Права налоговых органов на обращение в суд

Рубрики Публикации

Право налоговой на оспаривание сделки

Виталий Ветров,
управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»и НК РФ предусмотрено право на обращение в суд с иском о признании сделки недействительной. Но является ли это право абсолютным? Имеются ли какие-то препятствия в его осуществлении? Насколько часто суды удовлетворяют подобные иски налоговых органов?

Итак. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2012 г. № 8728/12.

Инспекция обратилась в арбитражный суд с иском к обществу «Сигма» и обществу «Лига Балтийских монтажников» о признании договора подряда от 27 июля 2009 г. № 10/07, заключенного между указанными юридическими лицами, недействительным в силу ничтожности данной сделки.

Основанием для обращения явилось: а) генеральный директор общества «Сигма» умер до подписания договора, акта приема-передачи выполненных работ; б) общество «Сигма» не имело реальной возможности для выполнения работ по договору.

Суды трех инстанций признали обоснованность требования налогового органа и признали ее недействительной.

ВАС РФ отменил судебные акты и отказал в иске налоговому органу.

1. Налоговые органы вправе заявлять в суд иски, если это право осуществляется ими в рамках выполнения задач по контролю за соблюдением налогового законодательства и если в результате удовлетворение такого требования будет иметь в качестве последствия определение должной квалификации отношений сторон с целью применения соответствующих данным отношениям налоговых последствий.

2. Так, налоговый орган в целях обеспечения поступления в бюджет налогов, может заявлять такие иски. Но ничтожные сделки и так не порождают последствий, поэтому налоговый орган оценить соответствующие налоговые последствия операций данных сделок может оценить и сам.

3. Налоговый орган вправе также самостоятельно изменять квалификацию сделок, статус и характер деятельности налогоплательщика.

4. При этом обоснованность таких действий по изменению квалификации может быть оценена в рамках налогового спора.

5. По сути, налоговый орган обратился в суд с иском по основанию ее совершения от имени Общества неустановленным лицом, а не в целях достижения поставленных перед органом задач.

6. Поэтому налоговый орган вышел за пределы своих полномочий, а, следовательно, иск подлежит оставлению без рассмотрения.

1. Суд указал, что право налогового органа на иск о признании сделки недействительной может реализовываться лишь постольку, поскольку удовлетворение соответствующего требования направлено на выполнение задач налоговых органов, определенных статьей 6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Причем должна быть взаимосвязь между удовлетворением заявленного налоговым органом требования и реализацией задачи, стоящей перед этим самым налоговым органом.

Если мы верно поняли суд, то наличие у налогового органа иных полномочий при проведении налоговой проверки (как то переквалификация сделки) означает возможность достижения поставленной задачи и без обращения в суд. Если так, то означает ли это автоматический отказ налоговому органу? Нет, но наверно это повод задуматься о более серьезной аргументации обращения в суд с подобным иском при наличии у самих соответствующего права. Хотя подобное полномочие о переквалификации совместно с основанием обращением в суд (заключение сделки с неустановленным лицом) и приводит к отказу в иске.

2. Суд указал, что существует две группы причин для обращения в суд. Первые – позволяют налоговому органу подавать иски о признании сделки недействительной. Вторые – нет, не позволяют.

Причем в качестве вторых в рассматриваемом деле поименованы: а) заключение сделки от имени контрагента налогоплательщика неустановленным лицом; б) отсутствие у контрагента налогоплательщика реальной возможности исполнения обязательств по договору.

В качестве непоименованных можно назвать основания, используемые для определения необоснованной налоговой выгоды. Впрочем, может, мы хотим всего лишь выдавать желаемое за действительное?

Тем не менее, приятно было встретить, хотя и со ссылкой на рассматриваемый судебный акт, судебные акты, в которых налоговому органу было отказано в удовлетворении исков. Так, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 апреля 2013 г. № Ф06-2487/13 по делу № А12-19598/2012; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2013 г. № Ф07-1450/13 по делу № А56-36344/2012.

Удачи и успеха в спорах с налоговыми органами.

Как судиться с ИФНС?

Нередко предприниматели и юридические лица сталкиваются с нарушениями в работе налоговых органов. Так, они могут необоснованно начислять платежи, штрафы или не предоставлять информацию о действующих налоговых ставках. Все вышеперечисленное – типичные нарушения закона, допускаемые налоговой. Чтобы защитить свои права, нужно подать жалобу на ее действие или бездействие, в том числе – и в судебные инстанции.

Казалось бы, решения ИФНС оспорить практически невозможно. Однако законодательством предусмотрено право налогоплательщика на обжалование. Что делать, если вы не согласны с налоговой инспекцией? В каких случаях можно подать на нее в суд? Как правильно составить заявление? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Основания для иска

Решения или действия налогового органа – одна из самых распространенных причин для жалоб. Должностные лица этой службы, как и все, несут ответственность за свои поступки. Налогоплательщики чаще всего жалуются на нее по следующим поводам:

  • Необоснованные решения по результатам налоговых проверок;
  • Ошибки при наличии налогов;
  • Незаконное начисление штрафов и пени;
  • Отказ в налоговом вычете;
  • Отказ в налоговой льготе.

Инстанции для обращения

Как показывает практика, один из самых эффективных способов отстоять свои права – написать жалобу на действия налоговой инспекции. Чтобы добиться желаемого, нужно выполнить следующий порядок действий:

  • Подать жалобу в налоговую службу;
  • Обратиться с претензией в УФНС;
  • Составить исковое заявление и передать его в суд.

В претензии нужно четко и конкретно изложить все детали конфликта. То есть, следует описать все нарушения, указать нормы Налогового кодекса, которые были нарушены, а также рассказать о последствиях этой ситуации. Затем предъявите соответствующие требования – отменить решение инспекции или взыскать с нее компенсацию. Жалобу лучше составить в двух экземплярах, на обеих должны стоять подписи руководителей. Ее можно отправить по факсу, заказным письмом или принести лично. Кроме того, свое обращение можно оставить на сайте ФНС. На такую жалобу отводится 4 тысячи символов. Более того, к ней можно приложить текстовые документы, изображения и иные файлы.

Обратиться с жалобой можно и в вышестоящую инстанцию – УФНС. Срок подачи претензии – 1 год со дня, когда предприниматель или организация узнали о нарушении своих прав. Однако в некоторых случаях ее могут оставить без рассмотрения. Например, если вы не сформулировали четко свои требования или пропустили срок обращения.

У налогоплательщика также есть право пожаловаться на действия налогового инспектора в суд. Заявление можно подать как одновременно с подачей жалобы в УФНС, так и после нее. Если УФНС не отвечает на ваш запрос в течение месяца или не удовлетворяет его – значит, идти в суд все-таки придется. Для этого нужно быть точно уверенным с своей правоте и иметь возможность предоставить все имеющиеся у вас доказательства.

Структура заявления

Составить исковое заявление в суд совсем не сложно. Вы можете поручить это дело профессиональному юристу или оформить документ самому – достаточно соблюсти всего несколько требований. Заявление должно содержать:

  • Сведения о судебной инстанции (наименование суда, судебного района, к которому он относится, адрес, данные о судье);
  • Данные о заявителе (для ИП – фамилия, имя, отчество и адрес, для организации – название, имя организатора, адрес и другие контактные данные);
  • Информацию о налоговой инспекции (адрес, руководители);
  • Описание выявленных нарушений и их последствий;
  • Требования к суду (возмещение ущерба, обжалование решения инспекции);
  • Список прилагаемых документов.

Подавая иск на налоговую инспекцию, вам нужно тщательно подготовиться – в частности, собрать необходимый пакет документов. Их можно будет использовать в качестве доказательств в суде. При предъявлении заявления не забудьте предоставить:

  • Копию паспорта;
  • Решение налоговой инспекции, которое нужно оспорить;
  • Решение вышестоящей инстанции по жалобе налогоплательщика;
  • Предыдущие решения суда (если они есть).

