Права осужденных фз

Рубрики Публикации

Статья 12 УИК РФ. Основные права осужденных

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.

4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее — вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

5. Осужденные — граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

6.1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

9. Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы — иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Комментарии к ст. 12 УИК РФ

1. Одним из важнейших является право осужденных на получение ими информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Как правило, нарушение этого права влечет за собой ущемление или нарушения других субъективных прав осужденных, а также невозможность их защиты и восстановления.

Согласно комментируемой статье информация о правах и обязанностях осужденных, о порядке и условиях отбывания наказания должна быть доступна любому осужденному, а обязанность персонала учреждения или органа, исполняющего наказания, заключается в предоставлении ее в полном и неискаженном виде. Особенно важно обеспечить данное право в условиях изоляции. В исправительных учреждениях подобная информация доводится до осужденных администрацией при приеме их в эти учреждения. Кроме того, в помещениях, где проживают осужденные, на территории учреждения, в клубе оборудуются информационные стенды о правах и обязанностях осужденных, им обеспечивается доступ к УИК РФ и Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений. В соответствии с п. 18 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2005 N 259 (в ред. от 06.06.2006) , обязанность разъяснять осужденным их обязанности и права, условия отбывания наказания, труда и отдыха, оказывать содействие в ознакомлении с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы, возложена на начальника отряда. Для этого он помимо иных способов информирования осужденных не реже двух раз в месяц должен проводить с ними занятия по социально-правовым вопросам.

БНА. 2006. N 10; N 26.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Это право корреспондирует с соответствующей обязанностью персонала. Пункт 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений определяет, что работники учреждений обращаются к осужденным на «Вы» и называют их «осужденный», «осужденная», «гражданин», «гражданка» и по фамилии.

Одним из проявлений принципа гуманизма является содержащийся в комментируемой статье запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. Это означает, что к осужденным не могут применяться пытки, насилие и иные бесчеловечные или унижающие их личное достоинство методы воздействия. Отступление от этих требований влечет за собой наступление уголовной ответственности. Дисциплинарные взыскания, как и иные меры принуждения, к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона (см., например, комментарий к ст. 117 УИК РФ).

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Это положение, зафиксированное в ч. 3 комментируемой статьи, дополняет и развивает конституционное требование, согласно которому никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ). Указание закона на невозможность проведения медицинских и иных опытов даже с согласия самих осужденных обусловлено спецификой их правового положения, зависимостью от администрации и является дополнительной гарантией права на жизнь и здоровье.

4. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет право осужденных на обращение. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами: к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания; в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания; в суд; в органы прокуратуры; в иные органы государственной власти; в органы местного самоуправления; в общественные объединения; в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Большинство обращений осужденные направляют в администрацию учреждения или органа, в котором они отбывают наказание. Это абсолютно оправданно, так как именно эти должностные лица организуют весь процесс исполнения наказания, от них во многом зависит решение различных вопросов, возникающих у осужденных в это время. Перечень учреждений и органов, исполняющих наказания, дан в ст. 16 УИК РФ (см. комментарий к указанной статье).

К вышестоящим органам управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, относятся территориальные и федеральный органы уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания). С марта 2004 г. руководство деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) и ее территориальные органы. Согласно подп. 3 п. 3 Положения о ФСИН России одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, в том числе права на обращение. Для этого разработан и утвержден Приказом Минюста России от 26.12.2006 N 383 Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей .

Применительно к осужденным военнослужащим вышестоящими органами управления являются Минобороны России, командование военных округов, объединений и соединений. Рассмотрение обращений осужденных военнослужащих, отбывающих наказания без изоляции от общества, осуществляется на общих основаниях в соответствии с Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны РФ от 28.12.2006 N 500 . Предложения, заявления и жалобы осужденных, содержащихся в дисциплинарных воинских частях, разрешаются в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Осужденные имеют право на обращение в суд. В соответствии с ч. 2 ст. 20 УИК РФ суды общей юрисдикции рассматривают жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Механизм обжалования действий (бездействия) должностных лиц определен Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14.12.1995) . Процессуальный же порядок рассмотрения дел подобной категории урегулирован нормами ГПК РФ о специальном виде производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. ст. 245 — 261). Кроме того, осужденные в случаях нарушения их конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, могут обращаться с жалобами в Конституционный Суд РФ.

Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

Обращения осужденных, направленные в органы прокуратуры, как правило, поступают на рассмотрение в специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Их возглавляют прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, подчиненные прокурору субъекта РФ. Надзор за исполнением законов центральным аппаратом ФСИН России осуществляет Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ.

Обращения осужденных военнослужащих рассматривают военные прокуроры.

Осужденные имеют право обращаться к Президенту РФ, в органы законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также в иные государственные органы (например, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах РФ).

