Осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество

Рубрики Публикации

Содержание:

Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, образованная Указом Президента РФ N 1847 от 25.12.2008 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии» (до 30.12.2008 — Федеральная регистрационная служба, а территориальные органы по субъектам РФ — Управление Федеральной регистрационной службы). Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Абзац 2 пункта 1 настоящей статьи определяет общие особенности регистрации протяженных объектов недвижимого имущества и объектов, расположенных в нескольких регистрационных округах (например, автомобильные и железные дороги, предприятия как имущественные комплексы, линии электропередач и др.), которые подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Однако текст статьи делает ссылку на то, что по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа в любом территориальном органе, через который проходит протяженный объект.

В пункте 2 настоящей статьи законодатель делает акцент на то, что структура регистрирующих органов определяется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.

Пункт 3 устанавливает перечень юридически значимых действий, относящихся к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

1. Установление регистрирующим органом:

— права Заявителя на представление документов в целях государственной регистрации;

— правового статуса объекта недвижимости, права на который подлежат

— наличия правопритязаний третьих лиц.

2. Осуществление действий, связанных с государственной регистрацией прав и перехода прав собственности на недвижимое имущество и выдача правоподтверждающих документов.

3. Выдача информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о зарегистрированных правах в виде выписок из ЕГРП.

4. Постановка на учет объектов недвижимого имущества не являющихся чьей-либо собственностью (бесхозяйных объектов);

5. Выдача архивных копий правоустанавливающих документов, поданных на государственную регистрацию.

Пункт 4 комментируемой статьи особо подчеркивает узкоспециализированную направленность деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество

ЗАКОН ОТМЕНЕН
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г.
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

21 июля 1997 года N 122-ФЗ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

Принят Государственной Думой 17 июня 1997 года
Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

Глава I. Общие положения

Глава II. Органы в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Глава III. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Глава IV. Государственная регистрация отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Глава V. Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Глава VI. Заключительные и переходные положения

Недвижимость

Недвижимость: основные понятия

В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимости (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, здания, сооружения и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Статьей 1 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в соответствии с требованиями ГК РФ дополнительно к недвижимому имуществу (недвижимости) отнесены жилые и нежилые помещения.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, доверительное управление, аренда, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом и иными законами. Государственной регистрации подлежат также сделки с недвижимым имуществом.

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав недвижимое имущество и сделок с ним» (т.е. до 31.01.1998):

· признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом;

· государственная регистрация таких прав проводится по желанию;

· юридически действительной является государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу указанного закона.

Права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (т.е. после 31.01.1998):

· подлежат обязательной государственной регистрации.

Государственная регистрация возникших после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (т.е. после 31.01.1998) перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной сделки с объектом недвижимости:

· требует государственной регистрации права на данный объект недвижимости, возникшего до введения в действие указанного закона.

Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности:

· подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке .

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» системе записей о правах на каждый объект недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Единый государственный реестр прав).

Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Информация о регистрации

Государственная регистрация прав носит открытый характер.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать:

· описание объекта недвижимости;

· зарегистрированные права на него;

· ограничения (обременения) прав;

· сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти рабочих дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.

В течение десяти рабочих дней, если иное не предусмотрено федеральным законом, только указанным в ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» лицам предоставляются следующие сведения:

· сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях);

· обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости;

· выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости.

Лицами, которым предоставляются вышеуказанные сведения, являются:

· физические и юридические лица, получившие доверенность от правообладателя;

· руководители органов местного самоуправления и руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· налоговые органы в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

· суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители, имеющие в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями;

· лица, имеющие право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

· федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией этих территориальных органов;

· Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации (для обеспечения деятельности Счетной палаты РФ);

· нотариусы, в связи с открытием наследства, при наличии запроса о предоставлении сведений о правах наследодателя на объекты недвижимости.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимое имущество, на который он имеет права. Такая информация предоставляется правообладателю в срок не более чем семь рабочих дней .

Информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимое имущество предоставляется за плату, если иное не установлено законом.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Единый государственный реестр прав).

Единый государственный реестр прав (ЕГРП)

ЕГРП прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие их них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения учреждением юстиции по регистрации прав разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется Правительством Российской Федерации. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

ЕГРП ведется на бумажных носителях информации, а в тех районах (городах), где имеются возможности, и на магнитных носителях.

При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе. При несоответствии записей в Едином государственном реестре прав и правоустанавливающего документа приоритет имеет правоустанавливающий документ.

Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав, не соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке, установленным ст. 21 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Порядок государственной регистрации

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Государственная регистрация договора об отчуждения объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявлений и документов, необходимых для государственной регистрации указанных договора и перехода права, проводится в месячный срок, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Плата за регистрацию

Плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним взимается в размерах, установленных субъектами Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 26.02.1998 № 248 «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» установлены максимальные размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

— максимальные размеры платы за государственную регистрацию составляют:

· для физических лиц — 500 рублей;

· для юридических лиц — 7500 рублей;

— максимальный размер платы за государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним составляет:

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 26.02.1998 № 248 «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» установлены максимальные размеры платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество:

— максимальные размеры платы за предоставление информации составляют:

· для физических лиц — 100 рублей;

· для юридических лиц — 300 рублей;

— максимальный размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс составляет:

— максимальный размер платы за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на земельный участок, которое возникает при разграничении государственной собственности на землю, составляет:

— максимальные размеры платы за выдачу правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, составляют:

· для физических лиц — 100 рублей;

· для юридических лиц — 300 рублей;

— максимальный размер платы за выдачу правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий документов, выражающих содержание сделок с предприятием как имущественным комплексом, совершенных в простой письменной форме, составляет:

Плата за государственную регистрацию в г.Москве

Лица, уполномоченные подавать заявление о государственной регистрации

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления соответственно следующих лиц:

· лица, уполномоченного правообладателем (стороной договора), при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления,

· заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона.

Государственная регистрация возникшего до введения Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.

Документы, необходимые для государственной регистрации

1. Заявление о государственной регистрации.

2. Правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, которыми в соответствующих случаях являются следующие документы:

· акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

· договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

· акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

· свидетельства о праве на наследство;

· вступившие в законную силу судебные акты;

· акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим на месте издания таких актов на момент их издания;

· иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

· иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Указанные документы должны:

· cоответствовать требованиям, установленным законодательством РФ;

· содержать описание недвижимого имущества;

· содержать вид регистрируемого права;

· в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями;

· иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Тексты представляемых документов должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

3. Кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (в зависимости от объекта недвижимости).

Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества — соответствующим государственным органом (организацией), осуществляющим государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества.

Уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя (правообладателей) земельного участка или на основании заявления правообладателя.

При наличие спора между органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и правообладателем уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав на основании вступившего в законную силу судебного акта.

4. Документ об оплате регистрации.

На практике учреждения юстиции по государственной регистрации прав требуют документы, подтверждающие правоспособность для юридических лиц и удостоверяющие личность для физических лиц.

Порядок предоставления документов для государственной регистрации

При подаче заявления на государственную регистрацию заявитель предъявляет следующие документы :

· для физического лица — документ, удостоверяющий личность;

· для представителя юридического лица — учредительные документы юридического лица; документ, удостоверяющий личность представителя; документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени данного юридического лица.

Необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах — подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй — помещается в дело правоустанавливающих документов.

На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Заявление о государственной регистрации права представляется в учреждение юстиции по регистрации прав в единственном экземпляре — подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов.

Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Если представленные заявителем документы отвечают требованиям ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше.

При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо учреждения юстиции по регистрации прав вносит соответствующую запись в книгу учета документов.

Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты их представления. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.

Внесение регистрационной записи

Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия — наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в ЕГРП.

Если при государственной регистрации прав были допущены технические ошибки в записях, такие ошибки исправляются в трехдневный срок по решению регистратора прав после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях.

Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в такой же срок в обязательном порядке в письменной форме получают информацию об исправлении технической ошибки.

Исправление технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.

Приостановление государственной регистрации

Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в ЕГРП.

Приостановление государственной регистрации по решению регистратора прав:

При возникновении у регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, он обязан:

· принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений;

· в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.

Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

Государственная регистрация прав в указанных выше случаях может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в п.3. ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, регистратор прав обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Приостановление государственной регистрации по заявлению правообладателя или стороны сделки.

Государственная регистрация прав может быть приостановлена на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) сделки или уполномоченного им (или) на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности.

В этом случае государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца.

Заявление подается в письменной форме с указанием причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления.

Подача заявления о приостановлении государственной регистрации прав прерывает течение месячного срока, установленного для принятия регистратором прав решения о приостановлении регистрации. Срок, истекший до подачи заявления, не засчитывается в новый срок.

Государственная регистрация прав может быть приостановлена регистратором прав на срок не более чем месяц на основании заявления в письменной форме одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав в случае, если другая сторона договора не обращалась с таким заявлением.

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, регистратор прав обязан отказать сторонам договора в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Регистратор прав обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить стороны договора о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.

Приостановление государственной регистрации по решению суда:

В порядке, установленным законодательством, государственная регистрация прав может быть приостановлена на основании определения или решения суда.

Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в ЕГРП или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в учреждение юстиции по регистрации прав поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета в порядке, предусмотренном законодательством.

Регистратор прав обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях такого приостановления.

Отказ в государственной регистрации и прекращение государственной регистрации прав

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

· право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

· с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

· документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

· акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

· лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

· лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

· правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

· правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного закона сделки с объектом недвижимого имущества;

· не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав;

· имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора до внесения в ЕГРП записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права.

Регистратор прав обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права.

При отказе в государственной регистрации права внесенная плата за государственную регистрацию права не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, внесенной в виде платы за государственную регистрацию прав.

См. также Приказ Минюста РФ от 18.09.2003 № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах».

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, выполняет важнейшую функцию по ведению учета сведений об объектах прав, хранению и выдаче информации о правообладателях. Рассмотрим, каким образом распределены функции по приему, непосредственному выполнению регистрационных действий и выдаче документов и информации в этой сфере.

Кто осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество

Государственную функцию по осуществлению учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости выполняют территориальные подразделения Росреестра — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ.

Служба была образована в 2004 году под наименованием Росрегистрация (Федеральная регистрационная служба). В результате издания указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 с 01.03.2009 Росреестр приобрел современное название.

К числу основных функций службы относятся:

  1. Ведение системы кадастрового учета недвижимости, земельный и геодезический надзор, контроль за землеустройством, государственная кадастровая оценка.
  2. Осуществление государственной регистрации сделок с недвижимостью.
  3. Поддержка пространственно-навигационных данных (государственных навигационных карт), которая перешла по наследству от упраздненного Федерального агентства геодезии и картографии.
  4. Надзор за некоторыми саморегулируемыми организациями.

Из них только первые 2 затрагивают интересы всех субъектов гражданского оборота и входят в предмет нашего рассмотрения.

Росреестр представляет большой объем информации о своей работе, а также выполняет свои функции путем размещения информации и предоставления доступа к электронным сервисам на своем официальном сайте. Состав информации, подлежащей опубликованию на этом сетевом ресурсе, установлен приказом Росреестра «Об официальном сайте…» от 26.07.2016 № П/0359.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав: структура, правовое регулирование деятельности

Структурно Росреестр состоит из центрального аппарата, находящегося в Москве, и территориальных органов в субъектах РФ.

Основным нормативным актом, регламентирующим работу службы, является положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457.

Подзаконные нормативные акты, которыми руководствуется в своей деятельности Росреестр, издает Минэкономразвития (ранее ведомство находилось в ведении Министерства юстиции).

Подчиненной по отношению к службе организацией является образованное в 2011 году Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») с территориальными подразделениями в субъектах РФ.

Отношения с другими органами и организациями строятся на основе соглашений. Примером такого документа является соглашение о сотрудничестве с Федеральной нотариальной палатой от 20.03.2014 № 28, определяющее основные аспекты взаимодействия (обмен информацией и т. д.).

Орган государственной регистрации — это не МФЦ

В течение нескольких последних лет государством успешно реализуется принцип одного окна, когда заявитель обращается в ближайший к нему государственный многофункциональный центр «Мои документы» (МФЦ) и получает там же документы, не взаимодействуя напрямую с соответствующим органом власти.

ВАЖНО! Учитывая, что документы по постановке на кадастровый учет и регистрации сделок с недвижимостью оформляются в МФЦ, может сложиться впечатление, что это регистрирующий орган или его подразделение. Но это не так. МФЦ функционируют на основании норм гл. 4 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210.

Что касается работы по приему и выдаче документов для Росреестра, деятельность сотрудников МФЦ регламентируется их должностными обязанностями. В целом же работа этого органа в регионе определяется трехсторонним соглашением о взаимодействии, заключенным между МФЦ, управлением Росреестра и филиалом Федеральной кадастровой палаты. На это указывается, в частности, в п. 47 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 № 968.

Основные обязанности органа, регистрирующего право собственности на недвижимость, по новому закону

С 01.01.2017 действует закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — закон № 218-ФЗ), который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, кадастр недвижимости и реестр прав на недвижимость (ст. 1, 7 закона № 218-ФЗ).

