Законодательство о страховании грузов

Рубрики Новости

Законодательство о страховании грузов

Что нужно знать о страховании груза

При перевозке практически любого груза отправителю неизбежно приходится решать вопрос о целесообразности его страхования. Какие факторы при этом нужно учитывать? Что конкретно делать, если решение о страховании груза уже принято? Постараемся подробно ответить на эти вопросы

Можно выделить два основных случая перевозки груза: поставка в соответствии с заключенным договором и перемещение груза его владельцем из одной точки в другую. В первом случае груз предназначен сторонней организации, которая не только сильно огорчится, узнав о гибели или повреждении груза, но и может предъявить претензии к отправителю. Во втором случае отправитель будет рисковать исключительно своими собственными средствами. Однако терять груз – значит терять деньги. А какой предприниматель согласится нести ненужные потери? Противники страхования могут резонно заметить, что страховые случаи наступают далеко не всегда. Следовательно, если договором перевозки не предусмотрена обязанность отправителя застраховать груз за свой счет, при оформлении страховки он понесет расходы, на которых покупатель не настаивал и которые ему не будут компенсированы. Кроме того, вне зависимости от страхового случая страховщик будет требовать большое количество документов, подтверждающих права на груз, а также сам факт наступления страхового случая.

В то же время при заключении договора страхования отправитель груза не перекладывает ответственность за груз на других, а скорее делит эту ответственность со страховой компанией. Ведь случись что с незастрахованным грузом, вся ответственность ляжет на отправителя. А если груз пострадает в результате наступления страхового случая, то потери должна будет компенсировать страховая организация. Более того, партнеру, предъявившему претензии, всегда можно предоставить страховой полис или договор страхования и заверить его, что компенсация будет им получена. Для упрощения отношений между страховой компанией, отправителем и получателем груза при оформлении страховки целесообразно указывать получателя груза в качестве выгодоприобретателя по договору страхования. Это позволит сократить цепочку участников правоотношений и направить компенсацию сразу получателю груза.

Разумеется, страховщики, с одной стороны, всегда надеются, что ничего не случится, с другой – не хотят просто так расставаться со своими деньгами. Именно поэтому они наделены правом проверки всех обстоятельств наступления страхового случая (см. врезку «Проверка клиента» на стр. 49). Фактически это способ защиты их интересов. Ведь клиенты бывают разные. Тщательные проверки специальными отделами страховой компании всех обстоятельств наступления страховых случаев стали нормой во всем мире.

О темных мыслях клиентов сотрудникам страховых компаний заранее узнать невозможно. Именно поэтому эти организации так тщательно изучают обстоятельства наступления страховых случаев. Ведь ничто не мешает клиенту застраховать ценный груз на крупную сумму, а затем заменить его на менее ценный. При этом по документам он будет проходить как дорогой груз. После этого останется только «помочь» наступлению такого страхового случая, который позволит скрыть подмену.

В том случае, если перевозчик и получатель в сговоре, они просто поделят полученные деньги пополам. А если это просто перемещение груза (товара) его собственником, то все достанется ему одному. Однако действующее законодательство оценит подобные действия не иначе как мошенничество (ст. 159 УК РФ). Уголовную ответственность понесет то лицо, которое отдавало распоряжения и подписывало документы (руководитель организации, заместитель и пр.).

КОГДА РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО

Предположим, руководитель компании решил заключить договор страхования. На что ему необходимо обратить внимание? Прежде всего следует уточнить, имеет ли организация, предлагающая вам заключить договор страхования, соответствующую лицензию. Хотя случаи работы нелегальных страховых организаций довольно редки, подобная проверка не будет лишней. Организация не имеет права заключать договор страхования, если у нее нет лицензии или в ней не указан соответствующий вид страхования. Если с лицензией все в порядке, можно переходить к договору.

Законодательством установлено, что договор страхования должен определять объект страхования, страховые случаи, срок действия договора, сумму страховки. При определении объекта страхования сложностей, как правило, не возникает. Однако при страховании перевозимого груза необходимо будет указать его наименование, количество, маршрут и длительность перевозки. Все это может повлиять на условия страхования.

Рассмотрим пример. Фирма N заключила договор поставки с фирмой Т, причем N как отправитель застраховала груз в страховой компании С. В договоре был определен маршрут перевозки, количество груза, страховые риски. Судно потерпело крушение. Отправитель груза направил страховой компании заявление о возмещении ущерба по условиям договора страхования. Страховая компания отказалась выплатить возмещение, мотивируя это тем, что судно отклонилось от заявленного маршрута, не сообщив об этом страховой компании. Кроме того, как выяснилось при проверке документов на груз, судно перевозило несколько больше груза, чем это было оговорено в договоре страхования. Договором было предусмотрено, что при изменении условий перевозки отправитель груза обязан заранее известить о них страховую компанию. Поскольку изменение маршрута не было связано с чрезвычайными обстоятельствами, отправитель имел возможность известить страховщика о произошедших изменениях. В договоре указано, что, если страхователь не уведомил страховщика об изменении условий перевозки, ущерб компенсироваться не будет. В результате отправитель не только не получил страховку, но еще и должен был компенсировать убытки получателя груза.

Грузовладелец нуждается в большом объеме самой разной информации еще до обращения к конкретной компании-страхователю. Однако провести анализ рынка страховых услуг и получить ответы на интересующие вопросы бывает сложно. Создается впечатление, что страховщики умалчивают о некоторых важных моментах. На поднятую читателями «ЛОГИСТИК&система» тему дает разъяснения руководитель отдела страхования грузов ОАО «Страховая компания “Отечество”» Екатерина Мусихина

– Каким образом можно получить статистику выплаты компенсаций по тем или иным страховым случаям в каждой компании? Предоставляют ли страховщики такую статистику по запросу клиента?

– В общем случае страховые компании гордятся произведенными крупными выплатами, поэтому информацию об урегулированных убытках всегда можно найти на сайтах самих страховых компаний или на лентах страховых новостей. Получить подобную информацию можно, позвонив в офис страховой компании. Но при этом следует помнить, что страховые компании не вправе разглашать ставшие им известными сведения о страхователях, поэтому грузовладелец может получить информацию о характере страхового случая в размере ущерба без ссылки на определенного клиента.

– Допустим, грузовладелец страхует груз. Наступил страховой случай, оговоренный в договоре. Однако перевозчик нарушил сроки доставки, а это – повод отказать в страховом возмещении. Может ли грузовладелец рассчитывать на компенсацию и с чьей стороны? Как в этом случае поступать грузовладельцу?

– В случае если груз по каким-либо причинам (кроме наступления страхового случая) не может быть вовремя доставлен грузополучателю, необходимо сделать соответствующее заявление в страховую компанию с тем, чтобы продлить срок действия страхового полиса. В общем случае это не влечет за собой увеличение страховой премии.

Если же такое заявление не было сделано своевременно, то страховая компания действительно имеет право отказать в выплате страхового возмещения. В практике СК «Отечество» такие ситуации были: в этих случаях юристы компании помогали представлять интересы грузовладельца в судебных инстанциях и весьма удачно.

С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции перевозчики дорожат хорошими отношениями со своими клиентами, поэтому подобные ситуации стараются решить сами. Не следует забывать, что несомненным конкурентным преимуществом перевозчиков является наличие договора страхования их ответственности за качество предоставляемых услуг. Такой договор предоставляет грузовладельцу защиту в рассматриваемых ситуациях.

– Часто ли грузовладельцы и страховые компании по-разному оценивают стоимость груза?

– Иногда при принятии риска на страхование страховая компания может усомниться в заявленной сумме. В этом случае она вправе потребовать от клиента документы, подтверждающие стоимость груза, или произвести предстраховую экспертизу с привлечением независимого эксперта, имеющего специальную лицензию.

– Как можно наиболее быстро и полно изучить условия страхования какого-либо типа товара на рынке страхования?

– Условия страхования подробно изложены в правилах страхования. При их изучении рекомендуем обязательно обратить внимание на исключения из страхового покрытия и условия выплаты страхового возмещения

Кроме того, страхователь обязан известить страховщика об особых свойствах груза, влияющих на его сохранность. В противном случае страховщик может отказать в выплате страховки. Страховка также не будет выплачена, если маршрут и время перевозки, указанные в договоре, не совпадут с реальными данными. Страховые случаи могут определяться сторонами для каждого конкретного договора отдельно. Причем многие страховщики предлагают своим клиентам общий перечень рисков и список дополнительных рисков. В том случае, если клиент просит учесть при оформлении страховки дополнительные риски, стоимость услуг страховщика возрастет (увеличатся страховые взносы). Однако такое «расширенное» страхование гарантирует защищенность груза в большей степени. Срок страхования будет напрямую зависеть от длительности перевозки. Сумма же страховки будет определяться исходя из стоимости груза. Причем если вы не согласны с оценкой, ее можно оспорить. Однако, как правило, оценка груза производится на основании документов, прилагаемых к нему. Так что если содержимое контейнера совпадает с содержанием документов, стоимость будет оценена верно.

КАЖДОМУ СЛУЧАЮ – СВОЯ СТРАХОВКА

Само по себе заключение договора страхования вовсе не означает, что о грузе можно перестать заботиться. Об этом следует помнить еще до подписания договора. Ведь если грузу будет причинен ущерб по вине отправителя или получателя, они могут не получить компенсацию – это еще один способ защиты страховщиком своих прав.

