Частная детективная сыскная деятельность

Рубрики Новости

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 июля 2006 г., 24 июля 2007 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 1 июля, 3 декабря 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 5 декабря 2017 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

11 марта 1992 года

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 888, в «Российской газете» от 30 апреля 1992 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня государственной регистрации ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (20 марта 2015 г.)

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением пункта 11 статьи 2 названного Федерального закона

Пункт 11 статьи 2 названного Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2009 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Частная детективная сыскная деятельность

Работаем без выходных!

Услуги частного детектива:

Частная детективная деятельность — это деятельность, по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также по оказанию им иных услуг специально созданными для этих целей негосударственными предприятиями (частное агентство, частный детектив), действующими на договорной возмездной основе, использующими специальные силы, средства и методы в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка.

Законодатель разрешает частному сыщику пять сыскных действий, которые схожи с оперативно-розыскными мероприятиями осуществляемые субъектами государственных правоохранительных органов, однако на один и тот же объект частный детектив и оперативный работник смотрят по разному, преследуя достижение разных целей, хотя и осуществляют одни и те же сыскные действия. Четкое законодательное ограничение, того что может использовать частный детектив в своей деятельности, может показаться весьма ограничивающим, если не то обстоятельство, что ответ на вопрос как действовать остается за частным детективом. Поэтому организация работы частного детектива после получения заказа от клиента начинается с определения тактических приемов и методов, направленных на достижение поставленной клиентом задачи и удовлетворение его требований.

Можно привести несколько признаков отличающих частную детективную деятельность от деятельности правоохранительных органов:

  • по своему характеру частная детективная деятельность, осуществляется на договорной основе и рассчитана на получение прибыли;
  • частная детективная деятельность базируется на договорных отношениях, где четко определены пределы и время возникновения и прекращения этих отношений;
  • лица, осуществляющие частную сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае нарушения своих обязанностей, несут ответственность в ином порядке, нежели должностные лица государственных правоохранительных органов;
  • государственная правоохранительная деятельность регулируется уголовным, уголовно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным, оперативно-розыскным законодательством, а негосударственная уголовным, административным и гражданским законодательством, что накладывает определенный отпечаток на основополагающие принципы деятельности этих структур в целом;
  • частная детективная деятельность носит в основном превентивный характер. Компетенция данных структур заканчивается (переходит к государственным правоохранительным органам) в случае совершения преступных действий в отношении клиента.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

  • сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
  • изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  • установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  • поиск без вести пропавших граждан;
  • поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
  • сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В ряде признаков особенно серьезным является то, что услуги детектива еще и абсолютно конфиденциальны.

В отличие от правоохранительных органов, частный детектив и детективные агентства применяют индивидуальный подход при работе с клиентами. Всю информацию, полученную от вас будет знать исключительно сам детектив. Помошники которые будут принимать участие в решении вашей проблемы информируются только в рамках выполняемого ими задания. Сохранение тайны — основа основ частного сыска, в умении хранить тайны хороший детектив не уступает разведчику. К тому же услуги детектива платные и следовательно количество людей, которые будут выполнять задание будет максимально сокращено. Не секрет, что в милиции часто присутствует нехватка технического оснащения, чего не скажешь о частном детективном секторе, где имеется профессиональное, современное, техническое оборудование. Современная аппаратура для наблюдения довольно дорогая, поэтому это отражаться на стоимости услуг частного детективного агентства. В прочем, это компенсируется сроками исполнения заказов и высоким качеством работы.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2487-I «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 23.04.1992, N 17, ст. 888,
  • «Российская газета», N 100, 30.04.92

Раздел II. Частная детективная (сыскная) деятельность

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел:

анкету; фотографии; медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;

сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.

Лицензия не выдается:

1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

4) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи.

Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение, сроком на три года и является основанием для государственной регистрации индивидуального частного детективного предприятия (*) в Совете народных депутатов по месту учреждения данного предприятия или для заключения трудового договора (контракта) с объединением частных детективов. Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определяются Министерством финансов Российской Федерации.

(*) Далее — частные детективные предприятия.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность.

Учредители объединения для получения лицензии обязаны представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, сведения о характере и направлениях деятельности объединения, составе и предполагаемой численности персонала, о наличии специальных средств, технических и иных средств, а также о потребности в них и учредительные документы.

Лицензия выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления сроком на три года и является основанием для государственной регистрации объединения в Совете народных депутатов по месту учреждения данного объединения. Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определяются Министерством финансов Российской Федерации.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом учредителей, направивших заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации. При этом каждый филиал должен получить лицензию в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.

Непредставление учредителями перечисленных в части второй настоящей статьи сведений либо представление искаженных сведений служит основанием для отказа в выдаче лицензии.

Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.

Частные детективы и объединения частных детективных предприятий должны своевременно продлевать срок действия лицензий, а также представлять в орган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением ими установленных правовыми актами положений о частной детективной деятельности. Лицензия продлевается по ходатайству заявителя на пять лет за один месяц до истечения срока ее действия.

Орган внутренних дел, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:

нарушений либо неисполнения частным детективом (предприятием, объединением) требований, предусмотренных настоящим Законом, положений других законов и иных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности частных детективов, их предприятий и объединений;

неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств.

Принятию решения об аннулировании лицензии должно предшествовать предварительное письменное предупреждение органом внутренних дел ее обладателя, за исключением случаев, если частному детективу предъявлено обвинение в совершении преступления. В предупреждении точно указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок для устранения допущенных нарушений.

Аннулирование лицензии является основанием для прекращения частной сыскной деятельности и может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Лицензия на частную сыскную деятельность аннулируется также в случае добровольного отказа частного детектива от нее или ликвидации объединения.

При установлении судом законности аннулирования лицензии повторное обращение за ее получением возможно по истечении трех лет со дня судебного решения.

Частная детективная (сыскная) и охранная деятельность в Российской Федерации

Учебные задачи:

– формирование общих теоретических знаний о частной детективной (сыскной) и охранной деятельности в Российской Федерации;

– усвоение правовой основы частной детективной и охранной деятельности и виды охранных и сыскных услуг;

– усвоение порядка лицензирования частной детективной и охранной деятельности;

– усвоение правового статуса частного детектива и частного охранника.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны:

знать

– понятие и виды частной правоохранительной деятельности;

– правовую основу частной детективной и охранной деятельности;

– виды охранных и сыскных услуг, которые предоставляются в процессе частной детективной и охранной деятельности;

– порядок лицензирования частной детективной и охранной деятельности;

– правовой статус частного детектива и частного охранника;

уметь

– работать с нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу частной детективной и охранной деятельности;

– определять место и роль частных детективов и частных охранников в правоохранительной деятельности;

владеть

– информацией о перспективах развития и совершенствования частной детективной и частной охранной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: юридическая помощь; частная детективная (сыскная) деятельность; частная охранная деятельность; частный детектив; частный охранник; объекты охраны; виды охранных и сыскных услуг; лицензия на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности; органы внутренних дел; организационно-правовые формы частной детективной и охранной деятельности; правовой статус частного детектива и частного охранника.

Понятие и виды частной детективной (сыскной) и охранной деятельности

Институт защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации включает как систему государственной защиты, осуществляемую всеми органами публичной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями, так и частную детективную (сыскную) и охранную деятельность.

Возникновение и развитие частной детективной (сыскной) и охранной деятельности в Российской Федерации вызвано объективными обстоятельствами. В условиях либерализации правовых преобразований в стране и расширения сферы частного предпринимательства Россия столкнулась с ростом преступности, криминализацией бизнеса, с проблемами экономической безопасности. На повестку дня встала проблема обеспечения безопасности граждан с помощью телохранителей, защита их от шантажа, вымогательства, поиска пропавших без вести, сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Возникла необходимость в защите фирм, предприятий и организаций от промышленного шпионажа, незаконной конкуренции, сборе информации о некредитоспособных и ненадежных деловых партнерах.

Частная детективная (сыскная) и охранная деятельность – деятельность негосударственных специально учреждаемых организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Исходя из приведенного определения, можно отметить следующие черты частной детективной (сыскной) и охранной деятельности:

1. Эта деятельность по своей сути является правоохранительной. Правовой основой частной детективной (сыскной) и охранной деятельности является Конституция РФ, Закон о частной детективной и охранной деятельности, другие федеральные законы (ГК, КоАП, УК, УПК РФ и др.), постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросы осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»,

Наставление по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденное приказом МВД России от 31 декабря 1999 г. № 1105, Административный регламент МВД России по предоставлению государственных услуг по приему квалификационных экзаменов у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников, утвержденный приказом МВД России от 28 мая 2012 г. № 543 и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Услуги частных детективов и частных охранников направлены на защиту прав и интересов граждан и организаций, охрану имущества собственников, поиск без вести пропавших лиц, сбор сведений по гражданским и уголовным делам. В этом смысле частная детективная и охранная деятельность дополняет правоохранительную деятельность государственных органов.

2. Эта деятельность не является государственной. Она осуществляется не государственными органами, а организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел. Па граждан, занимающихся частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

3. По своему характеру этопредпринимательская деятельность, которая является проявлением частной инициативы. Она осуществляется на возмездной договорной основе и рассчитана на получение прибыли ее исполнителями.

4. Частная детективная и охранная деятельность имеет договорный характер, что подчеркивает диспозитивность правоотношений, складывающихся между субъектами частной детективной и охранной деятельности – исполнителем и клиентом.

5. Клиентами частной детективной (сыскной) и охранной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица. Обязательным условием осуществления частной детективной (сыскной) и охранной деятельности является предварительное заключение с клиентом письменного договора о содержании оказываемых услуг.

6. Частная детективная (сыскная) и охранная деятельность осуществляется только организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498), и гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей и имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел (п. 1 Положения о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности, утвержденного вышеназванным постановлением Правительства РФ).

Частная правоохранительная деятельность осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, сочетания частных и публичных интересов, получения прибыли, государственного регулирования частной правоохранительной деятельности [1] .

Частную детективную (сыскную) и охранную деятельность необходимо отличать от оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и специальных служб, а также от уголовно-процессуальной деятельности. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о частной детективной и охранной деятельности граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность, в отличие от частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, осуществляется исключительно государственными органами и не преследует цели извлечения прибыли от своей деятельности. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, обладают властными полномочиями.

Закон о частной детективной и охранной деятельности устанавливает два вида частной правоохранительной деятельности:

– частную детективную деятельность (сыск);

– частную охранную деятельность (охрану).

Частная детективная деятельность (сыск) – это деятельность частного детектива, направленная на сбор определенного рода информации и предоставление ее клиенту в обусловленной договором форме.

Рынок частного сыска в России обширен и востребован. В одном случае необходимо установить, есть ли в фирме лицо, которое работает на конкурентов. В другом – необходимость выяснить всю информацию о партнерах по бизнесу, обезопасить сделку с недвижимостью или автомобилем, в третьем случае необходимо найти без вести пропавшего и т.п.

Закон о частной детективной и охранной деятельности предусматривает, что в целях сыска могут предоставляться следующие виды услуг (ч. 2 ст. 3):

1. Сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса. В основе рассматриваемой услуги лежит принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия по гражданским делам. Стороны в гражданском процессе обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Услугами частного детектива для сбора сведений, которые впоследствии могут быть процессуально оформлены как доказательства, могут воспользоваться гражданский истец, ответчик и третьи лица, участвующие в гражданском процессе. Сбор сведений частные детективы осуществляют на договорной основе. Договорные отношения частного детектива с конкретным лицом, участвующим в гражданском деле, могут возникнуть с момента возбуждения дела в суде.

2. Изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров. Изучение рынка может заключаться в анализе ситуации внутри и вне предприятия, прогнозе возможных изменений, поиске критериев для принятия управленческих решений. Практически любой анализ рынка должен дать ответ на вопрос: сможет ли предприятие успешно, т.е. с прибылью, обменять свою продукцию на адекватную сумму денег или другую продукцию.

Объектом договора между клиентом и частным детективом может быть сбор информации, необходимой для ведения переговоров с деловыми партнерами в предпринимательской сфере.

Услуга частных детективов может быть востребована и при вступлении в деловые взаимоотношения с потенциальными партнерами для выявления кредитоспособности, добросовестности делового партнера и вообще истинности намерений друг друга.

3. Установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну.

В соответствии с ГК РФ товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст. 1481). Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Путем частной детективной (сыскной) деятельности могут устанавливаться обстоятельства неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований.

В процессе сыскной деятельности могут устанавливаться обстоятельства недобросовестной конкуренции. К числу таких обстоятельств Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 153-Φ3 «О защите конкуренции» относит: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, и др. (ст. 14).

4. Выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов. Эта услуга оказывается частным детективом работодателю при заключении им трудового соглашения с потенциальным работником с целью рассеять сомнения в предоставленных характеристиках и других документах с прежнего места работы.

5. Поиск без вести пропавших граждан. Данная услуга оказывается частным детективом по инициативе обратившихся граждан и организаций. С такой просьбой лица обращаются к частному детективу с целью найти человека, удостовериться, жив или мертв данный гражданин, и намерении представить полученные сведения в суд для установления юридических фактов: признания гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.

6. Поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества.

7. Сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процессаистцом, ответчиком, потерпевшим, обвиняемым, подсудимым или их представителями. Эта услуга частного детектива во многом схожа с аналогичной услугой по гражданским делам. Однако при оказании этой услуги по уголовному делу частный детектив обязан в течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

8. Поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, на договорной основе (ч. 2 ст. 3).

Частная охранная деятельность это деятельность частных охранных предприятий и частных охранников, направленная на охрану личных и имущественных прав физических и юридических лиц на основе заключенного договора. Следует заметить, что охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране. Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

В целях охраны частные охранные предприятия могут предоставлять следующие виды услуг (ч. 3 ст. 3):

защиту жизни и здоровья граждан от различного рода противоправных посягательств. Для оказания этой услуги между клиентом и частной охранной организацией заключается договор, содержащий условия защиты жизни и здоровья клиента. По желанию клиента охранная организация выделяет ему определенного охранника для оказания данной услуги. В случае, если клиенту безразлично, кто именно из сотрудников будет защищать его жизнь и здоровье, частная охранная организация самостоятельно распределяет рабочие нагрузки между своими сотрудниками;

охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся (находящегося) в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством РФ;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий: съездов, конференций, собраний, спортивно-массовых мероприятий и др.). Обязанность по обеспечению порядка при проведении массовых мероприятий возложена законом на полицию. Поэтому при оказании этой услуги частными охранниками необходимо взаимодействие их с государственными правоохранительными органами. Формы такого взаимодействия закрепляются в соответствующем договоре;

обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов па объектах, за исключением объектов, имеющих особо важное значение.

Под внутриобъектовым режимом понимается порядок, установленный клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности (п. 6 ст. 1.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности).

Пропускной режим – порядок, установленный клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объекта охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса) имущества на объекты охраны (с объектов охраны) (п. 7 ст. 1.1 вышеуказанного Закона);

охрану объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения. Перечень объектов, подлежащих государственной охране, устанавливается Правительством РФ. К таким объектам относятся: здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти; объекты, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов РФ; объекты органов прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Центрального банка РФ, и др.

В соответствии с Законом о частной детективной и охранной деятельности частные детективы в своей деятельности взаимодействуют с государственными правоохранительными органами (ч. 3 ст. 3). Они вправе, а в некоторых случаях обязаны содействовать государственным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, а организации, осуществляющие частную охранную деятельность, могут содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд государственного социального страхования РФ.

  • [1] Подробнее см.: Савюк Л. К. Правоохранительные и судебные органы: учебник. М.: Юристъ, 2005. С. 442.

Еще по теме:

  • Ст 24 фз о гос кадастре недвижимости Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ"О государственном кадастре недвижимости" С изменениями […]
  • Федеральный закон номер 3 от полиции Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ"О полиции" С изменениями и дополнениями от: 1, 19 июля, 21, 30 ноября, 3, 6 декабря […]
  • Федеральный закон об акционерных обществах от 261295 208-фз Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 […]
  • Закон 114 статья 6 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 августа […]
  • Закон о сми действующая редакция Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 […]