Комментируемая статья предоставляет право осужденному обращаться в негосударственные структуры. По вопросам, отнесенным уголовно-исполнительным законодательством, а также Законом об общих принципах организации местного самоуправления к компетенции органов местного самоуправления, осужденный имеет право обратиться к должностным лицам, в представительные и исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.

Осужденные могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в общественные объединения, которым в соответствии со ст. 23 УИК РФ разрешено контролировать деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания. Обращения осужденных служат поводом для осуществления контроля Общественной палатой РФ, общественными советами при ФСИН России и ее территориальных органах, неправительственными правозащитными организациями. В перспективе в каждом субъекте РФ будут созданы общественные наблюдательные комиссии, куда также смогут обращаться осужденные.

Осужденные имеют право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. В рамках ООН такими органами являются Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН против пыток, которые действуют на основе Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. соответственно. Кроме того, осужденные могут направлять свои жалобы в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург), который создан в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. .

БВС РФ. 1994. N 12.

СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает правовой режим использования осужденными языка общения в сфере официальных взаимоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность его использования во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» ).

СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

В отличие от названного порядка осужденные — граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами не только на государственном языке Российской Федерации, но и по их желанию на государственном языке субъекта РФ по месту отбывания наказания. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства вправе использовать родной язык или любой другой язык, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика.

Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на русском языке. Перевод ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения без каких-либо ограничений и дискриминации.

Лица, осужденные к наказаниям без изоляции от общества (за исключением ограничения свободы), получают медицинскую помощь в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях с другими гражданами Российской Федерации.

Медицинская помощь осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений ФСИН России (см. комментарий к ст. ст. 52, 72, 101 УИК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан указанные категории осужденных имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов.

6.1. Часть 6.1 комментируемой статьи закрепляет право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Для этих целей в каждом исправительном учреждении создана психологическая служба (психологические лаборатории, психологические кабинеты, психологи), сотрудники которой проводят психологические обследования и психокоррекционные мероприятия с осужденными. Кроме того, осужденный может воспользоваться психологической помощью извне, со стороны специалистов, оказывающих подобные услуги населению. Приглашение таких психологов осуществляется через администрацию исправительного учреждения за счет средств осужденного или его близких.

Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием им психологической помощи, осуществляется только с их согласия, что является важной гарантией соблюдения этого субъективного права в отношении конкретного осужденного.

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи осужденные имеют право на социальное обеспечение. Право осужденных на пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, осуществляется на общих основаниях. Выплата пенсий осужденным к лишению свободы производится органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перевода на лицевой счет осужденного.

Обеспечение осужденных независимо от вида отбываемого наказания пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется в соответствии с Законом об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности. Однако согласно ст. 98 УИК РФ обязательному государственному социальному страхованию подлежат только осужденные, привлеченные к труду в местах лишения свободы. Порядок обеспечения таких осужденных пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» (в ред. от 25.07.2007) .

СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4106; 2002. N 14. Ст. 1308; N 33. Ст. 3230; 2005. N 7. Ст. 560; 2007. N 31. Ст. 4092.

8. Конституцией РФ (ч. 1 ст. 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Согласно ч. 8 комментируемой статьи для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (профессиональных юристов из числа близких родственников, законных представителей, представителей правозащитных организаций и др.).

9. В ч. 9 комментируемой статьи закреплено важное для осужденных иностранных граждан, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств либо дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных. Такая связь может поддерживаться различными способами: посредством переписки, телефонных переговоров, проведения свиданий, оказания юридической помощи и т.п.

10 — 11. В заключительных ч. ч. 10 и 11 комментируемой статьи содержатся нормы, касающиеся порядка реализации осужденными своих прав. Подчеркивается, что порядок их осуществления устанавливается УИК РФ и иными нормативными правовыми актами. К последним относятся не только нормативные акты, регулирующие исполнение (отбывание) различных видов наказания (например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), но и законы (подзаконные акты), определяющие реализацию общегражданских прав осужденных. При этом обращается внимание на то, что при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Правовое положение осужденных

Статья 10. Основы правового положения осужденных

1. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

2. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

3. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

4. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Статья 11. Основные обязанности осужденных

1. Осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

2. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

3. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

4. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

5. Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

6. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Статья 12. Основные права осужденных

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.

4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее — вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

5. Осужденные — граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

6.1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

9. Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы — иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Статья 13. Право осужденных на личную безопасность

1. Осужденные имеют право на личную безопасность.

2. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

4. Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

3. Утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ.

4. К осужденным к принудительным работам, аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

1. Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

2. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах.

3. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.

4. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

5. Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

6. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Выписка из «Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ

Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 200-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 12 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 19 июля 2017 года

Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 2, ст. 198; 1998, № 30, ст. 3613; 2001, № 11, ст. 1002; 2003, № 50, ст. 4847; 2005, № 19, ст. 1754; 2006, № 15, ст. 1575; 2007, № 30, ст. 3756; 2008, № 45, ст. 5140; № 52, ст. 6226; 2009, № 7, ст. 791; 2010, № 14, ст. 1556; 2011, № 27, ст. 3870; 2012, № 19, ст. 2279; 2013, № 52, ст. 6997; 2015, № 29, ст. 4386) следующие изменения:

1) часть четвертую статьи 73 после слов «частью второй статьи 360» дополнить словами «и статьей 361»;

2) часть вторую статьи 76 изложить в следующей редакции:
«2. Перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, а также осужденных за совершение преступления в соучастии. Перемещение осужденных беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, допускается по заключению врача о возможности перемещения, а при необходимости согласно данному заключению — в сопровождении медицинских работников. Перемещение осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, осуществляется раздельно и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости по заключению врача — в сопровождении медицинских работников.»;

3) статью 89 дополнить частью второй 1 следующего содержания:
«2 1 . Осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, а также осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, за исключением осужденных, указанных в части третьей статьи 97 настоящего Кодекса, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение, если это предусмотрено условиями отбывания ими лишения свободы в исправительном учреждении.»;

а) часть вторую изложить в следующей редакции:
«2. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до 15 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно.»;

б) дополнить частями второй 1 и второй 2 следующего содержания:
«2 1 . Осужденным женщинам, имеющим вне исправительной колонии несовершеннолетнего ребенка-инвалида, а также осужденным мужчинам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида и являющимся единственным родителем, могут быть разрешены четыре выезда в год для свидания с ребенком на срок до 15 суток каждое, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно.
2 2 . Осужденным женщинам, имеющим вне исправительной колонии ребенка в возрасте до 14 лет, а также осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, могут быть разрешены два выезда в год для свидания с ребенком на срок до 10 суток каждое, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно.»;

в) часть третью изложить в следующей редакции:
«3. Выезды по основаниям, указанным в частях первой — второй 2 настоящей статьи, не разрешаются осужденным при особо опасном рецидиве преступлений; осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденным к пожизненному лишению свободы; осужденным, больным открытой формой туберкулеза; осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированным осужденным, а также в случаях проведения противоэпидемических мероприятий. Выезды по основаниям, указанным в частях второй — второй 2 настоящей статьи, не разрешаются также осужденным, признанным в соответствии со статьей 116 настоящего Кодекса злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденным за преступление в отношении несовершеннолетних; осужденным за преступления, предусмотренные статьями 205 — 205 5 , частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 228, 228 1 , частью второй статьи 228 2 , частью второй статьи 228 3 , статьями 228 4 — 230, 231 — 234, частями второй и третьей статьи 234 1 , статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277 — 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также осужденным, которым отсрочка отбывания наказания была отменена судом на основании части второй статьи 82 Уголовного кодекса Российской Федерации.»;

а) дополнить частью первой1 следующего содержания:
«1 1 . Осужденным, указанным в части второй 1 статьи 89 настоящего Кодекса, отбывающим наказание в обычных условиях, с учетом их личности и поведения может ежемесячно предоставляться до двух дополнительных длительных свиданий с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение.»;

б) дополнить частями второй 1 и второй 2 следующего содержания:
«2 1 . Осужденным, указанным в части второй 1 статьи 89 настоящего Кодекса, отбывающим наказание в облегченных условиях, предоставляются дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение, без ограничения их количества.
2 2 . В случае отказа в предоставлении свидания в соответствии с частями первой 1 и второй 1 настоящей статьи начальником исправительной колонии выносится мотивированное постановление.»;

в) часть третью изложить в следующей редакции:
«3. Осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации по их заявлению на основании постановления начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительной колонии за пределами исправительной колонии, за исключением случаев, если имеется мотивированное постановление начальника исправительной колонии об отказе в проживании и работе за ее пределами. Они могут содержаться совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Осужденным по их заявлению разрешается проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми в жилых помещениях, находящихся в их собственности или пользовании.».

Президент Российской Федерации В.Путин

Права осужденных фз

в защиту прав и свобод осужденных…

зарегистрированных по адресу…

отбывающих наказание по адресу…

ЗАЯВЛЕНИЕ

Уважаемый Владимир Евгеньевич,

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации: 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В силу требований части 3 статьи 32 Конституции РФ,

«Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статьях 5 и 4, соответственно, закрепляют конституционное положение о запрете избирать, быть избранным и участвовать в референдуме лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

То есть, вышеперечисленными законами, мой доверитель ограничен в своих избирательных правах. При этом, Конституция Российской Федерации содержит противоречивые положения, автоматически применяемым в отношении осужденных заключенных в тюрьмах, вне зависимости от сроков их наказаний и вне зависимости от характера или тяжести совершенных ими преступлений и их личных обстоятельств. Такое общее, автоматически налагаемое и неразборчивое ограничение жизненно важного права, предусмотренного Конвенцией, следует считать выходящим за рамки любой свободы усмотрения государства, насколько широки они ни были бы.

Кроме того, в Конституции РФ содержится двойственное положение в отношении лиц, имеющих равный правовой статус – осужденных. А именно, лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда ограничены в избирательных правах, в то время, как лица, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, таким правом обладают.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из принципа юридического равенства применительно к реализации конституционного права на судебную защиту вытекает требование, в силу которого однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях);

любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а для достижения этих целей используются соразмерные правовые средства (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П, от 16 июня 2006 года N 7-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 25 марта 2008 года N 6-П и от 26 февраля 2010 года N 4-П).

Общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При этом, необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

Вступив в Совет Европы, и ратифицировав в марте 1998 г. Европейскую Конвенцию о защите прав человека, Россия присоединилась к Европейской системе охраны прав человека, включающей в себя не только обязанность охранять и соблюдать зафиксированные в Конвенции права и свободы, но и признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

6 октября 2005 года состоялось прецедентное решение Европейского Суда по правам человека №74025/01 Хирст против Соединенного Королевства (N 2) (Hirstv. UnitedKingdom(N2)), согласно которому признаны не соответствующим статье 3 Протокола № 1 к Конвенции, положения, запрещающие осужденным в реализации их активного права на участие в выборах.

Согласно названного постановления, права, гарантируемые положениями Статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции, являются решающими для установления и сохранения основ эффективной и значимой демократии, руководствующейся принципом верховенства права; при этом право на участие в голосовании на выборах является правом, а не привилегией. Тем не менее, права, предоставляемые Статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции, не являются абсолютными, и существуют возможности их ограничения. Любые ограничения на право на участие в голосовании на выборах должны возлагаться для достижения какой-либо законной цели, должны быть пропорциональными этой цели и не должны противоречить свободному волеизъявлению народа при выборе законодательной власти. Осужденные заключенные в целом продолжают пользоваться всеми основными правами и свободами, гарантируемыми Конвенцией, за исключением права на свободу в тех случаях, когда законным образом назначенное содержание под стражей прямо отвечает требованиям Статьи 5 Конвенции.

Статья 3 Протокола N 1 к Конвенции тем не менее не исключает, что ограничения избирательных прав могут налагаться на лицо, которое, например, серьезно злоупотребило публичной должностью или действия которого угрожают подорвать принцип верховенства права или демократические основы общества. Однако нельзя легко относиться к применению такой меры, как лишение избирательных прав, и принцип пропорциональности требует наличия четко различимой и достаточной связи между этой санкцией и действиями и обстоятельствами лица, в отношении которого применяется такая санкция. Как и в других случаях, независимый суд, действующий в рамках состязательного судопроизводства, обеспечивает твердые гарантии против произвола в данном вопросе.

В силу вышеизложенного, считаю, что Ярцев Евгений Борисович, 17.10. 1979 года рождения вправе реализовать свое право на участие в выборах, в связи с чем, Прошу Вас обеспечить избирательные права Ярцева Е.Б. и решить вопрос о включении его в список избирателей.

д.ю.н., профессор, адвокат

Трунов Игорь Леонидович

Приложение: 1. Копия доверенности;

Еще по теме:

  • Ст1226 ч1 коап рф наказание Какое наказание грозит по ст 12 26 КоАП РФ? добрый день,совершено правонарушение по ст 12.26 КоАП РФ 14.12.2017,уже было пять судебных заседаний,следующее назначено на 16.03.2018,скажите […]
  • Система органов государственной власти рм Республика Мордовия Республика Мордовия (м., э. Мордовия Республикась), Мордовия (м., э. Мордовиясь), РМ — республика (государство), равноправный субъект Российской Федерации. Столица — […]
  • Новые законы военнослужащим 2018 Внесены изменения в закон о статусе военнослужащих Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 15 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Федеральный […]
  • Ассоциация юристов россии липецк Бесплатная юридическая помощь Консультационные центры бесплатной юридической помощи Для достижения уставных целей и реализации программ социального партнерства государства и […]
  • Выписка из егрп на арест Судебные приставы Здравствуйте. у меня такая проблема при покупке земли в Казани выяснилось что на мне наложен арест (о чем раньше я никогда не знала и даже не подозревала), Выписка с ЕГРП […]