При выборе страховщика нужно всесторонне изучить рынок страхования. Можно, например, попытаться выяснить статистику заключения договоров страхования грузов по определенным направлениям перевозки. Также желательно уточнить примерные условия страхования конкретной группы товаров. Здесь опять следует напомнить про специальные свойства страхуемого груза. Если вы, например, перевозите уголь, то правила его перевозки не будут предусматривать и десятой доли тех мер предосторожности, которые должны соблюдаться при перевозке вина. А при заключении договора страхования эту специфику учитывать придется. Ведь если речь идет о хорошем вине, неправильная транспортировка способна его уничтожить. Только вот если факт порчи вина не будет прямо связан с неправильной транспортировкой или какими-либо еще страховыми случаями, в выплате компенсации будет отказано. Также следует понимать, что если по договору страхования груз будет застрахован от пожара, то убытки от кражи или утопления груза компенсироваться не будут.

Рассмотрим пример. В дополнение к договору перевозки был заключен договор страхования, определен перечень страховых случаев. От страхования дополнительных рисков отправитель отказался. В частности, страховщик предложил отправителю застраховать груз, перевозимый морским транспортом, от ущерба, причиняемого сыростью, а также от смыва за борт. При перевозке судно пострадало. Груз смыло за борт. Его удалось спасти, однако он серьезно пострадал. Отправитель груза обратился в страховую компанию с просьбой компенсировать ущерб, причиненный не только грузу, но и судну, мотивируя это тем, что между ним и страховщиком заключен договор. Однако страховая компания в компенсировании ущерба отказала, сославшись на то, что судно было застраховано у другого страховщика, а груз не был застрахован от смыва. Таким образом, страховщик не обязан компенсировать понесенный отправителем ущерб.

Ориентироваться на статистику наступления страховых случаев не стоит – тут все слишком непредсказуемо. А вот посмотреть статистику выплаты компенсации при наступлении страхового случая смысл имеет (если вам удастся ее найти). Довольно часто условия страхования изложены в правилах страхования. Это не противоречит законодательству. Однако такие правила применяются сторонами, если это прямо определено в договоре. Правила следует изучать с особой тщательностью. Именно там страховщики указывают последовательность действий при наступлении страхового случая: какие документы необходимо оформить, что и когда надо направить страховщику и т. д. Особое внимание следует уделить срокам представления документов в страховую организацию после наступления страхового случая. Также в правилах указываются случаи, в которых страховое возмещение не будет выплачиваться. К этому разделу нужно отнестись внимательно. Кроме того, в правилах страхования нередко даются определения тех или иных терминов. И до заключения договора нелишним будет уточнить, насколько эти определения соответствуют вашей ситуации. Для ознакомления с правилами страхования не обязательно заключать договор: у большинства страховых организаций все правила размещены на сайтах.

Уже при подписании договора особое внимание следует обратить на полномочия лица, подписывающего договор от страховщика. Если он действует по доверенности, следует уточнить его полномочия, попросив копию доверенности. При этом следует учитывать, что доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть совершена в нотариальной форме.

Страховщик тоже страхуется

При страховании груза нужно быть готовым к тому, что страховщик попросит представить ему документы, подтверждающие права отправителя на груз, включая договор перевозки, накладные и иные документы, касающиеся перевозки груза. Также могут потребоваться документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих документы от имени организации, такие как устав, приказ о назначении, выписка из ЕГРЮЛ и пр. Все документы лучше представить в копиях, заверенных либо нотариусом, либо самой организацией. Ни в коем случае нельзя представлять страховщику оригиналы документов.

Если страховщик сообщает своим клиентам о том, что все риски перестрахованы, это служит дополнительной гарантией соблюдения интересов как страхователя, так и страховщика. Также внимательно следует изучить раздел о правах и обязанностях сторон. Не следует легкомысленно относиться к обязанности извещать страховщика о всех изменениях, связанных с перевозкой груза. Например, если вы меняете маршрут, об этом необходимо сообщить страховщику. Дело в том, что риски, связанные с имуществом, оцениваются по совокупности факторов. В том числе и в зависимости от маршрута перевозки: одни маршруты опасны в большей степени, другие – в меньшей. Так что при страховании страховщик будет ориентироваться на определенный маршрут, и если его изменят, не уведомив его, он может потом отказать в выплате страхового возмещения

Страхование грузов — разъяснения и помощь юриста

Грузовые перевозки – востребованная услуга. Ежедневно услугами компаний, занимающихся транспортировкой, пользуются тысячи клиентов. Для большинства из них является актуальным вопрос о страховании грузов. В соответствии с действующим законодательством РФ, оно является добровольным. Однако большинство организаций сегодня предпочитают страховать свой товар. Страховой полис способен покрыть возможные убытки, а для ведения бизнеса это очень важный момент.

Для чего нужно страховать грузы?

В сфере грузоперевозок сегодня используются такие виды страхования:

  • — ответственности перевозчика;
  • — груза;
  • — самой сделки.

Необходимость страхования грузов вызвана двумя основными факторами:

  1. 1. Возможность возместить ущерб при возникновении непредвиденных обстоятельств;
  2. 2. Страховка является своеобразной гарантией сохранности груза.

Эта сфера деятельности регулируется Гражданским кодексом РФ Законом «Об организации страхового дела в РФ», ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Почему многие предпочитают обращаться за помощью на наш портал?

Владельцы транспортных компаний и те, кто пользуются их услугами, часто интересуются, что говорит закон о страховании грузов, является ли услуга обязательной или решение принимается сторонами при заключении договора? Без помощи профильного юриста разобраться во всех тонкостях вопроса будет достаточно сложно. Транспортирование грузов по территории России связано с определенными рисками. Среди них следует выделить большие расстояния, состояние дорог и достаточно высокий уровень преступности.

Юристы рекомендуют обязательно включать в договор пункт об обязательном страховании груза. Закон позволяет владельцам транспорта и товара максимально себя обезопасить, воспользовавшись услугами страховой компании. Если в процессе транспортировки возникнет повреждение не по вине перевозчика, убытки компенсируют страховщики.

«Мой Закон» – это портал доступной юридической помощи. У нас зарегистрированы юристы и адвокаты, практикующие в Москве, Екатеринбурге, СПб, Ростове-на-Дону и других городах России. Каждый из них имеет большой опыт работы в своем направлении. Если вы задумались о целесообразности осуществления страхования груза – помощь юриста, хорошо знающего профильное законодательство, Вам пригодится.

Полезные советы, статьи

Как выбрать надежного грузоперевозчика? Чем загородный переезд отличается от квартирного? Как правильно упаковать мебель, технику и даже. аквариум? Кто такие экспедиторы и в каких случаях они могут вам помочь?

В этом разделе есть ответы на данные вопросы — и много других полезных сведений о:

— квартирных, офисных, дачных и загородных переездах;

— правилах грузоперевозок и типах грузов;

Воспользуйтесь нашим опытом – пусть ваш переезд станет чуть проще! Вы не нашли необходимой вам информации? Зайдите к нам чуть позже — вполне возможно, что нужный вам материал как раз сейчас находится в стадии подготовки!

Добро пожаловать в раздел интересных и полезных статей!

Полезные советы

График работы

Вопросы — ответы

Страхование грузов при перевозках

Для чего необходимо страхование грузов при перевозках? Основных причин здесь две. Прежде всего страховка поможет возместить ущерб, произведенный непредвиденными обстоятельствами. Это, например, пожар, взрыв, ДТП и другие неприятные события. Также страховка нужна для большей уверенности в сохранности груза – все-таки приятно не беспокоиться за состояние перевозимых вещей.

Правила страхования грузов при перевозках закреплены следующими документами:

— Гражданский Кодекс РФ;

— Кодекс РФ от 30.12.01 об административных правонарушениях;

— Федеральный закон от 30.06.03 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Договор страхования груза при перевозке призван четко определить права и обязанности сторон – как заказчика, так и компании, осуществляющей доставку товара.

Договоры о страховании груза бывают двух видов:

Ограниченная ответственность – в этом случае компания не обязана возмещать потери заказчика, связанные с разрушительными событиями, действующими стихийно – наводнение, пожар, землетрясение и др.

Ответственность за все форс-мажорные обстоятельства – при таком договоре компания обязуется оплатить все убытки, которые несет заказчик в случае повреждения или потери ценности (гибели) груза. В него входит перечисление всех возможных ситуаций, за исключением тех, которые не считаются случайными или же никак не предполагаются – умышленные действия заказчика, военные действия неприятеля и другие подобные ситуации.

В любом из вышеперечисленных договоров оговариваются следующие пункты:

Вся информация о грузе – название, вес и размеры предметов, которые необходимо перевезти.

Весь перечень документов, необходимых при сделке.

Вид транспортного средства и способ перевозки.

Адрес конечного пункта «путешествия».

Точное время отправки и доставки по назначению – сроки транспортирования. Договор можно заключить не только с целью одной поездки – по желанию заказчика в него вносятся все грузоперевозки в течение любого периода времени.

Сумма страховки. Нужно сказать, что сумму страховки груза нельзя определить самостоятельно. Она складывается из таких вещей, как реальная стоимость груза, возможная комиссия и некоторые расходы, связанные с перевозкой.

