Доклад конституционное право в россии

Рубрики Публикации

Конституционное право как отрасль права России

Главная > Реферат >Государство и право

За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь развития к демократической общественно-политической системе. В стране формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права.

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право — юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия — широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

Понятие и предмет конституционного права

Конституционное право — одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Все отрасли права призваны раскрыть содержание норм конституционного права. Чем точнее и подробнее названное раскрытие, тем действеннее конституционное право. Однако содержание конституционных предписаний не сводимо к совокупности их отраслевых конкретизаций, какими бы полными и точными они не были. С учетом отмеченного следует по-новому взглянуть на институт конституционных прав, свобод человека и гражданина.

Нормы конституционного законодательства выступают вместе с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости и вместо них, при их отсутствии или неконституционности.

Конституционные нормы задают объективную структуру права, предопределяют выделение в нем профилирующих отраслей (гражданского, административного, уголовного и пр.). В то же время конституционные нормы, требуя полного раскрытия своего содержания, влекут объединение норм разных профилирующих отраслей в комплексные отрасли (экологическое, семейное, таможенное, предпринимательское право).

Таким образом, совокупный предмет всех отраслей российского права является предметом и конституционно-правового регулирования, на который конституционное право воздействует с помощью своих особых средств.

Существующие воззрения на предмет конституционного права при всем их различии сходятся в том, что предмет названной отрасли рассматривается как часть предмета национального права. Ведущая же роль конституционного права в национальном праве не означает поглощения им предметных полей иных отраслей.

Конституционное право как обычная отрасль права имеет собственный предмет правового регулирования. Воздействует на него оно с помощью не только общерегулятивных средств, но и методов детальной регламентации, не передоверяя эту задачу другим отраслям права. Здесь и конкретизация по субъектам, объектам, содержанию запретов, обязываний, дозволений, и оснащение материальных норм процессуальными нормами, и установление мер конституционного принуждения, в том числе ответственности, и введение юридически значимых сроков, документальных форм. В итоге набор источников конституционного права не ограничивается только конституционными актами.

Предмет конституционного права как обычной отрасли права составляют публичные властеотношения. Однако названные отношения регулируются нормами и иных отраслей публичного права: административного, уголовного, финансового. Исключительно нормами конституционного права регулируются отношения по формированию и деятельности верховной государственной власти, понимаемой как народовластие в формах представительной и непосредственной демократии.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом. Без знания предмета той или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению.

Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций. Поэтому, приступая к изучению конституционного права, надо, прежде всего, понять, какие общественные отношения составляют его предмет.

Определение предмета конституционного права требует большой точности, поскольку в этой отрасли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограниченной, имея только самый необходимый набор полномочий в интересах людей.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Эти базовые отношения — системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организационной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни.

Другая особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере.

По содержанию, функциональному назначению можно выделить четыре основных группы таких отношений.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которые основано устройство государства и общества.

В этих отношениях выражается качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

Общество также не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы: установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы.

2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без определения принципов взаимосвязей между государством и гражданином.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованная структура.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти?

Нахождение баланса власти и свободы составляется главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

Ни одна отрасль национального права любой страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов.

Отсюда острый интерес к развитию конституционного права со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в России, когда демократические институты проходят испытание на соответствие уровня политической культуры народа.

Итак, можно сделать вывод. Конституционное право — ведущая отрасль права России.

Представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

С учетом изложенного конституционное право как общая часть российского права — это совокупность конституционных норм, закрепляющих социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина, задающих структуру российского права, единые цели, принципы, ценности всех его отраслей, обеспечивающих их согласованное, непротиворечивое действие.

Конституционное право как обычная отрасль российского права — это совокупность конституционных и обычных норм, определяющих с помощью методов общего и детального нормирования формирование, устройство и порядок деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

Эти определения характеризуют конституционное право с двух разных, но связанных между собой направлений его действия.

Конституционное право как отрасль российского права. Предмет и метод конституционного права

Главная > Доклад >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

по учебной дисциплине

«Конституционное право Российской Федерации»

на тему: «Конституционное право как отрасль российского права. Предмет и метод конституционного права»

Студент ΙΙ курса

Калугин Анатолий Павлович

(дата, подпись) Старший преподаватель

Принял:_________2010 г. Гладких Николай Михайлович

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА…. 4 § 1.1 Предмет Конституционного права….……………………………………..4

§ 1.2 Метод конституционного права….………………………………………. 5

§ 1.3 Конституционно-правовые отношения….………………………………. 7

§ 1.4 Виды Конституционно-правовых отношений…….……………………. 7

§ 1.5 Источники Конституционного права….…………………………………..8

Список использованных источников….…………………………………….10

Конституционное право является составной частью российской системы права. Как любая отрасль права, конституционное право представляет совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. В общей системе права каждая отрасль отличается от других предметом и методом правового регулирования. Наиболее важным критерием разграничения является предмет правового регулирования.

Конституционное право имеет свой предмет правового регулирования. В центре отношений, на которые воздействуют нормы конституционного права, всегда стоят отношения, связанные с политической, государственной властью, свободой человека в обществе и государстве. Поэтому эти отношения являются наиболее значимыми и для общества, и для государства, и для конкретного человека. В зависимости от уровня развития общества и существующих политико-правовых ценностей содержание предмета конституционного регулирования постоянно уточняется.

Конституция Российской Федерации (России) учредила новую модель государства и общества, основанную на современных принципах демократического государства, гражданского общества, свободы личности и рыночной экономики.

Отношения, касающиеся предмета конституционного права, постоянно находятся в динамике. Все больший объем экономических и социальных отношений требуют конституционно-правового регулирования. В частности государство не может оставаться нейтральным при решении задач своего сохранения своего экономического суверенитета, воздействия на рыночную экономику с целью обеспечения достойного уровня жизни своих граждан.

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

Предмет Конституционного права

Конституционное право — одна из отраслей системы права РФ, представляет собой совокупность правовых норм регулирующих качественно однородные общественные отношения.

Предметом Конституционного права РФ является совокупность общественных отношений регулируемых нормами Конституционного права.

По сравнению с другими отраслями российского права эти отношения занимают особое место в обществе российского государства.

Особенности общественных отношений регулируемых Конституционным правом:

Они складываются во всех сферах жизни общества (политической, экономической, социальной и духовной);

Они наиболее значимы и носят фундаментальный характер;

Они выступают системообразующими обеспечивающими единство и целостность общества;

С учётом перечисленных особенностей Конституционное право приобретает ведущий характер в системе права;

Предмет Конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:

Составляет основу конституционного строя;

Образующие основы правового положения человека и гражданина;

Вытекающего из федерального устройства;

Связанное с организацией и осуществлением государственной власти;

Возникающие в ходе осуществления судебной власти;

Составляет основу местного самоуправления;

Для уяснения понятия Конституционного права необходимо определить юридический режим отрасли, которой включает в себя:

3)Характер главного источника;

Метод конституционного права

Метод Конституционного права это совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на регулирование Конституционным правом общественного отношения и их участников.

Методы Конституционно — правового регулирования в зависимости от характера правового содержания подразделяется:

В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общественное формально определенное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающие на них обязанности.

Конституционно — правовые нормы имеют специальную структуру. Классическая структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Нередко Конституционно правовые нормы имеют только диспозицию, иногда гипотезу и диспозицию, очень редко санкцию. Таким образом, Конституционное право это установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в конституции и принятых не ее основе законодательных актов и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Конституционно — правовые нормы имеют следующую классификацию:

1) По объекту правового регулирования или содержанию:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

б) закрепляющие статус человека и гражданина;

в) федеративное устройство;

г) закрепляющие систему и организацию деятельности органов государственной власти;

2) По юридической силе:

а) нормы, содержащиеся в конституции которые обладают высшей юридической силой;

1) Конституция РФ;

4) указ президента;

5) постановление правительства;

6) постановление министерства;

7) законодательные акты представителей субъектов;

8) решение органа местного самоуправления;

3) по характеру содержания правовых предписаний:

4) по территории действия:

а) федеральные конституционно-правовые нормы;

б) правовые нормы субъектов РФ;

5) По степени правовой определенности содержащихся в правовых предписаниях:

а) императивные — не допускают свободное действие субъектов в применении установленных данными нормами поведения;

б) диспозитивная — предусматривает выбор субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий;

6) По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

7) По кругу, лиц которому, адресовано правовое предписание:

а) общие — неопределенный круг лиц;

б) специальные — определенный круг лиц;

Конституционно — правовые отношения это такие отношения, которые возникают на основе норм права общественные отношения, в котором стороны связаны между собой конкретными правами и обязательно гарантированы государством. Строение Конституционно-правовых отношений:

содержание (права и обязанности);

Виды Конституционно-правовых отношений

Конституционно — правовые отношения классифицируются

по различным видам:

1) по целевому назначению подразделяются на правоподразделительные и правоохранительные;

2) по степени конкретной степени соответствия;

3) по характеру обязательств на активные и пассивные;

4) по времени действия на срочные и бессрочные;

Источники Конституционного права

Источниками Конституционного права являются:

Конституция РФ, конституции республик, уставы;

постановление государственной думы и совета федерации;

договоры и соглашения;

регламенты палат федерального собрания РФ;

указы и распоряжения президента РФ;

постановление правительства РФ;

правовые акты Федеральных министерств и ведомств;

10) судебное решение (постановление конституционного суда);

11) правовые акты СССР и РСФСР;

12) законы субъектов, постановление и распоряжение президента и глав субъектов;

13) акты органов местного самоуправления;.

На сегодняшний день конституционное право является устойчивым наименованием. Спорность оценки наименования данной отрасли следует отнести к научным поискам уточнения содержания предмета конституционного права. Конституционное законодательство отражает более узкую категорию-совокупность только законодательных актов Российской Федерации и субъектов Федерации, регулирующих конституционно-правовые отношения. Такое выделение необходимо для того, чтобы лучше оценить, представить для толкования и применения сложную двухуровневую систему конституционного законодательства. Эта система составляет основу всей отрасли конституционного права, но при этом она имеет свою логику и характерные черты развития.

Конституция России обладает высшей юридической силой. Федеральные законы не должны противоречить Конституции России, федеральным конституционным законам.

Список использованных источников

Законы и иные нормативные акты

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 03.12.2003) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 13. Ст. 12131

Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.

Конституционное право России: учебник / М.В. Баглай. 4-е изд.,М., 2004,с. 365.

Конституционное право

Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. Также в рамках конституционного права устанавливаются основные государственные конституционные характеристики, принципы организации государственной власти. Контроль выполнения норм принадлежит государству.

Среди методов, используемых им в целях контроля, доминирующее положение занимает императивный. Он имеет запрещающий или обязывающий характер. Другие методы, имеющие дозволительные, принципы, к которым относятся: системный, сравнительно-правовой, статистический, метод формально-юридического анализа, а также диалектический и конкретно-социологический методы.

В основу названия и сути конституционного права лег главнейший законодательный акт нашей страны – Конституция. Тем не менее, это право предполагает не только исполнение конституционных законов и норм Конституции, но содержит и другие нормативные акты. Конституционное право является ядром правовой системы Российской Федерации и центром, от которого все иные правовые отрасли берут свое начало.

Областью регулирования конституционного права являются наиважнейшие общественные отношения, среди которых, к примеру, основные положения государственного строя, избирательной системы, судоустройства. Права и обязанности гражданина и государства, определенные в конституционном праве, имеют более конкретные пояснения в других, более узких правовых отраслях.

Субъектами конституционного права являются:

  • физические лица;
  • само государство, представленное государственными органами;
  • административные образования и субъекты федерации;
  • общности – этнические и социальные;
  • общественные гражданские объединения

Все элементы правовой системы, кроме конституционного, имеют четко очерченную область влияния. Гражданское право регулирует неимущественные и имущественные отношения, трудовое – отношения во время исполнения трудовых обязанностей работником, семейное – отношения, вырастающие из брака. Конституционное же право имеет отношение ко всем отраслям, совокупности его норм затрагивают трудовые, гражданские, административные и иные отношения. При этом противоречить элементы правовой системы конституционному праву не могут.

Кратко о конституционном праве:

Конституционное право представляет собой ведущую отрасль системы права нашей страны. Конституционное право сходно с любой другой отраслью права; это группа правовых норм, то есть обязательных для всех норм поведения, вследствие нарушения которых применяется государственное принуждение в разных формах.

Правовые нормы, являющиеся составными частями данной отрасли, определены общими признаками и связаны между собой; они все посвящены отношениям личности и государства, конституционным характеристикам государства, регламентируют организацию государственной власти.

Система права — это иерархия правовых норм отдельных отраслей, состоящих в свою очередь из систематизированных или несистематизированных элементов. Такими элементами …

Право можно раскрыть при помощи его основных признаков: 1. Право носит государственно-волевой характер, это выражает его общечеловеческую и классовую сущность. …

4.1. Понятие конституционного права, его предмет, метод и источники

Конституционное право — это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ » Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности»). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»).

Субъекты конституционного права:

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ » О гражданстве Российской Федерации»);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы — исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Реферат: Конституционное право в РФ

Введение

Право в советском обществе до начала девяностых годов было, в основном, продуктом и юридизированным обеспечением радикального военно-коммунистического строя, прикрываемого идеологизированными понятиями и терминологией «научного социализма».

Правда, октябрь 1917 года ознаменовался широковещательными юридическими документами — декретами, великим множеством декретов, иных актов, в последующие годы появилась серия сменяющих друг друга Конституций — 1918, 1924, 1936 годов.

Но революционные декреты служили, по прямому указанию Ленина, прежде всего, «пропаганде»; а главное: и они, и весь гигантский массив юридических документов, практика юридических органов строились в соответствии с «духом революционного правосознания», ни в самой малой малости не связывали всевластие партийных чиновников и административного аппарата партийного государства, юридически облагораживая ничем не ограниченные внесудебные и судебными репрессии, расправу с неугодными «контрреволюционерами и оппозицией».

С учетом этого необходимо отметить две особенности советского «революционного права», выражающие его тоталитарную природу и характеризующие его развитие при сталинском тоталитарном режиме.

Первая особенность. Декреты и иные нормативные документы того времени открыли простор, реально включили в жизнь непосредственно-социальное революционное право, то есть тот неправовой, в юридическом смысле, феномен, который, как представлялось, был обусловлен потребностями революции, а в действительности лишь обосновывал насилие.

Вторая особенность — непосредственное включение в ткань революционного права тоталитарных идеологических моментов.

Советская юридическая система выступила как сугубо государственная, диктаторски-публичная, которая не только не смогла противостоять тоталитарной системе, но и стремилась придать этой системе «законный облик».

К этому следует добавить то, что отчетливо проявилось в развитии «юридической надстройки социализма» к тридцатым годам, когда всецело утвердился тоталитарный режим, и развеялась практика «революционного права».

В части прав человека процветали особой пышностью проявившиеся после принятия Конституции 1936 года откровенная фальсификация и государственная ложь. Фиктивный характер пышно декларированных избирательных и политических прав граждан, декларированных этим документом, очевиден.

Нельзя не пройти мимо одной, весьма противоречивой черты защиты прав человека «советских времен». С момента возникновения правовой системы Советского государства вся мощь законодательства была направлена на обеспечение социальной защищенности граждан. Именно в связи с этой направленностью получило развитие социальное законодательство, в частности, такие отрасли, как трудовое, социального обеспечения, семейное право.

После осуждения «культа личности Сталина» в «хрущевскую весну» прогрессивные законоположения начали получать ограниченную, неполную, но какую-то новую жизнь, известное реальное значение. В законодательстве было упразднено все то, что во второй половине тридцатых годов и в последующие годы способствовало незаконным репрессиям, — действие внесудебных карательных органов, ограничение процессуальных гарантий.

Во второй половине пятидесятых и в шестидесятых годах прошла законодательная реформа, были обновлены основные отрасли законодательства — уголовное, гражданское, процессуальное, трудовое, семейное, земельное. Издавались новые крупные законодательные акты, венцом которых стала «Конституция развитого социализма» 1977 года.

К сожалению, все это не изменило общего облика советской правовой системы как имеющей тоталитарный характер. Не изменило во многом потому, что законодательные нововведения, в сущности, не затронули главного — доминирующего положения административно-командного управления, безраздельного господства всесильного аппарата, всевластия бюрократической государственной собственности, репрессивной деятельности карательных органов и в целом осуществления политико-государственной деятельности помимо права. И в обновленном законодательстве, и в новых юридических документах не были установлены сколь бы то ни было действенные юридические механизмы, которые бы ставили деятельность ведомств в четкие законодательные рамки, обеспечивали бы юридические возможности для того, чтобы противостоять диктату, командно нажимным акциям, авторитарным методам, реально утверждали бы не только ответственность гражданина перед государством, но и ответственность государства перед гражданином.

Конституционное право как наука

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического образования. Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, подходя формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право».

При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право». Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в германских юридических вузах часто используется термин «публичное право», который охватывает и административное право, и судебное право, и некоторые другие отрасли права. Государственное право рассматривается как основополагающая часть публичного права.

Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается, прежде всего, его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: «Все органы и государственные предприятия обязаны оказывать депутатам необходимое содействие в выполнении ими своих обязанностей» (ст. 8.5 Конституции Республики Куба 1976 г.); «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Италии 1947 г.).

Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: «Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола и национального происхождения запрещена и карается законом» (ст. 41 Конституции Республики Куба); «Всякий императивный мандат является недействительным» (ст. 27 Конституции Французской Республики 1958 г.).

Конституционному праву известен и метод дозволения, применяемый, по преимуществу, к регулированию статуса человека и гражданина, что само по себе естественно, но также иногда и при определении полномочий государственных органов.

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства этих норм. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает соответствующие ограничения для государственной власти.

Содержание конституционного права во многом определяется социальными противоречиями, борьбой классов и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом государстве конституционное право неизбежно представляет собой выражение социального компромисса. Что же касается формы тех или иных конституционно-правовых институтов, то она зачастую представляет собой плод субъективного выбора правящих в стране сил. Если, например, наличие в парламенте одной или двух палат чаще всего зависит от позиций заинтересованных политических сил, прежде всего политических партий, то число депутатов, скажем, в палате общенационального представительства определяется нередко просто предпочтением непосредственных составителей конституционного текста, которое может не иметь ничего общего с их политико-партийной принадлежностью.

Конституционное право — это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления.

Это наиболее общее определение, охватывающее самые существенные объекты регулирования. Естественно, что оно оставляет без внимания некоторые более частные предметы, например, государственные символы.

В литературе часто можно встретить более краткое определение, дававшееся обычно советскому государственному праву. Говорилось, что это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права — это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Общие принципы составляют как бы остов, каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов государства.

В конституционном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями: народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, равноправие, неотчуждаемые права и т. п. Эти принципы не формулируют конкретные права и обязанности и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют определяющее «значение» для многих конституционно-правовых норм. Во-вторых, это принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей, судебная защита конституционных прав, неответственность главы государства и т. п.

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных. Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс.

Нормам конституционного права присущи следующие особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства; многие из этих норм имеют весьма общий характер, они не являются представительно-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру, чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза.

Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм. Их можно классифицировать по следующим основаниям.

По функциональной направленности: нормы делятся на регулятивные и охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты: «Право на ведение государством войны не признается», — гласит, например, ст. 9 Конституции Японии.

По способу воздействия на субъекты права: нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

По действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные. Большинство норм — постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

Субъекты конституционного права

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.

Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Как правило, само государство не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, определяющих содержание указанного предписания, Иногда государство выступает в качестве участника определенного общественного отношения, то есть находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношений (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.

Источники конституционного права

Объективные причины (источники) возникновения и существования конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного права являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нормативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти, монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах.

По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные.

Конституции (основные законы) провозглашают основные права и свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму государства, устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов. В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения.

Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах. В Чехословакии, например, было принято, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органические законы в ряде стран (обычно романской системы права) определяют статус органов государства на основе бланкетных статей конституций. Например, Конституции Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких государственных органов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата правосудия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший совет магистратуры (ст. 65).

Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов.

Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы.

К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т. п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т. п.). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую сферу действия.

Особенности конституционного права РФ

Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления. Причем формой таких отношений являются волевые общественные отношения, с которыми связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и гражданина и т. д. — все это относится к сфере государственно-правовой надстройки, возвышающейся над социально-экономическим базисом общества.

Важно также подчеркнуть, что наука конституционного права Российской Федерации не просто вскрывает характер общественных отношений, лежащих в основе государственного строя Российской Федерации, а призвана показать и доказать, как указанные отношения с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, как наука она должна вывести из господствующих в обществе общественных отношений адекватную модель его конституционной организации. А это неизбежно предполагает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в способе организации и осуществления государственной власти. Тем самым наука конституционного права освещает путь практике. Она призвана показать и обосновать, каким должно быть устройство Российской Федерации при господствующих в обществе общественных отношениях. Поэтому наука конституционного права РФ имеет дело с осмыслением только таких государственно-правовых норм, которые адекватно выражают и закрепляют указанные отношения. Более того, она должна предлагать властным структурам государства модель оптимальных норм права, стимулирующих поступательное конституционное развитие общества, государства. На основе таких норм должны возникать и функционировать государственно-правовые отношения.

В систему конституционного права входят следующие знания:

О конституционном праве РФ как ведущей отрасли права. Они включают в себя знания о его предмете и методологии исследования.

О сущности Конституции Российской Федерации 1993 г., особенностях ее структуры и содержания.

Об основах конституционного строя Российской Федерации и их соотношении с господствующими в обществе общественными отношениями.

О правах и свободах человека и гражданина.

О национально-государственном и административно территориальном устройстве Российской Федерации.

О системе органов Российской Федерации, местном самоуправлении.
Конституционное право РФ — это выраженная в системе государственно-правовых норм общеобязательная воля многонационального народа Российской Федерации, обеспеченная государством.

В этом определении схватывается сущность конституционного права РФ в виде общеобязательной или государственной воли народа и способ ее выражения, воплощения в лице системы государственно-правовых норм.

Предметом конституционного права РФ является изучение сущности государственно-правовых реалий, с которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе общественные отношения.

Это определение позволяет понять, что не вся государственно-правовая надстройка является предметом изучения конституционного права России, а только та ее часть, в которой представлены, «овеществлены» властеотношения. Причем она должна быть соразмерной господствующим в обществе общественным отношениям. Или, говоря словами Гегеля, указанные стороны должны быть доведены до полной адекватности друг другу, т. е. государственно-правовые явления призваны выступать исключительно как воплощение основополагающих общественных отношений.

Следовательно, конституционное право России охватывает государственно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, определяемые социально-экономическим базисом многонационального общества, права и свободы человека и гражданина, правовой статус властных структур государства и содержание их деятельности, местное самоуправление. И все эти институты пронизаны одним смыслом, одним содержанием — волей многонациональном народа Российской Федерации, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве.

Конституционный строй РФ как предмет изучения конституционного права

Конституционный строй — это представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного закона система основополагающих общественных отношений.

Говоря об определении конституционного строя государства, важно подчеркнуть, что в нем должна схватываться сущность последнего. А сущность всех социальных явлений коренится в определенной форме общественных отношений. Поэтому недопустимо сводить конституционный строй к тому, из чего он складывается (форма организации государственной власти, способ формирования и функционирования властных структур государства, статус человека и гражданина и т. д.) и чем он закрепляется (нормы Основного закона). Нередко такое сведение имеет своей причиной обособление или мнимое существование указанных институтов от той формы общественных отношений, на которой они базируются. В итоге мысль лишь фиксирует содержание конституционных норм, что представляется обычным и само собой разумеющимся для науки конституционного права.

Эта видимость простоты предмета науки конституционного права порождается тем, что компоненты конституционного строя лежат как бы на поверхности явлений и поэтому схватываются в первую очередь. А общественные отношения, которые представлены в них и образуют их сущность, любят скрываться. Тем самым от исследователя ускользает та форма общественных отношений, которая и лежит в основе государственно-правовых институтов в своей совокупной связи, образующих конституционный строй государства.

При изучении конституционного строя ученый имеет дело не с его составными компонентами и юридическими нормами, закрепляющими их, а с властеотношениями, которые всегда связаны с этими компонентами и представлены в них.

Каждый конституционный строй — это единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений, закрепленный нормами Основного закона государства. Эта форма общественных отношений как бы вселяется в указанный организм и придает им специфический характер. Вместе с тем, каждому конституционному строю свойственны и свои особенности, которые обусловлены конкретно-историческим стечением обстоятельств.

Конституционный строй характеризуется рядом черт, важнейшие из которых указаны в преамбуле Конституции. Так, согласно Основному закону Российской Федерации многонациональное российское общество характеризуется, прежде всего, тем, что оно утверждает права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие, сохраняет исторически сложившееся государственное единство, руководствуется общепризнанными принципами равноправия и самоопределения народов, возрождает суверенную государственность России, утверждает незыблемость ее демократической основы и стремится обеспечить благополучие и процветание России.

Конституция РФ как источник конституционного права и Основной закон государства обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Она должна соблюдаться всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Немаловажное значение имеет и конституционное положение, согласно которому законы подлежат официальному опубликованию. Те же из них, которые не опубликованы, не применяются. Особую значимость приобретает требование Конституции об опубликовании любых нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. В противном случае она освобождает общество и его граждан от их соблюдения и исполнения (статья 15 Конституции РФ).

Согласно Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем она предусматривает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем федеральным законом, то применяются правила международного договора (статья 15 Основного закона РФ 1993 г.).

Таковы основы конституционного строя Российской Федерации, изложенные в первой главе Основного закона РФ.

Коваленко А. И. Основы конституционного права РФ. М., 1994.

Верховенство права. М., 1992.

Фридмен Л. Введение в американское право. М., 1993.

Конституционное право зарубежных стран. М., 1993.

Политология. Словарь-справочник. М., 1993.

Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1994.

Чиркин В. Е. Элементы сравнительного правоведения. М., 1994.

Еще по теме:

  • Уменьшение суммы алиментов при рождении второго ребенка Снижение размера алиментов в связи с рождением второго ребенка, подача заявления Доброго времени суток! Состою в браке, муж платит 25% алиментов на ребенка от первого брака (ребенку 14 […]
  • Как найти айфон если он выключен и его украли Как найти айфон, если он выключен Поиск выключенного iPhone – задача не самая простая, но реализуемая. Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, как найти Айфон, если он […]
  • Субъект ст 307 ук рф Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод 1. Заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание […]
  • Фз о регистрации прав на недвижимое имущество консультант Фз о регистрации прав на недвижимое имущество консультант Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве […]
  • Юридические источники семейного права тесты Тест. Тест по теме "Семейное право" Учащиеся должны знать, понимать основные понятия, виды, способы создания семьи. Основные источники и нормативные акты. Список вопросов теста Что служит […]