Банкротство несостоятельность кредитной организации это

Рубрики Новости

Понятие несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка РФ.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и в случаях, предусмотренных законом, нормативными актами Банка России.

Статья 2. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

Статья 2. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

1. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

В целях настоящего Федерального закона под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ пункт 2 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, регулируются в федеральных законах «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ГК РФ, а также в нормативных актах Банка России в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Исходя из легального определения, несостоятельность кредитной организации должна быть признана арбитражным судом, кредитная организация не может самостоятельно объявить себя банкротом. В таком случае юридические последствия, предусмотренные в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», не могут возникнуть.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней с момента наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества кредитной организации (активов) недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. При этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда при условии соблюдения перечисленных признаков.

Таким образом, почти все признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации сосредоточены в определении. К ним относятся: официальное признание кредитной организации несостоятельной (банкротом) арбитражным судом, неудовлетворение (неисполнение) требований кредиторов (обязанностей по уплате обязательных платежей), минимальный размер задолженности по требованиям кредиторов и обязательным платежам, 14-дневный срок неудовлетворения требований кредиторов (обязанностей по уплате обязательных платежей). Для предотвращения несостоятельности (банкротства) кредитной организации закон предусматривает меры по ее предупреждению.

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций

При нормально организованной системе банковского управления и банковского надзора признанию несостоятельной (банкротом) кредитной организации будут предшествовать меры по предупреждению банкротства. Некоторые из них реализуются кредитной организацией самостоятельно, некоторые (как, например, назначение временной администрации), осуществляются Банком России.

К мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций относятся:

  1. финансовое оздоровление кредитной организации;
  2. назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  3. реорганизация кредитной организации.

Указанные меры осуществляются при наличии оснований, предусмотренных в ст. 4 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Осуществление мер по предупреждению банкротства кредитной организации может инициироваться ею самостоятельно (это меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации) или по требованию Банка России (меры по финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначение временной администрации).

Финансовое оздоровление кредитной организации — одна из первоочередных мер по предупреждению ее банкротства. Своевременное выявление оснований для принятия этой меры способствует восстановлению способности кредитной организации удовлетворять требования кредиторов и исполнять обязанность по уплате обязательных платежей. Причем руководитель кредитной организации обязан в течение десяти дней с момента возникновения указанных выше обстоятельств обратиться в Совет директоров (Наблюдательный совет) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (или о реорганизации) кредитной организации при условии, что причины обстоятельств не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации.

Ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по предупреждению банкротства. Совет директоров (Наблюдательный совет), получивший ходатайство, не позднее десяти дней должен принять по нему решение и проинформировать об этом Банк России. Если Совет директоров (Наблюдательный совет) не принял решения по ходатайству, либо отказался принимать решение об осуществлении мер по предупреждению несостоятельности, либо отказался созвать общее собрание учредителей (участников) кредитной организации, если необходимость проведения такого собрания вытекает из существа рекомендованных мер, либо если учредители (участники) кредитной организации не приняли решения об осуществлении мер по предупреждению несостоятельности, руководитель кредитной организации обязан в течение трех дней со дня истечения десятидневного срока обратиться в Банк России с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (или реорганизации).

Банк России, в отличие от указанных субъектов, не обязан, а вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии для этого оснований, которое должно содержать перечень причин для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Банк России вправе требовать у кредитной организации разработки осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению. Кроме изменения организационной структуры кре-

дитной организации, к мерам по финансовому оздоровлению также относятся следующие:

1. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, которая может быть оказана в следующих формах:

  • размещения денежных средств на депозите кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
  • предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по ее финансовому оздоровлению;
  • дополнительного взноса в уставный капитал;
  • прощения долга кредитной организации;
  • новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

2. Изменение структуры активов и пассивов кредитной организации, которое может предусматривать следующее изменение структуры активов:

  • улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;
  • приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
  • сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание ее долга, и расходов на ее управление;
  • продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;
  • иные меры по изменению структуры ее активов.

Изменение структуры пассивов может предусматривать:

  • увеличение собственных средств (капитала);
  • снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • иные меры по изменению структуры ее пассивов.

3. Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала). Если величина собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера уставного капитала кредитной организации, она обязана привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств (капитала). Решение о ликвидации должно быть принято, если величина собственных средств (капитала) по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного в федеральных законах «Об акционерных обществах» или «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Назначение временной администрации по управлению кредитной организации является мерой по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, которую она не может осуществить самостоятельно.