Отдельно стоит сказать о страховании груза при перевозке другими лицами, т.е. страховыми компаниями, которые не имеют прямого отношения к транспортированию. На этот счет в «Правилах страхования грузов» есть особый пункт:

«Страхователь обязан информировать Страховщика обо всех Договорах страхования, заключенных в отношении страхуемого груза с другими Страховщиками. При этом он должен указать наименование других Страховщиков, объекты страхования и размеры страховых сумм».

Если все-таки случилось непредвиденное событие и груз пострадал, то, обращаясь к тем же «Правилам», читаем следующее:

«Если в момент наступления страхового случая в отношении застрахованного груза действовали Договоры страхования с другими Страховщиками по аналогичным рискам, возмещение за ущерб распространяется пропорционально соотношению страховых сумм, в которых объект страхования застрахован каждым Страховщиком. Страховщик выплачивает возмещение в части, падающей на его долю». Это означает, что Вы не вправе требовать возмещения убытков полностью только с компании, занимающейся транспортированием грузов.

Страхование грузов при перевозке автомобильным транспортом: основные положения

Страхование грузов, перевозимых автомобильным транспортом позволяет защитить интересы отправителя. Если нет финансовой возможности нанять охрану для сопровождения грузов, оптимальным выходом будет страховка. Компенсация убытков при страховом случае происходит независимо от того, виноват ли перевозчик. Застраховать можно не только сам груз, но и транспортные расходы и даже ожидаемую прибыль.

Договор страхования при необходимости заключают на длительный период или разовую отправку. Компания-страховщик возмещает стоимость убытков при наступлении таких страховых случаев, как кража, порча, повреждение либо полная потеря груза. Это поможет учесть все возможные риски. Размер страховой суммы напрямую зависит от вида перевозимых грузов, стоимости и объема.

Определение

При перевозке грузов любым автомобильным транспортом применяется страхование ответственности перевозчика. Оно относится к виду имущественного страхования, при котором страховщиком становится владелец груза. Полис может оформляться физическим либо юридическим лицом. Основными целями такого страхования являются:

  • обеспечение защиты грузов;
  • фиксация каждого из страховых случаев (включает контроль их количества);
  • защита интересов владельцев груза;
  • возмещение финансовых потерь при утере груза.

Договор страхования покрывает риски, возникшие из-за возможных опасностей перевозки либо в результате случайности.

Про обязательное страхование транспортных средств читайте также в данном материале.

Основной целью страхования грузов при перевозке является их гарантированная защита. Также учитываются интересы владельца груза.

Могут быть застрахованными:

  • груз любого вида (пригодный для перевозки автомобильным транспортом);
  • транспортные расходы (до прибытия в место назначения);
  • ожидаемая прибыль (не более, чем 10% от предполагаемой суммы).

Размер страхового тарифа определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Его величина зависит от:

  • вида груза;
  • типа упаковки;
  • длительности перевозки;
  • объем перевозки;
  • стоимости перевозимого имущества;
  • величины франшизы;
  • есть ли сопровождение.

Если владелец груза дополнительно обеспечил сопровождение вооруженной охраны, это также влияет на величину тарифа.

Законодательство

Страхование грузов при транспортировке автомобильным транспортом не является обязательным. Но для многих транспортных компаний наличие полиса является обязательным условием. Правила перевозки грузов автомобилем регламентируется такими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 30.06.03 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
  • Гражданский кодекс РФ.

Также к ним относится Кодекс РФ от 30.12.01 об административных правонарушениях.

Договором страхования регламентируется права и обязанности обеих сторон. Выгодоприобретателем по нему является страховщик.

При транспортировке различных грузов автомобилем применяются такие виды страхования:

  • ответственности перевозчика (либо экспедитора);
  • сделок на предмет финансовых рисков;
  • грузов.

Страхование грузов подразумевает максимальную компенсацию причиненного ущерба по каждой партии грузов. Документооборот при оформлении такой страховки не требует сложного оформления.

Выплата компенсации производится в соответствии с заявленной стоимостью груза.

Менее распространенным является страхование финансовых рисков. Под ним подразумевается компенсация за утраченную выгоду, связанную с потерей груза. Оформление договора является довольно трудоёмким. Кроме обязательного пакета документов понадобится представить доказательства деятельности транспортной компании за 3 года. Кроме страхования непосредственно груза, возможно застраховать ответственность перевозчика либо экспедитора. Транспортная компания имеет возможность застраховать груз на случай утраты либо повреждения по вине третьих лиц.

Страхование ответственности экспедитора позволит обезопасить себя от рисков, возникающих из-за третьих лиц.

Правила и условия

Страхование грузов, перевозимых с помощью автомобильного транспорта подразумевает оформление таких видов полисов:

  • генеральный договор (оформляется при осуществлении регулярных перевозок);
  • на разовую транспортировку (заявление на страхование применяется при нерегулярных перевозках).

