Лекция правонарушения среди подростков

Рубрики Публикации

Статья (9 класс) на тему:
Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из важнейших направлений в работе социального педагога школы.

Предварительный просмотр:

Профилактика правонарушений и преступлений среди подростков является одним из важнейших направлений в работе социального педагога школы. На сегодняшний день, мне кажется, профилактические беседы, показ видеофильмов, рейды в семьи – не являются теми эффективными средствами профилактики, которые были востребованы ранее. Подростки мало общаются вживую друг с другом. Постоянное общение через гаджиты, не всегда верная информация из интернета за ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений – не является действенным методом работы с несовершеннолетними. Поэтому наиболее эффективным средством профилактики, на мой взгляд, является вовлечение несовершеннолетних в активную досуговую деятельность. Современные подростки устают только учиться, им не хватает совместной досуговой занятости. Очень хорошо сплачивают коллективы совместные спортивные праздники, Дни здоровья, внеклассные тематические мероприятия.

Я работаю в школе ступеней. В нашей школе обучаются 1645 школьников. Это одна из крупнейших школ города. Я работаю в старшем звене. Это подростки 8-11 классов. В рамках работы по профилактике преступлений и правонарушений проводятся следующие мероприятия:

— встречи с представителями правоохранительных органов (лекции, беседы, совместные линейки);

— совместные профилактические операции и рейды «Внимание – дети!», «Подросток»;

-патронаж по месту жительства учащихся, состоящих на различных видах учета;

-проводится правовое просвещение среди родителей и педагогов (совместные родительские собрания, лекции, видеопоказы, заседания Совета профилактики);

-наглядная агитация, уголки, подготовка профилактических памяток;

— взаимодействие с КДН, органами опеки и попечительства;

— проведение совместных профилактических мероприятий для несовершеннолетних детей и подростков, как в школе, так и по микрорайону;

— спортивные праздники, акции, совместные рейдовые мероприятия;

— проведение совместных профилактических экскурсий;

Как показывает практика, подростки очень любят различные внеклассные общешкольные мероприятия, которые помогают им раскрыть свои таланты и возможности. В нашей школе раз в четверть проходят Дни здоровья, тематические вечера, посвященные различным памятным датам, встречи с интересными людьми.

Наибольшим интересом у школьников пользуются «Коммунарские сборы», которые, как правило, проходят в третьей четверти. Вечером с 21.00 до 06.00 утра, в ночь с субботы на воскресенье, дети и педагоги собираются в школе. Учащиеся 9-11 классов разбиваются по командам, каждая выбирает своего капитана, получает маршрутный лист и идет с ним по станциям. Различные станции, предполагают знания истории, химии, физики. Сообразительность, веселье и хорошее настроение тоже приветствуются. Станция спортивных танцев и многоборья пользуются особым интересом школьников. Станция кроссвордов просто находка для любителей разгадать загадки.

В конце мероприятия подводятся итоги, победители награждаются дипломами и заканчивается все мероприятие ночной дискотекой.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что чем больше подростки задействованы в школе во внеурочное время, тем проще направить их интересы и возможности в положительное русло. Проще вытолкнуть подростков на улицу – «Мол, ищите себя сами, развлекайтесь, как хотите!». А если дети и подростки под присмотром взрослых, их можно и нужно проконтролировать, раскрыть их таланты и возможно направить их кипучую энергию в мирное русло!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по предупреждению правонарушений и преступлений очень важна в детском доме, поэтому в своей воспитательной работе я большое внимание уделяла профилактике данной темы, проводя с воспитанниками.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей.

1. Организация совместной работы специалистов КДН и ЗП г. Талица с педагогическим коллективом отделения ПКРиС ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж.

план на 2016-2017г.

Выступление на заседании районной комиссии 17.05.2017.

Лекция на родительском собрании «Роль семьи в профилактике правонарушений среди подростков»

Родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений среди подростков»

Цель: повысить знания родителей по теме: «Роль семьи в профилактике правонарушений среди подростков»

Задачи: -пропаганда правовых знаний среди родителей; -профилактика правонарушений несовершеннолетних; — формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

Просмотр содержимого документа
«Лекция на родительском собрании «Роль семьи в профилактике правонарушений среди подростков»»

Лекция на родительском собрании

«Роль семьи в профилактике

правонарушений среди подростков»

Педагог-психолог А. Сагимбаева

КГУ «Средняя школа имени Р. Кошкарбаева с ДМЦ»

Родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений среди подростков»

Цель: повысить знания родителей по теме: «Роль семьи в профилактике правонарушений среди подростков»

Задачи:
-пропаганда правовых знаний среди родителей;
-профилактика правонарушений несовершеннолетних;
— формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

Оборудование: мультимедийная презентация, видео- ролик, памятки для родителей, анкеты

Свое выступление я хочу начать с одной очень древней, но очень актуальной притчи.

Разумное воспитание (Хинг-Ши)

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

В связи с возникающими проблемами у детей и даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Роль семьи равно велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения: (слайды)

— неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

— порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

— предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

— противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье.

Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей — потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека — заботливости, желания добра и блага во спасение, — она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

«Это может случиться с кем-то другим, но не со мной и моим ребенком» — говорят большинство родителей. Но правонарушения и преступления совершают не только дети из неблагополучных семей.

Какие ошибки совершают родители.

Представите, что вы дома. Звонок в дверь – И на пороге ваша подруга или друг. Как вы показываете, что этот человек вам дорог, что вы рады ему? Представили.

А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок, вот он приходит со школы, и вы показываете, что рады его видеть?

Представили? В чем разница?

Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства? Всегда ли мы правильно понимаем их чувства?

Давайте вспомним, как мы разговаривали и разговариваем с нашими детьми….в мало детском возрасте, в основном, был «повелительный наклон» и если детки не слушались, то угрожали. Или ребенок говорит…. а вы делаете вид, что вы его слышите или сделали вид, что участвуете в разговоре с ним, а теперь. Повелительный наклон вызывает у вашего ребенка агрессию, обиду и если вы только делаете вид, что слушаете, то ребенок уже понимает, что вы его не слышите.

Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать», «Некогда» т.д. т т.п. фразами, в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка.

При «активном слушанье» ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Если вы действительно будете стараться помнить об «активном слушанье», результат обязательно будет. Но он может стать заметным нескоро. Иногда проходят дни, недели, а иногда и месяцы, и даже год-два, прежде чем посеянные вами семена дадут всходы. Некоторым семенам надо побыть в земле дольше. Лишь бы вы не теряли надежду и продолжали рыхлить землю. Помните: процесс роста в семенах уже начался.

И если что-то ранее не удалось, то последствия могут стать необратимыми….

Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд. Прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.

Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.

Так же очень важен физический контакт ребенку.

Обнимайте вашего ребенка не менее восьми раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

А если, несмотря на все страдания, ничего не получается: он (она) по-прежнему ничего не хочет, ничего не делает, с нами воюет, да и мы не выдерживаем?

«Пожалуйста, наберитесь терпения!»

-Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?

-Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Многие родители не понимают как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют или трясут тяжелой отцовской рукой за холку. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.

Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития — двенадцать”.

В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?

Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам — младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является базовой потребностью. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.

Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанности к родителям, его воспоминания отчетливо нарисуют ему картинки родительской ласки и любви, пережитые им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.

Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.

Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ваш ребенок не сомневался в вашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.

Типичная трудность современных родителей – недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, а где ребенок. Если, ваш ребенок для вас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к своему ребенку.

Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.

Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

И многое другое, что подскажет интуиция и любовь к ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но, вполне преодолимы!

Так что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в «группу риска»?

Реальная возможность помочь ребенку, как говорят психологи – это следовать «Дорогой в четырнадцать шагов».

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Даже то, что ребенок совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он — закоренелый преступник. Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе

Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком

Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку

Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок — уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки

Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий.

Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком

Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь необходима и вам и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно

Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек

Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

Шаг 13. Установите разумные границы контроля

Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом — это не поможет, а только будет травмировать его.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему

Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с ребенком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.

Познавательная жизненная притча

Один очень известный психолог начал свой семинар по психологии, подняв вверх 500-рублевую купюру. В зале собралось около 200 человек. Психолог спросил, кто хочет получить купюру. Все, как по команде, подняли руки.
Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю, — продолжил психолог. Он скомкал купюру и затем спросил, хочет ли кто-нибудь все еще ее получить. И опять все подняли руки.
Тогда, — ответил он, — я делаю следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем он поднял купюру, купюра была мятая и грязная.
«Ну кому из вас она нужна в таком виде?» И все опять подняли руки.
Дорогие друзья, — сказал психолог, — только что вы получили ценный, наглядный урок. Несмотря на все то, что я проделал с купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности.
Она все еще купюра достоинствoм в 500 рублей.
В нашей жизни часто случается, что ребенок оказывается выброшенным из седла, растоптанным, лежащим на полу или в полном дерьме. Это реалии нашей жизни. В таких ситуациях он чувствует себя никчемными.
Но не важно, что случилось или случится, ОН НИКОГДА не потеряет своей ценности. Грязный или чистый, помятый или отутюженный — ОН всегда будет бесценен для всех тех, кто его любит. ЕГО ценность определяется не тем, что он делает или с кем он знаком, а тем — КАКОЙ ОН.
ОН — особенный и не забывайте это НИКОГДА!

ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»

Размер текста :

Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства

«Белгородский политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

по теме «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПОДРОСТОК»

преподаватель Н.А. Гроза

Классный час «Преступление и подросток»

Цель : Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся; обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних;объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Ход проведения классного часа

Кл.рук: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.)

Социальный педагог : К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Давайте свами вспомним некоторые понятия, в этом нам поможет инспектор ОДН.

Инспектор ОДН :

— Кто же считается подростком?

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток.Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека — совершенное преступление.

-Что называется преступлением?

Преступление -запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности .Групповыепреступления — совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него.Соучастие —групповое преступление, совершенное умышленно.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение -нарушение права, действующих законов, преступление .

-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

— Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение.

В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. УК РФ)

-Что такое ответственность?

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

— Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Инспектор ОДН : Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Кл.руководитель :Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

1. Порвал учебник(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Инспектор ОДН : Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

Социальный педагог: — А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

Инспектор ОДН. -А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

Кл.руководитель: — А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ .

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

  • совершение убийства;
  • умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
  • разбой, грабеж, кража, вымогательство;
  • угон и приведение в негодность транспорта;
  • вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
  • умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
  • хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
  • терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью .

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята.Надо быть патриотами. И тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее ее — сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества России всеми странами мира.

Звучит гимн в исполнении самих учащихся. Благодарим за внимание !

Еще по теме:

  • Рождение третьего ребенка ижевск За рождение третьего ребенка семьям Удмуртии планируют назначить ежемесячное пособие С 1 января 2018 года семьям при рождении третьего и последующего ребенка планируют выплачивать […]
  • Земельный участок многодетной семье в югре Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска Местное самоуправление Муниципальные услуги Торговая площадка Интернет-приемная Постановлением Правительства […]
  • Сокращенные рабочие дни 2018 украина Выходные дни - 2018 (Украина) Таблица. Выходные дни - 2018 в Украине - помесячно. Распечатать календарь с праздниками ( на любой месяц или на год): На следующий год: […]
  • Предоставление отпуска по беременности и родам согласно тк рф Гарантии и льготы беременным сотрудницам 3. Испытание при приеме на работу не устанавливают беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, а также лицам, не достигшим […]
  • Иноземцев юрист Иноземцев Илья юрист, магистр права (юриспруденции) Начал карьеру в 9 арбитражном апелляционном суде, работал в энергетике, IT-стартапах. Профессиональный интерес: спортивное право. В […]