Если с 15.07.2016 регистрация прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее, то с 01.01.2017 учетно-регистрационные действия удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 закона № 218-ФЗ).

Новый закон не обошел вниманием и уполномоченный орган, выполняющий государственные полномочия в этой сфере. Его компетенции посвящена ст. 3 закона № 218-ФЗ.

К ней относятся:

  • общие полномочия (координация и контроль, разработка методических материалов и т. д.);
  • частные полномочия (прием и оформление документов, ведение ЕГРН и кадастра и т. д.).

В п. 4 ст. 3 закона № 218-ФЗ предусматривается право Росреестра передавать часть полномочий федеральному бюджетному учреждению (имеется в виду ФГБУ «ФКП Росреестра», которое продолжает функционировать). Кроме того, законом № 218-ФЗ вводится возможность передачи Правительством всех функций Росреестра в рамках одного региона органу исполнительной власти субъекта РФ.

Порядок обжалования действий (бездействия) органа регистрации прав на недвижимое имущество

Приостановление государственной регистрации или отказ в выполнении этого или иного законного действия должностным лицом Росреестра может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном для оспаривания действий (бездействия) государственного органа, нарушающих права и законные интересы заявителя.

В соответствии с правилами о подведомственности:

  • граждане должны обращаться в суд общей юрисдикции с административным иском по правилам гл. 22 КАС РФ;
  • а юридические лица — в арбитражный суд в соответствии с гл. 24 АПК РФ.

Соответствующие разъяснения были даны в п. 56 постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 № 10/22.

Ответственность органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество

Закон № 218-ФЗ устанавливает ответственность многих субъектов, деятельность которых влияет на правильность выполнения учетных и регистрационных действий:

  1. Росреестр несет ответственность за целый спектр нарушений, перечисленных в законе (ст. 66 закона № 218-ФЗ):
    • несоответствие сведений кадастра или ЕГРН;
    • искажение, неполноту или недостоверность информации;
    • технические ошибки в ЕГРН;
    • необоснованный отказ в выполнении действий или предоставлении сведений и другие нарушения.

В случае такого нарушения убытки возмещаются за счет государства.

  • К регрессной ответственности с 01.01.2020 могут быть привлечены государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица, а также организации, выполнившие кадастровые работы, в результате действий которых РФ возместила ущерб вследствие нарушений при госрегистрации (ч. 4 ст. 66 закона № 218-ФЗ).
  • Отдельная ст. 67 в законе № 218-ФЗ посвящена персональной ответственности государственного регистратора за необоснованное приостановление, уклонение, отказ в государственной регистрации.
  • Кроме того, государство взяло на себя повышенную ответственность за действия третьих лиц. С 01.01.2020 должна вступить в силу ст. 68 закона № 218-ФЗ, предусматривающая выплату в размере 1 млн руб. добросовестному приобретателю или собственнику, не по своей вине утратившему право собственности на единственное пригодное для проживания жилое помещение.

    Итак, Росреестр — уполномоченный государственный орган, консолидирующий информацию о статусе недвижимости и уполномоченный на совершение регистрационных действий. Полномочия и ответственность этого органа установлены новым законом № 218-ФЗ, а также подзаконными актами. Отдельные полномочия (по приему и выдаче документов) делегируются по специальному соглашению МФЦ, которые в этом случае приравниваются к органу регистрации прав на правах полномочного представителя.

    Еще по теме:

    • Счета-фактуры выданные на аванс НДС с аванса: проводки Актуально на: 7 ноября 2018 г. Плательщик НДС при получении оплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых НДС, должен […]
    • Тест по коап рф Тесты - административное право Вопрос: 1. Кто имеет право производить административное задержание? Ответ: Административное задержание имею право производить должностные лица таможенных […]
    • Коап рф 2018 года штрафы гибдд Новые штрафы с 1 и 20 октября 2018 года – правда или нет? Изменения штрафов в октябре 2018 Волна негодований автолюбителей в связи с постоянным ужесточением дорожного законодательства […]
    • Ст 111 ук рф с 2018 Будут ли поправки к 9 маю 2018 года поч 1 ст 111 УК РФ? Моего мужа осудили по ст. 111 ч.1. Суд приговорил к 8 годам лишения свободы, отсидел 6 лет и 2 месяца. Хотели бы узнать какие […]
    • Фз о защите прав потребителей конспект Краткое описание документа Закон о защите прав потребителей Основные понятия, используемые в настоящем Законе: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо […]