Международное защита прав человека в условия мирного и военного времени

Рубрики Публикации

Страницы истории

Тема 19. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Для обозначения комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности, используется понятие «международное гуманитарное право».

Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Необходимость гуманитарного права была осознана человеческим сообществом, когда мировая история продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в международных отношениях.

Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867), Петербургской декларации (1868), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

– устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

– военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

– мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

– вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

– запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

– оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

Поэтому возникла острая необходимость утверждения незыблемых принципов международного урегулирования и защиты прав человека.

25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско (США) открылась Конференция по вопросу создания международной организации. Вскоре представители 51 государства подписали Устав Организации Объединенных Наций (ООН). Официально ООН появилась на свет 24 октября 1945 г., когда ее Устав был ратифицирован Великобританией, Китаем, Советским Союзом, США, Францией и большинством других подписавших его государств.

Среди принципов и норм, выработанных ООН, которые составляют фундамент современного международного права, выделим следующие:

– Принцип равноправия и самоопределения народов.

– Принцип уважения прав человека.

– Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

– Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

Огромным событием явилось то, что международное право обратило внимание на человека, который был фактически неинтересен для его старых норм. Принцип уважения прав человека стал общепризнанным.

В статье 1 (п. 3) Устава ООН указывается, что одной из целей организации является осуществление международного сотрудничества «в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г.

К источникам современного международного гуманитарного права [22] относятся:

• Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

• Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

• Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Появились основополагающие документы в области прав человека для государств различных регионов мира: Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод (1950); Американская конвенция прав человека (1969); Африканский устав прав людей и народов (1986); Каирская декларация прав человека в исламе (1990).

В своей деятельности международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека, используют следующие основные механизмы:

Рассмотрение жалоб , которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует.

Судебные дела . В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества).

Процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады.

В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.

Существуют определенные правила обращения в этот суд:

– следует жаловаться лишь на нарушение прав, охваченных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

– жаловаться может только сам потерпевший и лишь на нарушения, произошедшие после ратификации его страной документов о вступлении в Совет Европы, при этом все меры и виды внутригосударственной защиты должны быть им исчерпаны и др.

Неисполнение решения данного суда может привести к приостановлению членства страны в Совете Европы, а затем, возможно, и исключению из него.

В условиях мирного времени Европейский суд по правам человека есть основной орган по защите этих прав.

В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

На современном этапе основными нормами международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются:

– Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

– Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты ) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

– Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

– Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

– Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

– Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г., Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

Образец задания

A1. Верны ли следующие суждения о сущности международных стандартов в области прав человека? А. Международные стандарты в области прав человека – это международные обязательства государства, которые оно должно соблюдать в ходе военных действий. Б. Международные стандарты в области прав человека – это принятые на себя государствами обязательства в отношении граждан других государств, находящихся на их территории.

Тема 13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

1. Международное гуманитарное правосовокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

2. Историческая справка о международном гуманитарном праве. Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867 г.), Петербургской декларации (1868 г.), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

— устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

— военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

— мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

— вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

— запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

— оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914—1918 гг.) и Второй (1939—1945 гг.) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

24 октября 1945 г. была создана Организация Объединенных наций (ООН). Принципы и нормы, выработанные ООН, которые составляют фундамент современного международного права, были следующие:

  • Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • Принцип уважения прав человека.
  • Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).
  • Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

3. Источники современного международного гуманитарного права относятся:

  • · Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.,
  • · Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,
  • · Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,
  • · Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,
  • · Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.,
  • · четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
  • · другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

4. Механизмы по контролю за соблюдением прав человека:

  • рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует
  • судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека:
    • Европейский Суд по правам человека;
    • Межамериканский суд по правам человека;
    • Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества)
    • процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады

5. В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного Суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

6. Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

— Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

— Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

— Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

— Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

— Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

— Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

В 70–80 гг. ХХ века в качестве особого института современного международного права сложилось международное гуманитарное право, целью которого является защита жертв вооруженных конфликтов. В общем употреблении слово «защита» означает предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение от неблагоприятных воздействий. В международном гуманитарном праве объектом защиты обязательно является человек, а предоставляется она в условиях вооруженного конфликта. Поэтому защита в том значении, в котором это слово употребляется в международном гуманитарном праве, означает любое действие, цель которого – защитить жертвы вооруженных конфликтов от возможной опасности, страданий и злоупотреблений властью.

