Ст1522 коап

Рубрики Новости

Проблема публикации сведений об особых свойствах товара

Понятие «наименование места происхождения товара» как объекта интеллектуальной собственности строится на основе следующих признаков:

  • название определенного географического объекта, его производное или иное обозначение;
  • товар, обладающий особыми свойствами;
  • географическая среда, включающая природные условия и людские факторы;
  • функциональная зависимость особых свойств товара от природных условий и/или людских факторов (географической среды) 1 ;
  • известность обозначения, представляющего собой или содержащего наименование географического объекта, для маркировки определенного товара.

Из смысла ст. 1516 ГК РФ вытекает, что наименованием места происхождения товара маркируются товары, свойства которых обусловлены исключительно или главным образом:

  • природными условиями (минеральная вода, природные минералы);
  • людскими факторами (изделия народного творчества, художественная роспись, художественная резьба);
  • природными условиями и людскими факторами (алкогольные напитки, продукты питания, безалкогольные напитки, не относящиеся к минеральной воде, керамические изделия, предметы одежды из натуральных материалов).

Ключевым элементом объекта, охраняемого как наименование места происхождения товара, являются особые свойства товара. В связи с этим использование наименования места происхождения товара в отношении товара со свойствами, не соответствующими указанным в описании особых свойств наименования, приводит к введению потребителя в заблуждение.

Потребитель осуществляет выбор в пользу товара, в отношении которого охраняется наименование места происхождения товара, именно благодаря его специфическим свойствам и, будучи уверенным в их действительности, оплачивает заявленную стоимость товара. В случае несоответствия свойств товара внесенным в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров Российской Федерации затрагиваются права и законные интересы потребителя товара, маркированного наименованием места происхождения товара. В частности, отсутствие или несоответствие свойств товара, маркируемого наименованием места происхождения товара, указанным в реестре, в связи с утратой таких свойств и/или в результате использования производителем ресурсов, имеющих иное место происхождения, нежели географическая среда указанной в реестре местности, приводит к введению потребителя в заблуждение относительно товара и его свойств и служит основанием для подачи заявления о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара (п. 1.13, 11 абзац п. 2.5 Правил подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам) (далее — Правила).

Несмотря на то, что согласно п. 5 ст. 1522 ГК РФ «уполномоченный орган осуществляет контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара», к настоящему моменту не установлен такой орган и объем его полномочий. Представляется, что в этой ситуации высокое практическое значение имеет возможность оспаривания третьими лицами действия правовой охраны наименования места происхождения товара при выявлении несоответствия особых свойств товара свойствам, указанным в реестре. Для этого лицу, подающему заявление об оспаривании действия правовой охраны наименования места происхождения товара, необходимо располагать информацией об особых свойствах товара, в отношении которых оно охраняется.

Согласно ст. 1533 ГК РФ публикация сведений о зарегистрированном наименовании места происхождения товара осуществляется с исключением описания особых свойств товара. Еще в законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в редакции от 27 декабря 2002 г. (ст. 38) было указано, что в реестр вносятся «сведения о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара. за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара. ». Исходя из этого заинтересованные лица не имеют возможности удостовериться в соответствии фактических свойств товара особым свойствам, указанным в реестре. Положения нового Административного регламента 2 , как и положения ранее действовавшего Административного регламента 3 , не предусматривают право любых лиц на ознакомление с материалами поданной заявки и заказ изготовления ее копии, как это предусмотрено в отношении товарных знаков 4 .

Такое положение «парализует» правомочие любого лица добиться прекращения правовой охраны наименования места происхождения товара или действия свидетельства. » 5 и ограничивает права лиц на оспаривание действия правовой охраны наименования подачей любым лицом заявления о ее прекращении и действия свидетельства о праве на такое наименование на основании подпункта 1 п. 1 ст. 1536 ГК РФ (исчезновение характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Реестре в отношении данного наименования) и подпункта 1 п. 2 данной статьи (утраты товаром, производимым обладателем свидетельства, особых свойств, указанных в Реестре в отношении данного наименования). Это обусловлено тем, что лицом, не являющимся правообладателем, не может быть достоверно установлено несоответствие характеристик введенного в оборот товара описанию особых свойств, содержащихся в свидетельстве на наименование места происхождения товара.

Э.П.Гаврилов и К.М.Гаврилов высказывают мнение о необходимости внести изменения в норму ГК РФ и обязать Роспатент публиковать в отношении наименования места происхождения товара сведения об особых свойствах товара, поскольку данное положение нарушает права потребителей, заинтересованных в получении информации о потребляемом товаре 6 .

В сокрытии сведений об особых свойствах товара от заявителя возражения при оспаривании предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара состоит нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного п. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации. Такое разбирательство не может быть справедливым.

В то же время в литературе высказывается мнение, что «публикация особых свойств может явиться причиной раскрытия «ноу-хау», технологии производства, секретов мастерства, что, в свою очередь, может привести к появлению подделок и, как следствие, к нарушениям прав обладателей свидетельств на право пользования наименованием, а в конечном счете — к превращению объекта в видовое обозначение» 7 . Во избежание заимствования и последующего «рассеивания» промысла можно согласиться с точкой зрения о нецелесообразности публикации описания традиционной технологии изготовления изделия.

Следует отметить, что во многих случаях особые свойства товаров сформулированы весьма расплывчато и неопределенно, например: «. с использованием декоративных дополнений [?], выполненных в технике росписи [?] и фотопечати, сочетающих в одном изделии различные [?] технические приемы вышивки и ниток, разнообразных [?] по материалу и фактуре с применением декора. » (наименование места происхождения товара «Рязанские узоры», свидетельство № 5/1).

Установить несоответствие особых свойств товара указанному описанию весьма сложно. В свою очередь, разработка и применение новых требований к описанию особых свойств позволит повысить содержательность, конкретность описаний особых свойств, достаточную для сопоставительного анализа с образцом товара. А именно: необходимо разработать требования к описанию особых свойств товара с учетом различных видов товаров с сохранением возможности указания иных дополнительных сведений. Описание особых свойств должно включать подробное описание внешних признаков товара, состава, органолептических показателей и физико-химических свойств (напитки, продукты питания), а также технологии его изготовления. Разработку таких требований следует поручить специализированным советам или комиссиям уполномоченных органов, выдающих заключения, необходимые для регистрации наименования места происхождения товара и предоставления права на его использование.

В настоящее время сведения об особых свойствах товара не публикуются, но могут быть запрошены в Роспатенте, к примеру, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), наделенной необходимыми полномочиями для сбора доказательств введения потребителя в заблуждение. В частности, согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе: организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам (п. 5.1.2, 6.1 и 6.3). Например, с 2012 по 2014 г. было зафиксировано 70 обращений Роспотребнадзора в Роспатент за предоставлением сведений об объектах интеллектуальной собствен- ности, сведений и документов о распоряжении правами на объекты интеллектуальной собственности 8 .

Таким образом, Роспотребнадзор с целью установления факта нарушения прав потребителя вправе обратиться в Роспатент за представлением сведений об особых свойствах наименования места происхождения товара, определить наличие или отсутствие состава административного правонарушения согласно ст. 14.7 КоАП РФ («Обман потребителей») ввиду предполагаемого несоответствия свойств товара сведениям, указанным в реестре, к примеру, в силу их утраты.

Согласно пятому абзацу п. 2.1. Правил заявление о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства на право его использования или о прекращении действия свидетельства на право использования наименования подается любым лицом. В свою очередь, законодательством не предусмотрено полномочие Роспотребнадзора на обращение в Палату по патентным спорам с заявлением о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в реестре в отношении данного наименования места происхождения.

Действуя в защиту прав потребителя, территориальные органы Роспотребнадзора обладают полномочиями на обращение в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ. При этом заинтересованность Роспотребнадзора в деле имеет исключительно государственно-правовой характер, направленный на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц (потребителей). Данное действие соответствует смыслу п. 2 ст. 4 ГПК РФ, согласно которой с заявлением о защите нарушенных прав и законных интересов вправе обратиться не сам потребитель, а лицо, выступающее от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном контексте интересен зарубежный опыт нормативно-правового регулирования. В частности, согласно ст. 43 закона Республики Армения от 22 мая 2010 г. № ЗР-60 «О географических указаниях» любое заинтересованное физическое или юридическое лицо, в том числе ассоциация защиты прав потребителей или производителей, может подать иск в суд для аннулирования регистрации географического указания или указания происхождения или наименования гарантированной традиционной продукции, признании недействительной их охраны и прекращении права использования в случае несоответствия товара, маркируемого таким указанием, соответствующим характеристикам. Это означает, что аннулирование регистрации наименования места происхождения товара в Армении может быть осуществлено по заявлению любого лица (в том числе учреждения по защите прав потребителей) в случае выявления факта несоответствия товара установленным законом требованиям, предъявляемым к указаниям происхождения.

В российской практике встречаются дела неудавшегося оспаривания действия правовой охраны наименования места происхождения товара в условиях отсутствия свободного доступа всех лиц к информации об особых свойствах товара. Например, по результатам рассмотрения заявления ЗАО «Висма» о прекращении действия свидетельства № 52/4 о праве использования наименования места происхождения товара «Архыз» экспертная комиссия, отказывая в удовлетворении заявления, в числе прочего установила, что в заявлении отсутствуют доводы и документы, которые могли бы свидетельствовать об утрате товаром, производимым обладателем свидетельства, особых свойств, указанных в реестре в отношении данного наименования (подпункт 1 п. 2 ст. 1536 ГК РФ) 9 . В то же время такие сведения не могли быть представлены заявителем, поскольку описание особых свойств товара не публикуется и сравнение свойств минеральной воды, полученной в указанном в свидетельстве месте географического происхождения, со свойствами, внесенными в реестр, не могло быть произведено заявителем. Представляется, что выявление несоответствия свойств указанным в реестре служило бы веским доказательством при признании недействительной правовой охраны наименования места происхождения товара «Архыз».

Исходя из вышеизложенного, по мнению автора статьи, информация об объекте интеллектуальной собственности — наименовании места происхождения товара преимущественно должна быть открытой, поскольку товар присутствует в хозяйственном обороте и его следует различать. Представляется допустимым изъятие из публикации сведений о традиционных технологических процессах изготовления товара, но информация, публикация которой не приведет к раскрытию традиционных секретов производства, должна быть опубликована (например, внешние признаки, органолептические показатели, физико-химические свойства и пр.). Сведения о технологии изготовления товара могут быть открытыми в объеме, в котором они уже доступны третьим лицам (например, опубликованы на сайте изготовителя).

Возобновление публикации особых свойств товаров, маркируемых наименованием места происхождения товара, способствовало бы реализации положения п. 2 ст. 1535 ГК РФ — оспариванию и признанию недействительным предоставления охраны при фактическом несоответствии свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара и выдано свидетельство, требованиям законодательства.

Согласно действующей редакции ГК РФ только заинтересованное лицо может подать возражение против предоставления правовой охраны зарегистрированному наименованию места происхождения товара, а также права на него по основаниям, указанным в п. 2 (п. 3 ст. 1535 ГК РФ). К таким основаниям может относиться несоответствие наименования положениям ст. 1516 ГК РФ (отсутствие в товаре особых свойств, обусловленных природными условиями или людскими факторами конкретной местности; производство товара не на территории места происхождения товара; предоставление права использования наименования лицу, не являющемуся производителем; несуществование наименования; его несоответствие критерию известности к моменту подачи заявки).

В то же время в отечественном законодательстве нет прямого указания на то, что заинтересованным лицом в деле по оспариванию правовой охраны наименования места происхождения товара по п. 2 ст. 1535 ГК РФ может выступать потребитель или действующий в его интересах компетентный орган. В целом нет ясности в вопросе заинтересованности, поскольку ни ГК РФ, ни Правила, ни Административный регламент не поясняют, кто может быть признан заинтересованным лицом по делам об оспаривании предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара.

Чтобы прояснить данное обстоятельство, обратимся к отдельным действующим положениям российского законодательства о заинтересованности по основаниям прекращения действия правовой охраны товарных знаков. Согласно п. 1 информационного письма Роспатента от 20 мая 2009 г. № 3 «Об определении заинтересованности лица, подавшего заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием» заинтересованным лицом может признаваться только лицо, способное быть субъектом исключительного права на товарный знак: физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и юридическое лицо, как коммерческое, так и некоммерческое. Однако практика показывает, что заинтересованным может быть признано и физическое лицо, использующее тождественное или сходное до степени смешения обозначение администратор доменного имени 10 ).

Итак, следуя подходу, применяемому к товарным знакам, по делам об оспаривании действия правовой охра-ны наименования места происхождения товара могут быть признаны заинтересованными лица, способные быть субъектами права использования наименования места происхождения товара: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо (второй абзац п. 1 ст. 1518 ГК РФ, подпункт 3 п. 2 ст. 1536 ГК РФ). В частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели, изготавливающие товары, маркируемые обозначением, тождественным или сходным до степени смешения с наименованием места происхождения товара, обладатели свидетельств на право использования наименования, правообладатели средств индивидуализации, тождественных или сходных до степени смешения с наименованием, а также физические лица, как изготовители товара, так и авторы, лица, чьи личные неимущественные права нарушены, их наследники, правопреемники и иные заинтересованные лица. Согласно позиции, изложенной в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 18 октября 2013 г. № С01-136/2013 по делу № А40-169450/2012, заинтересованным в прекращении правовой охраны товарного знака является лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются существующим правом на конкретный товарный знак.

Между тем, что касается зарубежного опыта в данном вопросе, то, к примеру, законодательство США к заинтересованному лицу относит любое лицо, полагающее, что регистрацией знака нарушаются его права 11 . Соответственно, обращение с заявлением должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав и законных интересов обратившегося лица, которое должно представить доказательства нарушения его прав и интересов. В таком случае оно признается заинтересованным. Представляется, что таким доказательством, к примеру, могут служить материалы административного дела о привлечении производителя товара, маркируемого наименованием места происхождения товара, являющегося обладателем свидетельства на право его использования к ответственности в соответствии с нормой п. 2 ст. 14.7 («Обман потребителей») КоАП РФ. Согласно этой норме введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) влечет наложение административного штрафа. И, как указывалось выше, несоответствие свойств товара, маркируемого наименованием места происхождения товара, указанным в реестре, затрагивает права потребителя и приводит к введению его в заблуждение относительно товара и его свойств, качества.

Из указанного следует, что заинтересованным лицом в делах по прекращению действия правовой охраны наименования места происхождения товара может быть признано любое лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются существующим правом на наименование.

Вместе с тем, как известно, для оспаривания представления правовой охраны наименования места происхождения товара в соответствии с положениями ст. 1535, 1536 ГК РФ, например, факта нарушения прав потребителей, недостаточно. Требуется также обосновать другие существенные обстоятельства: неправомерность предоставления правовой охраны наименованию и/или права его использования.

В то же время, по мнению автора статьи, возможность оспаривания потребителями предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара имеет практическое значение и способна не только вдохновить общество на исполнение роли контролирующего лица за соответствием свойств товара, маркированного наименованием, но и стимулировать производителей ответственно и внимательно относиться к характеристикам и качеству изготавливаемых и реализуемых ими товаров.

  1. Горленко С. А. Проблемы регулирования охраны наименований мест происхождения товаров: Дисс. канд. юрид. наук. M., 1994. С. 23.
  2. Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 698 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара и выдаче свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, его дубликата».
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. № 328 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации».
  4. Приказ Минэкономразвития России от 27 августа 2015 г. № 608 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по ознакомлению с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче копий таких документов».
  5. Еременко В.И. Особенности правовой охраны наименований мест происхождения товаров в Российской Федерации // Биржа интеллектуальной собственности. Т. XI. № 4, 2012. С. 5.
  6. Гаврилов Э.П., Гаврилов K.M. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров: необходимы серьезные изменения // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2014. № 4. С. 29.
  7. Горленко С.А. Основные изменения и дополнения, внесенные в закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», касающиеся наименований мест происхождения товаров: Тезисы лекций по курсу «Интеллектуальная собственность: основополагающие вопросы (второй цикл)». М.: Роспатент, 2004. С. 43.
  8. Отчет о деятельности Роспатента за 2014 год. С. 32 // http://www.rupto.ru
  9. Заключение экспертной комиссии Роспатента от 1 октября 2013 r.// http://www.fips.ru
  10. Постановление Президиума ВАС РФ от 19 марта 2013 г. № 14483/12 по делу № А40-75222/11-5-466 (товарный знак «Technoshok»); решение Суда по интеллектуальным правам от 19 февраля 2014 г. по делу № СИП-282/2013 (товарный знак «Starcombats»).
  11. Geographical Indication Protection in the United States. United States Patent and Trademark Office // http://www.uspto.gov /

1. Гаврилов Э.П., Гаврилов К.М. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров: необходимы серьезные изменения // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2014. № 4.

2. Горленко С.А. Основные изменения и дополнения, внесенные в закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», касающиеся наименований мест происхождения товаров: Тезисы лекций по курсу «Интеллектуальная собственность: основополагающие вопросы (второй цикл)». М.: Роспатент, 2004.

3. Горленко С. А. Проблемы регулирования охраны наименований мест происхождения товаров: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1994.

4. Еременко В.И. Особенности правовой охраны наименований мест происхождения товаров в Российской Федерации // Биржа интеллектуальной собственности. Т. XI. № 4, 2012.

Статья 1522 ГК РФ. Заявка на наименование места происхождения товара

1. Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. Заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию места происхождения товара.

Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана одним лицом или несколькими лицами.

3. Заявка на наименование места происхождения товара должна содержать:

1) заявление о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;

2) заявляемое обозначение;

3) указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

4) указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;

5) описание особых свойств товара.

4. Заявка на наименование места происхождения товара подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя — заявителем или его представителем, подающим заявку.

5. Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории Российской Федерации, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (уполномоченный орган) о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (пункт 1 статьи 1516).

Если заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование подается несколькими лицами, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в отношении товара каждого заявителя.

К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории Российской Федерации, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований) (статья 1529).

Если указанное в абзацах первом, втором и третьем настоящего пункта заключение не представлено заявителем, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрашивает указанное заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

6. Заявка на наименование места происхождения товара подается на русском языке.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования.

7. Требования к документам, содержащимся в заявке на наименование места происхождения товара или прилагаемым к ней (документы заявки), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

8. Датой подачи заявки на наименование места происхождения товара считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно, — день поступления последнего документа.

9. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на наименование места происхождения товара, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара.

После публикации сведений о заявке и до принятия решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование любое лицо вправе представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обращение в письменной форме, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара.

Комментарии к ст. 1522 ГК РФ

1. Нормы, составляющие содержание ст. ст. 1522 — 1533 ГК, вошедших в подпараграф 3 § 3 гл. 76 Кодекса, регулируют не только «государственную регистрацию наименования мест происхождения товара» в собственном смысле слова и не только «предоставление исключительного права» на это наименование, а всю процедуру предоставления государством в лице федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента) правовой охраны конкретному наименованию места происхождения товара и исключительного права на это наименование конкретному правообладателю.

Эта административно-правовая по своей природе процедура, конечным результатом которой должно быть возникновение на основании публично-правового ненормативного акта исполнительной власти субъективного гражданского права, подразделяется на следующие стадии:

а) подача заявки на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1522, 1527 ГК);

б) формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1523, 1524 ГК);

в) экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (см. ст. ст. 1523, 1525 ГК);

г) решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по результатам заявленного обозначения (см. ст. ст. 1526, 1528 ГК);

д) собственно государственная регистрация наименования места происхождения товара и (или) исключительного права на это наименование (см. ст. ст. 1529, 1532 ГК);

е) выдача свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара (см. ст. ст. 1530 — 1532 ГК);

ж) публикация сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара (см. ст. 1533 ГК).

На каждой из этих стадий действия (бездействие) заявителя и правообладателя, равно как и федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и уполномоченных им лиц, влекут определенные правовые последствия.

2. В основе ст. 1522 лежит ст. 32 Закона о товарных знаках, с рядом существенных уточнений и редакционных изменений.

3. В статье 1522, как и в других статьях § 3 гл. 76 ГК, имеются в виду два вида заявок, обнимаемые в тексте Кодекса для краткости общим названием «заявка на наименование места происхождения товара»:

заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование. Такая заявка должна подаваться тогда, когда указанному в ней наименованию правовая охрана в России еще не предоставлена;

заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное в России наименование места происхождения товара.

При этом в обоих случаях «заявкой» нередко называется весь комплект документов, в который входят, кроме собственно заявки, предусмотренной п. 3 ст. 1522, прилагаемые к ней документы, в т.ч. те, которые указаны в п. п. 5 и 6 ст. 1522. В этом смысле сама заявка и прилагаемые к ней документы могут называться общим термином «документы заявки» (п. 7 ст. 1522).

4. Различия в правилах ст. 1522, определяющих содержание двух разных видов заявок на наименование места происхождения товара, незначительны.

Более существенные различия в документах, приложение которых к заявкам необходимо в силу п. 5 ст. 1522.

К заявке на государственную регистрацию наименования находящегося в России места происхождения товара должно быть приложено заключение о том, что это наименование отвечает критериям (признакам) охраноспособности таких наименований, предусмотренным в ст. 1516 ГК. Это заключение должно исходить от органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

В настоящее время эти органы определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 «О Перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара» . В соответствии с этим Постановлением такими уполномоченными органами являются:

СЗ РФ. 2004. N 38. Ст. 3806.

Минздравсоцразвития России — в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды,

Минпромторг России — в отношении изделий народных художественных промыслов,

Минсельхоз России — в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива, безалкогольной, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов.

К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование находящегося в России места происхождения товара должно быть приложено заключение о том, что заявитель производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий теми особыми свойствами, какие ранее послужили основанием предоставления правовой охраны наименования этого объекта. Названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 такие заключения уполномочены давать те же министерства, которые дают заключения об охраноспособности наименований мест происхождения товара.

Если географический объект, наименование которого заявляется в России в качестве наименования места происхождения товара, находится вне пределов России, заявитель должен документально подтвердить свое право на использование этого именования в стране происхождения товара.

5. Более детальные требования к «документам заявки» в развитие тех, которые установлены в ст. 1522, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Таким федеральным органом является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). В соответствии с п. 2 ст. 1246 ГК этому Министерству принадлежит право издавать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с наименованиями мест происхождения товаров, в случаях, предусмотренных Кодексом .

До издания Минобрнауки России соответствующего нормативного акта следует иметь в виду Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утвержденные Приказом Роспатента от 25.02.2003 N 24 (БНА РФ. 2003. N 22).

6. В случаях подачи заявки на наименование места происхождения товара через патентного поверенного или иного представителя заявителя заявка может быть подписана не самим заявителем, а его представителем.

Случаи, в которых ведение дел с федеральным органом по интеллектуальной собственности через патентного поверенного, зарегистрированного в этом федеральном органе, обязательно, указаны в п. 2 ст. 1247.

7. Определение даты подачи заявки на наименование места происхождения товара, чему посвящен п. 8 ст. 1522, имеет значение прежде всего для определения срока действия свидетельства об исключительном праве на это наименование (см. п. 1 ст. 1531 ГК).

Ст 1527 ГК РФ. Отзыв заявки на наименование места происхождения товара

Заявка на наименование места происхождения товара может быть отозвана заявителем на любом этапе ее рассмотрения до внесения в Государственный реестр наименований сведений о государственной регистрации соответствующего наименования места происхождения товара и (или) о предоставлении исключительного права на такое наименование.

Комментарии к ст. 1527 ГК РФ

1. В статье 1527 воспроизведен с незначительными редакционными изменениями текст п. 7 ст. 33 Закона о товарных знаках.

Сходные права на отзыв предусмотрены в Кодексе в отношении заявок на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец (ст. 1380 ГК) и заявок на государственную регистрацию товарного знака (п. 1 ст. 1502 ГК).

2. Право на отзыв заявки на наименование места происхождения товара существует у заявителя, в зависимости от содержания его заявки (см. п. 3 комментария к ст. 1522), до момента внесения в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров сведений:

о государственной регистрации соответствующего наименования и о предоставлении исключительного права на него либо

о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара.

Эти правила ст. 1527 имеют важное значение, т.к. означают, что исключительное право на наименование места происхождения товара возникает в момент внесения соответствующих сведений в Государственный реестр наименований, а не в момент принятия положительного решения по результатам экспертизы заявленного обозначения (ст. 1526 ГК), выдачи свидетельства об исключительном праве (п. 1 ст. 1528 ГК) или публикации сведений о произведенной государственной регистрации (ст. 1533 ГК).

Эти правила также означают, что заявление об отзыве заявки, направленное в Роспатент до момента внесения соответствующих сведений в Государственный реестр наименований, но полученное после этого момента, отзыва заявки повлечь уже не может.

3. Заявление об отзыве заявки на наименование места происхождения товара должно быть подписано лицом, имеющим право подписи такой заявки в соответствии с п. 4 ст. 1522 ГК.

4. Основное последствие отзыва заявки на наименование места происхождения товара состоит в том, что ее рассмотрение в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности прекращается, независимо от того, на какой стадии ее рассмотрение находится в момент отзыва заявки. Для этой цели заявка признается отозванной с даты направления заявителю указанным органом уведомления о принятии его заявления к сведению.

5. Правила об отзыве заявки на наименование места происхождения товара не могут быть распространены на случаи, когда в соответствии с нормами ГК такая заявка «признается отозванной» по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В этих случаях «признание заявки отозванной» представляет собой отказ названного органа в рассмотрении заявки, который не зависит от волеизъявления заявителя и может быть как правомерным, так и неправомерным, в связи с чем может быть оспорен (ст. 1528).

Еще по теме:

  • Ввод в эксплуатацию компьютера в 1с Ввод в эксплуатацию компьютера в 1с Вопрос: Как принять к учету и ввести в эксплуатацию основное средство с дополнительными расходами в "1С:КА" и "1С:ERP"? Дата публикации […]
  • Получить выписку из егрп в подольске Как получить выписку из ЕГРН в Подольске Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является единственным достоверным источником информации об объектах недвижимости на территории […]
  • Дополнительное соглашение продление договора аренды земельного участка Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора Статьи по теме Сторона направила контрагенту дополнительное соглашение о продлении срока действия договора. Какие риски несет […]
  • Брянск газпромбанк вклады проценты На будущее Основные характеристики выплата процентов в конце срока Измените параметры расчета максимальная сумма вклада - сумма первого пенсионного взноса по договору НПО, […]
  • Обычный вычет на ребенка Калькулятор стандартных вычетов по НДФЛ Сегодня 21 ноября 2018 г., 13:18 Если работник имеет право на стандартный вычет по НДФЛ (п. 1 ст. 218 НК РФ), то этот вычет ему предоставляет […]