Курсовая работа усыновление удочерение ребенка

Рубрики Публикации

Усыновление (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Актуальность темы исследования. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью государства; а, следовательно, находятся под особой государственной защитой и имеют приоритетное государственное значение. 1

Приоритетность данного направления государственной политики была отмечена и в Ежегодном Послании» Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ, который указал на то, что «российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам — инвалидам, пенсионерам, сиротам. С тем, чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными. В своем Послании Федеральному Собранию президент поставил задачу: в России не должно остаться ни одного ребенка-сироты. 2

Число детей, оставшихся без попечения родителей, каждый год неуклонно растет. Так, только за первые три месяца 2008 года в Оренбургской области был выявлен 41 ребенок, который остался без попечения родителей, 19 младенцев оставлены в родильных домах. Для сравнения, в 2002 году выявлено 85 «отказных» детей, в 2003 — ПО, 2004 — 128, 2005 — 95, 2007 — 91. Цифры далеко не утешительные. Аналогичная ситуация наблюдается и в целом по стране.

Всего детского населения в России на начало 2009 года — 26,6 млн. Выявлено детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту — «детей ОБПР») за 2008 год — 126,1 тыс., это составляет 0,47 % от всего детского населения России. Всего в России детей ОБПР — 670 тыс., это 2,52% от всего детского населения. Из них в семьях на всех формах семейного устройства состоит — 379 тыс., это 57 % от всех учтенных детей ОБПР. На учете в Государственном банке данных детей ОБПР — 151 771 ребенок, это те дети, которые воспитываются в интернатных учреждениях и могут быть переданы на воспитание в семьи.

Все это свидетельствует о степени важности усыновления (удочерения) как приоритетной формы устройства российских детей, оставшихся без попечения родителей. 1

В настоящее время действует судебный порядок усыновления детей, что соответствует Конституции РФ, общепризнанным, принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, мировой практике усыновления детей и в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, является гарантией соблюдения его прав и законных интересов.

В период с 1997 по 2005 год судами рассмотрено свыше 200 тысяч дел об усыновлении, на усыновление по решению судов передано 250 тысяч детей. Усыновление детей в 2008 году составило 13173 тысяч детей, из них 4125 тысячи иностранными гражданами. 2

Это свидетельствует о том, что законодательство, регулирующее порядок усыновления в Российской Федерации, имеет особую социальную значимость. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка наше государство обязано обеспечить право детей жить и воспитываться в семье и, прежде всего, у себя на родине.

В настоящее время, при усыновлении детей допускаются многочисленные нарушения закона, не обеспечивается приоритет в устройстве детей в российские семьи. В этих условиях значительно возрастает роль суда при принятии решения об усыновлении. Именно суд способен поставить заслон на пути незаконного усыновления; оценить соответствие усыновления не только законодательству, но и интересам конкретного ребенка. Суд способен выяснить, почему ребенку, особенно маленькому и практически здоровому, не нашлось семьи в России, какие конкретно меры принимались по поиску такой семьи на местном, региональном и федеральном уровнях. Качественная оценка судом всех обстоятельств, в том числе медицинской пригодности усыновителей, во многом определяет дальнейшую судьбу ребенка.

Более того, дела об усыновлении в силу своей специфики представляют особую сложность, требуют тщательной подготовки и неукоснительного соблюдения закона на любой стадии судопроизводства по этой категории дел с тем, чтобы вопросы усыновления были решены с максимальным, учетом интересов детей.

Все вышеизложенное и предопределило актуальность научного исследования процессуальных особенностей рассмотрения судами дел об усыновлении.

В рамках сформулированных задач и обозначенных целей, на защиту выносятся следующие основные положения:

— Подготовка дела к судебному разбирательству как самостоятельная стадия. Особенности судебного разбирательства

— Роль органов опеки и попечительства в рассмотрении дел, касающихся усыновления (удочерения)

— Обеспечение тайны усыновления (удочерения)

— Основания отмены усыновления (удочерения), правовые последствия отмены усыновления (удочерения)

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ

Возбуждение судопроизводства по делам об усыновлении

Возбуждение судопроизводства и подготовка дел об усыновлении ребенка производится судом по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Производство в суде по делам об усыновлении, как и любое другое, начинается стадией возбуждения судопроизводства, которая является важной составляющей в единой системе последовательных стадий гражданского процесса. Л.М. Пчелинцева совершенно справедливо отмечает, «от того, насколько правильны и последовательны действия судьи в стадии возбуждения дела, зависит возможность выполнения задач, стоящих перед судом и другими участниками процесса на последующих этапах гражданского судопроизводства» 1 .

