Езда на авто из за границы

Рубрики Новости

Содержание:

Можно ли ввезти в Россию авто без растаможки?

Растаможка автомобилей – это поле боя, где напрямую сталкиваются финансовые интересы государства и граждан. Всех волнует вопрос: можно ли купить автомобиль за границей и водить его в России, ничего при этом не заплатив. И если возможно, то как долго. О том, как ввезти (пригнать) автомобиль, машину, и сколько можно ездить на авто без растаможки в России, расскажем в данной статье.

Можно ли ездить на авто без растаможки в России

На растаможивание транспортных средств Российские законы предоставляют всего одни сутки. В течение этого времени на таможенном пункте должно произойти оформление всех необходимых документов и оплата ввозной пошлины и, при необходимости, всех налогов. Только после этого перед ввозимым авто загорится зеленый свет российских дорог. Нарушение ввозных таможенных правил может в дальнейшем породить большие неприятности.

Но, как обычно, есть исключения, и в данном случае они называются временным ввозом автомобилей. Эта схема работает только в двух случаях:

  1. Для иностранцев, временно проживающих в России, имеется возможность беспошлинно заехать на автомобиле на территорию РФ и пользоваться им целый год, но не более.
  2. А вот для россиян временная схема работает всего полгода. После чего разрешение надо продлевать по месту жительства или покинуть на автомобиле территорию государства с обязательным закрытием временного ввоза. Все остальные действия будут считаться незаконными.

Ввоз машины

Государство строго следит за соблюдением собственных финансовых интересов, поэтому возможности ввоза автомашин без процедуры таможенной очистки постоянно ограничиваются. Но до сих пор еще имеется несколько почти официальных способов ввести авто без растаможки.

Про правила ввоза в Россию машины (авто, автомобиля) без растаможки и езды на таком ТС читайте далее.

Действующие правила

При всех возможных вариантов ввоза автомобилей без таможенных пошлин необходимо придерживаться некоторых правил и ограничений:

  • При временном ввозе автомобиля управлять им может только тот, на чье имя этот документ был оформлен на границе. Дарить, продавать, передавать по доверенности нельзя. Нарушать правила тоже не рекомендуется. Разрешение могут аннулировать в пятидневный срок.
  • Автомашины, ввезенные подобным способом, нельзя использовать для любых коммерческих целей.
  • Если автомобиль зарегистрирован в одном из государств СНГ, то при выезде за границу и возвращении обратно каждый раз оформляется временный ввоз заново, даже если срок действия предыдущего не истек.
  • Есть вариант временного ввоза по правилам ЕврАзЭС, но он распространяется только на автомашины до 2010 года выпуска.
  • Участники федеральной программы по переселению могут ввезти только один автомобиль на семью, и то если он собственность одного из участников программы.

Необходимые документы

При оформлении временного ввоза автомобиля необходимо предъявить таможенникам следующие документы:

  • Полностью оформленный договор на покупку машину или другой документ, способный подтвердить факт покупки авто.
  • Оригинал техпаспорта на автомобиль.
  • Паспорт с регистрацией и загранпаспорт.

В тех случаях, если вы собираетесь продлить разрешение на ввоз, с собой необходимо иметь:

  • УВТС.
  • Регистрацию на автомашину.
  • Страховку.
  • Паспорт с регистрацией.
  • Копии вышеперечисленных документов.

О том, как ввести машину без растаможки, читайте ниже.

Условия ввоза авто без растаможки из Европы, США и других стран. Последствия ввоза не по закону: наказания, штрафы.

Многие автомобилисты, желая сэкономить, обращают внимание на предложения о ввозе машин в страну без растаможки или с минимальной ценой за нее.
Постараемся понять, насколько законны подобные действия, какие последствия они могут иметь и стоит ли вообще связываться с такими делами.

○ Законные способы ввоза автомобилей без растаможки.

На самом деле есть возможность ввести в страну машину, не оплачивая таможенные сборы и пошлины. На сегодняшний день таких способов немного, потому что государство постепенно ограничивает варианты экономии. Но пока они еще есть и действуют, рассмотрим подробнее каждый возможный способ.

✔ Временный ввоз ТС.

После того, как 26.06.1990 года Россия подписала в Стамбуле Конвенцию о временном ввозе, у туристов и иностранных граждан, проживающих на территории РФ, появилась возможность ввозить в страну свои машины. Данное послабление касается также отечественных граждан, которые:

  • Имеют вид на жительство в другой стране.
  • Проживают заграницей постоянно и состоят на учете в консульстве.
  • Обладают двойным гражданством.

Все эти автовладельцы могут ввести в страну одну единицу ТС и пользоваться авто в течение года, при этом, не уплачивая (либо оплачивая частично) таможенные пошлины и иные сборы на импорт. После того, как пройдет указанный срок, его можно продлить, но это связано с рядом жестких ограничений:

  • ТС нельзя продавать, обменивать, дарить и даже передавать по доверенности.
  • Если будет достигнуто предельное количество нарушений ПДД (в том числе с автоматической фиксацией), машину придется вывозить из страны в течение 5 дней либо она будет конфискована.
  • Если просрочить срок пребывания авто на территории страны, это грозит серьезными штрафными санкциями.

Данное послабление касается граждан ближнего зарубежья (СНГ) и россиян, проживающих в одном из этих государств. Они вправе ввозить в Россию машины, которые имеют официальную регистрацию в другой стране. При этом, есть некоторые особенности:

  • Граждане сопредельных стран могут пользоваться нерастоможенным авто также в течение года.
  • Для россиян это срок сокращен до 6 месяцев.

Условия пребывания и продления такие же, как в предыдущем варианте. Но если в первом случае машина может свободно пересекать границу, то во втором – при каждом новом въезде в РФ необходимо заново получать удостоверение ввоза ТС.

✔ Ввоз ТС согласно общим правилам ЕврАзЭС.

Это один из наиболее практичных методов избегания встречи с таможенниками. В соответствии с Таможенными правилами ЕврАзЭС, россияне могут ввозить в страну машины из Казахстана и Беларуси без растоможки. Подобная возможность объясняется статусом авто как товара Таможенного союза.

Но, как и во всех правилах, здесь есть важные исключения:

  • Беспошлинному ввозу подлежат только те машины, которые соответствуют экостандарту «Евро — 4» (подтверждается сертификатом).
  • Бесплатно можно ввозить только автомобили до 2010 года выпуска. За более молодые ТС надо платить по общим основаниям.

При пересечении границы проверяется соответствие статуса машины условиям беспошлинного ввоза. Если все в порядке, выдается стандартный ПТС.

✔ Ввоз ТС по программе переселения.

Для того, чтобы ввести в РФ авто по данной программе, необходимо быть участником федеральной программы переселения и иметь подтверждающий сертификат. Разрешается ввозить одно ТС на семью, при условии, что оно находится в собственности не менее года до переезда.

При условии соответствия всем критериям, участники программы переселения не платят налоги, пошлины и сборы, т.е. процедура ввоза абсолютно бесплатна.

✔ Получение наследства.

Согласно действующему законодательству, машина, доставшаяся по наследству, не облагается таможенными пошлинами. Поэтому данный метод ввоза авто в страну является самым простым.

В то же время это самый редкий способ, потому что не у многих россиян есть родственники заграницей, завещающие им авто.

Поэтому данный метод успешно подделывается: покупается машина, оформляется на больного гражданина иностранного государства, у которого она стоит до его смерти. Далее производится перерегистрация и ввоз на территорию страны. Это достаточно циничный и рискованный метод, но, тем не менее, он используется достаточно часто.

○ Околозаконные способы ввоза автомобиля в страну.

Помимо «белых» способов ввоза в страну иностранной машины, есть и «серые». Они не содержат прямого нарушения закона, но в то же время не являются полностью легальными.

✔ По отдельным сегментам – распил.

Процедура заключается в разделении авто на части (силовой блок, подвеска и кузов, который дополнительно распиливается на несколько частей). Все это ввозится в страну в разное время и на разном транспорте как автоматериал, который не подлежит растоможке. Далее распиленную машину собирают заново и продают.

Данная схема лучше всего подходит для японских ТС, потому что только они не содержат уникальный VIN-номер, подделка которого является отдельной проблемой.

✔ По отдельным агрегатам – запчасти.

Этот вариант имеет больше сложностей, но подходит уже ко всем автомобилям, независимо от производителя. Чаще всего таким образом ввозятся авто из Малайзии и Сингапура, потому что там действуют льготные торговые условия.

Процедура такая же: авто разбирается заграницей, ввозится как автозапчасти и собирается уже на территории страны.

✔ По программам благотворительности и социальной опеки.

Метод заключается в том, что авто ввозится в страну по целевому назначению ­­­– для граждан, состоящих на учете в соцопеке. Машина оформляется как благотворительная помощь из-за границы, которая естественно, не облагается пошлиной. Лицо, для которого она якобы предназначена, действительно является человеком с ограниченными возможностями и стоит на учете в соцопеке. Поэтому вопросов по ввозу, как правило, не возникает. А то, что авто в итоге достается совершенно другому человеку обнаруживается не так уж и часто.

○ Наказание за незаконный ввоз.

Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органавлечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(п.1 ст.16.1 КоАП РФ).

Также возможны и другие меры наказания:

  • Штраф от 1 до3 млн. рублей за злостное уклонение от уплаты пошлин.
  • Конфискация авто.
  • Лишение свободы сроком до 2 лет и штрафом в размере 500 тысяч рублей.

Таким образом, рискованные действия по нарушению таможенных правил могут вместо желаемой выгоды принести достаточно серьезные проблемы.

○ Советы юриста:

✔ Можно ли ввезти автомобиль в страну, но перед окончанием срока действия разрешения выезжать за пределы страны?

Вы можете спокойно пересекать границу на ввезенном ТС, поэтому временное пребывание будет считаться в общем. Данный способ не позволит увеличить установленный срок без официального продления.

✔ Будет ли наказание за мошенничество, а также за нарушение таможенного законодательства, при ввозе автомобиля по программам социальной опеки?

За нарушение таможенного законодательства будет наказываться человек, который занимается процедурой ввоза, а за мошенничество – покупатель такого авто. Размеры и срок наказания зависят от конкретных особенностей дела.

В этом видео Вы узнаете: при каких условиях возможно передвижение на нерастаможенном автомобиле и какие штрафные санкции грозят за нарушение.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Можно ли ввезти авто без растаможки в Россию? Способы, плюсы, минусы

Растаможка – недешевая, но обязательная процедура для тех, кто хочет купить машину заграницей, уплата взносов и прохождение таможенных процедур по оформлению автомобиля, ввозимого из-за рубежа, требует затрат времени и денег.

Именно из-за высокой стоимости официальной растаможки многие россияне ищут лазейки, чтобы привезти авто без растаможки.

Что такое таможенное оформление автотранспортного средства?

Продукция иностранного производства, ввозимая из-за рубежа, в том числе, и автомобили, подлежат обязательному таможенному оформлению (растаможке) в Российской Федерации. Эта процедура служит для сбора таможенных сборов и пошлин, а также для ведения учета ввоза транспортных средств на территорию России. Таможенное оформление регламентируется согласно Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17.

Лицо, перевозящее груз, предоставляет сотрудникам таможенного органа документы на ввозимый транспорт для дальнейшей проверки содержащихся в них данных. Сам автомобиль проходит тщательный осмотр для выявления возможных несоответствий.

Сколько стоит растаможка авто в России?

Таможенные платежи зависят от совокупности факторов:

  • Вида автомобиля:
    — транспортный (легковой, грузовой, автобус);
    — специальный;
    — гоночный.
  • Стоимости автомобиля;
  • Наличия или отсутствия прицепа;
  • Параметров двигателя ТС;
  • Его года выпуска;
  • От того, юридическое или физическое лицо является владельцем;
  • Вида таможенной ставки;
  • Налога на добавочную стоимость;
  • Правомерности льгот, дающих возможность снизить итоговую сумму.

Какие платежи придется уплатить, где и каким образом, можно узнать в правовых актах, все эти вопросы регулируются законодательно. Чтобы узнать подробную информацию о налоговых взносах, таможенных платежах, формах и схеме оплаты, обратитесь к Федеральному закону от 27.11.2010 №311 ФЗ. Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 зафиксированы способы определения платежа. Также установлены регламент стоимости товаров, положения о видах ставок и методиках вычисления пошлин.

Административная и уголовная ответственность за нарушение правил таможенного контроля

Правила таможенного контроля созданы с расчетом на их выполнение, и за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность. Подробно узнать о последствиях нарушений можно в главе 16 КоАП РФ. В том случае, когда лицо, ввозящее автомобиль, нарушает установленный порядок, к нему будут применены административные меры в виде штрафа, в три раза превышающего стоимость автомобиля. Кроме того, сам ввозимый автомобиль может быть конфискован на законных основаниях. Административный штраф в размере 2500 рублей грозит и тем автовладельцам, которые умышленно предоставляют в таможенный орган неверные данные и недействительные документы, относящиеся к предмету растаможки.

Можно ли все-таки ввозить авто в Россию без растаможки?

Если транспортное средство ввозится на территорию РФ без таможенного оформления на законных основаниях, то это позволяет сэкономить автовладельцу время, нервы и немалые деньги, которые он потратил бы на уплату таможенных пошлин и налогов. При этом он становится обладателем качественного авто по цене, значительно ниже, чем в РФ. Но в этом случае существует ряд ограничений, «ложка дегтя»:

  • Транспортные средства, которые не прошли в установленном порядке процедуру оформления на таможне, могут использоваться лишь в течение ограниченного срока времени;
  • Правом ввоза ТС без растаможки смогут пользоваться лишь ограниченный круг лиц;
  • Не каждый автомобиль можно ввезти без растаможки;
  • А если речь идет о нелегальном ввозе, то прибавляется угроза наказания (уголовного и административного плана) за нарушение законодательства.
  • Следует учесть, что подобные действия способствуют развитию подпольного рынка автотранспорта, на котором каждый покупатель, приобретая иностранную машину « с рук», рискует стать жертвой обмана мошенников

И все же, способы ввоза автомобилей без прохождения растаможки на вполне легальных основаниях существуют.

Как ввезти автомобиль в РФ без растаможки — основные способы

1. Временный ввоз машины на территорию России

Использование режима временного ввоза закреплено законодательно, в этом случае лицо, его осуществляющее, заплатит частично или не платит вовсе все установленные таможенные сборы. В этом случае владелец получает разрешение пользоваться автомобилем в течение календарного года, но данный способ подходит лишь для туристов и иностранных граждан, часто выезжающих за пределы России.

Однако в каждом правиле есть свои исключения. Временный ввоз невозможен для следующих ТС:

  1. автомобилей, предназначающихся для коммерческого использования;
  2. для частных авто, на которых осуществляются я внутренние перевозки;
  3. ТС, которые были взяты после ввоза в арендное пользование.

С какими проблемами, может столкнуться гражданин при временном ввозе и вывозе машины без растаможки? В дополнение ко всему владелец, оформляющий временный ввоз, может столкнуться с рядом бюрократических трудностей:

  1. Например, точно не определена сумма сбора, которую нужно внести, ввозя автомашину из-за границы.
  2. Если есть необходимость и законные основания для этого, то временный ввоз нужно продлевать, подтверждая правомерность действий документально. Требуется подать заявление и пакет бумаг в соответствующие инстанции.
  3. Срок пребывания авто в России на законных основаниях имеет строгие ограничения. За просрочку владельцу грозит административный штраф до 2500 рублей, избежать которого можно только доказав весомость причин произошедшего.

Приобретая машину, на которую оформлен временный ввоз, нужно быть очень осторожным и бдительным. Особенно, если сделка совершается в какой-либо из стран СНГ, где зачастую через интернет частные лица и сомнительные фирмы предлагают услуги по оформлению и продаже авто. А в итоге их действия носят мошеннический характер и не имеют законной силы. Есть ряд жизненных примеров, когда граждане, имеющие иностранное гражданство оформляли транспортное средство на лиц без прописки или пенсионеров, которые ни сном, ни духом не ведали о сделке. Такие авто продавались российским гражданам и в рамках временного режима были ввезены в Россию. Но в итоге оказывалось, что сами владельцы не имели никаких прав по факту, продлить срок пользования авто не могли, а после купли-продажи ТС мошенники, естественно, пропадали. После раскрытия обмана такие авто попросту оказываются конфискованными.

2. Вариант регистрации ввозимого авто на территории иностранного государства.

Не только россияне, но и граждане других стран вправе зарегистрировать автомобиль на территории иностранного государства. Жители стран, граничащих с РФ, успешно пользуются этим удобным способом, так как срок непрерывного пребывания автомашины, которая прошла регистрацию в иностранном государстве, имеет ограничения.

На каких условиях осуществляется ввоз?

Все необходимые бумаги, регламентирующие права владельца, будут оформляться на таможне, но если планируется выезд за границу, то документы подлежат переоформлению. Стоит только учесть, что длительность пребывания такого транспортного средства регламентируется законом. Для россиян этот срок составляет полгода, а для иностранных граждан – год.

Перечень необходимых документов

Вся документация оформляется на границе сотрудниками таможни. Понадобится предоставить договор купли-продажи с личными подписями продавца и покупателя, оформленный по всем правилам. Необходимо иметь и сервисную книжку транспорта, отражающую полную историю технического обслуживания авто и ее ремонта. По ней видна вся информация о том, как часто авто обслуживалось в сервисных центрах.

3. Ввоз без растаможки в РФ автомобилей по правилам Таможенного союза

Между таможенными органами РФ, РБ и Казахстана имеется ряд договоренностей, дополняющих Таможенный кодекс Таможенного союза. Именно этими положениями оговаривается право граждан РФ ввозить на территорию страны автомобили, зарегистрированные в указанных государствах не позднее 2010 года. Обращается также внимание на соответствие автомобиля нормам Евро – 4, предполагающим комплекс критериев по уровню допустимых отравляющих окружающую среду выхлопов.

Так называемые «товары Таможенного союза» (сюда относят соответствующие стандартам авто) пошлиной не облагаются и в таможенном оформлении не нуждаются.

Если машина была зарегистрирована позднее 2010 года, то пошлину на нее нужно будет заплатить в казну страны, в которой она приобретается. Эта сумма будет несравнимо меньше российской пошлины. Но не стоит радоваться раньше времени: недоплаченную сумму пошлины все равно придется оплатить на российской таможне в виде сбора.

Документы, которые потребуются в этом случае

  1. Подтверждение регистрации на территории страны – члена Таможенного союза с РФ;
  2. Квитанция об уплате таможенной пошлины (для авто, прошедших регистрацию после 2010 года);
  3. Документ из Торгово-промышленной палаты страны-продавца: Сертификат СТ-1.

При благополучном исходе и отсутствии оснований для отказа, на таможне автомобиль получит ПТС. В Постановлении Правительства РФ от 12.10.2005 года №609 указаны требования, которым авто должно соответствовать. Если эти требования не соблюдены, то вам могут отказать в выдаче ПТС.

4. Оформление вида на жительство в другом государстве

Звучит страшно, но на практике оказывается, что получить вид на жительство (если речь идет о странах СНГ) можно за несколько месяцев и ничего сложного в данной процедуре нет. После его получения россиянин получает полное право ввозить автомобиль на территорию РФ без растаможки.

Основаниями для быстрого и беспроблемного получения вида на жительство в иной стране может послужить брак с гражданином (гражданкой) этой самой страны; желание скорого переселения в упомянутую страну, работа или учеба на ее территории.

Выбирая для себя способ ввоза машины без растаможки, помните, что все перечисленные методы носят временный характер и, зачастую, оказываются, как минимум, не совсем законны, а то и вовсе незаконны.

Подводя итог можно отметить, что большинство автовладельцев предпочитают пройти все необходимые таможенные оформления в установленном порядке, а обойти растаможку пытаются в основном перегонщики, либо лица, заранее решившие не делать растаможку машины, всячески уклоняясь от уплаты таможенных сборов и пошлин, то есть ввезти автомобиль в РФ без растаможки и спать спокойно у большинства из наших читателей вряд ли получится.

Как ездить на нерастаможенном авто в Украине

Какие существуют варианты езды на нерастаможенном автомобиле и какая ответственность за это может наступить.

В Украине ездит множество автомобилей на иностранных номерах, все они нерастаможены. Как ввозятся эти автомобили и на каких основаниях они ездят и на каких — штрафуют? Об этом на своей странице в Фейсбук рассказал директор ассоциации автоимпортеров ВААИД Олег Назаренко.

Существует две схемы ввоза и эксплуатации нерастаможенных автомобилей «на бляхах»:

1. В режиме транзита

Ввоз автомобиля гражданином Украины в режиме транзита с последующим нарушением сроков ввоза этого автомобиля.

В таможенном режиме транзита украинцам разрешается ввоз транспортного средства на территорию Украины без уплаты таможенных платежей на срок не более 10 дней. Поэтому те, кто вполне законно пользуются такой схемой, должны не реже, чем раз в 10 дней выезжать за границу. А потом сразу же можно въехать обратно!

Некоторых украинцев это устраивает и они не нарушают Законы (сделав из этого бизнес: туда бензин, сигареты и водка, а назад продукты или б/у технику). Но те, кто живут подальше от государственной границы Украины (например, в Киеве), ввозят автомобиль в Украину в таможенном режиме транзита, а потом не выезжают в установленный срок 10 дней.

Санкции: Статьей 470 Таможенного кодекса Украины предусмотрена ответственность за недоставку транспортного средства в органы ГФС в установленный законодательством срок. При этом размер штрафа, который может быть наложен на нарушителя, зависит от срока, на который превышен вывоз и составляет от 170 до 8500 грн.

Некоторые сторонники «законности» езды «на бляхах» уверяют остальных украинцев, что, якобы, заплатив 1 раз штраф за превышение установленного срока транзита (8,5 тыс. грн.), можно дальше беспрепятственно пользоваться этим ввезенным автомобилем.

Это обман, так как такие утверждения не соответствуют положениям действующего законодательства. Почему? Вот логика Гостаможслужбы: «Исходя из определения понятия таможенного режима транзита, приведенного в статье 90 Таможенного кодекса Украины, это «таможенный режим, согласно которому товары и / или транспортные средства коммерческого назначения перемещаются под таможенным контролем между двумя органами ГФС или в пределах зоны деятельности органами ГФС без какого либо использования этих товаров без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности».

Таким образом, использование на территории Украины автомобиля, ввозимого в таможенном режиме транзита в других целях, чем с целью транзита (а именно просто кататься и ездить по своим делам; а не перемещаться на протяжении максимум 10 дней между двумя таможнями с целью выезда из страны) представляет собой нарушение таможенных правил.

За это нарушение предусмотрена административная ответственность статьей 485 Таможенного кодекса Украины: «использование товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в других целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы». При этом размер штрафа за совершение такого нарушения составляет 300 процентов неуплаченной суммы таможенных платежей.

2. Временный ввоз

Ввоз автомобиля иностранцем — нерезидентом (то есть человеком, который постоянно не проживает в Украине). В народе их называют «верблюдами» или «аватарами». Иностранцы, которые ввезли автомобиль в Украину, здесь передают его гражданину Украины (резиденту) по доверенности, либо оформляя его «сотрудником» иностранной фирмы.

Исходя из положений статьи 380 Таможенного кодекса Украины, разрешается временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств личного пользования на срок до одного года, при условии регистрации этих транспортных средств в уполномоченных органах иностранных государств.

Но после ввоза уже на территории Украины такое транспортное средство незаконно передается гражданину Украины вместе с доверенностью на право пользования автомобилем (как сотруднику или просто так).

Почему незаконно? Потому что согласно части 4 статьи 380 Таможенного кодекса Украины, временно ввезенные транспортные средства личного пользования могут использоваться на таможенной территории Украины исключительно гражданами, которые ввезли указанные транспортные средства в Украину для своих личных нужд. Такие транспортные средства не могут использоваться для целей предпринимательской деятельности в Украине, быть разукомплектованы, переданы во владение, пользование или распоряжение другим лицам.

А если все же передали такое авто в пользование другим лицам?

Статьей 485 Таможенного кодекса Украины предусмотрена ответственность за использование товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в других целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, в том числе за использование транспортного средства иным лицом, чем той, по которой такое транспортное средство ввезено.

Наказание за это нарушение то же – 300% от неоплаченных таможенных сборов. Если у автомобиля многолитровый двигатель, то на него насчитывается огромная сумма акциза. Отсюда – и миллионные штрафы, о которых пишут в СМИ.

Авто из Европы: законные способы езды без растаможки

Речь пойдет о способах ввоза автомобиля для собственного использования на заграничных номерах, которые не стоит путать со схемами, направленными на ввоз транспортных средств, чтобы растаможить авто в Украине для удешевления, дальнейшей разборки на запчасти или перепродажи.

Наблюдая на улицах украинских городов множество автомобилей с иностранными номерными знаками, в голову может придти мысль о том, что наша страна набирает популярность среди западных туристов, решивших посетить Украину на автомобиле. Однако за рулем литовских, польских или чешских автомобилей зачастую пребывают предприимчивые украинцы, не согласные с астрономическими ценами на отечественном авторынке.

Суть проблемы

На сегодняшний день покупка достойного автомобиля для личных нужд не по карману многим украинцам. Вместо средства передвижения, автомобиль относим к предметам роскоши. Виной тому не себестоимость автотранспорта как такового, а многочисленные таможенные и налоговые сборы, которыми облагается ввозимый в страну автотранспорт. В свою очередь внутриукраинский производитель, не отягощенный импортными сборами, превращает денежную разницу в свою прибыль.

В то время, когда средняя заработная плата рядового украинца в 2015 году составляла 3155 гривен, недотягивая даже до 200 евро, граждане Польши могли претендовать на 4100 злотых, что составляет чуть менее 1000 евро. Сравнивая покупательную способность поляка и украинца, последнему остается глотать пыль у обочины. Стоимость подержанного автомобиля среднего класса, например Volkswagen Passat B6, может составлять 5000-6000 евро. Аналогичные предложения в Украине обычно стартуют на несколько тысяч дороже. Польская Toyota Camry 2.4 2007 года выпуска (бензин) стоит порядка 8000 евро. Покупка такого же автомобиля в Украине обойдется в 10 000-12 000 евро. Разница цен в других классах также способна привлечь отечественного покупателя. Так, BMW X5 2006 3.0 diesel в Литве стоит порядка 10 000 евро, в то время как у нас цена за модель в достойном состоянии находится на уровне 16 000-17000 евро.

Неудивительно, что в таких условиях у украинцев возникает желание сэкономить при приобретении личного автомобиля.

Пограничный вариант

Жители приграничных районов прибегли к способу так называемых «пересичек». Такой способ максимально вписывается в требования действующего законодательства, однако оправдывает себя исключительно в условиях близости границы. Согласно ст.95 Таможенного кодекса Украины (ТКУ), сроки транзитной перевозки для автомобильного транспорта составляют 5 дней при пересечении одной и той же таможни и 10 дней при въезде и выезде через разные таможенные пункты. Таким образом, при наличии техпаспорта водитель без затруднений въезжает на территорию Украины на автомобиле с иностранной регистрацией без взимания любых таможенных или налоговых платежей. В последующем, автомобиль обязан выехать из страны в течении 5 или 10 дней. Такое пересечение границы может происходить неограниченное количество раз. Однако, в случае пропуска этого срока водителю грозит штраф до 8500 гривен согласно ст. 470 ТКУ.

С целью минимизировать хлопоты, некоторые водители ставят свои машины на «ремонт», таким образом пребывая на территории Украины дольше положенного срока. В дальнейшем, при пересечении таможни они предъявляют справку из СТО, подтверждающей объективные и независящие от их воли причины нарушения законодательства.

Но даже этот вариант дал слабину, когда 9 марта 2016 года пункт пропуска «Ужгород-Вышне Немецке» на границе Украины и Словакии был заблокирован более чем сотней водителей, у которых таможенники отказались принимать справки о ремонте. В дальнейшем, с целью урегулирования конфликт под предводительством губернатора Закарпатской области был разработан законопроект, разрешающий транзитный ввоз автомобиля на 365 дней. На данный момент аналогичный законопроект №4223 пребывает в парламенте, однако рассчитывать на его быстрое рассмотрение не приходится, поскольку помимо многих незаинтересованных в его принятии лиц существуют вполне объективные юридические сложности, связанные с необходимостью внесения изменений в десятки нормативно-правовых актов.

Очевидно, что рассмотренный способ не является универсальным, поскольку его удобство ограничено фактически ограничивается местом проживания водителя. К примеру, расстояние от Киева до ближайшей границы составляет около 200 километров, таким образом, регулярные путешествия до таможни и обратно будут отнимать значительное время, превращая пользование иностранным автомобилем из удобства в обузу.

Из рук нерезидента

Условия более длительного ввоза автомобиля, зарегистрированного в другой стране, регулируются положениями ст. 380 ТКУ.

Согласно требованиям данной статьи, временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств личного пользования разрешается на срок до одного года. Транспортные средства личного пользования, временно ввозимые на таможенную территорию Украины гражданами-нерезидентами, не подлежат письменному декларированию. В течении двух месяцев пребывания в Украине, автомобиль должен быть зарегистрирован в органах полиции. В свою очередь, временный ввоз гражданами-резидентами транспортных средств личного пользования разрешается на срок до одного года под письменное обязательство об их обратном вывозе при условии письменного декларирования в порядке, предусмотренном законодательством Украины для граждан, после уплаты всех таможенных платежей, которые согласно закону подлежат уплате при импорте таких транспортных средств.

Граждане-резиденты, которые находятся на временном консульском учете в консульском учреждении Украины за рубежом, имеют право временно ввозить на таможенную территорию Украины под письменное обязательство об обратном вывозе при условии письменного декларирования в порядке, предусмотренном законодательством Украины для граждан, одно транспортное средство личного пользования на срок, не превышает 60 дней в течение одного календарного года.

Следует обратить внимание, что юридическое понятие «резидент» абсолютно не тождественно понятию «гражданин». Обобщая положения Налогового кодекса Украины, резидентом является лицо, чьи экономические интересы (место работы или место регистрации бизнеса) находится в Украине. Иностранец, проживающий и получающий доход в Украине, является резидентом, а гражданин Украины, постоянно работающий за границей – нерезидент.

Поскольку ввоз автомобиля резидентом требует уплаты значительных таможенных платежей, а постановка на консульский учет нецелесообразна для большинства граждан, из предполагаемых способов для среднестатистического украинца выгодным остается только ввоз автомобиля в Украину нерезидентом с последующей его передачей в управление.

Не смотря на формальный запрет передачи транспортных средств, ввезенных нерезидентами, в пользование другим лицам (содержащийся в части 4 статьи 380 ТКУ), привлечь водителя к административной ответственности нельзя, поскольку Конституционный суд Украины определил, что пользование или распоряжение транспортными средствами личного пользования, которые помещены в таможенный режим временного ввоза на таможенную территорию Украины, не является административным правонарушением, предусмотренным в части второй статьи 469 Таможенного кодекса Украины.

Изъятие транспортного средства так же находится вне полномочий таможенных органов и полиции, при условии, что водитель имеет документ о регистрации транспортного средства (техпаспорт) и водительское удостоверение, что отражено в письме 03.09.2012 N 20 / 2-11 / 09804-ЕП

Государственной таможенной службы Украины.

Однако, необходимо отметить, что юридическая связь между водителем и автомобилем отсутствует. Например, доказать какие либо права на транспортное средство в случае угона практически невозможно, и его возврат (в случае, если автомобиль будет найден) зависит исключительно от доброй воли чиновников.

К тому же, таможенные органы продолжают искать способы борьбы с описанным явлением, вследствие чего не исключены попытки оштрафовать или конфисковать автомобиль под другими предлогами.

Представитель иностранной фирмы

Другим распространенным вариантом является ввоз автомобиля под иностранную фирму.

Суть схемы состоит в том, что автомобили из Европы ввозятся не на правах личного, а на правах коммерческого пользования согласно Конвенции о временном ввозе (Стамбульской конвенции) 1990 года. Коммерческое использование означает платную перевозку лиц или грузов, однако в отечественных реалиях целью является использование автомобиля в личных интересах. Чтобы придать пользованию коммерческий статус, достаточно перевозить в автомобиле папку с документами от иностранной фирмы, которые якобы предназначаются украинскому контрагенту. Полицейский или таможенник не имеют способа проверить подлинность таких документов, таким образом, не могут опровергнуть версию водителя.

Для получения «стамбульского автомобиля» гражданин Украины становится основателем (чаще одним из основателей иностранной фирмы) или нанимается в такую фирму на работу. Далее, после приобретения интересующего автомобиля он регистрируется на компанию, а покупатель получает сопутствующие документы на осуществление «коммерческой» деятельности (к примеру, путевой лист) и техпаспорт, где собственником значится иностранное юридическое лицо.

Реализацией данной схемы занимается множество компаний, некоторые из которых имеют собственные сайты, а некоторые располагаются на общедоступных площадках, например OLX. Они предлагают взять на себя все юридическое сопровождение, а также помочь в выборе автомобиля. В отдельных случаях дельцы обещают сами завести автомобиль на территорию страны, но иногда необходимо лично совершить путешествие в ближнее зарубежье. Примерная стоимость услуг начинается от 1000 евро и растет в зависимости от поставщика услуг, страны, откуда поставляется автомобиль, стоимости и объема двигателя транспортного средства.

Тем не менее, срок законного пребывания в стране по Стамбульской конвенции не однозначен. Так, в большинстве случаев дельцы обещают уладить все вопросы с пользованием автомобилем минимум на год, а в дальнейшем не исключается необходимость ежегодного пересечения границы. Однако, согласно позиции украинской таможни, изложенной в письме “О временном ввозе автотранспортных средств гражданами-резидентами” (от 05.03.2013, № 11.1/2-12.2/2172-ЕП), срок временного ввоза автотранспортных средств коммерческого назначения составляет 20 дней.

На интернет-форумах продолжают точиться споры по поводу законности такого распоряжения. Стамбульская конвенция как международно-правовой акт имеет большую юридическую силу, но далеко не каждый таможенник или полицейский будет вступать в теоретико-правовой спор, из-за чего в конечном итоге свою правоту придется доказывать судье, а добираться до суда на общественном транспорте.

Помимо этого непременно возникнут сложности, если по каким-либо причинам иностранная фирма перестанет существовать, или потеряется контакт с лицом, который пригнал автомобиль и брал на себя урегулирование вопросов продления пребывания транспортного средства в стране. Очевидно, что все риски качества автомобиля лежат на покупателе, поскольку юридически запустить процесс в обратную сторону в случае, если автомобиль будет иметь скрытые дефекты, не получится. Так же, существует риск быть обманутым поставщиком, поскольку добиться возмещения ущерба или возврата предоплаты очень затруднительно.

Необходимо понимать, что настоящими специалистами в этой сфере являются исключительно те, кто на практике занимается поставкой машин. Все основные способы, их преимущества и изъяны известны только им, что ставит клиента в довольно уязвимое положение.

Таким образом, использование украинским гражданином автомобиля, зарегистрированного в другой стране, носит полулегальный характер. Описанные схемы не являются преступными, а в большинстве просто пользуются недостатками и противоречиями законодательства. Тем не менее, следует понимать, что такие проблемы регулирования имеют также обратное действие. Обведенное вокруг пальца государство в лице полиции и таможни может уделять усиленное внимание к подобным автомобилям, потому не исключены штрафы по различным статьям, связанным с нарушениями правил дорожного движения и таможенного законодательства, а также конфискация автомобиля.

Безусловно, при грамотном общении с представителями власти на месте остановки есть шанс избежать негативных последствий, а в случае наложении штрафа или помещения автомобиля на штрафстоянку такие действия можно обжаловать в судебном порядке. Учитывая всю сложность процедуры, нередки случаи победы в суде и возвращения транспортного средства, однако для этого придется запастись терпением и заручиться правовой помощью.

Использование автомобиля с иностранной регистрацией требует от водителя усиленной подготовки по части профильного законодательства, которым мало кто владеет, а так же дюжинного упорства при отстаивании своих интересов. Водитель должен быть готов к тому, что ему продеться доказывать свою правоту в общении с органами, а в случае чего с легкой душой расстаться со своим автомобилем навсегда.

Еще по теме:

  • Фз о регистрации прав на недвижимое имущество консультант Фз о регистрации прав на недвижимое имущество консультант Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве […]
  • Заявление об открытие места наследства Заявление об установлении места открытия наследства В статье «Время и место открытия наследства» мы подробно рассматривали, как определяется место открытия наследства. Это может быть… […]
  • Заявление на доверенность в гибдд Доверенность на регистрацию ТС в ГИБДД от физического лица Доверенность на постановку на учет в ГИБДД автотранспортного средства от физического лица необходима для совершения различных […]
  • Получить выписку из егрп в подольске Как получить выписку из ЕГРН в Подольске Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является единственным достоверным источником информации об объектах недвижимости на территории […]
  • Ходатайство о привлечении третьего лица гражданский процесс Ходатайство о привлечении третьего лица в гражданском процессе Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Для […]