Дисциплинарные взыскания на госслужбе

Рубрики Публикации

Порядок дисциплинарного взыскания государственных служащих

В юридической практике известны четыре вида ответственности: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная. Как правило, уголовная ответственность пугает больше всего, так как ее последствия – тюрьма и конфискация имущества.

Материальная и административная выражается в форме уплаты штрафов, а дисциплинарная «ставит крест» на работнике как должностном лице. Как итог – понижение по должности, отсутствие карьерного роста и порицание сослуживцев.

Что это такое

Дисциплинарные взыскания– это мероприятия по наказанию провинившегося лица, с которым заключен служебный контракт или трудовой договор. Дисциплинарное взыскание выносится в том случае, если суть вины доказана и очевидна для представителя нанимателя.

Причиной к инициированию процедуры может быть не только явное опоздание, прогул, но и невыполнение должностных обязанностей или ненадлежащее исполнение таковых. Единственное условие: данная нагрузка предварительно оговаривается в должностной инструкции, согласовывается с наемным работником под подпись.

Термин «дисциплинарное взыскание» описан в Трудовом Кодексе. Согласно статье 192 существует три вида должностных порицаний:

Для обоснованности действий работодателя нужно доказать вину нарушителя дисциплины. Если эти факты задокументированы, то начинается процедура объявления взыскания.

Чтобы было все законно, данный спорный вопрос может решиться на комиссии по индивидуальным трудовым спорам.

Дисциплинарные взыскания государственных служащих явно не отличаются от общепринятых. Правда, к ТК РФ здесь учитывается Закон о государственной службе № 79-ФЗ. Данный регламент увеличивает меры ответственности служащего в несколько раз.

Ведь статус государственного исполнителя требует соблюдения запретов и ограничений, антикоррупционного законодательства.

Виды ответственности

В статье 57 Федерального закона описывается 4 вида дисциплинарных взысканий, налагаемых на госслужащих. Сюда входят:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • Увольнение.

Для обывателей неясна грань между выговором/ замечанием и предупреждением/увольнением. Кажется, что эти меры наказания дублируют друг друга. Но законодатель четко определяет, что указанные «дисциплинарки» располагаются в списке от меньшей меры ответственности до более крупных и судьбоносных мероприятий.

С одной стороны, замечание рассматривается как скорее устное порицание. С другой стороны, выговор по статье не посулишь даже своему врагу.

Устное замечание все-таки оформляется в письменном виде. Перед началом разбирательства виновное лицо предупреждается о начале служебной проверки. С этого времени у него есть право давать устные и письменные объяснения.

Если нарушивший должностную инструкцию, трудовой договор и иные Правила отказывается в даче пояснений, то об этом факте составляется акт.

Замечание, как и выговор, объявляется приказом начальника. С тех пор официальная бумага подшивается в личное дело сотрудника. И нужно не забывать, что после второго дисциплинарного взыскания в течение года последует увольнение.

Предупреждение о неполном должностном соответствии – это угроза к увольнению. Как правило, работник «при исполнении» предупреждается в том, что он будет понижен по должности.

Ему будет предлагаться другие вакантные ставки, соответствующие его уровню образования и квалификации. Но что произойдет, если у работодателя не будет свободных вакансий? Тогда нерадивому сотруднику придется покинуть место работы.

Увольнение как один из видов дисциплинарной ответственности налагается в тех случаях, когда нарушение спровоцировало конфликт интересов, полное искажение данных, ошибки-расхождения в документах на 20 и более процентов, искажающие достоверные данные.

Увольнение из-за нарушения должностных инструкций производится по нескольким основаниям (статьям):

· Явка на работу в состоянии алкогольного и иного отравления;

· Хищение государственного имущества, в том числе на работе;

· Разглашение государственной тайны;

· Нарушение правил охраны труда, которое повлекло несчастный случай.

· Для «руководителей» однократное нарушение своих трудовых обязанностей.

Видео: Процедура

Служебная дисциплина на рабочем месте

Различные виды дисциплинарных взысканий стимулируют к грамотной работе госслужащих, ответственному подходу при принятии решений, которые входят в их компетенцию. Также они призывают к соблюдению норм общественного порядка и к дисциплине.

Четкие нормы распределения рабочего времени описываются в ТК и любое их неприятие может повлечь карательные меры со стороны вышестоящего начальства.

Служебная дисциплина регламентируется статьей 56. С точки зрения законодателей, это – обязательное условие для эффективного труда. Распорядок дня, перерывы на обед обсуждаются на уровне руководства и профсоюзных объединений, если таковые имеются, и закрепляются нормативными актами.

Естественно, что наряду с кнутом должен существовать и пряник. Поэтому в законодательстве предусматриваются различные виды поощрений.

Формы поощрения определяются самостоятельно представителем нанимателя (работодателя) и могут выглядеть следующим образом:

  • Награждение Благодарственной грамотой и выплата единовременного поощрения;
  • Присвоение почетных званий;
  • Награждение знаками отличия, орденами, медалями;
  • Вручение ценного подарка;
  • Иные формы поощрения.

Поощрения и награждения имеют психологический мотив, побуждают к положительным эмоциям. В тоже самое время, дисциплинарные виды ответственности говорят об обратном. Работодатель как бы косвенно сообщает, что он не доволен работой работника, его должностными и личностными характеристиками.

Ведь государственная служба – это то место занятости, где должны работать те, кто может подать хороший пример для других граждан России. Здесь должны работать «лучшие из лучших», настоящие профессионалы с безупречной автобиографией и исполнительским поведением.

Как получить лизинг? Подробнее тут.

Порядок применения дисциплинарных взысканий государственных служащих

Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентируется в статье 58 Закона о госслужбе.

Процедура делится на несколько этапов:

  • 1 этап. Требование написать письменное пояснение по нарушению.
  • 2 этап. Составление акта, если работник отказывается дать письменные и устные объяснения.
  • 3 этап. Проведение служебной проверки. При инициировании служебного расследования учитывается все обстоятельства: 1) тяжесть и степень вины; 2) умышленные или неумышленные действия; 3) события, которые отягчают положение и степень вины госслужащего; 4) факты, которые смягчают меры ответственности нарушителя.
  • 4 этап. Объявление дисциплинарного взыскания в виде акта (приказа), где указаны основания его применения.
  • 5 этап. При желании сотрудника происходит оспаривание правомерности возложенного должностного взыскания. Это действие инициируется в суде или обсуждается комиссией по индивидуальным трудовым спорам, которая создана при органе государственной власти.
  • 6 этап. Снятие должностного взыскания.

Сроки применения

Закон о государственной службе защищает лиц, замещающих должности госслужбы. Поэтому для объявления замечания, выговора и иных мер дается всего лишь один месяц. Эти 30 дней отсчитываются с момента документальной фиксации проступка (акта проверки).

Если работодатель (представитель нанимателя) не уложился в данный срок, то пусть пеняет на себя.

Иной порядок существует по проверкам финансово-хозяйственной деятельности. Если организацию проверил аудит, произошла ревизия, то для объявления дисциплинарного взыскание дается 2 года. В этот период не входят время, потраченное на судебные разбирательства.

В общем и целом, у работодателя есть 6 месяцев, чтобы приступить к карательным мерам. Из этого временного промежутка исключаются периоды временной нетрудоспособности работники, его отпуска.

Так что если государственный служащий находится в отпуске по уходу за ребёнком или на длительном больничном, то у работодателя нет возможностей его наказать «по всей строгости закона.

Срок действия дисциплинарного взыскания типа выговора или замечания – ровно год. Через год оно снимается с сотрудника. Никто не вправе наказывать работника еще раз за один и тот же проступок.

Какие нужны документы для лизинга автомобиля? Ответ по ссылке.

Что такое ускоренная амортизация при лизинге? Узнайте далее.

Дисциплинарные взыскания государственных служащих – это действенные методы борьбы с коррупцией, антиморальным поведением и несоблюдением Кодекса поведения, Правил внутреннего трудового распорядка. Любое лицо, принимающее на себя те или иные должностные обязанности, должно понимать меру ответственности за нарушения Законов.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2013, N 5

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ, НАЛАГАЕМЫЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Автор анализирует действующее законодательство, регулирующее виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих. На основе анализа практики применения дисциплинарной ответственности гражданских служащих выявляются проблемы, связанные с действующей системой дисциплинарных взысканий, и вносятся предложения о необходимости упорядочения и строгой регламентации дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих нормами закона.

Нормативное закрепление дисциплинарных взысканий

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) ответственность федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации как элемент их правового статуса устанавливается соответствующим видовым федеральным законом о государственной службе. Следовательно, перечень дисциплинарных взысканий в отношении государственных гражданских служащих должен устанавливаться Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012, далее — Закон N 79-ФЗ), в ч. 1 ст. 57 которого закреплены следующие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

При сравнении норм Закона N 79-ФЗ и норм Трудового кодекса РФ становится очевидным, что предусмотренные ими перечни дисциплинарных взысканий практически совпадают. Правда, для гражданских служащих предусмотрены такие специфические взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

Характер дисциплинарных взысканий

Анализ видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих, позволяет утверждать, что большинство из них носит моральный характер (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии), другие (освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение по основаниям, предусмотренным Законом N 79-ФЗ) — санкции, задерживающие должностной рост, выгодное перемещение по службе или лишающие возможности продолжать службу в данном органе.

Полагаем, что, руководствуясь принципом целесообразности дисциплинарной ответственности — одним из принципов юридической ответственности, моральными взысканиями не всегда можно добиться желаемой цели. Поэтому в отношении гражданских служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на гражданской службе или приобретенных за годы гражданской службы.

Такими взысканиями могут быть: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы. А. А. Гришковец предлагает ввести в качестве взыскания «вычет из времени службы», введение взыскания в виде «лишения на определенный срок права пользования ведомственным медицинским учреждением» [1]. Возможны и другие виды дисциплинарных взысканий, однако подобные взыскания должны носить материальный, а не моральный или служебный характер.

Так, по опыту демократических государств, большинство из закрепленных в законодательстве взысканий воздействует не только на сознание виновного, но и затрагивает имущественные или служебные интересы государственного служащего. К примеру, в законодательстве Германии установлено семь наказаний: выговор; денежный штраф; уменьшение оклада; перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим должностным окладом; увольнение со службы; сокращение пенсионного обеспечения; отказ в выплате пенсионного обеспечения. Аналогичные подходы существовали в законодательстве о государственной службе Российской империи. В частности, Устав о службе по определению от Правительства, входивший в Свод уставов о службе гражданской 1832 г., предусматривал возможность применения к чиновнику таких дисциплинарных взысканий, как вычет из жалования, перемещение с высшей должности на низшую, арест, вычет из времени службы (не мог быть более 1 года) и ряд других. Будет целесообразным законодательно закрепить деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание.

Перечень дисциплинарных взысканий — исчерпывающий

Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ не вправе устанавливать иные виды взысканий для гражданских служащих.

Однако в практике российской государственной службы известны случаи применения в неявной форме таких видов дисциплинарных взысканий, которые нормативно не закреплены. Например, Распоряжением Правительства РФ от 19.04.1997 N 537-р за неисполнение поручения отдельным государственным служащим было «поставлено на вид». Очевидно, что подобная формулировка содержит негативную оценку деятельности государственных служащих и фактически констатирует их неудовлетворительную работу, поэтому вполне может расцениваться как дисциплинарное взыскание. Однако такой вид дисциплинарного взыскания в законодательстве отсутствует.

Освобождение от замещаемой должности

Закон N 79-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 57) предусматривает ранее неизвестное дисциплинарное взыскание — освобождение от замещаемой должности. Следует отметить, что освобождение от замещаемой должности по смыслу данной нормы не тождественно увольнению с гражданской службы. С другой стороны, как справедливо отмечают Э. Г. Липатов и С. Е. Чаннов, освобождение от замещаемой должности не может предполагать перевод гражданского служащего на другую должность, поскольку перевод на другую должность не может применяться в качестве дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка [2]. По всей видимости, здесь следует руководствоваться указанием ч. 10 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, согласно которой при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Увольнение с гражданской службы

Особым дисциплинарным взысканием является увольнение с гражданской службы, которое в отличие от остальных мер дисциплинарной ответственности может применяться только в случаях, прямо установленных законом (ст. 37 Закона N 79-ФЗ):

— неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2 ч. 1 ст. 37);

— однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей (п. 3 ч. 1 ст. 37):

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

— принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 37);

— однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 37).

В то же время в п. 7.4.5 Приказа Минрегиона России от 26.05.2006 N 59 «Об утверждении Служебного распорядка Министерства регионального развития Российской Федерации» указан такой вид взыскания, как увольнение с гражданской службы, при этом основания увольнения не установлены, что прямо противоречит п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ. Аналогичная норма закреплена в п. 27.5 Приказа Росавтодора от 15.05.2006 N 20 «Об утверждении Служебного распорядка Федерального дорожного агентства» (ред. от 17.07.2007). Полагаем, что в подобного рода случаях применение дисциплинарного взыскания без указания оснований увольнения следует признать не соответствующим федеральному законодательству.

Применение дисциплинарных взысканий

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ). Вместе с тем необходимо учитывать, что если, несмотря на применение дисциплинарного взыскания, правонарушения (соответствующее действие или бездействие) продолжаются, то гражданский служащий может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе к нему может быть применено увольнение. Такое разъяснение дал Пленум Верховного Суда РФ по поводу применения аналогичной нормы ст. 193 ТК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», ред. от 28.09.2010).

Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя, причем он не связан необходимостью применять взыскания лишь в той последовательности, в какой они указаны в Законе N 79-ФЗ. Он может, руководствуясь принципами дисциплинарной ответственности государственных служащих, выбрать наиболее приемлемый вариант дисциплинарного взыскания. Несмотря на то что порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий устанавливается ст. 58 Закона N 79-ФЗ, привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности продолжает регулироваться и нормами трудового законодательства, что «явно не согласуется с реально складывающимся административно-правовым статусом государственных служащих, который постепенно утверждается в России» [3, с. 23].

Проблема административного усмотрения

В отличие от других видов юридической ответственности, где санкция за совершенное правонарушение неотвратима, по поводу дисциплинарной ответственности вопрос о неотвратимости наказания — в ведении представителя нанимателя. Об этом свидетельствует формулировка ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ, что дисциплинарное взыскание «может быть применено». На усмотрение руководителя закон относит и решение вопроса — какую избрать меру ответственности из пяти, которые закреплены в ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ, поскольку в дисциплинарном законодательстве нет перечня дисциплинарных проступков и мер ответственности за их совершение.

Согласимся с мнением В. М. Манохина, что сфера усмотрения у руководителя государственного органа слишком пространна [4], в связи с чем полагаем, следует законодательно сузить возможность руководителя решать вопрос о дисциплинарной ответственности лишь на свое усмотрение. Во-первых, необходимо заменить формулировку Закона «может. » на «влечет», что уже возведет в принцип неотвратимость дисциплинарной ответственности, законодательно закрепив, что руководитель, не возбуждающий такое производство, сам должен нести за это дисциплинарную ответственность, во-вторых, следует развивать законодательство о дисциплинарной ответственности с целью создания и пополнения перечня дисциплинарных проступков и конкретных санкций за определенные проступки. Это важно для того, чтобы заведомо, то есть до привлечения к дисциплинарной ответственности, были известны меры за конкретные проступки.

Отдельные ученые в области трудового права отмечают, что порой представители нанимателя, другие должностные лица делают неправильный вывод о том, что каждое нарушение трудовой дисциплины непременно должно повлечь за собой дисциплинарное взыскание. При этом Ю. Н. Полетаев считает, что принцип неотвратимости ответственности не должен сводиться только к дисциплинарным взысканиям. Возможно применение к нарушителю служебной дисциплины и неформальных социально-психологических санкций (устные замечания, разъяснения, внушение и т. п.) [3].

К сожалению, формулировка ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ позволяет трактовать ее таким образом, что дисциплинарные взыскания могут применяться лишь к отдельным недобросовестным гражданским служащим, а представитель нанимателя вправе вообще отказаться от привлечения нарушителя к ответственности.

. внести изменения в законодательство

В Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» внести следующие дополнения и изменения:

1. Дополнить ч. 1 ст. 57, включив в перечень дисциплинарных взысканий следующие меры: «сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы».

2. Дополнить ст. 57 положением, устанавливающим деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что «за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание».

3. Часть 2 ст. 57 изложить в следующей редакции: «Каждый дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя, не возбуждающий дисциплинарное производство, несет за это дисциплинарную ответственность».

Полагаем, что метод убеждения не всегда оказывается действенным, более того, большинство дисциплинарных взысканий носит моральный характер. Поэтому, руководствуясь необходимостью учитывать принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности гражданских служащих, считаем необходимым законодательно закрепить положение о том, что за совершение государственным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя обязан применить в отношении него дисциплинарное взыскание.

По общим правилам при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться степень тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение гражданского служащего (ч. 3 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). На наш взгляд, представляется целесообразным нормативное законодательное урегулирование перечня обстоятельств, смягчающих дисциплинарную ответственность гражданского служащего, и исчерпывающего перечня обстоятельств, ее отягчающих.

Кроме того, если вследствие дисциплинарного проступка был причинен материальный ущерб, то помимо дисциплинарного взыскания на причинителя вреда может быть возложена обязанность возместить (частично или полностью) этот ущерб (материальная ответственность). Если в совершенном дисциплинарном проступке присутствуют признаки преступления или административного нарушения (например, хищение, растрата и т. п.), то дисциплинарная ответственность может сочетаться с уголовной или административной.

В период предупреждения о расторжении служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона N 79-ФЗ) последний может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, поскольку его служебные отношения прекращаются лишь по истечении срока предупреждения.

Временное отстранение от замещаемой должности

Не является дисциплинарным взысканием временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, которое согласно ч. 7 ст. 59 Закона N 79-ФЗ производится представителем нанимателя на время проведения служебной проверки. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обеспечительной мерой и применяется в предупредительных целях. Представитель нанимателя использует ее, когда существует опасность продолжения противоправной деятельности гражданским служащим с использованием должностного положения или когда он может воспрепятствовать установлению по дисциплинарному делу объективной истины (например, уничтожит или изменит содержание тех или иных документов, окажет психическое воздействие на подчиненных по службе с целью дачи последними благоприятных для него объяснений и т. д.). Проведение служебной проверки и временное отстранение на этот период гражданского служащего от должности не влекут за собой правовых последствий, если будет установлена правомерность действий (бездействия) гражданского служащего.

Совершенствование дисциплинарной ответственности

Привлечение к дисциплинарной ответственности существенно затрагивает права государственных гражданских служащих и влечет наступление для них неблагоприятных правовых последствий, поэтому оно нуждается в дальнейшем упорядочении и строгой регламентации нормами закона. К сожалению, идея подготовки и принятия Кодекса государственной службы Российской Федерации отодвинута на второй план, в связи с чем первоочередной задачей, на наш взгляд, является принятие Федерального закона «О дисциплинарной ответственности государственных служащих Российской Федерации», а в перспективе — Дисциплинарного кодекса Российской Федерации, который регулировал бы отношения в сфере дисциплинарного принуждения, ответственности и производства.

1. Гришковец А. А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 12. С. 52.

2. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

3. Полетаев Ю. Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. С. 23.

4. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 166.

5. Старилов Ю. Н. К вопросу о публично-правовом характере института государственной службы // Правоведение. 1997. N 1. С. 16.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Всю сферу деятельности людей можно условно разделить на:

  • производящие материальные блага;
  • оказание услуг;
  • занятия культурой и спортом;
  • помощь государству обеспечить конституционный строй, обеспечить правопорядок, защищающие социальные и имущественные права граждан.

Государственные служащие – должностные лица, исполняющие служебные обязанности, направленные на управление, охрану и поддержание правопорядка.

Выделяют государственных служащих федерального уровня и гражданских, получающих соответственно денежное вознаграждение из федерального или регионального бюджета.

Даже из определения понятно, что это люди, стоящие на службе государства.

Трудовым кодексом регулируются основные нормы правоотношений между работодателем и наемными работниками.

За ненадлежащим образом исполненное трудовое задание или нарушение дисциплины, работник, согласно ст. 192 ТК РФ, может быть привлечен к дисциплинарному взысканию, в зависимости от степени тяжести проступка, последствий для предприятия и остальных работников, на усмотрение работодателя в виде:

  • объявления замечания;
  • вынесения выговора;
  • при неоднократных или особо грубых нарушениях вплоть до увольнения с указаниями причины расторжения трудового договора в трудовой книжке, что может повлиять на дальнейшее трудоустройство и судьбу провинившегося сотрудника.

При этом в пятой части ст. 189 ТК РФ дается оговорка, что для отдельных категорий работников применяются нормы, установленными другими федеральными законами.

Часть 3 ст. 192 ТК, перечисляющая возможные виды взысканий, в то же время говорит о возможности применения других видов наказания, предусмотренные уставами, положениями о дисциплине и федеральными законами.

Выбирая один из методов дисциплинарного взыскания, руководитель должен учесть тяжесть совершенного действия и обстоятельства, при которых человек поступил именно таких образом.

Государственных служащих законодатель относит именно к отдельной категории работников, на которых распространяется действие Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, одобренного Советом Федерации «15» июля 2004 года и вступившим в действие с «27» июля 2004 года (далее по тексту ФЗ № 79).

В главе 12 ФЗ № 79 рассмотрены вопросы:

  • о требованиях служебной дисциплины конкретно от лиц, являющихся служащими государству;
  • какие возможно применить дисциплинарные взыскания;
  • порядок, в каком может быть наложено дисциплинарное взыскание и его снятие.

Остановимся подробнее на теме как возможно привлечь к дисциплинарной ответственности госслужащих, и отличием от взысканий, допустимых для работников общей производственной сферы.

Основания, дающие повод наложить дисциплинарное взыскание

Согласно нормам трудового законодательства:

  • неисполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, обусловленных трудовым договором;
  • нарушение режима рабочего графика организации;
  • совершение аморального поступка;
  • опоздания, прогулы;
  • нахождение на работе в состоянии алкогольного (наркотического, токсического опьянения);
  • другие причины, позволяющие работодателю уволить работника, оговоренные в ст. 81 ТК РФ, могут быть основанием для дисциплинарного наказания в мягкой форме – в виде замечания, и считающимся более строгим видом дисциплинарного взыскания – объявлением выговора.

Обратившись к ст. 56 ФЗ № 79, дающей определение о служебной дисциплине лица, находящегося на гражданской службе, можно сделать вывод, что нарушение этих требований повлечет дисциплинарное взыскание.

Для лиц, являющихся государственными служащими обязательное требование – соблюдение распорядка государственного органа, в котором они служат.

По аналогии с работниками всех производственных сфер за нарушение служебного распорядка, регламентирующего время работы и отдыха, утвержденного представителем нанимателя с учетом выборного профсоюзного органа данной государственной организации, государственного служащего можно привлечь к дисциплинарному наказанию.

Статьей 57 ФЗ № 79 на законодательном уровне утверждены взыскания, какие наниматель имеет право применить к служащему в случае, когда тот уклоняется от исполнения, либо исполняет возложенные на него служебные обязанности недобросовестно.

Согласно части пятой ст. 57 ФЗ № 79, одной из мер дисциплинарного взыскания, применяемого к лицу, являющемуся государственным служащим может быть увольнение по основаниям:

  • установления неоднократного уклонения от исполнения служебных обязанностей, без имеющихся уважительных причин и уже привлекавшегося ранее к дисциплинарным наказаниям;
  • грубого нарушения дисциплины, выраженного отсутствием в организации, где он несет службу более четырех часов, приравнивающегося к прогулу или появление в государственном органе в состоянии опьянения (алкогольного, под воздействием наркотиков или токсических веществ);
  • разглашение сведений, ставших ему известными по роду службы и представляющих государственную, охраняемую федеральным законом тайну, другую служебную информацию;
  • хищение государственного или чужого имущества, аналогично в случае преднамеренного его уничтожения или порчи, на основание вступившего в законную силу приговора суда, после проведенных следственных мероприятий, установивших и доказавших вину конкретного лица или постановления органа, имеющего полномочия рассматривать административные правонарушения, после проведения соответствующего служебного расследования;
  • нарушения требований охраны профессиональной деятельности, повлекшее неотвратимые последствия для организации (аварию, несчастный случай, катастрофу) и поставившее под угрозу жизнь и здоровье других людей;
  • в случае принятие государственным служащим, занимающем руководящую должность решений, вследствие которых был нанесен имущественный вред государственному органу в целом, либо имущество было использовано не по назначению (в корыстных целях личной наживы);
  • нарушение государственным служащим категории «руководитель» законодательства РФ или своих непосредственных обязанностей, в соответствии с занимаемой должностью, повлекшего причинение вреда государственному органу.

Как видим, основания, для наложения дисциплинарного наказания государственному служащему аналогичны тем, что приведены в Трудовом кодексе РФ.

В ФЗ № 79 они конкретизированы для лиц, несущих именно государственную службу.

В какие сроки, возможно, привлечь к дисциплинарному наказанию

В ст. 58 ФЗ № 79, с последними изменениями, вступившими в законную силу с «01» января 2017 года, приводится порядок действий, которому необходимо следовать при наложении и для снятия дисциплинарного взыскания.

Нужно отметить, что эти правила также мало чем отличаются от установленных норм в трудовом законодательстве.

1. Для возможности применить дисциплинарное взыскание должно быть затребовано письменное объяснение от государственного служащего о причинах, побудивших его нарушить служебную дисциплину, установленную в государственном органе, либо сложившейся ситуации, являющейся основанием для дисциплинарного наказания.

На предоставление оправдательных документов и написание пояснений дается два дня.

Отказ от дачи объяснения не является препятствием для того, чтобы наниматель мог наложить взыскание, однако должным образом в таком случае нужно составить акт за подписью нескольких человек (служащих в этом же государственном органе).

2. По факту дисциплинарного нарушения обязательно должна быть проведена служебная проверка, в результате которой необходимо:

  • установить факт совершения дисциплинарного нарушения со стороны служащего;
  • найти или опровергнуть доказательства вины конкретного человека;
  • проанализировать причины, способствующие дисциплинарному правонарушению;
  • сделать объективную оценку вреда, нанесенного организации, коллегам или другим людям в результате проступка государственного служащего;
  • поскольку служебное расследование должно быть проведено по решению представительного органа нанимателя (в случае подозрения на нарушение служебной дисциплины или невыполнением обязанностей государственного служащего) или заявления письменного самого госслужащего, во втором случае важно проверить обстоятельства, послужившие причиной такого заявления.

Служебное расследование не может длиться бесконечно долго, поскольку на основание сделанных резолюций, с учетом тяжести дисциплинарного проступка, обстоятельств, побудивших человека его совершить, степени вины, характеристики его прошлого опыта работы, взыскание может быть наложено не позже чем через месяц после того, как стал известен факт нарушения.

3. Привлекают к дисциплинарной ответственности сразу после завершения служебного расследования дисциплинарного проступка, но, если человек находится в очередном ежегодном (по уходу за детьми и другом) отпуске, или на лечении, то есть по уважительным причинам отсутствует на службе, необходимо дождаться его выхода.

4. Должно быть учтено, что если с момента дисциплинарного нарушения прошло более полугода, нельзя привлечь к ответственности и возложить на государственного служащего дисциплинарное взыскание.

Исключения составляют лишь финансовые нарушения, выявленные в ходе проводимой проверки аудиторскими организациями или деятельности государственного органа в целом, дающие право привлечь к ответственности, если не прошло двух лет с момента нарушения.

В случаях возбуждения уголовных дел и проводимых расследований следственными органами, эти сроки не включаются в период времени, ограниченный для возможности наложить дисциплинарное наказание.

5. Применение дисциплинарного взыскания оформляется актом, копия которого должна быть выдана на руки заинтересованному лицу (в отношении кого наложено взыскание) не позже пяти дней со дня его составления.

6. В случае несогласия с мотивировкой привлечения к дисциплинарной ответственности или мерами, примененными к нему, государственный служащий имеет право обжаловать данное решение в комиссию, созданную в государственном органе для решения служебных споров или непосредственно в суд.

7. Срок действия взыскания согласно восьмой части ст. 57 ФЗ № 79 – один год со дня его применения.

В случае, когда нет новых нарушений за этот промежуток времени, считается, что дисциплинарных взысканий у служащего нет.

8. По своей инициативе, либо письменным ходатайствам непосредственного руководителя, профсоюзного органа, заявления самого государственного служащего, наниматель, учитывая дальнейшее после взыскания поведение и отношение к работе государственного служащего, может досрочно снять действующее взыскание, издав соответствующее распоряжение.

Виды дисциплинарных взысканий, применяемые к государственным служащим

Человека, находящегося на службе государства за дисциплинарные нарушения можно привлечь к ответственности и наложить дисциплинарные взыскания, так же как и простого работника:

  • сделав замечание;
  • объявив выговор;
  • уволить с гражданской службы при неоднократных дисциплинарных нарушениях, или оговоренных основаниях в ст. 37 ФЗ № 79, дающих право нанимателю при однократном грубом нарушении служебных обязанностей или норм служебного поведения.

Кроме вышеуказанных видов, государственному служащему можно вынести предупреждение о неполном должностном соответствии, что чревато его продвижению по служебной лестнице.

Принцип применения мер дисциплинарного взыскания

В каждом конкретном случае, в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка, данных объяснений, последствий нарушений, допущенных государственным служащим, нанимателем принимается решение о применении от самой безобидной из мер дисциплинарного взыскания – замечания, до увольнения.

Понятно, что за опоздание на 10 – 15 минут один раз, человека не уволят, могут обойтись замечанием или объявить выговор.

В случае же появления в нетрезвом виде в государственном органе, служащего можно уволить и за однократный проступок.

Предупреждение о неполном должностном соответствии выносится обычно при нарушениях, связанных с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.

Еще по теме:

  • Ст 137 ук рф врачебная тайна Какова ответственность за нарушение врачебной тайны? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. К сведениям, […]
  • Как начислить таможенный ндс Как начислить НДС при импорте Ольга Цибизова заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина России В этом решении: Уплата НДС на таможне Освобождение от […]
  • Фз-44 статья 61 44 фз в таблицах и схемах ст. 61-114 § 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок. Статья 72. Проведение запроса котировок. Статья 73. […]
  • Ст 141 2 коап рф Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (ст.ст. 14.1 - 14.64) Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Психиатрическая экспертиза на дому Судебно-психиатрическая экспертиза Здравствуйте, я ухаживали 3,5 года за пожилой женщиной.В знак моего хорошего отношения она сделала мне дарственную на дом.Потом появилась дочь, которая […]