Возмещению подлежат не только убытки, связанные с повреждением либо полной утратой груза. Компенсация выплачивается по расходам на восстановление и ремонт груза, либо проведение экспертизы. Для оформления полиса между страхователем и компанией-страховщиком заключается договор.

При возникновении любых страховых случаев или любых неприятностей в дороге нужно немедленно сообщить страховщику. Представитель страховой компании должен получить информацию о происшествии в течении 3 дней.

Срок действия договора страхования в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Максимально он составляет 1 год, после чего понадобится продление. Существуют такие типы договоров на страхование грузов:

  • с отграниченной ответственностью (не предполагает компенсацию ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия);
  • с ответственностью за форс-мажорные события (согласно существенным условиям договора страхования предполагается компенсация ущерба при любом страховом случае, который привел к потере груза).

Для заключения договора страхователь должен предоставить компании-страховщику такие данные:

  • подробная информация о перевозимом грузе (название, точный вес, габариты);
  • вид транспортного средства;
  • адрес пункта назначения;
  • сумма страховки.

Читайте также о лицах договора страхования тут.

Дополнительно прилагается полный пакет документов, необходимый для заключения договора

Если груз необходимо отправить срочно, дополнительно к генеральному договору может быть заключено разовое соглашение.

Страховые случаи

Основными страховыми случаями при страховании грузов во время перевозки автомобилем:

  • кража;
  • намеренная порча;
  • гибель груза;
  • разбойное нападение на транспорт;
  • порча груза в результате дорожного происшествия;
  • стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.

Доказательством произошедшего страхового случая служит только акт о происшествии. Он должен быть составлен в присутствии аварийного комиссара, владельца груза и представителей автоперевозчика.

Подробный перечень случаев, по которым осуществляются выплаты указывается в договоре.

Для получения страховых выплат после наступления аварийной ситуации понадобится представить компании-страховщику такой перечень документов:

  • заявления страхователя и выгодоприобретателя;
  • страховой полис (к нему приложить квитанцию о выплате страховой премии);
  • оригинал договора о перевозке (либо экспедиции);
  • транспортная накладная;
  • путевой лист;
  • претензионные документы (документы на груз, а также подтверждающие размер ущерба).

При необходимости к этому перечню прилагают доверенность на перевозку и акт о произошедшем ДТП. Если в договоре указана стоимость груза, итоговая страховая сумма не может превышать стоимость автомобильного транспорта.

Величина страхового тарифа определяется индивидуально, в зависимости от условий перевозки. Для автомобильного транспорта его величина составляет 0,02 — 0,2%.

Основания для отказа выплат

Отдельно в договоре оговариваются случаи, когда компенсация не может быть выплачена. К основным причинам относятся:

  • доказанный факт перевозки грузов на неисправном автомобиле;
  • водитель находился в нетрезвом состоянии;
  • доказанное нарушение ПДД.

Страховщик также имеет право отказать в выплате, если информация о происшествии предоставлена несвоевременно.

При похищении груза основанием для выплат может служить только акт, составленный полицией.

Понятие опасных грузов

Особые условия перевозки стоит соблюдать при транспортировке опасных грузов. Этим термином обозначают материалы, вещества либо изделия, могущие создавать угрозу для жизни и здоровья людей. К ним также относят небезопасные отходы производства. Согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов выделяют 9 классов опасных грузов. При определённых обстоятельствах такие грузы служат причиной:

  • взрывов;
  • пожара;
  • ущерба окружающей среде;
  • разрушения зданий или сооружений;
  • травм и ожогов у людей;
  • заболевания у животных и птиц.

При перевозке опасных грузов применяется маркировка, включающая 4 цифры:

  • класс;
  • подкласс;
  • категория возможной опасности;
  • степень опасности.

При транспортировке опасного груза перевозчик обязан обеспечить упаковку определённой группы. Упаковочные средства делятся на 3 категории:

  • 1 – для особо опасных грузов;
  • 2 – при просто опасном грузе;
  • 3 – для незначительно опасных грузов.

Степень опасности груза обозначается в накладной на перевозимый груз.

Накладная оформляется на государственном языке грузоотправителя. При необходимости, текст дублируется на английском, немецком, французском и других языках.

Для обеспечения сохранности груза при перевозке автомобильным транспортом понадобится договор страхования ответственности перевозчика. Такой вид страховки обеспечивает надёжную защиту от повреждения, кражи либо полной утери груза. Такой вид имущественного страхования предполагает компенсацию всевозможных убытков. Даже если страховой случай произошел не по вине перевозчика, страховщик выплатит страховую сумму.

