Международные правовые договоры как источники земельного права

Рубрики Публикации

uristinfo.net

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнан­ные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяют­ся правила международного договора. Граждане РФ вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод чело­века, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ст. 69 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соот­ветствии с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права и международными договорами Россий­ской Федерации. Статья 79 Конституции РФ предоставляет право Российской Федерации участвовать в межгосударствен­ных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не вле­чет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Указанные выше конституционные принципы нашли отражение в законодательстве РФ. Так, в соответствии со ст. 4 действующего Земельного кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в ус­тановленном порядке, установлены иные правила, чем те, ко­торые предусмотрены Земельным кодексом, применяются правила международного договора. Аналогичная норма со­держится в ст. 82 Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об ох­ране окружающей среды».

Порядок заключения, выполнения и прекращения между­народных договоров регулируется Федеральным законом от 15.07.95 г. «О международных договорах Российской Федерации». Международные договоры являются источниками зе­мельного права и регулируют различные сферы земельных от­ношений.

1. В соответствии с международными договорами РФ опре­деляется государственная граница страны и, соответственно, территориальная сфера действия норм россий­ского права, в том числе земельного права. Так, Федеральным законом от 15.07.95 г. № 104-ФЗ рати­фицировано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской Го­сударственной границе на ее западной части, подписанное в г. Москве 03.09.94 г. и вступившее в силу 17.10.95 г., которое уточнило линию прохождения российско-китайской Государ­ственной границы. В соответствии с постановлением Прави­тельства РФ от 17.01.05 г. № 22, одобрен Договор между Рос­сийской Федерацией и Республикой Казахстан о Государст­венной границе и представлено предложение Президенту РФ о подписании данного договора.

2. На основании международных договоров и соглашений оп­ределяются также режимы использования природных ре­сурсов, в том числе и земель в пограничной зоне. К числу таких международно-правовых документов, отно­сится, например, Соглашение между Правительством Россий­ской Федерации и Правительством Китайской Народной Рес­публики о руководящих принципах совместного хозяйственно­го использования отдельных островов и прилегающих к ним ак­ваторий на пограничных реках (Пекин, 10 ноября 1997 г.).

25.04.96 г. в столице Китая — Пекине — было заключено Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Хан­ка», в соответствии со ст. 1 которого Стороны Соглашения соз­дают в приграничных районах России и Китая совместный заповедник «Озеро Ханка», территория которого представле­на водно-болотными экосистемами 1 .

Заповедник «Озеро Ханка» делится линией российско-китайской Государственной границы на две части — Государ­ственный природный заповедник «Ханкайский» в Примор­ском крае (территория России) и заповедник «Озеро Ханка» в провинции Хэйлунцзян (территория КНР). Стороны вправе в соответствии с законами своих государств изменять границы своей части заповедника и о каждом таком изменении должны информировать друг друга. Охрана, управление, научные ис­следования и мониторинг в отношении экосистем заповедни­ка «Озеро Ханка» должны проводиться в соответствии с на­стоящим Соглашением и действующим законодательством Сторон.

3. Международные договоры могут выступать основой и для установления режима охраны среды обитания объ­ектов животного и растительного мира, ограничения хо­зяйственной деятельности и использования земель на со­ответствующих территориях.

Примером такого многостороннего международного до­говора является Конвенция о водно-болотных угодьях, имею­щих международное значение, прежде всего в качестве место­обитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.). В Конвенции под водно-болотными угодьями понимаются рай­оны болот, фенов, торфяных угодий или водоемов — естествен­ных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров. Каждое государство-участник Конвенции опре­деляет подходящие водно-болотные угодья на своей террито­рии, которые включаются в Список водно-болотных угодий международного значения, и способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц посредством созда­ния природных резерватов 1 .

2.2.3. Федеральные законы

Законы как источники земельного права, представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации -Федеральным Собранием, состоящих из двух палат (Совет Фе­дерации и Государственная Дума). К числу федеральных зако­нов относятся Конституция РФ, федеральные конституцион­ные законы, предусмотренные Конституцией РФ, и иные фе­деральные законы, не имеющие значения конституционных.

Порядок принятия федеральных законодательных актов установлен Федеральным законом от 14.06.94 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Этот Закон предусматривает, что на территории РФ применяются только те федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, акты палат Фе­дерального Собрания, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной ре­дакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федераль­ного Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Феде­ральные конституционные законы, федеральные законы, ак­ты палат Федерального Собрания вступают в силу одновре­менно на всей территории РФ по истечении десяти дней по­сле дня их официального опубликования, если самими зако­нами или актами палат не установлен другой порядок вступ­ления их в силу.

Основополагающим законом является Земельный кодекс РФ от 25.10.01 г. № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.07.06 г. № 154-ФЗ), представляющий собой систематизированный свод норм пра­ва, регулирующих земельные отношения в нашей стране.

Следует подчеркнуть важность значения нового Земельного кодекса РФ (далее — ЗК), принятого Государственной Думой 28.09.01 г., одобренного Советом Федерации 10.10.01 г. и подпи­санного Президентом РФ 25.10.01 г. Необходимо отметить, что в ЗК значительное место занимают вопросы правового регу­лирования охраны земель и законодательно закреплено осу­ществление комплекса взаимосвязанных мер и мероприятий, призванных обеспечить рациональное использование, сохра­нение и восстановление земельных ресурсов в РФ.

Земельный кодекс РФ состоит из XVIII глав и 103 статей.

В I главе (ст. 1-11) закреплены принципы земельного зако­нодательства (рассмотрены в разделе 1.5), определены субъекты и объекты земельных отношений, состав Земельного фонда РФ. Необходимо отметить ст. 9-11 ЗК, в которых определены полно­мочия Российской Федерации, субъектов РФ, а также органов ме­стного самоуправления в области земельных отношений.

Глава II ЗК (ст. 12-14) определяет цели и содержание ох­раны земель, а также содержит специальные требования по использованию земель, подвергшихся радиоактивному и хи­мическому загрязнению. Как было отмечено на парламент­ских слушаниях, состоявшихся в Государственной Думе Фе­дерального Собрания РФ 22 апреля 2004 года на тему «О зако­нодательном обеспечении экологической безопасности при хранении и уничтожении пестицидов и агрохимикатов», за последние годы в таких субъектах РФ, как Иркутская, Курган­ская, Омская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Тамбов­ская области, Приморский и Краснодарский края на 30-60% обследованных территорий обнаружилось превышение пре­дельно допустимых концентраций (ПДК) остаточных коли­честв пестицидов в почве. Загрязнены пестицидами отдель­ные территории в Брянской, Московской, Оренбургской об­ластях и некоторых других субъектах РФ.

Глава III (ст. 15-19) ЗК закрепила систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Ко­декс разрешил проблему разграничения публичной собст­венности на землю. В нем предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, соб­ственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Урегулирован вопрос предоставления прав на землю иностранным гражданам, иностранным юридиче­ским лицам, а также лицам без гражданства — теперь они вправе (правда, за рядом ограничений) иметь в собственно­сти земельные участки на территории РФ.

В главе IV (ст. 20-24) ЗК установлены иные, помимо права собственности, права на землю: постоянное (бессрочное) поль­зование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, право ограниченного пользования чужим земель­ным участком (сервитут), аренда земельных участков и без­возмездное срочное пользование земельными участками. Очень важны с практической точки зрения нормы, отразив­шие особенности регулирования отношений по поводу арен­ды земли, а нормы, касающиеся частного и публичного зе­мельных сервитутов.

Глава V ЗК является самой объемной главой Кодекса (включает ст. 25-39) и посвящена возникновению прав на землю. Урегулированы вопросы перехода прав на земель­ный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение; определен порядок приватизации земельных участков, процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также для целей, не связан­ных со строительством, организации и проведения аукцио­нов и конкурсов по продаже земельных участков, находя­щихся в публичной собственности и ряд других вопросов. Особое значение имеет установление ограничений оборо-тоспособности земельных участков, обусловленных пуб­личными интересами (ст. 27 ЗК), а также особенностей куп­ли-продажи земельных участков (ст. 37 ЗК).

Глава VI Кодекса (ст. 40-43) определяет содержание прав и обязанностей собственников и иных правообладателей зе­мельных участков.