Общей целью данной стадии, как справедливо отмечает Г.А. Жилин, является реализация права на обращение за судебной защитой, которая достигается выполнением задачи по своевременному и правильному возбуждению дела 2 . Для этого необходимо совершение таких процессуальных действий как обращение заинтересованного лица в суд посредством предъявления заявления и принятие этого заявления судом. Чтобы стать заявителем в процессуальном смысле, необходимо наличие либо отсутствие определенных предпосылок, дающих право на реализацию права на судебную защиту.

По моему мнению, в качестве необходимых предпосылок можно выделить: наличие юридического интереса; правоспособность заявителя и дело должно подлежать рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Их отсутствие означает невозможность реализации права на судебную защиту.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 134 гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судья отказывает в принятии заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ. Применительно к подаче заявления об усыновлении эта предпосылка всегда будет иметь место, поскольку законодательством установлен единственный порядок рассмотрения дел об усыновлении – судебный.

Юридический интерес также является обязательной предпосылкой права на обращение за судебной защитой по делам об усыновлении. При этом нужно делать разницу между юридическим интересом и юридической заинтересованностью. Если юридический интерес есть объективно существующий предмет судебной защиты, то есть юридический факт, который позволяет создать правоотношения между усыновляемым и усыновителем. То юридическая заинтересованность характеризуется субъективностью, она возникает лишь в том случае, когда субъект осознал потребность в реализации законного интереса 1 . Следовательно, юридическая заинтересованность как психологическое явление, не регламентируемое нормами права, не относится к юридическим фактам и не может выступать предпосылкой права на обращение в суд с целью усыновления детей.

Гражданская процессуальная правоспособность как предпосылка права на предъявление заявления означает, что для того, чтобы суд принял заявление к рассмотрению, лицо должно обладать способностью иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности.

В соответствии со ст. 17 гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) граждане наделены правоспособностью с момента рождения и до смерти. Гражданская процессуальная правоспособность тесно связана с правоспособностью в материальном праве. Таким образом, лицо, обратившееся в суд за защитой своего права или охраняемого законом интереса правоспособны с момента рождения, как справедливо отмечает В.В. Ярков: «лицо неправоспособное такой возможности лишено, и поэтому говорить о праве на обращение в суд неправоспособных субъектов вряд ли стоит» 1 .

Для возникновения судопроизводства недостаточно иметь только предпосылки права на предъявление заявления, необходимо надлежащим образом реализовать это право, т.е. соблюсти условия, установленные гражданским процессуальным законом. Несоблюдение заявителем таких условий порождает иные последствия, нежели отсутствие предпосылок права на предъявление заявления. В зависимости от характера и момента обнаружения нарушений условий, судья может: а) оставить заявление без движения; б) возвратить заявление; в) оставить заявление без рассмотрения.

Перечень оснований для возвращения заявления, указанных в ст. 135 ГПК РФ, можно рассматривать как условия надлежащего порядка обращения в суд. Некоторые из условий не применимы по делам об усыновлении в силу вида судопроизводства, а также специфичной категории дел.

Особое значение при подаче заявления имеет подсудность дела определенному суду, поскольку ст. 269 ГПК РФ устанавливает различную родовую подсудность для обращения с заявлением об усыновлении российских граждан и иностранцев. Так, граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, обращаются в районный суд по месту жительства или месту нахождения ребенка; граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства подают заявление об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, в соответствующий верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

Пленум Верховного Суда РФ в целях единообразного применения закона дал дополнительные разъяснения по вопросу подсудности дела по заявлению иностранного гражданина, лица без гражданства, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, и желающего усыновить пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации. Такие дела подсудны суду субъекта Федерации по месту жительства (нахождения) ребенка 1 .

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает заявление, если оно подано недееспособным лицом. Так, чтобы встать на учет в качестве кандидата на усыновление в государственный банк данных, лицо, желающее стать усыновителем, обязано указать реквизиты заключения органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем 2 .

Орган опеки и попечительства в свою очередь вправе выдать такое заключение только после получения медицинского заключения на кандидата в усыновители. Соответствующее медицинское заключение выдается по месту жительства кандидата государственным учреждением системы Минздрава России на основании осмотра определенными врачами, в том числе невропатологом, психиатром, наркологом, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного 3 .

Данные осмотра специалистом указываются в строгом соответствии с Перечнем заболеваний, при наличии которых лицо, не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью 1 . Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование, подписывает руководитель медицинского учреждения и заверяет гербовой печатью. Медицинское заключение действительно в течение трех месяцев, это говорит о том, что практически исключается возможность обращения в суд с заявлением об усыновлении недееспособного лица. Если заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд, судья возвращает его мотивированным определением п.4 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ

Усыновление (3)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Особенности судебного рассмотрения споров, связанных с усыновлением.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ

Для того чтобы определить процедуру, порядок и последствия усыновления, необходимо определиться с понятием, а что же такое «усыновление».

В действующем законодательстве Российской Федерации (далее по тексту – «законодательство РФ») понятие «усыновление» не раскрыто. Стоит отметить, что легального определения «усыновления» не было и в Кодексе о браке и семье Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятом в 1969 году (далее по тексту – «КоБС РСФСР» от 30 июля 1969 года, введен в действие с 1 ноября 1969 года).

Таким образом, для определения усыновления необходимо обратиться к правовой доктрине.

В советский период существовала точка зрения, что усыновление — это юридический факт, так называемый «акт усыновления», порождающий у сторон права и обязанности, сходные с правами и обязанностями родителей и детей в «естественных семьях» 1 .

То есть и порядок, и последствия усыновления были определены, но понятия как такового не было.

Современные ученые рассматривают усыновление по-разному. Например, как «юридический акт, в результате которого между усыновителями и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой стороны, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению» 2 . Антакольская М.В. определяет усыновление как «социальное отцовство и материнство» 3 .

Однако теория сходится в том, что усыновление это и юридический акт, и институт семейного права, и семейное правоотношение, то есть природа этого явления обширна и неоднозначна.

Исходя из этого, определение усыновления, было сформулировано Летовой Н.В. в ее монографии «Усыновление в Российской Федерации. Правовые проблемы» 4 . Она выделяет пять опорных понятий в определении усыновления: форма воспитания; форма устройства; юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке; система правоотношений; комплексный институт законодательства. Исходя из совокупности этих понятий, можно попытаться сформулировать, что же такое усыновление.

С моей точки зрения, усыновление – это установление родительских и сыновних (дочерних) отношений между специфическими субъектами при условии, что между этими субъектами нет прямо кровного родства. При этом не стоит забывать о том, что законодатель называет усыновление формой устройства детей и формой воспитания детей. Понятия «формы устройства» и «формы воспитания» также не установлено. Однако это является предметом изучения материального, а не процессуального права. Поэтому вопрос соотношения понятий в настоящей работе я раскрывать не буду.

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ

Условия усыновления выступают необходимой предпосылкой возникновения правоотношений, как материальных, так и процессуальных. С моей точки зрения, условия усыновления – это система юридических фактов, образующих сложный юридический состав, являющийся основанием для возникновения правоотношений по усыновлению. Целесообразно разделить вышеупомянутые предпосылки на материально-правовые и процессуальные. Останавливаться на материально-правовых предпосылках возникновения правоотношений по усыновлению я не буду, поскольку предметом исследования в моей работе является именно процессуальная сторона дела. Но упомянуть их я считаю необходимым.

Итак, к материальным предпосылкам усыновления относятся следующие категории. Во-первых, специфический статус субъектов правоотношений. Так, усыновителями могут быть граждане Российской Федерации (далее по тексту – «РФ»), постоянно проживающие как на территории РФ, так и вне ее, иностранцы, лица без гражданства, в строго определенных законом случаях. Приоритет отдается гражданам РФ, проживающим на территории РФ, поскольку это обеспечивает единообразие в воспитании и развитии детей, сохранение культурных и языковых традиций. При этом к потенциальным усыновителям предъявляется целый ряд требований, поименованный в ст. 127 Семейного кодекса РФ 5 (далее по тексту – «СК РФ»). К ним, например, относится установленный имущественный ценз, что вообще не характерно для современных демократических государств (абз.7 ч.1 ст.127 СК РФ). Общее определение потенциального усыновителя приведено в абз.7 ст.1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 15 марта 2001 года №44-ФЗ (далее по тексту – «ФЗ «О банке данных»»). Специфическим требованием также является наличие разницы в возрасте между усыновителем и усыновленным – не менее 16 лет (ч.1 ст.128 СК РФ). Это необходимо для сохранения ситуации «естественной семьи» и отвечает интересам ребенка.

С другой стороны, необычен и статус усыновляемого. Это всегда несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей (ч.1 ст.124 СК РФ). Понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» раскрыто в абз.1 ч.1 ст. 121 СК РФ. В общем, это дети, чьи родители в силу объективных (смерть) или субъективных (уклонение от воспитания, лишение родительских прав) причин не обеспечивают сохранность жизни и здоровья ребенка и его развития и воспитания.

Освещение материально-правовых предпосылок правоотношений по поводу усыновления необходимо, поскольку процессуальные правоотношения основаны и исходят из правоотношений материальных. То есть, если хотя бы одно из материально-правовых оснований отсутствует – процессуальное правоотношение не возникнет.

Таким образом, осветив проблемы понятия и предпосылок возникновения процессуальных отношений по поводу усыновления, я считаю необходимым перейти непосредственно к процедуре усыновления.

ГЛАВА 3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ

§ 1. Общая характеристика

Усыновление производится в порядке особого производства, то есть в порядке подраздела IV раздела II ГПК РФ. П.2 ч.1 ст. 262 ГПК РФ прямо относит усыновление к предмету особого производства и в дальнейшем посвящает вопросам усыновления целую главу – 29. Согласно позиции, озвученной В.М. Жуйковым 6 , иногда подобные дела называют «делами по спорам, связанным с воспитание детей». Однако, поскольку речь идет именно об особом производстве, никакого спора быть не может. Согласно ч.3 ст. 263 ГПК РФ, в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является заявление кандидатов в усыновители с просьбой об усыновлении.

В заявлении об усыновлении ребенка должны быть указаны следующие данные: фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства; фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер; обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства; просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения, о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в актовой записи о рождении ребенка.

Кроме того, к заявлению об усыновления должны быть приложены следующие документы: копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке; копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты; медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя); справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.

Все вышеуказанные документы предоставляются в двух экземплярах.

Принимая заявление об усыновлении ребенка, суд, согласно предписаниям п.2 Постановления, обязан проверить форму и содержание такого заявления на предмет соответствия как общим требованиям, предъявляемым статьей 131 ГПК РФ к исковому заявлению, так и требованиям статьи 270 ГПК РФ о необходимости указать в заявлении об усыновлении сведения.

Характерно, что подача заявления об усыновлении ребенка и само судебное разбирательство не облагается государственной пошлиной. Так, согласно подп. 14 п. 1 ст. 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации усыновители освобождены от уплаты государственной пошлины по делам данной категории.

1. Подведомственность и подсудность

Подведомственность таких дел вопросов не вызывает – это юрисдикция судов общей юрисдикции.

Подсудность – районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч.1 ст.269 ГПК РФ). При этом Верховный суд Российской Федерации (далее по тексту именуемый – «ВС РФ») достаточно обширно осветил вопросы подсудности в Постановлении. Так, он выделил несколько групп людей, желающих принять ребенка в семью по усыновлению. К таким группам ВС РФ отнес: граждан Российской Федерации, как постоянно проживающих на территории РФ, так и постоянно проживающих за границей, лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих на территории РФ, лиц с двойным гражданством, одно из которых – гражданство РФ (бипатридов) и иностранных граждан. При этом, подсудность споров варьируется в зависимости от того, к какой из групп принадлежат потенциальные усыновители. Так, как было сказано выше, по общему правилу, разрешение дел об усыновлении подсудно районному суду общей юрисдикции. Если лицами, желающими усыновить ребенка — гражданина Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то дела об усыновлении ими ребенка подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (часть 2 статьи 269 ГПК РФ). В указанные суды также подают заявления иностранные граждане или лица без гражданства, в том числе и в случаях, когда они постоянно проживают на территории Российской Федерации, поскольку частью 2 статьи 269 ГПК РФ для названных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства. Если данные лица состоят в браке с гражданами Российской Федерации, с которыми постоянно проживают на территории Российской Федерации, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации, либо желают совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка — гражданина Российской Федерации, то учитывая, что ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил. Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (часть 2 статьи 269 ГПК РФ) 7 .

Важно, что самое строгое отношение к кандидатам в усыновители – иностранным гражданам. Данный факт лишний раз доказывает приоритет интересов усыновляемого ребенка при установлении усыновлении в отношении него.

