Кодекс коап рк

Рубрики Публикации

Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с изменениями на 2018 год

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.

Кто несёт ответственность по нормам КоАП

Субъектами ФЗ №195 являются:

В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.

В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.

В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:

  • выполнение властных функций;
  • властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
  • выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.

Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.

Как и за что наказывают

Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.

Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:

  • предупреждений;
  • штрафов;
  • лишения некоторых прав;
  • конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
  • ареста;
  • приостановления деятельности юрлица;
  • запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
  • обязательных работ.

В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:

  • защиты прав избирателей;
  • предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
  • защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
  • охраны собственности;
  • экологической безопасности;
  • строительства и промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • передвижений на разных видах транспорта.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.

Функция Кодекса об административных правонарушениях

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.

Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.

Кодекс коап рк

Где-то стало дешево, а где-то сердито
Дата: 24.01.18

Тонкости обновленного Кодекса об административных правонарушениях РК

9 января вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях РК. Обновленный КоАП с его штрафными послаблениями выглядит весьма неожиданно в череде повсеместного законодательного закручивания гаек. Особенно гуманен он оказался к автолюбителям, низведя непомерные штрафы за нарушения ПДД в ранг просто высоких. В чем подвох? И на что стоит обратить внимание потенциальным нарушителям? Разбираемся в тонкостях административных нововведений с полицейскими, судьями и общественниками.

После нового года полицейские костанайской области сдали зачеты по поправкам в административный кодекс

О том, что казахстанские штрафы за несоблюдение Правил дорожного движения выглядят как узаконенный грабеж, говорили давно. Мало того что денежные санкции ежегодно растут вместе с месячным расчетным показателем (в этом году он достиг уже 2 405 тенге), так еще и правительство их хорошенько подстегнуло в 2014 году. В тот черный для автомобилистов год штрафы подскочили чуть ли не вдвое. В довесок законодатели «изобрели» новые нарушения, за которые автолюбителям пришлось дорого заплатить в прямом смысле этого слова. Такими драконовыми мерами государство надеялось снизить количество правонарушений на дорогах и заодно увеличить мощности бюджетной «кормушки». Ожидания не оправдались. В 2015 году Генпрокуратура выступила с неожиданным предложением: вернуть штрафы на круги своя. Надзорный орган страны упирал на несколько обстоятельств. Во-первых, прокуроры сравнили наши штрафы с заграничными и признали, что Казахстан откровенно перегнул палку. Во-вторых, санкции соотнесли с реальными заработными платами и резонно заметили, что отдать ползарплаты за несерьезное дорожное упущение — это уж как-то слишком. И в-третьих, игра, как оказалось, не стоила свеч — дисциплина на дорогах не улучшилась, взыскиваемость штрафов упала, достигнув отметки в 50%, что государственной казне совсем не на руку.

Гуманность на дорогах

Скоро предложение высказывается, но не скоро дело делается. Форму законопроекта все это обрело лишь через 2 года. 28 декабря президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях». Отныне КоАП работает по принципу масс-маркета, а не эксклюзивного бутика — берет не бешеными ценами, а количеством «продаж».

Из более чем 2 000 протоколов, оформленных в момент вступления в силу поправок, только 5 оформлены с помощью планшета

Гуманных поправок оказалось очень много. Изменения и дополнения коснулись 157 правонарушений в самых разных сферах, однако больше всего ликования они вызвали у автолюбителей.

Причин для радостей у казахстанских водителей много. Все их мы перечислять не будем, остановимся на самых главных. Разъяснить для читателей «НГ» принципиально новые позиции кодекса согласился заместитель начальника отдела административной практики ДВД Костанайской области Оралбай КУЖИКОВ.

— Одним из распространенных нарушений является превышение скорости, — говорит майор полиции. — Если раньше штраф за превышение скорости на 10-20 км/ч составлял 10 МРП, то сейчас — 5 МРП. За превышение от 20 до 40 км/ч — штраф 10 МРП вместо 15. За остановку в неположенном месте, которая регламентируется статьей 597, штрафные санкции снизились в 2 раза — с 10 до 5 МРП. По некоторым позициям разница в штрафах очень существенна. К примеру, раньше за остановку в местах, отведенных для инвалидов, штраф составлял 50 МРП. Это около 113 000 тенге с учетом МРП прошлого года. Сейчас за то же самое нарушение водитель заплатит 10 МРП — 24 050 тенге.

Оралбай Кужиков: «За остановку в местах для инвалидов штраф снизился в 5 раз»

Менее репрессивными стали меры наказания за выезд на встречную полосу — лишение водительских прав на 6 месяцев вместо года. Подешевели и штрафы за повторные (в течение года) правонарушения. Например, если водитель не пропустил пешехода и был второй раз пойман на этом полицейскими, ему придется заплатить 15 МРП вместо 20.

Впрочем, лояльнее стали относиться не только к водителям, но и к пешеходам. За переход дороги в неположенном месте передвигающийся на своих двоих заплатит 2 МРП, а не 5, как было в прошлом году. За повторное нарушение — 10 МРП вместо 15.

Понять и простить

За некоторые правонарушения теперь и вовсе не придется раскошеливаться. В административном кодексе расширился список дорожных провинностей, за которые полицейским положено вас понять и простить. В первую очередь это касается такого относительно ерундового, но довольного популярного нарушения, как выключенные фары в светлое время суток. Раньше за это полагался штраф в 5 МРП, сейчас — предупреждение. Статья 43 КоАП РК гласит: «Предупреждение состоит в официальной даче судом, органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение выносится в письменной форме». То есть получаете порицательную бумагу и отправляетесь на все четыре стороны. Заплатить штраф придется только в том случае, если вы проявите подобную невнимательность еще раз в течение того же года. Ну или в том случае, если вы ко всему прочему оказались в состоянии алкогольного опьянения, что является отягчающим обстоятельством. За смягчение этой статьи казахстанские автолюбители, юристы и адвокаты боролись давно. И вот дождались.

По некоторым правонарушениям полицейский теперь обязан вас «понять и простить», то есть выписать предупреждение

То же самое касается создания дорожного затора на перекрестке. Первый раз — предупреждение, второй — 3 МРП.

«Письма счастья» завтрашнего дня

И еще одно «наконец-то» — сокращенное производство по нарушениям, зафиксированным камерами. Говоря простым языком, теперь 50-процентная скидка действует не только на штрафы, выписанные сотрудниками полиции, но и на предписания, оформленные автоматически. Это стало возможным благодаря ст. 810 КоАП РК.

Теперь с 50-процентной скидкой можно оплатить и штрафы за нарушения, зафиксированные камерами

— С введением поправок штрафы за нарушения, зафиксированные специальными измерительными приборами (имеется в виду фотофиксация) можно оплатить в половинном размере, — разъясняет старший инспектор процессингового центра ОАП ДВД Костанайской области Динара ШАРИПБАЕВА. — Для этого необходимо наличие двух условий — признание вины водителем и оплата штрафа в течение 7 суток с момента уведомления нарушителя об ответственности.

По словам полицейских, нарушители зачастую и не знают, что их сняли скрытой камерой. Дело в том, что так называемые «письма счастья» приходят на адрес, который указан в техпаспорте на транспортное средство. Однако часто люди меняют место жительства и о своих штрафах с удивлением узнают на границе, когда их отказываются выпускать за пределы РК. Во избежание неприятных открытий стражи порядка советуют периодически заглядывать в кабинет № 6 по адресу Абая, 39. Именно туда — в процессинговый центр отдела административной практики ДВД — стекается фотокомпромат на все автомобили. Также это можно сделать в спецЦОНе и на сайте электронного правительства РК.

В случае если вы обнаружили нарушение, которому исполнилось уже больше года, но его проморгали и вы, и судоисполнители, его можно списать. И это тоже нововведение. Поскольку раньше срок давности касался только тех правонарушений, которые лично зафиксировали в протоколах дорожные полицейские.

Динара Шарипбаева: «Неисполненные штрафы за предписания, выявленные с помощью фотофиксации, можно списать по истечении года»

Чтобы вычеркнуть из своей жизни ненужный штраф, нужно написать заявление в полицию. Обязательное условие одно — чтобы с момента правонарушения прошел 1 год и 25 суток. Почему именно такой временной промежуток? Все просто: в новой редакции статьи 817 КоАП РК сказано, что в случае административного правонарушения, зафиксированного контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, дело считается рассмотренным по истечении 15 суток с момента доставки предписания. Еще 10 суток предоставляется для протеста.

Стоит отметить, что раньше предписания, оформленные в автоматическом режиме, имели меньший вес по сравнению с протоколами. В обновленном кодексе эта дискриминация полностью устранена.

Строг, но справедлив

Но не все коту масленица. Местами КоАП стал строже. К примеру, если раньше срок административного ареста составлял 3 часа, то сейчас нарушителя могут задержать на сутки.

— Почему это время увеличили до 24 часов? Дело в том, что раньше были такие моменты, когда ночью задерживали, к примеру, нетрезвого водителя, и по истечении 3 часов его приходилось отпускать, — поясняет Оралбай Кужиков. — На следующий день в административный суд он не являлся, соответственно, привлечь его не могли. Напоминаю, что срок привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца. Сейчас же мы имеем право поместить нарушителя в административный блок на 24 часа. За это время сотрудник полностью собирает документы и везет гражданина в Специализированный административный суд, где уже судья выносит решение.

Не укладывается в общую канву гуманизации и ст. 610 УК РК — нарушение ПДД, повлекшее причинение вреда здоровью людей, повреждение транспортных средств или иного имущества. Часть 1 этой статьи теперь предусматривает не 10 МРП, а 20. Зато альтернативное наказание стало, наоборот, немного мягче — не 9 месяцев лишения водительских прав, а всего полгода. По части 2 этой же статьи (ДТП с причинением потерпевшему легкого вреда здоровью) теперь грозит 40 МРП штрафа или лишение прав на 9 месяцев. Было 15 МРП и лишение прав на один год. Председатель Специализированного административного суда города Костаная Игорь ДУДИН считает такие санкции золотой серединой, так как раньше было либо совсем мягко, либо совсем жестко.

— Но самой важной поправкой я все-таки считаю введение понятия малозначительности правонарушения, — говорит Дудин. — Статья 64-1 позволяет освободить от административной ответственности лицо и ограничиться устным замечанием. При этом учитываются конкретные обстоятельства дела, личность нарушителя, объект посягательства, а при наличии вреда — его размер. Объясню на примере. Бывают случаи, когда правонарушение мелкое, а санкции большие. Причем к ответственности привлекается мать четверых детей или пенсионер. Или обычные граждане, которые при заполнении налоговых документов ошиблись в цифре, опоздали на один день. Все это будет рассматриваться индивидуально.

Игорь Дудин: «Введение в административный кодекс понятия малозначительности — очень важная и нужная поправка»

По словам Дудина, решение о том, какое правонарушение считать малозначительным, будет принимать судья. В административном кодексе никаких рекомендаций по этому поводу нет. Впрочем, практика казахстанскими судьями уже наработана, так как это не нововведение, а возвращение к еще не забытому старому. В административном кодексе, который действовал до 2015 года, понятие малозначительности благополучно существовало в течение многих лет.

В чем подвох?

Но это все официальная сторона медали. А что думают по поводу поправок сами водители? Об этом мы спросили руководителя общественного объединения водителей «Общество содействия автомобилистам (ОСА)» Руслана ЛАЗУТУ, который входил в состав рабочей группы по обсуждению поправок и изменений в кодекс.

— Я считаю, что водителям кинули кость, чтобы снизить социальное напряжение, — высказал свое мнение Лазута. — Это некое временное облегчение, которое через несколько лет закончится. А все потому, что наши штрафы привязаны к МРП, который из года в год растет. Мы просили убрать эту привязку из адмкодекса, но к нам не прислушались. Дело в том, что бюджет страны значительно пополняется штрафами, ими перекрываются огромные дыры. Да, сейчас можно списать старые штрафы даже за нарушения, зафиксированные камерами, но практики списания нет. Не секрет, что многие нормы законов просто-напросто не работают. С момента вступления поправок в законную силу к нам поступают жалобы на полицейских, которые пытаются выписывать штрафы по старым нормам. В общем, идея, может, и хорошая, но реализация пока оставляет желать лучшего.

Однако кое в чем общественник все же солидарен с полицейскими. Как и стражи порядка, он уверен, что снижение штрафов не приведет к дорожной анархии.

— Дядя Вася на «убитом» «Опеле» и так старается не нарушать при любых штрафах, чтобы не подрывать свой скромный семейный бюджет. Ведь штрафы и после снижения нереальны, — дополняет Руслан Лазута. — А вот правовые нигилисты как нарушали, так и будут нарушать. Махнут мандатом, дадут взятку и поедут себе дальше.

Кстати, снижение уровня коррумпированности среди людей в погонах — еще один ожидаемый эффект от нововведений. Некоторые эксперты считают, что раньше расценки нечистых на руку полицейских были намного ниже, чем официальные штрафы. Теперь же, как считают разработчики, человеку будет легче заплатить в казну государства, чем в карман стража порядка. Вопрос спорный — скорее, неофициальные расценки нечистых на руку полицейских снизятся, пропорционально штрафам.

Как бы то ни было, поправки вступили в силу всего пару недель назад, поэтому говорить пока о каком-либо эффекте рано. Поживем — увидим. Поездим — узнаем.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Таблица наиболее важных изменений, внесенных в КоАП РК

Административный кодекс КоАП РК 2016

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях

Административный кодекс

КоАП 2016

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.01.2016 г.)
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Законодательство об административных правонарушениях

Административный кодекс КоАП Статья 1. Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях

Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса.

См. перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации настоящего Кодекса.

Настоящий Кодекс основывается на Конституции Республики Казахстан, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, регулирующие административно-деликтные правоотношения, являются составной частью законодательства об административных правонарушениях.

Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

См.: Нормативное постановление ВС РК от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан»

Административный кодекс КоАП Статья 2. Основание административной ответственности

Основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части настоящего Кодекса.

Административный кодекс КоАП Статья 3. Действие законодательства Республики Казахстан об ответственности за административные правонарушения в пространстве

Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Республики Казахстан, подлежит ответственности по настоящему Кодексу.

Административным правонарушением, совершенным на территории Республики Казахстан, признается деяние, которое начато или продолжилось либо было окончено на территории Республики Казахстан. Действие настоящего Кодекса распространяется также на административные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Республики Казахстан.

Лицо, совершившее административное правонарушение на судне, приписанном к порту Республики Казахстан и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Казахстан, подлежит административной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан. По настоящему Кодексу административную ответственность несет также лицо, совершившее административное правонарушение на военном корабле или военном воздушном судне Республики Казахстан независимо от места его нахождения.

Вопрос об административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных иностранцев, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами правонарушения на территории Республики Казахстан разрешается в соответствии с нормами международного права.

Административный кодекс КоАП Статья 4. Действие законодательства Республики Казахстан об ответственности за административные правонарушения во времени

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время совершения этого правонарушения.

Временем совершения административного правонарушения признается время осуществления деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, независимо от времени наступления последствий.

В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 272-V (см. стар. ред.)

Административный кодекс КоАП Статья 5. Обратная сила закона об административных правонарушениях

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на правонарушение, совершенное до введения этого закона в действие и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено.

Закон, устанавливающий или усиливающий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Глава 2. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Административный кодекс КоАП Статья 6. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Законодательство об административных правонарушениях имеет задачей охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения.

Для осуществления этой задачи законодательство об административных правонарушениях устанавливает основания и принципы административной ответственности, определяет, какие деяния являются административными правонарушениями и виды взысканий, налагаемых за их совершение, а также какое административное взыскание, каким государственным органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть наложено на лицо, совершившее административное правонарушение.

Административный кодекс КоАП Статья 7. Значение принципов законодательства об административных правонарушениях

Значение принципов законодательства об административных правонарушениях состоит в том, что их нарушение в зависимости от его характера и существенности влечет признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов, не имеющих силы доказательств.

Административный кодекс КоАП Статья 8. Законность

Административные правонарушения, меры административного взыскания, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и меры административно-правового воздействия определяются только настоящим Кодексом. Никто не может быть подвергнут административному взысканию, мерам административно-правового воздействия или мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.

Суд, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях обязаны точно соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов, указанных в статье 1 настоящего Кодекса. Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Казахстан. В случае противоречия между правилами, установленными законом и Конституцией Республики Казахстан, действуют положения Конституции.

Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет Республики Казахстан с представлением о признании этого акта неконституционным. По получении судом решения Конституционного Совета производство по делу возобновляется.

Решения судов и органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, основанные на законе или ином нормативном правовом акте, признанном неконституционным, исполнению не подлежат.

Нарушение закона судом, органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными принятых актов и их отмену.

Административный кодекс КоАП Статья 9. Равенство перед законом и судом

В ходе производства по делам об административных правонарушениях все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Административный кодекс КоАП Статья 10. Презумпция невиновности

Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа (должностного лица), рассмотревшего в пределах своих полномочий дело.

Никто не обязан доказывать свою невиновность.

Любые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его же пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении законодательства об административных правонарушениях.

Административный кодекс КоАП Статья 11. Принцип вины

Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть административная ответственность за невиновное причинение физическим лицом вреда, не допускается.

Виновным в административном правонарушении признается физическое лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Административный кодекс КоАП Статья 12. Недопустимость повторного привлечения к административной ответственности

Никто не может быть дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение.

Административный кодекс КоАП Статья 13. Принцип гуманизма

Административное взыскание, применяемое к лицу, совершившему правонарушение, не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Административный кодекс КоАП Статья 14. Неприкосновенность личности

Никто не может быть подвергнут административному задержанию, приводу, доставлению в органы внутренних дел (полицию) или другие государственные органы, личному досмотру и досмотру находящихся при физическом лице вещей или иным мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.

Административный арест как мера административного взыскания может налагаться только по постановлению судьи в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.

Каждому задержанному, подвергнутому приводу, доставленному в органы внутренних дел (полицию) или другой государственный орган, немедленно сообщаются основания задержания, привода, доставления, а также юридическая квалификация административного правонарушения, совершение которого ему вменяется.

Государственный орган (должностное лицо) обязан немедленно освободить незаконно задержанного, подвергнутого приводу, доставлению или находящегося под административным арестом свыше срока, предусмотренного постановлением судьи.

Никто из участвующих в деле об административном правонарушении лиц не может подвергаться пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Совершение в процессе производства по делу об административном правонарушении против воли лица либо его представителя действий, нарушающих неприкосновенность личности, возможно только в случаях и порядке, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Содержание лица, в отношении которого в качестве меры административного взыскания избран административный арест, а также лица, подвергнутого административному задержанию, должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Вред, причиненный физическому лицу в результате незаконного административного ареста, содержания в условиях, опасных для жизни и здоровья, жестокого обращения с ним, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законом.

Административный кодекс КоАП Статья 15. Уважение чести и достоинства личности

При производстве по делам об административных правонарушениях запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лица, участвующего в деле, не допускаются сбор, использование и распространение сведений о частной жизни, а равно сведений личного и делового характера, которые лицо считает необходимым сохранить в тайне, для целей, не предусмотренных настоящим Кодексом.

Моральный вред, причиненный лицу в ходе производства по делам об административных правонарушениях незаконными действиями суда, других государственных органов и должностных лиц, подлежит возмещению в установленном законом порядке.

Административный кодекс КоАП Статья 16. Неприкосновенность частной жизни и охрана тайны

Частная жизнь, личная, семейная, коммерческая и иная охраняемая законом тайна находятся под охраной закона. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этих прав в ходе производства по делу об административном правонарушении допускаются только в случаях и порядке, прямо установленных законом.

Административный кодекс КоАП Статья 17. Неприкосновенность собственности

Собственность гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Изъятие имущества и документов; отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном; задержание транспортного средства, маломерного судна; досмотр транспортных средств, маломерных судов; осмотр территорий, помещений, транспортных средств, товаров, иного имущества, а также соответствующих документов, применение иных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, посягающих на собственность, могут производиться только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

Административный кодекс КоАП Статья 18. Независимость суда (судьи) и органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях

Суды (судьи) и органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, разрешают их в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Какое-либо вмешательство в деятельность суда (судьи) и органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, недопустимо и влечет установленную законом ответственность.

Административный кодекс КоАП Статья 19. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания

Никто не обязан давать показания против себя самого, супруга (супруги) и своих близких родственников, круг которых определен законом.

Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди.

В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, указанные лица вправе отказаться от дачи показаний и не могут быть подвергнуты за это какой бы то ни было ответственности.

Административный кодекс КоАП Статья 20. Обеспечение прав на квалифицированную юридическую помощь

Каждый имеет право на получение в ходе административного производства квалифицированной юридической помощи в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Административный кодекс КоАП Статья 21. Гласность производства по делам об административных правонарушениях

Суд, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляют производство по этим делам открыто.

В соответствии с законом закрытое производство осуществляется в отношении дел, содержащих сведения, являющиеся государственными секретами, а также при удовлетворении судом, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновления, сохранения личной, семейной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, сведений об интимных сторонах жизни физических лиц либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.

Личная переписка и личные телеграфные сообщения физических лиц могут быть оглашены при открытом производстве только с согласия лиц, между которыми происходили переписка и телеграфные сообщения. В противном случае личная переписка и личные телеграфные сообщения этих лиц оглашаются и исследуются при закрытом производстве. Указанные правила применяются и при исследовании фото- и кинодокументов, звуко- и видеозаписей, информации на электронных носителях, содержащих сведения личного характера.

Лица, участвующие в деле, и физические лица, присутствующие при открытом производстве, имеют право фиксировать письменно или с использованием аудиозаписи ход производства с занимаемых ими мест в помещении, где осуществляется производство. Кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция по радио, телевидению и интернет-ресурсам в ходе производства допускаются по разрешению суда, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Эти действия не должны мешать нормальному ходу производства и могут быть ограничены во времени.

Административный кодекс КоАП Статья 22. Обеспечение безопасности в ходе производства

Производство по делам об административных правонарушениях происходит в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, и безопасность участников производства. В целях обеспечения безопасности судья, должностное лицо могут распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать при производстве по делу, включая проверку документов, удостоверяющих их личность, личный досмотр и досмотр проносимых ими вещей.

Административный кодекс КоАП Статья 23. Свобода оспаривания процессуальных решений и обжалования процессуальных действий

Действия органа (должностного лица), уполномоченного составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, могут быть обжалованы, а решения суда, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть оспорены в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Лицо, участвующее в деле, имеет право на пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Не допускается обращение жалобы во вред лицу, подавшему жалобу, или во вред лицу, в интересах которого она была подана.

Административный кодекс КоАП Статья 24. Судебная защита прав, свобод и законных интересов лица

Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов.

Прокурор вправе обратиться в суд с иском (заявлением) в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав физических лиц, организаций, общественных и государственных интересов.

Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом.

Суд обязан разъяснить законному представителю лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно осуществлять свои права, право, предусмотренное частью пятой статьи 683 настоящего Кодекса.

Раздел 2. Административное правонарушение и административная ответственность
Общая часть

Глава 3. Административное правонарушение
Административный кодекс КоАП Статья 25. Административное правонарушение

Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Административный кодекс КоАП Статьями Особенной части настоящего Кодекса, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности.

Административный кодекс КоАП Статья 26. Совершение административного правонарушения умышленно

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Административный кодекс КоАП Статья 27. Совершение административного правонарушения по неосторожности

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Глава 4. Административная ответственность

Административный кодекс КоАП Статья 28. Лица, подлежащие административной ответственности

Административной ответственности подлежат:

1) физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

2) юридическое лицо.

Административный кодекс КоАП Статья 29. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Административный кодекс КоАП Статья 30. Административная ответственность должностных лиц

Должностное лицо привлекается к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, подлежит ответственности на общих основаниях.

Примечание. Должностными лицами в настоящем Кодексе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.

Административный кодекс КоАП Статья 31. Особенности административной ответственности при фиксации правонарушения специальными техническими средствами

В случае фиксации административного правонарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности за правонарушение, совершенное с участием этого транспортного средства, если в ходе проверки по его сообщению или заявлению будет установлено лицо, во владении которого оно находилось в момент фиксации правонарушения либо оно выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Примечание. Владельцами транспортных средств в Административный кодекс КоАП Статьях настоящего Кодекса признаются физические лица, владеющие транспортным средством на праве собственности, а также физические лица, которым транспортные средства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, переданы во временное владение и пользование.

Под сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами в Административный кодекс КоАП Статьях настоящего Кодекса следует понимать технические средства и приборы наблюдения и фиксации правонарушений, прошедшие метрологическую поверку, фото-, видеоаппаратуру, фиксирующие факт и время совершения правонарушения, вид, марку, государственный регистрационный номерной знак, а также скорость и направление движения транспортного средства.

См.: Инструкцию использования технических средств для фиксации фактов совершения уголовных и административных правонарушений и действий сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан

Административный кодекс КоАП Статья 32. Административная ответственность военнослужащего, прокурора и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов либо специальных положений, за совершение ими административных правонарушений

Часть 1 изложена в редакции Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V (см. стар. ред.); Закона РК от 29.12.14 г. № 272-V (см. стар. ред.); Закона РК от 18.11.15 г. № 411-V (введен в действие с 1 января 2016 г.) (см. стар. ред.)

Военнослужащие и находящиеся на воинских сборах военнообязанные несут ответственность за административные правонарушения, совершенные при исполнении служебных обязанностей, по дисциплинарным уставам, за исключением случаев, предусмотренных Административный кодекс КоАП Статьями 651, 652, 676, 677, 680, 681 настоящего Кодекса. Сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов за административные правонарушения, совершенные при исполнении служебных обязанностей, несут ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в соответствующих органах.

За нарушения режима Государственной границы Республики Казахстан, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и таможенную границу Таможенного союза, законодательства Республики Казахстан в сфере защиты государственных секретов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требований пожарной безопасности, правил дорожного движения, таможенных правил вне места службы, законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, бюджетного и налогового законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, правил охоты, рыболовства, других правил и норм рационального использования и охраны природных ресурсов лица, указанные в части первой настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде лишения права ношения и хранения огнестрельного и холодного оружия и административного ареста.

Часть 3 изложена в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 272-V (см. стар. ред.)

К военнослужащим, проходящим срочную воинскую службу, и курсантам военных и специальных учебных заведений не может быть применено административное взыскание в виде административного штрафа.

Административный кодекс КоАП Статья дополнена частью 4 в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 272-V

Органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, вместо наложения административных взысканий на лиц, указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, должны передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Административный кодекс КоАП Статья 33. Административная ответственность частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат административной ответственности за административное правонарушение в случаях, предусмотренных Особенной частью настоящего раздела.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат административной ответственности за административное правонарушение, если предусмотренное Особенной частью настоящего раздела деяние (действие либо бездействие) было совершено, санкционировано, одобрено органом, лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом, или работником индивидуального предпринимателя и юридического лица, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Структурные подразделения юридического лица, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками и совершившие административные правонарушения в области налогообложения и таможенного дела, несут административную ответственность как юридические лица.

Привлечение к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц освобождает от административной ответственности за данное правонарушение работника индивидуального предпринимателя и юридического лица.

