Гражданский кодекс источник предпринимательского права

Рубрики Публикации

Гражданский кодекс источник предпринимательского права

Источники предпринимательского права

Источники предпринимательского права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и организационно-управленческие решения в сфере предпринимательства.

Следует выделить некоторые специфические особенности источников предпринимательского права, связанные с характером предмета правового регулирования и федеративным государственным устройством Российской Федерации.

Прежде всего в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, в частности, находятся: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности — т.е. важнейшие аспекты, определяющие предпринимательскую деятельность. Совершенно справедливо, что основные вопросы, имеющие значения для развития предпринимательского права, относятся к ведению федерального законодателя. Это способствует формированию общего непротиворечивого законодательства и гарантирует единство экономического пространства.

Кроме того, характер предпринимательского права как комплексной отрасли права определяет включение в систему его источников норм, относящихся к различным отраслям права: конституционного, гражданского, административного, налогового, гражданском -процессуального.

Классификация источников предпринимательского права может быть проведена по различным основаниям.

1) По юридической силе источники предпринимательского права делятся на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Например, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.

2) По предмету правового регулирования источники предпринимательского права можно подразделить на общие, специальные (собственно предпринимательские) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением Предпринимательской деятельности.

К общим источникам предпринимательского права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает как вопросы предпринимательской деятельности, так и иные общественные отношения. К данной группе источников относится, в частности, Конституция Российской Федерации.

Специальные акты целиком посвящены регулированию отдельных вопросов организации и управления предпринимательской деятельности.

К актам иных отраслей права, регулирующим отдельные вопросы осуществления предпринимательской деятельности, относятся, например, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере предпринимательства. Нормативные правовые акты данной группы имеют как бы «двойной» статус: они одновременно являются источниками предпринимательского права и входят в систему источников еще какой-либо отрасли или под отрасли права.

3) По степени систематизации среди источников предпринимательского права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты и иные.

Нормативный материал систематизируется в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в системе источников предпринимательского права.

Основным кодифицированным источником предпринимательского права является Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

Гражданский кодекс формулирует легальное понятие предпринимательской деятельности; закрепляет условия осуществления предпринимательской деятельности; содержит нормы о субъектах предпринимательской деятельности, в том числе о статусе юридических лиц, и основных объектах гражданских прав; устанавливает формы реализации права на предпринимательскую деятельность положения об обязательствах, в частности договорных; формулирует правила об ответственности в сфере предпринимательства.

4) В зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, в системе органов государственной власти источники предпринимательского права делятся на:

Таким образом, в систему источников предпринимательского права входят:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права.

4. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

5. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации.

6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Гражданский кодекс источник предпринимательского права

Источники предпринимательского права — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

1) Конституция РФ — основной источник предпринимательского права, имеет высшую юридическую сипу, прямое действие и применяется на всей территории РФ;

2) Гражданский кодекс РФ, который регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения;

3) законы — нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами

Виды законов:

А) Федеральный конституционный — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

Б) Федеральный — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам,

В) законы субъектов Российской Федерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации. Федеральные законы подразделяются на:

1) регулирующие общее состояние определенного вида рынка. Например, Закон РФ от 09.10.2002 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2) устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке. Например, ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 30.10.1995 г. 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»;

4) акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

5) акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами;

6) акты исполнительных органов субъектов РФ применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня,

7) обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством;

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.

Гражданский кодекс источник предпринимательского права

Метод — способ и прием воздействия. Метод правового регулирования – совокупность способов юридическ

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по предпринимательскому праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по предпринимательскому праву — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Система предпринимательского права — внутренняя дифференциация правовых норм, их группировка по отра

ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источники предпринимательского права — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

1) Конституция РФ — основной источник предпринимательского права, имеет высшую юридическую сипу, прямое действие и применяется на всей территории РФ;

2) Гражданский кодекс РФ, который регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения;

3) законы — нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами

а) Федеральный конституционный — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

б) Федеральный — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам,

в) законы субъектов Российской Федерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации. Федеральные законы подразделяются на:

1) регулирующие общее состояние определенного вида рынка. Например, Закон РФ от 09.10.2002 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2) устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке. Например, ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 30.10.1995 г. 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»;

4) акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

5) акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами;

6) акты исполнительных органов субъектов РФ применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня,

7) обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством;

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.

Похожие вопросы

  • ПредпринимательскоеправоИСТОЧНИКИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО.
    Источникипредпринимательскогоправароссийскойфедерации. Источникипредпринимательскогоправа — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую.
  • Коммерческое правоИСТОЧНИКИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГОПРАВА.
    Источникипредпринимательскогоправа — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся
    в) законы субъектов РоссийскойФедерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации.
  • Маркетинг — ИСТОЧНИКИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГОПРАВА.
    Источникипредпринимательскогоправа — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся
    в) законы субъектов РоссийскойФедерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации.
  • . предпринимательскогоправароссийскойфедерации
    Источникипредпринимательскогоправа — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся
    в) законы субъектов РоссийскойФедерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации.
  • . предпринимательскогоправароссийскойфедерации
    Источникипредпринимательскогоправа — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся
    в) законы субъектов РоссийскойФедерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации.
  • Шпаргалки по предпринимательскомуправу
    Источникипредпринимательскогоправароссийскойфедерации. Источникипредпринимательскогоправа — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в. подробнее ».
  • Шпаргалки по предпринимательскомуправу
    Источникипредпринимательскогоправароссийскойфедерации. Источникипредпринимательскогоправа — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в. подробнее ».
  • . предпринимательскогоправароссийскойфедерации
    Источникипредпринимательскогоправароссийскойфедерации. Источникипредпринимательскогоправа — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в.
  • . предпринимательскогоправароссийскойфедерации
    Источникипредпринимательскогоправароссийскойфедерации. Источникипредпринимательскогоправа — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в.
  • . предпринимательскогоправароссийскойфедерации
    Источникипредпринимательскогоправароссийскойфедерации. Источникипредпринимательскогоправа — нормативно-правовые акты различных государственных органов, в.

найдено похожих страниц:10

Источники предпринимательского права.

Следует выделить некоторые специфические особенности источников предпринимательского права, связанные с характером предмета правового регулирования предпринимательского права и федеративным государственным устройством Российской Федерации.

Прежде всего, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации, в частности, находятся: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности — то есть важнейшие аспекты, определяющие осуществление предпринимательской деятельности.

Классификация источников предпринимательского права может быть проведена по различным основаниям.

• По юридической силе источники предпринимательского права делятся на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Например, Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об акционерных обществах».

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.

• По предмету правового регулирования источники предпринимательского права можно подразделить на общие, специальные (собственно предпринимательские) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

К общим источникам предпринимательского права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает как вопросы предпринимательской деятельности, так и иные общественные отношения. К данной группе источников относится, в частности, Конституция

Специальные акты целиком посвящены регулированию отдельных вопросов организации и осуществления предпринимательской деятельности.

К актам иных отраслей права, регулирующим отдельные вопросы осуществления предпринимательской деятельности, относятся, например, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере предпринимательства. Нормативные правовые акты данной группы имеют как бы «двойной» статус: они одновременно являются источниками предпринимательского права и входят в систему источников еще какой-либо отрасли или подотрасли права.

• По степени систематизации среди источников предпринимательского права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты и иные.

Нормативный материал систематизируется в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в системе источников предпринимательского права. • Основным кодифицированным источником предпринимательского права по праву является Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

Гражданский кодекс формулирует легальное понятие предпринимательской деятельности; закрепляет условия осуществления предпринимательской деятельности; содержит нормы о субъектах предпринимательской деятельности, в том числе о статусе юридических лиц, и основных объектах гражданских прав; устанавливает формы реализации права на предпринимательскую деятельность — положения об обязательствах, в частности договорных; формулирует правила об ответственности в сфере предпринимательства.

•В зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, в системе органов государственной власти источники предпринимательского права делятся на:

нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, например Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», постановление Правительства РФ «О переоценке основных фондов (средств), предприятий и организаций». Акты данной группы действуют на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено самим актом;

нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты принимаются в соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в систему источников предпринимательского права входят:

1) Конституция Российской Федерации;

2) международные договоры Российской Федерации, общепризнанные
принципы и нормы международного права;

3) федеральные законы;

4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

7) корпоративные нормативные акты;

8) обычаи делового оборота.

Конституция Российской Федерации как базовый источник предпринимательского права. Конституция Российской Федерации как основной нормативный правовой акт в правовой системе страны закрепляет основные принципы на которых базируется законодательство государства, в том числе регулирующее экономическую деятельность.

Конституцией провозглашаются основные принципы, на которых базируется Российское государство: равенство всех перед законом и судом, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц и т.д.

Нормы Конституции Российской Федерации как источника предпринимательского права можно разделить две группы:

1)общие нормы, регулирующие основополагающие вопросы государственной и общественной жизни, обусловливающие и обеспечивающие деятельность субъектов предпринимательства, закрепляющие принципы того «пространства», в котором осуществляется предпринимательская деятельность;

2)специальные нормы, относящиеся непосредственно к предпринимательской деятельности, определяющие основополагающие принципы деятельности ее субъектов.

В первой группе норм основополагающее значение имеет положение статьи 1 Конституции: «Российская Федерация — Россия есть демократическое

Федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Из провозглашения правового характера Российского государства вытекает ряд положений, важных для правового регулирования предпринимательской деятельности.

Правовой характер государства предполагает, что организация и вся деятельность государства базируется на идее верховенства права, в том числе и над государством.

В правовом государстве предполагается не только ответственность государства перед гражданами и гражданским обществом, но и соответствующая взаимная ответственность институтов этого общества перед государством. Это предопределяет необходимость строгого соблюдения принципа законности со стороны субъектов предпринимательской деятельности, а также выполнение ими иных обязанностей перед государством, в частности по государственной регистрации в установленном законом порядке, уплате налогов, предоставлении в определенных законом случаях необходимой информации и т.д. К специальным нормам, относящимся непосредственно к осуществлению предпринимательской деятельности, можно отнести уже упоминавшиеся нами нормы о разграничении предметов ведения между Федерацией и субъектами Федерации в части, относящейся к предпринимательской деятельности. Важную роль играют также нормы статьи 34 Конституции о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей * имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Часть 2 указанной статьи запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Тема 1. Предмет, метод, источники и принципы российского предпринимательского права

1.4. Источники российского предпринимательского права

Источник предпринимательского права — это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

1) нормативный правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи — Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К ним относятся:

1. Конституция РФ, которая:

а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

— в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8);

— в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8);

— земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9);

— каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34);

— не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);

б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

— равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8);

— гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46);

— возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;

в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 — 73).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

— Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. от 23.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 29.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в ред. от 28.09.2010 г.;

— Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ред. от 28.12.2010 г.;

б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

— Закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ред. от 29.11.2010 г.;

— Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» в ред. от 27.07.2010 г.;

— Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в ред. от 04.10.2010 г.;

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

— Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 28.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в ред. от 28.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в ред. от 19.07.2009 г.;

— Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в ред. от 02.07.2010 г. и др.;

г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

— Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 08.05.2010 г.;

— Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ред. от 28.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в ред. от 27.07.2010 г.;

— Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» в ред. от 28.09.2010 г. и т.д.

4. Подзаконные акты:

а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.);

б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.);

в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);

5. Нормативные правовые акты субъектов РФ — издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 — 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты — принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

7. Обычаи делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ).

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе). Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом, либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

8. Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:

— Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

— Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

— Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

— Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

— Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

Еще по теме:

  • Административное ответственность за земельные правонарушения Административное ответственность за земельные правонарушения 41. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением […]
  • Статья 77 п4 тк рф Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока […]
  • Увольнение беременной по статье 77 Расторжение трудового договора с беременной женщиной Мария Иванова, юрисконсульт С беременной женщиной нельзя расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя (ч. 1 ст. 261 ТК […]
  • Военная служба москва мвд Относится ли служба по контракту в МВД к военной службе? Прослужил 25 лет и 10 месяцев из которых 7 лет и 4 месяца в МВД.Получил удостоверение военного пенсионера,но в нем не проставлена […]
  • Как уволиться работнику если он на испытательном сроке Отработка при увольнении на испытательном сроке Условие об испытательном сроке является законным вариантом проверки квалификации работника и его профессиональной пригодности. Его введение […]