Федеральные суды общей юрисдикции в российской федерации

Рубрики Новости

Образовательный портал — все для студента юриста.

IV. Суды общей юрисдикции.

1. Понятие и система судов общей юрисдикции.

Суд общей юрисдикции — государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции — совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции :

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

Законодательство о судах общей юрисдикции — это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

5) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

6) Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

7) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

8) ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

— Защита нарушенных или оспариваемых прав.

— Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

— Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

— Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

— Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

— Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

— Деятельность по осуществлению правосудия.

— Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

— Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

— Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

— Деятельность по разъяснению законодательства.

— Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

Подведомственность — разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

Подсудность — разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.

Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной.

Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса — их места проживания, места реализации правоотношений.

Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

Федеральные суды общей юрисдикции РФ

Федеральные суды общей юрисдикции являются одним из важных элементов одноименной системы Российской Федерации. Функционирование этих органов регулируется нормативно-правовыми актами, принятыми Государственной Думой. Основная их задача — защищать права и интересы граждан.

Федеральные суды общей юрисдикции РФ

Давайте посмотрим в законодательстве определение сущности названной ветви власти. В законе РФ «О судебной системе Российской Федерации» указано, что к судам общей юрисдикции относятся все судебные органы, которые вправе рассматривать гражданские, уголовные и административные дела, основываясь на нормах российского законодательства.

В названии используется слово «общей», потому что сюда могут обращаться все без исключения граждане государства с целью защиты собственных прав и реализации интересов. Российское правосудие достаточно гуманно, поэтому граждане всегда могут рассчитывать на справедливость и реальную защиту в суде.

Система федеральных судов общей юрисдикции Российской федерации

Прежде чем говорить о полномочиях российских судов, стоит ознакомиться с их утвержденным законодательно перечнем. Итак, федеральными судами общей юрисдикции являются:

  1. Верховные суды республик (например, Верховный суд Республики Коми), областные (Московский областной суд) и краевые (Ставропольский краевой суд). К этому уровню системы приравниваются суды автономных областей и главные судебные учреждения городов федерального подчинения (Москва, Санкт- Петербург и т.д.), а также главные суды военных округов. Все эти организации именуются и так — федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ. После Верховного суда это вторая ступень судебной иерархии нашего государства.
  2. Инстанции в городах областного и районного подчинения, а также местные гарнизонные судебные инстанции. Это наиболее массовая по количеству часть созданных в России судов.
  3. Мировые судьи ( в основном такие люди проводят судебную деятельность в небольших районных городах либо селах, так как в населенных пунктах такого класса невыгодно создавать полноценные суды).

Мировые судьи, их полномочия

На самой низкой ступени описываемой системы стоят мировые судьи. В законодательстве также существует термин «мировые суды». Фактически, это синонимы, потому что работает здесь один судья.

Хоть их и причисляют к общей федеральной системе судебных органов, назначаются они местными законодательными органами. Мировой судья, по возможности, должен быть в каждом населенном пункте, где функционирует орган местного самоуправления.

В своей деятельности названные лица должны следовать установленным законом правилам поведения:

  • соблюдать принцип верховенства права и презумпции невиновности;
  • руководствоваться нормами международного и национального российского права;
  • не быть членом или агитатором политической партии;
  • не заниматься предпринимательской или депутатской деятельностью.

Наверное, главное, чем должен обладать человек для успешной работы мировым судьей, — это высокие моральные качества и большой авторитет в обществе.

Мировые судьи используют в работе законы, принятые Государственной Думой. Они могут принимать в производство уголовные, административные и гражданские дела. Каждое свое решение федеральные суды общей юрисдикции (мировые суды, если говорить конкретно) принимают именем России.

Городские (районные) суды

Это самая многочисленная ступень в системе правосудия российского государства. В отличии от мировых, районные (городские) суды имеют свою структуру.

Возглавляют данный орган председатели, которые выполняют организационную работу. Кроме того, они ведают решением всех хозяйственных вопросов, которые влияют на жизнедеятельность вверенного им подразделения.

Во всех районных (городских) судах штатным расписанием предусмотрена должность заместителя председателя, функциональные обязанности которого утверждаются председателем суда. Отметим, что руководство, наряду с рядовыми судьями, ведет и судебные процессы.

В структуре рассматриваемого подразделения действует и вспомогательный аппарат. Основные задачи у него такие:

  • прием исковых заявлений у граждан;
  • регистрация новых дел во всех журналах, ведение которых предусмотрено законодательством;
  • введение информации о деле в электронную систему;
  • распределение дел между судьями;
  • послесудебное оформление дел для сдачи их в архив;
  • ведение деловой переписки с другими организациями.
  • контроль над оплатой судебных сборов;
  • контроль вручения истцу, ответчику, а также свидетелям повесток в суд.

Структура областных и приравненных к ним судов

По иерархии и полномочиям выше ранее описанных находятся федеральные суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, краевые судебные органы, а также суды автономных округов и областей. Их структура несколько иная.

Во главе организации здесь также стоит председатель, и предусмотрена должность его заместителя. Но в них дополнительно создается Президия и коллегии по гражданским и уголовным делам. Исходя из коллегиального образа работы данной инстанции, можно понять, что при принятии решений на этом уровне судебной системы действует принцип большинства.

Состав и полномочия Президиума областных судов

Количественный состав Президиума определяется Президентом РФ на основе письменного представления Председателя ВС РФ. В его состав обязательно входят председатель и заместитель председателя суда, руководители коллегий, а также судьи в минимально необходимом количестве.

Президиум имеет достаточно широкие полномочия:

  • рассмотрение дел в порядке надзора, кассации или на основе новых выявленных обстоятельств;
  • анализ и систематизация судебной практики;
  • контроль над работой аппарата суда;
  • анализ результатов работы коллегий посредством заслушивания отчетов их руководителей;
  • утверждение членов коллегий.

Кворум Президиума как коллегиального органа составляет 50% плюс один судья от общего количества членов. Согласно нормам федерального закона РФ «О судебной системе», заседания этого коллегиального органа должны проходить минимум 2 раза в месяц.

Состав и полномочия коллегий судов

Как мы уже отмечали, федеральные суды общей юрисдикции РФ на областном уровне работают по коллегиальному принципу. Состав судей гражданской и уголовной коллегий, а также численность этих комиссий, утверждается на заседании Президиума суда.

Эти органы рассматривают в рамках своей компетенции судебные дела в кассационном и порядке надзора. Кстати, федеральное судебное законодательство предоставляет названным коллегиям и функции суда первой инстанции.

Безусловно, на таком уровне не будут рассматриваться вопросы о разводе между сельскими жителями. Под их юрисдикцию будут подпадать дела, рассмотрение которых имеет большой резонанс в обществе. Также на заседаниях коллегий для вынесения максимально верных решений рассматривается юридическая практика других судов и анализируется правильность и логика принятия решений.

Верховный Суд Российской Федерации

Вот мы и дошли до самой вершины судебной иерархии — Верховного Суда РФ. Уникальность этого органа состоит в том, что он один в Российской Федерации, и, соответственно, его юрисдикция распространяется на всю огромную территорию государства.

Сначала давайте уточним, кто может работать в ВС судьей. Это должен быть человек старше 30 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее 10 лет. Зачастую в состав Верховного Суда избираются наиболее авторитетные председатели судов.

В процессе своей деятельности названный орган решает несколько важнейших задач:

  • рассмотрение кассационных жалоб на решения судов более низкой инстанции;
  • контроль над работой всех судов общей юрисдикции в порядке надзора;
  • разработка и предоставление практических рекомендаций для использования их в работе судьями всех российских судов.

Заключение

Федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи составляют судебную систему России. Каждый орган выполняет утвержденные законом задачи на отведенной для него административной территории. Для соблюдения законности и гарантирования возможности обжалования несправедливого судебного решения создана их иерархия во главе с Верховным судом РФ. Ну а если физическое или юридическое лицо не будет согласно с вердиктом последней инстанции, государство гарантирует возможность обращения в Европейский суд по правам человека.

Федеральные суды Российской Федерации

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Федеральные суды Российской Федерации» в других словарях:

Федеральные суды РФ — 3. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов,… … Официальная терминология

Федеральные суды — К федеральным судам относятся: 1. Конституционный Суд Российской Федерации; 2. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных… … Словарь юридических понятий

Судебная система Российской Федерации — совокупность судов трех категорий: 1 обычные суды: суды общей компетенции и военные суды; высший судебный орган Верховный Суд РФ; 2 арбитражные суды; высший судебный орган Высший Арбитражный Суд РФ; и 3 конституционные (уставные) суды; высший… … Финансовый словарь

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной… … Финансовый словарь

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. См. также: Федеральные суды Российской Федерации Конституция РФ Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Судебная система Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — система судов, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой общей задачей осуществление правосудия. С.с. РФ образует совокупность всех действующих в РФ судов. В соответствии с Федеральным конституционным … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. См … Финансовый словарь

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Одобрен Советом Федерации Раздел I . Общие положения Глава 1. Основные положения Статья 1. Осуществление правосудия арбитражным отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом и другими федеральными … Большой Энциклопедический словарь

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Понятие судов общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции представляют собой судебные органы, которые действуют на всей территории РФ с целью осуществления правосудия по гражданским, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Данные суды именуются судами общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение подавляющего большинства правовых споров как в количественном исчислении, так и по широте охвата правоотношений.

Суды общей юрисдикции действуют на всей территории РФ и на всех уровнях территориального устройства страны. При этом все судебные органы общедоступны. В установленных законом случаях лицо вправе обратиться в суд и получить надлежащее разрешение возникшего спора.

Суды общей юрисдикции входят в общую судебную систему РФ в качестве се подсистемы. Это означает, что любой суд общей юрисдикции одновременно является и судом, входящим в общую судебную систему. Но не все судебные органы относятся к судам общей юрисдикции. Так, данным понятием не охватываются Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды. Следовательно, понятия «суды общей юрисдикции» и «судебная система РФ» соотносятся между собой как философские категории части и целого.

Законодательство о судах общей юрисдикции, помимо Конституции РФ, составляют следующие федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации»; «О военных судах Российской Федерации»; «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». В данных актах содержатся положения, отражающие систему судов общей юрисдикции, их структуру, полномочия, особенности организации и взаимодействия между судами и иными государственными органами и должностными лицами.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» система судов общей юрисдикции состоит из двух групп судов — федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ. В основу такой дифференциации положен не функциональный признак, а способ формирования различных судебных органов. К федеральным судам относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов РФ — суды (точнее — судебные должностные лица), избрание или назначение которых происходит в порядке, установленном законодательством того либо иного субъекта РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

— Верховный Суд РФ;

— верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (т.е. суды субъектов РФ);

— районные суды, городские суды, межрайонные суды;

— военные суды различных уровней;

— специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. (В настоящее время такие суды еще не созданы.)

К судам общей юрисдикции, образованным субъектами РФ, относятся мировые судьи.

Все суды общей юрисдикции в своей деятельности равным образом применяют федеральное законодательство, а в необходимых случаях — законодательство субъектов РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, а также международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

Судебные органы, входящие в систему судов общей юрисдикции, не находятся между собой в отношениях власти и подчинения. При осуществлении правосудия и реализации иных полномочий конкретный судебный орган принимает решение от своего собственного имени и несет за него полную ответственность. Инстанционное устройство системы судов общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих судебных органов в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судов общей юрисдикции можно раскрыть более полно, используя не организационный, а инстанционный подход.

Федеральные суды общей юрисдикции

Наибольшее количество федеральных судов входит в подсистему судов общей юрисдикции. К их ведению отнесено разрешение подавляющего большинства дел, рассматриваемых в судебном порядке. Это прежде всего дела уголовные (о деяниях, признаваемых преступными и наказуемых в соответствии с предписаниями УК РФ) и гражданские (о различного рода спорах имущественного, а порой и неимущественного характера, возникающих между гражданами, между гражданами и государственными или негосударственными организациями, между организациями), а также административные (о правонарушениях, ответственность за которые вправе возлагать суды в соответствии с КоАП РФ).

В этой подсистеме федеральных судов четко обозначены две группы судов — суды гражданские и суды военные. Исходные положения об их организации и полномочиях регламентируются Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «О военных судах Российской Федерации», а также Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР».

Основным звеном гражданских судов общей юрисдикции являются районные суды (допускается и иное их наименование — городские суды, межмуниципальные суды и др.). Всего их насчитывается около 2,5 тыс. Эти суды являются преимущественно судами первой инстанции. В наши дни они рассматривают по существу большинство гражданских и уголовных дел, а также многие дела об административных правонарушениях. Они также принимают решения по значительному кругу вопросов, возникающих в связи с подготовкой материалов гражданских или уголовных дел к рассмотрению в судебных заседаниях (к примеру, о заключении под стражу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, продлении срока такого заключения, производстве обыска в жилом помещении, наложении ареста на имущество, полученное в результате преступных действий или нажитое преступным путем, законности или обоснованности жалоб граждан на решения и действия органов, осуществляющих предварительное расследование, а равно о законности или обоснованности разного рода ходатайств — об обеспечении гражданского иска, истребовании доказательств, о производстве прослушивания телефонных переговоров и т.д.).

Районные суды уполномочены также выполнять функцию суда второй (апелляционной) инстанции в тех случаях, когда они осуществляют контроль за законностью и обоснованностью приговоров и других решений мировых судей.

Большая часть дел в районных судах рассматривается судьями единолично. Однако для некоторых случаев (при разбирательстве уголовных дел о тяжких преступлениях) закон предусматривает возможность коллегиального рассмотрения дел.

Приговоры и иные решения этих судов, как и всех других судов, являются обязательными к исполнению повсеместно на территории России всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Средним звеном гражданских судов общей юрисдикции являются суды субъектов РФ — верховные суды республик, краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) суды, суды автономной области и автономных округов. На эти суды возложены функции одновременно нескольких судебных инстанций — первой, второй (кассационной) и инстанции, проверяющей приговоры и иные решения, вступившие в законную силу.

В качестве первой инстанции они рассматривают уголовные дела преимущественно о наиболее опасных преступлениях, за которые возможно применение самых строгих мер наказания (лишение свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), а также некоторых других. Из числа гражданских дел суды этого уровня разрешают по существу ограниченный круг дел, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и ответственностью принимаемых решений.

Значительный объем работы судов такого рода — разбирательство дел по второй (кассационной) инстанции. Его суть заключается в проверке законности и обоснованности приговоров и иных решений районных судов, не вступивших в законную силу, и в принятии мер с целью исправления обнаруженных следственных и судебных ошибок.

Существенной нагрузкой этих судов является осуществление функции проверки законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Это направление деятельности называют производством в порядке надзора или производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Оно также имеет своей целью выявление судебных и следственных ошибок, принятие мер к их устранению.

В судах субъектов РФ основными структурными подразделениями, призванными осуществлять судебные функции, являются судебные коллегии по гражданским делам и судебные коллегии по уголовным делам, а также президиумы. Судебные коллегии выполняют функции судов первой и второй (кассационной) инстанций, а президиумы -инстанций, проверяющих дела в порядке надзора или по правилам пересмотра дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Разбирательство дел в судах этого уровня по первой инстанции производится, как правило, одним судьей (единолично). При наличии ходатайства подсудимого по уголовному делу возможно образование коллегиального суда из трех судей-профессионалов, назначенных в данный суд. Возможно образование суда в таком составе и по гражданским делам в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (например, при рассмотрении представлений о роспуске местных избирательных комиссий). Для разбирательства уголовных дел во всех субъектах РФ при наличии ходатайства подсудимого может быть созван суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных). В состав такого суда должны входить судья-профессионал и 12 присяжных заседателей, наделяемых соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Военные суды образуют особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции, звеньями которой являются гарнизонные военные суды (основное звено), окружные (флотские) военные суды военных округов (флотов) и Военная коллегия Верховного Суда РФ. Специфика этих судов заключается в том, что они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, обладая полной независимостью при отправлении правосудия от органов исполнительной власти, в том числе военного командования. Им подведомственны уголовные дела о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных, как правило, военнослужащими, а также дела по некоторым гражданско-правовым спорам, затрагивающим интересы военнослужащих или военных структур.

Верховный Суд РФ, как установлено в ст. 126 Конституции РФ, — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, как гражданским, так и военным. На него возложены также осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью этих судов и дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ действует в качестве трех судебных инстанций: первой (рассматривает по существу гражданские и уголовные дела), второй (кассационной), а также инстанции, проверяющей приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу в порядке надзора либо ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

По первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает уголовные дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы или судьями, в случае заявления этими лицами ходатайства о том, чтобы их дело рассмотрел данный Суд.

Из числа гражданских дел по первой инстанции ему подсудны дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ; об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

В качестве кассационной (второй) инстанции Верховный Суд РФ призван проверять законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции среднего звена. Осуществляемая им проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений распространяется на все суды общей юрисдикции.

Важное полномочие Верховного Суда РФ — дача разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ и обязательны не только для судов общей юрисдикции, но и для других органов и их должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

Верховному Суду РФ принадлежат право законодательной инициативы и право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам проверки конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и др.

Основные его структурные подразделения, выполняющие судебные функции, — Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, судебные коллегии (Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия).

Еще по теме:

  • Гражданский кодекс рф 2018гк Статья 556. Передача недвижимости Гражданский кодекс (ГК РФ) проверено сегодня кодекс от 01.09.2018 вступила в силу 01.03.1996 Ст. 556 ГК РФ ч. 2 в последней действующей редакции […]
  • Акт на списание основных средств произвольной формы Акт на списание основных средств - образец заполнения Акт списания основных средств - образец заполнения и бланк можно скачать на нашем сайте - отражает процесс снятия ОС с учета в […]
  • Фз о регистрации прав на недвижимое имущество консультант Фз о регистрации прав на недвижимое имущество консультант Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве […]
  • Ст 51 фз 7 Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами […]
  • Снос некомфортного жилья в москве Программу по сносу жилья в столице представят до конца года Правительство Москвы в IV квартале 2009г. представит программу по сносу жилья в столице до 2025г. Соответствующее постановление […]