Обязанности банка по налогам

Рубрики Новости

Обязанности банка по налогам

19. Права и обязанности банков в налоговых правоотношениях

Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центробанка России. Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех видах: 1) как налогоплательщик; 2) как налоговый агент; 3) как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.

Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения (решения).

Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Задачи банка – предварительный финансовый контроль и предоставление информации налоговым органам. Так, банк вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок с дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем указано: 1) какие именно сведения следует представить; 2) для какой цели необходимо представить эти сведения; 3) по каким основаниям налоговый орган запрашивает соответствующие сведения.

Применение мер ответственности к банку не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты сумму налога и уплатить пени. В случае неисполнения банком этой обязанности в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК, а за счет иного имущества – в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центробанк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Обязанности банка по налогам

Российский налоговый курьер, N 10, 2008 год
Рубрика: Налоговое администрирование
Подрубрика: Налоговый контроль
С.А.Тараканов,
Контрольное управление ФНС России

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России

На кредитные организации возложены обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов. С 2007 года налоговые органы получили право контролировать, как банки выполняют такие функции. Об этом, а также о доступе налоговых органов к сведениям, составляющим банковскую тайну, читайте в статье.

Право налоговых органов контролировать выполнение кредитными организациями обязанностей, установленных в Налоговом кодексе, впервые появилось в законодательстве с введением в действие с 1 января 2007 года Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ. В соответствии с названным законом статья 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон N 943-1), в которой перечислены права налоговых органов, была дополнена пунктом 15. В нем и зафиксировано указанное право. Причем в пределах, необходимых для проведения данного контроля, налоговые органы могут получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну.

В пункте 15 статьи 7 Закона N 943-1 сказано, что порядок контроля налоговых обязанностей банков устанавливается ФНС России по согласованию с Банком России. Однако до настоящего времени такой документ не утвержден.

Понятие кредитных организаций содержится в статье 1 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон N 395-1). Таковыми являются юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели деятельности вправе осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом N 395-1. Для этого названные организации должны получить специальное разрешение (лицензию) Банка России. Кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Для целей законодательства о налогах и сборах к банкам относятся коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России (п.2 ст.11 НК РФ). При этом правила, предусмотренные в отношении банков в части первой Налогового кодекса, распространяются на Банк России и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Основание — пункт 5 статьи 11 НК РФ.

Итак, понятие кредитных организаций как субъектов контрольно-надзорной деятельности налоговых органов согласно пункту 15 статьи 7 Закона N 943-1 совпадает с определением банков, приведенным в статье 11 НК РФ. Вместе с тем налоговый контроль, установленный в пункте 15 статьи 7 Закона N 943-1, не распространяется на Банк России и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Тем более что на основании того же пункта Банк России уполномочен согласовать нормативный правовой акт, регламентирующий данный вид контроля.

Формы налогового контроля банков

Из норм Налогового кодекса следует, что контроль за выполнением кредитными организациями обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не проводится в форме налоговой проверки. Дело в том, что цель камеральной и выездной налоговых проверок — контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом норм законодательства о налогах и сборах. Это установлено в пункте 2 статьи 87 НК РФ. Исходя из пунктов 4 и 17 статьи 89 Кодекса, предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления (исчисления и удержания) и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов. Следовательно, предмет налоговой проверки, который указывается в решении о ее проведении, не может включать контроль за выполнением кредитными организациями установленных Налоговым кодексом обязанностей (далее — налоговый контроль банков).

Налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, целью которых является контроль за выполнением банками законодательства о налогах и сборах, Налоговым кодексом не предусмотрены. Значит, налоговый контроль банков не может проводиться в форме выездной или камеральной налоговой проверки либо в форме иного мероприятия налогового контроля. Данный вывод содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 N 1176/07. В нем говорится, что ни Налоговым кодексом, ни Законом N 943-1 налоговым органам не предоставлено право проверять исполнение банками обязанностей, предусмотренных в статьях 46, 60, 76 и 86 НК РФ, путем проведения выездных налоговых проверок. В силу статей 87-89 Кодекса налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Проверка деятельности других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, может осуществляться иными методами, определенными законодательством о налогах и сборах.

Если налоговый контроль банков проводится одновременно с другими мероприятиями налогового контроля, например с выездной налоговой проверкой самого банка как налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента), такие действия нельзя считать неправомерными. Решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, может быть признано недействительным только в части налогового контроля банков. При этом вопрос о законности нахождения проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) банка не возникает.

Допустим, в выездную налоговую проверку кредитной организации был включен контроль за выполнением обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом. На практике правовые последствия данного незаконного включения возникают, только когда такой контроль — единственное основание для присутствия проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) банка. Если в результате подобных действий получены доказательства налогового правонарушения банка, они не могут служить основой доказательственной базы по такому правонарушению.

Инструменты налогового контроля банков

До 1 января 2007 года перечень средств, предназначенных для проведения налогового контроля банков, был достаточно ограничен. После этой даты арсенал инструментов контроля существенно расширился. Перечислим их.

1. Налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. Основание — подпункт 10 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Контроль за выполнением кредитными организациями обязанностей, установленных в Налоговом кодексе, не может проводиться в форме налоговой проверки

Указанное право было у налоговых органов и до 2007 года, но теперь оно распространяется также на документы, подтверждающие факт списания сумм налоговых платежей с корреспондентских счетов банков. Кроме того, ранее налоговые органы не могли требовать документы, которые подтверждали уплату сборов. С 1 января 2007 года они такое право получили.

