Нормы права понятие признаки функции и источники права

Рубрики Новости

Право: понятие, признаки, функции, источники. Нормативно-правовой акт

Право – система установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

  • нормативность (право – система норм);
  • общеобязательность;
  • определенность (ясность, четкость);
  • формализованность (нормы права принимаются в соответствии с определенной процедурой и зафиксированы в официальных документах);
  • системность (целостная, структурированная система норм);
  • властный характер (устанавливается государством и обеспечивается его принудительной силой).

Функции права – направления правового воздействия на общественные отношения:

  1. общесоциальные функции:
    • экономическая – регулирование экономических отношений;
    • политическая – регулирование политических отношений;
    • воспитательная;
    • коммутативная – поддерживает связи между объектами и субъектами государственного управления;
    • экологическая и др.;
  2. специально-юридические функции:
    • регулятивно-статистическая – воздействие на общественные отношения путем закрепления регулирующих их норм в соответствующих правовых инстатутах (право собственности, авторское право и т. д.);
    • регулятивно-динамическая – непосредственное воздействие права на регулируемые им общественные отношения;
    • охранительная – охрана общественных отношений путем применения специальных охранительных норм;
    • оценочная – право выступает критерием правомерности или неправомерности поступков.

Источники права – официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм. Виды источников норм права:

  • нормативно-правовые акты;
  • нормативные договоры;
  • правовые обычаи;
  • правовые (судебные)прецеденты.

Нормативно-правовой акт – официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом, который содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо оттого, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом. В отличие от нормативно-правового акта индивидуально-правовой акт содержит конкретные предписания персонально определенному субъекту, рассчитанные на однократное (разовое) применение.

17. Право: понятие, признаки, сущность и функции

Право — это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, исходящих от государства, охраняемых им и регулирующих общественные отношения. Признаки нрава (в рамках нормативизма):

2. Исходит от государства: нормы право создаются компетентными государственными органами — парламент издает законы, органы исполнительной власти — подзаконные акты.

3. Охраняется силой государственного легализованного принуждения — за правонарушением следует юридическая ответственность.

4. Общеобязательность — нормы права имеют общий характер, то есть они неперсонифицированы и действуют по отношению к неопределенному кругу лиц, независимо от того, желает лицо им подчиниться или нет, знаком он с ними или нет.

5. Формальная определенность — право имеет четкую форму (нормативно-правовой акт, прецедент, обычай, доктрина, нормативный договор или религиозный текст).

6. Право является государственным регулятором общественных отношений.

Выделяется объективное право — право, созданное государством и имеющее определенную форму (российское право), и субъективное право — возможность субъекта права действовать в своем интересе в рамках, предусмотренных объективным правом (право на жизнь). Сущность права может быть классовой и общесоциальной:

1. Классовая сущность права проявляется в том, что экономически господствующий класс возводит свою волю в закон и регулирует общественные отношения в своих интересах.

Классовая сущность присутствует в праве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств (имущественные цензы для выборных лиц, различные правовые статусы представителей различных классов: лишение политических прав и т.п.)

2. Общесоциальная сущность права выражается в том, что право служит интересам всех людей, обеспечивает упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Функции права — это направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие сущность права и его назначение в обществе. Функции права отличаются постоянством, долговременностью существования, хотя некоторые из них динамичны, постоянно развиваются и изменяются.

Виды функций права:

1. По месту в системе правового регулирования: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и норм права.

2. Виды общеправовых функций права:

— регулятивная: оказывает правовое воздействие на типичные общественные отношения:

* регулятивно-ститическая: установление долговременных статусов субъектов права, придает праву стабильность;

* регулятивно-динамическая: позволяет прогнозировать изменяющееся поведение субъектов права;

— охранительная: правовое воздействие, направленное на охрану общезначимых отношений и вытеснение отношений, чуждых обществу и государству;

— экономическая — осуществление правового воздействия на экономическую сферу общественной жизни;

— политическая — правовое воздействие на политическую сферу;

— воспитательная — правовое воздействие на духовную сферу общественной жизни, формирование правосознания и правовой культуры;

— оценочная — оценка поведения субъектов права с точки зрения соответствия правовым предписаниям.

Таким образом, право имеет особые признаки, сущность и функции, что отличает его от иных социальных норм.

Право. Понятие и признаки права.

Понятие права.

Понятие права в обществознании, возможно, не самый увлекательный предмет, но, однозначно, один из самых главных продуктов общественного развития.

Право – это система регулирования общественных отношений. Без этой системы государство было бы невозможно как таковое. Это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе. Система права состоит из источников права и норм права.

