Административное ответственность за земельные правонарушения

Рубрики Публикации

Административное ответственность за земельные правонарушения

41. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физических или юридических лиц, за которое указанным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Административная ответственность за земельные правонарушения в федеральном законодательстве предусмотрена в виде административного штрафа, возможно и наложение предупреждения.

Если систематизировать все предусмотренные КоАП РФ составы земельных правонарушений и классифицировать их в зависимости от субъектов (правонарушителя) и содержания земельных правонарушений, можно выделить три группы:

1) противоправные деяния, нарушающие право собственности и иные права на землю (например, самовольное занятие земельного участка – ст. 7.1; самовольное занятие лесного участка – ст. 7.9);

2) противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охраны (например, несоблюдение ограничений, установленных в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия, – ч. 1 ст. 7.13; нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах – ч. 2 ст. 8.12; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – ч. 2 ст. 8.6; использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного и иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв – ст. 8.8);

3) противоправные деяния, нарушающие правила управления земельным фондом (например, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии земельных ресурсов, а равно искажение сведений о состоянии земель лицами, обязанными сообщать такую информацию, – ст. 8.5; нарушение порядка предоставления земельных участков – ч. 1 ст. 8.12; незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения – ст. 7.16; неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа госземконтроля – ч. 1 ст. 19.4; невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего госземконтроль, об устранении нарушений законодательства – ч. 1 ст. 19.5; нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда – ч. 1 ст. 19.9).

§ 3. Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. .. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно 1 опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под | угрозой наказания.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответственности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению решения суда предшествует проведение следствия правоохранительными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы,

§ 3, Уголовная ответственность за земельные правонарушения 175

ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от Аобязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

1 Действующий УК предусматривает пять составов земельных преступлений. Согласно ст. 167 У К уголовная ответственность наступает за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Учитывая, что земля признается имуществом, данная статья распространяется на действия, направленные на уничтожение или повреждение земель. Уничтожение означает приведение земельного участка в полную непригодность для использования по целевому назначению или существенное ухудшение его состояния. Обязательным признаком данного правонарушения является наступление тяжких последствий: существенное ухудшение качества и состояния земель, устранение которых требует длительного времени, больших финансовых и материальных затрат, уничтожение отдельных природных объектов, деградация земель и иные негативные изменения, препятствующие их сохранению и правомерному использованию1.

Статья 168 УК предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности при наличии отягчающих обстоятельств. Отягчающими обстоятельствами в данном случае является причинение в результате совершения правонарушения ущерба в крупном размере.

Размер ущерба признается крупным, если он в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра либо умышленное занижение платежей за землю влечет применение мер уголовной ответственности по ст.

Статья 179 УК устанавливает уголовную ответственность за принуждение совершения сделки или отказ от ее совершения под

1 См. постановление № 14 Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». 176

Глава 11. Ответственность за земельные правонарушения

угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чу- , жого имущества. Данная статья распространяется на действия по/ совершению любых разрешенных гражданским и земельным законодательством сделок. / Статья 254 УК устанавливает уголовную ответственность за отправление, загрязнение или иную порчу земли вредными продукта/ми хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Эти же действия, совершенные в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут более суровые меры наказания.

Порядок обращения с опасными продуктами и веществами установлен такими нормативными актами, как Федеральные законы от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»1, а также подзаконными актами, ведомственными инструкциями и правилами. Порча означает частичное или полное уничтожение плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий и выражается в потере физических и химических свойств почв и снижении ценности земель. Практика привлечения за земельные преступления известна мало. В целом существует скептическое отношение к экологическим преступлениям, которые не считаются общественно опасными. Поэтому при обнаружении фактов загрязнения земель предпочтение отдается применению мер административной и гражданско-правовой ответственности. Выявление других земельных преступлений довольно сложно, что создает высокую латентность подоб- ‘ ного рода незаконных действий. ,;

Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

В статье рассматриваются виды ответственности за нарушения земельного законодательства — административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, земельно-правовая

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).

Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

Содержание земельных правонарушений

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше­ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен­ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нару­шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст­вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи­нение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за­конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения – граждане или юри­дические лица, которые нарушили нормы земельного зако­нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу­дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше­ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земель­ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли­нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, админист­ративной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от­ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер­шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным яв­ляется земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: са­монадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, ко­гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед­ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Признаки и виды земельных правонарушений

В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законода­тельством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд; использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования; нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина; нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов; порча сельскохозяйственных и иных земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель; нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Земельные правонарушения могут классифицироваться как:
гражданско-правовые правонарушения, к которым относятся: порча земель, самовольное занятие территорий, уничтожение знаков и указателей, застройка вблизи залегания полезных ископаемых, использование не по целевому назначению и т.д.;
уголовные правонарушения, то есть совершение сделок с искаженными учетными данными или в форме, несоответствующей нормам законодательства, занижение размеров земельных платежей, нарушение правил и режимов особо охраняемых зон, производство работ без соблюдения мер защиты и охраны окружающей среды, несоблюдение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований;

Виды и особенности ответственности за земельные правонарушения

Виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель закреплены в Гл. XIII ЗК РФ. Они различаются по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность и применяются на основании конкретного нормативно-правового акта. Особо оговорено возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Административная ответственность. Субъектами этого вида ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к этому виду ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях – не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает: за экономические правонарушения (ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях – КоАП РФ); за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ); за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ). Дисциплинарная ответственность может быть применена только к работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда). Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону. Ответственность наступает за нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства возникает на основании ст.75 ЗК РФ. Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Она может представлять собой применение дисциплинарных взысканий: а) к работнику, не исполнившему, либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности (ст.192 Трудового кодекса – ТК РФ); б) к должностному лицу (в случае несоблюдения трудовых и иных норм, повлекшие за собой ущерб земле и ее недрам). Имущественная ответственность возникает вследствие совершения действий, не относящихся к категории сделок с землей.

Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ).

Также УК РФ предусмотрены санкции за: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249); нарушение правил охраны и использования недр (ст.255); незаконная порубка деревьев (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст.261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Порядок осуществления уголовной ответственности на нарушение земельного законодательства регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уго­ловной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма). Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении.Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого предшествуют: возбуждение уголовного дела по факту преступления; сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств. Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания.

Согласно ранее действующему Уголовному кодексу (УК РФ) основным общественно опасным деянием признавался самовольный захват земли (ст. 199 УК РФ). Ныне это действие относится к административным правонарушениям. В новом УК РФ выделена отдельная глава (Гл.26 «Экологические преступления», которая включает в себя 17 статей. Основная из них – ст. 254 («Порча земли»), предусматривающая за данное деяние: штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда; наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительные работы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, – ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Земельно-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст. 44-48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 Гражданского кодекса (ГК РФ). Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель. Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок. В случае неустранения правонарушения в указанный срок, орган, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд. Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием. В тоже время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность является разновидностью государственного принуждения. Она направлена на исполнение правовых норм и существует наряду с дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовно-правовым принуждением. По сути, административная ответственность — это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы’. Административные правонарушения в сфере использования и охраны земель можно классифицировать по следующим группам:

а) правонарушения в сфере использования земельных участков. К числу таких правонарушений относятся невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ), использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и т.д.;

б) правонарушения, посягающие на земельный участок как природный объект, являющиеся и экологическими правонарушениями. В их числе нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6), нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) и т.д.;

в) правонарушения, посягающие на отношения собственности и иные права на земельный участок как объект недвижимого имущества. К ним относятся самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ), уничтожение межевых знаков (ст. 7.2), самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10);

г) правонарушения в сфере управления землями. К их числу относятся нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9 КоАП РФ), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст. 19.21).

Составы земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, не объединены в одну главу КоАП РФ, а рассредоточены по нескольким главам. Единого органа, управомоченого рассматривать все дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель, также не существует. Действует система таких органов. Например, согласно ст. 23.13 КоАП РФ органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); органы, осуществляющие государственный надзор за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.6-8.8 (ст. 23.21 КоАП РФ) и т.д.

Административная ответственность за земельные правонарушения может наступать в случае нарушения не только КоАП РФ, но и законов субъектов РФ, которые .могут предусматривать только две разновидности административных наказаний: предупреждение и штраф. Следует подчеркнуть, что в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены административные наказания только за нарушения земельно-правовых норм, закрепленных в законах соответствующего субъекта РФ. За нарушения норм федеральных законов административная ответственность устанавливается только КоАП РФ.

Существует достаточно примеров реализации субъектами РФ данного правомочия. Так, ст. 6.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11.06.2008 № 1693-ОД предусматривает административную ответственность за повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений па территориях общего пользования в населенных пунктах; ст. 7.1 — за нарушение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений; ст. 7.3 — за нарушение ограничений (обременении) пользования земельным участком и публичных сервитутов и т.д.

Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения.

Ответственность нужно понимать в двояком смысле:

1. юридическая ответственность как правовой институт (в объективном смысле) – это совокупность юридических норм, устанавливающих неблагоприятные последствия за совершение правонарушения в области использования и охраны земель и порядок их возложения на правонарушителя;

Основные функции ответственности:

1. штрафная (репрессивно-карательная);

2. предупредительно-восстановительная (превентивная);

3. правовосстановительная (компенсационная).

Основанием ответственности является земельное правонарушение. Земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние, нарушающее права, законные интересы и (или) правовые нормы, регулирующие отношения в области использования, управления и охраны земель.

Особенностью ответственности за земельные правонарушения является то, что привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности не освобождает от обязанности возместить убытки и устранить последствия земельного правонарушения.

В состав правонарушения входят 4 элемента:

Общим объектом земельных правонарушений являются правоотношения в области использования, управления и охраны земель. Специальным объектом могут быть отношения права собственности на землю, порядок ведения кадастра недвижимости, отношения в сфере управления.

2. объективная сторона;

Выражается в форме противоправного деяния (как правило, в форме действия, либо бездействия), а так же причинной связи между последствием и причинённым вредом. Земельные правонарушения могут иметь формальный состав и материальный состав. Может характеризоваться факультативными элементами (нецелевое использование водоохранных зон – место использования);

Любые лица: граждане, юридические лиц, должностные лица. Они могут быть непосредственными участниками земельных отношений (собственниками, землевладельцами, землепользователями), либо могут быть опосредованными (при самовольном захвате земельного участка);

4. субъективная сторона.

Это вина (умысел либо неосторожность). Как правило, правонарушения совершаются с косвенным умыслом.

Виды ответственности в сфере использования и охраны земель:

1. административная ответственность;

2. уголовная ответственность;

3. дисциплинарная ответственность;

4. гражданско-правовая ответственность;

5. земельно-правовую ответственность. 1. Земельно-правовая ответственность.

Вопрос о наличии, отсутствии земельно-правовой ответственности – спорный.

Земельно-правовая ответственность принимается не так часто.

Специфической санкцией земельно-правовой ответственности является земельного участка у собственника либо принудительное прекращение прав на земельный участок.

Специфический порядок применения этой санкции, он определен в ст. ст. 44–47, 54 ЗК, 284–286 ГК, ст.6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Субъекты: собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи. Арендаторы земельно-правовой ответственности не несут, они несут гражданско-правовую ответственность.

Законодатель установил 2 различных вида порядка применения земельно-правовой ответственности:

1. прекращение прав у землевладельцев и землепользователей;

Основание для принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, право безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения определены в ст.ст. 45 и 47 ЗК.

Принудительное прекращение данных прав производится в следующем порядке:

1) при наличии правонарушения, предусмотренного ст. 45 и 47 ЗК, орган государственного земельного контроля налагает административное взыскание и одновременно выносит предупреждение о необходимости устранения нарушения;

2) в этом предупреждении указывается допущенное правонарушение (его содержание, суть), устанавливается срок для устранения допущенного правонарушения; разъясняются права земледельца, землепользователя в случае принудительного прекращения прав; указывается возможность принудительного прекращения прав;

3) Если в течение установленного срока правонарушение не будет устранено, орган Госземконтроля направляет в суд заявление о принудительном прекращении права на земельный участок. По истечении 10 дней с момента вынесения решения, данный орган (который предоставил участок) уведомляет о таком решении орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

2. изъятие у собственника.

Основанием для изъятия земли у собственника являются:

1) неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства или строительства в течение 3-х лет, если более длительный срок не предусмотрен законом (ст. 8.8 КоАП);

2) использование земельного участка с грубым нарушением правил рационного использования земель, установленных земельным законодательством;

В соответствии со ст. 285 ГК грубым нарушением правил рационального использования понимается использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значительному ухудшению экологической обстановки.

3) ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения.

Предусмотрено ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”– ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения. Случаи должны указываться в ЗК РФ.

При наличии оснований право собственности принудительно прекращается в судебном порядке путём продажи с публичных торгов. В соответствии со ст.286 ГК требуется 2 условия для того, чтобы орган обратился в суд:

1) необходимо заблаговременно предупредить собственника о допущенных нарушениях (п.3 ст. 53 ЗК можно использовать по аналогии);

2) отсутствует письменное согласие собственника земельного участка на добровольное исполнение решения об изъятии земельного участка.

Лицо, которое распоряжается соответствующими земельными участками, должно уведомить собственника о решении о прекращении права собственности.

В суд с требованием об изъятии земельного участка обращается орган Госземконтроля (хотя законе прямо не определено). При изъятии земель сельскохозяйственного назначения в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ или в случаях установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.

Вырученная на торгах сумма не полностью возмещается собственнику. Из неё вычитаются расходы на исполнение судебного решения (ст. 240 ГК по аналогии). 2. Административная ответственность за земельные правонарушения.

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП либо законами субъектов Российской Федерации предусмотрена и установлена административная ответственность.

Субъектами являются физические лица, в том числе должностные, и юридические лица.

Должностное лицо – это лицо, которое наделено организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, вооруженных силах, а так же лицо, которое осуществляет функции представителя власти в силу служебного положения.

Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности с 16 лет Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности физическое лицо (должностное лицо).

В соответствии с требованиями земельного кодекса, если к административной ответственности привлечено юридическое лицо за ввод объекта в эксплуатацию, его строительство и в результате такого строительств (ввода) был причинен ущерб земельным участкам, то ответственности так же подлежат соответствующие должностные лица (главный инженер или другое лицо, которое выполняет соответствующие обязанности).

1. административный штраф;

Можно выделить три группы составов земельных правонарушений, за которые предусмотрена ответственность:

1. правонарушения в сфере права собственности и иных прав на землю (нап., самовольное занятие земельного участка

использование земельного участка без надлежаще оформленных документов);

2. противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охрану (например, использование не по целевому назначению, неиспользование земельного участка для строительства);

3. деяния, нарушающие правила управления в сфере использования и охраны земель (напр., сокрытие информации для ведения кадастра недвижимости).

Компетенция органов по привлечению виновных лиц к ответственности устанавливается гл. 23 КоАП (в основном это суды). 3. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения.

Возможно две формы гражданско-правовой ответственность:

1. возмещение в натуре (восстановление прежнего состояния земельного участка);

2. возмещение убытков (ст. 15 ГК).

В соответствии с Земельным кодексом причиненный земельными правонарушениями вред подлежит возмещению в полном объеме во всех случаях (см. ст.76 и 62 ЗК).

Существует два вида гражданско-правовой ответственности:

1. договорная – наличие договорной связи между правонарушителем и потерпевшим;

2. внедоговорная (чаще используется этот вид ответственности).

При возмещении вреда земельному участку как природному ресурсу применяются методики и таксы в соответствии со ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Земельный участок является не только объектом недвижимости, но и частью окружающей среды. Если вред причинен земле как имуществу, то размер убытков доказывает собственник земли. 4. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.

Два состава преступлений за земельные правонарушения предусмотрены в УК: порча земель (ст. 254 УК); государственная регистрация незаконных сделок.

Порча земель (ст.254 УК).

За порчу земель предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (в зависимости от последствий).

Порча земель – это ухудшение физических и биологических свойств почвы, снижение ценности земли.

Объект – это общественные отношения в области использования и охраны земель.

Объективная сторона – это действие или бездействие в форме отравления, загрязнения или иной порчи земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Необходимым условием является наступление последствий:

Этот состав материальный. Необходимым условием является вред, который выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели леса; гибели животных; загрязнении водных объектов, атмосферы воздуха; гибели водных биоресурсов.

Вред здоровью человека может выражаться:

· причинение вреда тяжелой, средней, легкой степени;

· временная или постоянная утрата трудоспособности;

Субъект – специальный, это лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее хранение, использование или транспортировку соответствующих веществ.

Субъективная сторона – умысел (как косвенный, так и прямой), при смерти человека – неосторожность к данному последствию.

1. ч. 2 предусматривает совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

2. ч. 3 – причинение по неосторожности смерти человека.

Государственная регистрация незаконных сделок с земельными участками (ст.170 УК).

3 состава объективной стороны:

1. регистрация незаконной сделки с земельным участком, т.е. предание юридической силы сделке без достаточных правовых оснований;

2. искажение учётных записей кадастра недвижимости, т.е. их несоответствие фактическим, качественным, количественным, правовым характеристикам земельного участка;

3. умышленное занижение размеров платежей за землю (т.е. уменьшение земельного налога или арендной платы).

Объект – общественные отношения в области учета и оборота земельных участков.

Субъект – это должностные лица, использующие своё должностное положение (должностные лица Росреестра, должностные лица налоговых органов).

Субъективная сторона – прямой умысел, обязательным элементом субъективной стороны является корысть или иная личная заинтересованность. 5. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

В основе лежит дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Субъект – специальный, это лицо, которое состоит с работодателем в трудовых, служебных отношениях, т.е. является работник, в обязанности которого входит соблюдение или исполнение норм земельного законодательства (землеустроители, агрономы, механизаторы и иные лица).

Объектом являются трудовые и земельные отношения (в сфере использования, управления, охраны земель).

Меры дисциплинарной ответственности установлены в ТК (общие: замечание, выговор, увольнение). Порядок применения предусмотрен в ТК РФ, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ. ФЗ, уставами, положениями о дисциплине могут предусматриваться дополнительные меры ответственности.

В течение месяца с момента обнаружения должны быть применены соответствующие санкции.

Приказ о наложении взыскания объявляется под расписку. Он может быть обжалован в КТС и в суд.

Еще по теме:

  • Коап рф ст 121 ч 11 Статья 121. Судебный приказ Статья 121. Судебный приказ 1. Судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об […]
  • Земельный участок по акции Акции в ноябре! Акции в поселке Солнечное При оплате только обязательного платежа за коммуникации – рассрочка до 2-х лет . Первый год – беспроцентная рассрочка! Второй год - под 12 % […]
  • Закон о сми действующая редакция Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 […]
  • Что значит предъявление исполнительного листа ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ Юрист Умеренков Олег Николаевич ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ +7 (499) 350-84-28 - Москва и МО, +7 (812) 429-71-15 - Санкт-Петербург и ЛО, […]
  • Пп 5-11 ч1 ст 81 тк рф Увольнение с работы на основании п. 2 ч. 1 ст 81 ТК РФ Здравствуйте! Работодатель ОАО Управляющая Компания №2 ДЖКХ г.Нижневартовск. (директор Дадеркин Дмитрий Николаевич) подписал приказ о […]