельным исходом произошло в Приволжском (42), Сибирском (39), Центральном (34) федеральных округах, при этом по территориальным органам Ростехнадзора наибольшее количество случаев составило:

• 11 — в МТУ по Северо-Западному ФО;

• 9 — в Московском МТУ;

• по 7 — в МТУ по Приволжскому ФО, Алтайскому МУТЭН, УТЭН по Кемеровской области.

Основными причинами несчастных случаев являются:

• невыполнение организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в энергоустановках;

• личная недисциплинированность, несоблюдение установленных требований и правил;

• недостаточная подготовленность персонала к выполнению мероприятий, влияющих на безопасность работ;

• низкая надежность технических устройств энергоустановок, влияющих на безопасность проводимых работ.

В связи с реформированием РАО «ЕЭС России» в целях организации работы по обеспечению функционирования объектов электроэнергетики после реорганизации энергохолдинга создана рабочая группа РАО «ЕЭС России» и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с постановлением Коллегии Ростехнадзором реализуются следующие мероприятия:

1. Начата разработка предложений по вопросам обеспечения безопасности эксплуатации и регулирования в энергетике Российской Федерации и порядка передачи разработанных РАО «ЕЭС России» стандартов и руководящих документов системы внутреннего аудита.

2. Прорабатывается вопрос о внесении изменения в Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части лицензирования деятельности по эксплуатации электрических сетей.

3. Оформляется соглашение между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и РАО «ЕЭС России», определяющее порядок взаимодействия в условиях реформирования и при подготовке прекращения деятельности РАО «ЕЭС России», предусматривающее в том числе выполнение ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» функций технического контроля за надежностью функционирования ЕЭС России, мониторинга состояния и уровня эксплуатации объектов электроэнергетики электрической энергии после реорганизации РАО «ЕЭС России».

4. Разрабатывается программа приоритетных направлений развития государственного энергетического надзора на 2007-2008 годы с учетом программ развития энергопромышленного комплекса России, а также планируемого прекращения деятельности РАО «ЕЭС России».

5. Одобрено решение по передаче ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС» функций инспекции РАО «ЕЭС России».

6. В целях подготовки нормативно-правового акта, имеющего межведомственный характер, требования которого являются обязательными для организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, Ростехнадзор совместно с РАО «ЕЭС России» планирует выйти во II картале 2008 года с инициативой в Правительство Российской Федерации о пересмотре и утверждении «Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период».

Подводя итог, можно сделать вывод, что в основу организации осуществляемого Службой государственного контроля за электрическими сетями, электроустановками потребителей и системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике положены следующие принципы:

• независимость Службы при выполнении ею своих функций от других государственных органов, а также от подконтрольных организаций;

• открытость информации о деятельности Службы;

• взаимодействие с контролирующими и другими органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование в области энергетики;

• дифференцированный подход к выбору объемов и форм контроля, в зависимости от достигнутого уровня безопасности объектов и их состояния.

Осуществление контроля не должно необоснованно ограничивать деятельность поднадзорных организаций.

В соответствии с поручением Управления государственного энергетического надзора, данным в письме от 16.07.2007 г. № 10-07/1096/2, ФГУ «НТЦ Энергобезопасность» провело сбор, обобщение и анализ данных по организации подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации инспекторского персонала территориальных управлений Ростехнадзора, осуществляющего государственный энергетический надзор.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1. Повышение квалификации инспекторского персонала организовано неудовлетворительно. Всего по управлениям Ростехнадзора повышение квалификации по всем видам надзора прошло только 348 из 2137 человек инспекторского персонала, т.е. 16,3%. Так, например, в Межрегиональном территориальном управлении (МТУ) по Центральному федеральному округу из 553 человек инспекторского персонала прошло повышение квалификации 69 человек (12,5%). В МТУ по Приволжскому федеральному округу из 780 человек инспекторского персонала прошло повышение квалификации 178 человек (22,8%). По видам Энергонадзора наименьший процент прошедших повышение квалификации — 16,3% в области электроэнергетики.

2. Представленные программы учебных Центров по подготовке и переподготовке инспекторского персонала не учитывают специфику и требования к работе в области энергетического надзора. В программы обучения необходимо включить следующие вопросы:

• структура, функции и задачи Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

• полномочия, осуществляемые Ростехнадзором по контролю и надзору;

• нормативно-правовые акты, действующие в Рое-технадзоре;

• методика контроля состояния и безопасности эксплуатации поднадзорных объектов Ростехнадзора;

• нормативно-техническая документация по эксплуатации энергоустановок и сетей, гидротехнических сооружений;

• анализ технического состояния и безопасности эксплуатации оборудования;

• законодательные акты в области энергетики (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, законодательство РФ);

• взаимоотношения МТУ с Экологическим надзором и потребителями электроэнергии.

3. Не выполняются рекомендации «Методических указаний о порядке подготовки и аттестации инспекторского состава по вопросам государственного энергетического надзора за энергоустановками» (РД-12-0-5-2007).

Результаты обобщения показывают, что уровень профессиональной подготовки инспекторского персонала, осуществляющего государственный энергетический надзор, не отвечает требованиям должностного регламента и нуждается в улучшении. В происшедших авариях и несчастных случаях, несомненно, это является одной из причин.

Перед всеми энергетиками стоит задача по организации должной профессиональной подготовки.

Еще по теме:

  • Кучеренко сергей николаевич адвокат отзывы Кучеренко Сергей Николаевич 8-967-032-71-57 Кучеренко Сергей Николаевич - до получения статуса адвоката продолжительное время работал в органах внутренних дел: c 1982 по 2002 г. в […]
  • Изменения в ч3 гк рф Новая редакция Гражданского Кодекса РФ с изменениями на 2018 год Гражданский кодекс РФ является основным юридическим документом, регулирующим гражданские отношения материального и […]
  • Жалоба на решение коап Жалоба на решение коап Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Внесение изменений в свидетельство сро Внесение изменений в сведения реестра членов Ассоциации Перечень документов: Заявление о внесении изменений в сведения реестра Ассоциации «СРО «АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ» (оригинал и […]
  • Статья 376 гпк рф часть 2 Статья 376 гпк рф часть 2 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]