Трудовой кодекс повышение зарплаты

Рубрики Без рубрики

Повышение зарплаты в фирме

Обязательна ли Индексация Зарплаты в Коммерческой Сфере?

ТК РФ гарантирует работникам повышение уровня реального содержания их зарплаты тем, что обязывает работодателей индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен. При этом порядок проведения индексации зависит от категории работодателя :

  • бюджетные организации проводят ее в порядке, установленном законодательством;
  • иные организации — в порядке, указанном в коллективном договоре, соглашении и локальном нормативном акте (далее ЛНА ).

Из таких положений ТК РФ непонятно, обязательна ли индексация для небюджетных работодателей, если она никакими документами не предусмотрена (здесь и далее — коллективным договором, соглашением и ЛНА). Соответственно, считается ли это трудовым нарушением и может ли работник добиться индексации, обратившись в трудовую инспекцию или в суд?

Когда индексировать зарплаты

Зарплату сотрудников индексируйте в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ).

Повышать уровень заработной платы – одна из основных государственных гарантий. Поэтому индексация зарплаты сотрудников является обязанностью, а не правом работодателя. Это следует из статьи 130 Трудового кодекса РФ.

Законодательно порядок индексации для тех, кто не получает бюджетного финансирования на выплату зарплаты, не установлен. Следовательно, работодатель должен закрепить его в своих локальных документах (например, коллективном договоре, Положении об оплате труда). Если в действующих локальных нормативных документах порядок индексации не установлен, внесите в них соответствующие правки.

Если не индексировать зарплату и не иметь порядка ее индексации, возможны административные штрафы. Об этом – в письме Минтруда от 26.12.2017 № 14-3/В-1135.

У Верховного суда другое мнение на этот счет: поддержать уровень реального содержания зарплаты можно не только с помощью индексации. Например, работодатель может повысить должностной оклад сотрудникам или выплатить разовую премию (п. 10 Обзора судебной практики № 4 (2017), утв. Президиумом Верховного суда 15.11.2017).

Что думает Конституционный суд про индексацию зарплаты

Неясность норм ТК РФ относительно обязанности работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, индексировать зарплаты была предметом рассмотрения и в КС РФ. И он не счел эти положения неопределенными.

КС РФ указал, что индексация должна обеспечиваться всем работникам. При этом работодателям — небюджетным организациям предоставлено право самостоятельно определять порядок ее проведения. Это позволяет им учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателей . То есть, с одной стороны, ТК РФ защищает работодателей от непосильного обременения, а с другой — не позволяет им лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации . Тем самым достигается баланс интересов работников и работодателей частного сектора.

Что говорят контролеры про индексацию зарплаты

Роструд, как и КС, делает вывод, что ТК РФ обязывает всех работодателей проводить индексацию зарплаты. Но поскольку конкретного порядка ее проведения для работодателей внебюджетной сферы нет, то ТК разрешает таким работодателям устанавливать этот порядок по своему усмотрению. И если в ЛНА работодателя нет соответствующих положений об индексации, то он должен или разработать специальный документ, или внести необходимые дополнения в уже действующие ЛНА (например, в положение об оплате труда) .

Поэтому когда государственные инспекторы труда при проверке обнаруживают, что работодатель не проводит индексацию и у него нет ЛНА с соответствующими положениями, то, как правило, они выносят работодателю предписание об устранении нарушения (об обязании принять ЛНА или дополнить действующий). Кроме того, они могут привлечь организацию и ее руководителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (а если нарушение совершено повторно — по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ) . Суды часто соглашаются с правомерностью как вынесения предписаний , так и привлечения к ответственности .

К каким выводам приходят суды общей юрисдикции по вопросу индексации зарплаты

Судебная практика по вопросам о взыскании сумм индексации и об обязании работодателя принять ЛНА по индексации в настоящее время неоднозначная.

Сумма предусмотренной индексации обычно взыскивается

Если обязанность работодателя индексировать зарплату предусмотрена необходимыми документами, но индексация не производилась, то суды часто удовлетворяют иски о взыскании недоплаченных сумм .

Кстати, некоторые работодатели устанавливают небольшой процент индексации, который оказывается ниже того, что по общему правилу полагается по ТК РФ (исходя из индекса потребительских цен) . И случается, что работникам удается взыскать в таких случаях разницу. Например, было несколько судебных дел, где работодателем была установлена индексация в размере всего 2% и суд счел, что такой ее размер не обеспечивает повышение уровня реального содержания зарплаты .

Но есть и такие решения, в которых суды придавали условиям индексации, предусмотренным работодателем, первостепенное значение. Например, работодатель ставил факт проведения индексации в зависимость от экономических показателей его деятельности, то есть от наличия финансовой возможности . Или же для выплаты индексации требовалось совместное с профсоюзом решение . Если эти условия не выполнялись, то тогда суммы индексации не взыскивались.

Сумма непредусмотренной индексации взыскивается редко

Если обязанность работодателя индексировать зарплату не зафиксирована в соответствующих документах, то суды недоплаченные из-за непроведения индексации суммы в основном и не взыскивают. При этом в числе дополнительных аргументов для отказа в иске выступают, в частности, следующие:

  • работникам поднималась зарплата, соответственно, работодателем принимались меры по обеспечению повышения уровня реального содержания зарплаты . То есть индексация — не единственный способ обеспечения роста зарплаты и работодатель вправе избрать иной способ (например, обычное увеличение окладов, премии, другие стимулирующие выплаты) ;
  • проведение индексации — право работодателя, поэтому суд не вправе вмешиваться в эту сферу его деятельности ;
  • зарплата работника вполне достойная (в одном деле она была больше 200 тыс. руб. ) или хотя бы не ниже МРОТ .

Лишь в единичных случаях, когда порядок индексации не был установлен, суды считали, что ТК РФ обязывает всех работодателей проводить индексацию, и потому взыскивали недоплаченную зарплату исходя из индекса потребительских цен . И даже было неважно, что работодатель повышал зарплату работникам. Поскольку повышение зарплаты не равнозначно ее индексации .

Обязать работодателя утвердить порядок индексации сложно

Иногда работники (либо профсоюз или прокурор от их имени) обращаются в суд с требованием не о взыскании недополученных из-за непроведения индексации денег, а об обязании работодателя утвердить порядок индексации — принять ЛНА либо включить соответствующие положения в трудовой или коллективный договор. По таким делам мнения судов также разошлись.

БОльшая часть судов в удовлетворении таких исков отказывает, мотивируя это следующим:

  • вопросы о размере, способе и периодичности проведения индексации затрагивают интересы всех работников и относятся к коллективным спорам, которые разрешаются в особом порядке, предусмотренном ТК РФ, — примирительной комиссией, с участием посредника или в трудовом арбитраже . Поэтому ни суды, ни государственные инспекторы труда не правомочны разрешать такие трудовые споры ;
  • ТК РФ не предусматривает такого способа защиты трудовых прав работников, как обязание работодателя издать ЛНА ;
  • законодатель отдал вопрос об определении порядка индексации на откуп работодателям. И если работодатель не принял соответствующий ЛНА, то суд не может обязать его это сделать . А вот трудинспекция, как посчитали отдельные суды, может .

Но все же встречаются судебные решения, которые обязывают работодателей принять ЛНА, регламентирующий порядок индексации. Поскольку, по мнению судей, индексация обязательна для всех работодателей и такой ЛНА должен быть .

Заметьте, что работнику на обращение в суд отводится всего 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права . О неполучении полагающейся в связи с индексацией суммы работник узнает ежемесячно в день выдачи зарплаты. Поэтому если суды и удовлетворяют иски работников о взыскании суммы индексации, то только за те месяцы их работы, которые укладываются в 3-месячный срок давности. Если же этот срок истек — отказывают в рассмотрении иска, не признавая нарушение работодателя по невыплате индексации длящимся . Причем если работник пропустил срок давности из-за обращения в инспекцию труда, то суды такую причину пропуска не признают уважительной и указывают, что ничего не мешает работнику сразу обратиться в обе инстанции . А вот если работник не знал, в каком порядке должна производиться индексация, так как не был ознакомлен с коллективным договором или соответствующим ЛНА, то тогда суд может согласиться, что срок давности не пропущен .

