Судебный пристав дознаватель чем занимается

Рубрики Публикации

Содержание:

Дознаватели ФССП

Информация

109 записей к записям сообщества

В последнее время, я часто стал натыкаться на статьи российских газет (АиФ Черноземье ном. 45 (2019) 2018 г.), о заемщиках и должниках и о том как сотрудники ФССП прекрасно работают, разыскивая и изымая имущество злостных не плательщиков. Показать полностью…

К сожалению, в моём случае дело обстоит противоположным образом, я бы даже сказал мистическим, а по тому интересным. Именно поэтому, я считаю полезным поведать её читателям, добавить, так сказать, ложку дегтя в бочку с медом, не без надежды, что моя история заставит ответственных лиц таки поправить положение.

Три года назад я одолжил одному гражданину, назовём его И., 97 тыс. рублей. Как вы наверное догадались, денег в обещанный срок, указанный в росписке, он не вернул. После чего я незамедлительно подал исковое заявление в суд, приложив к нему, все имеющиеся доказательства факта заема денежных средств и информацию о том где должник работает (официально), какое имущество имеет (автомобиль). Суд, естественно, вынес решение в мою пользу и исполнительный лист с решением суда благополучно ушёл в Левобережный РОССП. И вот тут начинается самое интересное, казалось бы, все данные о должнике есть и место работы, и имущество, и прописка, и место фактического проживания, однако судебный пристав — исполнитель (Мишакова М.С.), судя по тому как продвигается дело, палец о палец не ударила, несмотря на то, что за него, фактически, была проделана вся работа по сбору данных о неплательщике. Видя такое без ответственное отношение, я написал жалобу старшему судебному приставку сего отдела на его горе сотрудника. От начальника отдела мне пришла вполне стандартная отписка (почему отписка пойме позже), типа, спасибо за обращение, мы примем все необходимые меры. Не знаю какие меры были приняты, но дело с мёртвой точки так и не сдвинулось. Не опуская рук и не отчаиваясь, мной была составлена жалоба в Управление уже на двух разгильдяев работников Левобережного РОССП. Я, по правде сказать, сначала сильно обнадежился, мол, в Управлении уж точно разрешат мою проблему, но увы и там тоже, видимо, сидят тертые аппаратчики, которые знают толк в отшивании таких дотошных граждан, коим является автор статьи. В ответе значилось, спасибо за обращение, мы непременно примем меры. Однако, воз и по сей день все там же.

Идти выше с жалобами, сил у меня не хватает, так как здоровье сильно пошатнулось. При все при этом, несмотря на все неприятности, я до сих пор надеюсь, что справедливость восторжествует, что мне вернутся некогда одолженные средства, а нерадивые служащие понесут заслуженное наказание.

Оптимизация должностей дознавателей структурных подразделений службы судебных приставов

А.В. ЗУБОВ,

заместитель руководителя УФССП России по Мурманской области — заместитель главного судебного пристава Мурманской области

Статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон) определяет три основные задачи, возлагаемые на судебных приставов. Первые две не вызывают вопросов, но вот третья в контексте рассматриваемого Закона, на наш взгляд, не совсем ясна.

Напомним ее формулировку: на судебных приставов возлагаются задачи по «исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее — Федеральная служба судебных приставов)».

Нет никаких сомнений, что речь здесь идет о такой форме предварительного расследования, как дознание. На кого же, исходя из поставленных Законом задач, возлагается дознание в Федеральной службе судебных приставов? В п. 1 ст. 4 Закона указано: «Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей».

Однако в статьях, регламентирующих обязанности и права судебных приставов по ОУПДС (ст. 11 Закона) и судебных приставов-исполнителей (ст. 12 Закона), о расследовании ими уголовных дел ничего не сказано. При этом п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ определено, что дознание проводится «дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Имеющееся на первый взгляд противоречие легко объяснимо. Понятие «дознаватель» определяется в п. 7 ст. 5 УПК РФ как «должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом». Таким образом, имеется два вида дознавателей, один из которых стал дознавателем (в контексте уголовно-процессуального законодательства) после того, как его на это уполномочил начальник органа дознания.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся «органы Федеральной службы судебных приставов». Начальником органа дознания является «должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом».

В территориальных органах ФССП России этими должностными лицами являются главные судебные приставы субъектов Российской Федерации и их заместители, курирующие дознание, а в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России — «начальники отделов судебных приставов — старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности» (приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677).

Исходя из этого, судебный пристав (судебный пристав-исполнитель или судебный пристав по ОУПДС), который является работником службы судебных приставов, становится полноправным (по уголовно-процессуальному законодательству) дознавателем после возложения на него обязанностей о производстве дознания соответствующим правовым документом (приказ или распоряжение — в зависимости от того, кто из начальников органа дознания подписывает данный документ).

В любом случае получается, что для пристава дознание— не основная обязанность, а обязанность, возлагаемая на него по мере необходимости.