Международное гуманитарное право содержит совокупность норм, призванных обеспечить лицу, оказавшемуся во власти противной стороны, определенное качество жизни и уважение личного достоинства, правда, в рамках реального, т. е. с учетом военной необходимости. Эти нормы предусматривают то, что указанное лицо должно пользоваться гуманным обращением и гарантиями элементарной безопасности, поскольку ему может грозить произвол со стороны властей, в руках которых он находится. Именно поэтому защита может быть предоставлена только при условии согласия со стороны соответствующих властей, которых международное гуманитарное право к этому обязывает. 1864 год был ознаменован началом кодификации, конкретизации и развития этих норм по инициативе Анри Дюнана и затем Международного Комитета Красного Креста, одним из основателей которого он являлся. В настоящее время основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года:

· Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская конвенция);

· Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);

· Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);

· Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция);

· Два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 года:

— Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

— Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

А также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны.

Наряду с универсальными международными договорами источниками международного гуманитарного права являются региональные договоры, среди которых наибольшее значение для нас имеет заключенное в рамках СНГ Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года.

Международный Комитет Красного Креста подготовил текст IV Женевской Конвенции и обоих Дополнительных протоколов, а в 1965 году принял резолюцию XXVIII под названием «Защита жертв гражданского населения от бедствий войны».

19 декабря 1968 года Генеральная Ассамблея ООН приняла известную резолюцию 2444 (XXIII) «О правах человека в период вооруженных конфликтов», послужившую толчком для принятия ряда уточняющих и развивающих международно-правовых актов, направленных на защиту жертв войны.

Конфликт является вооруженным, если при этом совершается хотя бы оно из следующих действий:

а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства;

б) захват в плен или ранение хотя бы одного комбатанта из состава вооруженных сил другой стороны;

в) интернирование или принудительный захват хотя бы одного гражданского лица другой воюющей стороны

Несмотря на то что право войны существует много веков, термин комбатант был определен лишь в 1977 году. Пункт 2 ст. 43 Протокола 1 гласит: «Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т. е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях». Это право, равно как и статус комбатантов, напрямую связаны с их правом считаться военнопленными в случае, если они попадут во власть противной стороны (п. 1 ст. 44). Он обязан соблюдать нормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и несет индивидуальную ответственность за любые совершенные им нарушения этих норм. Но даже такие нарушения «не лишают комбатанта его права считаться комбатантом или, если он попадет во власть противной стороны, его права считаться военнопленным».

На основе ст. 4 III Конвенции можно выделить следующие категории комбатантов:

· личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, причем даже в том случае, если он считает себя находящимся в подчинении правительства или власти, не признанных противником;

· личный состав других ополчений или добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне в конфликте и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если все эти группы отвечают четырем условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

На статус военнопленных имеют право различные категории лиц, которые не подпадают под определение комбатантов, приведенное выше, или не являются комбатантами.

К ним относятся:

· лица, принимающие участие в спонтанных массовых вооруженных выступлениях, когда население не оккупированной территории при приближении противника добровольно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны;

· лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно (например, аккредитованные военные корреспонденты);

· члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте;

· лица, входящие в состав вооруженных сил и служащие в организациях гражданской обороны (ст. 67 Протокола I).

Рассматривая вопрос о комбатантах, следует специально выделить лиц, действующих в составе так называемых нерегулярных вооруженных сил, и прежде всего участников партизанской войны. Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды, не входящие в состав регулярных армий, сражающиеся преимущественно в тылу неприятеля в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и поддержку народа. Международное право связывает закрепление за каждым партизаном в отдельности статуса законного комбатанта с выполнением им ряда конкретных условий, выше упомянутых мною при рассмотрении вопроса о категориях комбатантов.

Режим военного плена призван обеспечить не только сохранение жизни военнопленного, но и защиту его неотъемлемых человеческих прав. В этой связи необходимо всегда помнить о том, что военнопленные находятся во власти Державы противника, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (ст. 12 III Конвенции). Следовательно, за все, что происходит с военнопленными, несет ответственность государство неприятеля, но это не умаляет, однако, индивидуальной ответственности лиц в случае нарушения ими правил обращения с военнопленными. III Конвенция подробно регламентирует порядок содержания военнопленных:

– их размещение, обеспечение питанием и одеждой;

– требование гигиены и оказание медицинской помощи;

– религиозную, интеллектуальную и физическую деятельность и т. д.

