Коллективный договор в коап рф

Рубрики Публикации

Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения

СТ 5.28 КоАП РФ

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.28 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу ведения коллективных переговоров о заключении коллективного договора, соглашения.

Глава 6 ТК РФ содержит нормы, содействующие реализации права работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений и базирующиеся, в свою очередь, на основополагающих нормах конвенций и рекомендаций МОТ, в частности, Конвенции N 98 относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров 1949 года, Конвенции N 154 о содействии коллективным переговорам 1981 года.

Коллективными переговорами являются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников — с другой, в целях определения условий труда и занятости, и (или) регулирования отношений между работодателями и работниками, и (или) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.

Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений через своих представителей является одним из основных трудовых прав. Инициаторами проведения переговоров по разработке и заключению коллективного договора, соглашения могут выступить представители любой стороны. Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, другая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа другой стороны (ст. 36 ТК РФ). Неисполнение обязанностей по вступлению в коллективные переговоры рассматривается как уклонение от участия в переговорах и влечет административную ответственность работодателя или лица, его представляющего.

Для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей, наделенных необходимыми полномочиями (ст. 35 ТК РФ). Для работы комиссии должны быть созданы необходимые условия, предоставлены технические средства, а также необходимая для ведения переговоров информация.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, содержание и структура коллективного договора, соглашения определяются сторонами. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющихся участниками коллективных переговоров. В организации представителям работников и работодателя может быть разработан и утвержден локальный акт (например, Положение о порядке ведения коллективных переговоров), устанавливающий общий срок проведения переговоров, а также иные сроки (разработки проекта коллективного договора, сроки его обсуждения, доработки и т.д.) и позволяющий осуществлять контроль за их исполнением.

Если в ходе переговоров не принято согласованное решение по отдельным или всем рассматриваемым вопросам, стороны составляют протокол разногласий. Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется совершением деяний, которые могут быть выражены как в неправомерных действиях, так и в бездействии, которые заключаются в уклонении от участия в коллективных переговорах о заключении коллективного договора, соглашения, создающих различные препятствия ведению таких переговоров, а также нарушающих установленный срок их заключения.

3. Субъектом правонарушения является работодатель или лицо, его представляющее, хотя ст. 54 ТК РФ за данное правонарушение установлена ответственность представителей сторон (работников и работодателей).

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (подробнее о представителях работодателя см. ст. ст. 33, 34 ТК РФ).

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица указанного выше федерального органа (ст. 23.12 КоАП РФ).

Комментарии к СТ 5.28 КоАП РФ

Статья 5.28 КоАП РФ. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения

Комментарий к статье 5.28 КоАП РФ:

1. Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей закреплены в Трудовом кодексе РФ.

2. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступать представители работников или работодатель, т.е. любая из сторон. В соответствии со ст. 37 ТК РФ участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 37 ТК РФ, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Представители стороны, получившей уведомление в письменной форме о начале коллективных переговоров от другой стороны, обязаны в семидневный срок вступить в переговоры. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей (ст. 36 ТК РФ). Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон, являющихся участниками указанных переговоров. Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии является моментом начала коллективных переговоров. Если в течение семи дней со дня предложения о начале коллективных переговоров данное предложение игнорируется работодателем или лицом, его представляющим, этот факт рассматривается как уклонение от участия в переговорах.

3. Основываясь на действующем законодательстве, руководитель организации и председатель профкома могут издавать совместный документ в виде Положения о порядке ведения коллективных переговоров. В нем устанавливается общий срок их проведения, сроки разработки проекта договора, сроки его доработки, сроки повторных переговоров в случае неодобрения общим собранием работников (конференцией) проекта коллективного договора и т.д. Умышленное нарушение обозначенных сроков лицами, уполномоченными на проведение переговоров, является основанием для привлечения к административной ответственности.

4. Комиссии, сформированной для ведения коллективных переговоров, должны быть созданы условия для работы. Ей должны быть предоставлены необходимая информация и технические средства.

5. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в неправомерных действиях, так и в бездействии, создающих различные препятствия ведению переговоров о заключении коллективного договора, соглашения, а также нарушающих установленный срок их заключения.

6. С субъективной стороны данный проступок характеризуется тем, что виновное лицо реально осознает противоправный характер своего поведения, действует умышленно.

7. Субъектом правонарушения по данной статье могут быть работодатель или лицо, его представляющее (см. ст. 33 ТК РФ).

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанного федерального органа (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 5.28 КоАП РФ. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (действующая редакция)

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5.28 КоАП РФ

1. См. п. 2 комментария к ст. 5.27.

В соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее — работники организации) с работодателем.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии.

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Представители работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры.

При наличии в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.

Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение пяти календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

По смыслу ст. 27 Трудового кодекса РФ участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров, в том числе споров, обусловленных проведением коллективных переговоров, относится к одной из форм социального партнерства.

Согласно ст. 29, 33 Трудового кодекса РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

— условия и охрана труда;

— режимы труда и отдыха;

— развитие социального партнерства;

— иные вопросы, определенные сторонами.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения определен ст. 47 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Трудового кодекса РФ коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. О корреляции понятий «трудовое законодательство» и «нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права» см. п. 1 комментария к ст. 5.27.

2. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией и оформляются ее решением.

При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями.

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.

Если согласие не достигнуто в семидневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей — участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, в Минтруд России, а соглашение, заключенное на уровне субъекта РФ, — в орган по труду субъекта Федерации для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.

3. Необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения может выражаться в действиях (бездействии) работодателя и иных лиц, препятствующих работе комиссии. В частности, необеспечение (ненадлежащее обеспечение) гарантий и компенсаций за время переговоров лицам, участвующим в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, экспертам и посредникам, предусмотренных ст. 9 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ и от 1 мая 1999 г. N 93-ФЗ), препятствует работе комиссии по заключению коллективного договора, соглашения, а в некоторых случаях несовместимо с ее работой и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей.

4. Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. Так, несоблюдение работодателем или лицом, его представляющим, указанного срока вступления в переговоры по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения квалифицируется как уклонение от участия в соответствующих переговорах.

Сроки разработки проекта и заключения коллективного договора определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представителей работников.

5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. первый абзац п. 5 комментария к ст. 5.27.

Статья 5.28 КоАП РФ. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения

Новая редакция Ст. 5.28 КоАП РФ

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Комментарий к Статье 5.28 КоАП РФ

Объектом данного правонарушения являются так называемые социально-партнерские отношения. Особенностью трудового права является то, что помимо отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности, т.е. собственно трудовых отношений, в предмет его правового регулирования входят отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких общественных отношений приводится в ст. 1 Трудового кодекса РФ. Одной из разновидностей таких общественных отношений являются социально-партнерские отношения.

Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ социальное партнерство в сфере труда представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Одной из основных форм социально-партнерских отношений являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений (ст. 27 ТК РФ). Собственно, в настоящее время это одна из немногих реально существующих на практике форм социального партнерства. Комментируемая статья направлена на защиту общественных отношений, которые складываются в процессе коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора или соглашения.

До недавнего времени правовое регулирование указанных отношений осуществлялось в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях». Однако Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ Закон «О коллективных договорах и соглашениях» был признан утратившим силу. Нужно, однако, отметить, что практически все основные нормы этого Закона были инкорпорированы в Трудовой кодекс РФ.

Коллективный договор определяется трудовым законодательством как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).

Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Таким образом, коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организации и действует только в отношении работников данной организации. Соглашения могут заключаться на различных уровнях. На федеральном уровне Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители Правительства РФ, разрабатывает и заключает Генеральное соглашение. В настоящий момент действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 — 2007 годы. На региональном уровне функционируют областные и республиканские трехсторонние комиссии по регулированию социально-партнерских отношений, а на местном уровне — территориальные комиссии. Кроме того, коллективные соглашения могут заключаться на уровне отрасли экономики — отраслевые соглашения.

Субъектами (сторонами) социально-партнерских правоотношений являются работники и работодатели, но не непосредственно, а в лице своих представителей. Органы государственной власти и местного самоуправления также могут быть участниками социально-партнерских правоотношений, но только в тех случаях, когда они являются работодателями либо если это предусмотрено законом (например, органы государственной власти или местного самоуправления могут участвовать в заключении коллективного соглашения, если оно предполагает бюджетное финансирование). Интересы работников в социально-партнерских отношениях представляют, как правило, выборные профсоюзные органы. Профсоюз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовое положение профсоюзов помимо ТК РФ определяется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Нужно сказать, что при проведении коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора (т.е. на уровне конкретной организации) интересы работников могут представлять и иные выборные представители. Так, согласно ст. 31 ТК РФ в тех случаях, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими может быть создан единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения.

Представителями работодателя в социально-партнерских отношениях на уровне отдельной организации (при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора) являются руководитель организации или уполномоченные им лица. При заключении или изменении коллективных соглашений на уровне муниципального образования, субъекта РФ, отраслевом или федеральном уровне интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей установлены Федеральным законом «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г.

Объективная сторона данного правонарушения, согласно конструкции комментируемой нормы, может выражаться в:

уклонении от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения;

нарушении установленного законом срока проведения переговоров;

необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки.

Трудовое законодательство четко регламентирует сроки проведения коллективных переговоров и каждого их этапа. Так, согласно ст. 36 ТК РФ как представители работников, так и представители работодателей имеют право проявить инициативу по проведению коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения.

Представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Таким образом, уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения может выражаться в пропуске указанного семидневного срока без уважительных причин.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. При смене формы собственности организации либо реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор утрачивает свою силу. В этих случаях любая из сторон имеет право направить другой стороне предложение о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет. У стороны, получившей такое предложение, возникает обязанность вступить в коллективные переговоры в течение семи календарных дней. Нарушение этой обязанности также образует состав рассматриваемого правонарушения.

Определенной спецификой обладает уклонение от вступления в коллективные переговоры по поводу изменения либо дополнения коллективного договора. Согласно ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном для его заключения, либо в порядке, установленном самим коллективным договором. Аналогичная норма предусматривается в отношении порядка изменения или дополнения соглашения (ст. 49 ТК РФ). В том случае, когда стороны в коллективном договоре или соглашении оговорили порядок его изменения или дополнения (например, предусмотрели иные сроки вступления в коллективные переговоры), объективная сторона рассматриваемого правонарушения будет определяться указанным порядком.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров (ст. 37 ТК РФ). Однако Трудовой кодекс во избежание неоправданного затягивания коллективных переговоров устанавливает их предельную продолжительность. Так, согласно ст. 40 ТК РФ при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в порядке, предусмотренном для урегулирования коллективных трудовых споров. Другими словами, по истечении трех месяцев коллективный договор должен быть подписан в обязательном порядке. Уклонение от подписания коллективного договора в обусловленный срок следует рассматривать как предусмотренное комментируемой нормой нарушение установленного законом срока проведения переговоров.

Спорным является вопрос: образует ли состав данного правонарушения несоблюдение сроков, установленных участниками коллективных переговоров. С одной стороны, комментируемая норма предусматривает административную ответственность за нарушение срока проведения переговоров, установленного законом. С другой стороны, законом (Трудовым кодексом) установлено, что сроки проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров (ст. 37 ТК РФ). Исходя из этого, как нам представляется, нарушение сроков, согласованных сторонами, также может рассматриваться в качестве объективной стороны данного правонарушения.

Наконец, комментируемая статья предусматривает ответственность за необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Согласно ст. 35 ТК РФ для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Данные комиссии являются органами социального партнерства и создаются на всех его уровнях. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

При этом законом предусмотрена обязанность работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. Данная обязанность может включать в себя обеспечение отапливаемого, электрифицированного помещения для работы указанной комиссии, предоставление оргтехники и т.п. Уклонение от выполнения данной обязанности образует состав рассматриваемого правонарушения. Вместе с тем следует иметь в виду, что социально-партнерские отношения строятся на равноправной основе, поэтому работодатель не обязан нести все издержки, связанные с проведением коллективных переговоров. Так, например, в соответствии со ст. 39 ТК РФ оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Комментируемой статьей предусмотрен специальный субъект данного правонарушения. По смыслу данной нормы таким субъектом является работодатель либо лицо, его представляющее. Вместе с тем нужно отметить, что трудовое законодательство предусматривает ответственность в указанных случаях в отношении любой из сторон коллективных переговоров. Так, согласно ст. 54 ТК РФ представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Как нам представляется, такой подход в большей степени соответствует принципам социально-партнерских отношений и, в частности, принципу равноправия сторон таких отношений (ст. 24 ТК РФ).

Кроме того, нужно отметить, что если речь идет не о коллективном договоре, а о соглашении (что также охватывается комментируемой нормой), в этом случае сторонами коллективных переговоров могут быть не отдельные работодатели, а их объединения. Согласно ст. 3 ФЗ «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 05.12.2005) объединение работодателей — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Согласно ст. 15 того же Закона объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями. Иными словами, объединение работодателей может выступать как самостоятельный субъект юридической и в том числе административной ответственности.

С субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 5.28 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда по поводу ведения переговоров о заключении коллективного договора, соглашения, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами.

Нормами Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрено, что инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения могут выступать работники или работодатель, т.е. любая сторона такого договора, соглашения, которая направляет другой стороне письменное уведомление о начале переговоров.

Игнорирование предложения о начале коллективных переговоров в течение семи дней рассматривается как уклонение от участия в переговорах.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

2. Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии, заключающихся в уклонении от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения (например, нереагирование на предложение о начале переговоров), либо в нарушении установленного законом срока проведения переговоров (например, несоблюдение сроков, обусловленных соглашением сторон и зафиксированных в приказе), либо в необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения (например, непредоставление помещения для работы) в определенные сторонами сроки.

3. Субъектами правонарушения, как сказано в диспозиции статьи, могут являться работодатель и лица, его представляющие.

Поскольку в ст.2 Закона РФ о коллективных договорах и соглашениях указано, что представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы, — следует сделать вывод, что ими могут быть как должностные, так и юридические лица.

4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (вина юридических лиц определяется в соответствии с нормами КоАП РФ).

Еще по теме:

  • Жк радужный 15 корпус ЖК "Радужный" от 52 776 a за м² В микрорайоне Южный Всеволожского района ГСК ведется квартальная застройка под названием ЖК "Радужный". Проект представляет […]
  • Семинары для юристов ярославль Курсы повышения квалификации юристов в Ярославле Подобрать подходящий курс Мы перезвоним Вам за 8 секунд! Компания ЦентрКонсалт проводит обучающие курсы повышения квалификации для […]
  • Статья 5 закона о коммерческой тайне Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ"О коммерческой тайне" С изменениями и […]
  • Гпк рф 100 статья Статья 100. Возмещение расходов на оплату услуг представителя 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на […]
  • Ук рф 222 наказание Какое наказание грозит по статье 222 часть 1 УК РФ? Меня остановили сотрудники ДПС в машине лежал макет ружья Маузер к-98 1938г выпуска . Так-же нашли патроны но патроны от ружья на […]