Достаточно подробно решены вопросы прекращения и ограничения прав на земельные участки (гл. VII ЗК, ст. 44-56), возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производ­ства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (гл. VIII ЗК, ст. 57-58), а также защиты прав на землю и рассмотрения земельных спо­ров (гл. IX ЗК, ст. 59-64).

Глава X Кодекса содержит общие положения о плате за землю и оценке земли. Использование земли в РФ признано платным, а в качестве форм платы за землю названы земель­ный налог и арендная плата.

Учитывая важность управления в области использования и охраны земель, ЗК закрепил основы проведения государственно­го мониторинга земель, землеустройства, Государственного зе­мельного кадастра (гл. XI, ст. 67-70) и земельного контроля (гл. XII, ст. 71-73).

В главе XIII определены формы юридической ответст­венности за правонарушения в области охраны и использова­ния земель: административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

Главы XIV-XVIII представляют собой особенную часть Земельного кодекса и посвящены описанию правовых режи­мов различных категорий земель. Особый упор делается на усиление правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения, что является актуальным в свете продолжаю­щейся деградации земель данной категории. Достаточно конкретно урегулирован правовой режим земель промыш­ленности и иного специального назначения, закреплены до­полнительные меры по охране земель особо охраняемых территорий и объектов и т.д.

Необходимо также отметить, что помимо Земельного кодекса в настоящее время действует Федеральный закон от 25.10.01 г. № 137-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.06.06 г. № 93-ФЗ) «О вве­дении в действие Земельного кодекса Российской Федера­ции», содержащий ряд важнейших положений в области ре­гулирования земельных отношений.

Кроме Земельного кодекса РФ, в данной сфере действует много других федеральных законов, регулирующие те или иные сферы земельных отношений.

Таков, например, Федеральный закон от 11.06.03 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятие которого явилось важнейшим шагом на пути совершенствования пра­вового регулирования отношений с участием крестьянских (фермерских) хозяйств, которых насчитывается в настоящее время около 265 тысяч. Закон содержит ряд специальных норм об организации крестьянских хозяйств, правовом режи­ме имущества и порядке деятельности хозяйства.

Важное и принципиальное значение для регулирования земельных отношений имел ныне утративший силу Закон РФ от 23.12.92 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в ча­стную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и данного хозяйства, садоводства и индивидуально­го жилищного строительства», расставивший все точки над «i» в вопросах права частной собственности и купли-продажи зе­мельных участков указанного целевого предназначения.

Правовые основы регулирования такой специфической области земельных отношений, как мелиорация земель, пол­номочия органов государственной власти и местного само­управления, права и обязанности граждан и юридических лиц в данной сфере установлены Федеральным законом от 10.01.96 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

Мелиорация земель, говорится в ст. 1 Закона, осуществ­ляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и по­вышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот не­используемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. В Законе также закреплены понятия различных типов и видов мелиорации, урегулированы вопросы права собственности на мелиоратив­ные системы и гидротехнические сооружения, определена система государственного управления в области мелиорации земель, а также решен ряд других вопросов.

Близким к предыдущему является Федеральный закон от 16.07.98 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспече­ния плодородия земель сельскохозяйственного назначения», которым определены полномочия органов государственной вла­сти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земель­ных участков, в области обеспечения плодородия данной ка­тегории земель.

Огромное значение для граждан имеет Федеральный закон от 15.04.98 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который подробно регу­лирует вопросы зонирования территорий и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков; закрепляет права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений; отражает особенности приватизации и оборота таких участков; определяет правила организации и застройки территории садоводческого, ого­роднического или дачного некоммерческого объединения. Заметим, что ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства является наиболее массовой сферой индивидуаль­ной деятельности граждан — в 1998 году в России почти 70 млн. граждан занималось данным видом деятельности 1 .

Источник земельного права — Градостроительный кодекс РФ от 29.12.04 г. № 190-ФЗ, детально регулирующий земель­ные отношения по поводу осуществления градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сель­ских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодек­се закреплены требования, предъявляемые к градостроитель­ной документации, к градостроительному планированию. Особое значение для определения правового режима земель поселений имеет территориальное зонирование. В кодексе определен правовой режим пригородных зон городов, урегу­лированы вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, которые непосредственно связаны с исполь­зованием земель.

Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государст­венном земельном кадастре» дал определение и сформулировал принципы ведения Государственного земельного кадастра, закрепил компетенцию органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению Государственного земельного кадастра; определил состав сведений Государственного земельного кадастра, фор­мы земельно-кадастровой документации, порядок ведения земельного кадастра и ряд других вопросов в данной области.

Правовые основы разграничения государственной собст­венности на землю на собственность РФ (федеральную собствен­ность), собственность субъектов РФ и собственность муниципаль­ных образований (муниципальную собственность) определены в Федеральном законе от 17.07.01 г. № 101-ФЗ «О разграничении государ­ственной собственности на землю» (утратил силу в связи с приняти­ем ФЗ от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ).

Федеральный закон от 18.06.01 г. № 78-ФЗ «О землеустрой­стве» устанавливает правовые основы проведения землеуст­роительных работ в целях обеспечения рационального ис­пользования земель и их охраны, создания благоприятной ок­ружающей среды и улучшения ландшафтов. В этом законе содержится правовое определение понятия «землеустройст­во», выделяются виды землеустройства, определяется порядок проведения землеустроительных действий.

Источником земельного права выступает Федеральный за­кон от 07.05.01 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного при­родопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», который устанавлива­ет правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни. Следует отметить, что в Российской Федерации насчитывается более 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые ведут кочевой, полукочевой или оседлый образ жизни. У них самобытная культура и особое мировоззрение. Генеральная Ассамблея Организации Объе­диненных наций объявила 1994-2004 годы Международным десятилетием коренных народов Мира, признавая тем самым их значение и роль в мировой цивилизации.

Вопросы реализации права собственности на земли сель­скохозяйственного назначения, правила и ограничения обо­рота земельных участков и долей в праве общей собственно­сти на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земель сельскохозяйст­венного назначения, находящихся в государственной или му­ниципальной собственности, регулируются Федеральным за­коном от 24.07.02 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохо­зяйственного назначения».

Общественные отношения, возникающие в связи с веде­нием гражданами личного подсобного хозяйства, регулиру­ются Федеральным законом от 07.07.03 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Важность данного закона подтверждает­ся тем фактом, что использование возможностей личных под­собных хозяйств для производства сельскохозяйственной про­дукции всегда рассматривалось нашим государством, включая советский период развития, как дополнительный источник удовлетворения потребностей граждан. В соответствии с дан­ным Законом, личное подсобное хозяйство представляет со­бой форму непредпринимательской деятельности по произ­водству и переработке сельскохозяйственной продукции и ве­дется гражданами в целях удовлетворения личных потребно­стей на земельном участке, предоставленном или приобре­тенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Одним из важнейших специальных источников земель­ного права является Федеральный закон от 21.12.04 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», который регулирует отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. В Законе определен со­став и порядок подготовки документов для перевода земель из одной категории в другую, приводится перечень причин от­каза для такого перевода, законодательно решен ряд других вопросов в данной области.

Помимо специальных федеральных законов, регули­рующих исключительно или в основном земельные отноше­ния, в настоящее время действуют федеральные законы, ко­торые являются общими источниками земельного права.

К ним, например, относится Федеральный закон от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющий порядок государст­венной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, а также ограничений (обремене­ний), то есть установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий за­прещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека и др.).

Общим источником земельного права является и дейст­вующий Налоговый кодекс РФ. В соответствии с Федеральным за­коном от 29.11.04 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вто­рую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», часть вторая Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ дополнена разделом X «Местные налоги» и Главой 31. «Земельный налог», содержащей нормы, регулирую­щие отношения по поводу платы за землю.

Среди источников земельного права особое значение имеет действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ). В гл. 17 части I Гражданского кодекса РФ от 30.11.94 г. № 51-ФЗ закреплены общие положения, касающие­ся режима земельных участков как объектов права собствен­ности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. ГК РФ пре­дусматривает также принципиальные положения относи­тельно регулирования различных сделок, в том числе с зе­мельными участками.

Наиболее важное значение для регулирования земель­ных отношений имеют следующие положения ГК РФ:

  1. признание земельных участков недвижимым имущест­вом (ст. 130);
  2. обязательность государственной регистрации права соб­ственности, иных вещных прав на землю, а также сделок с ней (ст. 131);
  3. определение объекта права частной собственности на землю (ст. 261);
  4. закрепление принципа целевого использования земель (ст. 260);
  5. закрепление права граждан на осуществление общего поль­зования землей, т.е. без каких-либо разрешений (ст. 262);
  6. закрепление права на застройку земельного участка (ст. 263);
  7. определение содержания правомочий собственников зе­мельных участков по владению, пользованию и распо­ряжению ими (ст. 260);
  8. закрепление вещных прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков (ст. 216);
  9. определение правил установления права ограниченного пользования чужим земельным участком — сервитута (ст. 279-282);
  10. регулирование вопросов изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 279-282 ГК).

Отдельно следует остановиться на роли природоохран­ных и природоресурсных федеральных законодательных ак­тов в регулировании земельных отношений. Строго говоря, источники земельного права одновременно выступают источ­никами природоресурсного права (поскольку земля является важнейшим природным ресурсом) и являются частью эколо­гического законодательства. Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды тесно связа­ны с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, регулирующие указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и, соответ­ственно, являются источниками земельного права 1 .

К числу таких актов относится, например, Лесной кодекс РФ (далее — ЛК РФ) от 04.12.2006 г. № 22-ФЗ, введенный в дей­ствие с 01.01.2007 г., в котором урегулированы вопросы ис­пользования и охраны земель лесного фонда. В ст. 5 ЛК РФ дано понятие леса как экологической системы или природно­го ресурса. Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной соб­ственности. Деление лесов по целевому назначению на за­щитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса преду­смотрено ст. 10 ЛК РФ. Глава 2 Лесного кодекса посвящена ис­пользования лесов, а глава 3 — их охране и защите.

Ряд земельно-правовых норм содержится в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах», Водном кодексе РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, Федеральном законе от 24.04.95 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и ряде других природоресурсных законов.

Источником земельного права выступает и Федеральный закон от 10.01.02 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», яв­ляющийся головным законодательным актом природоохран­ного (экологического) законодательства. Многие положения этого Закона в той или иной степени имеют значение с точки зрения правовой охраны земель. В целом содержание данного Закона прямо направлено на обеспечение сохранности земли как природного объекта и природного ресурса. Например, ст. 4 Закона прямо относит земли и почвы к числу объектов охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, унич­тожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Важную роль в регулировании отношений по охране зе­мель играет Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». В частности, в нем со­держатся санитарно-эпидемиологические требования к плани­ровке и застройке городских и сельских поселений (ст. 12), сани­тарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, т.е. нормы, непосредственно касающиеся использова­ния земель (ст. 21).

Следует отметить также Федеральный закон от 19.07.97 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохими-катами», который детально регулирует порядок применения пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Земельно-правовые нормы содержатся и в других законо­дательных актах РФ.

Источники земельного права

Под источником права понимается закрепление общеобязательных правовых норм в следующих формах: нормативный правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор. Основную роль в регулировании земельных отношений играет нормативный правовой акт, изданный уполномоченным органом публичной власти, содержащий нормы земельного права, действующие на определенной территории (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования), и адресованный указанному в нем кругу лиц. Земельное законодательство, понимаемое нами в данном случае в широком смысле как совокупность законов и подзаконных актов, может быть классифицировано по нескольким основаниям.

По критерию вида регулируемых отношений можно различать законодательство о собственности на землю, платности использования земли, об ответственности за земельные правонарушения и т.д. Его анализ показывает межотраслевую природу многих земельно-правовых институтов, включающих нормы различной отраслевой принадлежности.

По критерию уровня можно различать Конституцию РФ, международные договоры, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

Конституционные нормы имеют важное значение для установления на отраслевом уровне конкретных прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Следует выделить ст. 9, 36, 42, 58 и 72 Конституции РФ, непосредственно посвященные вопросам использования земель и их охране как составной и неотъемлемой части окружающей среды. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

В числе федеральных земельных законов главное место принадлежит ЗК РФ, который содержит ряд правовых гарантий получения земельного участка в собственность, в том числе для строительства, гражданами и юридическими лицами, установив необходимые процедуры такого предоставления; решает вопрос об основаниях и порядке изъятия путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд; определяет особенности охраны земель, меры земельно-правовой ответственности и т.д.

Наряду с ЗК РФ земельные отношения регулируют как собственно «земельные» законы, так и законодательные акты иной отраслевой принадлежности. В числе первых следует назвать Закон о переводе земель из одной категории в другую, Закон о землеустройстве, Закон об обороте земель и др. Во второй группе мы выделяем ГК РФ, ГрК РФ, НК РФ, Закон об охране окружающей среды, Закон о местном самоуправлении, ЛК РФ, ВК РФ и т.д.

Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие земельные отношения, не противоречащие только ЗК РФ и иным федеральным законам. Данный вывод прямо вытекает из ст. 76 Конституции РФ и означает, что в случае противоречия закона субъекта РФ по земельному вопросу указу Президента РФ, постановлению Правительства РФ или акту федерального органа исполнительной власти большей юридической силой будет обладать закон субъекта РФ. Земельные законы субъектов РФ могут быть приняты как по вопросам, прямо указанным в ЗК РФ, так и в порядке «опережающего нормотворчества» в случае обнаружения пробела в земельном законодательстве. В последнем случае такие законы действуют вплоть до принятия соответствующего федерального закона, с которым и приводятся в соответствие. До принятия ЗК РФ в условиях наличия пробелов и противоречивости федерального регулирования земельных отношений именно этим актам принадлежало главное место в регулировании земельных отношений.

Указы и распоряжения Президента РФ могут быть приняты по любым вопросам (кроме случаев, когда ЗК РФ предусматривает принятие федерального закона) и не должны противоречить ЗК РФ и федеральным законам. Некоторые такие вопросы прямо указаны в тексте ЗК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ Президент РФ определяет перечень приграничных территорий, в пределах которых земельные участки иностранным гражданам и юридическим лицам, лицам без гражданства в собственность не предоставляются.

Акты Правительства РФ, регулирующие земельные отношения, могут приниматься лишь в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ. Следовательно, если вышеупомянутые нормативные правовые акты не содержат прямых отсылок к актам правительства, то таковые и не принимаются. Например, ЗК РФ прямо определяет полномочия Правительства РФ в части перевода земель из одной категории в другую (ст. 8), принятия ряда мер в сфере охраны земель (ст. 13-14), порядка проведения торгов (ст. 38) и т.д.

Нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств как источники земельного права вообще не упоминаются в ЗК РФ. Примечательно, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления прямо уполномочены принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права (ст. 2 ЗК РФ), в то время как, например, Министерству экономического развития РФ либо иному федеральному органу исполнительной власти такие полномочия не предоставлены.

Органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, в пределах своих полномочий. Такие акты могут устанавливать публичные сервитута; порядок проведения муниципального земельного контроля; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Однако главное значение нормотворчества органов местного самоуправления состоит в том, что именно муниципальными правовыми актами — правилами землепользования и застройки — определяется правовой режим конкретных земельных участков на территории муниципального образования посредством установления для каждой территориальной зоны градостроительных.

В числе источников земельного права можно выделить постановления и руководящие разъяснения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Хотя официально правовая доктрина не признает данные акты источниками права, признание Конституционным Судом РФ нормы закона не соответствующей Конституции влечет прекращение ее действия, что может рассматриваться как акт «отрицательного» нормотворчества. Существует несколько таких постановлений Конституционного Суда РФ, имеющих важнейшее значение для понимания сложившейся системы применения норм земельного права. Не меньшее значение имеют руководящие разъяснения Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, обязательных для учета при рассмотрении дел соответствующими звеньями судебной системы.

Недостаточно исследованным, по все же объективно существующим источником земельного права является правовой обычай. Ключевой особенностью правовых обычаев является то, что они прямо не устанавливаются нормами права (в этом случае они теряют свойство правового обычая), однако нормы права могут отсылать к ним. Наиболее разработан правовой обычай в гражданском праве (обычаи делового оборота). В земельном праве можно выделить следующие правовые обычаи:

а) согласно подп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

б) согласно ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Следовательно, при наличии спора о порядке пользования земельным участком (например, между сособственниками), такой спор может разрешаться исходя из местных условий и обычаев;

в) свойством правового обычая обладает возведение заборов по периметру земельного участка. Так, ЗК РФ и иные федеральные законы и подзаконные акты не упоминают именно такого варианта осуществления собственником своего правомочия владения и ограничения доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения задач индивидуализации земельного участка вполне достаточно определения его площади и составления межевого плана. Следовательно, постройка забора (который, иногда будучи выстроенным из кирпича, приобретает все признаки недвижимости), есть еще один пример правового обычая;

г) большую роль правовой обычай играет в пределах отдельно взятых национальных и национально-религиозных общностей. В данном случае наиболее ярким примером являются коренные и малочисленные народы. Например, согласно ст. 13 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных пародов в соответствии с законодательством РФ, а также обычаями малочисленных народов.

Таким образом, правовой обычай в земельных отношениях может либо прямо упоминаться в качестве такового, либо (что не противоречит законодательству и научной доктрине) существовать без прямой отсылки закона. При этом ранее (по ЗК РСФСР 1922 г.) правовой обычай в ограниченном виде уже был зафиксирован в качестве источника земельного права. На наш взгляд, существует необходимость дополнения ЗК РФ нормой, упоминающей правовой обычай как источник земельного права.

Международные правовые договоры как источники земельного права

Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования.

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник.

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права.

Международный договор Российской Федерации как источник земельного права

Общая характеристика. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным правом. Этот принцип подтвержден и в земельном законодательстве нашей страны. В ст. 127 ЗК РСФСР предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве РФ, то применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Значение международного договора как источника земельного права. Международные договоры являются источниками земельного права и регулируют различные сферы земельных отношений.

На основании международных договоров РФ определяется линия Государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального права, в том числе земельного права. Так, в целях уточнения и определения прохождения линии российско-китайской Государственной границы, на ее западной части 3 сентября 1994 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской Государственной границе на ее западной части.

В других случаях на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе и земель в пограничной зоне. Например, в Договоре между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики о режиме советско-финляндской Государственной границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов предусмотрен раздел III «Лесное хозяйство, рыболовство, охота и горное дело». Аналогичные вопросы регулирует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках.

25 апреля 1996 г. в г. Пекине было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка». Статья 1 Соглашения предусматривает, что Стороны создают в приграничных районах России и Китая совместный заповедник «Озеро Ханка», территория которого представлена водно-болотными экосистемами. Заповедник «Озеро Ханка» делится линией российско-китайской Государственной границы на две части — Государственный природный заповедник «Ханкайский» в Приморском крае и заповедник «Озеро Ханка» в провинции Хэйлунцзян. Стороны могут в соответствии с законами своих государств изменять границы своей части заповедника. О каждом таком изменении Стороны должны информировать друг друга. Охрана, управление, научные исследования и мониторинг в отношении экосистем заповедника «Озеро Ханка» должны проводиться в соответствии с настоящим Соглашением и действующим законодательством Сторон. В этом случае международный договор явился основанием изменения правового режима земель — установления режима земель заповедника.

Еще по теме:

  • Как начислить таможенный ндс Как начислить НДС при импорте Ольга Цибизова заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина России В этом решении: Уплата НДС на таможне Освобождение от […]
  • Ст 137 ук рф врачебная тайна Какова ответственность за нарушение врачебной тайны? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. К сведениям, […]
  • Исковое заявление по возврату долга по расписке Исковое заявление по возврату долга по расписке В Куйбышевский районный суд г. Омска Истец: Б., проживающий: Омская область, г. . . Ответчик: И., проживающий: г. Омск, ул. […]
  • 2012 запись об увольнении Увольнение: П. 3 ст. 77 или ст. 80 ТК РФ? Просим разъяснить, на какую статью ТК РФ следует ссылать­ся при увольнении работника по собственному желанию - п. 3 ст. 77 или ст. 80 ТК РФ? […]
  • Фз статья 29 часть 1 Конституция РФ 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. […]