Сроки рассмотрения

Обычно суд рассматривает налоговые споры довольно долго. Чтобы вынести окончательное решение ему понадобится 3 месяца. К тому же этот срок может увеличиться до 6 месяцев в зависимости от сложности рассматриваемого дела. При удовлетворении судом ваших требований, инспекция может получить штраф до 100 тысяч рублей, а его должностные лица – до 15 тысяч рублей. Решение суда можно обжаловать в течение 10 дней.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Статья 104 НК РФ. Заявление о взыскании налоговой санкции

Новая редакция Ст. 104 НК РФ

1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

2. Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

К заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

3. В необходимых случаях одновременно с подачей заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении требования в порядке, предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

4. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Комментарий к Статье 104 НК РФ

Пункт 1 комментируемой статьи указывает, что исковое заявление подается в суд в соответствии с нормами не только Налогового кодекса, но и АПК РФ, ГПК РФ. С учетом того, что настоящий комментарий рассчитан физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, укажем на важнейшие положения АПК, регулирующие порядок предъявления иска. Установлено, что:

1) исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа либо представителем последнего, уполномоченным надлежащим образом. В исковом заявлении должны быть указаны:

— арбитражный суд, в который подается исковое заявление;

— наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;

— обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

— доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

— расчет взыскиваемой суммы (налога, штрафа, пени);

— требования налогового органа (истца) со ссылкой на нормы настоящего Кодекса, других актов законодательства о налогах;

— сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком (т.е. о том, что налогоплательщику, иному обязанному лицу было предложено добровольно уплатить соответствующую сумму, но он ее не уплатил);

— перечень прилагаемых к исковому заявлению документов;

— иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у налогового органа (истца) ходатайства (ст. ст. 125, 126 АПК РФ);

2) налоговый орган обязан направить налогоплательщику, иному обязанному лицу, другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов (ст. 127 АПК РФ);

3) налоговый орган прилагает к исковому заявлению документы, подтверждающие:

— уплату установленной госпошлины;

— направление копии искового заявления и документов, приложенных к нему;

— соблюдение досудебной процедуры разрешения спора с налогоплательщиком (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 104 НК РФ);

— обстоятельства, на которых основываются исковые требования;

4) исковое заявление по общему правилу предъявляется налоговым органом в арбитражный суд по месту нахождения (месту жительства) ответчика. Исковое заявление к организации, вытекающее из деятельности ее обособленного подразделения (филиала, представительства), предъявляется в суд по месту нахождения этого подразделения (ст. ст. 35, 36 АПК РФ). Однако исковое заявление к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлено налоговым органом в арбитражный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в РФ. Иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином РФ и находящемуся за границей, может быть предъявлен по месту нахождения налогового органа или имущества ответчика (налогоплательщика, иного обязанного лица) (ст. 36 АПК РФ).

Решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение принимается руководителем налогового органа (или его заместителем) по результатам рассмотрения материалов проверки. Оно должно быть принято и доведено до сведения лица (привлекаемого к ответственности за налоговое правонарушение) по правилам ст. ст. 101, 101.1 НК РФ.

Налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением лишь постольку, поскольку:

он предложил налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции;

налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты;

упомянутое исковое заявление посвящено именно взысканию суммы налоговой санкции (ст. 114 НК РФ), установленной одной из норм гл. 16 НК РФ (ст. ст. 116 — 129 НК РФ). Нельзя обращаться с иском, если нарушение прямо не указано в настоящем Кодексе, а содержится в других актах законодательства о налогах.

Правила п. 2 комментируемой статьи уточняют некоторые вопросы, связанные с подачей искового заявления к налогоплательщику, иному лицу. Установлено, что налоговый орган подает исковое заявление:

а) в суд общей юрисдикции, т.е. в районный, городской (районный в городе) суд по месту жительства ответчика — физического лица, не являющегося:

— индивидуальным предпринимателем (ст. 11 НК РФ);

— лицом, приравненным (для целей налогообложения) к индивидуальным предпринимателям (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);

б) в арбитражный суд:

по месту нахождения организации, являющейся налогоплательщиком;

по месту жительства индивидуального предпринимателя;

по месту жительства физического лица, приравненного (для целей налогообложения) к индивидуальному предпринимателю. Этот вывод сделан на основе систематического анализа ст. ст. 28, 29, 35, 36 АПК РФ, ст. ст. 11, 104 НК РФ (ст. ст. 47, 48 НК РФ).

Налоговый орган может направить в суд письменное ходатайство об обеспечении иска:

а) одновременно с подачей искового заявления;

б) если это вызывается необходимостью. О том, необходимо ли подавать ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика или нет, можно судить только исходя из анализа конкретных обстоятельств.

В соответствии с п. 4 правила ст. 104 НК РФ применяются и в случае привлечения к ответственности налогоплательщика (но не иного лица) за нарушение законодательства о налогах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В связи с этим положением нормы таможенного законодательства, противоречащие ст. 104 НК РФ, не действуют.

Другой комментарий к Ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 7 ст. 114 Кодекса налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (см. комментарий к ст. 114 Кодекса).

Соответственно, п. 1 ст. 104 Кодекса предусмотрено обращение налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Статьей 115 Кодекса установлена давность взыскания налоговых санкций. По общему правилу, содержащемуся в п. 1 указанной статьи, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (см. комментарий к ст. 115 Кодекса).

Согласно п. 1 ст. 104 Кодекса до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Таким образом, в п. 1 комментируемой статьи установлен досудебный порядок урегулирования спора, что имеет существенное значение для обращения налогового органа в суд.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ в случае, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. Несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом, согласно п. 2 ст. 148 АПК РФ является одним из оснований для оставления искового заявления без рассмотрения.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ установлено, что в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров, судья возвращает исковое заявление.

Форма требования об уплате налоговой санкции приведена в приложении 4 к Приказу МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 «О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности».

2. Пункт 2 ст. 104 Кодекса устанавливает, в какой суд — в арбитражный суд или суд общей юрисдикции — подлежит подаче исковое заявление о взыскании налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

к организации или индивидуальному предпринимателю — в арбитражный суд;

к физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

Указанные правила соответствуют судебной подведомственности дел о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов, установленной п. 1 и 2 ст. 105 Кодекса (см. комментарий к ст. 105 Кодекса).

В пункте 2 ст. 104 Кодекса также указаны документы, которые прилагаются к исковому заявлению о взыскании налоговой санкции:

решение налогового органа;

другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, подаваемому в арбитражный суд, установлены ст. 214 АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 214 АПК РФ заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, т.е.:

исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем (ч. 1 ст. 125);

в исковом заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; перечень прилагаемых документов (п. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125);

истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125).

Частью 1 ст. 214 АПК РФ также установлено, что в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 214 АПК РФ к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в п. 1 — 5 ст. 126 АПК РФ, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

В пунктах 1 — 5 ст. 126 АПК РФ указаны следующие документы, прилагаемые к исковому заявлению:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

3. В пункте 3 ст. 104 Кодекса предусмотрена возможность направления налоговым органом в суд ходатайства об обеспечении иска о взыскании налоговой санкции.

Ходатайство об обеспечении иска согласно п. 3 комментируемой статьи направляется в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции.

Как указано в п. 3 ст. 104 Кодекса, порядок направления в суд ходатайства об обеспечении иска предусмотрен гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Основания обеспечительных мер в арбитражном процессе установлены ст. 90 АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Частью 1 ст. 91 АПК РФ установлено, что обеспечительными мерами могут быть:

1) наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

3) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

4) передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

5) приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

6) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.

В соответствии с ч. 2 ст. 91 АПК РФ обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.

Как установлено ч. 1 ст. 92 АПК РФ, заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении.

Основания обеспечительных мер в гражданском процессе установлены ст. 139 ГПК РФ, согласно которой по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска могут быть:

1) наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику совершать определенные действия;

3) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;

4) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);

5) приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.

В необходимых случаях судья или суд может принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в ст. 139 ГПК РФ. Судьей или судом может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.

Частью 3 ст. 140 ГПК РФ установлено, что меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию.

4. Положения ст. 104 Кодекса в отношении искового заявления о взыскании налоговой санкции согласно п. 4 комментируемой статьи применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Норма п. 4 ст. 104 Кодекса соответствует арбитражному процессуальному законодательству и гражданскому процессуальному законодательству, т.к. ни АПК РФ, ни ГПК РФ не предусматривают каких-либо особенностей рассмотрения дел по взысканию санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенные именно в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

ВАС избавился от коллизии

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) рассмотрел дело, связанное с правовым регулированием отношений по досудебной процедуре обжалования решений налоговых органов в административном порядке. Суд своим решением фактически уравнял в правовых последствиях апелляционный и обычный способы досудебного обжалования решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Речь идет о последующей реализации налогоплательщиком права на судебное обжалование данных решений.

Практика применения административного (досудебного) порядка урегулирования налоговых споров выявила многочисленные пробелы в правовом регулировании отношений по досудебному порядку обжалования решений налоговых органов.

Рассмотренное ВАС РФ дело касается порядка исчисления срока на судебное обжалование решения налогового органа, уже обжалованного налогоплательщиком после его вступления в силу. Напомним, что обжаловать решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе можно двумя способами: в апелляционном порядке до вступления решения налогового органа в силу и путем обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа.

Согласно пункту 2 статьи 139 НК РФ апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в таком привлечении вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При подаче апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, оно вступает в силу со дня утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или частично (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено решение, стало известно о вступлении его в законную силу. При этом в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Иначе говоря, срок, отведенный на судебное обжалование решения, отсчитывается с момента вступления его в силу (в момент его утверждения вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика или по истечении 10 дней со дня его вручения, если решение в таком порядке не обжаловано).

Однако момент начала исчисления срока, отведенного налогоплательщику для обращения в суд, в случае обжалования им решения после вступления его в силу с учетом одного года, отведенного законом на такое обжалование, нормами закона четко не определен. При избрании налогоплательщиком такого способа досудебного урегулирования спора у него объективно может отсутствовать возможность обратиться с заявлением в арбитражный суд в установленный статьей 198 АПК РФ срок, например, в случае подачи жалобы позднее трех месяцев с момента вступления в силу решения налогового органа.

Отсутствие законодательно установленных правил соотношения и взаимодействия сроков привело к нарушению единообразия в толковании и применении вышеуказанных норм арбитражными судами. В одном случае суды указывали, что срок, предусмотренный статьей 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, поскольку нормы АПК РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2011 N А56-10572/2010). В других случаях суды, признавая порядок досудебного урегулирования при обжаловании решения, вступившего в силу соблюденным, отказывали налогоплательщику в защите нарушенных прав, так как он пропустил срок, определенный статьями 101.2 НК РФ и 198 АПК РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2011 N А12-10341/2010).

Это противоречие, ведущее в некоторых случаях к лишению налогоплательщика права на судебную защиту, было устранено ВАС РФ в Постановлении от 20.12.2011 N 10025/11. Согласно документу, срок на судебное обжалование решения налогового органа, вступившего в силу, при подаче налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган в пределах установленного законом срока, должен исчисляться не с момента его вступления в силу, а с момента принятия решения вышестоящим налоговым органом по соответствующей жалобе. Этот подход ВАС РФ является правильным, соответствует правовому смыслу института досудебного урегулирования споров, так как при таком толковании положений статей 101.2 НК РФ и 198 АПК РФ право налогоплательщика на судебную защиту независимо от избранного им способа досудебного урегулирования налогового спора обеспечено законом.

Налоговики требуют через суд представить документы. Как себя вести?

Предприятие представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС. В ходе камеральной проверки данной декларации контролеры посчитали, что отраженные в ней операции по реализации товара в адрес иностранной компании на основании пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС. Таким образом, по мнению проверяющих, налицо нарушение, выразившееся в неправомерном применении налоговых вычетов вследствие отсутствия объекта обложения НДС. ИФНС направила в адрес компании требование о представлении подтверждающих документов сделки и пояснений относительно указанных операций. Получив отказ налогоплательщика, инспекция сразу обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании предприятия представить оригинал протокола поставки товара в адрес налогового органа в течение пяти дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Чего ждать налогоплательщику от подобных действий проверяющих? Законны ли они?

Аналогичная ситуация стала предметом судебного разбирательства в АС СЗО (Постановление от 13.10.2016 № Ф07-9642/2016 по делу № А05-4835/2016). На ее примере предлагаем читателям выяснить, чем вызваны подобные действия налоговиков, насколько они правомерны и как их оценивают судебные органы.

Обстоятельства спора

В ходе камеральной проверки указанной декларации инспекция выявила нарушение, выразившееся в неправомерном применении вычетов по НДС вследствие отсутствия объекта налогообложения (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ), что послужило основанием для направления в адрес компании требования о представлении документов.

В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами). При реализации указанного имущества суммы налога, принятые по нему к вычету, подлежат восстановлению.

Разъяснения по данному вопросу представлены в письмах Минфина России от 09.11.2016 № 03‑07‑14/65361, от 31.10.2016 № 03‑07‑14/63453.

Действия проверяемой компании

Впоследствии при рассмотрении материалов камеральной проверки компания представила для обозрения (отказавшись при этом выдать налоговому органу данный документ по требованию) оригинал протокола поставки от 03.04.2015. По мнению налоговиков, расположение подписей и печатей на оригинале визуально отличается от ранее представленной в их адрес копии.

Действия налогового органа

Для подтверждения своей позиции инспекция в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля вынесла постановление о назначении технической экспертизы спорного документа.

Однако именно отказ компании выдать налоговому органу оригинал протокола поставки от 03.04.2015 (требование о представлении документов проверяемым лицом исполнено не было) послужил основанием для обращения контролеров в арбитражный суд с заявлением об обязании общества представить его налоговому органу в пятидневный срок с даты вступления в силу решения суда.

Нормы Налогового кодекса о правах налоговиков

При этом, как установлено п. 3 ст. 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Перечень исков, с которыми инспекция вправе обращаться в суды, перечислен в пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ. В соответствии с названной нормой контролеры вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный суд или арбитражные суды иски (заявления):

  • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика;
  • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
  • в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Как можно заметить, данный перечень не является исчерпывающим, однако иные случаи, в которых налоговики вправе обращаться в суд с соответствующим иском, должны быть прямо предусмотрены НК РФ.

Однако нормами Налогового кодекса в качестве «иного случая» не предусмотрено право инспекторов обращаться в арбитражный суд с заявлением о возложении на налогоплательщика обязанности представить оригинал того или иного документа в подтверждение правомерности вычетов по НДС.

Иные случаи обращения налоговых органов с соответствующими исками в судебные инстанции установлены только в п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943‑1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Закон № 943‑1), согласно которому им предоставляется право предъявлять в суд и арбитражный суд иски:

  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
  • о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  • о взыскании сумм задолженности по процентам, начисленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональным и местным налогам, сборам, страховым взносам в бюджеты бюджетной системы РФ.

Названный перечень исков является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Выводы арбитров

Альтернативный подход для контролеров к решению проблемы

  • налоговых проверок;
  • получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • а также в других формах, предусмотренных налоговым законодательством.

Кроме этого, права налоговиков установлены п. 1 ст. 31 НК РФ, среди которых в том числе названы:

  • привлечение для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызов в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие‑либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Статья 93 НК РФ предоставляет должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, право истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Также налоговый орган вправе ознакомиться с их подлинниками (абз. 7 п. 2 названной статьи).

Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] утверждены формы документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе и форма требования о представлении документов (информации) (приложение 15 к данному приказу).

В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ требование о представлении документов может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано (его представителю) непосредственно под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по ТКС через оператора электронного документо­оборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок их представления по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/[email protected]

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговыми правонарушениями и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В случае такого отказа или непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку [1] необходимых документов в порядке, установленном ст. 94 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Иных способов получения налоговиками подлинников документов при осуществлении мероприятий налогового контроля закон не предусматривает.

[1] О порядке проведения выемки документов читайте в статье «Как грамотно взаимодействовать с налоговиками при выемке документов» на стр. .

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс 112 ч 1 Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью См. комментарии к статье 112 УК РФ Информация об […]
  • Приговоры по 242 ук рф Новости прокуратуры В Курске суд вынес приговор по уголовному делу в отношении мужчины, который признан виновным в распространении запрещенных видеороликов Ленинский районный суд вынес […]
  • Как написать письмо на шойгу Сергей Кужугетович Шойгу Информация Описание: Серге́й Кужуге́тович Шойгу́ (род. 21 мая 1955, Чадан, Тувинская АО) — российский государственный деятель, министр обороны Российской […]
  • Сроки регистрации сделки с недвижимостью Срок регистрации недвижимости в столице сокращен до 7 дней На официальном сайте Росреестра сообщается, что с 1 декабря 2016 года максимальный общий срок государственной регистрации прав на […]
  • Создание официального сайта образовательной организации Требования к сайту образовательной организации Список законов и подзаконных актов, регулирующих создание и ведение сайтов образовательных организаций 1. Федеральный закон Российской […]