Отличие преступления от правонарушения уголовное право

Рубрики Новости

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Уголовное право

2. Анализ общественной опасности как обязательного признака преступления показывает, что именно общественная опасность, ее характер и степень раскрывают сущность преступления как вида правонарушения. Поэтому в уголовном праве обоснованно признается, что именно общественная опасность является критерием отграничения преступления от иных правонарушений.

Однако по вопросу о том, каким образом она выполняет эту разграничительную функцию, нет единства мнений. Существуют две различные позиции в решении этого вопроса.

В соответствии с первой в основе отграничения преступления от иных правонарушений лежит общественная опасность как специфическое социальное свойство, присущее только преступлению. Остальные правонарушения не являются общественно опасными: им прису-

‘ См.: Практика суд!в УкраУни у кримшальних справах // Бюл.

ще только свойство общественной вредности. Такую точку зрения впервые высказал Н. Д. Дурманов, в дальнейшем поддержанный рядом ученых как в области уголовного права, так и специалистами в общей теории права и иных отраслей права, особенно административного. В работах Б. В. Здравомыслова, И. С. Самощенко, О. Е. Лейста, О. М. Яку-бы проводилась идея качественного различия в социальной природе преступления и иных правонарушений: преступление по своей природе есть общественно опасное деяние, посягает на условия существования общества, а иные правонарушения такого социального свойства не имеют, объективно не являются опасными для общества в целом, хотя и содержат в себе общественную вредность, способны причинять вред отдельным государственным, общественным, личным интересам. Таким образом, сущность этой позиции состоит в том, что преступление и иные правонарушения — качественно самостоятельные виды правонарушений не только по их правовой природе — по признаку противоправности, но и по их социальному содержанию — материальной природе. Как один из аргументов в пользу такого вывода приводится содержание ч. 2 ст. 7 УК, в соответствии с которой малозначительное деяние не является преступлением потому, что не содержит в себе общественной опасности.

Сторонники иной позиции исходят из единства в социальной природе всех правонарушений — их общественной опасности. Поэтому отличие между преступлением и иными правонарушениями проводится по характеру и степени общественной опасности. По мнению А. А. Пионтковского, А. Б. Сахарова, Н. Ф. Кузнецовой, специфика преступлений заключается в повышенной общественной опасности. Они правильно указывают, что существенное различие между преступлениями и иными правонарушениями заключается в характере и степени общественной опасности. Преступления всегда более опасны, чем непреступные правонарушения. Как один из аргументов в пользу такого решения приводится формулирование в уголовном законе его задачи определять, «какие общественно опасные деяния являются преступными. » (ч. 2 ст. 1 УК).

Именно эта точка зрения представляется более обоснованной: любое правонарушение причиняет вред (или содержит в себе угрозу причинения вреда) определенным общественным отношениям. Это и определяет его социальную природу и обуславливает правовую природу как правонарушения. Но характер и степень общественной опасности отдельных видов правонарушений различны и преступление в системе правонарушений — наиболее опасно. Это обусловливается и важностью объекта, посягательство на который признается преступлением, и характером и тяжестью вреда, формой и степенью вины, а также всеми иными объективными и субъективными признаками. Этот вывод подтверждается сравнительным анализом преступлений и иных правонарушений (на примере наиболее близких к преступлениям административных правонарушений).

3. В соответствии со ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях1 «административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность». Часть 2 ст. 9 КоАП устанавливает, что «административная ответственность за правонарушения, предусмотренные этим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности». Исходя из этого, можно выделить такие признаки административного правонарушения: 1) противоправность — оно прямо предусмотрено в КоАП; 2) виновность — оно должно быть совершено умышленно или по неосторожности, иначе нарушение не может рассматриваться как административный проступок; 3) административная наказуемость — административным проступком может быть признано только такое деяние, за которое предусмотрены меры административного взыскания.

