Расторжение муниципального контракта по 44 фз

Рубрики Новости

Публикации

Когда контракт стал оброком… об одностороннем расторжении контракта по 44-ФЗ

Материал подготовила:

Олеся Долгих

Все имеют право на ошибки, бизнес – процесс непредсказуемый. К сожалению, иногда возникает ситуация, когда приходит ужасное осознание того, что контракт, который ещё вчера казался таким многообещающим, оказался той самой сказкой, где чем дальше, тем страшнее. Означает ли это, что нет выхода из этой ситуации? Отнюдь нет. О том, как расторгнуть контракт в одностороннем порядке и избежать рисков, расскажет Олеся Долгих.

Законодательством предусмотрено всё

По общему правилу, одностороннее расторжение договора допускается в случаях, предусмотренных законом либо договором. При этом стороны вправе закрепить в таком договоре порядок и условия для одностороннего расторжения либо руководствоваться тем порядком, который указан в Гражданском кодексе РФ.

В силу того, что порядок заключения и исполнения контрактов в сфере государственных и муниципальных нужд имеет свои особенности, то и прекращение обязательств по инициативе одной из сторон контракта также получило отдельную регламентацию в рамках Закона № 44-ФЗ.

Что может служить основанием для одностороннего расторжения?

Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность одностороннего отказа от контракта по инициативе любой из сторон.

Реализовать такое право сторона может лишь при наличии совокупности условий:

— по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ;

— при наличии в самом контракте права на отказ от него.

Зачастую исполнитель, лишённый права формировать условия контрактов по 44-ФЗ, интересуется, возможен ли отказ по его инициативе, если такое право предусмотрено только для заказчика? Да, исполнитель контракта вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено такое право заказчика. Это правило действует и в случае, когда в контракте наряду с правом заказчика на односторонний отказ предусмотрен прямой запрет для исполнителя расторгнуть контракт по собственной инициативе.

Конкретных оснований для одностороннего расторжения контракта сам 44-ФЗ не содержит, а отсылает нас к нормам Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем, административные органы рекомендуют заказчику определить, по каким из оснований, предусмотренных Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, допускается отказ от контракта (см. Письмо Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 г.).

Однако в судебной практике позиция иная: подробно указывать основания для отказа в контракте не нужно. В частности, Президиум Верховного суда РФ в своём Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённом Президиумом ВС РФ 28.06.2017, сделал вывод, что «неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданском кодексе РФ….» (п. 14 Обзора).

Вместе с тем, стороны контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта (п. 15 Обзора).

Пример из практики. В том же п. 15 Обзора Президиум Верховного суда описывает следующую практическую ситуацию: стороны заключили контракт, по условиям которого односторонний отказ может быть совершён только в случае просрочки выполнения работ более чем на 30 дней. При этом заказчик, руководствуясь статьей 708 Гражданского кодекса РФ, где установлено право заказчика отказаться от договора при просрочке подрядчиком работ на 7 дней, направил соответствующее уведомление уже через 7 дней просрочки.

Подрядчик оспорил действия заказчика в суде, и суд встал на его сторону, признав отказ заказчика незаконным. При этом суд отметил, что срок для возникновения права на односторонний отказ в данном случае является разумным и не прикрывает фактически увеличение общего срока выполнения работ.

В ряде случаев у заказчика возникает не право, а обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, заказчик обязан отказаться от контракта, если в ходе исполнения контракта выяснится:

— исполнитель и (или) товар не соответствуют требованиям к участникам закупки (к товару), предусмотренным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, либо

— исполнитель представил недостоверную информацию о соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать победителем.

Например, после заключения контракта установлено, что исполнитель не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов и это позволило ему стать победителем. При данных обстоятельствах отказ заказчика правомерен, понудить его к исполнению контракта нельзя (п. 10 Обзора).

Основные этапы процедуры одностороннего расторжения.

Шаг 1. Уведомление другой стороны об одностороннем расторжении контракта.

Сторона, принявшая такое решение, в течение трёх рабочих дней с момента принятия направляет его другой стороне способом, обеспечивающим фиксацию факта отправки и получения адресатом (например, заказным письмом с уведомлением). Датой уведомления является не дата получения стороной соответствующего документа, а дата получения отправившей его стороной подтверждения о вручении этого документа контрагенту или дата получения информации о его отсутствии по адресу, указанному в контракте.

Шаг 2. Публикация извещения в ЕИС (применяется только для заказчиков).