Наиболее распространенные современные признаки права:

  • нормативность (создание правил и законов);
  • общеобязательность (распространяется на всех без исключения);
  • гарантированность (государство является гарантом исполнения права);
  • интеллектуально-волевой характер (выражает осознанную волю людей);
  • формальность (выражено в определенной официальной форме);
  • системность (упорядоченность и внутренняя согласованность).

Норма права.

Норма права, или правовая норма, — это общеобязательное правило поведения, которое отражает уровень прав и свобод человека. Норма права – это один из элементов системы права. Самый простой пример правовой нормы – это любой закон.

Структура нормы права:

  1. Гипотеза. Отражает условие и адресата нормы.
  2. Диспозиция. Элемент, отражающий правило поведения.
  3. Санкция. Меры юридической ответственности при правонарушении.

Если гражданин (гипотеза) ограбит банк (диспозиция), то сядет в тюрьму (санкция).

Норма права не имеет личностный характер, она направлена на всех людей либо на какую-то конкретную группу людей (пенсионеры, студенты), также она рассчитана на неоднократное применение.

Источники права.

Источник права – также элемент системы права. Он представляет из себя то, в каком виде выражается норма права, ее внешняя форма:

  • нормативно-правовой акт (законы, указы, подзаконные акты и т.д.);
  • нормативный договор (соглашение – международное или в рамках одного государства);
  • правовая доктрина (научные работы по исследованию и трактовые права);
  • правовой обычай (традиционные, исторически сложившиеся правовые нормы; в наше время встречаются, как правило, в гражданском праве);
  • судебный прецедент (имеет силу источника права в некоторых странах, например, США и Великобритания; основан на решениях, вынесенных по аналогичному делу ранее, таким образом это решение имеет правовую силу).

Правовые нормы имеют исторически сложившиеся связи с моральными нормами. Это соотношение мы рассмотрим в следующей главе.

Понятие и признаки права

Понятие права

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления, напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Признаки права

Рассмотрим основные признаки права.

Нормативность

По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, опредедяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

Волевой характер

История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирую- щсм значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

Формальная определенность

Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

Общеобязательность

Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

Системность и иерархичность строения

Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право в целом представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловленную систему расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.

Регулирующее воздействие права

Оно осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью летально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

Установление и обеспечение права государством

Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Доминирующая роль государства вовсе не означает подчиненность права государству или несовместимость его содержания с естественными правами и свободами личности. Решающая роль государства проявляется не только в правотворчестве и в правоприменении, но и в различных формах обеспечения реализации права. Обычно в юридической литературе отмечается, что специфическим признаком права является его обеспеченность государственным принуждением. Действительно, этим свойством право отличается от иных социальных регуляторов.

Однако было бы неверным связывать обеспечение права только с государственным принуждением. Его абсолютизация принижает значимость права как меры свободы человека, способного в рамках общественно необходимых границ и ориентиров инициативно преобразовывать окружающую действительность, создавая материальные, духовные и социальные ценности. Ведь основное назначение права состоит в предупреждении и преодолении критических состояний на основе справедливой, на началах равенства, организации общественной жизни. Принуждение используется лишь в крайнем случае. Прежде всего, оно обеспечивается комплексом организационных, экономических, информационных, воспитательных и иных мер, способствующих должной реализации правовых предписаний в жизнь. Никаким принуждением не добьешься реализации правового акта, если не выделены необходимые материальные средства.

Кроме внешних, необходимо выделить внутренние факторы, обеспечивающие реализацию правовых установлений (самообеспечение нрава). К ним относятся различного рода правовые стимулирующие средства (поощрения, рекомендации и т. д.). Устанавливая их, государство оценивает определенное поведение как наиболее благоприятное не только для личности, но и для государства. Такое психологическое воздействие со стороны права сказывается на потребностях, интересах, мотивах и установках человека, меняется ценностная ориентация личности. Кроме того, внутреннее стимулирование определенной деятельности дополняется внешней поддержкой со стороны заинтересованных сообществ. Для адресатов законодательно закрепляются определенные льготы внешнего характера.

Таким образом, право можно определить как систему общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных и общественных интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

Право в конечном счете есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование социальных связей.

Понятие и признаки права

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тог далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновение государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:

  • необходимостью установления стабильности и единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;
  • необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;
  • необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Праву присущи следующие специфические признаки.

1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными. Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) государственной власти, от которой в основном и исходят нормы права. Однако степень обязательности норм права может быть разной, что зависит от круга их адресатов. Так, норма, устанавливающая налог на доходы физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы корпоративные действуют в отношении работников и акционеров данной корпорации и обязательны только для них.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Иной раз правовые предписания реализуются лишь потому, что за ними стоит государство, которое может в любой момент применить санкции за нарушение правовых норм. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентивных, восстановительных, воспитательных и других мер государственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

Обеспеченность норм права государственным принуждением — это главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Рассмотрим соотношение права и закона (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение права и закона

«Право» и «закон» — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:

  • закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;
  • помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.

Право понятие, признаки, функции

Главная > Задача >Государство и право

Министерство сельского хозяйства РФ

Новосибирский государственный аграрный университет

Кафедра Государственно-правового обеспечения управления

по дисциплине «Правоведение»

Тема: Право: понятие, признаки, функции

Замараева В. Старший преп.

1 курс, 814 группа Салова А.И.

3.Основные характеристики права………………………………..7

6. Классификация принципов права………………………………12

Актуальность данной темы заключается в том, что мы живем в правовом государстве и нам просто необходимо знать, что такое право, какие функции оно выполняет.

Целью работы является исследование функций права, его признаков, основных характеристик права.

Задачами работы являются:

Рассмотреть типы понимания права

Выяснить, что значит право

Рассмотреть признаки и источники права

Типы понимания права

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Существует бесконечное число определений права, но ни одно из них не стало общепризнанным, господствующим.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание сущности права. Основные типы понимания права разделяются на три вида: естественно-правовые, позитивистские и социологические.

Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Право-естественное — это результат развития гражданского общества. Естественные права существуют, как таковые, независимо от того, закреплены они в каких-либо источниках или нет. Эти права являются прирожденными. В некоторой степени они обусловлены экономическими, духовными или иными условиями, оно, по сути, является прирожденным и, следовательно, оно непоколебимо, независимо, абсолютно. Естественные права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности — право на жизнь, на безопасное существование, свободное передвижение личности. Право-это возведенная в закон справедливость.

Позитивистскому пониманию права соответствует определение права, как системы норм, принятых или санкционированных государством. Это государственный позитивизм. Кроме государства источником права в позитивизме может быть Бог, всеобщий разум и другие силы. Позитивизм выводит формулу « закон есть закон» не зависимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании и справедливости. «Закон справедлив всегда» — это аксиома для позитивистов.

Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создаёт право, а лишь открывает его. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Его источником выступают противоборствующие интересы людей. Право создается применительно к конкретным ситуациям путем прецедентов. А так как суд ближе к жизни людей, то он, анализируя сталкивающиеся интересы людей, оценивает их и создает право. А законодатель лишь этому праву может придать свою силу.

Право представляет собой определенный вид социальных норм, то есть правил поведения. Кроме права в обществе существуют и другие социальные нормы, такие, как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правило хорошего тона, нормы общественной организации. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.

Сущность права состоит в том , что его нормы устанавливаются или санкционируются, то есть утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны с государством.

Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения.

Право также как и государство является продуктом общественного развития.

Основные характеристики права

1) Характер права обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными условиями жизни общества.

Так в условиях рыночной экономики право регулирует отношения собственности на основе рыночных экономических законов. Оно устанавливает равноправие всех форм собственности, разрешает частное предпринимательство, конкуренцию, свободное установление цен на основе спроса и предложения.

В условиях абсолютной монархии право закрепляет наследственную монархическую форму правления в государстве, полновластие царствующего монарха и бесправие подданных.

В демократических государствах право, наоборот, определяет широкие права и свободы граждан, в том числе право на формирование государственных органов путем свободных выборов, разрешает многопартийность и т.д.

2)право регулирует наиболее важные, главные общественные отношения, а именно: государственное устройство, порядок формирования и деятельности основных государственных органов, характер их взаимодействия. Право также запрещает под угрозой наказания наиболее опасные и вредные для общества действия и поступки

3)Право выражает волю и закрепляет интересы господствующего слоя, клана, элиты, которым принадлежит государственная власть. В современных демократических государствах выражается воля большинства граждан, и сочетаются интересы различных слоев, классов, групп общества.

4)право представляет собой единую систематизированную и взаимосвязанную совокупность правовых норм.

Еще по теме:

  • Покушение на мошенничество лет Покушение на мошенничество: статьи УК РФ, стадии и меры наказания Мошенничество – преступное деяние, направленное на завладение чужим имуществом или правами на него посредством обмана. […]
  • Сделка считается ничтожной гк рф Ничтожные сделки: понятие, виды, последствия Ничтожной называется сделка, которая является изначально недействительной в силу закона, независимо от наличия судебного признания ее […]
  • Земельная кадастровая палата иркутской области официальный сайт Публичная кадастровая карта Иркутской области на 21.11.2018 Объект по этим данным не найден На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные […]
  • Раздел добрачного имущества между супругами Коллегия адвокатов "Правовая Защита" Главная Статьи Раздел имущества супругов. Раздел имущества при разводе. Раздел имущества между супругами. Раздел имущества супругов. Раздел […]
  • Статья коап о жалобе Статья коап о жалобе Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]