Мерами административного взыскания являются: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, который был орудием совершения или непосредственно объектом административного правонарушения, денег, полученных вследствие административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного каждому гражданину (права управлять транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест.

Уже сравнение понятий административного проступка и преступления позволяет определить их общие признаки. Много общего и в характере мер воздействия (штраф, лишение специального звания, конфискация, исправительные работы — предусмотрены в ст. 24 КоАП как меры административного взыскания, а в ст. 23 УК — как меры уголовного наказания). Однако сопоставление близких по характеру административных проступков и преступлений отчетливо показывает их различие в характере и степени общественной опасности.

Прежде всего особая опасность такого объекта, как основы общественного строя Украины, его внешней безопасности, обороноспособности, исключает признание посягательств на него административными проступками. Например, государственная измена, шпионаж, посягательство на жизнь государственного деятеля являются только преступлениями и не имеют смежных административных правонарушений.

По этим же основаниям не могут быть объектами административного правонарушения жизнь, здоровье человека.

Посягательства на иные объекты могут быть как преступлениями, так и иными правонарушениями Но в этих случаях их правовую природу определяют тяжесть вреда, способ, форма и степень вины, мотивы и цели, повторность, совершение деяния организованной группой и другие объективные и субъективные обстоятельства.

Это можно рассмотреть на примере некоторых деяний. Статья 176 КоАП предусматривает в качестве административного проступка такое деяние, как «изготовление и хранение без цели сбыта самогона или иных крепких спиртных напитков домашнего изготовления, изготовление или хранение без цели сбыта аппаратов для их изготовления». А в ст. 149 УК как преступление рассматривается «изготовление или хранения с целью продажи самогона либо других крепких спиртных напитков домашней выработки или изготовление с этой целью аппаратов для их выработки, а равно торговля указанными спиртными напитками или аппаратами». Следовательно, цель продажи, торговля указанными предметами — это критерий признания деяния преступлением, в значительной степени повышающим его общественную опасность.

Сопоставим административное и уголовное законодательство в оценке такого деяния, как доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. Статья 180 КоАП признает это деяние административным проступком, если оно совершено родителями, лицами, которые их заменяют, или иными лицами, а ст. 208 УК считает его преступлением, если субъектом доведения несовершеннолетнего до состояния опьянения является должностное лицо, в служебной зависимости от которого находился несовершеннолетний. Очевидно, что опасность доведения несовершеннолетнего до состояния опьянения должностным лицом, в служебной зависимости от которого он находится, более высокая.

Эти примеры подтверждают вывод о количественном различии правонарушений по характеру и степени общественной опасности. Тождественность их социальной природы как общественно опасных деяний четко проявляется и в том, что одно и то же деяние, совершенное впервые, может быть административным правонарушением, а совершенное повторно на протяжении года после наложения административного взыскания (так называемая административная преюдиция) — преступлением (см., например, ч. 1 ст. 147 УК).

Отграничение преступления от иных правонарушений

Преступление – это наиболее опасный вид правонарушений. Посягательства на некоторые особо охраняемые общественные отношения могут быть только преступными, например посягательства на жизнь, половую свободу, мир и безопасность человечества, основы конституционного строя и некоторые другие.

Некоторые ученые, рассматривая данный вопрос, исходили из того, что только преступление обладает свойством общественной опасности, а все прочие правонарушения таким качеством не обладают*.

Отдельные специалисты полагали, что общественной опасностью обладают только преступления, а отличительным признаком правонарушений, не относящихся к преступлениям, является их «общественная вредность».

Эта точка зрения по существу не является оригинальной, поскольку общественная опасность состоит именно в способности причинять вред общественным отношениям и является синонимом общественной вредности.

В настоящее время практически общепризнано, что главное отличие преступления от иных правонарушений заключается в различной степени общественной опасности. Каждое правонарушение именно потому, что оно является правонарушением и поэтому посягает на охраняемые законом общественные отношения, представляет определенную общественную опасность. Так, в соответствии со ст. 1. 2 КоАП его задачами являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности и других правоохраняемых благ от административных правонарушений. Следовательно, административное правонарушение обладает свойством общественной опасности, поскольку способно причинять вред перечисленным общественным отношениям.