Заказчику необходимо опубликовать решение об одностороннем расторжении контракта в ЕИС в тот же срок, который предусмотрен для направления уведомления исполнителю (см. шаг 1).

Если использованный для доставки уведомления заказчика способ не позволяет получить подтверждение или информацию о факте его получения, то датой уведомления исполнителя считается дата по истечении 30 дней с момента размещения в ЕИС решения об отказе.

Решение заказчика об одностороннем отказе от контракта вступает в силу, а контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По мнению ФАС России, неисполнение одного из перечисленных для заказчика действий в рамках одностороннего отказа свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (письмо ФАС России от 28.03.2014 № ИА/11604/14).

Пример из практики: правовая позиция судов, в отличие от ФАС, на этот счёт менее категорична. Так, в п. 16 Обзора рассмотрена ситуация, когда заказчиком был нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта (решение об одностороннем отказе не было размещено на официальном сайте в течение трёх рабочих дней с даты его принятия). Между тем суд пришёл к выводу, что для возникновения последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, указав, что размещение соответствующих сведений на интернет-сайте установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Отношения можно спасти…

Исполнитель, получивший от заказчика уведомление об одностороннем расторжении договора, не лишён возможности «спасти» ситуацию и продолжить работу по контракту. Для этого нужно успеть в течение 10 дней с момента получения уведомления о решении заказчика устранить нарушения, ставшие основанием для такого расторжения, и компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы. В таком случае заказчик обязан отменить своё решение. Аналогичное правило действует и для случаев одностороннего расторжения контракта по инициативе исполнителя.

Однако реабилитироваться перед заказчиком исполнитель сможет только однажды, поскольку при повторном нарушении заказчик не обязан отменять решение об одностороннем расторжении контракта, даже если нарушение устранено.

Нужно отметить, что за нарушение процедуры уведомления об одностороннем расторжении контракта стороне-инициатору грозит административная ответственность, предусмотренная ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ (штраф для должностных лиц — 50 000 руб., для юридических лиц — 200 000 руб.).

А можно ли немотивированно отказаться от исполнения контракта?

С учётом сказанного, однозначной позиции по вопросу, может ли сторона немотивированно отказаться от исполнения контракта, пока нет.

По мнению Минэкономразвития России, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта возможен, только если другая сторона нарушила его условия (см. Письма от 10.04.2017 N Д28и-1555, от 08.04.2016 N Д28и-880, от 31.12.2015 N Д28и-3866).

Подходы арбитражных судов разнятся. Так, одни суды полагают, что немотивированный отказ от исполнения контракта возможен только в случае нарушения его условий (Решение АС Вологодской области от 11.12.2015 г. по делу № А13-8444/2015, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2014 г. по делу № А56-46047/2014, решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 июля 2016 года по делу № А40-85825/16-148-527). Другие же суды говорят о возможности немотивированного отказа стороны от контракта (например, Решение АС Пензенской области от 17 декабря 2015 г. по делу № А49-11658/2015, Решение АС Приморского края от 20.03.2015 г. по делу № А51-422/2015, Решение АС Липецкой области от 19.02.2016 г. по делу № А36-9463/2015).

Учитываем риски: возможные последствия одностороннего расторжения контракта

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом сторона-инициатор вправе потребовать возмещения только фактически понесённого ущерба. Возможность получить иные суммы законом не предусмотрена.

Для исполнителя одностороннее расторжение контракта может означать не только потерю контрагента и недополучение того, на что он рассчитывал при заключении контракта, но и включение его в реестр недобросовестных поставщиков. Реестра недобросовестных заказчиков, к сожалению, в нашем государстве нет.

Исполнитель, включённый в реестр недобросовестных поставщиков, в течение последующих двух лет со дня включения информации в реестр не сможет принимать участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.

Решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков принимается на заседании антимонопольного органа по заявлению заказчика с участием исполнителя. В случае, если сведения заказчика недостоверны, то на его должностных лиц может быть возложена административная ответственность в виде штрафа в размере 15 000 руб., на самого заказчика – в размере 100 000 руб. (ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ).

При несогласии с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта исполнителю нужно оспаривать не только такой отказ, но и вынесенное на основании него решение антимонопольного органа о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик также имеет право на оспаривание решения исполнителя об одностороннем расторжении контракта в суде.