Рекомендуем вам также прочитать про ОСАГО на грузовой автомобиль по предложенной ссылке.

Законодательство о страховании грузов

  • Страхование грузов
  • Страхование опасных грузов
  • Правила страхования грузов
  • Страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов
  • Заявка на страхование грузов

Правила страхования грузов

Страхование грузов в России подчиняется Федеральному закону от 31 декабря 1997 года № 157-ФЗ «О страховании». Однако в этом законе описывается деятельность страховых организаций, но нет слов о страховании грузов. Соответственно страхование грузов подчиняется заключенным договорам со страховыми компаниями, которые не противоречат основному закону № 157-ФЗ «О страховании».

Международные правила страхования грузов.

В соответствии с международными правилами страхования грузов существуют 3-и стратегии страхования, которые обеспечивают защиту груза при разной ответственности страховой компании.

Стратегия – 1

Груз страхуется от всех рисков, за исключением определенного перечня, которые прописывается в договоре. Обычно исключения составляют:

  • Война и ее последствия
  • Атомный взрыв
  • Умысел или грубая небрежность Страховщика
  • Влияние температуры, трюмного воздуха или особых свойств груза, вызвавших его повреждение
  • Несоответствия упаковки, вызвавшей повреждение груза
  • Пожар, взрыв
  • Повреждение насекомыми, червями и т.п.
  • Недостача груза при целостности упаковки
  • И т.п.

Стратегия – 2

Груз страхуется только от тех рисков, которые указаны в договоре. Обычно их 5:

  • Стихийные бедствия, огонь, пожар, молния и т.п.
  • Пропажа транспорта (и груза) без вести
  • Несчастные случая при погрузочно-разгрузочных работах
  • Авария
  • Целесообразные расходы по спасению груза или уменьшения убытков

Стратегия – 3

Груз страхуется только от полной гибели. При этом частичные повреждения не возмещаются.

Эти 3 стратегии ранее были заложены и в правилах страхования грузов времен СССР. Но закон сейчас не действует. А сами правила страхования грузов легли в основу договоров страховых компаний , которые занимаются этим видом страхования. Каждая страховая компания предлагает заключить свой собственный договор. Приведем старый вариант правил страхования грузов, легших в основу современной Российской практики.

Правила страхования грузов

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР.
24 декабря 1990г. N 140 (ЗП 94-5)

Общие положения и объем ответственности.

1.На основании настоящих Правил органы государственного страхования заключают договоры страхования грузов с предприятиями и организациями независимо от форм собственности, физическими лицами (грузоотправителями, грузополучателями).

2.По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами, возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки.

3.Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости груза, указанной в счете-фактуре или других документах, если другое не предусмотрено в договоре.

4.Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий:

1. «С ответственностью за все риски»

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются:

  • убытки от повреждений или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил;
  • все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.

1. «Без ответственности за повреждения»

По договору страхования, заключенному на этом условии, возмещаются, кроме случаев, предусмотренных в пункте 6 Правил:

  • убытки от полной гибели всего или части груза, причиненные пожаром, молнией, бурей, вихрем и другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или ударом их о неподвижные или плавучие предмет, посадкой судна на мель, провалом мостов, взрывом, повреждением судна льдом, подмочкой забортной водой, аварией при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива, а также вследствие мер, принятых для спасения или для тушения пожара;
  • убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести;
  • все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений.

5.Ответственность по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для первозки, и продолжается в течении всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанном в страховом свидетельстве.

Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

  • всякого рода военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие народных волнений и забастовок, конфискации, реквизации, ареста;
  • прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиоктивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;
  • умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствии нарушения кем-либо из них установленных праил перевозки, пересылки и хранения грузов;
  • влияние температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку;
  • упаковки или укупорки грузов с нарушением ГОСТов и ОСТов и отправления грузов в поврежденном состоянии;
  • пожара или взрыва, вследствии погрузки с ведома страхователя или представителя, но без ведома страховщика самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов;
  • недостачи груза при целости наружной упаковки;
  • повреждения груза червями, грызунами, насекомыми.

Не возмещаются также всякого рода косвенные убытки.

7.По договорам страхования, заключенным на условиях, указанных в пункте 4.2 Правил, кроме того, не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

  • отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;
  • обесценения груза вследствие загрязнения при целости наружной упаковки;
  • выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах;
  • кражи или недоставки груза.

8.По соглашению сторон условия страхования, указанные в пункте 4 Правил, могут быть изменены, дополнительные или заменены другими условиями, общепринятыми в страховой практике.

9.Ставки страховых платежей устанавливаются страховщиком в процентах от страховой суммы в зависимости от стоимости и вида перевозимого груза, вида транспортного средства и других данных, позволяющих определить степень риска при заключении договора. Заключение договора страхования.

10.Договор страхования грузов может быть заключен как по месту расположения страхователя, так и по месту нахождения груза на срок, указанный в пункте 5 настоящих Правил, если иное не предусмотрено в договоре.

11.Договор заключается на основании письменного заявления страхователя, составляемого в двух экземплярах. Заявление должно содержать следующие сведения:

  • точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
  • номер и дата коносаментов или других перевозочных документов;
  • вид транспорта (при морской перевозке, — название, год постройки и тоннаж судна);
  • способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);
  • пункты отправления, пергрузки и назначения груза;
  • дату отправки груза;
  • страховую сумму;
  • вид условий страхования.

Кроме того, страхователь обязан сообщить и все другие, известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска. При необходимости (по усмотрению страховщика) договор страхования заключается с осмотром и составлением описи имущества.

12.На основании представленных страхователем данных страховщик определяет размер страхового платежа.

Первый экземпляр заявления о страховании после исчесления страхового платежа остается у страховщика, а второй с указателем суммы страхового платежа возвращается страхователю. Страхователь обязан единовременно уплатить страховщику причитающийся за страхование страховой платеж. Страховой платеж перечисляется на счет страховщика с соответствующем учреждении банка. Днем уплаты платежа считается день списания учреждением банка суммы платежа со счета страхователя.

13.Договор страхования вступает в силу на следующий день после уплаты страхового платежа, если иное не предусмотрено в договоре.

14.Страхователь обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о всех существенных изменеениях степени риска, как например: о значительном замедлении отправки груза, отклонения от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, задержке рейса, изменения пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки и т.д.

Изменения, происшедшие в степени риска после заключения договора страхования и увеличивающие размер риска, дают страховщику право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительного платежа. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного платежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая.

15.При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все возможные меры с спасению и сохранению поврежденного груза, а также к обеспечению права на регресс к виновной стороне и в течении суток известить о случившемся страховщика.

16.Страховщик обязан не позднее 3 дней после получения всех необходимых документов приступить к составлению акта установленной формы.

Определение размера ущерба и выплата страхового возмещения производится в соответствии с Инструкцией по определению ущерба и выплате страхового возмещения по добровольному страхованию имущества государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций N 199, утвержденной Министерством финансов СССР 30 декабря 1988 г.

17.Страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если страхователь:

  • сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;
  • не сообщил страховщику о существенных измениях в риске;
  • не принял мер к спасению и сохранению груза и не известил страховщика в установленные настоящими Правилами сроки о страховом случае;
  • не представил документов, подтверждающих факт страхового случая и необходимых для установления убытков.

18.Если страхователь получил возмещение за убыток от третьих лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

19.К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право регресса, которое страхователь имеет к лицу, оветственному за причиненный ущерб; страхователь обязан при получении страхового возмещения передать страховщику все имеющиеся у него документы, необходимые для осуществления права регресса.

20.Если по вине страхователя осуществление регресса окажется невозможным (пропуск сроков на заявление претензий к виновным в убытке лицам и т.п.), то страховщик в соответствущем размере освобождается от обязанности выплачивать страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты страхователь обязан возвратить страховщику полученное возмещение.

21.Споры, вытекающие из договора страхования, рассматриваются вышестоящим органом государственного страхования, госарбитражем, народным судом.

Исходя из степени риска в каждом конкретном случае при установлении ставки страхового платежа возможно применение понижающего (от 0,2 до 1,0) или повышаю/щего (от 1,0 до 10,0) коэффициентов. При заключении договора страхования размер тарифной ставки определяется умножением основной ставки, установленной в зависимости от вида транспортировки, на соответствующий поправочный коэффициент.

Еще по теме:

  • 392 ст ук рф Статья 392 УПК РФ. Обязательность приговора, определения, постановления суда Новая редакция Ст. 392 УПК РФ 1. Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда […]
  • Высший законодательный орган советского государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) - название России с момента развала Империи и до 1991 г. […]
  • Поправки в уголовный кодекс рф 228 Есть ли изменения по ч 2 ст 228 УК РФ в 2018 году? Есть ли изменения по ч2 ст.228 ук ,вроде говорят что санация с 0 начинается,с 1.01 18 изменили,так ли это Ответы юристов (2) Доброго […]
  • Протокол по ст1915 коап рф Статья 19.15 КОАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) 23 декабря 2013 26 апреля 2013 18 февраля 2013 10 января […]
  • Действие соглашения о разделе имущества Срок действия соглашения о разделе имущества, не брачный контракт В браке с 1993 по настоящее время. С 2013 года живем раздельно. Решили оформить развод в ЗАГСе. Составленное ранее […]