Дпс водительские права

Рубрики Новости

Имеет ли право инспектор ДПС ГИБДД забирать водительские права?

Решение о лишении водительских прав принимается судом на основании предоставленных доказательств нарушения закона. Единолично сотрудник ГИБДД такое решение принять не может, хотя и обладает достаточно широким спектром полномочий. Какой нормативный акт регулирует порядок изъятия водительских прав? За какие правонарушения инспектор ДПС ГИБДД может забрать (изымать) водительское удостоверение на законных основаниях? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Требования инспектора о сдаче документов законны?

До 1 сентября 2013 года в полномочия сотрудников дорожной полиции действительно входило право изымать водительские удостоверения у совершивших административные нарушения граждан. Такая возможность была закреплена на законодательном уровне и гарантировалась п. 3 ст. 27.10 КоАП РФ. Данную обеспечительную меру инспекторы использовали, как правило, при выявлении каких-либо серьезных проступков (езда в нетрезвом виде, значительное превышение скорости, ДТП с наличием пострадавших и т.п.). После того как автомобилист отдавал права, представитель ГИБДД был обязан выдать временное разрешение на управление транспортным средством. И по этому документу водитель мог ездить до определенного момента, пока не состоится суд, который уже примет какое-то окончательное решение (полноценное лишение удостоверения либо менее суровое наказание).

Летом 2013 года в Федеральный закон №196 «О безопасности дорожного движения» и КоАП РФ был внесен целый ряд поправок. Согласно одной из них упоминавшийся ранее пункт 3 ст. 27.10 КоАП РФ был исключен и утратил юридическую силу. То есть, на сегодняшний день инспекторам ГИБДД запрещено изымать водительские права у граждан (у них просто нет таких полномочий). Это значит, что в случае совершения правонарушения водитель сможет пользоваться удостоверением до принятия судебного постановления, обязывающего его сдать документ.

С чем связаны нововведения?

Отмена возможности изъятия водительского удостоверения значительно облегчила положение как нарушителей, так и самих сотрудников госавтоинспекции. Легко выделить две основные причины внесения изменений в механизм изъятия водительских прав. Во-первых, его старая версия была в некотором роде бессмысленной, ведь провинившихся по «лишенческой» статье граждан все равно нельзя лишить удостоверения сразу же, без решения суда. А, следовательно, и нет особой разницы, на основании какого именно документа человек продолжит управлять транспортным средством до тех пор, пока не состоится суд. При этом нужно учесть, что выдача и продление краткосрочных разрешений подразумевала под собой довольно серьезный пласт бумажной волокиты, ведение которой предполагало и определенные финансовые расходы. Если раньше такие затраты хотя бы отчасти оправдывались (до внедрения в работу электронных баз данных сотрудники ГИБДД не могли на месте определить действительность водительских прав, поэтому изъятие удостоверения инспекторами помогало снизить количество лиц, управляющих транспортным средством с аннулированными документами), то сегодня в них нет никакого смысла.

Во-вторых, система изъятия водительских прав и замены их на временные разрешения работала с перебоями. Нередко рассмотрение инцидентов в суде затягивалось на больший период, чем действовала так называемая «времянка» (максимум на 2 месяца). Продлить срок ее действия можно только у того лица, кто разбирает административный процесс. Но сделать это было весьма проблематично, так как ГИБДД и судебные учреждения перекладывали данную юрисдикцию друг на друга.

Заключение

Изъятие водительских прав на месте составления протокола ранее было обеспечительной мерой производства по делу об административных правонарушениях. С 2013 года такая законодательная норма не действует, и следовательно, ни один сотрудник ГИБДД не имеет права забирать водительское удостоверение у гражданина даже при самом серьезном нарушении ПДД.

Обязан ли водитель передавать документы в руки инспектору ДПС

Зачем, отдавать «права» дпснику: «он может их спрятать, сказать, что их у него нет и вымогать у меня потом взятку». Примерно так отвечают водители из «секты непередающих документы» на вопрос о практическом смысле их упорства. В доказательство своей теории эти граждане обычно делятся опытом общения на дороге с нечистоплотными сотрудниками ДПС, протекавшим по подобному сценарию. Но чаще в подобных рассказах в качестве жертв подобного полицейского развода фигурируют знакомые и знакомые знакомых.

Однако это не смущает изрядное число водителей, «во избежание провокаций» возить «права» и СТС машины в прозрачных пластиковых чехлах, прикованных цепью к водительскому креслу. Мол, в случае проверки на дороге, полицейский будет иметь возможность ознакомится с ними сквозь прозрачный пластик, но не сможет утащить их в свою машину. А некоторые автолюбители отказываются предъявить сотруднику, остановившему их машину на том основании, что он не назвал убедительную (по мнению водителя) причину остановки транспортного средства. На самом деле, с точки зрения закона, не существует причин не отдавать в руки сотрудника полиции ваше ВУ, регистрационные документы на авто и полис ОСАГО.

Пункт 2.1.1 ПДД прямо требует от водителя «иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства». Без всяких условий и оговорок — обязан передавать и точка. При это не важно, законна ли была остановка, представился ли сотрудник полиции, назвал ли он причину своего интереса к вашему ТС или нет. Водитель обязан предоставить патрульному требуемые документы в полное полицейское распоряжение.

Как бы ни было при этом страшно стать жертвой «развода на деньги». И применение при этом стеклопластикового «блокпакета» с документами, прикованного цепью к машине означает, что водитель препятствует полицейской проверке. Не передает свои документы то есть. А это на юридическом языке называется «неповиновение законному требованию сотрудника полиции». За такое поведения КоАП, как известно предполагает либо штраф 500—1000 рублей, либо арест на срок до 15 суток — по части 1 статьи 19.3. Стоит ли упорство в своем незнании законов отсидки «на сутках» — каждый должен решать для себя сам.

Штраф за вождение без прав в 2019 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет о штрафах за управление автомобилем без водительского удостоверения.

Как правило такая ситуация возникает, если автовладелец по случайности забыл права дома, а обнаружилось это только при проверке документов сотрудниками ГИБДД.

Однако есть и водители другой группы, которые намеренно идут на нарушение и садятся за руль не имея такого права. Для них наказание будет более суровым.

Штраф за забытые дома водительские права в 2019 году

В данном случае речь идет о водителе, который просто забыл права дома.

Например, водитель может оставить документ в другой куртке или на столе.

Штраф за управление транспортным средством без водительского удостоверения предусмотрен статьей 12.3 кодекса об административных правонарушениях:

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом, за забытые права водитель получит либо предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей. В течение 20 дней данный штраф можно оплатить со скидкой и в этом случае его размер составит 250 рублей.

Обратите внимание, в данном случае речь идет только о водителях, которые имеют право на управление транспортными средствами.

Если водитель лишен прав или вообще никогда их не получал, то минимальным наказанием отделаться не удастся. Штрафы для этих случаев рассмотрены ниже.

Если сотрудник ГИБДД остановит водителя, у которого нет при себе водительского удостоверения, то он для начала «пробьет его по базе». После установления личности водитель получит штраф и сможет продолжить движение.

Примечание. До 19 июня 2015 года существовало также дополнительное наказание. Водитель отстранялся от управления транспортным средством, а автомобиль задерживался и эвакуировался на специализированную стоянку (штрафстоянку). После 19 июня 2015 года данное наказание не используется.

Штраф за отсутствие водительского удостоверения может быть наложен сколько угодно раз. Так что если Вас остановили и обнаружили, что прав у Вас нет, рекомендую сразу же вернуться за удостоверением. В противном случае каждый пост ГИБДД будет сокращать Ваш бюджет на 500 рублей.

Штраф за отсутствие права управления

Более серьезный штраф может быть наложен на водителя который не только забыл удостоверение, но и не имеет права управления в принципе:

Наказание за данное нарушение предусмотрено частью 1 статьи 12.7 КоАП:

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В данном случае штраф за езду без прав составит 5 000 — 15 000 рублей.

Кроме того в описанной ситуации дополнительно применяются статьи 27.12 и 27.13 КоАП, первая из которых отстраняет водителя от управления автомобилем, а вторая предусматривает задержание транспортного средства и его эвакуацию на штрафстоянку.

Штраф за отсутствие прав при лишении

Штрафы для водителей, лишенных прав, рассмотрены в рамках отдельной статьи:

Напомню, что лишенный прав водитель может получить одно из следующих наказаний:

  • 30 000 рублей.
  • арест на срок до 15 суток.
  • обязательные работы на срок от 100 до 200 часов.

Кроме того водитель отстраняется от управления, а машина отправляется на штрафстоянку.

Штраф при временном приостановлении прав

В 2019 году действие водительских прав может быть приостановлено судебными приставами за долги:

Если водитель сядет за руль с приостановленными правами, то его ждет одно из следующих наказаний:

  • обязательные работы на срок до пятидесяти часов;
  • лишение прав на срок до одного года.

В заключение хочу отметить, что водителю следует перед каждым выездом проверять как наличие водительского удостоверения в папке с документами, так и его срок действия. В этом случае штраф за вождение без прав автовладельцу не грозит.

Проверка на дороге ГИБДД: по какому праву?

Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, – Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.

КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!

Для проверки документов – водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира – автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном – см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) – проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола.

Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!

Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.

Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, – нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре. Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?

А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе – никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора. Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник – сверка номеров двигателя и кузова. Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля – на стационарных постах, с использованием специального оборудования. Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) – и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!

ПСИХОЛОГ В ПОГОНАХ

Бывает, что инспектор – особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, – занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф – 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.

Новый регламент ГИБДД. К чему надо привыкать водителям

ФОТО : «Мир 24» / Дмитрий Белицкий (МТРК «Мир»)

С пятницы, 20 октября, вступает в силу новый административный регламент ГИБДД, который, как обещают в ведомстве, обеспечат «надлежащий уровень защищенности граждан» и сведет к минимуму «возможные злоупотребления». «МИР 24» разобрал наиболее важные изменения, а также проверил слухи, возникшие в ходе обсуждения документа.

Многих автовладельцев взбудоражила информация о том, что автоинспекторам опять разрешат устраивать засады на трассах. «Патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», — говорится в документе, что, на первый взгляд, только подтверждает опасения.

Однако начальник управления ДПС, спецмероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков подчеркнул, что речь идет только об устранении пробелов в законодательстве. По его словам, основной посыл этого пункта в том, что «автомобиль ДПС должен быть четко и отчетливо виден участникам дорожного движения». Но если это требование в силу особенностей местности или рельефа дороги исполнить нельзя, то инспекторы могут оставить машину исходя из соображений безопасности.

Другими словами, прятаться в лесу на ровном участке трассы, а потом внезапно появляться перед водителями, сотрудники ГИБДД права по новому регламенту все равно не получат. И напомним, что составить административный протокол о правонарушении, передвигаясь на машине, не имеющей цветографической схемы, гаишники тоже не смогут.

Съемка на видео

Еще одним заблуждением относительно новых правил стал якобы вводимый запрет на съемку общения с автоинспектором. Действительно, из регламента пропал разрешающий пункт, но и запрета там нет. В ГИБДД объяснили это избыточностью нормы: ведь разрешение снимать разговор предусмотрено законом «О полиции».

«Из новой редакции регламента исключена норма, обязывающая сотрудников полиции не препятствовать использованию участниками дорожного движения фотокамер, видеокамер и звукозаписывающей аппаратуры. Это решение обусловлено исчерпывающим перечнем обязанностей, возложенных на полицию, и исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом», — указал Быков.

Впрочем, как полагают эксперты, нельзя исключать случаев, когда недобросовестные сотрудники ГАИ решат пугать водителей отсутствием разрешения и требовать прекратить съемку.

Вежливость

Однако пугать, по крайней мере теоретически, должно стать сложнее. Ведь новый регламент прямо запрещает гаишникам несправедливо обвинять водителей, дискриминировать их по любым признакам — полу, возрасту, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным предпочтениям. Нельзя проявлять грубость, допускать пренебрежительный тон, оскорбительные выражения и реплики, а также провоцировать на них. Если же водитель находится в состоянии нервного возбуждения, то сотрудник ДПС обязан дать ему время успокоиться и только потом продолжить разговор.

Фото: Татьяна Константинова, «Мир 24».

Впрочем, автоэксперты отмечают, что проблема хамства на дорогах сейчас стоит далеко не так остро, как несколько лет назад. То есть регламент просто закрепляет существующий порядок.

Что интересно, в первых проектах документа сотрудникам ДПС запрещалось не только грубо выражаться, но и курить. В утвержденной редакции этот пункт исчез. Это произошло из-за того, что он дублирует положение кодекса этики и служебного поведения государственных служащих России, в который норма включена.

Проверка документов

Никаких существенных изменений нет и в пункте о возвращении права на проверку документов вне стационарных постов. Лишение сотрудников ГИБДД этой возможности в ведомстве признали ошибкой, так как оно, отмечал замминистра внутренних дел Александр Горовой, принималось без учета географии и транспортной логистики России.

Дело в том, что сейчас гаишник не может остановить автомобиль вне стационарного поста и проверить документы, если у него нет на это конкретной причины. Вместе с тем список допустимых причин таков, что сотрудник ДПС практически всегда может объяснить остановку. Он может сослаться на собственное подозрение, на проходящее мероприятие (например, «трезвый водитель»), на ориентировку и т. д. Однако многие водители начинают разговор с инспектором со скандала, требуя пояснить остановку и не принимая во внимания какие-либо приводимые им причины. Таким образом, с 20 октября автоинспектору не придется объяснять свое желание проверить документы. К слову, нельзя забывать, что проверить документы могут не только у водителя, но и у пассажиров.

Новый регламент дает инспектору право потребовать от водителя выйти из своего автомобиля. Для этого у него должны заметить признаки опьянения или болезненного состояния. Также водителю могут предложить сесть в машину ДПС, но делать это он не обязан.

Пожаловаться на инспектора можно, позвонив в дежурную часть ГИБДД. Там обязаны ответить на вопрос, правомерна ли работа экипажа ДПС на данном участке дорожной сети.

Лишение прав и медосвидетельствование

Новый регламент разрешает уехать с места нарушения с водительскими правами. Сдать их можно в течение трех дней после нарушения, а не сразу на месте, как принято сейчас.

Статья 223 поможет водителям, которых неправомерно заподозрили в пьянстве за рулем. Если гражданина забрали в медцентр, а тесты не подтвердили подозрения, то экипажу придется доставить водителя обратно к его автомобилю.

Регламент закрывает и еще один пробел. Теперь сами документы водителям придется передавать без «удерживающих устройств». Сейчас в России распространена практика, когда гражданин пристегивает свои права и другие документы цепочкой, длина которой иногда даже не позволяет проверить их.

Временные знаки

Этот пункт, вероятно, может породить немало проблем. Если действующие правила запрещают применять средства автоматической фиксации нарушений в местах установки временных дорожных знаков, то теперь этот пункт исчез. А это значит, что водитель может получить штраф даже в том случае, если временный знак был установлен с нарушениями или упал из-за сильного ветра. Если у инспектора есть бумага об установке знака (получить ее он может, например, у подрядной организации, ремонтирующей участок дороги), то доказывать, что его там не стояло, придется оштрафованному. Что возможно разве что с помощью записи видеорегистратора.

Сотрудникам ГИБДД следует помогать водителям организовать транспортировку машины, если та сломается, содействовать в охране имущества поврежденных автомобилей, а также помогать детям и инвалидам переходить дорогу.

В целом же, согласно документу, наряды ДПС будут ориентированы на наблюдение за дорожной ситуацией в местах наибольшей аварийности и на потенциально опасных участках. Всего же административный регламент состоит из 137 листов, поэтому появление подводных камней, которые не предсказали заранее, возможно.

Еще по теме:

  • Контролируемые сделки с оффшором Какие сделки являются контролируемыми? В соответствии с положениями ст. 105.14 Налогового Кодекса РФ, с 1 января 2014 года к понятию «контролируемая сделка» относятся: Сделки между […]
  • Сумма материнского капитала в 2009 году на второго ребенка Материнский капитал: какие изменения можно ожидать в будущем? Материнский (семейный) капитал как мера поощрения к рождению или усыновлению второго ребенка начал предоставляться в нашей […]
  • Статья 6 закона 255-фз Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности См. комментарии […]
  • По хабаровскому краю статья 34 По хабаровскому краю статья 34 О внесении изменений в статью 34 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях Внести в статью 34 Кодекса Хабаровского края об […]
  • Закон договор социального найма Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения См. Энциклопедии и другие […]