Итак, общественная опасность — свойство (признак) всех правонарушений, но количественная характеристика этого свойства не одинакова. Более высокая степень общественной опасности, отличающая преступление от иных правонарушений, может определяться различными обстоятельствами.

Нередко преступление отличается от иных правонарушений только характером наступивших последствий совершенного деяния. Так, нарушение правил охраны труда, не повлекшее вредных последствий или повлекшее причинение легкого вреда здоровью человека, является дисциплинарным или административным проступком, а то же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий или средней тяжести вред здоровью, образует состав преступления (ст. 143 УК). Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, является преступлением только при условии, что это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК). А при отсутствии указанных последствий то же деяние является дисциплинарным проступком.

Иногда фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели совершения такого деяния.

В отдельных случаях преступление отличается от иных правонарушений только по формевины. Так, при умышленной форме вины причинение легкого вреда здоровью образует преступление (ст. 115 УК), а в случае причинения того же вреда по неосторожности ответственность причинителя может иметь только гражданско-правовой характер (ст. 1085 ГК).

В редких случаях деяние становится преступлением лишь при систематическом совершении. Например, преступлением признается вовлечение несовершеннолетнего только в систематическое употребление спиртных напитков (ст. 151 УК), а однократное доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения представляет административное правонарушение.

Различие в степени общественной опасности — основной признак, по которому преступление отграничивается от других (неуголовных) правонарушений. Он определяет социальную природу каждого вида правонарушений. Однако между преступлением и другими правонарушениями имеются и другие различия, производные от основного: по характеру противоправности и по юридическим последствиям.

Преступление — деяние уголовно-противоправное: оно предусмотрено только уголовным законом, в котором содержится описание всех правонарушений, отнесенных к разряду преступных. Правонарушения, не являющиеся преступлениями, предусматриваются СК, ГК, ТК, КоАП, ведомственными дисциплинарными уставами, а также множеством подзаконных нормативных актов. Поэтому любое из этих правонарушений характеризуется неуголовной противоправностью.

Отличие преступления от иных правонарушений по их юридическим последствиям заключается в том, что только преступление влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость.

Наказание как акт применения уголовного закона — самая строгая из мер принуждения, применяемых к лицам, виновным в совершении правонарушений, и единственная мера, процессуальной формой применения которой является обвинительный приговор суда. Санкции за другие правонарушения существенно менее строги, а применяются они различными уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами, действующими не от имени государства (как суд), а от своего имени.

Судимость — специфическое правовое последствие отбывания наказания, назначенного за совершение преступления. Оно указывает на то, что лицо уже наказывалось за совершение преступления и влечет для осужденного ряд неблагоприятных уголовно-правовых и общесоциальных последствий в течение установленного законом срока, продолжительность которого зависит от тяжести совершенного преступления. Ни одно другое правонарушение не влечет за собой судимости, хотя наложение дисциплинарного или административного взыскания ухудшает положение правонарушителя при повторении соответствующего правонарушения.

Чем отличается преступление от административного правонарушения?

В повседневной жизни нередко происходят различные нарушения норм права. Они могут касаться норм налогового, трудового, административного и других его отраслей. Иногда эти нарушения именуют преступлениями и путают с административными правонарушениями.

О преступлении

В уголовном праве выработано понятие преступления, которое означает совершение противоправного деяния, за которым следует наказание, предусмотренное уголовным кодексом. Из самого этого понятия следует, что таким образом переступается предел нормального поведения. Из всей массы различных правонарушений преступление выделяется тем, что оно запрещено уголовным законом. Его нарушение предполагает ответственность в виде уголовного наказания. При этом преступление должно представлять высокую опасность для общества, существенно нарушать существующий правопорядок. Лицо его совершившее должно быть признано виновным. Это сложное социальное явление, изучением которого во многих странах занимаются ученые-криминологи.