Подведём итог

Контракты по 44-ФЗ являются сделками с высоким риском как для заказчика, так и для исполнителя. Право на односторонний отказ от контракта не следует воспринимать как «спасательный круг» для ухода от обязательств, поскольку стороне всегда нужно иметь законные и обоснованные аргументы для такого расторжения. Если односторонний отказ от контракта, совершённый одной из сторон, по мнению другой стороны, является незаконным, его можно оспорить. Особенно актуально оспаривание одностороннего расторжения для исполнителей, которым грозит выбывание с рынка госзакупок по причине включения их в реестр недобросовестных поставщиков.

Каким образом заказчик может расторгнуть государственный контракт? Как правильно расторгнуть государственный контракт, чтобы не было претензий?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расторжение государственного контракта заказчиком возможно по соглашению сторон без дополнительных оснований, а также по решению суда и в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, если такое право предусмотрено самим контрактом, — при нарушении контрагентом его обязательств по контракту.

Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) расторжение контракта допускается:

— по соглашению сторон;

— по решению суда;

— в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Положения Закона N 44-ФЗ не содержат норм, регулирующих расторжение контракта по соглашению сторон и по решению суда. Поэтому в таких случаях следует обращаться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых, в том числе, основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ) и которые применяются к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, если иное не установлено нормами этого Закона (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

По соглашению сторон контракт может быть расторгнут в любое время без дополнительных обоснований. Например, в ряде писем Минэкономразвития России указывается, что в случае, если контракт не может быть исполнен в срок, его стороны вправе расторгнуть такой контракт по соглашению сторон (письма от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N Д28и-186, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 11.12.2014 N Д28и-2815).

В силу п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Иного Законом N 44-ФЗ не предусмотрено, соответственно, расторжение контракта по соглашению сторон оформляется в простой письменной форме (путем подписания соглашения о расторжении).

В соответствии с п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора по соглашению сторон договорные обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

Следует учитывать, что после окончания исполнения сторонами возникших из контракта обязательств контракт прекращает свое действие (п. 3 ст. 425 ГК РФ) и расторгнуть его уже нельзя.

По решению суда по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Нормы, позволяющие расторгнуть договор в суде по требованию одной из сторон в конкретных ситуациях, содержатся и в главах Гражданского кодекса РФ, регулирующих отдельные виды обязательств (смотрите, например, ст.ст. 619, 620 ГК РФ).

Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств. Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.

Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта предусмотрена в ст. 95 Закона N 44-ФЗ, но только в том случае, если право на односторонний отказ от исполнения контракта у заказчика возникает только в том случае, если такая возможность предусмотрена самим контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Причем условие контракта о праве заказчика на односторонний отказ от его исполнения должно быть сформулировано таким образом, чтобы избежать в дальнейшем возможности его неоднозначного толкования. Иначе в случае судебного спора суд, руководствуясь ст. 431 ГК РФ, может прийти к выводу, что контракт не содержит права на односторонний отказ заказчика от контракта (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 19.11.2014 N Ф06-16631/13).

В силу ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ отказ заказчика от исполнения контракта возможен, если основания для этого предусмотрены нормами Гражданского кодекса РФ о соответствующем виде обязательств. Поэтому нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в ходе исполнения контракта норм исключительно Закона N 44-ФЗ, например непредоставление им нового обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, не дает заказчику права на односторонний отказ от исполнения контракта (смотрите также ответ на вопросы 3 и 4 письма Минэкономразвития России от 26.01.2015 N Д28и-128). При этом односторонний отказ от исполнения контракта возможен только вследствие нарушения контрагентом своих обязательств по контракту.

Следует заметить, что нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность одностороннего отказа как на основании ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по договору (смотрите, например, п. 1 ст. 463, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 480, п. 2 ст. 715 ГК РФ), так и без какого-либо обоснования (смотрите, например, ст.ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК РФ). Однако из ч.ч. 10, 11, 14 ст. 95 и ст. 104 Закона N 44-ФЗ следует однозначный вывод о том, что в ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ речь идет об одностороннем отказе именно вследствие нарушения контрагентом своих обязательств по контракту.

Также заметим, что из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ следует, что основания для одностороннего отказа от исполнения договора могут быть установлены не только законом, но и самим договором. В связи с этим обращаем внимание, что представители Минэкономразвития России и ФАС России в совместном письме от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 рекомендуют включать в проект контракта перечень случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Приведенные в письме примеры случаев одностороннего отказа относятся к нарушениям контрагентом своих обязательств по контракту.

Законом N 44-ФЗ предусмотрен особый порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. При этом контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ также предусматривает обязанность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в определенных случаях (ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта в связи с отказом заказчика от его исполнения не препятствует заказчику вновь осуществить закупку товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых являлась предметом расторгнутого контракта (ч. 17 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Как указано в ч. 23 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу ч. 26 ст. 95 Закона 44-ФЗ информация о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта. Кроме того, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п. 11 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта (в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ)).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

По обоюдному согласию. Особенности расторжения договора, заключенного по Закону № 44-ФЗ с индивидуальным предпринимателем

В апреле 2014 года по результатам торгов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ был заключен договор на заправку картриджей между бюджетным учреждением и ИП на сумму 300 тыс. руб. сроком до апреля 2015 года. Заправка картриджей по указанному договору осуществлялась по заявкам учреждения, которые передавались по телефону. Оплата производилась по факту выполнения работ (авансовых платежей не было). С декабря 2014 года исполнитель перестал выполнять заявки заказчика, несмотря на то что услуги не были оказаны на всю сумму договора, объясняя это тем, что находится в процессе государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП, но документы, подтверждающие эту информацию, еще не представил. Исполнитель просит расторгнуть договор и вернуть сумму внесенного денежного обеспечения. Заказчик расторгнуть договор согласен, тем более что необходимые услуги оказываются по другому договору, а договор с исполнителем содержит возможность как одностороннего отказа от исполнения договора, так и расторжения договора по соглашению сторон.

Следует ли оформить односторонний отказ от исполнения договора, или можно оформить соответствующее соглашение?

Как оформить расторжение договора?

Какие действия в связи с расторжением необходимо выполнить на сайте закупок?

Должен ли заказчик выставить неустойку исполнителю?

Должен ли заказчик вернуть исполнителю сумму денежного обеспечения?

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИП С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕХОДИТ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Прежде отметим, что право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) установлено п. 1 ст. 23 ГК РФ. При этом какого-либо обособления имущества, создания нового лица не происходит. Гражданин, независимо от того, зарегистрирован он в качестве ИП или нет, приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем (п. 1 ст. 19 ГК РФ). К тому же он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ).

Таким образом, зарегистрировавшись в качестве ИП, гражданин отвечает лично по всем своим обязательствам. Это относится как к обязательствам, возникшим в ходе предпринимательской деятельности, так и вне ее, в том числе по обязательствам из договора, заключенного по результатам торгов, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Прекращение регистрации физического лица в качестве ИП не освобождает его от исполнения ранее принятых на себя обязательств.

ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ — СОГЛАШЕНИЕ СТОРОН

Особенности расторжения контракта (гражданско-правого договора) установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с ч. 8 ст. 95 ФЗ-44 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. У заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Право заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов установлено в п. 1 ст. 782 ГК РФ. Исполнитель может осуществить такое право лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ). Вместе с тем, по нашему мнению, положения ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ следует воспринимать в совокупности с иными нормами данной статьи, регулирующими порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта:

1) прежде всего, заказчик должен надлежащим образом уведомить исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта путем выполнения требований, установленных ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;

2) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

3) согласно ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Также заказчику должны быть компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения исполнителем условий контракта, которые, в соответствии с гражданским законодательством, являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Из совокупности указанных норм ч. 12 — 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ буквально следует, что расторжение контракта допускается заказчиком в одностороннем порядке. Это возможно при наличии нарушений, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика и не исправлены контрагентом по договору в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Если же таких нарушений нет либо они устранены в указанный срок, отказываться от исполнения контракта, по нашему мнению, заказчик не вправе.

Вместе с тем для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно обоюдного согласия сторон на расторжение договора. В связи с этим необходимо отметить, что нормами ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ установлено общее правило о неизменности существенных условий контракта (гражданско-правого договора), в том числе таких как его цена. Но это вовсе не означает, что такой контракт (договор) должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон № 44-ФЗ такого требования не содержит. Более того, представляется, что такое требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок (ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ). Ведь в случае если потребность в оказании каких-либо услуг отпадает или их объем уточняется в ходе исполнения контракта в меньшую сторону, средства будут истрачены на фактически отсутствующую потребность. Запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций. Один из наиболее очевидных — расторжение контракта (договора) по соглашению сторон.

Таким образом, если в ходе исполнения контракта потребность в выполнении работ по договору отпала, заказчик может заключить с поставщиком соглашение о расторжении контракта.