В соответствии со ст. 122 воюющие страны обязаны организовать справочные бюро по делам военнопленных, которые должны давать ответы на все вопросы, связанные с военнопленными.

III Конвенцией устанавливается институт доверенных лиц. Ст. 79 предусматривает, что во всех местах содержания военнопленных, за исключением тех, где находятся офицеры, военнопленные имеют право свободно путем тайного голосования избирать доверенных лиц, которые должны представлять их перед военными властями. В лагерях для офицеров и приравненных к ним лиц и в смешанных лагерях старший по званию военнопленный офицер признается доверенным лицом. Пользуясь прерогативами и льготами, перечисленными в ст. 81, доверенные лица военнопленных содействуют их моральному и физическому благополучию. Следует также отметить, что стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, не дожидаясь окончания войны, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными. Завершая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что пленные, не имеющие признанного статуса военнопленных, тем не менее, всегда имеют право на основные гарантии, предусмотренные ст. 75 Дополнительного протокола I.

Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население, а в XX веке это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5 % – гражданские лица. Во время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75 % потерь составили гражданские лица и 25 % – военнослужащие. В некоторых современных вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от последствий войны.

Впервые попытка дать определения «гражданское лицо» и «гражданское население» была предпринята авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются.

И с к л ю ч е н и е составляют:

а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной конвенции;

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся;

в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);

г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.

П. 1 ст. 50 гласит: «Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего Протокола».

Иными словами, гражданское лицо – это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов.

Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами.

При всех обстоятельствах запрещаются:

· акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;

· нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст. 51 Протокола I;

· нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий;

· использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54).

· Международное гуманитарное право признает две категории вооруженных конфликтов.

Квинтэссенцией положений международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются следующие
о с н о в н ы е п р а в и л а:

1. Лица, вышедшие из строя (hors de combat), и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя (hors de combat).

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта, во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста или красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые комбатантами) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения.

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное право – особая система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными ими международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении взаимных прав и обязанностей сторон. Функции международного права: стабилизирующая функция; регулятивная функция; охранительная функция.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН: суверенного равенства государств; неприменения силы и угрозы силой; нерушимости государственных границ; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела; всеобщего уважения прав человека; самоопределения народов и наций; международного сотрудничества; добросовестного выполнения международных обязательств. Источники международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Виды международных документов: международные конвенции (договоры между государствами, в законодательстве которых содержатся нормы, обязательные для международного сообщества); декларация (документ, положения которого не имеют строго обязательный характер для выполнения); пакт (одно из наименований международного договора).

Субъекты международного права: государства; нации и народы, борющиеся за независимость; международные организации (межправительственные – ООН, ЮНЕСКО, МОТ; неправительственные – Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Гринпис).

Международные организации, обеспечивающие совместные действия стран в защиту прав человека:

1. Организация Объединенных Наций (1945). Учредительный документ ООН – Устав ООН – является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка. ООН преследует цели: поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии; развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека, и другие.

Органы ООН: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам; Совет по Опеке ООН способствует прогрессу населения подопечных территорий и его постепенному развитию к самоуправлению или независимости; Международный Суд ООН; Секретариат ООН.

К специализированным органам ООН по правам человека относятся: Верховный комиссар ООН по делам беженцев, Верховный комиссар ООН по поощрению и защите всех прав человека, Комиссия по правам человека, Совет Европы. При Совете Европы образованы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. В некоторых государствах права личности от произвола государственных учреждений защищает омбудсмен – специальное должностное лицо. В России учрежден пост уполномоченного по правам человека, не относящийся ни к одной ветви власти.

Виды международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (деликты).

Виды ответственности государств:

1) Материальная ответственность: реституция (возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре); репарация (возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами).

2) Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации (восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого), сатисфакции (удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба), ограничений суверенитета и декларативных решений.

Виды международных преступлений: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.

Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции (принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя). Виды санкций: реторсии (например, установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством), репрессалии (эмбарго, бойкот, денонсация), разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборон; приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Источники международного гуманитарного права: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Женевские конвенции о защите жертв войны, Конвенция о политических правах женщин, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и другие.

Международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека: Европейский Суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества).

А) Гуманитарное право в мирное время

* Немалое внимание в международном гуманитарном праве уделяется иностранцам. Иностранным гражданином является лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует отличать апатридов, т. е. лиц без гражданства. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

* Право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище.