Понятие и значение усыновления (удочерения)

курсовая работа по семейному праву)))).doc

Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)……………………………………………… ………………. …….5

    1. История становления и развития института усыновления (удочерения)……………………………………………… ……………. ….5
    2. Понятие и значение усыновления (удочерения)…………………. …8

Глава 2. Правовая регламентация усыновления (удочерения) в Российской Федерации……………………………………………………… …………. …11

2.1. Условия и порядок усыновления ( удочерения)…………………. . 11

2.2. Правовые последствия усыновления (удочерения) и тайна усыновления (удочерения)……………………………………………… ……………. …21

2.3. Прекращение усыновления (удочерения)……………… ……………. 28

Список источников и литературы……………………………………. . …35

Семья в Российской Федерации находится под защитой государства. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы семьи были стабильными, полными, материально обеспеченными.
В последние годы уменьшается количество детей, которые лишены семьи, родительского попечения и заботы. По статистическим данным в 1998 г. было выявлено и учтено 110 930 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. − 113 913, в 2004 г. − 123 200, в 2007 г. − 132 900, в 2009 г. −106 716 2011г.− 82 177. В прошедшем 2011 году было принято в семьи иностранных граждан 31,4 % детей, в то время как россиянами было принято 68,6% от общего количества усыновленных детей.

Усыновление — сложный правовой институт. От верного выбора усыновителя, семьи, в которой будет находиться ребенок, зависит его судьба. Важным считается защита прав и интересов ребенка.

Данная тема достаточно актуальна в наше время, так как количество детей оставшихся без опеки растет с каждым днём в очень больших количествах.
Объектом курсовой работы являются правоотношения по усыновлению (удочерению) детей как комплексный социально-правовой институт.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в части усыновления (удочерения) детей в Российской Федерации и за её пределами.

Цель работы заключается в исследовании усыновления (удочерения) как правовой формы устройства детей в семью, его многозначной юридической природы, правоотношений, возникающих в этой связи, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства об усыновлении.

Эта общая цель достигается путем решения следующих задач:

  • изучение история становления и развития института усыновления (удочерения);
  • установление правовой сущности усыновления (удочерения), его целей, задач и функций;
  • изучение понятия и значения усыновления (удочерения);
  • установление порядка прекращения усыновления (удочерения);
  • определение правовых последствий, вызываемых усыновлением, для его участников.

Методологической основой настоящего исследования явились общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: историко-правовой, системный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.

Нормативную базу исследования составляют международные договоры, нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комплексный характер настоящей курсовой работы определяется кругом входящих в него проблем и предполагает необходимость обращения не только к правовым отраслям знаний, но и частично к работам в области истории развития института усыновления.

В основу курсовой работы положены работы ученых, занимающихся проблемами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нормами семейного права: Петрова С.Н., Антокольской М.В., Гришаева С.П., Кузнецовой И.М., Летовой Н.В., Нечаевой А.М., П.В. Крашенинникова.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающие пять разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения)

    1. История становления и развития института усыновления (удочерения)

Русское древнее право предусматривало различные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время: через обряд фиктивного рождения; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого ребенка в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым. Усыновление долгое время не подвергалось изменениям. В Московском государстве имелось лишь единственное важное предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Основное появление законодательства, посвященного усыновлению, отмечено началом XIX века. Усыновление разрешалось всем лицам. Семейное право в 30-х и 40-х гг. XX века характеризуется усилением роли семьи. Принимается большое количество нормативных актов, регулирующих правовое положение детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей: постановление СНК СССР № 75 от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»; инструкция НКВД «О порядке регистрации актов рождения, смертей, браков, прекращения браков и отмены усыновления в органах загса».

В большей степени институт усыновления приобрел свою актуальность во время Великой Отечественной войны, явившись одной из форм предупреждения детской беспризорности и борьбы с ней и способом замены родителей детям, лишившимся их в связи с гибелью на войне как основным фактом. Семейное законодательство 40-х гг. об усыновлении было скоординировано событиями во время войны и после нее, этим и определялась специфика издаваемых нормативных актов. 1 октября 1968 г. впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт — Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик. На основании данного документа в 1969-1970 гг. были созданы семейные кодексы союзных республик. С этого момента регулирование вопросов усыновления относилось к совместному ведению СССР и союзных республик. 1 ноября 1969 г. был введен в действие Кодекс о браке и семье РСФСР (далее КоБС), который действовал с последующими изменениями и дополнениями вплоть до принятия нового Семейного кодекса которым мы сейчас и пользуемся с изменениями и дополнениями на сегодняшний день. Кодекс 1969 года впервые закрепил термин «удочерение», урегулировал положения о защите интересов ребенка, одновременно не допуская нарушения прав его родителей. Несмотря на значительные изменения, внесенные впоследствии в семейное законодательство, российское государство столкнулось с необходимостью создания нового Семейного кодекса (далее СК), который урегулировал бы основные положения, касающиеся защиты прав и интересов детей-сирот, число которых очень сильно росло. 8 декабря 1995 г. Государственная Дума приняла новый СК Российской Федерации, который вступил в силу 1 марта 1996 г. Настоящий Кодекс отдает большее предпочтение семейному воспитанию детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка, которое обеспечивается при проживании детей в семье своих родителей. Новый СК подробно регламентирует условия и порядок производства и прекращения усыновления как более лучшей формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью обеспечить права и интересы детей при усыновлении законодатель впервые устанавливает в новом кодексе судебный, а не административный порядок усыновления. Институт усыновления получил многочисленные изменения, связанные с социально-экономической обстановкой в стране, становясь со временем более распространенным и правовым. В России международное усыновление получает распространение после 1990 г. Однако в нашем государстве в то время отсутствовали нормативно-правовые акты, которые регулировали бы усыновление иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство. Необходимость законодательного закрепления положений об усыновлении иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, поставила перед органами законодательной власти новые задачи, причинами которых явились: рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых немало инвалидов; социально-экономические потрясения, не позволяющие в полной мере обеспечить благополучное существование этих детей.

За период действия СК РФ были приняты иные нормативные правовые акты, определяющие и конкретизирующие порядок реализации отдельных норм данного кодекса. Важнейшим из них является Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. В гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации урегулированы процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судами дел об усыновлении (удочерении). СК РФ установил судебный порядок усыновления (удочерения) в отличие от КоБС РСФСР, который предусматривал усыновление (удочерение) по решению органов опеки и попечительства. Гарантии защиты прав несовершеннолетних детей были конкретизированы Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». На основании и во исполнение положений СК РФ Правительством РФ принят целый ряд нормативных правовых актов.

Создание новой системы нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения в Российской Федерации, обусловило формирование новой судебной практики по семейным спорам, в том числе принятие Верховным Судом РФ новых актов по поводу официального толкования нормативных правовых актов.

В Российской Федерации усыновление детей стало производиться в порядке особого производства, по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, по месту жительства усыновляемого ребенка. 1 Была запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Если данную функцию выполняли другие лица, то это считалось посредничеством, которое запрещено нашим законодательством.

Хотелось бы в конце параграфа подчеркнуть то, что на протяжении существования института усыновления он очень быстро и активно менялся относительно положения в стране. Основным фактором изменением законодательства, как не странно, становилось увеличение количества детей оставшихся без попечения родителей.

    1. Понятие и значение усыновления (удочерения)

Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Основной и главной целью усыновления является создание детям наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи.

Усыновление происходит и в интересах усыновителей тоже, так как оно предоставляет возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить свою потребность в отцовстве и материнстве. Но не смотря на все это, на первом месте должны находиться интересы ребенка. Под интересами следует понимать создание для детей благоприятных условий (материального и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка обычной семье.

В настоящий момент, как государство, так и общество должны выступить гарантом социальной защищенности детей, взять на себя обязанность обеспечения им подходящих условий для нормальной жизни, учебы, профессиональной подготовки.

Социальная политика государства направлена на то, чтобы укреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное учреждение, как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные трудности. Российской Федерации понадобилось около 10 лет для того, чтобы идея, заложенная в Конвенции о правах ребенка, стала проявляться в жизни.

В семейном праве России регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Одно из главных мест занимают институты призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Предусмотренные законом формы семейного устройства, наряду с единой целью обеспечения заботы о ребенке, преследуют и другие самостоятельные цели. К числу последних относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, получение вознаграждения за труд в приемных семьях, осуществление функций представительства в отношении опекаемого ребенка. 2

Известно, что общение родителей и детей остается одной из самых глубоких и насущных потребностей человека. Ребенку нужна защищенность, которую он может обрести в кругу семьи. Таким образом, устройство в семью, по моему и не только мнению предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении.