2. Налоговые органы имеют право требовать от банка копию оформленного на бумажном носителе поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (п.7 ст.45 НК РФ). При этом банк обязан предоставить запрашиваемые копии документов в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Обязанности банка по налогам

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть 1 ›
  • Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ ›
  • Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов ›
  • Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов

Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье — поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — поручение налогового органа) за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

3. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества – в порядке, предусмотренном статьей 47 настоящего Кодекса.

4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье – требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, пеней и штрафов.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц – налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов).

7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Статья 60 Налогового кодекса РФ регулирует обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов.

В п. 1 ст. 60 Налогового кодекса РФ закреплено положение, согласно которому установлена обязанность банка на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Операционный день — операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса (п. 1.3 части III приложения к Положению Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»).

Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня.

Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса в сроки, установленные п. 2.2 настоящей части.

Продолжительность операционного времени (время начала и окончания) для соответствующих операций (служб или внутренних структурных подразделений, их совершающих) определяется кредитными организациями самостоятельно исходя из режима работы служб или внутренних структурных подразделений и конкретных условий проведения операций.

Если режим работы служб или внутренних структурных подразделений, совершающих соответствующие операции, не совпадает с режимом работы бухгалтерской службы, продолжительность операционного времени для таких операций устанавливается в рамках периода, предусмотренного режимом работы соответствующих служб или внутренних структурных подразделений в целях обеспечения завершения бухгалтерской службой операционного дня. Операции, совершенные такими службами или внутренними структурными подразделениями в соответствии с их установленным режимом работы, после окончания операционного времени оформляются первичными учетными документами на календарную дату фактического совершения операции и отражаются в регистрах бухгалтерского учета в следующем операционном дне.

Операции, совершенные в выходные дни, под которыми понимаются установленные федеральными законами выходные и нерабочие праздничные дни, оформляются первичными учетными документами на календарную дату фактического совершения операции и могут быть отражены в бухгалтерском учете одним из следующих способов, предусмотренных учетной политикой:

как отдельные операционные дни с составлением ежедневного баланса и формированием документов дня за соответствующую календарную дату;

отражены в типовых формах аналитического и синтетического учета в операционном дне, следующем за выходным днем.

В пп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточных денежных средств обязанность по уплате налога считается исполненной.

В п. 3.1 ст. 60 Налогового кодекса РФ указано, что при невозможности исполнения поручения налогоплательщика в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.

Несообщение банком налоговому органу о невозможности исполнения поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджет не является основанием для признания обязанности налогоплательщика по уплате этого налога неисполненной, если на момент предъявления им в банк поручения на перечисление в соответствующий бюджет налога на его счете имелся достаточный для такого перечисления остаток денежных средств и соответствующая сумма списана банком со счета плательщика налога (Постановление ФАС Поволжского округа от 7 июня 2013 года по делу N А55-20480/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 апреля 2011 года по делу N А13-11052/2008).

Таким образом, в Налоговом кодексе РФ закрепляется правовой подход, согласно которому уплата налога должна проходить строго в соответствии с бюджетным законодательством. Нарушение налогоплательщиком или банком этого порядка влечет применение к ним мер налоговой ответственности.

Статья 60 Налогового кодекса РФ закрепляет порядок действий банка при невозможности исполнения платежного поручения налогоплательщика или налогового органа из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка.

Так, в соответствии с этим при невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа – в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 5 ст. 60 Налогового кодекса РФ его положения применяются также в отношении банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов распространяются на перечисление в бюджетную систему РФ сборов, пеней и штрафов.

В соответствии с п. 7 ст. 60 при исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

НК РФ Статья 60 Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье — поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — поручение налогового органа) за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

3. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества — в порядке, предусмотренном статьей 47 настоящего Кодекса.

4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, пеней и штрафов.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов).

7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Обязанности банков, виды нарушений банком обязанностей и ответственность за их совершение

Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов

Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (далее — поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему РФ (далее — поручение налогового органа) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение 1 операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), указанный срок для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на 5 операционных дней.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

При невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в установленный НК РФ срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении ЦБ РФ, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных выше обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств, а также за счет иного имущества в порядке, предусмотренном НК РФ для организаций (см. 9.1.2 и 9.1.3).

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение 1 календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему РФ должно быть направлено в банк в электронном виде по телекоммуникационным канатам связи не позднее 3 месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему РФ суммы налога. Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Указанные правила применяются также:

— в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему РФ сборов, пеней и штрафов;

— при исполнении банком поручений местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов).

При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

В ПК РФ установлены также обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (см. 10.2.2).

Еще по теме:

  • Гпк украины 2018 на русском Все кодексы Украины на русском языке Транскрипт 1 Текст Уголовного кодекса Украины предоставлен порталом недвижимости Украины - Другие кодексы Украины Все кодексы Украины на русском языке […]
  • Трудовой кодекс рф ч1 ст136 Заработная плата: сложные вопросы начисления и выплаты Глава 6 Сроки выплаты заработной платы Частью 6 ст. 136 ТК РФ установлено, что заработная плата должна выдаваться работнику не реже […]
  • Обычный вычет на ребенка Калькулятор стандартных вычетов по НДФЛ Сегодня 21 ноября 2018 г., 13:18 Если работник имеет право на стандартный вычет по НДФЛ (п. 1 ст. 218 НК РФ), то этот вычет ему предоставляет […]
  • Ст08 коап рф Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу N А46-6049/2009 По делу о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ за неисполнение […]
  • Контролируемые сделки с оффшором Какие сделки являются контролируемыми? В соответствии с положениями ст. 105.14 Налогового Кодекса РФ, с 1 января 2014 года к понятию «контролируемая сделка» относятся: Сделки между […]