Договор хранения транспортного средства на автомобильной стоянке

Рубрики Публикации

Что учесть при заключении договора хранения автомобиля на платной стоянке?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Гражданин (потребитель), имеющий намерение заказать услугу по хранению автотранспортных средств на автостоянках для личных, семейных, домашних и иных нужд, вправе обратиться к исполнителю — организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающему услуги по хранению автотранспортных средств, для заключения договора (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795).

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю полную и достоверную информацию об оказываемых услугах.

Информация доводится до сведения потребителей в наглядной форме (информационные стенды, объявления и т.п.), должна находиться в удобном для обозрения месте и обязательно содержать в том числе (п. 4 Правил):

1) перечень оказываемых основных и дополнительных услуг;

2) правила пользования автостоянкой, правила оказания услуг автостоянок, правила техники безопасности, противопожарные, санитарные и иные правила;

3) реквизиты нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги;

4) цены на основные и дополнительные услуги;

5) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг;

6) образцы договоров, актов, сохранных расписок и других документов, удостоверяющих прием и выдачу автомототранспортного средства исполнителем и оплату услуг потребителем;

7) адрес и номер телефона исполнителя, включая подразделение (уполномоченное лицо), осуществляющее прием претензий;

8) режим работы автостоянки;

9) адрес и номер телефона подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления (если такое подразделение имеется).

Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей услуге сведения.

Порядок заключения договора хранения автомобиля

Услуга по хранению транспортного средства оказывается исполнителем по предварительной заявке или без нее. При этом заявка может быть подана потребителем в письменной или иной форме.

Исполнитель назначает потребителю дату и время заключения договора. Если потребитель в назначенное время не прибыл для заключения договора, то его обслуживание осуществляется в порядке общей очереди (п. 8 Правил).

Форма и условия договора хранения автомобиля

Договор заключается в простой письменной форме. Письменная форма соблюдена, если исполнитель выдал потребителю расписку о том, что автомобиль передан на хранение. Помимо расписки к договору приравнивается квитанция или иной документ, который удостоверяет прием автомобиля (п. п. 1, 2 ст. 887 ГК РФ).

Договор должен содержать следующие сведения (п. 10 Правил):

1) наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя либо Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, сведения о его государственной регистрации;

2) Ф.И.О., номер телефона и адрес потребителя;

3) дату заключения договора, срок хранения автомобиля. В договоре могут быть также предусмотрены сроки отдельных этапов оказания услуг (промежуточные сроки);

4) цену услуги по хранению автомобиля, цены дополнительных услуг, оказываемых за плату, а также форму и порядок их оплаты;

5) марку, модель и государственный регистрационный знак автомобиля, принимаемого на хранение;

6) цену автомобиля, определяемую по соглашению сторон;

7) условия хранения автомобиля;

8) порядок приема и выдачи автомобиля;

9) должность, Ф.И.О. уполномоченного работника исполнителя, оформляющего договор, его подпись, а также подпись потребителя;

10) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.

Оформление пропуска на автостоянку

Если договором предусмотрена возможность многократных въездов на автостоянку и выездов с нее, при заключении договора оформляется постоянный пропуск, в котором указываются марка, модель и государственный регистрационный знак автомобиля, номер места на автостоянке, срок действия пропуска.

Если постановка автомобиля на автостоянку осуществляется кратковременно и разово (на срок не более одних суток), при заключении договора потребителю выдают соответствующий документ (сохранную расписку, квитанцию и т.п.) с указанием государственного регистрационного знака автомобиля. Копия указанного документа остается у исполнителя (п. п. 11, 12 Правил).

Действия потребителя при хищении или повреждении автомобиля на автостоянке

В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомобиля, произошедших во время хранения его на автостоянке, исполнитель обязан по требованию потребителя составить соответствующий акт, который подписывается потребителем и уполномоченным работником исполнителя. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя (п. 22 Правил).

Помимо этого, следует сразу же сообщить о происшествии в полицию.

Оценку ущерба осуществляет оценочная организация. Осмотр автомобиля экспертом оговаривается заранее, о сроках проведения экспертного осмотра исполнителя следует уведомить телеграммой или заказным письмом с уведомлением. Если представители автостоянки не явились на осмотр при должном уведомлении, осмотр может быть произведен без них.

Действия по возмещению ущерба

После определения суммы ущерба вы вправе обратиться к руководителю автостоянки с претензией о возмещении ущерба, причиненного автомобилю, либо убытков, связанных с его угоном, а также расходов на проведение экспертизы (ст. ст. 13, 29 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). В случае неудовлетворения ваших требований добровольно вы вправе обратиться с иском в суд.

Договор хранения автомобиля на стоянке: образец оформления

Деятельность относительно хранения автомобилей на стоянке регламентируется положениями Гражданского кодекса РФ, а также специализированными актами — Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 795 от 17 ноября 2001 года.

По длительности хранения автостоянки различаются на:

  • долгосрочные — хранение транспортного средства осуществляется на постоянной основе и предусмотрено для лиц, проживающих в соответствующем населенном пункте;
  • сезонные — предназначены для временного хранения автомобилей в зонах отдыха;
  • дневные — преимущественно соответствующие стоянки расположены при вокзалах, портах, спортивных, торговых, зрелищных учреждениях и в местах массового отдыха;
  • ночные — предусмотрены для временного хранения транспортных средств на тупиковых и малонагруженных улицах.

Лицо (заказчик), которое имеет намерение воспользоваться услугой по хранению автомобиля на стоянке для личных, семейных и других нужд должен обратиться к исполнителю — учреждению или индивидуальному предпринимателю, которые оказывают услуги в сфере хранения автотранспортных средств, для заключения специального договора.

Особенности договора

Исполнитель до официального заключения договора на стоянку транспортного средства обязан предоставить потенциальному клиенту полную и достоверную информацию о соответствующих услугах. Сведения должны быть представлены в наглядной форме (информационные стенды, объявления и т.д), должна располагаться в удобном для обозрения месте и обязательно содержать следующие материалы:

  • список оказываемых главных и вспомогательных услуг;
  • нормы пользования стоянкой, требования относительно техники безопасности, а также противопожарные и санитарные постановления;
  • реквизиты правовых документов, правила которых должны соответствовать оказываемой услуге;
  • стоимость главного и вспомогательного сервиса;
  • список категорий клиентов, которые могут рассчитывать на получение льгот;
  • бланки договоров, актов, сохранных доверенностей и другой документации, подтверждающие прием и передачу транспортного средства исполнителем и своевременную оплату услуг;
  • текущий адрес и номер телефона исполнителя, включая филиал (уполномоченный гражданин), который реализовывает прием претензий;
  • режим работы стоянки;
  • адрес и номер телефона горячей линии организации по защите прав потребителей службы областного самоуправления.

Как составить?

Заключить договор на стоянку транспортного средства возможно по предварительной заявке или без нее, которая может быть подана потенциальным клиентом в простой письменной или другой форме. После того как соответствующая заявка будет рассмотрена, исполнитель назначает потребителю дату и время оформления документа. Если потребитель пропустил назначенное время, дальнейшее обслуживание будет реализовываться в порядке общей очередности.

Унифицированного образца договора хранения на законодательном уровне не предусмотрено. Соглашение на стоянку транспортного средства должно оформлять в 2 экземплярах — один хранится у потребителя, второй — у исполнителя.

Содержание договора хранения автомобиля на стоянке:

  • предмет договора — дата оформления документа;
  • существенные условия соглашения о хранении автомобиля — срок хранения транспортного средства и промежуточные сроки;
  • права и обязанности представителей автостоянки;
  • права и обязанности владельца авто;
  • размер и процедура уплаты услуг стоянки;
  • гарантии и ответственность сторон сделки — марка, модель и общегосударственный номер регистрирования, а также общая стоимость машины;
  • срок действия настоящего договора;
  • дополнительные положения;
  • юридические адреса, полные реквизиты и подписи участников договора хранения автомобиля — ФИО, наименование организации, текущий адрес регистрации и т.д.

Между юридическими лицами

Аналогичные действия предпринимаются при заключении договора на стоянку транспортного средства между юридическими лицами. В этом случае предпочтение отдается многократному въезду на стоянку и выезду с нее. Для этого оформляется специальный пропуск, в котором указываются следующие обязательные данные:

  • марка и модель автомобиля;
  • общегосударственный регистрационный знак;
  • номер места на стоянке;
  • максимальный срок действия пропуска.

Условия оплаты

Порядок и условия оплаты услуг по договору на стоянку транспортного средства осуществляются в соответствии с общепринятыми правилами, а именно по тарифам, утвержденным в регламентированном порядке с использованием кассового чека, вне зависимости от срока эксплуатации автостоянки. Обычно размер вознаграждения составляет не более 80 рублей в сутки, включая 18% НДС — 12, 20 рублей.

Оплата сервисных услуг должна производиться до десятого числа текущего месяца. В последний день календарного месяца участники сделки заверяют своими подписями договор об оказании услуг и устанавливают состояние взаиморасчетов. В соответствии с 169 статьей Налогового кодекса и Постановлением Правительства РФ, по окончании календарного месяца предоставления услуг исполнитель отправляет заказчику документ исполненных работ и счет-фактуру. При несвоевременной оплате оказанных услуг исполнитель вправе расторгнуть договор на стоянку транспортного средства в одностороннем порядке с 10 числа предстоящего месяца.

Важно! Оплата за кратковременное хранение (в течение суток) осуществляется сразу при приеме автомобильного средства на стоянку.

Обязанности сторон

Обязанности заказчика:

  • ежемесячно оплачивать исполнителю денежное вознаграждение за оказанные услуги;
  • эксплуатировать только предоставленное исполнителем место для стоянки транспортного средства;
  • при возникновении аварийных ситуаций на парковочной территории немедленно принимать меры по их устранению и своевременно ставить в известность о случившемся администрацию стоянки;
  • заблаговременно извещать исполнителя (не позднее, чем за 7 суток) об освобождении парковочного места;
  • при въезде на территорию стоянки предъявлять паспорт гражданина РФ и высаживать пассажиров;
  • не осуществлять разборку и ремонтные работы автомобиля на соответствующей территории;
  • соблюдать нормы по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и правилам дорожного движения.

Обязательства исполнителя:

  • принимать конкретный автомобиль на хранение и осуществлять его выдачу законному владельцу на протяжении всего срока действия договора;
  • обеспечивать охрану указанному транспорту с целью недопущения его порчи, гибели, раскомплектования и другого причинения имущественного вреда автовладельцу;
  • оформить по требованию собственника соответствующий акт об утрате (угоне), повреждении или нарушении комплектности автомобиля, произошедших во время его нахождения на стоянке;
  • нести полную имущественную ответственность за ущерб, причиненный авто;
  • предоставить пропуск на посещение стоянки, на установленный договором срок;
  • в случае нужды осуществлять чрезвычайные расходы только при получении согласия собственника транспортного средства.

Оцениванием нанесенного ущерба занимается специализированная организация. Уполномоченные лица осуществляют независимую экспертизу, о сроках проведения которой исполнителя заранее уведомляют телеграммой или заказным письмом с уведомлением. Если администрация стоянки проигнорировала экспертный осмотр автомобиля, он будет произведен без их участия.

Ответственность

За ненадлежащее исполнение обязательств по договору на стоянку автомобиля стороны сделки будут нести ответственность, которая регламентирована действующими законодательными актами Российской Федерации. Также в положения документа возможно включить определенные обстоятельства, при наступлении которых будет возникать ответственность разной степени.

Согласно Правилам хранения автомобиля на стоянке, установленные Постановлением Правительства РФ, администрация автостоянки обязана гарантировать полную сохранность транспортных средств. В соответствии с 950 статьей ГК РФ, в случае исчезновения или повреждения машины стоянка будет нести ответственность на общепринятых правилах. При исчезновении — представители автомобильной стоянки будут обязаны возместить полную стоимость автомобиля, при повреждении — выплачивается сумма, на которую снизилась ее общая цена.

Если при хранении транспорта на стоянке был причинен ущерб, следует вызвать сотрудников ГАИ и настаивать на регистрировании дорожно-транспортного происшествия. Это необходимо для того, чтобы получить возмещение ущерба. В качестве доказательства, что в течение конкретного временного отрезка автомобиль находился на стоянке, потребуется приложить заключенный договор.

Ответственность заказчика возникает в случае нарушений прав и обязанностей, установленных в настоящем договоре. Исполнитель на законных основаниях будет иметь право потребовать от клиента оплаты пени в размере 0,5 % за каждый день.

Образец договора на стоянку транспортного средства

Как составление договора на стоянку транспортного средства, так и его расторжение возможно по инициативе одной из сторон сделки. Если в течение исполнения договорных обязательств между участниками возникли разногласия или претензии, то ситуация может быть урегулирована следующими способами:

  • путем мирного соглашения.Сторона, имеющая претензии относительно действий другой стороны, должна направить письменную претензию, которая согласно правовым актам РФ, будет рассмотрена в течение 30 дней;
  • путем судебных разбирательств. Если жалоба была проигнорирована или полученный ответ не удовлетворяет требования сторон сделки, соответственно заказчик/исполнитель вправе направить исковое заявление в судебную инстанцию.

В соответствии с общепринятыми правилами, подобные делопроизводства рассматриваются в Арбитражном суде по месту регистрирования ответчика. Судебная комиссия будет принимать решение на основании положений заключенного соглашения на стоянку транспортного средства.

Договор хранения автомобиля на стоянке: образец оформления

Деятельность относительно хранения автомобилей на стоянке регламентируется положениями Гражданского кодекса РФ, а также специализированными актами — Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 795 от 17 ноября 2001 года.

По длительности хранения автостоянки различаются на:

  • долгосрочные — хранение транспортного средства осуществляется на постоянной основе и предусмотрено для лиц, проживающих в соответствующем населенном пункте;
  • сезонные — предназначены для временного хранения автомобилей в зонах отдыха;
  • дневные — преимущественно соответствующие стоянки расположены при вокзалах, портах, спортивных, торговых, зрелищных учреждениях и в местах массового отдыха;
  • ночные — предусмотрены для временного хранения транспортных средств на тупиковых и малонагруженных улицах.

Лицо (заказчик), которое имеет намерение воспользоваться услугой по хранению автомобиля на стоянке для личных, семейных и других нужд должен обратиться к исполнителю — учреждению или индивидуальному предпринимателю, которые оказывают услуги в сфере хранения автотранспортных средств, для заключения специального договора.

Особенности договора

Исполнитель до официального заключения договора на стоянку транспортного средства обязан предоставить потенциальному клиенту полную и достоверную информацию о соответствующих услугах. Сведения должны быть представлены в наглядной форме (информационные стенды, объявления и т.д), должна располагаться в удобном для обозрения месте и обязательно содержать следующие материалы:

  • список оказываемых главных и вспомогательных услуг;
  • нормы пользования стоянкой, требования относительно техники безопасности, а также противопожарные и санитарные постановления;
  • реквизиты правовых документов, правила которых должны соответствовать оказываемой услуге;
  • стоимость главного и вспомогательного сервиса;
  • список категорий клиентов, которые могут рассчитывать на получение льгот;
  • бланки договоров, актов, сохранных доверенностей и другой документации, подтверждающие прием и передачу транспортного средства исполнителем и своевременную оплату услуг;
  • текущий адрес и номер телефона исполнителя, включая филиал (уполномоченный гражданин), который реализовывает прием претензий;
  • режим работы стоянки;
  • адрес и номер телефона горячей линии организации по защите прав потребителей службы областного самоуправления.

Как составить?

Заключить договор на стоянку транспортного средства возможно по предварительной заявке или без нее, которая может быть подана потенциальным клиентом в простой письменной или другой форме. После того как соответствующая заявка будет рассмотрена, исполнитель назначает потребителю дату и время оформления документа. Если потребитель пропустил назначенное время, дальнейшее обслуживание будет реализовываться в порядке общей очередности.

Унифицированного образца договора хранения на законодательном уровне не предусмотрено. Соглашение на стоянку транспортного средства должно оформлять в 2 экземплярах — один хранится у потребителя, второй — у исполнителя.

Содержание договора хранения автомобиля на стоянке:

  • предмет договора — дата оформления документа;
  • существенные условия соглашения о хранении автомобиля — срок хранения транспортного средства и промежуточные сроки;
  • права и обязанности представителей автостоянки;
  • права и обязанности владельца авто;
  • размер и процедура уплаты услуг стоянки;
  • гарантии и ответственность сторон сделки — марка, модель и общегосударственный номер регистрирования, а также общая стоимость машины;
  • срок действия настоящего договора;
  • дополнительные положения;
  • юридические адреса, полные реквизиты и подписи участников договора хранения автомобиля — ФИО, наименование организации, текущий адрес регистрации и т.д.

Между юридическими лицами

Аналогичные действия предпринимаются при заключении договора на стоянку транспортного средства между юридическими лицами. В этом случае предпочтение отдается многократному въезду на стоянку и выезду с нее. Для этого оформляется специальный пропуск, в котором указываются следующие обязательные данные:

  • марка и модель автомобиля;
  • общегосударственный регистрационный знак;
  • номер места на стоянке;
  • максимальный срок действия пропуска.

Условия оплаты

Порядок и условия оплаты услуг по договору на стоянку транспортного средства осуществляются в соответствии с общепринятыми правилами, а именно по тарифам, утвержденным в регламентированном порядке с использованием кассового чека, вне зависимости от срока эксплуатации автостоянки. Обычно размер вознаграждения составляет не более 80 рублей в сутки, включая 18% НДС — 12, 20 рублей.

Оплата сервисных услуг должна производиться до десятого числа текущего месяца. В последний день календарного месяца участники сделки заверяют своими подписями договор об оказании услуг и устанавливают состояние взаиморасчетов. В соответствии с 169 статьей Налогового кодекса и Постановлением Правительства РФ, по окончании календарного месяца предоставления услуг исполнитель отправляет заказчику документ исполненных работ и счет-фактуру. При несвоевременной оплате оказанных услуг исполнитель вправе расторгнуть договор на стоянку транспортного средства в одностороннем порядке с 10 числа предстоящего месяца.

Важно! Оплата за кратковременное хранение (в течение суток) осуществляется сразу при приеме автомобильного средства на стоянку.

Обязанности сторон

Обязанности заказчика:

  • ежемесячно оплачивать исполнителю денежное вознаграждение за оказанные услуги;
  • эксплуатировать только предоставленное исполнителем место для стоянки транспортного средства;
  • при возникновении аварийных ситуаций на парковочной территории немедленно принимать меры по их устранению и своевременно ставить в известность о случившемся администрацию стоянки;
  • заблаговременно извещать исполнителя (не позднее, чем за 7 суток) об освобождении парковочного места;
  • при въезде на территорию стоянки предъявлять паспорт гражданина РФ и высаживать пассажиров;
  • не осуществлять разборку и ремонтные работы автомобиля на соответствующей территории;
  • соблюдать нормы по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и правилам дорожного движения.

Обязательства исполнителя:

  • принимать конкретный автомобиль на хранение и осуществлять его выдачу законному владельцу на протяжении всего срока действия договора;
  • обеспечивать охрану указанному транспорту с целью недопущения его порчи, гибели, раскомплектования и другого причинения имущественного вреда автовладельцу;
  • оформить по требованию собственника соответствующий акт об утрате (угоне), повреждении или нарушении комплектности автомобиля, произошедших во время его нахождения на стоянке;
  • нести полную имущественную ответственность за ущерб, причиненный авто;
  • предоставить пропуск на посещение стоянки, на установленный договором срок;
  • в случае нужды осуществлять чрезвычайные расходы только при получении согласия собственника транспортного средства.

Оцениванием нанесенного ущерба занимается специализированная организация. Уполномоченные лица осуществляют независимую экспертизу, о сроках проведения которой исполнителя заранее уведомляют телеграммой или заказным письмом с уведомлением. Если администрация стоянки проигнорировала экспертный осмотр автомобиля, он будет произведен без их участия.

Ответственность

За ненадлежащее исполнение обязательств по договору на стоянку автомобиля стороны сделки будут нести ответственность, которая регламентирована действующими законодательными актами Российской Федерации. Также в положения документа возможно включить определенные обстоятельства, при наступлении которых будет возникать ответственность разной степени.

Согласно Правилам хранения автомобиля на стоянке, установленные Постановлением Правительства РФ, администрация автостоянки обязана гарантировать полную сохранность транспортных средств. В соответствии с 950 статьей ГК РФ, в случае исчезновения или повреждения машины стоянка будет нести ответственность на общепринятых правилах. При исчезновении — представители автомобильной стоянки будут обязаны возместить полную стоимость автомобиля, при повреждении — выплачивается сумма, на которую снизилась ее общая цена.

Если при хранении транспорта на стоянке был причинен ущерб, следует вызвать сотрудников ГАИ и настаивать на регистрировании дорожно-транспортного происшествия. Это необходимо для того, чтобы получить возмещение ущерба. В качестве доказательства, что в течение конкретного временного отрезка автомобиль находился на стоянке, потребуется приложить заключенный договор.

Ответственность заказчика возникает в случае нарушений прав и обязанностей, установленных в настоящем договоре. Исполнитель на законных основаниях будет иметь право потребовать от клиента оплаты пени в размере 0,5 % за каждый день.

Образец договора на стоянку транспортного средства

Как составление договора на стоянку транспортного средства, так и его расторжение возможно по инициативе одной из сторон сделки. Если в течение исполнения договорных обязательств между участниками возникли разногласия или претензии, то ситуация может быть урегулирована следующими способами:

  • путем мирного соглашения.Сторона, имеющая претензии относительно действий другой стороны, должна направить письменную претензию, которая согласно правовым актам РФ, будет рассмотрена в течение 30 дней;
  • путем судебных разбирательств. Если жалоба была проигнорирована или полученный ответ не удовлетворяет требования сторон сделки, соответственно заказчик/исполнитель вправе направить исковое заявление в судебную инстанцию.

В соответствии с общепринятыми правилами, подобные делопроизводства рассматриваются в Арбитражном суде по месту регистрирования ответчика. Судебная комиссия будет принимать решение на основании положений заключенного соглашения на стоянку транспортного средства.

Ответственность стоянки за автомобиль

Огромное количество нерадивых бизнесменов желают отобрать у потребителей как можно больше прав, не спешат соблюдать свои обязанности, при этом хотят исправно получать за свои услуги деньги. Нередко такую ситуацию можно увидеть на платных автостоянках, где пишут, вводя потребителей в заблуждение, что администрация ответственность за сохранность автомобилей не несёт.

Договор с автостоянкой

Когда владелец автомобиля ставит машину на стоянку, то заключает договора хранения. Согласно ч. 1 ст. 886 ГК РФ, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Согласно ч. 1 ст. 161 ГК РФ, сделки между юридическими и физическими лицами должны быть совершены в простой письменной форме.
Помимо требований ГК РФ, в России действует Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок» (далее – Постановление Правительства). Согласно ст. 10 данного Постановления, договор, заключённый в письменной форме между потребителем и исполнителем, должен содержать в себе: ФИО, адрес и номер телефона автовладельца; дату заключения договора, срок хранения автомототранспортного средства; цена услуги по хранению и дополнительных услуг; марку, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение, и так далее.

Ответственность стоянки

Согласно п. 32 Постановления Правительства, в случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства при хранении на автостоянке исполнитель обязан возместить убытки, причинённые потребителю, если иное не предусмотрено договором.
В случае если в результате повреждения, за которое исполнитель несет ответственность, качество автомототранспортного средства изменилось настолько, что оно не может быть использовано по назначению, потребитель вправе от него отказаться и потребовать от исполнителя возмещения стоимости этого автомототранспортного средства, а также других убытков, если иное не предусмотрено договором.

Нередко автостоянки прописывают в уставе или правилах, что они не несут ответственность за сохранность автомобиля, однако такой пункт в случае судебного разбирательства будет просто проигнорирован, как не отвечающий требованиям законодательства.

Как получить компенсацию за повреждение или уничтожение автомототранспортного средства

Поскольку ответственность стоянки за сохранность имущества, оставленного на хранение, прямо предусмотрена законодательством, то остаётся лишь вопрос, как получить компенсацию. В силу высокой стоимости автомобиля, владельцы стоянок редко идут навстречу и самостоятельно без лишних споров осуществляют все необходимые выплаты.

В первую очередь, в случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства, произошедших в процессе хранения его на автостоянке, необходимо обратиться к представителю автостоянки, с требованием о составлении акта в двух экземплярах, на основании п. 22 Постановления Правительства. Акты должны быть подписаны потребителем и уполномоченным работником исполнителя.
После этого, если есть основания для привлечения третьего лица к ответственности (например, автомобиль сгорел и есть подозрение, что это поджог или же у автомобиля повреждён бампер, что произошло из-за удара другой машины), то необходимо вызвать сотрудников полиции, которые исследуют место происшествия (возьмут копии записей с камер видеонаблюдения, опросят свидетелей и так далее) и составят необходимые документы.

Далее необходимо обратиться к оценщику, который оценит причинённый ущерб. Если имеет место быть спор о причинах возникновения ущерба (например, если машина сгорела, а владелец автостоянки утверждает, что автомобиль загорелся из-за технического сбоя), то необходимо обратиться к эксперту, который должен провести экспертизу, по результату которой напишет экспертное заключение о причинах повреждения.
После проведения указанных действий можно подать претензию с требованием о возмещении убытков, причинённых потребителю. В случае отрицательного ответа на претензию или отсутствия ответа, можно обращаться в суд (как лично, так и через представителей, занимающихся защитой прав потребителей), где потребовать помимо возмещения убытков компенсацию морального вреда.

Таким образом, несмотря на все уверения работников автостоянок, ответственность для них всё равно существует. Помимо этого, имеет место быть положительная для потребителей судебная практика по делам такого рода. Для облегчения жизни нужно требовать соблюдения простой письменной формы договора, а также необходимо бережно хранить все квитанции и иные документы, свидетельствующие о существующих отношениях с конкретной автостоянкой.

Автостоянка или парковка: ВС объяснил, кто отвечает за сгоревший автомобиль

Можно ли возместить ущерб от поджога автомобиля с владельца стоянки, если с ним нет договора, а квитанции сгорели вместе с машиной? Апелляция решила, что это невозможно без предъявления документов, но Верховный суд ее поправил. Он продемонстрировал жесткий подход к распределению бремени доказывания, который усложнит жизнь платным стоянкам, комментирует эксперт.

Если припаркованной машине причинен ущерб, должен ли владелец автостоянки его компенсировать? Все зависит от юридической квалификации отношений, решил Верховный суд в деле Ирины Сошенко* из Калининграда. Она подала в суд на владельца своей стоянки, ООО «Скам», и требовала выплатить ей 525 910 руб. – стоимость автомобиля, которого она лишилась в результате поджога неизвестными лицами.

Первая инстанция (дело № 2-2838/2014) удовлетворила требования Сошенко, но апелляция (дело № 33-2993/2015) отменила это решение. Калининградский областной суд прислушался к доводам стоянки о том, что истица не представила ни самого договора хранения, ни доказательств его заключения. По утверждению Сошенко, она каждый месяц оплачивала услуги и получала квитанцию, которая служила пропуском на стоянку, но представить документ женщина не смогла (он сгорел вместе с автомобилем, пояснила автовладелица). Договора у нее и вовсе не было. Но эти доводы не убедили облсуд. Он решил, что Сошенко лишь пользовалась парковочным местом за плату, а охрану ей никто не гарантировал. Таким образом, апелляция в иске отказала.

Верховный суд решил по-другому распределить бремя доказывания (71-КГ16-3). Стороны не отрицали, что машина во время пожара находилась на стоянке. Это подтверждает факт заключения договора. А что касается документов, хранить их должна была не клиентка, а фирма. Именно последняя обязана оформить договор оказания услуги и огранизовать кассово-бухгалтерский учет оплаты, разъяснил Верховный суд. Он указал, что утрата квитанции сама по себе не является основанием для лишения потребителя прав, предусмотренных законом.

В чем разница между парковкой и стоянкой?

Как указал суд апелляционной инстанции, определение которого отменил ВС, автомобиль истца находился не на стоянке, а на парковке. Разница в том, что в первом случае машина помещается на хранение «автоматически», а во втором владелец мест не несет за нее ответственности.

Исходя из норм п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса и п. 1.2 ПДД, парковка, как правило, является принадлежностью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений, создаётся как элемент их благоустройства и выполняет вспомогательную роль по организованной стоянке транспортных средств.

Автостоянка жеэто здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 года). В п. 32 этих же Правил прямо сказано, что исполнитель услуг несет ответственность за надлежащее хранение транспортного средства, если иное не предусмотрено договором, и обязан в случае его хищения, повреждения или утраты комплектности возместить убытки.

Как отличить автостоянку от парковки, разъяснил ВС в своем определении:

Судам следует учитывать назначение данной площадки, здания, сооружения, части здания или сооружения, в частности – самостоятельность, обособленность данных объектов либо их принадлежность к другим объектам улично-дорожной сети, зданиям, строениям, сооружениям, их обозначение на местности, ограждение, оборудование, охраняемость, организацию въезда и выезда транспортных средств и их учёта, а также другие обстоятельства, характеризующие назначение постановочного места.

Стоянка, на которую ставила машину Сошенко, является обособленной, охраняемой, имеет ограждение, оборудована въездом с контрольно-пропускным пунктом, констатировал ВС.

«СКАМ» пытался защищаться со ссылкой на внутренние Правила оказания услуг автостоянки. В п. 2 этого документа говорится, что компания оказывает клиенту услуги по предоставлению в аренду парковочных мест для стоянки автотранспорта по возмездному договору. А п. 22 и 27 снимают с владельца стоянки всякую ответственность за утрату или повреждение находящихся на ней машин. Однако ответчик не представил доказательств того, что заключил с Сошенко договор аренды парковочного места, предварительно ознакомив ее с внутренними правилами оказания услуг, как того требует закон о защите прав потребителей, указал ВС.

Мнения экспертов

Эксперты, опрошенные «Право.ru», поддержали позицию ВС, однако не сошлись во мнении относительно ее новизны и важности для судебной практики.

Адвокат Алексей Михальчик считает, что постановление ВС является крайне важным для правоприменительной практики по делам о защите прав потребителей, так как демонстрирует крайне жесткий подход к распределению бремени доказывания по этой категории споров. «Если ответчик «молчит» в ответ на утверждения потребителя о значимых для дела обстоятельствах, такие обстоятельства нужно признавать доказанными, – говорит юрист. – Ранее, пользуясь различными уловками, платные автостоянки зачастую уходили от ответственности в случаях, когда автовладельцам причинялся ущерб при схожих обстоятельствах, теперь это будет сделать значительно сложнее».

«Данная позиция ВС РФ не нова и полностью отражает сложившуюся практику», – спорит с коллегой Сергей Литвиненко, адвокат бюро «Деловой фарватер». Его слова подтверждаются решениями судов по схожим делам. Так, например, в январе прошлого года Черняховский горсуд Калининградской области взыскал с владельцев автостоянки, на которой сгорел автомобиль истца, порядка 518 000 руб. ущерба (см. Платная парковка возместит клиенту 518 000 руб. за сгоревшую из-за непрошенного визитера машину). В ноябре прошлого года в Красноярском крае владельцев стоянки, на которой был совершен поджог, также обязали компенсировать ущерб хозяину пострадавшей машины (см. За поджог автомобиля парковка выплатит клиенту 290 000 руб.).

По мнению Павла Хлюстова, адвоката, партнер КА «Барщевский и партнеры», нет универсального правила, которое позволяет разграничить, когда территория является парковкой, а когда автостоянкой, – суд должен решать данный вопрос в каждом конкретном случае. По словам Чермена Дзотова, основателя сервиса по подбору узкоспециализированных юристов «Найдем Адвоката», подобные конфликты между владельцами автостоянок и собственниками автомобилей нередки. Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные Правительством РФ 17 ноября 2001 года, предусматривают, что владелец автостоянки отвечает за хранение автомобилей и иных транспортных средств, за исключением случаев, когда иное оговорено в договоре. «Но этих случаев практически нет – никакой здравомыслящий водитель или хозяин автомобиля такой договор составлять не будет. Поэтому суд обычно выносит решения в пользу истцов-автовладельцев, обращающихся с исками к владельцам автостоянок», – рассказал Дзотов.

При этом владельцы автостоянок пользуются рядом хитростей, чтобы уйти от ответственности. Так, например, они могут не прописывать в договоре ответственность за кражу с автостоянки автомобиля или его составных частей, магнитол и иных видов имущества. «Поэтому необходимо очень внимательно читать подписываемый с представителями автостоянки договор. Если там отсутствуют вышеперечисленные пункты – настаивать на их подписании», – советует юрист.

Россельхозбанк выдал кредит компании ОАО «Консервщик» (позже – АО «Купинский молочный комбинат»). Фирме представили 46,3 млн руб. под 16,8% годовых. Долг надо было возвращать двумя платежами: 25 января 2017 года – 20 млн руб., а месяц спустя – 26, 3 млн руб. Поручителем по договору выступил Перт Хасубов*, договор предусматривал солидарную ответственность поручителя и заёмщика.

Когда первая выплата не поступила в срок, банк направил поручителю требование погасить долг и досрочно вернуть все деньги, но делать этого Хасубов не стал. Тогда банк отправился в суд. В иске он попросил взыскать с поручителя задолженность – 44,9 млн руб., а также судрасходы и госпошлину.

Параллельно банк подал иск в Арбитражный суд Новосибирской области о взыскании солидарной задолженности по тому же кредитному договору и обращении взыскания на имущество. Хасубова привлекли к делу в качестве третьего лица. АС утвердил мировое соглашение между банком и должником. По его условиям компания возвращала задолженность по основному долгу до 25 июня 2020 года согласно графику, а также соглашалась вернуть пени и проценты. При этом обязательства по договорам поручительства не прекращались.

Что касается гражданского иска к поручителю, то первая инстанция частично удовлетворила требования. Суд исходил из того, что заемщик не вернул кредит, а значит, наступила солидарная ответственность поручителей. С учетом частичного погашения задолженности компанией на момент рассмотрения спора с Хасубова постановили взыскать 41 млн руб. Решение устояло в апелляции. Там отметили, что мировое соглашение, изменяющее сроки и порядок расчётов по договору, не означает изменения способа исполнения обязательства и не является новацией, не прекращает обязанности заёмщика и поручителя.

Однако в ВС не согласились с таким подходом нижестоящих судов (дело № 58-КГ18-23). Коллегия по гражданским спорам отметила: если установлено, что должник выполняет свои обязанности перед кредитором, то нет оснований для взыскания задолженности с поручителя.

Мировое соглашение было гражданско-правовой сделкой, изменяющей условия кредитного договора и по срокам исполнения обязательств. Новые условия договора должник исполняет, а значит, нет оснований взыскивать деньги с поручителя, указал Верховный суд.

Нижестоящие инстанции проигнорировали такой довод поручителя. В итоге ВС отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию, отменив апелляционное определение (на момент подготовки материала еще не рассмотрено – ред.)

Позиция ВС верна: при ином подходе игнорировался бы акцессорный характер поручительства, замечает Надежда Попова, юрист Павлова и партнеры. По её словам, по подобным делам позиция Верховного суда уже сформирована. Примером служит определение ВС от 24.09.2014 по делу № А40-28131/2013. «Дело сначала рассматривалось в ВАС, судьи которого верно заметили, что «при ином истолковании норм права о поручительстве кредитор получал бы неосновательное обогащение как за счет удовлетворения его требований по основному обязательству, так и одновременно за счет поручителя». А уже после упразднения ВАС дело было рассмотрено Верховным судом», – привела пример Попова.

* – имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.

Если потребитель судится с продавцом о неисправном гарантийном товаре, по общему правилу именно продавец должен доказывать, что не виноват в поломке, напомнил Верховный суд в одном из недавних дел. В нем Павел Петриченко* требовал у дилера «Фаворит Технолоджи» 222 895 руб., потраченных на ремонт Opel Astra GTC. Машина 2013 года сломалась в сентябре 2015-го, когда еще была на гарантии. Двигатель неравномерно работал на всех оборотах, постоянно мигал индикатор ESP Service и лампочка «Проверьте двигатель». Поэтому владелец попросил продавца заняться ремонтом. Их переписка растянулась на несколько месяцев.

24 и 26 сентября 2015 Петриченко направил заявку на ремонт, где указал поломки.2 ноября «Фаворит Технолоджи» направил ответ, в котором написал, что не может сказать, готов ли принять автомобиль на гарантийный ремонт, потому что «не имеет подтвержденной информации о характере и причине неисправности». Чтобы это определить, компания пригласила доставить автомобиль на бесплатную диагностику.11 ноября Петриченко снова направил претензию с требованием незамедлительно принять автомобиль на гарантийный ремонт.23 ноября «Фаворит Технолоджи» сообщил, что готов принять машину в ремонт.23 ноября Петриченко отправил телеграмму, в которой потребовал в течение 10 дней доставить автомобиль на ремонт за счет «Фаворит Технолоджи». Иначе Петриченко пригрозил отремонтировать машину самостоятельно, а расходы взыскать с дилера. Телеграмма не была доставлена из-за отсутствия организации по адресу.

Следом Петриченко сам организовал диагностику и ремонт. Эксперт подтвердил, что на автомобиле в таком состоянии ездить опасно, нужно заменить цилиндры и поршни. Это обошлось в 222 895 руб. Петриченко выставил такой счет дилеру, но тот отказался платить, поэтому владелец отправился в суд. К сумме ремонта он прибавил 690 000 руб. неустойки за неисполнение гарантийного обязательства, 93 616 руб. неустойки за отказ возместить расходы на ремонт и 10 000 руб. в счет возмещения морального вреда.

За чей счет доставка

Районный суд удовлетворил требования частично, снизив неустойку (итоговая сумма из акта вымарана). Это решение отменил Тверской областной суд. Он прислушался к доводам юристов «Фаворит Технолоджи», что дилер не отказывался принять «Опель» на ремонт. По словам представителей компании, они пообещали Петриченко оплатить расходы на эвакуацию, если диагностика подтвердит производственный характер поломки. Однако владелец его не доставил и, по мнению организации, «злоупотребил правом».

Областной суд не нашел вины в поведении дилера, ведь он не отказывался от своих обязательств. Истец не мог требовать незамедлительно отремонтировать машину по гарантии без диагностики. Доставку должен был обеспечить сам клиент, а компания возместила бы ему расходы, рассудила апелляция со ссылкой на п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, облсуд решил, что наряд-заказ и письменная консультация Петриченко не подтверждают производственный характер недостатков.

С этим не согласился Верховный суд, который сослался на другое правило из п. 7 ст. 18 закона о том, что доставку крупногабаритного груза для ремонта оплачивает уполномоченная организация. «В своих письмах она не предложила забрать автомобиль к месту ремонта и ничего не сделала для выполнения своей обязанности», — указывается в определении № 35-КГ18-7. Апелляция также проигнорировала мнение эксперта, что на автомобиле было опасно ездить, а значит, нельзя было доставить его в ремонт своим ходом.

ВС напомнил, что продавец или иное уполномоченное лицо отвечает за поломки гарантийного товара, если не докажет, что они возникли после его передачи по вине покупателя или третьих лиц (п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Областной суд не учел, что именно «Фаворит Технолоджи» должно было доказать вину владельца машины, чтобы победить в судебном споре. Компания этого не сделала, поэтому гражданская коллегия отправила дело заново в апелляцию.

Логика, закон и бремя доказывания

По словам старшего партнера АБ Яблоков и партнеры Ярослава Самородова, апелляция исходила больше из логики, чем из закона: ответчик не отказался принять автомобиль, вот только покупатель его не предоставил. Только не учла, что закон дает покупателю возможность отремонтировать машину на стороне, а потом выставить счет.

Продавец вел себя недобросовестно, потому что не организовал приемку и доставку машины к месту диагностики, говорит старший юрист Athaus Legal Сусана Киракосян.

В суде некоторые продавцы ошибочно полагают, что «кто идет в суд – тот и доказывает», говорит Яблоков. Но часто они могут выбирать такую позицию намеренно, чтобы затягивать процесс и показывать, что с них так легко денег не получить. В то же время, бремя доказывания может распределяться по-другому, замечает Киракосян. Если товар без гарантии или недостаток возник после гарантийного срока – доказывать причину должен покупатель.

* — Имя изменено редакцией.

Сэр Луи Жак Блом-Купер (Sir Louis Jacques Blom-Cooper) – королевский адвокат, барристер Миддл Темпла (одной из четырех юридических корпораций в Лондоне), специализировался на публичном и административном праве. Он окончил сразу несколько учебных заведений: школу Порт-Реджис, Сифорд колледж, Колумбийский университет, Королевский колледж Лондона, Амстердамский университет и колледж в Кембридже. С 1962 по 1984 год преподавал юриспруденцию в Лондонском университете, с 1988 года работал судьей апелляционного суда, а с 1992 по 1996 год – заместителем судьи Высокого суда. В 1992 году был посвящен в рыцари. Автор множества юридических статей. Скончался 19 сентября 2018 года в Лондоне в возрасте 92 лет.

На счету сэра Блом-Купера десятки громких дел. В 1983 году он представлял заключенного Стивена Рэймонда и смог добиться для него и других осужденных права на доступ к судам для подачи иска без предварительного разрешения тюремных властей. В 1985 году королевский адвокат установил роль социальных служб в смерти четырехлетней Жасмин Бекфорд, что спровоцировало их трансформацию: с тех пор специалисты по охране детства начали искать детей, которым угрожает опасность. В 1991 году он руководил расследованием жестокого обращения с пациентами и заключенными психиатрической больницы Эшворт в Мерсисайде, что заставило врачей изменить режим с практически тюремного на терапевтический.

Блом-Купер – известный правозащитник, который в 1961 году создал организацию «Международная амнистия» (Amnesty International), поддержав призыв амнистировать политзаключенных. Именно он в 1965 году выступил против смертной казни и добивался ее отмены на протяжении всей жизни. Сэр Купер с 1973 по 1984 год был председателем Лиги Говарда (The Howard League) по реформе пенитенциарной системы. С 1989 по 1990 год барристер занимал должность председателя Совета по печати (предшественник Комиссии по рассмотрению жалоб на прессу), основал MediaWise, который работал для политически корректного освещения средствами массовой информации тем беженцев и расизма. В 1992 году этот юрист стал первым Независимым комиссаром по делам центров содержания под стражей, что позволило ему выступить за внедрение практики видео- и аудиозаписи полицейских допросов и бесед. Он также возглавлял Комиссию по закону о психическом здоровье и выступал за то, чтобы с пациентами консультировались по вопросам их лечения. Блом-Купер был покровителем благотворительной организации, которая поддерживает британцев, отбывающих наказание за рубежом.

О работе юристом

«Я католик, я всю жизнь протестовал против власти» (см. «Sir Louis Blom-Cooper: Campaigning lawyer had strong links with Northern Ireland»).

[Отвечая на вопрос, как он оказался в апелляционном суде. – Ред.] «Я каждое воскресенье обедал с начальником судебных архивов» (см. «Sir Louis Blom-Cooper QC dies at 92»).

«Вы [молодые российские юристы. – Ред.] несете профессиональную и личную ответственность за соблюдение принципов верховенства права» (см. «Sir Louis Blom-Cooper QC»).

О правах заключенных

«Если заключенному говорят, что у него пожизненный приговор, он может повернуться и ответить: «Ну, раз я здесь навсегда, почему я должен сдерживаться?». Важно не лишать последней надежды» (см. «Joan Bakewell: the Heart of the Matter: A Memoir, 1996»).

«Баланс между интересами заключенного и общественными интересами будет достигнут теми, кто объективен, независим и не подвержен влиянию политической ситуации» (см. «Joan Bakewell: the Heart of the Matter: A Memoir, 1996»).

О свободе прессы

«Что нужно общественности, так это знать, что ее пресса делает от ее имени, а также чего она не делает. Например, деятельность правительства в Ираке, о которой мы почти полностью остались в неведении, потому что газеты не сообщали о ней» (см. «Louis Blom-Cooper: Leveson Inquiry «a golden opportunity»).

«Я думаю, нам нужно избавиться от слова «регулирование». Слово «регулирование» подразумевает для некоторых людей какую-то форму исполнительной власти. Нам нужен независимый орган, который осуществлял бы независимый мониторинг прессы. Любая форма государственного вмешательства для создания такого органа потребует принятия нового законодательства. Совершенно не хочется, чтобы надзор осуществлялся самим правительством» (см. «Louis Blom-Cooper: Leveson Inquiry «a golden opportunity»).

«Я рассматриваю свободу прессы как проявление нашей индивидуальной свободы; то есть мы даем прессе право выражать наше коллективное мнение, которым мы все обладаем в соответствии со ст. 10 Европейской конвенции о правах человека. Свобода слова принадлежит всем нам, она в равной степени принадлежит и тем, кто работает в СМИ, и тем, кто этого не делает» (см. «Louis Blom-Cooper: Leveson Inquiry «a golden opportunity»).

«Если посмотреть на нынешнюю цензуру, будь то самоцензура или цензура со стороны государства, поражаешься ее вторжению в образовательные и другие сферы жизни человека. Есть о чем беспокоиться. Свобода слова нуждается в тщательном изучении и защите» (см. «Early Index supporter Louis Blom-Cooper dies aged 92»).

О публичных расследованиях

«Есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться при проведении публичных расследований. Я думаю, они должны быть достаточно открытыми. Речь идет не о том, чтобы найти виновного, а о том, чтобы выяснить, что произошло, как это произошло, какие обстоятельства к этому привели и, если хотите, рекомендации относительно того, что должно быть сделано в будущем» (см. «Memoranda submitted by Sir Michael Bichard and Sir Louis Blom-Cooper»).

«Если правительство решает от имени общественности, что должно быть независимое и беспристрастное расследование, то общественность должна быть готова за это заплатить» (см. «BBC BREAKFAST WITH FROST INTERVIEW: SIR LOUIS BLOM-COOPER QC JANUARY 27TH, 2002»).

«Почти во всех расследованиях, которые я проводил, передо мной выступали адвокаты. Я думаю, если меня когда-нибудь снова попросят провести публичное расследование, я не позволю представителю вмешиваться в процесс установления фактов. Все, что делают юристы, увеличивает расходы. По-моему, они не вносят какой-либо вклад в процесс установления фактов. Когда факты уже установлены, можно привлекать юристов – для их интерпретации и критики» (см. «Memoranda submitted by Sir Michael Bichard and Sir Louis Blom-Cooper»).

«Если есть национальный скандал и его расследование смягчит общественное мнение, расследование нужно проводить. Положение закона 1921 года, которое требует парламентской резолюции для проведения расследования, является полезным инструментом и дает парламенту некоторый контроль над министрами» (см. «Memoranda submitted by Sir Michael Bichard and Sir Louis Blom-Cooper»).

«Очень важно, чтобы общественность знала, сколько времени займет расследование и когда они получат отчет» (см. «Memoranda submitted by Sir Michael Bichard and Sir Louis Blom-Cooper»).

«Публичное расследование должно проводиться публично, при условии, конечно, что председатель имеет возможность закрыть зал комитета, если это необходимо по конкретному вопросу. Люди более откровенны наедине, чем на публике» (см. «Memoranda submitted by Sir Michael Bichard and Sir Louis Blom-Cooper»).

Фотография сэра Луи Блом-Купера предоставлена организацией Index on Censorship.

По закону у арендодателя есть возможность отказаться от договора аренды, который заключен на неопределенный срок, рассказывает Никита Роженцов, старший консультант департамента юрпрактики Alliance Legal CG: «Поэтому нельзя такую волю арендодателя расценивать как злоупотребление правом». Но на практике подобные ситуации не всегда получается оценить так однозначно.

Новая ставка для адвокатов

В 2008 году «Краснодарская краевая коллегия адвокатов АП Краснодарского края» арендовала у Департамента муниципальной собственности и городских земель Краснодара несколько помещений под свой офис. Плата за недвижимость составляла 51 409 руб. в месяц. Соглашение было рассчитано на пять лет, и стороны договорились, что арендатор его зарегистрирует, но тот этого так и не сделал.

Когда пятилетний срок аренды недвижимости подошел к концу, местные власти стали предлагать адвокатам заключить новое соглашение с ежемесячной платой 73 060 руб. Коллегия на такие условия не соглашалась и стала вести переговоры с арендодателем, которые затянулись на несколько месяцев, но не помогли сторонам достигнуть компромисса. Более того, в 2014 году адвокаты получили письмо, в котором чиновники потребовали платить за те же помещения 104 800 руб. в месяц, да еще и провести там ремонт. Все это время коллегия продолжала занимать спорные площади и платила арендодателю по первоначальной ставке – 51 409 руб. ежемесячно.

Лишь летом 2015 года департамент направил арендатору письмо с требованием освободить помещения в течение трех месяцев. Коллегия, этого так и не сделала, тогда городские власти обратились в суд. Они потребовали не только выселить адвокатов, но еще и взыскать с них в качестве убытков недоплаченные арендные платежи по новым ставкам – 826 519 руб.

Два круга: три мнения

Спор растянулся на несколько кругов. На первом из них Арбитражный суд Краснодарского края постановил взыскать с адвокатов 719 000 руб. и освободить недвижимость, так как срок арендного соглашения закончился (дело № А32-8/2016). Апелляция пришла к иному выводу: если местные власти сразу после окончания аренды в 2013 году не попросили вернуть помещения, значит, первоначальный арендный договор продлился на неопределенное время. Таким образом, никакие убытки ответчик платить не должен. Окружной суд согласился с таким выводом апелляции, но отменил выводы нижестоящих инстанций по вопросу выселения коллегии и попросил первую инстанцию снова рассмотреть этот спор.

На втором круге первая инстанция вновь постановила выселить адвокатов, сославшись на прекращение арендных отношений у сторон еще в 2013 году. А апелляция и окружной суд отказали чиновникам в иске. Две инстанции указали на то, что в спорной ситуации имеет место злоупотребление правом со стороны департамента. Суды пояснили, что поведение властей направлено не на выселение адвокатов, а на попытку заставить коллегию платить за недвижимость по высоким арендным ставкам.

«Нормальная плата» или право собственника

Чиновники не согласились с такими выводами и оспорили их в Верховном суде. В своей жалобе заявитель пояснял, что собственник вправе распоряжаться своим имуществом как угодно, если это не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц (ст. 209 ГК). Вот и в спорной ситуации департамент отказался дальше сдавать свои помещения в аренду адвокатам. По мнению властей, первоначальное арендное соглашение нельзя считать продленным на неопределенный срок, так как этот документ не прошел государственную регистрацию. Заявитель не согласен и с тем, что в спорной ситуации речь идет о злоупотреблении правом. Чиновники считают, что подобная квалификация этого случая «ставит арендатора в преимущественное положение по отношению к собственнику имущества» и ограничивает его право распоряжаться своими активами.

На заседании ВС присутствовал лишь представитель ответчика, адвокат Аллий Шумен. Он просил оставить акты апелляции и окружного суда без изменений. По его словам, коллегии просто хочется «платить нормальную арендную плату». Юрист сообщил, что спорные помещения в плохом состоянии и построены еще в 1918 году. Шумен подчеркнул, что деятельность коллегии направлена на юридическую помощь гражданам, а не на извлечение прибыли. А закон об адвокатуре предусматривает, что таким защитникам государство при необходимости выделяет служебные помещения, отметил ответчик.

– Сколько у вашей коллегии еще помещений в этом районе, где расположено спорное здание? – поинтересовалась председательствующая судья Ирина Грачева.

– Кроме этого, ни одного. Мы вообще сидим по четыре человека за одним столом. Так что если нас выселят, мы останемся на улице, – заметил Шумен.

Выслушав все доводы, судьи удалились в совещательную комнату и спустя несколько минут огласили резолютивную часть решения: отменить все акты нижестоящих инстанций по этому делу, а спор направить на новое рассмотрение в АС Краснодарского края. Спор уходит на третий круг.

Эксперты «Право.ru»: «Арендодатель может направить адвокатам новый отказ»

Односторонний отказ арендодателя от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, может квалифицироваться как злоупотребление правом, уверен Мерген Дораев, партнер АБ ЕМПП. По его словам, с учетом того что право на такой отказ предоставлено арендодателю законом без обязанности мотивировать принятое решение, арендатору очень сложно доказать факт допущенного злоупотребления.

В рассматриваемом деле истец решил прекратить аренду, чтобы разрешить длительный спор с ответчиком о размере платы за помещения, констатирует юрист. По его словам, «пикантность» ситуации придает тот факт, что арендатором выступает адвокатское образование: «Развивая тезисы нижестоящих инстанций, можно квалифицировать действия департамента как нарушающие конституционные права граждан на бесплатную юридическую помощь».

На месте ВС я бы признал, что в этом деле злоупотребление можно считать доказанным и конкретно это требование о выселении не может быть удовлетворено, говорит Дмитрий Некрестьянов, партнер Качкин и партнеры. Но это не лишает арендодателя в любое время направить новый отказ от бессрочной аренды, подчеркивает юрист: «Департаменту нужно будет подтвердить, что такой отказ – это не борьба с арендатором, а действия рачительного хозяина по наиболее эффективному использованию своего имущества».

И в любом случае само по себе право на подобный отказ не стоит считать чем-то необоснованным, говорит Владислав Варшавский, управляющий партнёр ЮК Варшавский и Партнеры. По его словам, в таких случаях каждая из сторон может получить как выгоду, так и столкнуться с потерями.

Приведу две случайные новости последних месяцев, но список можно продолжать бесконечно. В Калифорнии открылось кафе с кухней-автоматом, бургеры для гостей жарит робот без участия человека. В Китае масштабируется проект магазинов самообслуживания: в нем нет ни одного сотрудника, посетители оплачивают товары самостоятельно, а компьютерное зрение следит, чтобы никто не унес с собой ничего лишнего.

Юристы – не повара и не охранники на кассе, их работу перепоручить искусственному интеллекту сложнее, но прогресс добирается и сюда. В российском инфополе первая ассоциация с этой темой – выступления Грефа и увольнения в Сбербанке. В мире у движения за автоматизацию нет явного лидера. Международная ассоциация искусственного интеллекта и закона проводит конференции и принимает научные доклады, но крайне далека от практики. Множество мелких стартапов решают небольшие практические задачи, но и им далеко для полноценного робота-юриста.

Самое очевидное и самое безопасное применение AI – чтение. Нейросетка не принимает никаких решений, а только подсказывает человеку. Американский casetext разработал систему умного поиска подходящих судебных прецедентов. Механика проекта очень проста: пользователь загружает в систему документ, AI ищет в базе всё, что ему кажется подходящим к данному делу. Отличие стартапа от «Консультанта Плюс» и его аналогов в интеллектуальности поиска, запрос не разбивается на отдельные ключевые слова, casetext пытается использовать именно смысл прецедента.

Доступ к сервису продается по подписке, базовая цена без скидок составляет $120 в месяц – на самом деле очень дешево, если он хоть пару раз за месяц что-нибудь находить будет, то с учетом стоимости часа американского юриста вложения уже отобьются. Обычный же человек может использовать casetext, по сути, бесплатно – недельный тестовый период есть, а что ещё непрофессионалу может понадобиться? Ради двух разнесенных во времени поисков можно и два раза зарегистрироваться.

Проекту пять лет, но действительно массовым он пока не стал. Инвестиции привлек тоже не очень большие по американским меркам, 20 млн за всё время. Куш при этом впереди огромный: в США 1 300 000 юристов, даже по $20 в месяц с каждого – это очень неплохой рынок.

Стартап Ravel Law читает и анализирует американские судебные прецеденты. От casetext он отличается тем, что берет как входную точку для поиска не документ, а человека. Принятие решения в процессах часто крайне субъективно, и ключевую роль играет личность судьи. Напомню знаменитое исследование, которое популяризовал Канеман в книге «Thinking, Fast and Slow»: в среднем самые мягкие приговоры выносятся в начале дня или после обеда, самые жесткие – перед перерывом, результат статистически значим. Конечно, не требуется никаких стартапов и нейронных сетей, чтобы добиваться выгодного времени слушаний, но субъективизм проявляется не только как реакция на чувство голода.

Ravel Law структурирует все предыдущие процессы судьи и вытаскивает скрытые закономерности его поведения. Какие аргументы он любит, какая стилистика его раздражает, какие прецеденты цитирует в решениях. Знание таких особенностей позволяет адвокату лучше готовиться к делу и апеллировать к правильным струнам в душе судьи.

LawGeex берет на себя больше ответственности и рекламируется как сервис электронного юриста. Робот пока ещё маленький и глупенький и скорее помогает живому человеку, чем его заменяет, но лиха беда начало.

Заявленный функционал – проверка договоров по чек-листу, принятому в данной корпорации. «Мы не подписываем договоров с возможным штрафом больше X», «мы не подписываем договоров, которые не можем разорвать за три месяца» – что-то в таком духе. LawGeex подчеркивает неправильные абзацы и передает дальше человеку на проверку и спор с контрагентом. В суть бизнес-договоренностей AI, конечно, не влезает. Так глубоко, впрочем, и не каждый юрист лезет.

Стартап рекомендует использовать технологию в неважных договорах – при подписании NDA, текущих закупках и тому подобных ситуациях, когда всё ясно и цена ошибки мала. Пиарные презентации обещают сократить время согласования таких документов до часа. Впрочем, активные продажи LawGeex пока не ведет, видимо, качество продукта ещё недостаточно.

Стартап потратил на разработку $9,5 млн инвестиций и привлек в апреле раунд ещё на 12 млн.

После чтения наступает время написания. В идеальном мире AI будет не помогать юристу, а заменит его целиком. Технологиям до этого ещё далеко, то что есть на рынке – автоматизация стандартизованных действий, а не истинная интеллектуальная работа. Откровеннее всех разницу демонстрирует стартап DoNotPay – робот-юрист для простых неприятностей. Предположим, у пользователя случилась типовая городская проблема. Например, пришел штраф за неправильную парковку уже проданного автомобиля. Человек заходит на сайт стартапа, находит свой случай и проходит через последовательность вопросов: «как вас зовут?», «какой номер штрафа», «когда вы продали машину?». Журналисты называют этот процесс «чат-ботом», но явно льстят: в диалоге нет никакой вариативности или понимания смысла, сервис просто по очереди текстовые поля показывает.

Когда квест заканчивается, DoNotPay вставляет полученные ответы в стандартную форму, предлагает её распечатать и с ней идти жаловаться. Юрист не нужен, деньги сэкономлены, клиент доволен, для типового случая ему действительно больше ничего не надо. К AI, разумеется, все это никак не относится, но какая разница, что сидит внутри у механического турка. DoNotPay максимально прост и почти анекдотичен, но завтра по той же модели будут работать и более серьезные проекты. Прогресс отрасли уже не остановить.

Еще по теме: