Конституционные ограничения прав и свобод человека в зарубежных странах

Рубрики Новости

5. Гарантии и ограничения прав и свобод в зарубежных странах.

Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других людей, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.

В последнее время обозначилась тенденция при формулировании в конституциях оговорок к правам и свободам, отсылающих к закону, четко устанавливать для законодателя задачи и пределы регулирования соответствующих отношений, а также основные содержательные положения этого регулирования. Например, провозглашая в ст. 12 право граждан образовывать союзы и объединения, не имеющие целью извлечение прибыли, греческая Конституция требует, чтобы при этом соблюдались законы, для содержания которых установлены определенные принципы, а именно: запрещение предусматривать необходимость предварительного разрешения; установление возможности роспуска только за нарушение закона или основных положений устава и только по решению суда; возможность ограничения права на объединение для служащих государственных органов и публичных учреждений, а также государственных предприятий.

Наряду с ограничениями прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. Примером может служить германский Основной закон (ст. 18): «Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати (статья 5, часть 1), свободой преподавания (статья 5, часть 3), свободой собраний (статья 8), свободой объединения (статья 9), тайной переписки, почтовых и телеграфных сообщений (статья 10), собственностью (статья 14) или правом убежища (статья 16-а) против свободного демократического строя, лишается этих основных прав. Лишение и его объем определяются Федеральным конституционным судом». Чаще всего, однако, подобные меры устанавливаются текущим уголовным законодательством, преимущественно как дополнительное наказание на определенный срок.

Наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность временного ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т. п.).

Гарантии подразделяются на две большие категории: внутригосударственные и международноправовые. Первые, в свою очередь, делятся на судебные и несудебные.

Внутригосударственными гарантиями служат прежде всего некоторые конституционные права как материально-правового, так и особенно процессуального характера. Сюда можно отнести: право петиций, включающее с необходимостью право жалобы, права, реализуемые в судебном и административном процессе, и др., равно как и некоторые общие принципы.

Примерами таких гарантий будут следующие:

Главной институциональной гарантией является в демократическом государстве суд, независимый от любого другого государственного органа, не говоря уже об органе партийном. Здесь прежде всего следует упомянуть право человека на рассмотрение его дела компетентным (с точки зрения предметной и территориальной подсудности) и беспристрастным судом, в необходимых случаях – судом присяжных, право на обжалование судебных решений, на обращение за защитой конституционных прав в высшие судебные инстанции вплоть до конституционной и международной юстиции, право на защиту и помощь адвоката и т. п. К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получающий все более широкое распространение институт уполномоченного по правам человека (омбудсман, комиссар, посредник, народный защитник и т.п.). Существенную гарантию прав и свобод образует возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, прежде всего помощью профессионального защитника (адвоката) в уголовном и административном процессе, как, впрочем, и в гражданском и в конституционном. Но это, разумеется, часть более широкого права – права на защиту. Гарантией прав и свобод служит также ответственность за их нарушение. Прежде всего речь идет об ответственности властей и их должностных лиц. Обычно такая ответственность носит общий характер и предусматривается текущим законодательством.

О международно-правовых гарантиях:

До Второй мировой войны преобладало убеждение, что отношения между государством и человеком – внутреннее дело государства и должны регулироваться только внутригосударственным правом, хотя уже в прошлом веке принимались международные акты, направленные на защиту прав человека (запрещение работорговли, защита жертв военных конфликтов и др.). Тягчайшие преступления против человечества, совершенные фашистскими и другими тоталитарными режимами, окончательно убедили мировое общественное мнение в необходимости широкой международной защиты прав человека. Это нашло отражение в Уставе ООН 1945 года, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах о правах человека 1966 года и длинном ряде глобальных и региональных международных конвенций и рекомендаций, касающихся разных сторон этой проблемы.

Универсальная международная защита прав человека осуществляется в настоящее время в рамках Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, региональная – в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. Европейская система – наиболее совершенная. Она основывается на европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в 1950 году государствами – членами Совета Европы, и дополнительных протоколах к ней. Если лицо исчерпало все национальные правовые средства защиты своего права, охраняемого Конвенцией, оно может обратиться в европейский Суд по правам человека, который в случае установления факта нарушения права и тем самым Конвенции возлагает на виновное государство существенную материальную ответственность. Наша страна также является членом Совета Европы и участником Конвенции.

§ 1.7. Ограничения прав и свобод граждан

Правовое ограничение — есть правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов конкретного субъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать, исключение определенных возможностей в деятельности лиц; установленные законом изъятия из правового статуса гражданина, носящие превентивный характер, остерегающие от возможных неблагоприятных последствий как субъектов, относительно которых действуют ограничения, так и иных лиц465.

Наиболее общие признаки реализации правовых ограничений заключаются в том, что они:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение, определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны вправо отношении и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а, значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного состояния;

3) выражают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию;

5) предполагают снижение негативной активности.

Правовые ограничения используются во всех отраслях права. Например, в гражданско-правовой сфере используются такие ограничения как возможность ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами. В семейном праве в качестве ограничений выступают, например, возможность лишения родительских прав. В экологическом законодательстве могут использоваться ограничения, отражающие специфику данной отрасли, например, лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов. Административному законодательству присуще немало правовых ограничений в форме запретов, обязанностей, ответственности (например, лишение водительских прав, права охоты). В уголовном законодательстве ограничения используются в форме запретов и наказания. Особенно ярко это наблюдается при применении таких мер уголовного наказания, как лишение свободы, лишение специального права, предоставленного данному гражданину, и других. В уголовно-процессуальном законодательстве, правовые ограничения реализуются преимущественно в форме мер пресечения: подписка о невыезде и надлежащем поведении, домашний арест, заключение под стражу и прочих, а также приостановлений, запретов, обязанностей и т.д.

Особое место правовые ограничения занимают в конституционном праве ибо во многом они приближаются к теоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые в последствии в отдельных текущих законах. Конституционные ограничения — установленные в конституционных (основных) нормах пределы, в которых субъекты должны действовать, использовать предоставленные им права и свободы. Эти ограничения выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком.

В мировой конституционной практике правовые ограничение осуществляется тремя способами:

— способ генеральной клаузулы установление общих принципов реализации прав (например, в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 19 Основного закона ФРГ 1949 г. установлено, что поскольку согласно настоящему Основному закону основное право может быть ограничено законом или на основании закона, такой закон должен носить общий характер, а не относиться только к отдельному случаю. Кроме того, существо содержания основного права ни в коем случае не может быть затронуто466);

— способ конкретных оговорок — установление возможности и степени ограничения конституционных прав законодателем в отношении каждого или некоторых конституционных прав и свобод в отдельности (например, ч. 1 ст. 33 Конституции Болгарии 1991 г. определяет, что жилище неприкосновенно. Без согласия его обитателя никто не может входить в жилище или оставаться в нем, кроме случаев, прямо указанных в законе467);

— способ совмещения генеральной клаузулы и конкретных оговорок установление конституционных ограничений прав и свобод на фоне закрепления общих принципов ограничений (например, по ст. 63 Конституции Республики Беларусь 1996 г. осуществление предусмотренных данной Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.

В Российской Федерации применен способ совмещения генеральной клаузулы и конкретных оговорок. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные ограничения связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, поскольку направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны правоотношения и общественной потребности в охране и защите; символизируют уменьшение объема прав и свобод личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного предела, границы; отличаются от ущемлений, которые также являются специфическими ограничениями, но противоправными и противозаконными, т.е. правонарушениями (конституционные ограничения — законны).

Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям (см. схему 52): 1)

в зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются, — на ограничения гражданских и политических прав (например, ограничение свободы передвижения, избирательных прав) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, ограничение в использовании права собственности на землю); 2)

по времени действия — на постоянные, установленные в Конституции РФ и федеральных законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и которые связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации; 3)

в зависимости от широты охвата — на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы); 4)

по сфере использования — на государственные (федеральные, республиканские, краевые, областные) и муниципальные; 5)

по содержанию — на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т.п.); 6)

по способам осуществления — на запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и т.д.

Вопрос 5. Гарантии и ограничения прав и свобод в зарубежных странах.

Юридические гарантии, существующие в странах с демократическим режимом, опираются, прежде всего, на авторитет конституций, в которых закреплены основные права и свободы. В этом плане для всех граждан очень важно, чтобы как можно больше прав и свобод было в тексте именно конституций. Однако конституции далеко не всегда закрепляют права и свободы в полном объеме. В США, например, нет ни одной конституционной нормы о социальных правах и свободах. Верховный суд этой страны не считает ряд таких прав и свобод «фундаментальными», т. е. конституционно охраняемыми. Перечень прав и свобод в конституциях Швеции, Австралии, Новой Зеландии и других стран вообще отсутствует. Далеко не всегда закрепление того или иного права в конституции ведет впоследствии к принятию закона или вынесению судебных решений, которые содержали бы необходимую детализацию и уточнения для его реализации. Конституционные гарантии в таком случае оказываются ограниченными.

Практически более важными являются судебные гарантии. Они заключаются в предоставлении гражданину права обращения в суд с требованием признать неконституционным тот или иной закон; который ограничивает какое-то конституционное право данного гражданина, или издать приказ в адрес административного органа вплоть до правительства об «осуществлении предусмотренного законом действия или о воздержании от какого-то действия, нарушающего субъективное право граждан. Право судов принимать такие иски вытекает из их обязанности служить гарантами законности, что является важным элементом принятых в большинстве государств официальных концепций правового государства и господства права.

Важную роль в защите прав и свобод граждан играют омбудсманы — должностные лица, избираемые (назначаемые) парламентом (за исключением Франции) и уполномоченные им осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Омбудсман ответствен перед парламентом, однако в повседневной деятельности вполне самостоятелен, частично он может действовать по собственной инициативе, но чаще веете — по жалобам и заявлениям граждан. Попадающие в сферу его рассмотрения действия администрации омбудсман оценивает с точки зрения не только их соответствия закону, но также их целесообразности и справедливости. О значимости этого института говорит и то, что он учрежден на надгосударственном уровне — Европейским Союзом; орган ЕС — Европейский парламент назначает омбудсмана, он наделяется полномочиями принимать жалобы от любого человека, находящегося под юрисдикцией государства — члена ЕС или зарегистрированного в нем юридического лица, касающиеся случаев плохой организации деятельности институтов и органов ЕС (кроме Суда ЕС). Европейский Союз рекомендовал всем государствам-членам ввести у себя эту должность.

Наряду с юридическими большое значение имеют морально-политические гарантий прав и свобод. Они заключаются в воздействии общественного мнения, которое в наше время стало важным элементом демократической политической системы. Правящие круги вынуждены считаться с общественным мнением, воздерживаться от грубых форм ограничения гражданских прав.

Материальные гарантии заключаются в реальных возможностях для людей пользоваться своими правами и свободами. Общество с рыночной экономикой провозглашает равные возможности, но в связи с социальным расслоением людей не обеспечивает в полном объеме их интересов. Государство через свои правоохранительные органы в состоянии гарантировать личные и политические права граждан, но не обладает необходимыми рычагами для обеспечения социально-экономических прав. Этому препятствует безработица, рост стоимости здравоохранения, общий рост цен и другие экономические факторы. Крайне затруднена реализация многими лицами наемного труда прав на участие в управлении предприятиями, охрану здоровья, получение жилища и др. В реализации этих прав они могут полагаться только на государственные системы социального обеспечения, бесплатного среднего образования, охраны труда и др. Однако социальная политика даже высокоразвитых в экономическом отношении государств часто носит неустойчивый и половинчатый характер, не обеспечивая ликвидации нужды и нищеты многих людей. Трудное экономическое положение препятствует осуществлению многих прав людей в постсоциалистических странах, которые переходят от планового к рыночному хозяйству.

В конституциях не только провозглашаются права и свободы человека и гражданина, но и устанавливаются их ограничения. Последние необходимы, прежде всего, потому, что интересы различных людей неизбежно приходят в противоречие друг с другом. На предотвращение их столкновений и направлены ограничения прав и свобод. Они допустимы лишь в тех случаях и в той мере, в которых предусмотрены в конституции. Конституционные ограничения подразделяются на общие (относящиеся ко всем или многим правам и свободам) и специальные (распространяющиеся лишь на отдельные права и свободы). Особыми видами ограничений прав и свобод являются их ограничения в условиях чрезвычайного и военного положений.

Гарантии и ограничения прав и свобод в зарубежных странах

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других людей, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.

Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны. Есть общие оговорки (генеральные клаузулы). Так, германский Основной закон устанавливает в ст. 19 общие правила реализации ограничений провозглашенных в нем прав и свобод:

«1. Поскольку согласно настоящему Основному закону основное право может быть ограничено законом или на основе закона, такой закон должен иметь общее действие, а не распространяться на отдельный случай. Кроме того, закон должен назвать основное право с указанием статьи.

2. Ни в каком случае не может затрагиваться существенное содержание основного права».

Отсюда следует, что германский законодатель не вправе устанавливать ограничения основных прав, а может лишь в необходимых случаях конкретизировать конституционные ограничения.

Несколько иначе урегулирован этот вопрос в ч. 3 ст. 31 Конституции Республики Польша 1997 года: «Ограничения пользования конституционными свободами и правами могут устанавливаться только в законе и только в том случае, когда они необходимы в демократическом государстве для его безопасности или публичного порядка либо для охраны окружающей среды, здоровья и публичной нравственности или свобод и прав других лиц. Эти ограничения не могут противоречить сущности свобод и прав».

Польский законодатель, следовательно, может в принципе без специального конституционного управомочия ограничивать пользование конституционными свободами и правами, но при этом связан указанными в Конституции целями ограничений.

В последнее время обозначилась тенденция при формулировании в конституциях оговорок к правам и свободам, отсылающих к закону, четко устанавливать для законодателя задачи и пределы регулирования соответствующих отношений, а также основные содержательные положения этого регулирования.

Германский Основной закон при формулировании ограничений прав и свобод часто пользуется выражением «законом или на основе закона». Мы это видели уже в цитированной ст. 19 и можем, например, видеть в ч. 1 ст. 12, где сказано: «Занятие профессией может регулироваться законом или на основе закона». Как разъясняет К. Хессе, «в первом случае законодатель сам предпринимает ограничение, не требующее для реализации еще исполнительного акта, во втором – он регулирует предпосылки, при которых органы исполнительной или судебной власти могут или должны реализовать ограничение».

Наряду с ограничениями прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. Примером может служить опять же германский Основной закон (ст. 18): «Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати (статья 5, часть 1), свободой преподавания (статья 5, часть 3), свободой собраний (статья 8), свободой объединения (статья 9), тайной переписки, почтовых и телеграфных сообщений (статья 10), собственностью (статья 14) или правом убежища (статья 16-а) против свободного демократического строя, лишается этих основных прав. Лишение и его объем определяются Федеральным конституционным судом». Чаще всего, однако, подобные меры устанавливаются текущим уголовным законодательством, преимущественно как дополнительное наказание на определенный срок.

Наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность временного ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т. п.).

Гарантии прав и свобод

Они подразделяются на две большие категории: внутригосударственные и международно-правовые. Первые, в свою очередь, делятся на судебные и несудебные.

Внутригосударственными гарантиями служат прежде всего некоторые конституционные права как материально-правового, так и особенно процессуального характера. Сюда можно отнести такие права, как право петиций, включающее с необходимостью право жалобы, права, реализуемые в судебном и административном процессе, и др., равно как и некоторые общие принципы.

Главной институциональной гарантией является в демократическом государстве суд, независимый от любого другого государственного органа. Здесь прежде всего следует упомянуть право человека на рассмотрение его дела компетентным (с точки зрения предметной и территориальной подсудности) и беспристрастным судом, в необходимых случаях – судом присяжных, право на обжалование судебных решений, на обращение за защитой конституционных прав в высшие судебные инстанции вплоть до конституционной и международной юстиции, право на защиту и помощь адвоката и т. п.

Так, согласно ст. 24 итальянской Конституции все могут обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Право на защиту на любой стадии и в любой момент процесса ненарушимо. Неимущим соответствующими учреждениями обеспечивается возможность предъявлять иски и защищаться в любом суде. Законом определяются условия и способы исправления судебных ошибок. А часть первая ст. 25 устанавливает, что никто не будет изъят из подсудности тому судье, который предусмотрен законом (следовательно, не может быть перевезен для суда в другую местность или предан чрезвычайному суду и т. д.).

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получающий все более широкое распространение институт уполномоченного по правам человека (омбудсман, комиссар, посредник, народный защитник и т.п.).

Существенную гарантию прав и свобод образует возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, прежде всего помощью профессионального защитника (адвоката) в уголовном и административном процессе, как, впрочем, и в гражданском и в конституционном. Но это, разумеется, часть более широкого права – права на защиту.

Гарантией прав и свобод служит также ответственность за их нарушение. Прежде всего речь идет об ответственности властей и их должностных лиц. Обычно такая ответственность носит общий характер и предусматривается текущим законодательством.

Несколько слов следует сказать о международно-правовых гарантиях, хотя специально они изучаются в курсе международного публичного права.

До Второй мировой войны преобладало убеждение, что отношения между государством и человеком – внутреннее дело государства и должны регулироваться только внутригосударственным правом, хотя уже в прошлом веке принимались международные акты, направленные на защиту прав человека (запрещение работорговли, защита жертв военных конфликтов и др.). Тягчайшие преступления против человечества, совершенные фашистскими и другими тоталитарными режимами, окончательно убедили мировое общественное мнение в необходимости широкой международной защиты прав человека. Это нашло отражение в Уставе ООН 1945 года, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах о правах человека 1966 года и длинном ряде глобальных и региональных международных конвенций и рекомендаций, касающихся разных сторон этой проблемы.

Универсальная международная защита прав человека осуществляется в настоящее время в рамках Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, региональная – в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. Европейская система – наиболее совершенная. Она основывается на европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в 1950 году государствами – членами Совета Европы, и дополнительных протоколах к ней. Если лицо исчерпало все национальные правовые средства защиты своего права, охраняемого Конвенцией, оно может обратиться в европейский Суд по правам человека, который в случае установления факта нарушения права и тем самым Конвенции возлагает на виновное государство существенную материальную ответственность. Наша страна также является членом Совета Европы и участником Конвенции.

ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИИ

студент 4 курса, кафедра Государственное право и управление таможенной деятельностью ВлГУ, Владимир

канд. юридических наук, доцент ВлГУ, Владимир

Институт конституционных прав и свобод человека и гражданина – является относительно новым явлением для российской юридической системы, особенно если иметь в виду существования права в России вообще, права в его современном понимании. Многие авторы, на основании этого, приходят к выводу о том, что институт прав и свобод человека в том понимании, в котором он прописан в Конституции РФ, является ценностью в большей степени именно в западной культуре, в то время, как народы, населяющие Россию, никогда не считали индивидуальные права человека особой ценностью.

Конечно, Конституция РФ гарантирует полноту прав и свобод человека и гражданина, их неотъемлемость и недопустимость отмены. Данная гарантия складывается из конституционного признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения (ч. 2.ст.17 Конституции РФ). Помимо этого, так же в Конституции РФ прописан запрет на издание законов, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст. 55). Помимо прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, этот запрет также затрагивает международные источники, являющиеся частью российской правовой системы.

«Конституция РФ оперирует понятием «ограничение» права, но здесь есть и некоторые противоречия. Этим термином обозначаются и временные ограничения прав при некоторых конституционно-правовых режимах и законодательное ограничение прав вообще. При этом те права, которые некоторые исследователи называют абсолютными и которые не могут ограничиваться при чрезвычайном режиме (ст. 56 Конституции РФ), спокойно ограничиваются в «общем порядке» (ст. 55 Конституции РФ). Следует отметить, что естественно-правовой термин «абсолютный» для обозначения прав в качестве не подлежащих ограничению со стороны государства не находит подтверждения в законодательной практике РФ.» [1, 3]

В современной научной литературе все чаще появляются работы, где анализируются проблемы ограничения прав человека. Хотя, до 1993 года конституционная теория и конституционная практика не использовали такой институт, как ограничение прав человека. Он брал начало своего развития из гражданского или иного законодательства и находил применение в таких правах, как, например, административное, уголовное.

Большинство современных работ на данную тематику заключается в подходе к проблеме, что абсолютной свободы не существует и не может быть, поэтому существуют ее пределы. Нормы права в данном случае будут служить рамками (ограничениями) и составляют ограничение права, в том числе и прав человека, означающее, что формулирование статей Конституции формирует конституционные ограничения прав человека.

«Несмотря на то, что термин «ограничение», как указывает Б.С. Эбзеев, встречается в Конституции РФ в семи статьях (ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 133), в т.ч. шесть раз использован в пяти статьях (19, 23, 55, 56, 74, 79) именно как «ограничение прав и свобод граждан», его понимание и толкование юридической наукой неоднозначное»[2, 230].

Рассматривая проблему ограничения прав человека с точки зрения интерпретации правка как формы свободы, нужно понимать, что речь чаще всего идет не об ограничении свободы человека как содержание того или иного права, а об ограничении условий и границ реализации этой свободы в этой сфере общественной жизни. Как указывают некоторые авторы, «ограничивается не сама свобода как благо, предоставляемое тем или иным правом, а продолжительность, полнота и качество пользования ею». Эту точку зрения, от части, не стоит принимать как абсолютно достоверную, хотя, с позиции “высшей ценности” прав и свобод она вполне соответствует смыслу закрепления основ конституционного строя в особенности приоритета прав и свобод личности.

«Также в науке выделяют следующие способы ограничения прав. Они могут быть различными, в зависимости от целей и оснований. Это:

  • запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);
  • запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);
  • вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);
  • обязанность;
  • ответственность»[3, 33].

Согласно ст. 55 Конституции РФ, ограничение прав может быть допустимо, только если оно служит определенным целям, указанным в данной статье:

  1. защите основ конституционного строя;
  2. нравственности;
  3. здоровья;
  4. прав и законных интересов других лиц;
  5. обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Данный перечень публично-правовых ценностей, защита которых с точки зрения авторов конституционного текста оправдывает отдельные ограничения прав и свобод, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. «В международных правовых актах установлены почти аналогичные правила установления ограничений: «права не подлежат вмешательству со стороны властей, кроме случаев, установленных законом, и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности, для защиты прав и свобод других лиц»»[4, 107].

«Если говорить о способах и видах ограничения прав и свобод личности, то стоит рассмотреть классификацию профессора М.А. Краснова, которая, на наш взгляд, является достаточно интересной. В частности, он разделяет ограничения конституционных прав, правда, применительно к экономическим правам на пять групп:

  • 1) ограничения, направленные на ненарушимость прав других граждан при осуществлении своих прав, а также иные права, выступающие одновременно ограничителями поведения;
  • 2) ограничения прав, которыми выступают конституционные обязанности;
  • 3) «классические» ограничения
  • 4) конституционные нормы, не формулирующие сами ограничения, а указывающие на возможность их введения федеральным законом;
  • 5) ограничения, имеющие временный характер, устанавливаемые Президентом.

При всем при этом, М.А. Краснов выделяет пятую группу ограничений одновременно и как особый вид ограничений — ограничения реализации прав»[4, 90].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в институте прав и свобод человека и гражданина существует кризис. Это можно отследить как в теории, так и на практике. Это отражено в том, что данный конституционный институт не выполняет свою основную задачу – формирование действительного функционирования правового механизма, где права и свободы личности стали бы основной обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). В первую очередь, это связано с отсутствием современной теории ограничения прав и свобод человека и гражданина, отсутствия разработанности базовых правовых понятий, составляющих ее содержание, что в итоге сказывается на законодательстве о правах человека, на практику, на затруднение реализации института конституционных прав человека.

Список литературы:

  1. Краснов М.А. — Некоторые аспекты проблемы ограничения конституционных прав (на примере экономических прав) // Сравнительное конституционное обозрение. — 2013. — №1. – 90 с.
  2. Никитина Е.Е. – Свобода совести: теория и практика ограничения прав в Российской Федерации // Журнал российского права. – 2013. — №12. – 3 с.
  3. Новиков М.В. – Сущность конституционных ограничений правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. – 2009. — №1. – 33 с.
  4. Утяшев М.М. — К вопросу об ограничении прав человека // Правовая политика и правовая жизнь. — 2009. — № 1. – 107 с.
  5. Эбзеев Б.С. — Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации – М., — 2005. – 230 с.

Еще по теме:

  • Закон 114 статья 6 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 августа […]
  • Простая форма доверенности авто Образец доверенности на автомобиль в простой письменной форме На право управления автомобилем Санкт-Петербург, 14 декабря 2009 года Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: […]
  • Продам земельный участок 400 Земельные участки в Дедовске Всего 37 объявлений Всего 37 объявлений Продам земельный участок, 12 соток, 35 км за МКАД. 24 октября 381 Риелтор Пожаловаться Заметка […]
  • Оспорить свидетельство о праве на наследство по закону Как можно оспорить фактическое принятие наследства? Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как оспорить решение нотариуса, установившего факт принятия наследства для второго наследника по […]
  • Что делать если соседи мешают спать ребенку Соседи мешают делать ремонт Нам очень не повезло с соседями. Проживаем в панельном доме, соседи снизу постоянно остро реагируют на любой шум: однажды я уронила (случайно!)железную крышку […]