Уголовное право относит преступление к деяниям человека, которое может выражаться в конкретном противоправном действии, или в виде бездействия.

Принципиальным здесь является причинение физического, морального или имущественного ущерба. Преступными могут признаваться препятствия нормальной работе предприятий, нанесение ущерба окружающей среде и пр. Понимание преступления как деяния означает, что им может признаваться только акт человеческого поведения, а не мысли или убеждения. Однако внешние выражения этих убеждений и мыслей в виде призывов к насилию, оскорблений и клеветы могут признаваться преступными. Преступление должно быть расследовано.

Деяние признается преступным, если оно представляет опасность для общества, государства и личности, причиняют им вред или создают угрозу таких действий. Такая опасность является признаком, отграничивающим преступление от прочих правонарушений, которые могут быть вредны, но общественной опасности не представлять. Уголовным правом предусматриваются деяния, которые формально являются преступлениями, но не могут признаваться преступными в силу определенных обстоятельств. Преступление может признаваться таковым, если лицо, его совершившее действовало умышленно, либо из преступной неосторожности. В таком случае оно признается виновным.

Об административном правонарушении

К административным правонарушениям также относятся виновные деяния физического или юридического лица. При этом может происходить нарушение общественной нравственности и порядка, покушение на собственность, нарушение нормативных актов в сфере охраны здоровья, экологии, транспорта и пр. Законодательство об административных правонарушениях предполагает за это административную ответственность. Как и в уголовном преступлении, административное правонарушение должно содержать признаки действия или бездействия нарушающего административное и иные отрасли права. Правонарушитель действует по неосторожности или умышленно. За это он привлекается к административной ответственности.

Основным признаком является отсутствие большой общественной опасности и нанесения существенного вреда обществу. В странах СНГ кодексами об административных правонарушениях содержатся понятия таких нарушений права, предусматриваются условия привлечения к ответственности.

Специальными статьями определяется ответственность отдельных лиц, в частности:

  • Собственников автомашин и других средств транспорта.
  • Владельцев и собственников объектов недвижимого имущества.
  • Иностранцев, лиц без гражданства.
  • Лиц, находящихся на военной службе.
  • Должностных лиц.
  • Юридических лиц и пр.

Административным правом определяются понятия невменяемости, крайней необходимости, условия освобождения от ответственности в силу малозначительности нарушения.

Чем они отличаются

Преступление и правонарушения относятся к категории противоправних деяний. Однако они имеют существенные отличия:

  1. Преступление представляет собой деяние, наивысшую общественную опасность. Опасность административных правонарушений существенно менше.
  2. Преступление является нарушением уголовного права и конкретно указывается в уголовном кодексе. Административное правонарушение означает нарушение других отраслей права и описывается в кодексе об административных правонарушениях.
  3. Наказание лица, совершившего преступление, обычно предусматривает лишение свободы и другие серьезные санкции по приговору суда. Такое лицо считается судимым За совершение административного правонарушения обычно накладывается штраф. Понятия судимости в таком случае нет.
  4. Возраст, с которого можно привлекать к уголовной ответственности, выше, чем у лиц, которых привлекают к административной ответственности.
  5. Преступление предполагает посягательство на собственность, интересы личности, конституционный строй и безопасность. Административное правонарушение связано обычно с социальными интересами, нарушением предусмотренных законодательством запретов и предписаний, причинением ущерба людям и организациям.

Каково отличие административного правонарушения от преступления? Что говорит об этом законодательная база?

В отечественной правовой системе предусмотрены три основных разновидности карательных санкций. К ним относятся:

  • Уголовные;
  • Дисциплинарные;
  • Административные взыскания.

Каждому гражданину полезно знать, в чем заключается отличие административного правонарушения от преступления. Сходство всех этих санкций заключается только в оказании определенного воздействия на нарушителей действующих положений законодательной базы РФ.

Что говорит законодательная база?

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Различие определенных типов правонарушений имеет огромное значение для соблюдения правомерности и законности применяемых мер по отношению к нарушителям. Главными критериями, по которым определяется степень тяжести правонарушения, является уровень опасности, которому подвержены окружающие.

Когда определяется разновидность противоправного действия, начинают действовать уже вторичные критерии различий. Общественная опасность совершаемых правонарушений подразделяется в юридической терминологии на два основных понятия:

  1. Опасные преступления.
  2. Не отличающиеся особой опасностью для граждан проступки.

В ч. 1 ст. 14 УК РФ приводится список определенных правонарушений, которые характеризуются, как тяжелые преступления, совершение которых повлечет за собой обязательное наказание. Анализ полученных признаков совершенного правонарушения проводят следственные органы, после чего определяется степень значимости таких правонарушений.

Отличие преступления от правонарушения

Преступление и правонарушение разные понятия

Довольно часто граждане не видят особой разницы между понятиями «преступление» и «правонарушение». Под правонарушением подразумевается определенное действие, следствием которого является нарушение общественного порядка. К подобным действиям относятся:

  • Пренебрежение определенными предписаниями;
  • Причинение другим гражданам морального, либо материального ущерба;
  • Полное или частичное игнорирование конкретных запретов.

Для каждого правонарушения характерна определенная степень противоречия действующим положениям законодательной базы. Совершенные правонарушения могут направляться как по отношению к отдельным гражданам, так и по общественным интересам. Правонарушители представляют для общества минимальную опасность.

Все совершаемые гражданами правонарушения рассматриваются в Административном кодексе РФ. Все используемые меры наказания считаются сравнительно мягкими. К ним относятся:

  • Различные общественные работы;
  • Штрафные взыскания;
  • Арест на небольшой срок без судимости.

За совершение правонарушений к ответственности граждане могут привлекаться с четырнадцатилетнего возраста.

Ответственность граждан за совершенные преступления определяется УК РФ. каждое преступление всегда имеет очень тесную взаимосвязь с различными формами собственности, персональными интересами того или иного гражданина, определенным конституционным строем, сформировавшимися общественными правоотношениями и т.п.

В рассмотрении того или иного действия в качестве преступления существенную роль играет степень его тяжести. За совершение преступлений граждане могут предстать перед судом только после достижения шестнадцатилетнего возраста.

В чем сходство преступления и правонарушения?

Административное правонарушение: пример

Для более подробного рассмотрения этих вопросов желательно определить предельные соотношения совершаемых преступлений, а также административных правонарушений. Сходства этих двух понятий заключаются в таких положениях:

  • В общественной значимости для страны и граждан;
  • Структура составных элементов действующей правовой нормы КоАП РФ аналогична УК РФ;
  • Противоправность действий и установленная виновность считается основными признаками, свойственными всем видам нарушений;
  • При рассмотрении с материальной составляющей одним и тем же будет выступать объект правонарушения и преступления;
  • Теория разработанной межотраслевой квалификации является объективной основой всех видов нарушений в правоприменительной практике.

Функции действующих норм уголовного и административного кодекса призваны осуществлять регулировку, охрану и предотвращение противоправных действий. Если соотноситься с функциями, главной из которых считается именно охранительная (ст. 1.2. КоАП РФ и ст. 2 УК РФ) исключительная особенность действующих норм права в административном и уголовном кодексе заключается как в регулировании, так и в охране предмета правонарушения, в виде которого в большинстве ситуаций фигурируют значимые и ценные взаимоотношения между гражданами.

Нужно иметь четкое понимание существующей взаимосвязи функций регулирования, а также охраны предмета правонарушения, которые призывают выполнять действующие положения КоАП и УК РФ.
Правоохранительная функция КоАП и УК РФ может реализоваться на практике двойственным методов.

Неустойчивые, неблагонадежные представители общества удерживаются от совершения уголовных преступлений, либо проступков, способных нанести определенный ущерб здоровью или имуществу других граждан. В этой ситуации текущее состояние законодательства будет носить статический характер как в вопросах административных, так и уголовных правонарушений.

Система не будет действовать при условии, что юридический факт состава правонарушения будет отсутствовать.

Следовательно, охранительные возможности системы самых важных взаимоотношений между гражданами осуществляется по ходу регулирования специальной группы взаимодействий, подразумевающих определенный вред для людей, который может быть оказан в результате действий тех или иных лиц. В КоАП РФ, а также УК РФ четко определяются воспитательные цели при использовании мер наказания в нарушителям.

Сходство между административными правонарушениями и преступлениями заключается по сути в самом факте осуществления деятельности, выходящие за определенные нормы, диктуемые правосознанием социально активного населения.

Исключения из правил

И правонарушение, и преступление — наказуемы!

Уголовная ответственность действующих предприятий и организаций в нашей стране не предусмотрена. За противоправные действия юридические лица должны понести только административную ответственность. Ответственные руководящие сотрудники лично могут быть привлечены к судебному разбирательству по факту возбуждения уголовного дела.

Т.е. подсудными фактически являются только должностные лица той или иной организации, а не предприятия, в результате деятельности которых был нанесен определенный ущерб гражданам. Также нужно принимать во внимание возможность выбора законодательной власти назначения административного наказания за те или иные преступления в связи с особыми обстоятельствами в стране, либо какими-то другими процессами.

Следует отметить, что всегда существует вероятность совершения законодателем ошибки в процессе оценки совершенных правонарушений. Например, до наступления 30 июня 2002 года хищение можно было признавать мелким, когда объем украденных платежных средств составлял более 1 МРОТ в соответствии с положениями ст. 7,27 КоАП РФ, который начал действовать с 1 июля 2002 года.

После этого мелким признается хищение платежных средств в объеме, превышающем 5 МРОТ. Другими словами, большинство хищений в РФ до недавних пор не являлись причиной для возбуждения уголовных дел.

Органы законодательной власти выявили такую ошибку, после чего с начала ноября месяца 2002 года в ст. 7,27 КоАП РФ 5 заменили на 1. Т.е. степень общественной опасности хищения определенной суммы денежных средств несколько раз подвергалась повторному рассмотрению органами государственной власти.

Если правонарушение осуществляется юридическим лицом, значительную роль играет возможность определения разновидности противоправности, которая считается чисто формальным признаком. Вторичные отличия могут быть проявлены уже после определения классификации совершенного правонарушения. К ним относятся:

  1. Порядок привлечения нарушителей к ответственности.
  2. Разновидности допустимых наказаний.

Следовательно, способы хищения, а также размер украденной суммы платежных средств может определять отношение к административно наказуемым делам, либо к совершенным уголовным преступлениям.

Однако ограбление и разбой всегда будут считаться преступлениями, даже если ущерб имуществу и здоровью других граждан является минимальным. Также нужно принимать во внимание количество судимостей у правонарушителя.

Под мелким хулиганством может рассматриваться использование нецензурных выражений при разговоре в общественных местах, нарушением покоя граждан, либо совершение каких-то других деяний, дестабилизирующих порядок и размеренную, спокойную жизнь граждан.

Существенные особенности можно выделить при рассмотрении так называемого формального признака. Наказание за дисциплинарные нарушения определяются установленными нормами трудового права. К заключенным, в свою очередь, относятся нормы уголовно-исполнительного права, а к военнослужащим – положения административного Кодекса. Руководитель той или иной организации уполномочен привлекать людей к ответственности за совершение дисциплинарных нарушений.

У преступлений она считается выше, но это относительное понимание. История развития правоприменения законов показывает, что в разное время одни и те же деяния квалифицировались то как преступления, то как административные правонарушения. Ярким примером может служить хулиганство и клевета. Но оба понятия являются правонарушением. Только ответственность за преступления предусмотрена Уголовным кодексом, а за административные правонарушения, Кодексом об административных правонарушениях.

Соответственно, и процедура привлечения различается, так как регламентируется разными кодексами. Вот и все различия. Если говорить о последствиях для лиц, привлеченных к уголовной ответственности, то они значительно суровее, чем при административной ответственности. Лицо, которое было привлечено к административной ответственности, не считается лицом, имеющим судимость.

С признаками и видами правонарушений вас ознакомит видеосюжет:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Отличие ПРЕСТУПЛЕНИЯ от ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Нередко люди путают понятия «преступление» и «правонарушение», хотя это очень четко описанные юридические термины, в которых следует разбираться каждому.

Правонарушение в широком смысле – это действие, нарушающее общественный порядок. К таким действиям относится причинение материального и морального ущерба, игнорирование запретов, не выполнение предписаний. Любое правонарушение характеризуется тем, что совершается определенным лицом в конкретном месте и противоречит действующему закону. К правонарушениям относятся дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения.

Правонарушение может быть направлено не только против людей, но и посягать на какие-либо социальные интересы. Как правило, правонарушением считается деяние, несущее минимальную общественную опасность.

Правонарушения рассматриваются Административным кодексом. В виде наказания предусматриваются довольно мягкие меры воздействия: общественные работы, штрафы, арест на короткий срок, но судимость не предполагается. За правонарушение к ответственности могут привлечь с 14 лет.

Преступление – это вид правонарушения, которое отличается тем, что ответственность за него предусмотрена непосредственно Уголовным кодексом (ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Преступление всегда тесно связано с общественными отношениями, формами собственности, интересами личности, конституционным строем, а также безопасностью. Чем больший вред нанесен деянием, тем больше вероятности, что оно будет оценено как преступление. Все преступления подразделены на преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Вид преступления зависит от характера и степени общественной опасности. В качестве наказания предусматривается, в том числе и лишение свободы (и наличие судимости) и даже жизни.

За преступление в России человек может быть судим только при достижении им 16 лет.

Выводы:

  1. Правонарушение – это любое действие, нарушающее общественный порядок. Преступление – один из видов правонарушение, за которое предусмотрена определенная ответственность согласно Уголовному кодексу.
  2. Правонарушение может посягать на социальные интересы, а преступление – на общественные отношения, конституционный строй, интересы личности, собственность и безопасность.
  3. Правонарушение несет минимальную общественную опасность, а преступление – максимальную.
  4. Правонарушения рассматриваются Административным кодексом, а преступления Уголовным.

При правонарушении наказания мягкие и без последствий в виде наличия судимости. За преступление предусмотрено лишение свободы или даже жизни.

За правонарушение привлекают к ответственности с 14 лет, а за преступление – с 16.

Еще по теме:

  • 392 ст ук рф Статья 392 УПК РФ. Обязательность приговора, определения, постановления суда Новая редакция Ст. 392 УПК РФ 1. Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда […]
  • Высший законодательный орган советского государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) - название России с момента развала Империи и до 1991 г. […]
  • Поправки в уголовный кодекс рф 228 Есть ли изменения по ч 2 ст 228 УК РФ в 2018 году? Есть ли изменения по ч2 ст.228 ук ,вроде говорят что санация с 0 начинается,с 1.01 18 изменили,так ли это Ответы юристов (2) Доброго […]
  • Протокол по ст1915 коап рф Статья 19.15 КОАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) 23 декабря 2013 26 апреля 2013 18 февраля 2013 10 января […]
  • Действие соглашения о разделе имущества Срок действия соглашения о разделе имущества, не брачный контракт В браке с 1993 по настоящее время. С 2013 года живем раздельно. Решили оформить развод в ЗАГСе. Составленное ранее […]