Кстати, некоторые обиженные работники, не получившие проиндексированную зарплату, идут по другому пути. Они обращаются в суд с иском о признании неправомерным бездействия работодателя по неначислению сумм индексации и о взыскании компенсации морального вреда . Иногда им удается добиться решения в свою пользу . Но и в этом случае срок исковой давности составляет 3 месяца.

Работодатели обязаны производить индексацию, только если порядок ее осуществления закреплен в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.

Инициировать подписание коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, устанавливающего порядок индексации, — право работодателя, а не обязанность.

Соответственно, за несоблюдение нормы работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ по одному основанию: за непроизведение индексации, если обязанность и порядок ее проведения закреплены в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте. Если в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте отсутствует порядок индексации (т. е. работодатель не принял на себя обязательство индексировать зарплату), то наказать его за непринятие на себя такой обязанности нельзя, поскольку определение порядка индексации и акта, в котором он закрепляется, — право работодателя.

Наиболее правильным является первый вариант толкования нормы, поскольку законодатель достаточно четко указывает на обязанность работодателя индексировать заработную плату, предоставляя ему при этом права:

  • самостоятельно определить порядок индексации (периодичность, величину и т. д.);
  • выбрать акт, в котором закрепляется порядок индексации, из перечня, предложенного законодателем (коллективный договор, соглашение, локальный нормативный акт).

Приказ об индексации зарплаты

Понадобится при индексации зарплаты. Порядок проведения индексации дополнительно пропишите, например, в Положении об оплате труда. В дальнейшем индексацию зарплаты производите на основании приказа руководителя со ссылкой на соответствующий локальный нормативный акт.

Каждый случай индексации зарплаты в организации оформляйте приказом. Форма документа – произвольная. Порядок индексации зарплаты работодатели определяют самостоятельно в своих локальных документах.

ПРИКАЗ № 3
об индексации зарплаты

В соответствии с положением статьи 134 Трудового кодекса РФ и разделом 6 Положения об оплате труда ООО «Гаспром» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Увеличить размер оклада всех сотрудников ООО «Газпром» в I квартале 2016 года в соответствии с индексом роста потребительских цен. Для расчета применить индекс потребительских цен, равный 106,2.

2. Главному бухгалтеру А.С. Петровой обеспечить начисление зарплаты с учетом индексации начиная с января 2016 года.

Генеральный директор _________ А.В. Иванов

С приказом ознакомлен(а):

Главный бухгалтер ________ А.С. Петрова

статьи 130, 134 ТК РФ
п. 2 мотивировочной части Определения КС от 17.06.2010 N 913-О-О
п. 2 мотивировочной части Определения КС от 17.07.2014 N 1707-О
Письмо Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1
п. 15 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5
Определение Санкт-Петербургского горсуда от 23.09.2013 N 33-14123/13
Постановления Кемеровского облсуда от 12.12.2014 N 4А-924-14; Леноблсуда от 02.07.2014 N 4а-477/2014; Мосгорсуда от 23.07.2012 N 4а-1319/12
ст. 236 ТК РФ
Апелляционные определения ВС Республики Карелия от 14.11.2014 N 33-4310/2014; Мосгорсуда от 08.10.2013 N 11-33530, от 10.09.2013 N 11-25767/2013
ст. 134 ТК РФ
Определение Красноярского крайсуда от 07.08.2014 N 4г-1541/2014; Апелляционное определение Красноярского крайсуда от 21.05.2014 N 33-4227/2014, Б-10
Апелляционные определения Мосгорсуда от 16.06.2015 N 33-17046, от 10.11.2014 N 33-25030/2014; Хабаровского крайсуда от 25.07.2014 N 33-4444/2014
Апелляционное определение Мосгорсуда от 06.02.2012 N 33-3216
Определения Леноблсуда от 14.08.2013 N 33-3708/2013, от 14.08.2013 N 33-3707/2013, от 23.01.2013 N 33-217/2013; Свердловского облсуда от 10.05.2012 N 33-5756/2012
Апелляционные определения Мурманского облсуда от 20.08.2014 N 33-2356-2014; Красноярского крайсуда от 24.04.2013 N 33-3792; Мосгорсуда от 24.10.2012 N 11-23900/12, от 16.10.2012 N 11-16829
Определения Санкт-Петербургского горсуда от 30.01.2014 N 2-838/14; Леноблсуда от 18.09.2013 N 33-4335/2013; Апелляционные определения Мосгорсуда от 12.12.2013 N 11-36261/13, от 04.09.2013 N 11-22646/13, от 18.07.2013 N 11-22647/13; ВС Республики Татарстан от 13.06.2013 N 33-6870/13
Апелляционное определение Мосгорсуда от 24.12.2013 N 11-42489
Апелляционное определение Хабаровского крайсуда от 20.12.2013 N 33-8098/2013
Определение Краснодарского крайсуда от 11.08.2014 N 4г-8161/2014
Определение Свердловского облсуда от 14.02.2012 N 33-1806/2012
ст. 398 ТК РФ
Определение ВС от 25.01.2013 N 44-КГ12-5; Апелляционные определения Хабаровского крайсуда от 23.01.2015 N 33-425/2015; Свердловского облсуда от 04.06.2014 N 33-6511/2014
Апелляционное определение Забайкальского крайсуда N 33-2692-2013
Апелляционные определения Хабаровского крайсуда от 23.01.2015 N 33-421/2015; от 30.01.2015 N 33-419/2015; Мосгорсуда от 04.06.2013 N 11-15278; ВС Республики Коми от 29.10.2012 N 33-4838АП/2012 г.; Ростовского облсуда от 27.09.2012 N 33-11280
Апелляционное определение Воронежского облсуда от 16.12.2014 N 33-6576; Кассационное определение ВС Республики Алтай от 08.02.2012 N 33-108
Определение Леноблсуда от 15.05.2013 N 33-1971/2013; Апелляционные определения Мурманского облсуда от 10.09.2014 N 33-2623-2014; Волгоградского облсуда от 05.07.2012 N 33-6662/12, от 19.07.2012 N 33-6936/2012
ст. 392 ТК РФ
Определение Мосгорсуда от 23.04.2015 N 4г/6-3468/15, 2-5509/2013; Апелляционные определения Пермского крайсуда от 02.06.2014 N 33-4824; Рязанского облсуда от 23.07.2014 N 33-1405
Апелляционное определение Волгоградского облсуда от 26.07.2013 N 33-8040/13
Определение Свердловского облсуда от 20.03.2012 N 33-3183/2012
ст. 237 ТК РФ
Апелляционное определение Красноярского крайсуда от 12.02.2014 N 33-1119, Б-13

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Новая редакция Ст. 134 ТК РФ

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к Статье 134 ТК РФ

К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен. Именно об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ.

Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. В настоящее время индексация зарплаты в бюджетной сфере осуществляется путем пересмотра уровня минимальной оплаты труда и соответствующего повышению величины тарифной ставки 1-го разряда ETC.
К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен. Именно об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ.

Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. В настоящее время индексация зарплаты в бюджетной сфере осуществляется путем пересмотра уровня минимальной оплаты труда и соответствующего повышению величины тарифной ставки 1-го разряда ETC.

Другой комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Реальная заработная плата — это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и как результат — к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится, прежде всего, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Под индексацией понимается установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен с целью поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные товары, а также платные услуги. Индексация заработной платы осуществляется путем умножения ее номинальной величины на установленный индекс цен.

Механизм, предусмотренный в Законе от 24 октября 1991 г., к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия Закона об индексации и до настоящего времени увеличился более чем в тысячу раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Так, порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий в себя ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или в локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума и т.п.).

Индексация зарплаты обязательна для всех

Проведение индексации зарплат регулирует ст. 134 Трудового кодекса РФ. Но в ней не установлен четкий порядок индексации. Поэтому многие работодатели из коммерческой сферы полагают, что индексировать зарплату работников должны только бюджетные учреждения. Рассказываем, как обстоят дела на самом деле.

Обязаны ли работодатели всех форм собственности индексировать зарплату работников? Или такая обязанность распространяется только на бюджетные учреждения?

Повышение уровня реального содержания заработной платы обеспечивается ее индексацией в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ). При этом бюджетные организации проводят такую индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Все остальные работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Иными словами, коммерческие и некоммерческие организации (не являющиеся бюджетными) вправе самостоятельно определять, в каких размерах и в каком порядке производить индексацию зарплаты. Исходя из формулировок ст. 134 ТК РФ вопрос об индексации может быть урегулирован в рамках социального партнерства — в коллективном договоре либо самим работодателем — в локальном нормативном акте (к примеру, в Положении об оплате труда).

Роструд в письме от 19.04.2010 № 1073-6-1 выразил позицию, что работодатель обязан индексировать зарплату.

Конституционный суд РФ не нашел оснований рассматривать ст. 134 ТК РФ на предмет ее соответствия положениям Конституции РФ (см. Определение от 17.06.2010 № 913-О-О). Поводом для вынесения этого Определения стала жалоба работодателя, который обратил внимание на различное толкование нормы в правоприменительной практике. Упомянутую статью определяют как обязывающую работодателей, не финансируемых из бюджета, самостоятельно устанавливать порядок индексации зарплаты либо как предоставляющую им такое право. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, приводит к противоречию ст. 134 ТК РФ общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.

В своем Определении КС РФ указал, что индексация зарплаты как таковая направлена на обеспечение ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников. Статья 134 ТК РФ не противоречит другим статьям Трудового кодекса и позволяет коммерческим организациям самостоятельно, в том числе с участием представителей работников, устанавливать порядок такой индексации (в отличие от работодателей — бюджетных организаций) и учитывать все значимые для сторон трудовых отношений обстоятельства. И хотя КС РФ не дал четкого ответа об обязательности индексации для всех категорий работодателей, высказанная им позиция позволяет руководствоваться следующей логикой. Если индексация является государственной гарантией, то, как и в случаях иных государственных гарантий, индексация становится обязательной в силу положений соответствующего нормативного акта. Данная логика нашла свое отражение в судебной практике по трудовым спорам на уровне судов ряда субъектов РФ. См. определения Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2012 по делу № 33-8880/2012, Свердловского областного суда от 10.05.2012 по делу № 33-5756/2012, Московского городского суда от 06.02.2012 по делу № 33-3216, Нижегородского областного суда от 25.10.2011 по делу № 33-10824 и др.

Как документально оформить и обосновать размер индексации? Какими нормами руководствоваться при исчислении ее размера? Есть ли у нее минимум и максимум?

Порядок и размеры повышения зарплаты могут предусматриваться в коллективных договорах, соглашениях или в локальных нормативных актах. В силу закона необходимо привлекать к принятию соответствующего документа представителей работников. Обоснованием размера индексации может служить тот факт, что индексы роста потребительских цен на товары и услуги, являясь экономическими показателями роста цен, объективно отражают уровень инфляции. И следовательно, их использование для индексации действительно обеспечивает покупательную способность заработной платы.

На практике работодатели, как правило, с начала каждого календарного года индексируют зарплаты на индекс потребительских цен за прошедший год. Рекомендуется применять официальные сведения об индексе потребительских цен на товары и услуги, которые определяются территориальными органами Федеральной службы государственной статистики.

Минимальное и максимальное значения индексации для коммерческих организаций не установлены. Законодатель исходил из того, что работодатель и представители работников могут устанавливать такие показатели самостоятельно.

