Дополнительное соглашение при расширении зон обслуживания

Рубрики Новости

Дополнительная работа: расширение зон обслуживания и увеличение объема работ

ОТЛИЧИЯ РАСШИРЕНИЯ ЗОН ОБСЛУЖИВАНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА РАБОТ

Под расширением зон обслуживания и увеличением объема работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности, то есть выполнение однородной работы (по аналогичной должности, специальности, квалификации).

При этом в понятие «расширение зон обслуживания» в целях применения статей 60.2 и 151 ТК РФ входит поручение дополнительной работы по той же должности, работа по которой ставится в зависимость от зон или участков, а при увеличении объема работ — от норм выработки.

В разъяснениях государственной инспекции труда в Челябинской области от 21.11.2017 указано, что основное отличие расширения зон обслуживания от увеличения объема работы состоит в том, что расширение зоны обслуживания устанавливается, когда должность предполагает наличие зон или участков (например, соцработник, врач, уборщица). А при увеличении объема работ помимо основной работы работнику поручается аналогичная дополнительная работа, то есть увеличивается объем ранее выполняемой работы (например, слесарь механосборочных работ).

Для наглядности сведем данные различия в таблицу:

Из таблицы видно, что в остальном оформление дополнительной работы одинаково и при расширении зон обслуживания, и при увеличении объема работ: с работником нужно заключить соглашение, придерживаться правила равной оплаты за труд равной ценности, а учет рабочего времени по дополнительной работе отдельно вести не надо.

[…] Понятие «расширение зон обслуживания» законодателем рассматривается не отдельно, а только в совокупности с «увеличением объема работ», поэтому во избежание возможных ошибок стоит отметить различия.
Расширение зон обслуживания предполагает возложение дополнительных обязанностей на работах с четким разделением границ.
Основное отличие расширения зоны обслуживания от увеличения объема работы состоит в том, что расширение зоны обслуживания устанавливается, когда должность предполагает наличие зон или участков (например, соцработник, врач, уборщица). Увеличение объема работы — помимо основной работы, работнику поручается аналогичная дополнительная работа, то есть увеличивается объем ранее выполняемой работы.
Таким образом, расширение зоны обслуживания чаще применяется для работников, за которыми закреплены участки, — врачей, электриков, в то время как увеличение объема скорее применимо для работников, у которых есть норма выработки.
В соответствии с ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ дополнительная работа, поручаемая работнику наряду с работой, определенной трудовым договором, может выполняться им в порядке совмещения профессий (должностей), путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ или в связи с возложением на него обязанностей временно отсутствующего работника. При этом работодатель может поручить работнику выполнение такой дополнительной работы только с его письменного согласия и за дополнительную плату (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ).
При расширении зон обслуживания или увеличении объема работ работник выполняет работу по той же профессии или должности, которая обусловлена трудовым договором, но в большем объеме по сравнению с тем, который он ранее выполнял в соответствии с трудовым договором.
Законом не предусмотрено ограничение срока, на который работодатель может поручить работнику выполнение дополнительной работы наряду со своей основной работой. В каждом конкретном случае срок, в течение которого работник будет выполнять наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу за счет расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, определяется работодателем с согласия работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ). В том случае, если работник не согласен со сроком, определенным работодателем, этот срок может быть определен соглашением сторон. Если стороны не смогут договориться о сроке, в течение которого должна выполняться дополнительная работа, работник вправе отказаться от ее выполнения.
Согласно ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ работник вправе досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
При этом, как вытекает из содержания этой нормы, ни работник, ни работодатель не обязаны указывать причину, по которой они досрочно отказываются от соглашения о выполнении дополнительной работы.
При расширении зон обслуживания или увеличении объема работ необходимо уделить внимание количественной составляющей трудовой функции. Это важно как для работника, так и для работодателя. Во-первых, работодатель должен определить размер доплаты за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работы, что обусловлено нормами трудового законодательства (ст. 151 ТК РФ).
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 151 ТК РФ размер доплаты, устанавливаемый соглашением сторон трудового договора, зависит от содержания и (или) объема дополнительной работы. Одновременно с этим необходимо учитывать, что согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Во-вторых, работник должен знать, какие функции он обязан выполнять, поскольку в силу ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Исключение составляют случаи, строго предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами.
[…]
Непредоставление дополнительной оплаты при расширении зон обслуживания и увеличении объема выполняемых работ, привлечение работника к таким работам без его письменного согласия являются нарушениями трудового законодательства и влекут административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подготовлено на основе материала И. А. Васильева, советника государственной гражданской службы РФ 1 класса.
Государственная инспекция труда в Челябинской области 21.11.2017

ОФОРМЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рассмотрим процесс оформления дополнительной работы на конкретных примерах.

Допустим, с работником ООО «Селена» слесарем-электриком 4 разряда Серебровым О. А. оформлено соглашение на выполнение дополнительных работ (расширение зон обслуживания) на другом участке работы (примеры 1, 2), а слесарю механосборочных работ 3 разряда Макаровой Е. Ю. работодатель оформил дополнительную работу как увеличение объема работ (примеры 3 и 4).

Закон не ограничивает срок, на который работодатель может поручить работнику выполнение дополнительной работы. В каждом конкретном случае срок, в течение которого работник будет выполнять наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу за счет расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, определяется работодателем с согласия работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ).

Е. Н. Малькова,
начальник отдела кадров ООО «ЗВД»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 3, 2018.

Доплата за расширение зоны обслуживания

Определение расширения зон обслуживания в Трудовом кодексе

Когда на работника временно возлагается обязанность за отдельную плату взять на себя дополнительную нагрузку, связанную с территориальным увеличением участка его работы, это называют доплатой за расширение зон обслуживания. Это понятие упоминается в ст. 60.2 и 151 ТК РФ наряду с увеличением объема работ и выполнением обязанностей отсутствующего работника.

Таким образом, речь идет о доплате за увеличение объема работы, связанной с участками или зонами, на той же должности. Расширение таких участков или увеличение их количества является увеличением общей рабочей нагрузки работника и требует дополнительной оплаты.

Порядок доплаты за расширение зон обслуживания ТК РФ

Работник и работодатель путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору определяют размер доплаты и срок действия соглашения ( ст. 60.2 ТК РФ ). Доплата зависит от объемов дополнительной работы. Никаких норм, процентов или минимального порога оплаты закон не предусматривает. Документ должен содержать следующие пункты:

  • реквизиты сторон;
  • предмет соглашения — расширение зон обслуживания;
  • срок действия;
  • размер оплаты;
  • порядок расторжения.

Одна из сторон соглашения — или работник, или работодатель — имеет право досрочно отменить его действие, предупредив другую сторону письменно за 3 дня. Объяснять причины прекращения соглашения не требуется.

Кроме этого, следует издать приказ или распоряжение об увеличении объема работ и сроках его действия. В нем указываются причины (производственная необходимость, замещение временно отсутствующего работника и т.д.), дата начала работ. Можно использовать образец приказа о доплате за расширение зон обслуживания.

Если условие о дополнительной нагрузке было включено в трудовой договор при приеме на работу, отменить в одностороннем порядке его нельзя. В этом случае нужно заключать дополнительное соглашение с изменениями условий договора — трудовой функции и оплаты труда.

Как показывает судебная практика, отсутствие соглашения о доплате за расширенную зону обслуживания снимает с работодателя ответственность за невыплату надбавки.

Как сформулировать дополнительное соглашение к трудовому договору о временном возложении на директора обязанностей главного бухгалтера?

Добрый день.
ДС к ТД об исполнении обязанностей обязательно.на основании ДС готовите приказ. В ДС к ТД указываете все необходимые условия: период исполнения обязанностей , объём работы, оплату.

Цитата (ТК РФ. Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором): С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Доплата за расширение зоны обслуживания больше суммы оклада

Доплата за расширение зоны обслуживания устанавливается по соглашению сторон, в зависимости от объема работы. Как правило доплата устанавливается в твердой денежной сумме или в процентном соотношении от оклада.

Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Законодательством не установлен ми минимальный, ни максимальный размер доплат.
Из своей практики могу сказать следующее, что еще ни один работник, замещавший отсутствующего работника не получил полный оклад, как правило это 30-50% от оклада отсутствующего работника.
Доплата устанавливается по соглашению сторон если работодатель говорит: «Иванов ты за дополнительную работу механика будешь получать 5 000 руб.», на что Иванов может сказать нет, я не буду выполнять работу за 5 000, а буду только за 15 000. Тогда работодатель думает будет ли Иванову доплачивать или искать другого работника, который выполнит дополнительную работы на его условиях.

Вот вам статья в тему.

Трудовое право для кадровика», 2012, N 10

ОПЛАТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена особенностям оплаты дополнительной работы в соответствии с требованиями действующего законодательства. Автор детально рассматривает порядок установления доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема работ, а также исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Особое внимание уделяется требованиям к оформлению соответствующих выплат.

Дополнительная работа и виды доплат

Так, в ст. 151 ТК РФ предусмотрено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Там же законодатель ввел правило, что размер соответствующей доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Таким образом, действующим трудовым законодательством выделяется 5 самостоятельных видов доплат за дополнительную работу:
1) доплата за совмещение должностей;
2) доплата за совмещение профессий;
3) доплата за расширение зон обслуживания;
4) доплата за увеличение объема работы;
5) доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

Правовая природа доплат: мнения

Правовая природа соответствующей группы доплат вызывает широкие дискуссии как в научной среде, так и у правоприменителя. Большинство специалистов сегодня сходятся в том, что данные выплаты носят исключительно компенсационный характер. Этот вывод во многом обусловлен наличием определенной нормативной базы, которая формально относит данные доплаты к числу компенсационных.
В то же время отдельные авторы и сегодня придерживаются позиции, что эти выплаты с научной точки зрения могут носить стимулирующий характер. Например, ряд специалистов к числу стимулирующих выплат относят доплаты за расширение зоны обслуживания или увеличения объема работ [1, с. 431]. А профессор Н.М. Саликова справедливо обращает внимание на тот факт, что по своей правовой природе доплаты за дополнительную работу являются одновременно как стимулирующими, так и компенсационными [2, с. 294].
Необходимо отметить, что Минздравсоцразвития России отнес данный вид доплат исключительно к выплатам компенсационного характера. Так, в Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (ред. от 17.09.2010, далее — Перечень), включены выплаты за совмещение профессий (должностей).
Отсутствие в данном Перечне выплат за расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, скорее носит характер технического упущения, хотя и вызывает на практике отдельные сложности у правоприменителя постольку, поскольку данный Перечень носит закрытый характер, то есть не позволяет его толковать расширительно.
При этом государственным и муниципальным учреждениям следует исходить из того, что Трудовой кодекс РФ обладает большой юридической силой и, соответственно, предусмотренные в нем доплаты за расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, могут устанавливаться работникам независимо от их наличия в соответствующем Перечне в порядке, предусмотренном действующим трудовым законодательством.

Порядок установления и отмены доплат

Порядок установления соответствующих доплат также носит весьма противоречивый характер.
Так, в п. 7 Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.08.2008 N 424н (далее — Рекомендации по заключению трудового договора), предлагается указывать размер доплат за совмещение профессий и должностей в трудовых договорах или дополнительных соглашениях об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
Прибегая в данном случае к буквальному толкованию норм действующего законодательства, а именно прямо применяя норму ч. 2 ст. 57 ТК РФ, в соответствии с которой доплаты и надбавки являются обязательными условиями трудового договора, авторы Рекомендаций игнорируют специальную правовую природу механизма дополнительной работы, прямо установленную законодателем в ст. 60.2 ТК РФ.
В том числе в соответствии с требованиями, закрепленными в ст. 60.2 ТК РФ, работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении не позднее чем за 3 рабочих дня. При этом действующему трудовому законодательству известны только два порядка изменения условия трудового договора: по соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ) и по инициативе работодателя по причинам, связанным с изменением организационных или технических условий труда (ст. 74 ТК РФ).
Порядок, предусмотренный в ст. 74 ТК РФ, в данном случае правоприменителю абсолютно не подходит, так как трудовое законодательство не обусловливает досрочную отмену работодателем поручения о выполнении дополнительной работы необходимостью доказывания наличия изменения организационных или технологических условий труда.
Но и взаимное согласие сторон на отказ от выполнения дополнительной работы или досрочную отмену поручения по ее выполнению в ТК РФ от сторон трудового договора не требуется при соблюдении ими условия о предупреждении об этом другой стороны в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня.
То есть в соответствии с требованиями трудового законодательства единственное необходимое и достаточное условие для прекращения дополнительной работы и, соответственно, выплаты доплаты — наличие данного письменного предупреждения.
При этом стоит отметить, что далеко не всегда буквальное толкование норм Трудового кодекса отражает правовой смысл закрепленных в нем норм, правил и правовых механизмов. Более того, в ряде случаев, как с дополнительной работой, прямо им противоречит.
Представим себе ситуацию, когда работодатель, в письменной форме предупредивший работника не менее чем за 3 рабочих дня о досрочной отмене поручения о выполнении дополнительной работы, предлагает через 3 рабочих дня работнику подписать соответствующее соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора, а работник отказывается. Кстати, работник действительно не обязан подписывать какие-либо соглашения.
Каковы дальнейшие действия работодателя? Нормы ст. 74 ТК РФ, как мы уже говорили выше, в данном случае неприменимы. Формально с точки зрения специальной нормы трудового законодательства дополнительная работа должна быть отменена на основании письменного предупреждения (ст. 60.2 ТК РФ). Но в трудовом договоре работника (соглашении об изменении условий трудового договора) продолжает оставаться норма об установлении доплаты за конкретный вид дополнительной работы.
Вполне возможно, что далее работодателю придется доказывать в государственной инспекции труда, налоговой инспекции или суде тот факт, что прекращение выплаты носит обоснованный характер, а само письменное предупреждение об отмене поручения или отказе от дополнительной работы, по сути, в одностороннем порядке, специально предусмотренном трудовым законодательством, фактически изменило (трансформировало) соответствующее условие трудового договора.
При этом отдельные инспекторы труда считают, что в случаях, когда доплата за дополнительную работу является условием трудового договора, она может быть снята исключительно через соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора [3], несмотря на очевидную несогласованность подобного требования с нормами ст. ст. 60.2 и 151 ТК РФ.
Кстати, возможна и обратная ситуация, когда работник своевременно предупредит работодателя об отказе от дополнительной работы, и тот, в свою очередь, откажется заключать с работником сог
лашение об изменении условий трудового договора.
Таким образом, в ряде случаев при определении правовой позиции необходимо комплексно воспринимать нормы трудового права, анализировать их во взаимном сочетании.
Так, в теории трудового права неоднократно отмечалось, что соглашение о выполнении дополнительной работы не должно быть составной частью трудового договора в связи с тем, что оно носит самостоятельный характер. Кроме того, досрочное прекращение соглашения о дополнительной работе не вносит каких-либо корректив в трудовой договор работника и работодателя, то есть его содержание объективно не меняется [4, с. 17; 5, с. 102 — 105]. Также необходимо отметить, что и сам законодатель в ст. 151 ТК РФ, прописывая порядок установления доплаты за дополнительную работу, закрепляет правило, что размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора, но при этом ничего не говорит о том, что данная доплата является обязательным условием трудового договора.
На практике возникают вопросы и с точки зрения отнесения данной доплаты к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ). Налоговый кодекс РФ относит к расходам на оплату труда начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки за совмещение профессий и расширение зон обслуживания. К сожалению, в перечне надбавок не нашли свое отражение три из пяти видов дополнительной работы: совмещение должностей, увеличение объема работы и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
Представляется, что налоговые органы по аналогии должны относить их к расходам на оплату труда, так как по сути все пять видов представляют собой разновидность дополнительной работы. При этом доплаты за совмещение должностей, увеличение объема работы и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, совершенно очевидно относятся к числу начислений компенсационного характера, связанных с выполнением работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ).
Применение в ст. 255 НК РФ к выплатам за отдельные виды дополнительной работы термина «надбавка» не носит принципиального характера, так как, во-первых, в Трудовом кодексе прямо используется термин «доплата», во-вторых, в налоговом и трудовом законодательствах отсутствует легальное определение надбавок и доплат, в-третьих, наименование выплаты не меняет ее правовую природу, ее компенсационный характер.
Наименьшее число споров вызывают способы установления доплат за дополнительную работу. На практике, как правило, доплата устанавливается двумя путями:
1) в процентном соотношении к окладу (должностному окладу) и (или) тарифной ставке;
2) в твердом размере.
Представляется, что легальный характер носят оба способа. В то же время бюджетникам необходимо обратить внимание на тот факт, что для них учредителями зачастую устанавливаются специальные правила.
Так, в п. 1 Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822, прямо закреплено, что выплаты компенсационного характера (к которым относятся и доплаты за дополнительную работу) устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ, то есть для федеральных бюджетных учреждений допустим исключительно первый способ установления размера доплаты.