Теперь вернемся к дознавателям, являющимся ими по должности (или, как сказано в п. 7 ч. 5 УПК РФ, лицам, правомочным осуществлять дознание). Должность дознавателя введена в службе судебных приставов в 2006 году (ранее приказами главных судебных приставов обязанности дознавателей возлагались на конкретных судебных приставов-исполнителей). Было введено три вида должностей дознавателя:

1) главный специалист-эксперт (дознаватель);

2) ведущий специалист-эксперт (дознаватель);

3) судебный пристав (дознаватель).

Должность судебного пристава (дознавателя) имеется только в штатных расписаниях отделов организации дознания некоторых территориальных органов ФССП России, поэтому далее рассматриваться не будет (хотя не ясно, откуда взялась эта должность: в ч. 1 ст. 4 Закона она не упоминается).

В структурных подразделениях (отделах судебных приставов) территориальных органов ФССП России предусмотрено два первых вида должностей дознавателей.

В настоящее время в структуре службы судебных приставов главный специалист-эксперт (дознаватель) и ведущий специалист-эксперт (дознаватель) находятся в неравном положении по отношению к судебному приставу, и это несправедливо. Дознавателю не реже, чем судебному приставу-исполнителю, приходится выходить по месту жительства, например, должников по алиментным обязательствам. Не секрет, что большинство таких лиц ведет асоциальный образ жизни, многие ранее судимы. В результате служебной деятельности дознавателя в отношении этих лиц может быть возбуждено уголовное дело по ст. 157 УК РФ («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»), а привлечение должника к уголовной ответственности может повлечь за собой такую меру наказания, как лишение свободы.

Увеличивается ли вероятность совершения таким должником противоправных деяний в отношении дознавателя по сравнению с судебным приставом-исполнителем? Ответ на этот вопрос напрашивается один: да.

Дознаватели вынуждены с целью скорейшего окончания расследования уголовных дел лично развозить большое количество различных запросов и получать на руки необходимые для этого документы. Однако обеспечение их проездными документами на все виды общественного транспорта не предусмотрено.

В этой связи, на наш взгляд, норма п. 1 ст. 4 Закона нуждается в дополнении. Предлагаем изложить ее в следующей редакции:

«Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов-исполнителей и судебных приставов-дознавателей».

Предлагаем также дополнить Закон статьей 12.1 «Обязанности и права судебных приставов-дознавателей» следующего содержания:

«Права и обязанности судебных приставов-дознавателей определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации».

Внесение этих изменений в Закон, во-первых, даст возможность усилить гарантии правовой и социальной защиты дознавателей ФССП России; во-вторых, позволит при необходимости создать в территориальных органах ФССП России полноценные межрайонные отделы дознания, поскольку вводить в каждом структурном подразделении ряда территориальных органов должность дознавателя нецелесообразно.

Межрайонные отделы дознания могли бы обслуживать территории нескольких структурных подразделений. Для четкого функционирования межрайонного отдела дознания необходимо, чтобы его возглавлял начальник отдела судебных приставов — старший судебный пристав. Это должностное лицо, являясь начальником органа дознания (см. приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677), будет обладать всеми процессуальными правами, вплоть до утверждения обвинительного акта, составленного дознавателем. Однако в настоящее время при имеющихся в штатном расписании должностях дознавателей структурных подразделений это будет только должность начальника отдела, так как в структуре межрайонного отдела дознания не будет ни одного судебного пристава. Права подобного руководителя будут существенно ограничены, т. е. сведены к правам начальника подразделения дознания, что явно недостаточно. Таким образом, смысл создания межрайонного отдела теряется. Но если все же есть необходимость в такой структуре, нужно тщательно продумать, как ее рационально организовать.

И конечно, нельзя обойти вниманием то, что внесение предложенных изменений в Закон позволит уравнять денежное содержание дознавателей, т. е. главного специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта. При имеющейся в настоящее время градации должностей дознавателей структурных подразделений территориального органа ФССП России разница в их окладах составляет 319 руб. Между тем служебная нагрузка распределяется между ними равномерно, оба исполняют совершенно одинаковые обязанности. Кроме того, оклад судебного пристава-исполнителя равен окладу главного специалиста-эксперта (дознавателя). При наличии в отделе судебных приставов только одного дознавателя в должности ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) получение им денежного содержания ниже, чем у судебного пристава-исполнителя, необоснованно. Дознаватель обязан проверять исполнительные производства, находящиеся у судебного пристава-исполнителя на исполнении, готовить по ним заключения, указания, имея при этом, судя по окладу, более низкий статус.

В заключение хочется добавить, что, поскольку дознавателей в ФССП России не так много (чуть более 3,5 тыс. штатных единиц, из которых только половина — ведущие специалисты-эксперты (дознаватели)), предлагаемые изменения не потребуют больших финансовых затрат, но в то же время поднимут статус столь важной для службы судебных приставов должности, а значит, и позволят проще решать вопрос с более качественным подбором кадров для укомплектования структурных подразделений квалифицированными работниками.

Дознаватель судебных приставов: полномочия, обязанности. Служба судебных приставов

Как указывает 151 статья УПК, дознаватели Федеральной службы судебных приставов работают с делами о преступлениях, предусмотренных статьями 177, 157, 315, 297, 312, частями первыми ст. 294 и 311 УК. Руководит их деятельностью начальник – лицо, имеющее право давать поручения о выполнении следственных действий, неотложных в том числе. Рассмотрим далее, чем занимается дознаватель судебных приставов .

Общие сведения

Как указывает 40 статья УПК, органы дознания занимаются делами, по которым предварительное следствие не является обязательным. Кроме этого, в функции указанных структур входит осуществление неотложных действий. Служба судебных приставов является одним из звеньев исполнительной системы. Она занимается не только реализацией решений суда. Существует ошибочное мнение, что в ФССП работают только судебные приставы. Дознаватель, полномочия которого регламентирует УПК, также состоит в штате этого органа.

Важный момент

Как указывает ст. 40.1 УПК (ч. 4), указания начальника отдела дознания оформляются письменно. Они передаются подчиненному. Дознаватель судебных приставов должен неукоснительно выполнять их. При этом служащий может обжаловать распоряжение вышестоящим структурам, а также прокурору. Однако подача соответствующего заявления не приостанавливает исполнения указания. Сотрудник может предоставить начальнику либо прокурору материалы дела, а также письменные возражения на полученные распоряжения.

Полномочия дознавателя в службе судебных приставов

Они возлагаются на сотрудника начальником подразделения. Задания, которые выполняет работник, отличаются от тех, которые реализует судебный пристав. Дознаватель, обязанности которого прописываются в его должностной инструкции, может самостоятельно осуществлять следственные и прочие процессуальные мероприятия, принимать решения. Исключение составляют случаи, когда для этого, согласно УПК, необходимо согласие начальника, прокурора или инстанции, рассматривающей дела по существу. Кроме этого, дознаватель судебных приставов может реализовывать иные функции, закрепленные законодательством.

Нормативные предписания

Служба судебных приставов считается одной из важнейших инстанций в исполнительной системе. В этой связи структура стремится к совершенствованию своей деятельности и повышению результативности работы. В 2010 г. был издан Приказ ФССП, согласно которому определены общие ограничения для сфер, к которым может быть привлечен судебный пристав. Дознаватель, обязанности которого, в свою очередь, не связаны с реализацией решений, выполняет задачи, не свойственные рядовым сотрудникам ФССП.

Основания для начала производства

В обязанности дознавателя в службе судебных приставов входит принятие и проверка сообщений о совершенных либо готовящихся преступлениях. При наличии достаточных оснований сотрудник возбуждает производство. Уголовное дело также открывается при:

  1. Поступлении материалов, направленных налоговыми органами.
  2. Явке с повинной.
  3. Получении постановления прокурора об отправке материалов в орган предварительного следствия для разрешения вопроса о преследовании.

Для возбуждения производства дознаватель судебных приставов должен также располагать достаточными сведениями, указывающими на наличие в деянии лица признаков преступления.

Проверка сообщений

Дознаватель отдела судебных приставов должен принять заявление о любом уже совершенном либо только готовящемся деянии. При этом полученные сведения подвергаются проверке. По заявлению выносится процессуальное решение не позже трех суток с момента принятия сообщения. В рамках проверки дознаватель судебных приставов может требовать проведения исследований трупов, предметов, документации, ревизии. Кроме этого, он вправе ходатайствовать о привлечении к процедурам специалистов. Например, это может быть эксперт. Дознаватель судебных приставов , как выше было сказано, принимает по сообщению решение. Сотрудник, в частности, вправе отказать в возбуждении дела, начать производство, передать принятое сообщение о преступлении в соответствии с подследственностью. Принятое решение доводится до заявителя и суда. При этом первому должно быть разъяснено его право оспорить постановление.

Документальное оформление

Дознаватель, возбудив производство, выносит постановление. Оно должно быть оформлено, согласно требованиям законодательства. В постановлении необходимо указать:

  1. Дату, время, место составления.
  2. Ф.И.О. и должность сотрудника, вынесшего постановление.
  3. Основание и повод для открытия уголовного дела.
  4. Статью УК, ее часть, пункт, в соответствии с которым возбуждено производство.

Если материалы направляются прокурору для установления подследственности, в документе должна присутствовать отметка об этом.

Правила выполнения процессуальных действий

Дознание осуществляется в порядке, предусмотренном главами 21, 24-29, 22 УПК с изъятиями, предусматриваемыми гл. 32. В ходе осуществления действий сотрудник предпринимает исчерпывающие меры, направленные на организацию предварительного следствия и своевременное принятие процессуальных решений. Для реализации данных задач, работник в 2-дневный период должен сформировать подробный план с указанием сроков выполнения мероприятий.

В соответствии с общими правилами, дознание осуществляется в течение месяца с момента открытия дела. В случае необходимости по решению прокурора этот срок может быть увеличен вдвое. В отдельных ситуациях, в том числе, связанных с необходимостью проведения экспертного исследования, указанный период может продлеваться до полугода. Соответствующее решение принимает прокурор города, района, а также приравненные к нему военные прокуроры и их заместители.

В исключительных случаях срок увеличивается до 12 мес.

Обеспечение безопасности

На основании Методических рекомендаций, к проведению следственных действий может быть привлечен судебный пристав. В его задачи входит обеспечение безопасности. В качестве основания для привлечения сотрудника выступает поручение. Оно подается старшему приставу не позже трех дней до выполнения следственного мероприятия. В ряде случаев требуется проведение неотложного действия. В этих ситуациях поручение подается в день его осуществления и рассматривается старшим приставом незамедлительно. В рамках обеспечения безопасности сотрудники:

  1. Пресекают вмешательство посторонних субъектов в процесс.
  2. Находятся на местах, установленных старшим.
  3. Осуществляют постоянное наблюдение за участниками мероприятия.

При нарушении порядка составляется протокол. Его оформляет судебный пристав.

Дознаватель: допрос свидетеля

Правила, по которому осуществляется данное следственное действие, закреплены 189 статьей УПК. В ходе допроса дознаватель строго в соответствии с законодательством заслушивает устные показания субъекта. Результаты фиксируются в протоколе. В качестве фактического основания для проведения процедуры выступает информация о том, что гражданину может быть известно что-либо о фактах, относящихся к уголовному делу. Свидетель может быть вызван повесткой. Беседа с гражданином может проводиться только после возбуждения производства. Перед допросом лицу разъясняются его права и ответственность за предоставление ложных сведений.

Привод граждан

К проведению следственных действий могут привлекаться разные граждане, если в этом есть необходимость. О вызове лица извещаются повесткой. В некоторых случаях субъекты могут уклоняться от явки. В таких ситуациях законодательство предусматривает возможность их принудительного привода. Эта мера может применяться в отношении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого/обвиняемого. Как и любое следственное действие, привод может осуществляться только после возбуждения производства. Основание для него – постановление дознавателя, согласованное со старшим приставом. Законодательство запрещает привод по устному распоряжению сотрудника, по копиям постановлений, не заверенных надлежащим образом или переданных по факсу. Нормами устанавливается временное ограничение для совершения данного следственного действия. Привод может осуществляться в период с 6 утра до 10 вечера. Исключение могут составлять безотлагательные случаи. Закон запрещает подвергать принудительному доставлению несовершеннолетних до 14 л., беременных, а также больных людей, не способных по состоянию здоровья оставить место своего нахождения. Последнее должно быть подтверждено врачом.

Уведомление о подозрении в преступлении

Его составление регулируется ст. 223.1 (ч. 1) УПК. В извещении о подозрении дознаватель указывает:

  1. Дату и место составления.
  2. Фамилию и инициалы.
  3. Ф.И.О. подозреваемого, дату рождения.
  4. Краткое описание деяния, время совершения, прочие обстоятельства, которые должны быть доказаны, согласно 73 статье УПК (ч. 1, п. 1 и 4).
  5. Норму УК, ее часть и пункт, устанавливающие ответственность за преступление.

Если у дознавателя есть основания полагать, что гражданин может быть причастен к нескольким деяниям, в уведомлении должны указываться соответствующие статьи.

Вручение извещения

Копия уведомления должна быть передана подозреваемому. При этом дознаватель обязан разъяснить гражданину его права, закрепленные 46 статьей УПК. После вручения уведомления сотрудник составляет протокол, в котором проставляет соответствующую отметку. В трехдневный срок с момента передачи извещения дознаватель должен провести допрос лица. Если подозреваемых несколько, уведомление вручается каждому. Копия направляется также и прокурору.

Заключение под стражу

Эта мера пресечения применяется по ходатайству дознавателя, направленного суду. Обвинительный акт должен быть составлен не позже 10 сут. с момента заключения. В случае невозможности соблюсти данное правило, подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в порядке, закрепленном 23 главой Кодекса. После этого дознание должно быть продолжено или мера пресечения отменена.

Запрос о юридическом содействии

В ряде случаев дознавателю может требоваться правовая помощь. Для ее получения он формирует запрос. В нем указываются:

  1. Название органа, от которого направляется просьба.
  2. Наименование и адрес структуры, в которую посылается запрос.
  3. Сведения об уголовном деле. В частности, указывается его наименование, номер.
  4. Характер запроса.
  5. Информация о субъектах, которым направлена просьба. В частности, указываются, кроме Ф.И.О., место и дата рождения, гражданство, род деятельности, адрес проживания/пребывания.
  6. Описание обстоятельств, подлежащих выяснению, перечень запрашиваемых бумаг, вещественных и прочих доказательств.
  7. Информация о фактах, относящихся к совершенному деянию, квалификации преступления.
  8. Текст соответствующей нормы УК, данные о величине вреда (при необходимости).

Завершение мероприятий

По окончании дознания сотрудник, его проводивший, должен составить обвинительный акт. В этом документе следует указать:

  1. Дату и место оформления.
  2. Фамилию, инициалы, должность сотрудника.
  3. Информацию о гражданине, привлекаемом к ответственности.
  4. Время и место совершения деяния, способы, цели, мотивы, прочие существенные обстоятельства.
  5. Формулировку обвинения. При этом указываются конкретные нормы УК, части, пункты.
  6. Список доказательств, которыми подтверждается предъявленное обвинение, краткое их изложение.
  7. Перечень материалов, предоставленных стороной защиты.
  8. Факторы, отягчающие/смягчающие ответственность.
  9. Сведения о пострадавшем, величину вреда, нанесенному ему.
  10. Перечень граждан, подлежащих вызову в суд.

Дополнительные правила

Дознаватель, как и следователь, обязан приложить к обвинительному акту справку. В ней отражаются сроки проведения мероприятий, меры пресечения, примененные в отношении виновных, с указанием продолжительности их пребывания под стражей/домашним арестом. В справке также приводятся данные о гражданском иске и его обеспечении, вещественных доказательствах, предполагаемой конфискации имущества, возможных процессуальных издержках. В случае если у обвиняемого либо потерпевшего есть иждивенцы, приводится информация о мерах, предпринятых для реализации их прав.

Согласование и направление прокурору

Обвинительный акт должен быть утвержден руководителем органа дознания. Начальник исследует дело, проверяет соответствие описательно-мотивировочного и резолютивного разделов представленным в нем материалам, а также требованиям законодательства. Руководитель оценивает полноту проведенных мероприятий, устанавливает, были ли соблюдены интересы их участников, приняты ли меры, направленные на ликвидацию условий, способствовавших совершению деяния. Обвинительный акт прилагается к материалам производства и направляется прокурору. Последний рассматривает документы и в двухдневный срок принимает одно из 2-х решений. Прокурор может утвердить обвинительный акт или вернуть дело для осуществления дополнительного дознания, переоформления постановления, если оно не соответствует требованиям. Должностное лицо в последнем случае вправе установить сроки. Для проведения дополнительного дознания период не может превышать 10 сут., а для переоформления акта – 3-х.

Заключение

Как следует из информации, приведенной выше, достаточно много задач реализует дознаватель судебных приставов. Зарплата сотрудника, однако, не такая и высокая. Меньше всего везет, конечно, молодым специалистам. Их средний заработок редко превышает 15 тыс. р. В эту сумму включены должностной оклад, а также надбавки за специфические условия деятельности. Их величина составляет около 60% от ставки. Более опытные специалисты, руководство ФССП имеют больший доход. Надбавки к их окладу достигают 150%. Также при расчете во внимание принимается выслуга. Повышение зарплаты производится при присвоении очередного чина. Дополнением к з/п выступают премиальные выплаты. Их величина устанавливается в соответствии с действующей в конкретном регионе системой поощрения. Кроме этого, размер премиальных выплат зависит и от количества дел, успешно разрешенных сотрудником. В целом средний заработок дознавателей по стране находится в пределах 12-22 тыс. р. В настоящее время на государственном уровне разрабатываются программы по повышению престижа работы в ФССП. Для этого устанавливаются дополнительные выплаты, льготы и пр. При этом повышаются и требования к кандидатам на должность дознавателя. В первую очередь граждане, желающие работать в ФССП, должны иметь соответствующее образование. Немаловажное значение имеет и физическое, а также психическое состояние человека.

О процессуальной деятельности дознавателя УФССП России по РТ по взаимодействию с прокурором

В соответствии со ст. 41 УПК РФ дознаватель является процессуально независимым лицом и самостоятельно производит следственные и иные процессуальные действия, принимает процессуальные решения.
Дознаватель вправе принимать лишь те процессуальные решения, которые прямо предусмотрены в законе, и обязан строго соблюдать установленную процессуальную форму их реализации. Поскольку дознаватель является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и осуществляет уголовное преследование, его процессуальные ошибки могут привести к негативным последствиям, в том числе и привлечением к уголовной ответственности невиновных или освобождением от нее лиц, в действительности совершивших преступления.

С целью обеспечения неукоснительного соблюдения требований действующего законодательства, предотвращения возможных процессуальных ошибок дознавателя, а также недопущения либо пресечения злоупотреблений с его стороны начальники отделов- старшие судебные приставы обязаны контролировать его процессуальную деятельность и, при необходимости, вмешиваться в нее, давая дознавателю обязательные к исполнению указания.
Контроль за процессуальной деятельностью органов дознания наряду с начальником отдела возложено также и на прокурора. На этапе дознания дознаватель и прокурор вступают между собой во взаимообусловленные уголовно-процессуальные правоотношения.
Согласно пункту 7 статьи 5 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, прежде всего — производить неотложные следственные действия по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно
Согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе досудебного производства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Как следует из законодательного определения прокурора, данного в ст. 37 УПК РФ, на этапе дознания прокурор выполняет 2 взаимосвязанные функции: надзорную и уголовного преследования.
Уголовным преследованием (п. 55 ст. 5 УПК РФ) является деятельность прокурора, направленная на изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
В рамках уголовного преследования, например, прокурор вправе давать дознавателю письменные указания о производстве тех или иных следственных действий, избрании подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Под понятием прокурорского надзора принято понимать специфическую деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемую от имени Российской Федерации и состоящую в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.
К числу надзорных полномочий можно отнести проверку прокурором исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), право на отмену незаконных или необоснованных постановлений дознавателя о возбуждении уголовного дела (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) и другие.
Однако, как представляется, большинство полномочий прокурора трудно однозначно отнести к функции уголовного преследования или к функции надзора, поскольку они содержат в себе элементы и того и другого и часто неотделимы друг от друга. Например, давая согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище подозреваемого (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) или отменяя незаконное или необоснованное постановление дознавателя о прекращении уголовного дела, прокурор осуществляет уголовное преследование, принимая меры к тому, чтобы виновный в совершении преступления был изобличен и понес заслуженное наказание. В то же время принятию прокурором решения по тому или иному процессуальному вопросу всегда предшествует проверка действий и решений дознавателя на соответствие требованиям действующего уголовно-процессуального законодательства. Так, решая вопрос о том, давать или не давать дознавателю согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище, прокурор предварительно изучает изложенные в соответствующем постановлении доводы дознавателя о необходимости и возможности производства данного следственного действия, оценивает законность и обоснованность сделанных выводов, т.е., по сути, осуществляется надзор за его процессуальной деятельностью.
Анализ полномочий прокурора на этапе дознания позволяет выделить следующие основные направления процессуальной деятельности дознавателя по взаимодействию с данным участником уголовного судопроизводства.
1. Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам применения к подозреваемому (обвиняемому) мер процессуального принуждения.
2. Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам производства следственных действий, осуществление которых возможно только на основании судебного решения.
3. Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам согласования производства иных процессуальных действий (принятию процессуальных решений).
4. Процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам обжалования.
5. Процессуальная деятельность дознавателя по исполнению письменных указаний прокурора.
Например, процессуальная деятельность дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам производства следственных действий, осуществление которых возможно только на основании судебного решения. Под следственными действиями принято понимать группу процессуальных действий, направленных на собирание, проверку и оценку доказательств и характеризующихся самостоятельной и детальной процедурой производства, урегулированной уголовно-процессуальным законодательством. Предварительного согласования с прокурором требуют решения дознавателя о производстве следственных действий, производство которых возможно на основании судебного решения. Применительно к производству дознания таковыми могут быть: обыск в жилище (п. 5 ч. 2 ст. 29, ст. 182 УПК РФ); осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (п. 4 ч. 2 ст. 29, ст. 177 УПК РФ) и другие.
При различных основаниях и процедурах осуществления вышеуказанных следственных действий УПК РФ (ст. 165) устанавливает единый порядок получения судебного согласия на их производство. В частности, при необходимости осуществления данных следственных действий дознаватель выносит согласованные с прокурором постановления о возбуждении перед судом ходатайства о даче согласия на их производство.
Описательно-мотивировочная часть данных постановлений должна содержать достаточные данные, указывающие на необходимость и возможность осуществления того или иного следственного действия.
В то же время на практике нередки ситуации, когда производство следственных действий, указанных в ч. 5 ст. 165, не терпит отлагательства и у дознавателя нет возможности в общем порядке обратиться к прокурору и в суд с соответствующим ходатайством. В таких случаях закон предусматривает возможность их производства на основании постановления дознавателя с последующим уведомлением суда и прокурора, которые проверяют законность и обоснованность производства следственного действия.
Во всех остальных случаях предварительное получение согласия прокурора и суда является строго обязательным.
Примером процессуальной деятельности дознавателя по взаимодействию с прокурором по вопросам согласования производства иных процессуальных действий (принятию процессуальных решений) является участие прокурора при принятии дознавателем процессуального решения о составлении обвинительного акта. До утверждения данного документа прокурором уголовное дело не может быть направлено в суд.
Также направление копии процессуального документа прокурору для осуществления надзора является взаимодействием. Дознаватель направляет прокурору такие документы, как постановления о возбуждении уголовного дела, о приостановлении дознания и другие.
В таких случаях решение дознавателя приобретает юридическую силу с момента вынесения соответствующего постановления, например производство по уголовному делу считается приостановленным с момента вынесения дознавателем постановления о приостановлении дознания. При несогласии же прокурора с решением, принятым дознавателем, он вправе своим постановлением отменить постановление дознавателя, что влечет юридически значимые последствия. Например, постановление прокурора об отмене постановления дознавателя о приостановлении дознания означает возобновление приостановленного производства по делу.
Процессуальная деятельность дознавателя по исполнению письменных указаний прокурора. Указание — это процессуальное требование прокурора, адресованное дознавателю. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий. Таковыми могут быть, например, указания о производстве допроса, обыска, других следственных действий, избрании, отмене или изменении конкретной меры пресечения, приостановлении, возобновлении, прекращении уголовного дела и многие другие процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ.
Как прямо следует из текста УПК РФ, обязательными к исполнению являются только письменные указания прокурора (ч. 4 ст. 41, п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Устные же указания следует расценивать как имеющие рекомендательный характер, их неисполнение не может являться основанием применения к дознавателю каких-либо процессуальных или дисциплинарных санкций.
Даже если дознаватель не согласен с указанием прокурора, он все равно обязан его выполнить, но вправе обратиться с соответствующей жалобой к вышестоящему прокурору в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ.
Таким образом, прокурорский надзор представляют собой важную гарантию законности производства дознания.

Время создания документа: 21 сентября 2011 11:38

Конференция ЮрКлуба

Судебные приставы-дознаватели

-ACACO- 18 Июл 2002

-ACACO- 19 Июл 2002

-Nikolai R- 19 Июл 2002

-ACACO- 19 Июл 2002

-David8- 20 Июл 2002

Собственно сам пристав, с обеспечением порядка в судебном заседании.