Информация о расторжении контракта должна быть размещена заказчиком в Единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта (п. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Информация о расторжении контракта включается в отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, размещаемый заказчиком в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта (при расторжении контракта по соглашению сторон — со дня, определенного соглашением сторон о расторжении такого контракта (Закон № 44-ФЗ). Кроме того, в течение 3 рабочих дней со дня расторжения контракта заказчик обязан направить в Федеральное казначейство информацию о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Иные изменения в сведения, содержащиеся в ЕИС (на официальном сайте), в связи с расторжением контрактов по соглашению сторон не вносятся.

ЕСТЬ ЛИ ШАНС ИСТРЕБОВАТЬ НЕУСТОЙКУ?

Что касается вопроса об обязательности требования неустойки (штрафа, пеней) в рассматриваемом случае, отметим, что, согласно ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик направляет соответствующее требование контрагенту в случае просрочки последним исполнения своих обязательств по контракту, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом. При этом, как следует из ч. 7, 8 той же статьи, требование об уплате пени направляется заказчиком в случае просрочки исполнения контрагентом основного обязательства по контракту, в случае нарушения иных обязательств по контракту заказчик направляет контрагенту требование об уплате штрафа. Размеры пени и штрафа определяются в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Требование ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, на наш взгляд, должно рассматриваться как устанавливающее обязанность заказчика направить исполнителю требование об уплате неустойки в связи с нарушением срока исполнения обязательств лишь для случаев виновного поведения исполнителя (см., в частности, п. 2 ст. 330 ГК РФ). Если исполнитель не несет ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, требовать от него уплаты пени заказчик не вправе. Ответ на вопрос о том, являются ли причины, на которые ссылается исполнитель в обоснование невозможности выполнения своих обязательств по контракту, основанием для освобождения его от ответственности, зависит от конкретных обстоятельств. Применительно к рассматриваемой ситуации процедура прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП, как было отмечено выше, не является той причиной, которая свидетельствует о невозможности выполнения лицом своих обязательств по контракту. Однако, поскольку заявки передавались по телефону, доказать факт, что заявки действительно имели место, будет затруднительно.

КАК БЫТЬ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

Согласно ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) (далее — контрагент) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом), однако порядок возврата суммы обеспечения Законом № 44-ФЗ не регламентирован. В то же время предусмотренный ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ способ обеспечения исполнения контракта в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет нигде в тексте этого закона не именуется залогом. Это, на наш взгляд, определяет его как особый, не поименованный в ГК РФ способ обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Соответственно, применять (кроме как по аналогии) к указанному способу положения гражданского законодательства о каких-либо иных способах обеспечения исполнения обязательств оснований не имеется.

Согласно п. 1 ст. 393 ГК РФ, на положениях которого основывается законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а в силу п. 1 ст. 394 ГК РФ, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, гражданско-правовая ответственность по общему правилу заключается в обязанности возместить убытки и уплатить неустойку в части, превышающей возмещение убытков, или, если это установлено договором, наряду с таковым возмещением. Удержание большей суммы по тому же общему правилу должно рассматриваться как неосновательное обогащение — приобретение имущества за счет другого лица, не основанное на законе или договоре (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

Вместе с тем ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения другая сторона вправе потребовать возмещения фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, при отсутствии четкого правового регулирования вопроса о возможности не возвращать сумму обеспечения исполнения контракта не исключено, что удержание заказчиком суммы обеспечения контракта в случае его расторжения может быть признано неправомерным.

Татьяна Чашина, Артем Барсегян, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Расторжение государственного и муниципального контракта

Согласно ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) допускается расторжение контракта только в трех случаях:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Федеральный закон о контрактной системе не регламентирует вопросы расторжения контракта по соглашению сторон, в этом случае заказчику необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 № Д28и-1818).

Статьей 453 ГК предусмотрено, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора. Таким образом, для оформления расторжения контракта по соглашению сторон необходимо подписать соответствующее соглашение.

Возможные случаи расторжения контракта по соглашению сторон:

  • если до окончания срока действия контракта остался объем товара, работ, услуг, в котором заказчик не нуждается (Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2016 № Д28и-898);
  • если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ (Письмо Минэкономразвития России от 25.12.2015 № ОГ-Д28-16587).

По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России (письмо от 25.01.2017 № Д28и-138), при расторжении контракта по соглашению сторон возможно одновременное уменьшение объема работ и цены контракта при условии сохранения неизменной цены единицы поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, что следует из абзаца второго п. 4 ст. 453, п. 1 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом № 44-ФЗ, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Учитывая изложенное, в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчик оплачивает в полном объеме поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, которые должны быть подтверждены актом приемки. Аванс возвращается заказчику за вычетом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. (Письма Минэкономразвития России от 24.04.2017 № ОГ-Д28-5257, от 15 июня 2016 г. № ОГ-Д28-7324, от 27.12.2016 № Д28и-3466, от 20 апреля 2017 г. № ОГ-Д28-4610)

Необходимо учитывать, что Заказчик не вправе заключить соглашение о расторжении контракта, если он обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Так не рекомендуется заключать соглашение, если поставщик допустил существенное нарушение условий контракта (например, неоднократно нарушал сроки поставки).

При прекращении контракта по соглашению сторон сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (Письмо Минэкономразвития России от 25.12.2015 № ОГ-Д28-16587).

Расторжение контракта по решению суда

Необходимо обратить внимание на письмо ФАС России от 18.06.2014 № АЦ/24233/14, согласно которому заказчик не вправе включать в контракт положения о рассмотрении споров третейскими судами.

Споры из контрактов не могут рассматриваться третейскими судами в силу специфики характера этих правоотношений и совокупности требований, предъявляемых к ним Законом, а также ввиду несовместимости законодательных принципов третейского разбирательства и законодательных принципов размещения заказов.

Отношения, возникающие при осуществлении закупки, характеризуются следующими особенностями: контракт заключается в публичных интересах, специальным публичным субъектом (государственным или муниципальным образованием, казенным учреждением), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Расторжение контракта в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 15 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ установлены случаи, когда заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

  • если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • если в ходе исполнения заключенного в соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут;
  • если в ходе исполнения заключенного в соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно ст. 111.4 Федерального закона № 44-ФЗ, такой государственный контракт расторгнут.

По мнению Минэкономразвития России, исходя из системного толкования п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта возможен только в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. При этом положения п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ распространяются не только на поставку товара, но и на выполнение работ, в ходе которых изготавливается товар, предусмотренный условиями контракта (Письмо Минэкономразвития России от 13 января 2017 г. № Д28и-167, от 10.04.2017 № Д28и-1651).

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в случае, если контракт предусматривает такую возможность. При этом, согласно рекомендациям совместного письма Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016, целесообразно включить перечень случаев отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ):

  • отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
  • существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
  • невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
  • неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ);
  • отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).

В случае неисполнения обязательств по контракту заказчик не возвращает обеспечение исполнения контракта, внесенное денежными средствами на указанный заказчиком счет (Письмо Минэкономразвития России от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6786).

Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

В случае нарушения заказчиком условий контракта и принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик обязан вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (Письмо Минэкономразвития России от 18.08.2015 № Д28и-2492).

Если в действиях государственного или муниципального заказчика присутствует нарушение положений заключенного контракта, то согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном АПК РФ.

Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрены меры, направленные на защиту поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае нарушения государственными или муниципальными заказчиками условий заключенных контрактов. (Письмо Минэкономразвития России от 28.05.2015 № Д28и-1406)

В случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта такая информация в реестр недобросовестных поставщиков не включается. (Письмо Минэкономразвития России от 16.11.2015 № Д28и-3382)

В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения. Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержден приказом Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н (далее — приказ № 136н). Сведения, которые указываются при формировании информации о расторжении контракта, установлены в пункте 35 приказа № 136н.

Если заказчиком будет принято решение о расторжении контракта, отчет необходимо разместить в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня его расторжения, указав в нем также сведения о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением (Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2016 № Д28и-1040).

Еще по теме:

  • Пройти медкомиссию на водительские права в череповце Водительская комиссия в Вологде и Череповце. Для того чтобы получить водительские права в Череповце или Вологде, необходимо пройти водительскую комиссию. Сделать это можно в любой […]
  • Ч 3 ст 66 закона n 44-фз Отказ в допуске к участию в электронном аукционе Причина отклонения: Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям документации об […]
  • Как заключить прямой договор по 44 фз Как по 44-ФЗ заключить контракт на два года? планировали провести закупку осенью 2017 года, а поставку товара и оплату произвести в июле 2018 года возможно заключение такого контракта по […]
  • Ч 1 ст 46 жк рф Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме См. Энциклопедии и […]
  • Внесение изменений в приложение договора Приложение к договору, дополнительное соглашение и протокол разногласий. Как правильно оформить. Автоматизация работы с договорами позволяет в 4-6 раз сократить время на согласование […]