Временная администрация — специальный орган управления кредитной организацией, назначаемый Банком России в порядке, установленном в федеральном законе и нормативных актах Банка России. Ее назначение является одной из мер, призванных предупредить банкротство кредитной организации. Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев. Если временная администрация назначена после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, то срок ее полномочий определяется со дня назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.

Если к моменту окончания срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, этот орган направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Основания назначения временной администрации установлены в ст. 17 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Кредитная организация вправе обжаловать решение Банка России о назначении временной администрации в арбитражный суд. Учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 % ее уставного капитала, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Банку России о возмещении кредитной организации реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации.

В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии.

Временная администрация прекращает свою деятельность по решению Банка России в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения, при передаче дел арбитражному управляющему, по другим основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными актами Банка России. Если причины назначения временной администрации устранены, полномочия исполнительных органов и руководителей кредитной организации, отстраненных на период деятельности временной администрации, восстанавливаются, если руководители не освобождены от них в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Так же как и сообщение о назначении временной администрации, сообщение о прекращении ее деятельности публикуется Банком России в «Вестнике Банка России».

Реорганизация в форме слияния или присоединения согласно федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» является мерой по предупреждению их банкротства. Основания и особенности ее осуществления были рассмотрены в предыдущей теме. Остается только еще раз подчеркнуть, что в данных случаях реорганизация осуществляется именно по требованию Банка России, получив которое руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней обратиться в органы управления кредитной организации (Совет директоров или общее собрание участников) с ходатайством о необходимости реорганизации. Последние обязаны в срок не позднее десяти дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.

Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации в итоге приобретают свою специфику по сравнению с мерами, осуществляемыми в общем порядке. Не лишена особенностей правового регулирования и процедура конкурсного производства кредитной организации.

Конкурсное производство кредитной организации, признанной банкротом

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Кроме того, в судебном решении должно содержаться указание на признание требований заявителя обоснованными и на утверждение конкурсного управляющего.

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, в силу закона является Агентство по страхованию вкладов, при банкротстве кредитных организаций, не имевших такой лицензии, — арбитражный управляющий, аккредитованный при Банке России. Условием получения свидетельства об аккредитации является обучение по программе Банка России, соответствие требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим, а также отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства о несостоятельности.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику — кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство имеет ярко выраженную ликвидационную направленность.

Конкурсное производство вводится сроком на год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Не затрагивая вопросы общего порядка осуществления конкурсного производства, остановимся на особенностях конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом, главной из которых является обеспечение прав кредиторов при удовлетворении их требований, осуществляемом в два этапа: в порядке предварительных и окончательных выплат.

Конкурсный управляющий обязан совершить действия по опубликованию объявления о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, а также объявление об осуществлении кредитной организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди с указанием порядка и условий этих выплат.

Для осуществления предварительных выплат кредиторам первой очереди конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов первой очереди, срок составления которого составляет два месяца со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом. На осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70 % денежных средств, находящихся на счетах на день истечения срока предъявления требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат. При недостаточности средств они распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Выплаченные суммы в ходе предварительных выплат вычитаются из суммы требований кредиторов первой очереди, что отражается в реестре требований кредиторов кредитной организации, признанной банкротом.

Законные интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов представляет собрание и (или) комитет кредиторов, которые вправе обращаться в Банк России с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего и ходатайством об аннулировании аккредитации конкурсного управляющего.

Кредиторы вправе предъявлять свои требования в любой момент в ходе конкурсного производства, а также в период деятельности временной администрации. Требования предъявляются с приложением вступивших в законную силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований. Конкурсный управляющий формирует реестр обоснованных требований и устанавливает срок их предъявления, который не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации несостоятельной. Не позднее 30 рабочих дней со дня получения требования кредитора конкурсный управляющий уведомляет его о включении требований в реестр, либо об отказе в таком включении в реестр, либо о включении требования в реестр в неполном объеме. Порядок ведения реестра требований кредиторов определяется в ст. 50.30 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, за исключением текущих обязательств, определяется на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Требования по текущим обязательствам кредитной организации не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а кредиторы по текущим обязательствам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Под текущими обязательствами кредитной организации понимаются:

1) обязанности по уплате задолженности, образовавшейся до дня отзыва у кредитной организации лицензии, за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования кредитной организации, в пределах сметы расходов, утверждаемой Банком России;

2) денежные обязательства, основания которых возникли в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии до дня завершения конкурсного производства, в том числе:

  • обязательства по уплате расходов, связанных с продолжением функционирования кредитной организации, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения;
  • обязательства по выплате вознаграждения конкурсному управляющему;
  • судебные расходы, расходы на опубликование сообщений, иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства;

3) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации;

4) обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы, выплаченной в связи с исполнением обязанностей, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 50.27 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии и до дня завершения конкурсного производства, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний (алименты, налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом).

После составления и закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди, и представляет в Банк России на согласование.

Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, для денежных средств в валюте РФ — основной счет кредитной организации, открываемый в Банке России, а также необходимое количество счетов для денежных средств в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в установленном Банке России порядке. Остатки денежных средств с иных счетов кредитной организации, признанной банкротом, а также иные денежные средства, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на указанные счета кредитной организации.

Основное содержание конкурсного производства формируют расчеты с кредиторами с соблюдением очередности удовлетворения требований, установленной федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 50.36 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Так, в первую очередь удовлетворяются:

1) требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;

2) требования граждан-кредиторов кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) банковского счета (за исключением лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предпринимательской деятельности, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления профессиональной деятельности, а также лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций, чьи требования удовлетворяются в третью очередь);

3) требования Агентства по страхованию вкладов по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

4) требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в результате осуществления выплат.

Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств для удовлетворения кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов. Требования кредиторов первой очереди, предъявленные после закрытия реестра, но до завершения расчетов со всеми кредиторами, после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требования кредиторов последующей очереди. До полного удовлетворения указанных требований удовлетворение требований последующей очереди приостанавливается.

Погашенными считаются удовлетворенные требования кредиторов, а также те требования, в отношении которых имеются иные основания для прекращения обязательств. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества кредитной организации, считаются также погашенными. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном, о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций не допускается.

После завершения расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного баланса с Банком России конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов ее учредителями (участниками) или третьими лицами — определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение с иными документами представляется конкурсным управляющим в Банк России для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и дальнейшего внесения уполномоченным государственным органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства ликвидация кредитной организации считается также завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц.

Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

«. 1. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство). «

Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Несостоятельность (банкротство) кредитной организации» в других словарях:

Банкротство — (ит. bancarotta, от banca скамья, стол + rotta изломанная, надломанная; англ. bankruptcy; нем. Bankrott) несостоятельность, неплатежеспособность гражданина или организации и связанная с этим невозможность удовлетворить требования кредиторов по… … Энциклопедия права

банкротство — в законодательстве РФ синоним несостоятельности. В праве зарубежных стран термин Б. имеет и более узкое, строго специальное значение, описывающее частный случай несостоятельности, когда неплатежеспособный должник совершает уголовно наказуемые… … Большой юридический словарь

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — (БАНКРОТСТВО) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ институт гражданского права, определяющий порядок признания кредитной организации несостоятельной (банкротом). Регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1999 с… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ — составная часть финансов страны, самостоятельная экономическая категория, функционирующая, в частности, в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Ф.о. представляют собой ден. отношения, посредством… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Антиинфляционная политика — (Anti inflationary policy) Определение антиинфляционной политики государства Информация об определении антиинфляционной политики государства, методы и особенности антиинфляционной политики Содержание Содержание Определение термина Причины… … Энциклопедия инвестора

Ребгун, Эдуард — Бывший кризисный управляющий компании НК ЮКОС Глава компаний Комюр и Бизнес лоция , известный арбитражный управляющий, вся семья которого уже много лет занимается банкротствами и ликвидацией компаний. Доктор экономических наук, председатель… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Друцкий-Любецкий, князь Франциск-Ксаверий — родился 17 декабря 1779 г., умер 11 мая 1846 г. Воспитывался в сухопутном кадетском корпусе, куда был зачислен 18 июня 1784 года. Любимым предметом, который он особенно ревностно изучал, была математика, преподаваемая в корпусе знаменитым ученым… … Большая биографическая энциклопедия

Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Концептуальные особенности процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

1. Особые признаки (критерии) несостоятельности (банкротства).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается ее обязанность как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Состав денежных обязательств и обязательных платежей кредитной организации определяются в порядке, предусмотренном ст. 4 Закона о банкротстве.

Применительно к кредитным организациям используются и признак (критерий) неплатежеспособности, и признак недостаточности имущества. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов но денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если присутствуют оба или один из перечисленных признаков:

1) соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения (у других субъектов банкротства этот срок составляет три месяца);

2) стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей (у других субъектов банкротства — юридических лиц признак недостаточности имущества применяется только при обращении в арбитражный суд самого должника).

Применительно ко второму признаку следует отметить, что в данном случае речь идет о специальном соотношении в целях признания кредитных организаций банкротами. На основании п. 1 ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций порядок расчета стоимости имущества (активов) и обязательств кредитных организаций в этих целях устанавливается Банком России (см. Указание Банка России от 22 декабря 2004 г. № 1533-У «Об определении стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации».

Что касается признаков банкротства, то на основании п. 1 ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций дело о банкротстве кредитной организации может быть возбуждено арбитражным судом, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, без учета штрафных санкций. Исключение составляют случаи банкротства отсутствующих кредитных организаций, когда дела возбуждаются независимо от размера кредиторской задолженности (п. 1 ст. 52 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Для этих целей минимальный размер оплаты труда (базовая сумма) составляет в настоящее время 100 руб. (абз. 2 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Для других субъектов несостоятельности (банкротства) эти требования не привязаны к минимальному размеру оплаты труда и составляют: для юридических лиц — также не менее 100 тыс. руб., для граждан — не менее 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве).

2. Отсутствие цели восстановления платежеспособности кредитной организации в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).

Отсутствие цели восстановления платежеспособности кредитной организации в рамках процедуры банкротства связано с тем, что достижение этой цели предполагает продолжение деятельности должника, а для кредитных организаций это означает привлечение новых средств на счета и во вклады. Законодатель счел слишком рискованным давать кредитным организациям возможность привлекать новые средства, если они не могут возвратить ранее привлеченные.

Следствия этой особенности:

1) право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по денежным обязательствам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ст. 50.4 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации также может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у этой кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 1 ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций). Кроме того, отзыв лицензии означает невозможность для кредитной организации в отличие от других субъектов банкротства продолжать свою деятельность после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве);

2) к кредитным организациям не применяются никакие процедуры банкротства, кроме конкурсного производства (ст. 5 Закона о банкротстве кредитных организаций);

3) меры по предупреждению банкротства кредитной организации (финансовое оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация) применяются на стадии до отзыва лицензии и при наличии особых оснований (ст. 3 и 4 Закона о банкротстве кредитных организаций).

3. Назначение временной администрации после отзыва лицензии.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, Банк России обязан назначить в кредитную организацию временную администрацию (если ранее не назначил ее в качестве меры по предупреждению банкротства).

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией (п. 1 ст. 16 Закона о банкротстве кредитных организаций) и при проведении в отношении кредитной организации процедуры банкротства действует до утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего (п. 4 ст. 18, п. 1 ст. 31 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Приостановление полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации означает, что:

— исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации;

— решения иных органов управления кредитной организации (собрания учредителей (участников) и совета директоров) вступают в силу после их согласования с временной администрацией (п. 1 ст. 23 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Исключением является следующая ситуация. Единоличный исполнительный орган кредитной организации, имевший право до назначения временной администрации действовать от имени кредитной организации без доверенности, сохраняет право представлять ее интересы в арбитражном суде при обжаловании решения Банка России о назначении временной администрации, обжаловании приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций (п. 4 ст. 23 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Функции временной администрации в случае ее назначения после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций определены в ст. 22.1 Закона о банкротстве кредитных организаций, а если кредитная организация осуществляла профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг — еще и ст. 22.2 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Такая временная администрация осуществляет все функции временных администраций, за исключением функции разработки мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации. Но при этом она обязана провести обследование кредитной организации па предмет наличия у нее признаков банкротства и признаков преднамеренного банкротства. Па основании п. 22.15 Положения Банка России от 9 ноября 2005 г. № 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией» эти признаки определяются в порядке, установленном Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855.

Кроме того, она вправе вести учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов.

4. Особый конкурсный управляющий.

В соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций функции конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в основном призвана выполнять Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как юридическое лицо. В отношении данного субъекта часто используется понятие «корпоративный конкурсный управляющий».

Агентство по страхованию вкладов выступает в качестве конкурсного управляющего в следующих случаях:

1) при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1 ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций);

2) при банкротстве кредитных организаций, не имевших такой лицензии Банка России, в случае непредставления в арбитражный суд в установленном порядке для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего — физического лица, а также в случае освобождения или отстранения конкурсного управляющего — физического лица от исполнения своих обязанностей (п. 3 ст. 50.11 Закона о банкротстве кредитных организаций);

3) при признании банкротом отсутствующей кредитной организации, т.е. кредитной организации, которая фактически прекратила свою деятельность, и установить ее место нахождения либо место нахождения ее руководителей не представляется возможным (ст. 52 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Причем следует отметить, что конкурсным управляющим в вышеперечисленных случаях Агентство по страхованию вкладов является в силу закона, т.е. соответствующие полномочия возникают у него автоматически с момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Получается, что в определении арбитражного суда этот факт только закрепляется.

И только в остальных случаях (т.е. при банкротстве кредитных организаций, не являющихся отсутствующими, не работавших со средствами физических лиц, и если не было освобождения или отстранения их конкурсных управляющих) функции конкурсных управляющих выполняют арбитражные управляющие — физические лица, аккредитованные при Банке России (ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций, ст. 20 Закона о банкротстве). При этом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, по согласованию с которыми ЦБ РФ устанавливаются дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, являются Министерство экономического развития РФ и Министерство юстиции РФ (постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 260 «О мерах по реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»»).

В отличие от арбитражных управляющих — физических лиц требование об аккредитации в Банке России на Агентство по страхованию вкладов и на его работников не распространяется. В отличие от Агентства по страхованию вкладов арбитражные управляющие — физические лица должны страховать свою ответственность и быть членами одной из саморегулируемых организаций.

В соответствии со ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации. Согласно п. 2 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя кредитной организации, иных ее органов управления, за исключением полномочий органов управления в части принятия решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств кредитной организации.

В соответствии с п. 6 ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций Агентство по страхованию вкладов осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности.

Поскольку не установлено иное, в данном случае должны применяться общие нормы о представительстве па основании доверенности и о порядке оформления доверенностей (ст. 182—189 ГК РФ). Процессуальная доверенность для представительства в арбитражном суде интересов Агентства по страхованию вкладов или кредитной организации должна оформляться по правилам, предусмотренным ст. 62 АПК РФ.

Доверенность необходима для представительства Агентства вовне (в отношениях с третьими лицами). Внутренние отношения между Агентством и его работником являются трудовыми.

Представитель Агентства получает вознаграждение за свою деятельность в виде оплаты труда за счет средств Агентства. Данные расходы Агентства являются затратами, связанными с исполнением им возложенных на него обязанностей, и соответственно на основании п. 6 ст. 50.21 Закона о банкротстве кредитных организаций должны возмещаться за счет имущества кредитной организации в порядке, установленном для исполнения текущих обязательств кредитной организации в ходе конкурсного производства.

Агентство по страхованию вкладов как конкурсный управляющий по общему правилу выступает в правоотношениях, в том числе в трудовых, не от имени лиц, участвующих в деле о банкротстве, а от своего собственного имени.

Однако существуют некоторые исключения, когда Агентство выступает от имени кредитной организации. Это касается прежде всего текущих обязательств кредитной организации, которые изначально исполняются за счет средств кредитной организации (ст. 50.27 Закона о банкротстве кредитных организаций).

На Агентство но страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» возложены также функции страховщика.

В связи с этим возникает вопрос о разграничении статуса Агентства как конкурсного управляющего с его статусом страховщика по обязательному страхованию вкладов физических лиц и конкурсного кредитора по соответствующим обязательствам.

Данное разграничение осуществляется за счет того, что на основании ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в делах о банкротстве кредитных организаций права требования к кредитной организации, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, представляет ФНС России (и. 1 постановления Правительства РФ от 14 октября 2004 г. № 548 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).

Иными словами, функции конкурсного управляющего и конкурсного кредитора выполняются различными организациями, не подчиненными друг другу.

При этом правовая природа возникших отношений сохраняется, т.е. ФНС России является представителем Агентства по страхованию вкладов на основании закона в отношениях, возникших в результате суброгации.

Это обусловлено двумя основными моментами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Во-первых, правообладателем является Агентство (ч. 1 и 2). Соответственно, оно предоставляет кредитной организации отсрочку или рассрочку погашения задолженности (ч. 5—8).

Во-вторых, сумма взысканной задолженности подлежит зачислению в фонд обязательного страхования вкладов (ч. 4).

Еще по теме:

  • Протокол собрания учредителей о смене директора Протокол ООО о смене директора: образец Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью (также может именоваться директор, президент и т.д.) — единоличный исполнительный […]
  • Гражданство ребенка в вологде КАК ПОДТВЕРДИТЬ ГРАЖДАНСТВО РФ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЕНКА? С 05.04.2016 вступил в силу Указ Президента РФ N 156, в соответствии с которым ФМС России упразднена и ее функции переданы […]
  • Требуется юрист в чите Работа Юрист Чита Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Чита, часто требуется: Требования: Опыт работы не менее new_releases1 года, высшее юридическое образование. пакет, перерыв с 13. […]
  • Трудовой договор по совместительству с ооо Трудовой договор с директором по совместительству: образец составления С каждым сотрудником работодатель обязан заключить трудовой договор. Это касается и директора организации. Данная […]
  • Доп соглашение к договору смена директора Требуется ли оформление дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам с контрагентами при смене директора ООО? Требуется ли оформление дополнительных соглашений к ранее […]