Как часто нужно индексировать зарплату и каким категориям работников?

Эти условия также отданы законодателем на усмотрение сторон трудовых отношений. Если в организации по каким-либо причинам индексируется лишь зарплата отдельных категорий работников, работодатель должен иметь обоснование, почему перерасчет производится только им. Важно, чтобы такой подход не давал повода говорить о наличии в организации дискриминации в сфере оплаты труда.

На практике зарплату индексируют всем работникам организации. И если возникает вопрос о выделении отдельных категорий, как правило, к ним относятся сотрудники, получающие зарплату только в виде фиксированных (должностных) окладов.

Какие риски несет работодатель, не индексируя зарплату? Есть ли примеры, когда работники обращались в суд по этому поводу?

Работодатель может быть привлечен к ответственности в виде административного взыскания, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ. Также работник, чью зарплату работодатель не индексировал, вправе обратиться в суд с иском о взыскании не выплаченных ему сумм.

Вопрос об индексации обычно возникает в спорах о взыскании невыплаченной зарплаты и требовании произвести ее перерасчет. Зачастую конфликт имеет место, если конкретный порядок индексации не определен локальным нормативным актом. Например, известны случаи, когда работодатель заявляет, что у него не возникает обязанности индексировать зарплату только потому, что нет документа, устанавливающего методику расчета.

Допустим, индексация коллективным договором и соглашением не предусмотрена, соответствующего локального нормативного акта тоже нет… Нужно ли беспокоиться по этому поводу?

Для предотвращения конфликтных ситуаций рекомендуется принять такой локальный нормативный акт или включить соответствующие положения в коллективный договор.

Нам известен случай, когда ГИТ, придя с проверкой в крупную организацию, потребовала индексировать зарплату за несколько лет. Это вылилось работодателю в довольно крупную сумму. Кроме того, вынесенное ГИТ предписание грозило волной исков со стороны работников региональных отделений организации, которые, ссылаясь на это предписание, также могли потребовать перерасчет зарплаты.

Есть пример, когда прокурор подал иск в интересах работника акционерного общества, потребовав проиндексировать его зарплату, поскольку работодатель этого не делал в нарушение действующего Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслевой промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса РФ на 2011—2013 гг. (Определение Волгоградского областного суда от 18.05.2012 по делу № 33-4794/2012).

Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?

Многие работодатели ошибочно считают, что индексация зарплаты — это их право: если они хотят, то могут проводить ее, а если не хотят, имеют право отказаться. Однако ст. 134 ТК РФ дает четкий ответ на этот вопрос: индексация заработной платы в коммерческих компаниях производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Работодатели нередко путают два понятия — индексация зарплаты и повышение зарплаты. В отличие от повышения оклада, которое работодатель осуществляет по своему решению и при наличии финансовых возможностей, индексация является гарантией по оплате труда и должна производиться всем работникам, работающим по трудовому договору (Определение КС РФ № 913-О-О).

Ст. 130 ТК РФ говорит о том, что меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, включаются в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. Эти меры, согласно ст. 134 ТК РФ, заключаются в индексации зарплаты с учетом роста потребительских цен на товары и услуги. Величина индексации зарплаты может соответствовать официально установленному по итогам определенного периода индексу потребительских цен на товары и услуги (в целом по стране или в отдельном регионе). Индекс потребительских цен на товары и услуги можно узнать на официальном сайте Росстата. Также она может соответствовать величине инфляции, которая закреплена в федеральном законе о федеральном бюджете. Кроме того, величина индексации зарплаты может соответствовать росту прожиточного минимума трудоспособного населения.

Важно учитывать, что госучреждения, муниципальные учреждения индексируют заработную плату в том порядке, который спускается свыше через нормативно-правовые документы. Другие работодатели обязаны прописывать порядок индексации в локальных нормативных актах. В Письме Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 говорится, что «если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты». То есть Роструд напрямую говорит о том, что работодатель обязан прописывать порядок индексации заработной платы.