* Права и свободы беженцев и вынужденных переселенцев регламентируются международным гуманитарным правом. Беженцы имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.

Б) Гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

Основные направления международного сотрудничества в сфере вооруженных конфликтов: предотвращение вооруженных конфликтов; правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств; ограничение средств и методов ведения войны; защита прав человека в период вооруженных конфликтов; обеспечение ответственности за нарушение норм международного права. Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

– Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

– Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

– Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

– Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

– Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

Международное право ограничивает средства и методы ведения войны. Полностью запрещены следующие средства ведения войны: взрывчатые и зажигательные пули; пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле; яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие газы, жидкости и процессы; биологическое оружие; средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие долгосрочные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству; повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие.

Запрещены следующие методы ведения войны: предательски убивать или ранить мирное население или неприятеля; убивать или ранить сдавшегося и сложившего оружие неприятеля; объявлять обороняющемуся, что в случае сопротивления пощады никому не будет; незаконно пользоваться парламентерским флагом или флагом не участвующего в войне государства, флагом или знаками Красного Креста и др.; принуждать граждан неприятельской стороны участвовать в военных действиях против своего государства; геноцид во время войны и др.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ Фатеева Т.А., учитель истории МБОУ- гимназии 20 г.Тулы. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАндрей Петюнин

Похожие презентации

Презентация на тему: » МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ Фатеева Т.А., учитель истории МБОУ- гимназии 20 г.Тулы.» — Транскрипт:

1 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ Фатеева Т.А., учитель истории МБОУ- гимназии 20 г.Тулы

2 Международное гуманитарное право В основе международных соглашений и конвенций по правам человека лежит принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. Правила и обычаи ведения войны ГААГСКОЕ ПРАВО Средства и методы ведения боевых действий ЖЕНЕВСКОЕ ПРАВО Защита жертв войны (больных, раненых, военнопленных)

3 Запрещенные методы ведения боевых действий Вероломное убийство или ранение гражданских лиц Приказ не оставлять никого в живых Взятие заложников, убийство сложивших оружие солдат противника Использование не по назначению международных эмблем, сигналов Террор против мирного населения

4 Запрещенные методы ведения боевых действий Принуждение граждан противника участвовать в боевых действиях против их страны Атаки незащищенных населенных пунктов, их разграбление Разрушение объектов жизнеобеспечения населенных пунктов Нападение на объекты, обозначенные эмблемой Красного креста и Красного Полумесяца Разрушение памятников и других культурных ценностей

5 Удушающие, ядовитые газы и жидкости Разрывные пули Бактериологическ ое, токсичное и химическое оружие Мины-ловушки Оружие, поражающее осколками, невидимыми рентгеновскими лучами Зажигатель ное оружие

6 Организация Объединенных Наций Международная организация, созданная в 1945 году для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. 10 декабря 1948 года на третьей Генеральной Ассамблее ООН была принята Всеобщая декларация прав человека.

7 Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН, который состоит из представителей всех государств-членов (193 государства). Зал заседания Генеральной Ассамблеи ООН

8 Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) Главный орган ООН, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам Комитет по правам человекаКомитет по правам ребенка Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

9 Международный суд (Гаага, Нидерланды) Один из шести главных органов ООН. Разрешение споров и разногласий. Занимается вопросами территориальных и пограничных споров, незаконного применения силы, а также консультирует Совет Безопасности и другие органы ООН.

10 Совет Безопасности Постоянно действующий орган ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В состав Совета входят 15 государств-членов.

11 Управление Верховного комиссара ООН по правам человека Международная организация по миграции Агентство по делам беженцев Всемирная организация здравоохранения Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН

12 Детский фонд Международная организация труда Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры Программа ООН по окружающей среде

13 Управление Верховного комиссара ООН по правам человека Содействие и защита эффективной реализации всех прав человека; Содействие и защита эффективной реализации всех прав человека; содействие международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека; содействие международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека; стимулирование и координация действий в области прав человека в рамках системы ООН; стимулирование и координация действий в области прав человека в рамках системы ООН; оказание помощи в разработке новых стандартов в области прав человека; оказание помощи в разработке новых стандартов в области прав человека; содействие ратификации договоров о правах человека. содействие ратификации договоров о правах человека. Наванетхем Пиллэй (Южная Африка)

14 Агентство ООН по делам беженцев Координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире. Координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире. Защита прав и благосостояния беженцев. Защита прав и благосостояния беженцев. Обеспечение права беженцев на поиск убежища и обустройство в другой стране. Обеспечение права беженцев на поиск убежища и обустройство в другой стране.

15 Международная организация по миграции Главные цели: Управление миграцией, в интересах всех вовлечённых сторон; Управление миграцией, в интересах всех вовлечённых сторон; Тесное сотрудничество с правительствами стран, представление и защита интересов людей, выбравших для себя миграцию как единственно правильное решение; Тесное сотрудничество с правительствами стран, представление и защита интересов людей, выбравших для себя миграцию как единственно правильное решение; Предотвращение и борьба с феноменом торговли людьми (международное понятие «трафик»). Предотвращение и борьба с феноменом торговли людьми (международное понятие «трафик»).

16 Всемирная организация здравоохранения Задачи: предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения; предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения; установление стандартов здравоохранения; установление стандартов здравоохранения; сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения; сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения; разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения. разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.

17 Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН Деятельность ФАО направлена на уменьшение остроты проблемы нищеты и голода в мире путем содействия развитию сельского хозяйства, улучшению питания и решения проблемы продовольственной безопасности.

18 Детский фонд (ЮНИСЕФ) Основные цели: обеспечение права каждого ребенка расти и воспитываться в семье; обеспечение права каждого ребенка расти и воспитываться в семье; продвижение здорового образа жизни; продвижение здорового образа жизни; создание инклюзивного общества. создание инклюзивного общества.

19 Международная организация труда (МОТ) Выработка международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости. Увеличение охвата и эффективности социального обеспечения для всех. Укрепление социального диалога

20 ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Расширение сотрудничества народов в области образования, науки и культуры. Продвижение универсального доступа к знаниям, укрепление демократических норм в сфере информации и коммуникации. Поддержка культурного разнообразия, содействие сохранению материального и нематериального культурного наследия. Развитие образования в области профилактики ВИЧ/СПИД

21 Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Работа ЮНЕП ведётся в следующих направлениях: Раннее предупреждение и оценка конфликтов Раннее предупреждение и оценка конфликтов Имплементация экологической политики Имплементация экологической политики Технология, производство и экономика Технология, производство и экономика Региональное Сотрудничество Региональное Сотрудничество Экологическое право и Конвенции Экологическое право и Конвенции Защита окружающей среды на глобальном уровне Защита окружающей среды на глобальном уровне Коммуникации и Общественная Информация Коммуникации и Общественная Информация

22 Компетенция суда ограничена тремя видами преступлений: Геноцид намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Преступления против человечества часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.

23 Военные преступления нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

24 Совет Европы Отстаивает ценность законов, демократии и прав человека Европейский Союз Способствует экономическому развитию Европы ОБСЕ Поддержание мирного сосуществования и защиту прав и свобод человека

25 Использованные ресурсы Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание. ЕГЭ-учебник классы. Москва, Астрель, 2012 Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Учебная книга. 11 класс. – Москва, Национальное образование, wi onet1.jpg %E2%E0%EC_%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%E0_%CE%CE%CD %E8%EA%E2%E8%E4%E0%F6%E8%E8_%F0%E0%F1%EE%E2%EE%E9_ %E4%E8%F1%EA%F0%E8%EC%E8%ED%E0%F6%E8%E8

Еще по теме:

  • Учет по беременности и родам Единовременное пособие женщине при постановке на учет на ранних сроках беременности Беременная женщина, которая встала на учет в женской консультации или другой медицинской организации […]
  • Как сверить декларацию по ндс и по прибыли Проверка деклараций по НДС и налогу на прибыль ФНС России регулярно приводит контрольные соотношения к налоговым декларациям. Причем ранее налоговая служба делала это с пометкой для […]
  • Ст 273 фз от 291212 РОО ПРАВО РЕБЕНКА Предложения по внесению изменений в Закон 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в РФ» для восстановления статуса ППМС-центров как образовательных организаций Статья 19. […]
  • Права потребителей возврат телефона по гарантии Самозащита потребителя Закон "О защите прав потребителей" Инструкции потребителя Образцы претензий Образцы исковых заявлений Вопросы и ответы Возврат телефона Вернуть некачественный […]
  • Ст1592 ч3 ук рф судебная практика Топорный контроль и топорная ответственность: как выглядит судебная практика по валютным составам Эксперты «Пепеляев Групп» проанализировали «валютные» уголовные дела, напомнили, для чего […]