Пристав-исполнитель, чья деятельность регламентирована в основном законом об исполнительном производстве.

Если об этой особенности помнить, то статья 40 УПК принципиально ни чему не противоречит.

Дюк 02 Дек 2007

fil 03 Дек 2007

органам дознания относятся: . старший судебный пристав

Дюк 03 Дек 2007

fil — будьте так добры!

Интересующие вопросы есть в теме по вышеуказанной

Кто является начальником органа дознания в ОСП ?

Кто должен проводить проверку — сотрудник (дознаватель) ОСП в которое поступило заявление, или любой дознаватель территориального органа ФССП по данному субъекту РФ ?

Заявление поступило в конкретный орган дознания — начальнику ОСП-ССП, который в книге учета должен сделать запись о поручении кому то провести проверку ! Как он в данном случае может поручить проведения проверки дознавателю другого органа дознания ?

Правомерно ли постановление об отказе в ВУД вынесено дознавателем УФССП по субъекту РФ, если заявление о преступлении поступило начальнику ОСП — ССП района ?

Интересует позиция с точки зрения практики дознания в ССП и обоснование с позиции УПК.

Добавлено в [mergetime]1196662120[/mergetime]
Интересующие вопросы есть в теме в Уголовном по вышеуказанной мной ссылке.

fil 03 Дек 2007

Кто является начальником органа дознания в ОСП ?

Старший СП (ст. 40 УПК). Он отписывает заявы дознвателям и продлевает сроки доследственной проверки, утверждает постановления. (Ст. 144-145 УПК).

Кто должен проводить проверку — сотрудник (дознаватель) ОСП в которое поступило заявление, или любой дознаватель территориального органа ФССП по данному субъекту РФ ?

Кому отписано и на чьей территории совершено преступление (согласно заявлению). Старшйи отписывает дознавателю (ранее функции дознавателя возлагались на СПИ по приказу, теперь отдельная штатная единица), устанавливаетя срок для подготовки постановления (как правило три дня), информация заносилось в КУП-1 (если человек сам приходил и приносил заявление также выдавался талон о регистраци престпуления в КУП-1).
По истечении сроков доследственной проверки ( от 3 до 10 дней) выносится постановление о ВУД, об отказе в возбуждении уг. дела или направления для определения подследственности прокурору (но бывало и на прямую в РОВД (нарушение конечно. )). Соотвествующая запись делается в КУП-1. Если отказной материал, то информация заноситься в Журнал по делам в отношении которых принято решение об отказе в возбуждении УД. Копия постанолвения об отказе напарвляется прокурору района и заявиетлю.

Заявление поступило в конкретный орган дознания — начальнику ОСП-ССП, который в книге учета должен сделать запись о поручении кому то провести проверку !

Как он в данном случае может поручить проведения проверки дознавателю другого органа дознания ?

Если иная подследственность то в порядке ст. 145, 151 УПК РФ.

Правомерно ли постановление об отказе в ВУД вынесено дознавателем УФССП по субъекту РФ, если заявление о преступлении поступило начальнику ОСП — ССП района ?

Он может быть прикомандирован к этопу ОСП. Ввиду отсуствия штатных единиц в ОСП дознваиелей практикуется следующее: в территориальном УФССП есть ОДиАП (отдел дознания и адм. практики) где работают бывшие сотрудники МВД, которые имеют опыт в расследовании преступлений. При поступлении заявлении о совершении прсетупления подпадающую под подследственность СПИ и отсуствии в ОСП дознвателя, старший направляет заявление в ОДиАП (при этом выполняя формальности по ведению КУП и выдачи Талона-уведомления). После чего издается приказ (главным) и дознаватель прикомндируется к ОСП. Но при этом всета-ки (ИМХО) дознаватель должен был вынести постановление от имени дознавателя ОСП.
Сообщение отредактировал fil: 03 Декабрь 2007 — 17:23

Дюк 03 Дек 2007

Кто является начальником органа дознания в ОСП ?

Старший СП (ст. 40 УПК).

Дак ведь в ст. 40 УПК речь идет об органе дознания, а не о начальнике органа дознания !?

Как он в данном случае может поручить проведения проверки дознавателю другого органа дознания ?

Если иная подследственность то в порядке ст. 145, 151 УПК РФ.

Думается иной подследственности по ст. 315 УК, нежели ОСП района, на территории которой находится должник — быть не может !?

Правомерно ли постановление об отказе в ВУД вынесено дознавателем УФССП по субъекту РФ, если заявление о преступлении поступило начальнику ОСП — ССП района ?
Он может быть прикомандирован к этопу ОСП.

Вот это ближе к делу !Если я правильно понял — прикомандирован не постоянно, а направляется для конкретной проверки ? А какой нибудь прика МЮ или ФССП (по поводу командирования дознавателей) существует ? А соответствует ли это УПК ? ИМХО начальник органа дознания должен уполномачивать для этого какого либо сотрудника ОСП (СПИ или СП по ОУПДС)!

при этом выполняя формальности по ведению КУП

И что старший СП пишет в данном случае в книге КУП по поводу — кому поручена проверка — дознавателю УФССП по субъекту РФ (не входящему в его орган дознания) ?

Но при этом всета-ки (ИМХО) дознаватель должен был вынести постановление от имени дознавателя ОСП.

Как от имени дознавателя ОСП, если такого нет по штату ? Может быть за подписью начальника ОСП-ССП ?

fil 04 Дек 2007

Думается иной подследственности по ст. 315 УК, нежели ОСП района, на территории которой находится должник — быть не может !?

Согласен, поэтому и говорю

Но при этом всета-ки (ИМХО) дознаватель должен был вынести постановление от имени дознавателя ОСП.

А какой нибудь прика МЮ или ФССП (по поводу командирования дознавателей) существует ?

Приказа нет, но в объем полномочий Главного СП входит и распоряжением штатной численности внутри территориального УФССП, поэтому он вправ издавать данные прикзы, регулирующие численность сотрудников ОСП.

И что старший СП пишет в данном случае в книге КУП по поводу — кому поручена проверка — дознавателю УФССП по субъекту РФ (не входящему в его орган дознания) ?

Он пишет что поручено дознователю ОСП Пупкину.

Как от имени дознавателя ОСП, если такого нет по штату ? Может быть за подписью начальника ОСП-ССП ?

Так называемая плавающая штатная единица, которой дырки затыкают. Если этот дознаватель прикомандируется к ОСП, то и фактически численность ОСП увеличивается на эту штатную единицу.
Начальник ОСП утверждает, но в принципе может и сам проводить дознание и подписывать, но это бывает очень редко.

Дюк 04 Дек 2007

Спасибо fil.
Про ст. 5 УПК я конечно же в курсе, но думал что все это должно быть подкреплено ведомственными (МЮ или ФССП) актами !

Т.е. если подводить некоторую черту под мной поднятым вопросом, то получится:

Начальник ОСП-ССП принял заявление, по всей видимости зарегистрировал его в соответствующей книге своего органа дознания и передал информацию выше (по всей видимости ГСП). Какую при этом он сделал запись в книге (касающейся лица, которому поручено проводить проверку) — не понятно. ГСП направил в данное ОСП дознавателя УФССП по своему субъекту РФ. Дознаватель провел проверку и вынес постановление об отказе за своей подписью. Так картина обстоит реально!

Теперь смотрим как должно было бы быть! Начальник ОСП-ССП регистрирует заявление в своей книге, ставит резолюцию в ней — кому проводить проверку. Данным лицом может быть или штатный дознаватель (если таковой есть) или уполномоченное на то лицо из числа сотрудников ОСП (СПИ или СП по ОУПДС). В крайнем случае проводить проверку и принимать соответствующее решение самому. Как вариант: ГСП командирует своего дознавателя, который оказывает помощь в проведении проверки, но постановление подписывает начальник ОСП-ССП.

Из всего этого вывод: по истечению 5 лет с момента наделения старших СП функцией дознания (с момента действия УПК РФ) данная функция в данном конкретном органе дознания — не организована.

Что думаете коллеги ?

fil 04 Дек 2007

данная функция в данном конкретном органе дознания — не организована.

Ну почему. Нельзя говорить обо всех в одном лице. Если честно я нет понмаю, почему в вашем случае дознаватель был не из ОСП. НАсколько мне известно в частности в нашем регионе ОСП уже имеется по два штатных дознвателя. И потом, действиетльно странно, дознание производится по месту совершения преступления. У вас место ахождение ОСП и дознавателя, вынесшего постановление об отказе в ВУД совпадают? Если нет, то считаю что это нарушение.
Но моежт и такой вариант. Если место совершения преступления совпадает с районном в котором находится дознаватель, вынесший постановление, то ГСП как «Главный» орган дознания вправе своим приказоми отдать на рассмотрение материал и дознавателю в УФССП.

Дюк 05 Дек 2007

Ну почему. Нельзя говорить обо всех в одном лице.

Я не говорю обо всех, я говорю

в данном конкретном органе дознания — не организована.

У вас место ахождение ОСП и дознавателя, вынесшего постановление об отказе в ВУД совпадают?

В том то и дело, что нет!

Если место совершения преступления совпадает с районном в котором находится дознаватель, вынесший постановление, то ГСП как «Главный» орган дознания вправе своим приказоми отдать на рассмотрение материал и дознавателю в УФССП.

Не совподает, одно от другого более чем за 100 км. А как он это может сделать, если заявление поступило не в его адрес ?

Еще по теме:

  • Земельный участок селятино Земельный участок селятино Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Подмосковья Земельные участки в Подмосковье Селятино Киевское шоссе 35 км от МКАД, деревня […]
  • Коломна земельный участок Коломна земельный участок Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Подмосковья Земельные участки в Подмосковье Коломна Центр города, рядом - улица Калинина, […]
  • Ук рф ст81 Статья 81. Освобождение от наказания в связи с болезнью 1. Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать […]
  • Пленум верховного суда ст 166 ук рф Постановление Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2015 г. № 7-П “По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и […]
  • Гк рф 1997 Статья 97. Публичное акционерное общество 1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения […]