Административный надзор в рб

Рубрики Публикации

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 80. Превентивный надзор

1. Превентивный надзор устанавливается за лицами, указанными в частях 3 и 4 настоящей статьи, для наблюдения за их поведением, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия.

11. Превентивный надзор не устанавливается за постоянно не проживающими в Республике Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства.

2. Установление, продление, приостановление, возобновление и в случаях, указанных в пунктах 1–3 части 11 настоящей статьи, прекращение превентивного надзора, а также изменение требований превентивного надзора осуществляются судом в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

3. Превентивный надзор после освобождения из исправительного учреждения устанавливается:

1) за лицом, допустившим особо опасный рецидив преступлений;

2) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации.

4. Превентивный надзор после освобождения из исправительного учреждения может быть установлен:

1) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на момент освобождения из исправительного учреждения оно признано злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания;

2) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если оно в пределах срока судимости более двух раз в течение года привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые законом предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста.

5. За лицом, указанным в пункте 1 части 3 настоящей статьи, превентивный надзор устанавливается до снятия судимости.

6. За лицами, указанными в пункте 2 части 3 и части 4 настоящей статьи, превентивный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет, но в пределах срока судимости.

7. Суд обязывает лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдать следующие требования превентивного надзора:

1) прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел;

2) уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы и (или) жительства;

3) выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам только с согласия органа внутренних дел.

8. Суд при установлении превентивного надзора или при его осуществлении может обязать лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдать следующие требования превентивного надзора:

1) не посещать определенные места;

2) не покидать свое жилище в определенное время суток;

3) являться в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц;

4) не выезжать за пределы Республики Беларусь.

9. Превентивный надзор приостанавливается при осуждении лица, за которым он был установлен, к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или направлении его в лечебно-трудовой профилакторий.

10. Превентивный надзор за лицом, указанным в части 9 настоящей статьи, возобновляется с момента отбытия этим лицом наказания или прекращения его нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

11. Превентивный надзор прекращается:

1) по истечении срока, на который он был установлен, если превентивный надзор не был продлен судом в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

2) в случае погашения или снятия судимости;

3) досрочно по представлению органа внутренних дел, если лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдало требования превентивного надзора и не совершало преступлений и административных правонарушений. При этом в отношении лица, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи, превентивный надзор прекращается не ранее как по истечении трех лет после отбытия им наказания в виде лишения свободы;

4) в случае осуждения лица, за которым установлен превентивный надзор, к наказанию в виде лишения свободы;

5) в случае смерти лица, за которым установлен превентивный надзор;

6) в случае высылки (депортации) из Республики Беларусь иностранного гражданина либо лица без гражданства, за которыми установлен превентивный надзор.

12. Превентивный надзор за лицами, указанными в пункте 2 части 3 и части 4 настоящей статьи, может быть продлен судом в пределах срока судимости в случае несоблюдения этими лицами требований превентивного надзора или их привлечения более двух раз в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые законом предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста.

Административный надзор в рб

Глава 23. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР – 23.1. Понятие и сущность административного надзора

Административный надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

В юридической литературе нет единого мнения о сути административного надзора. Ряд ученых считают, что он является разновидностью контроля, имея при этом свои особенности. В противоположность этому мнению Д. М. Овсянко считает, что административный надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности, которому присущи свои особенности. Ю. П. Битяк высказывает мнение о том, что «надзор осуществляет единственный государственный орган — прокуратура. Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называют надзором. В действительности же это контроль». Такое разнообразие и противоположность мнений о природе административного надзора являются основанием для рассмотрения его сути в соотношении с контролем и другими видами надзора.

Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля.

1. Контроль включает в себя проверку состояния дел как с точки зрения законности, так и целесообразности. Административный надзор осуществляется только для проверки законности.

2. При осуществлении контроля соответствующие органы могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную и производственную деятельность подконтрольного объекта, используя при этом меры дисциплинарного принуждения. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают. Они имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности.

3. Контроль, как правило, касается конкретных органов, предприятий, учреждений и их должностных лиц. В противоположность этому, административный надзор осуществляется в отношении:

а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных ппавил;

б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);

в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

4. Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения, административного пресечения и наложения административных взысканий. То есть органы административного надзора наделены административно-юрисдикционными полномочиями. В отличие от них контрольные органы такими полномочиями не наделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания). Административной науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:

— субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;

— основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского — обеспечение законности в стране);

— специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);

— проводится систематически за конкретным объектом;

— осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;

— связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны

соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что административный надзор — это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.

Закон Республики Беларусь от 10.02.1997 №11-З «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

(Документ утратил силу)

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 20 марта 2001 г. N 2/564

Принят Палатой представителей 17 января 1997 года
Одобрен Советом Республики 30 января 1997 года

Настоящий Закон определяет условия и порядок установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Статья 1. Понятие административного надзора

Административный надзор является системой временных принудительных мер контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, который устанавливается и осуществляется органом внутренних дел (милицией) с целью предупреждения совершения этими лицами правонарушений.

Административный надзор не должен унижать человеческое достоинство и компрометировать поднадзорного по месту его работы и жительства.

Статья 2. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

Административный надзор применяется в отношении совершеннолетних лиц:

а) признанных судами особо опасными рецидивистами;

б) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления;

в) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если они после отбывания наказания либо условно-досрочного освобождения от наказания систематически совершают правонарушения.

Статья 3. Основания для установления, продления, изменения ограничений административного надзора

Основаниями для установления административного надзора являются:

а) в отношении особо опасных рецидивистов — вступивший в законную силу приговор, по которому данное лицо признано особо опасным рецидивистом;

б) в отношении лиц, указанных в пункте «б» статьи 2 настоящего Закона, — материалы администрации исправительно-трудового учреждения, свидетельствующие об упорном нежелании осужденного встать на путь исправления;

в) в отношении лиц, указанных в пункте «в» статьи 2 настоящего Закона, — материалы органа внутренних дел (милиции), свидетельствующие о систематическом совершении правонарушений лицом, освободившимся из мест лишения свободы.

Основанием продления срока либо усиления ограничений административного надзора являются материалы органа внутренних дел (милиции), свидетельствующие о нежелании лица, в отношении которого установлен административный надзор, встать на путь исправления, о совершении им правонарушений, в том числе нарушений правил надзора.

Основанием для ослабления ограничений административного надзора являются материалы органа внутренних дел, свидетельствующие о том, что лицо, в отношении которого установлен административный надзор, не совершает правонарушений, соблюдает правила надзора, положительно характеризуется по месту работы и в быту, о других обстоятельствах, положительно характеризующих его личность, а также о состоянии его здоровья и семейном положении.

Статья 4. Порядок установления административного надзора, продления его срока и изменения ограничений административного надзора

Административный надзор устанавливается постановлением начальника (его заместителя) исправительно-трудового учреждения либо начальника (его заместителя) органа внутренних дел (милиции). Постановление об установлении административного надзора согласовывается с наблюдательной комиссией при местных исполнительных и распорядительных органах и санкционируется прокурором.

Исходя из имеющихся материалов, начальник (его заместитель) органа внутренних дел (милиции) может с санкции прокурора продлить срок административного надзора, изменить его ограничения.

Административный надзор устанавливается:

а) за лицами, указанными в пунктах «а» и «б» статьи 2 настоящего Закона, — начальником (его заместителем) исправительно-трудового учреждения по месту отбывания наказания при освобождении из исправительно-трудового учреждения с указанием оснований для установления надзора, его срока, а также срока прибытия поднадзорного к избранному им месту жительства;

б) за лицами, указанными в пункте «в» статьи 2 настоящего Закона, — начальником (его заместителем) органа внутренних дел (милиции) по месту постоянного жительства, но не позднее трех лет с момента освобождения из исправительно-трудового учреждения с указанием оснований для установления надзора, его срока, а также ограничений, установленных поднадзорному в соответствии с настоящим Законом.

Постановление об установлении, продлении срока административного надзора, изменении его ограничений выносится в присутствии лица, в отношении которого имеются материалы для установления, продления срока административного надзора, изменения его ограничений, и объявляется ему под расписку. При этом поднадзорному разъясняются его права, обязанности и ответственность за нарушение правил административного надзора, в том числе за самовольное оставление им места жительства с целью уклонения от административного надзора или за неприбытие в определенный срок к избранному месту жительства.

Копия постановления об установлении административного надзора в отношении лица при его освобождении из мест лишения свободы пересылается исправительно-трудовым учреждением в орган внутренних дел (милицию) по избранному поднадзорным месту жительства в день его освобождения.

В случае неприбытия поднадзорного лица в определенный срок к избранному месту жительства органом внутренних дел (милицией) в установленном порядке объявляется его розыск.

Статья 5. Срок административного надзора

Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях по материалам органа внутренних дел (милиции) срок административного надзора может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости.

Срок административного надзора исчисляется со дня объявления поднадзорному лицу постановления об установлении административного надзора, а в случае его установления при освобождении из мест лишения свободы — со дня освобождения из исправительно-трудового учреждения.

Статья 6. Порядок осуществления административного надзора

Осуществление административного надзора возлагается на органы внутренних дел (милицию).

Лица, в отношении которых установлен административный надзор, берутся на учет органом внутренних дел (милицией), фотографируются, у них могут сниматься отпечатки пальцев рук. Порядок учета и ведение надзорного производства определяются действующим законодательством и нормативными актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Работники милиции обязаны систематически контролировать поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор, предупреждать и пресекать совершение ими правонарушений.

При осуществлении административного надзора работники милиции имеют право:

а) истребовать сведения о поведении поднадзорного от администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по месту его работы и жительства, а также от граждан;

б) возбуждать ходатайства перед соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного;

в) вызывать поднадзорного на беседы в орган внутренних дел (милицию); проводить при необходимости такие беседы в присутствии представителей администрации предприятий, учреждений, организаций, а также родственников поднадзорного;

г) требовать от поднадзорного письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением административного надзора;

д) посещать в любое время суток жилище поднадзорного.

Розыск поднадзорного, скрывшегося с места жительства с целью уклонения от административного надзора либо не прибывшего после освобождения из мест лишения свободы к избранному месту жительства, осуществляется органом внутренних дел (милицией).

Статья 7. Основания и порядок прекращения административного надзора

Административный надзор прекращается:

а) по истечении срока, на который установлен административный надзор;

б) в случаях погашения или снятия судимости;

в) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный встал на путь исправления и положительно характеризуется на работе и в быту;

г) в случае осуждения поднадзорного к лишению свободы и направления его к месту отбывания наказания;

д) в случае выезда в соответствии с действующим законодательством на постоянное место жительства в другое государство;

е) в случае смерти поднадзорного.

Постановление о прекращении административного надзора объявляется поднадзорному под расписку начальником (его заместителем) органа внутренних дел (милиции), за исключением случаев, предусмотренных пунктами «г», «д» и «е» настоящей статьи.

Сроком прекращения административного надзора в случаях, предусмотренных пунктами «а» и «б» настоящей статьи, является соответственно дата истечения срока надзора или погашения, снятия судимости.

Статья 8. Обязанности и права лица, в отношении которого установлен административный надзор

Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано соблюдать следующие правила административного надзора:

а) прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел (милиции);

б) являться по вызову в орган внутренних дел (милицию) в указанный срок и давать по требованию работников милиции письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;

в) уведомлять работников милиции, осуществляющих административный надзор, о перемене места работы или жительства;

г) выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам с разрешения органа внутренних дел (милиции). При нахождении с разрешения органа внутренних дел (милиции) в другом населенном пункте более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел (милиции);

д) соблюдать ограничения, установленные в отношении его в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.

Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, имеет право:

а) знакомиться с материалами дела;

б) давать объяснения;

в) представлять доказательства;

г) заявлять ходатайства;

д) обжаловать постановление об установлении административного надзора в суд;

е) участвовать при рассмотрении жалобы в суде;

ж) при рассмотрении жалобы в суде пользоваться юридической помощью адвоката;

з) выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство.

Статья 9. Ограничения, применяемые к лицам, в отношении которых установлен административный надзор

К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, могут применяться следующие ограничения:

а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время суток;

б) запрещение пребывания в определенных общественных местах района (города);

в) запрещение выезда или ограничение времени выезда по служебным и личным делам за пределы района (города);

г) явка в орган внутренних дел (милицию) для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Перечисленные ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, состояния здоровья, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Статья 10. Ответственность за нарушения правил административного надзора

Лица, в отношении которых установлен административный надзор, в случае нарушения правил надзора привлекаются к административной или уголовной ответственности на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 11. Надзор за соблюдением законности при осуществлении административного надзора

Надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Беларусь при осуществлении административного надзора возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Постановление об установлении, продлении срока административного надзора, изменении его ограничений или прекращении может быть отменено прокурором или судом (судьей) в случае признания его необоснованным.

Статья 12. Жалобы и заявления, связанные с осуществлением административного надзора

Жалобы и заявления, связанные с осуществлением административного надзора, рассматриваются и разрешаются начальниками органов внутренних дел (милиции), прокурорами, а также судами (судьями).

Статья 13. Порядок вступления настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Административный надзор в рб

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

10 февраля 1997 г. № 11-З

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Принят Палатой представителей 17 января 1997 года
Одобрен Советом Республики 30 января 1997 года

Утратил силу Законом Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 424-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/199)

Настоящий Закон определяет условия и порядок установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Статья 1. Понятие административного надзора

Административный надзор является системой временных принудительных мер контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, который устанавливается и осуществляется органом внутренних дел (милицией) с целью предупреждения совершения этими лицами правонарушений.

Административный надзор в рб

Абатуров Александр Иванович

кандидат юридических наук

начальник кафедры, Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России

610050, Россия, г. Киров, ул. Кольцова, 18

Abaturov Aleksandr Ivanovich

senior lecturer of the Department of Criminal and Penal Law at Kirov Branch of the Academy of the Russian Federal Penitentiary Service.

610050, Russia, g. Kirov, ul. Kol’tsova, 18

В статье рассматриваются актуальные проблемы минимизации рецидивной преступности посредством института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Проводится сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, детализирующих постпенитенциарный контроль России и стран ближнего зарубежья – Белоруссии, Узбекистана, Украины, Казахстана. В статье представлены различные точки зрения в этой области, а также авторское видение этого вопроса.
Ключевые слова: постпенитенциарный контроль, рецидивная преступность, полиция, исправительные учреждения, административный надзор, страны-СНГ, суд, поднадзорное лицо, уголовная ответственность, административная ответственность

Дата направления в редакцию:

The article is devoted to the topical issues of minimization of criminal recidivism by means of the institution of administrative oversight over released prisoners. The author conducts a comparative analysis of legal provisions and laws regulating post-penitentiary control in Russia and CIS countries such as Byelorussia, Uzbekistan, Ukraine and Kazakstan. The author discusses different points of view on this matter and shares his own opinion.

post-penitentiary control, recidivism, police, penal institutions, administrative supervision, CIS countries, court, supervised person, criminal responsibility, administrative responsibility

Создание действенных международно-правовых норм в борьбе с рецидивной преступностью возможно путем сравнительного анализа внутреннего уголовного, административного, пенитенциарного и иного законодательства, действующего в разных странах. Исследование административного или как его ещё называют, постпенитенциарного надзора, в странах ближнего зарубежья дает возможность оценить, в каких аспектах российское законодательство полностью отвечает установленным подходам, в каких идет вразрез с преобладающими в странах ближнего зарубежья тенденциями. Чёткое понимание развития современных методов контроля за лицами, которые имеют богатый криминальный опыт и являются потенциальными преступниками, крайне важно для определения ориентиров дальнейшего развития системы превентивного воздействия на рецидивную преступность в России. Эти и другие факторы определяют актуальность изучения опыта применения иностранными государствами постпенитенциарного надзора.

Учитывая это, представляется необходимым проанализировать особенности применения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в государствах –участниках Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) Беларусь, Узбекистан, Украина, Казахстан и Россия.

Практически во всех рассматриваемых государствах постпенитенциарный контроль стал предметом регулирования отдельных самостоятельных законодательных актов: в Российской Федерации – Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1] , в Узбекистане – Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года № 750- XII «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказаний» [2] , в Казахстане – Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996года № 28-I «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [3] , в Украине – Закон Украины от 1 декабря 1994 года № 264/94-ВР «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [4] .

В Белоруссии базовым документом применения превентивного надзора (аналог административного надзора) является Уголовный кодекс Республики Беларусь [5] .

Вопросы административного надзора регулируются на уровне закона лишь до определенных пределов (понятия, задачи, объекты, субъекты их права и обязанности, надзор за деятельностью и т.п.), что явно не достаточно для детального прописания отдельных моментов постпенитенциарного контроля (например, определение форм типовых бланков надзора), в связи с чем Украина, Беларусь и Россия детализируют эту деятельность на уровне подзаконных нормативных актов [6] .

Следует отметить, что формулирование понятий, терминов и определений в законотворческой теории и практике на современном этапе получило широкое применение. В «административно-надзорном» законодательстве России, Узбекистана, Украины и Беларусь законодатель в первых статьях сформулировал понятие административного надзора с раскрытием в данной дефиниции субъекта и объекта надзора. Казахстан пошёл по пути объединения понятия надзора и цели его установления.

Задачи административного надзора, во всех анализируемых источниках, отличаются по объёму и характеру, но всех их объединяет ключевой момент – предупреждение преступлений и оказание необходимого профилактического (воспитательного, индивидуального профилактического) воздействия на объект.

Представляет определённый интерес вопрос определения законодателями разных стран перечня объектов, в отношении которых устанавливается постпенитенциарный контроль. Во — первых, возрастной ценз, с которого можно устанавливать надзор законодательно определён различно. Так, некоторые страны его обозначили восемнадцатью годами (Россия, Узбекистан, Украина), другие же его не указали, в связи с чем представляется очевидным, что это возраст наступления уголовной ответственности – шестнадцать и четырнадцать лет (Казахстан). В Белоруссии данный вопрос раскрывается дуалистически, превентивный надзор в этой стране будет установлен с четырнадцати лет в случае, если данное лицо допустило особо опасный рецидив преступлений, в других же, указанных в законе случаях, надзор будет устанавливаться с восемнадцатилетнего возраста [7] .

Обязательное условие установления постпенитенциарного контроля в странах ближнего зарубежья, это отбытие осуждённым реального уголовного наказания в виде лишения свободы. В соответствии с пенитенциарными кодифицированными источниками анализируемых стран местами лишения свободы являются:

— в Республике Беларусь – исправительные колонии в условиях поселения, исправительные колонии в условиях общего, усиленного, строгого и особого режимов, тюрьмы, воспитательные колонии;

— в Республике Казахстан – исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, колонии – поселения, тюрьмы, воспитательные колонии общего или усиленного режимов;

— в Республике Узбекистан – колонии общего, строгого и особого режимов, колонии – поселения, тюрьмы;

— в Республике Украина – исполнительные криминальные учреждения закрытого типа, к которым относятся исправительные колонии минимального, среднего и максимального уровней безопасности;

— в Российской Федерации – лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, колонии-поселения, тюрьмы.

Законодатель большое внимание уделяет и поведенческой установке лица, отбывающего или отбывшего наказание, обозначая её в ряде случаев обязательным условием для установления постпенитенциарного контроля.

Основным, объективным критерием упорного нежелания встать на путь исправления осуждённого, отбывающего наказание в местах лишения свободы, ряд стран устанавливает компонент признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (Россия, Беларусь) или свидетельство о том, что осуждённый не желает встать на путь исправления и остаётся опасным для общества (Казахстан, Украина, Узбекистан).

Постпенитенциарное поведение лица также является обязательным элементом установления административного надзора, и этот факт в анализируемых источниках интерпретирован практически одинаково. Так, в Узбекистане, Казахстане и Украине лицо должно систематически нарушать общественный порядок и законные интересы граждан, несмотря на предупреждение органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни, а в России и Белоруссии дополнительно конкретизировано количество нарушений правопорядка – более двух раз в течение года, при этом белорусский законодатель прописал даже санкцию – административный арест, после применения которого возможно установление постпенитенциарного контроля.

И последнее, на чём хотелось остановиться анализируя объект постпенитенциарного контроля, это индивидуальный подход Казахстана, Украины и России в отношении отдельных видов преступлений, за совершение которых лицо подпадает под юридическое основание установления административного надзора.

Перечисленные страны законодательно акцентируют внимание к определённым группам лиц, которые обязаны находиться «под колпаком контроля и надзора» за совершение умышленных преступлений:

— содержащих признаки экстремизма (Казахстан);

— связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Украина);

— против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (Россия).

Переходя к анализу субъектов установления и осуществления постпенитенциарного контроля можно констатировать, что позиция законодателей стран, входящих в СНГ по этому вопросу, практически идентична.

Административный надзор устанавливается судом по инициативе учреждений исполнения наказаний или органов внутренних дел, а исполняется он органами внутренних дел (Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан). В Республике Беларусь превентивный надзор осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями с привлечением работников служб органов внутренних дел.

Срок постпенитенциарного контроля в странах ближнего зарубежья напрямую зависит от судимости объекта (кроме Казахстана). В случае погашения или снятия судимости, легитимных оснований к осуществлению постпенитенциарного контроля нет. В Казахстане и Узбекистане срок определён от шести месяцев до одного года, в Белоруссии – от шести месяцев до двух лет, в Украине – от одного года до двух лет. Российский законодатель срок надзора установил больше всех – от одного года до восьми лет.

Сопоставительный анализ норм, регламентирующих применение административных ограничений к поднадзорным, позволяет сделать вывод о том, что в большинстве стран СНГ они тождественны, отличия минимальны и несущественны.

Так, в трёх государствах – Казахстане, Узбекистане и Украине – они прописаны буквально дословно:

— запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное органами внутренних дел (далее – ОВД) время суток;

— запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

— запрещение выезда за пределы района (города) без разрешения ОВД;

— явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Россия пошла по пути ужесточения постпенитенциарного контроля в части увеличения количества ограничений и включила дополнительно запрещение поднадзорному лицу посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участия в них.

Лицо, к которому устанавливается постпенитенциарный контроль, становится объектом особых правоотношений, в сферу внимания которых попадает в первую очередь его поведение. Права поднадзорного лица ограничиваются или видоизменяются, а некоторых из них он может быть лишен прямо или косвенно посредством установления запретов. Одновременно на поднадзорное лицо возлагаются дополнительные обязанности, например:

— являться по вызову в ОВД в указанный срок и давать объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора (Казахстан, Узбекистан, Украина, Беларусь);

— уведомить (в течение суток в Казахстане, Узбекистане, в течение трёх суток в России) сотрудников ОВД о перемене места работы и жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным и личным делам (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Украина, Россия);

— прибыть в определенный учреждением исполнения наказаний срок в избранные ими места жительства и зарегистрироваться в ОВД (Украина, Россия) или в инспекции (Беларусь);

Отличительной чертой в законе Узбекистана является закрепление специальной нормы, обязывающей поднадзорное лицо вести честный трудовой образ жизни, не нарушать общественный порядок, законные интересы других граждан. Подобной специальной нормы, которая законодательно закрепляла бы данную обязанность, в других странах СНГ нет.

Представляет интерес и отношение законодателя стран содружества к вопросам продления, приостановления и прекращения постпенитенциарного контроля. Казахстан, Украина, Узбекистан и Россия установили шестимесячный срок, на который может быть продлён надзор, при этом Россия, Украина и Узбекистан закрепили возможность продления срока каждый раз на полгода, но не более срока, предусмотренного для погашения или снятия судимости.

Казахстан привязку к наличию судимости у поднадзорного нормативно не зафиксировал, а определил конкретное время продления срока – два года. В Белоруссии превентивный надзор может быть продлён судом в пределах срока судимости.

Основание продления надзора зависит от следующих факторов:

— поведения поднадзорного (Узбекистан – не встал на путь исправления, нарушает общественный порядок, законные интересы граждан), (Россия – совершение поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений), (Казахстан – совершение правонарушений);

— несоблюдения требований превентивного надзора (Беларусь);

— несоблюдения ограничений (Узбекистан, Казахстан);

— остается опасным для общества (Украина).

Вопрос приостановления постпенитенциарного контроля урегулирован только российским и белорусским законодательством, другие страны в анализируемые источники корректировку «консервации» административного надзора не включили. Так, срок административного надзора в России приостанавливается в случае объявления поднадзорного лица в розыск, признания его безвестно отсутствующим или заключения поднадзорного лица под стражу. В Белоруссии превентивный надзор приостанавливается при осуждении лица, за которым он был установлен, к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или направления его в лечебно-трудовой профилакторий.

Единая реакция законодателей стран СНГ к вопросу прекращения постпенитенциарного контроля говорит о том, что новаций и эксклюзивных элементов в этом блоке нет. Всё здесь достаточно ясно и прозрачно постпенитенциарный контроль прекращается в случае истечение его срока, снятия судимости, осуждения к реальному лишению свободы и смерти поднадзорного лица.

С целью стимулирования правопослушного поведения поднадзорных лиц, законодателями стран постсоветского пространства предусмотрена возможность досрочного прекращения административного надзора.

Инициатором являются ОВД, которые направляют представление (заявление) в суд, в котором должны мотивированно аргументировать, что поднадзорный не является опасным для общества и положительно характеризуется по месту работы и проживания (Украина), встал на путь исправления (Казахстан, Узбекистан), соблюдал требования превентивного надзора и не совершил преступлений и административных правонарушений (Беларусь), добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания (Россия).

В качестве оригинальных норм, по отношению к анализируемому законодательству стран СНГ, следует назвать карательные нормы, содержащиеся в законодательстве России и Беларусь, предусматривающие легитимный отказ или временную отсрочку в досрочном прекращении надзора отдельным лицам.

Если в Белоруссии поднадзорные – особо опасные рецидивисты ещё могут надеяться на досрочное прекращение надзора, но не ранее как по истечении трёх лет после отбытия наказания в виде лишения свободы, то российские поднадзорные лица, которые отбывали наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, досрочно снять «ярлык» поднадзорного не могут.

Законодательное закрепление правового положения поднадзорных лиц в анализируемых государствах ближнего зарубежья имеет принципиальные отличия.

В первую очередь, это разная позиция к правам поднадзорных лиц: Белоруссия, Россия и Казахстан детально, отдельными статьями закрепили данное право, что нельзя сказать про Украину и Узбекистан, которые проигнорировали эту немаловажную деталь цивилизованного законодательного акта.

В основном права лиц, в отношении которых установлен постпенитенциарный контроль, носят процессуальный характер. Так поднадзорное лицо имеет право:

— знакомиться в суде с материалами дела об установлении административного надзора и применении ограничений, а также давать объяснения, представлять доказательства (Казахстан, Беларусь);

— заявлять ходатайства (Беларусь) о досрочном прекращении административного надзора, отмене установленных в отношении его ограничений (Казахстан, Россия);

— знакомиться в ОВД с постановлением о прекращении административного надзора (Казахстан);

— участвовать при рассмотрении жалобы в суде, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведётся производство, а также пользоваться услугами адвоката или иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи (Беларусь);

— обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора (Россия). В Белоруссии данное право раскрыто шире, так, поднадзорное лицо имеет право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в орган, осуществляющий превентивный надзор, суд, органы прокуратуры и другие государственные органы и органы местного самоуправления, общественные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения по защите прав и свобод человека.

Россия и Казахстан увеличили компонент правового положения поднадзорного лица предоставив ему право заявлять ходатайства о краткосрочном выезде с постоянного места жительства, обращаться с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами. Однако данное право носит относительный характер, так как субъекты административного надзора имеют возможность не удовлетворить ходатайства и заявления поднадзорного лица, то есть проигнорировать данное право.

Следует отметить, что в законодательстве стран – участниц СНГ отсутствует единый подход к вопросу об ответственности за несоблюдение требований постпенитенциарного контроля. В частности, установлены различные условия наступления ответственности, индивидуальны, применительно к кодифицированным источникам и санкции за нарушения в сфере административного надзора.

Уголовная ответственность наступает за нарушение (Узбекистан, [8] Украина [9] ) и злостное нарушение правил административного надзора (Казахстан [10] ), несоблюдение требований превентивного надзора и уклонение от него (Беларусь [11] ), уклонение от административного надзора (Россия [12] ).

Уголовные кодексы Украины, Белоруссии, Узбекистана и России вопросы регламентирующие ответственность за нарушения в сфере постпенитенциарного контроля раскрывают в самостоятельных, отдельных статьях (например, ст. 226 УК Республики Узбекистан «Нарушение правил административного надзора»), структурно размещённых в главах и разделах, посвящённых преступлениям против правосудия.

Обращает на себя внимание позиция казахстанского законодателя, который пошёл по эксклюзивному пути и включил норму, регулирующую ответственность за злостное нарушение административного надзора в третью часть статьи «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».

Несмотря на значительное сходство в уголовных наказаниях, применяемых к поднадзорным лицам в странах СНГ, санкции статей имеют определенные отличия. Так, Россия, Узбекистан и Казахстан предусмотрели возможность применения к поднадзорным лицам не только наказания, связанные с лишением свободы, но и их альтернативные виды (в России – это обязательные и исправительные работы, в Узбекистане – штраф, в Казахстане – исправительные работы). В уголовных кодексах Белоруссии, Казахстана и Украины за нарушения порядка исполнения надзора, предусмотрено наказание в виде ареста до шести месяцев.

В случае уклонения от надзора, поднадзорное лицо может быть лишено свободы на определённый срок, от одного года (Казахстан, Россия), до двух (Беларусь) и четырёх лет (Узбекистан). В украинском законодательстве не предусмотрено лишение свободы за несоблюдение законодательства в области административного надзора.

Традиционным для всех стран-участниц СНГ, в том числе и России, является закрепление норм ответственности за нарушения административного надзора в кодексах об административной ответственности [13] .

Законодатели Украины, Узбекистана и России чётко сформулировали основания наступления административной ответственности за конкретные нарушения административного надзора, обозначив их следующим образом: нарушение правил административного надзора (Украина, Узбекистан), несоблюдение требований превентивного надзора (Беларусь), несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре (Россия).

Данный конкретный и в то же время понятный формат формулировки статей облегчает правоприменителю использовать административное законодательство без нарушений законности.

Практически идентичны точки зрения законодателей стран-участниц СНГ относительно административных санкций за нарушения надзора. В основном к лицам, совершившим административные правонарушения, применяется штраф:

— от одного до трёх минимальных размеров заработной платы (Узбекистан) [14] ;

— от одного до пяти месячных расчётных показателей (Казахстан) [15] ;

— от шести до пятидесяти базовых величин (Беларусь) [16] ;

— от трёх до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (Украина) [17] ;

— от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (Россия).

Украина, Россия и Казахстан предусмотрели возможность применения к поднадзорным правонарушителям административный арест на срок до пятнадцати суток, в кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях срок административного ареста не указан.

Суммируя изложенное в данной статье можно заключить, что законодательство стран СНГ в сфере постпенитенциарного контроля в своем большинстве основывается на одних и тех же правовых предпосылках (традициях). В силу этого в регламентации института надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, прослеживается больше сходства, чем различий. Можно прогнозировать, что дальнейшее совершенствование законодательства стран СНГ в сфере постпенитенциарного контроля будет проходить по пути упорядочения административных ограничений, симплификации их описания, расширения линейки прав поднадзорных лиц и упрощения механизма надзора за ними.

Во всяком случае, изменение редакции ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в данном направлении, с учетом позитивного опыта других стран Содружества позволит оптимизировать правоприменительный процесс и, следовательно, повысить эффективность борьбы с рецидивной преступностью.

Результаты исследования зарубежного законодательства, сравнительно-правовой анализ научных публикаций по данной теме поможет скорректировать основные направления дальнейшего осуществления законодательных новаций в области административного надзора в Российской Федерации, которыми, по нашему мнению будут являться:

— совершенствование действующей правовой основы деятельности федеральных органов исполнительной власти, наделенных компетенцией в области административного надзора, в частности, Федерального закона «О полиции» и закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», что позволит более четко определить их задачи и функции, основные полномочия, порядок взаимодействия в области постпенитенциарного контроля;

— модернизация законодательства в отдельных областях, непосредственно связанных с областью административного надзора (например, надзор за лицами, осуждёнными к наказаниям, не связанных с лишением свободы, порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и т.д.);

— усиление общественного контроля и прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел при осуществлении постпенитенциарного контроля.

В плане возможной имплементации заслуживает внимания пункт 31 Постановления МВД Республики Беларусь от 20 ноября 2000 года № 201 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и осуществления превентивного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», в котором наиболее полно прописан сегмент правового положения лиц, к которым применен административный надзор.

Еще по теме:

  • Водительские права и знаки на них Лишение водительских прав в 2018 году За что могут лишить водительских прав? Лишение прав предусматривает несколько статей КоАП РФ. Ниже приведен неполный список наиболее […]
  • Как начислить таможенный ндс Как начислить НДС при импорте Ольга Цибизова заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина России В этом решении: Уплата НДС на таможне Освобождение от […]
  • Количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудника? Рассчитайте дни неиспользованного отпуска Работник устроился 12 января 2015 года, а его последний день […]
  • 1724 коап Возможно ли переквалифицировать ч 4 ст 12 15 на ч 1 ст 12 16 КоАП? При обгоне на перекресте по главной дороге выехал на встречку по прерывистой 1.6 заехал на 1.1. Составили протокол в […]
  • Повышение квалификации юрист москва Повышение квалификации юрист москва интенсивный курс (72 ак. часа) Всемирная юридическая история. Интенсив. Часть 2 Очно-заочная (вечерняя) форма обучения (2–5 недель) Криминалистика в […]