Установление размера доплат

Большинство авторов солидарны в позиции, что действующее законодательство не устанавливает минимального размера доплат за дополнительную работу. Единственное прямое требование законодателя — учитывать содержание или объем работы.
В этой связи сложно согласиться с позицией отдельных ученых, настаивающих на существовании в законодательстве определенных минимальных ограничителей размеров соответствующих выплат. Так, профессор А.Я. Петров считает, что «работникам должен быть гарантирован минимальный размер доплат в пределах 30 — 50% тарифной ставки (оклада) по совмещаемой профессии (должности), предусмотренный нормативными правовыми актами СССР» [6, с. 226].
Но, во-первых, после отмены Постановления Совета Министров СССР от 04.12.1981 N 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» подобных актов практически не осталось, во-вторых, даже если бы они существовали, то не должны были бы применяться в связи с тем, что в ст. 151 ТК РФ установлен индивидуально-договорный принцип определения размера данного вида доплат, в-третьих, действующее законодательство не привязывает размер доплат непосредственно к тарифной ставке или окладу, в-четвертых, в реальности объем или содержание конкретного вида выполняемой дополнительной работы может быть значительно меньше того, который позволил бы установить с учетом содержания (объема) работы доплату 30 — 50%.
Еще более категоричную позицию занимает профессор В.И. Миронов, который считает, что «конкретный размер доплаты должен как минимум равняться заработной плате по совмещаемой профессии (должности) или по работе временно отсутствующего лица, которую получали постоянно работающие работники за тот же объем работ [7, с. 232 — 233].
Данная правовая позиция носит весьма спорный характер. Конечно, устанавливая минимальный размер доплат, работодатель всегда должен учитывать содержание или объем выполняемой работы. Но в то же время работник выполняет дополнительную работу одновременно с основной, то есть возникает определенный баланс между выполнением основной трудовой функции и порученной работнику определенной дополнительной работы. И если при совмещении профессий у рабочих при сдельной оплате труда еще представляется возможным оценить фактически выполненный объем работы, то, например, при совмещении должностей это маловероятно.

Пример. Скажем, бухгалтер в порядке совмещения должностей выполняет дополнительную работу по должности «инспектор по кадрам». Да, действительно, определенное время в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены) он будет тратить на совмещаемую им должность инспектора по кадрам, но в это самое время он не будет выполнять свои обязанности в качестве бухгалтера.
Если бухгалтеру заплатить полностью заработную плату инспектора по кадрам, то, по сути, отработав при повременной системе оплаты труда свою обычную норму времени, он получит двойную заработную плату, что будет являться очевидным нарушением принципа «оплаты по труду».

Именно поэтому законодатель нашел весьма разумное решение, делегировав возможность определения размера доплат за дополнительную работу на индивидуально-договорный уровень локального регулирования.
Одновременно хотелось бы отметить позитивный характер практики, существующей сегодня в ряде компаний, когда в коллективных договорах устанавливается минимальный размер доплат за дополнительную работу [8, с. 503]. Это в ряде случаев не только защищает интересы работников, но и предупреждает возможные злоупотребления со стороны работодателя в данной области. При этом установление минимального размера не препятствует сторонам договориться о более высоком размере доплаты.
Необходимо отметить, что до принятия в организации решения об установлении минимального размера доплат за конкретные виды дополнительной работы следует внимательно проанализировать возможный объем и содержание подобных работ, так как установление минимального ограничителя может изначально сделать невыгодным для работодателя поручение дополнительной работы с незначительным содержанием или минимальным объемом.
Действующее законодательство также не ограничивает и максимальный размер доплаты за конкретный вид дополнительной работы, указывая только на необходимость соблюдения двух обязательных условий:
1) наличие соглашения сторон о размере доплаты;
2) учет содержания и (или) объема дополнительной работы.
Таким образом, содержание и объем дополнительной работы являются критериями установления размера доплаты [8]. Так, содержание определяет характер выполняемой работы, например перечень должностных обязанностей при совмещении должностей. Объем работы определяет ее количество, что часто необходимо при совмещении профессий.
При этом неправильно понимать конструкцию, предусмотренную в ст. 151 ТК РФ, как возможность установить любой размер доплаты по желанию сторон.
Во-первых, при установлении доплаты необходимо соблюдать принцип «оплаты по труду», предполагающий, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ч. 1 ст. 132 ТК РФ), то есть если два работника, имеющие аналогичный уровень квалификации, будут выполнять абсолютно одинаковую по содержанию и (или) объему дополнительную работу, то доплаты за нее должны быть установлены в одинаковом размере.
Во-вторых, запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 142 ТК РФ), следовательно, единственный фактор, который должен учесть работодатель при установлении размера доплаты — содержание и (или) объем работы.
Никакие другие обстоятельства, например производственная необходимость или тем более личные пристрастия руководителя, не могут служить основанием установления более высокого размера доплаты.
В-третьих, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ), поэтому и размер доплаты не может быть выше, чем предусмотренный в системах оплаты труда организации по порученной работнику в качестве дополнительной работы должности или профессии.
То есть максимально на доплату за конкретный вид дополнительной работы можно направить все средства, заложенные в системах оплаты труда для определенной трудовой функции, например полностью размер оклада и (или) тарифной ставки, а также все стимулирующие и компенсационные доплаты (надбавки) и поощрительные выплаты (премии и др.).
При этом, если сумма доплаты превысит заработную плату, установленную системами оплаты труда для должности (профессии), по которой выполняется дополнительная работа, будет иметь место нарушение норм, закрепленных в ст. ст. 135, 142, 151 ТК РФ.
Также в соответствии со ст. ст. 252, 255, 265, 270 НК РФ часть доплаты, превышающая данный размер заработной платы, не сможет быть включена в расходы налогоплательщика на оплату труда. Для государственных и муниципальных учреждений подобные переплаты могут привести к постановке вопроса о нецелевом расходовании бюджетных средств.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что, если работодатель примет решение направить на доплату полностью все средства, предусмотренные системами оплаты труда по определенной трудовой функции, то есть в том числе средства, предусмотренные на стимулирующие и поощрительные выплаты, то в дальнейшем сама доплата за дополнительную работу не должна учитываться при расчете соответствующих стимулирующих или поощрительных выплат, иначе будет иметь место нарушение принципа «оплаты по труду».
При этом наиболее острым практическим вопросом остается вопрос: каким образом учитывать при установлении доплаты за конкретный вид дополнительной работы ее содержание и (или) объем?
Конечно, необходимость учесть содержание или объем не означает буквального требования предварительно высчитать до копейки размер соответствующей доплаты прямо пропорционально планируемому содержанию или объему работы.
Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что, с одной стороны, правовая конструкция «необходимо учитывать» носит императивный характер, то есть обязывает работодателя учесть содержание и (или) объем работы. Но при этом, говоря именно об учете, законодатель оставляет значительное пространство для переговорного процесса сторон, позволяющего учесть не только их мотивацию, производственные, материальные, карьерные интересы, но и специфику конкретной трудовой функции, а также содержание систем оплаты труда организации. Главное, избежать злоупотребления правом с обеих сторон.
Так, в отдельных случаях работодатель стремится возложить на работника двойную работу за формальную, явно заниженную доплату, установленную без учета содержания и (или) объема работы. При этом на практике, особенно в бюджетной сфере, нередко встречаются случаи, когда сэкономленные средства фонда оплаты труда направляются на стимулирующие выплаты административному персоналу.
В других ситуациях размер доплат несоразмерно завышается, например с целью поощрения руководителем наиболее близких ему сотрудников.

Заявление на расширение зоны обслуживания (образец)

rasshirenie_zony_obsluzhivaniya.jpg

Похожие публикации

Расширение зоны обслуживания – это увеличение «рабочей» территории работника. Например, системный администратор следил за работой компьютерной техники в офисах компании, которые находятся в одном районе города, но ему была поручена также работа и в соседнем районе (была расширена зона обслуживания). Таким образом, объем выполняемой им работы вырос.

Часто расширение зон обслуживания путают с совмещением должностей – и то и другое ведет к увеличению объема работ. Однако расширение зон обслуживания подразумевает увеличение объема выполняемой работы в рамках одной профессии, тогда как совмещение должностей подразумевает увеличение объема работ за счет нагрузки по другой должности или профессии.

Работодатель не может просто издать приказ о расширении зоны обслуживания и требовать от работника выполнения дополнительной работы. Должен быть соблюден определенный порядок оформления. Изначально работодатель должен выступить с предложением расширения зон обслуживания, отправив работнику письменное предложение в свободной форме.

Если работник согласен, то необходимо заключить с ним дополнительное соглашение о расширении зон обслуживания. Работник должен поставить подтверждение на согласие на расширение зоны обслуживания

«Экземпляр соглашения на руки получил. Подпись, дата подписания».

Этот экземпляр с подписью сотрудника будет храниться у работодателя. Данный документ подписывается в двух экземплярах, по одному для работника и работодателя.

Инициатива в увеличении объема работы может исходить не только от работодателя, но и от самого работника. В таком случае работнику необходимо заполнить на имя руководителя заявление на расширение зоны обслуживания

Директору ООО «Людмила»

От уборщицы Сизовой М.А.

В связи с наличием в организации свободных вакансий уборщиц прошу с 01.06.2018 прошу возложить на меня в порядке расширения зоны обслуживания дополнительные обязанности за дополнительную плату.

В заявлении целесообразно отразить следующую информацию:

  • Кому адресовано заявление – ФИО и должность руководителя;
  • Информацию о составителе заявления – ФИО и должность работника;
  • Информацию о готовности выполнять дополнительную работу с указанием причины (например, в связи с переводом другого работника в другой город);
  • Срок выполнения дополнительной работы (если возможно определить), дату, с которой работник готов приступить к работе;
  • Возможно указать желаемый размер доплаты за увеличение работы;
  • Дата, когда заявление на расширение зоны обслуживания (образец) было составлено.

Заявление должно быть подписано работником. Если работодатель согласен с заявлением, он ставит положительную резолюцию на документе. После этого заключается дополнительное соглашение. На основании дополнительного соглашения работодателем издается приказ о расширении зоны обслуживания.

Приказ о расширении зоны обслуживания (образец)

Документ не имеет унифицированной формы и заполняется работодателем самостоятельно. Какую информацию необходимо отразить в приказе?

В шапке документа заполняется наименование организации, дата заполнения приказа, порядковый номер. Основная часть приказа содержит следующую информацию:

  • Должность, ФИО работника, которому поручается выполнение дополнительного объема работ;
  • Указание должности, общее описание обязанностей, указание территорий, входящих в зону ответственности работника;
  • Размер доплаты за увеличение территории обслуживания;
  • Срок, в течение которого работник должен ознакомиться с приказом.

Далее необходимо указать основание для составления приказа (дополнительное соглашение). Удостоверением того, что работник ознакомился с содержанием документа, будет служить его подпись.

Информация о том, что у работника увеличилась территория обслуживания, никак не отражается в его трудовой книжке и личной карточке (никаких записей вносить в документы не нужно).

Еще по теме:

  • Выплата морального вреда через суд Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и […]
  • Черноголовка мировой суд Судебный участок мирового судьи №151 (Ногинский суд) Мировой судья Комова Вера Константиновна Руководитель аппарата мирового судьи Новикова Оксана Николаевна Секретарь суда Серавина Галина […]
  • Причинение морального вреда доказательства Как доказать, что мне был причинен моральный вред? Добрый день.Я подал мировой суд заявление по ст 116УК РФ Мне сказали что можно еще и на моральный вред подать.Но как? Прошло2 месяца а в […]
  • Создание микрофинансовой организации с нуля Как открыть микрофинансовую организацию(МФО)? Процентщик, ростовщик, паук – как только не называли людей, ссуживающих деньги под проценты. Кто с завистью, а кто и с ненавистью, расставаясь […]
  • Отказ от служебного жилья военнослужащего Могу ли я отказаться от служебного жилья и дальше получать поднаем? Могу ли я отказаться от служебного жилья и дальше получать поднаем? В каких случаях? 17 Октября 2017, 18:43 Дмитрий, г. […]