Административный кодекс КоАП Статья 34. Административная ответственность иностранцев, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства

Иностранцы, иностранные юридические лица, их филиалы и представительства и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Казахстан административные правонарушения, а также на континентальном шельфе Республики Казахстан, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Структурные подразделения (филиалы и представительства) иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений несут административную ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об общественных объединениях как юридические лица.

Вопрос об административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Казахстан дипломатическими представителями иностранных государств и иными иностранцами, которые пользуются иммунитетом, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Глава 5. Обстоятельства, исключающие административную ответственность

Административный кодекс КоАП Статья 35. Необходимая оборона

Не является административным правонарушением совершение предусмотренного настоящим Кодексом деяния в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности, жилища, собственности, земельного участка и других прав обороняющегося или иных лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать противоправного посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или государственным органам.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и степени опасности посягательства, в результате чего посягающему причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой административную ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

Не подлежит административной ответственности лицо, превысившее пределы необходимой обороны вследствие страха, испуга или замешательства, вызванного противоправным посягательством.

Административный кодекс КоАП Статья 36. Задержание лица, совершившего посягательство

Не является административным правонарушением совершение предусмотренного настоящим Кодексом деяния при задержании лица, совершившего противоправное посягательство, для доставления этого лица государственным органам и пресечения возможности совершения им новых посягательств, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего посягательство, признается их явное несоответствие характеру и степени опасности совершенного задерживаемым лицом посягательства и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой административную ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

Правом на задержание лица, совершившего посягательство, наряду со специально уполномоченными на то лицами обладают также потерпевшие и другие физические лица.

Административный кодекс КоАП Статья 37. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не допущено превышения пределов крайней необходимости.

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстановке, в которой опасность устранялась, когда правоохраняемым интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

Административный кодекс КоАП Статья 38. Физическое или психическое принуждение

Не является административным правонарушением совершение деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, в результате физического или психического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

Вопрос об административной ответственности за причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями, решается с учетом положений статьи 37 настоящего Кодекса.

Административный кодекс КоАП Статья 39. Исполнение приказа или распоряжения

Не является административным правонарушением совершение деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Административную ответственность за совершение такого деяния несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.

Лицо, совершившее умышленное административное правонарушение во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет административную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения исключает административную ответственность.

Глава 6. Административное взыскание и меры административно-правового воздействия

Административный кодекс КоАП Статья 40. Понятие и цели административного взыскания

Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение.

Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взыскание не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совершившему административное правонарушение, или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное взыскание не является средством возмещения имущественного ущерба. Причиненный административным правонарушением вред возмещается в порядке, предусмотренном статьей 59 настоящего Кодекса.

Административный кодекс КоАП Статья 41. Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

2) административный штраф;

3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

4) лишение специального права;

5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;

6) приостановление или запрещение деятельности;

7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

8) административный арест;

9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подпунктах 1) — 5) и 7) части первой настоящей статьи, а также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.

Административный кодекс КоАП Статья 42. Основные и дополнительные меры административных взысканий

Предупреждение, административный штраф, административный арест могут применяться только в качестве основных административных взысканий.

Лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий.

Конфискация, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения могут применяться только в качестве дополнительного административного взыскания.

Административный кодекс КоАП Статья 43. Предупреждение

Предупреждение состоит в официальной даче органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение выносится в письменной форме.

См. изменения в статью 44:

Закон РК от 2 августа 2015 года № 342-V (вводятся в действие с 1 января 2018 года);

Закон РК от 16 ноября 2015 года № 406-V (вводятся в действие с 1 января 2017 года)

Административный кодекс КоАП Статья 44. Административный штраф

В часть 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 271-V (см. стар. ред.)

Административный штраф (далее — штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в Административный кодекс КоАП Статьях Особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент возбуждения дела об административном правонарушении.

В случаях, предусмотренных в Административный кодекс КоАП Статьях Особенной части настоящего раздела, размер штрафа выражается в процентах от:

1) суммы нанесенного окружающей среде вреда;

2) суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства;

3) суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) социальных отчислений;

4) суммы неперечисленных, несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов;

5) суммы стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства;

6) суммы, неучтенной в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо учтенной ненадлежащим образом;

7) суммы сделки (операции), совершенной (проведенной) с нарушением финансового законодательства Республики Казахстан;

8) суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности или нарушения законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике, о естественных монополиях и регулируемых рынках, законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность финансового рынка и финансовых организаций;

9) стоимости энергетических ресурсов, использованных сверх утвержденных нормативов за период, в котором произошло правонарушение, но не более чем за один год;

10) суммы незачисленной национальной и иностранной валюты.

Если в предусмотренных Административный кодекс КоАП Статьях Особенной части настоящего раздела размер штрафа выражается в процентах от суммы операции, проведенной с нарушением норм финансового законодательства Республики Казахстан, и такая операция проведена в иностранной валюте, пересчет суммы штрафа в тенге осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан, на момент составления протокола об административном правонарушении.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятьсот месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, субъектов малого предпринимательства, а также некоммерческие организации, не может превышать семьсот пятьдесят месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на субъектов среднего предпринимательства, не может превышать тысячу месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на субъектов крупного предпринимательства, не может превышать две тысячи месячных расчетных показателей.

Штраф, исчисленный в соответствии с абзацем вторым части первой настоящей статьи, может быть установлен в размерах, превышающих или менее установленных размеров штрафов, указанных в настоящей статье.

Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в установленном законодательством порядке, за исключением штрафов, налагаемых акимами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в соответствии со статьей 729 настоящего Кодекса.

Административный кодекс КоАП Статья 45. Конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения

Конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета, подлежащего возвращению его собственнику либо изъятого из оборота. Предмет, изъятый из оборота, подлежит обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискации подлежит лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя, если иное не предусмотрено Особенной частью настоящего Кодекса.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов к нему и других разрешенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования.

Конфискация применяется судьей и может налагаться в случаях, когда она предусмотрена соответствующей статьей Особенной части настоящего раздела в качестве административного взыскания.

Административный кодекс КоАП Статья 46. Лишение специального права

Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу, применяется судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Срок лишения права управления транспортными средствами не может быть менее шести месяцев и более десяти лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанными лицами в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись.

Лишение права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничьего оружия, боевых припасов к нему и рыболовных снастей не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования, за исключением систематического нарушения порядка пользования этим правом.

Административный кодекс КоАП Статья 47. Лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра

Лишение разрешения налагается судьей за административное правонарушение, совершенное при осуществлении деятельности либо совершении определенных действий (операций), предусмотренных разрешением, с учетом положений частей третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

Приостановление действия разрешения устанавливается на срок до шести месяцев.

Приостановление либо лишение разрешения на осуществление деятельности в финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов, за исключением лишения разрешения кредитного бюро, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан по основаниям и в порядке, которые установлены законами Республики Казахстан.

Исключение из реестра осуществляется уполномоченным органом в сфере таможенного дела по основаниям и в порядке, которые установлены таможенным законодательством Республики Казахстан, и уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций, а также уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Республики Казахстан в области безопасности дорожного движения.

Исключение из реестра микрофинансовых организаций осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Республики Казахстан о микрофинансовых организациях.

Примечание. Для целей настоящего Кодекса под лишением разрешения либо приостановлением его действия понимается лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), либо приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенного действия, а также иного разрешительного документа, предусмотренного Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Административный кодекс КоАП Статья 48. Приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов

Приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов заключается во временном прекращении деятельности или запрещении деятельности или отдельных ее видов физических и (или) юридических лиц, в том числе филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, зданий и сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов производится только в судебном порядке на основании материалов органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, если за совершение административного правонарушения возможно назначение санкции в виде приостановления либо запрещения деятельности. Рассмотрение таких дел судом осуществляется в течение десяти суток.

Приостановление деятельности или отдельных ее видов устанавливается судом на срок до трех месяцев.

До рассмотрения дела в суде к физическому или юридическому лицу может быть применена мера обеспечения в виде приостановления или запрещения деятельности или отдельных ее видов в порядке, предусмотренном статьей 801 настоящего Кодекса. В этом случае срок приостановления или запрещения деятельности или отдельных ее видов включается в срок приостановления либо запрещения деятельности или отдельных ее видов, если данная мера административного взыскания будет применена судом.

Административный кодекс КоАП Статья 49. Принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения

Принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения налагается судьей в случаях, предусмотренных Административный кодекс КоАП Статьями Особенной части настоящего раздела.

Еще по теме:

  • Лазарев виктор владимирович адвокат Лазарев виктор владимирович адвокат Учеба адвокатов Адвокатская палата Челябинской области для адвокатов Челябинской области проводит КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АДВОКАТОВ с […]
  • Куда жаловаться на продажу алкоголя Как бороться с незаконной продажей алкоголя на территории России? Если Вы увидели, как в торговой точке происходит одна из нижеперечисленных ситуаций, то смело заявляйте об этом в службы, […]
  • Новые законы военнослужащим 2018 Внесены изменения в закон о статусе военнослужащих Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 15 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Федеральный […]
  • Юриспруденция гражданское право что это Юриспруденция гражданское право что это Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Глава 2. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Глава 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК НАУКА И […]
  • Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2014 проводки Списание основных средств в бюджетном учреждении Подборка наиболее важных документов по запросу Списание основных средств в бюджетном учреждении (нормативно-правовые акты, формы, статьи, […]