Изучение семейно-правовой литературы позволяет сделать вывод о неоднозначном понятии усыновления. Кодекс о браке и семье РСФСР не содержал легального определения понятия усыновления.

Семейный кодекс действующий на данный момент также не дает единого определения усыновления. Законодатель ввел принципиально новые понятия, обозначенные терминами «формы воспитания» детей, оставшихся без попечения родителей, и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей. 3 Анализ законодательных актов субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что нет четких критериев между понятиями «форма устройства» и «форма воспитания» ребенка. Вопрос о соотношении понятий «формы воспитания» и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-правовой литературе не рассматривается. Настоящее законодательство восприняло только одно из понятий, а именно «форма устройства». Поэтому вопрос о наполнении понятия «форма воспитания», о соотношении его с понятием «форма устройства» не только нуждается в обсуждении, но и требует решения на законодательном уровне.

Усыновление (удочерение) детей

История развития усыновления в России. Понятие, условия и порядок государственной регистрации усыновления (удочерения). Анализ норм семейного законодательства. Правовые последствия усыновления. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Подобные документы

Понятие и правовая природа института усыновления (удочерения) ребенка в семейном праве Российской Федерации. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия. Разработка предложений по совершенствованию действующего семейного законодательства.

курсовая работа, добавлен 23.12.2014

Понятие и условия усыновления (удочерения), порядок и правовое регулирование; тайна усыновления. Проблемы законодательства о международном усыновлении (удочерении). Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления; примеры судебной практики.

курсовая работа, добавлен 16.03.2017

История, понятие и условия усыновления, его порядок, правовые последствия. Особенности усыновления (удочерение) иностранцами детей Российских граждан, правовые проблемы международного законодательства. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка.

курсовая работа, добавлен 07.05.2015

Понятие усыновления (удочерения) в семейном законодательстве Российской Федерации. Условия, порядок и правовые последствия производства и прекращения усыновления. Проблемы обеспечения его тайны. Этапы становления и развития института усыновления.

дипломная работа, добавлен 02.10.2011

Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения) детей. История становления и развития института приемных семей. Понятие и значение, условия, порядок и правовые последствия принятия ребенка в семью. Прекращение и тайна усыновления.

курсовая работа, добавлен 04.02.2014

Историко-правовой и международный аспект развития института усыновления. Условия и порядок установления усыновления (удочерения) ребенка и основания его отмены. Пример искового заявления об установлении удочерения и соответствующего решения суда.

курсовая работа, добавлен 18.03.2010

История и условия усыновления, его порядок и возможные правовые последствия. Сущность и значение тайны усыновления, проблемы в международном законодательстве. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка, характеристика процесса его отмены.

курсовая работа, добавлен 28.05.2015

История возникновения понятия, правовая оценка и современное представление об усыновлении и удочерение. Изучение механизма усыновления в России: субъекты, порядок и отмена усыновления. Психологическая адаптация усыновленных детей как актуальная проблема.

дипломная работа, добавлен 08.04.2012

Порядок усыновления (удочерения) ребенка гражданами РФ. Порядок усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, что являются гражданами РФ. Подготовка дел об усыновлении (удочерении) к судебному разбирательству.

курсовая работа, добавлен 27.06.2012

Изучение условий усыновления в семейном кодексе. Выявление значения необходимости согласия обоих родителей. Определение порядка отчуждения родительских прав. Рассмотрение запрета для усыновления или удочерения. Характеристика процедуры усыновления.

Еще по теме:

  • Юридическая помощь адвокат по уголовным делам Адвокат по уголовным делам — Ваша защита! Коллегия адвокатов г. Москвы «Планета Закона» круглосуточно предоставляет услуги и защиту по серьезным уголовным делам. Юридический статус, […]
  • Статья 85 гк Статья 85. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей 1. Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. 2. При отсутствии […]
  • Статья 34616 п 1 нк рф Статья 34616 п 1 нк рф ООО "Алаид" – строительная организация, выполняющая работы по договорам подряда. С 1 января 2003 г. мы перешли на УСН и уплачиваем единый налог с доходов за вычетом […]
  • Судебная практика 261 тк Судебная практика 261 тк Наталья Бацвин, доцент кафедры административного и финансового права, Санкт-Петербургский университет управления и экономики Количество трудовых споров, […]
  • Государственная регистрация юр лиц фз Статья 23. Отказ в государственной регистрации Статья 23. Отказ в государственной регистрации См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона 1. Отказ в […]