Периодичность и порядок индексации зарплаты

Если проверяющий из госинспекции труда при проверке выявит, что ни в одном из локальных нормативных актов компании не прописаны условия и порядок индексации зарплаты, это будет являться основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Что необходимо прописать в локальных нормативных актах:

  • периодичность индексации зарплаты;
  • величину индексации зарплаты (компания может ориентироваться на индекс потребительских цен на товары и услуги, опубликованный на сайте Росстата, или на уровень инфляции, публикуемый в федеральном законе о бюджете РФ);
  • часть заработной платы, которая будет индексироваться.

Периодичность во многом зависит как от добросовестности работодателя, так и от его финансовых возможностей. В зависимости от того, какой коэффициент повышения работодатель выбирает, индексацию можно проводить раз в месяц, раз в квартал или раз в год. При этом для ежеквартальной индексации лучше выбирать показатель прожиточного минимума, а для ежегодной — показатель инфляции.

Порядок индексации зарплаты, выбранный работодателем, закрепляется в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Поскольку в действующем законодательстве не установлен конкретный порядок индексации зарплаты, то работодатель, впервые производящий ее, должен внести положение об обязанности работодателя периодически повышать оплату труда в локальный нормативный акт или коллективный договор. Можно для этого предусмотреть отдельную главу в одном из этих документов либо принять новый локальный нормативный акт. После этого все работники должны ознакомиться с правилами индексации под роспись.

Индексация заплаты производится по приказу руководителя. Приказ является основанием, по которому вносятся изменения в штатное расписание, заключают дополнительные соглашения к трудовым договорам об индексации окладов. Он регистрируется в журнале регистрации приказов или распоряжений.

Далее нужно ознакомить работников с приказом об индексации зарплаты. В трудовых договорах указаны непроиндексированные оклады и надбавки, поэтому с работниками нужно заключить дополнительные соглашения об изменении условий трудовых договоров и указать новые проиндексированные надбавки и оклады.

Индексация касается всех работников организации, поэтому при расчете среднего заработка при расчете отпускных это повышение надо тоже учитывать. При этом предусмотрено два варианта расчета повышающего коэффициента:

  1. Если проиндексированы только оклады, то используется формула:
    Новый размер оклада / оклад до повышения
  2. Если индексация затрагивает всю систему оплаты труда, то используется формула:
    Новый размер оклада + новые ежемесячные выплаты / оклад до повышения + прежние ежемесячные выплаты

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (действующая редакция)

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 134 ТК РФ

1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.

Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.

2. Индексации подлежат не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

3. Трудовое законодательство с 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.

Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.

Роструд, исходя из того, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагает необходимым внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, если они не предусматривают порядка индексации (письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем»). Существует судебная практика, основанная на таком подходе. В том случае, когда ни коллективным договором, ни соглашением, ни локальными нормативными актами организации порядок индексации не установлен, суд считает возможным обязать работодателя установить правила индексации (см., например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу N 33-6936/2012).

4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. В организациях так называемого реального сектора экономики, не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей — физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя комментируемая статья этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.

6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).

Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 предусматривает регулярную ежеквартальную индексацию исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики (п. 3.2.3).

Еще по теме:

  • Образец договор переуступки права требования долга Образец договор переуступки права требования долга Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные […]
  • Гк рф понятие недвижимости Недвижимость Недвижимость Под понятием "недвижимость" традиционно понимаю землю и все улучшения, постоянно закрепленные на ней (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства). […]
  • 134 ст трудового кодекса рф Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы Текущая редакция ст. 134 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Обеспечение повышения уровня […]
  • Фз о регистрации прав на недвижимое имущество консультант Фз о регистрации прав на недвижимое имущество консультант Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве […]
  • Дзержинский мировой суд оренбурга официальный сайт Дзержинский районный суд - Оренбург город Оренбург Все учреждения, предприятия, организации, ГСК, автостоянки, парки, расположенные в районе проспекта Победы, ул. Монтажников, Автоматики, […]