Новый закон о полиции в украине

Рубрики Публикации

Новый закон о полиции: Что о нем должен знать обычный гражданин

Новый закон о полиции: Что о нем должен знать обычный гражданин

7 ноября вступает в силу закон «О национальной полиции». Он не повторяет слово в слово теряющий силу закон «О милиции». Правила общения обычного человека и правоохранителя меняются. MIGnews рассмотрел права и обязанности полицейских и обычных граждан в тех ситуациях, в которых может оказаться каждый.

Вам обязаны помочь

Вам необходима помощь полицейского, потому, что вы от чего-то или кого-то пострадали. Вы обращаетесь в полицию по номеру 102. Полиция обязана вам помочь в режиме 24/7, поскольку в законе указано:

  • Полиция выполняет свои задачи круглосуточно и беспрерывно (ст. 12). В любое время дня и ночи, в том числе после окончания рабочего дня, в выходной или праздничный день, гражданин может обратиться за помощью к полиции или полицейскому, и ему не имеют права отказать или отложить рассмотрение дела, связанного с нарушением прав и свобод человека или юрлица, интересов общества и государства. В законе «О милиции» формулировка иная. Там указано, что правоохранитель обязан отреагировать на заявление или сообщение в том случае, если правонарушение грозит личной или общественной безопасности.
  • Полицейский должен представиться (ст. 18, пункт 3) не только в том случае, когда он обращается к вам, но и когда вы обращаетесь к нему. Он должен назвать фамилию, должность и специальное звание. Если попросите, то должен показать (но не давать в руки) служебное удостоверение.
  • Полицейский обязан уважать и не нарушать права и свободы человека (ст. 18), предоставлять скорую, медицинскую и домедицинскую помощь пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев. Для сравнения, в законе «О милиции» честь гражданина должна уважать милиция в целом, а не отдельный милиционер. Что же касается медпомощи, то милиционер ее предоставлять не обязан, а должен предпринять меры, чтобы вы ее получили.

Вас могут проверить

Любой самый честный человек может оказаться на местах преступления, задержания преступника, массовых протестов. Поскольку в каждом из таких случаев есть угрозы общественной безопасности и порядку, у полицейского есть право использовать превентивные полицейские меры. Но перед этим он должен представиться (это обязательство распространяется на все случаи обращения к гражданам) и сообщить о причинах, по которым ту или иную меру к применяит со ссылками на нормативно-правовые акты (статья 31, пункт 2).

Если вы попали в переделку, но все перечисленное полицейский выполнил, он вправе применить к законопослушному гражданину следующие превентивные меры:

  • Проверить документы. Это право есть, если вы похожи на разыскиваемого преступника или ваш автомобиль похож на угнанный, вы находитесь не территории специального полицейского контроля, спецтерритории или на месте преступления, а также у полицейского есть достаточно оснований считать, что вы — человек опасный.
  • Опросить. Опрашивать вас могут в том случае, если есть основания считать, что вы чем-то можете помочь полицейскому производству. Перед этим полицейский должен объяснить цель опроса. Несовершеннолетних опрашивают в присутствии родителей (одного из них), законного представителя или педагога. Для опроса вас могут пригласить в полицейский участок. От опроса вы можете отказаться.
  • Осуществить поверхностную проверку и осмотр. В этом случае полицейский может провести по одежде рукой (но только если он одного с вами пола) или спецсредством.
  • Остановить транспортное средство. Это возможно, если вы нарушили ПДД, авто имеет признаки неисправности, нужна ваша помощь, есть информация, что водитель, пассажиры или ваше авто причастны к правонарушению, крепление груза создает опасность для других.
  • Потребовать покинуть место и ограничить доступ к определенной территории. Это необходимо, если в данном месте совершено преступление, идет задержание преступника.
  • Зайти в жилье или другую собственность. Такое возможно только в трех случаях: необходимо спасти жизнь человека или ценное имущество, во время преследования преступника, для того, чтобы прекратить преступление.
  • Провести автофиксацию. Технические средства могут быть как на униформе полицейского, так и на полицейском авто. О том, что полицейский ведет запись, вы должны быть проинформированы соответствующей записью.
  • Осуществить полицейское попечительство. Эта мера воздействия касается потерявшихся несовершеннолетних (до 16 лет), психически больных (если их подозревают в побеге из психиатрической больницы), людей с выраженными психическими расстройствами, пьяных. Полицейский должен попытаться доступным языком объяснить основание для попечительства, составить протокол. Несовершеннолетних передают родителям или опекунам. Неадекватных и психически больных отправляют в медучреждения, пьяных отправляют либо в больницу, либо домой.

Вас могут и побить

Действия полицейских по отношению к законопослушному гражданину могут быть жесткими — с применением физической силы или спецсредств (статьи 44 и 45). Это возможно в таких ситуациях:

  • Если у полицейского есть основания подозревать вас в совершении тяжкого преступления (допустим, вы оказались на месте убийства, возле трупа, а преступник бежал, или похожи на преступника, который находится в розыске за убийство), он сообщает об этом, требует сохранять дистанцию и предупреждает, что в противном случае будет стрелять. Вы не должны двигаться и пытаться подойти к полицейскому. Попытаетесь это сделать — он имеет право открыть огонь.
  • Если вы попали в драку, в пылу разборок не вняли предупреждениям полицейского (а он обязан сообщить, что нарушение порядка необходимо прекратить), правоохранитель может применить физическую силу (навыки рукопашного боя).
  • Если вы оказались на месте уголовного преступления и, при появлении полицейского, пытаетесь бежать, вас могут скрутить и заковать в наручники (к слову, держать вас в наручниках дольше двух часов законом запрещено).
  • Если вы оказались в эпицентре массовых беспорядков, полиция может применять резиновые и пластиковые дубинки, средства селозоточивого и раздаражающего действия. Если вам станет плохо, то полицейский обязан оказать медпомощь. О применении силы должен подать рапорт начальству. Кроме того, полицейским запрещено применять спецсредства по отношению к беременным женщинам, детям, людям с ограниченными возможностями и старикам, если они не участвуют в вооруженном или групповом нападении, в том числе на полицейского.
  • Если ваши действия за рулем автомобиля могут угрожать жизни и здоровью людей и вы не останавливаетесь по требованию полицейского (может вы не услышали, у машины отказали тормоза), полиция может применить средства принудительной остановки.

Новый закон о полиции: плюсы и минусы

В Украине вступил в силу закон «О Национальной полиции», принятый 2 июля этого года. Он стал огромным прогрессом на пути к реформированию правоохранительных органов. Но требует определенной доработки. О чем – позже.

Деполитизация полиции

Сперва отметим, что на днях Кабмином было принято решение о создании национальной полиции, которая должна действовать отдельно от структуры МВД. Фактически это – шаг вперед к одному из европейских принципов деполитизации деятельности полиции. Ведь от МВД останется исключительно центральный аппарат в Киеве во главе с политическим лицом — министром, который не сможет влиять на деятельность полицейских. Деполитизация отражена и в другой норме закона – статье 2, согласно которой полиция выполняет не карательные, а сервисные функции. «Теперь это не просто борьба с преступностью, обеспечение правопорядка, а именно предоставление услуг обществу по поддержке надлежащего уровня безопасности. В этом заключается новая философия этой структуры, которую на обучении и тренингах должны усвоить новые полицейские», — отмечает эксперт Центра политико-правовых реформ по административно-деликтному праву и уголовной юстиции Александр Банчук. По его словам, такое нововведение на территории СНГ, где полиция или милиция воспринимается по советским меркам, как карательный орган, впервые было внедрено именно в Украине. Правда, целесообразным было бы деполитизацию проводить совместно с демилитаризацией, отказавшись от военных званий генералов, полковников, чтобы украинская полиция полностью соответствовала европейским стандартам.

К положительным моментам можно отнести и набор полицейских на конкурсной основе. Правда, такая процедура почему-то применяется только к низшему звену сотрудников полиции и не касается руководства. Поэтому в Киеве, Львове и Одессе начальников местной полиции назначали, а не выбирали, что, по мнению экспертов, не демократично. Ведь кандидатуры начальников никто нигде не обсуждал, они появились по решению министра МВД. В результате, после их назначения в СМИ начали выплывать скандальные истории из жизни этих людей. Так, журналисты раскопали, что в свое время против руководителя полиции Львова Юрия Зозули было открыто уголовное производство по статье 309 (Незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта) Уголовного кодекса Украины. Поэтому, пришлось министру МВД Арсену Авакову лично объяснять общественности, что в этом случае речь шла о перевозке через границу лекарств для воинов АТО. Чтобы в дальнейшем не возникало таких ситуаций, эксперты советуют внести изменения в закон «О Национальной полиции», которые бы позволили на конкурсной основе открыто выбирать руководителей полиции.

Порядок применения оружия

Плюсом этого закона является то, что он гарантирует полную идентификацию полицейских по индивидуальному номеру, который они не имеют права скрывать. В нем также содержится детальное положение применения оружия и принуждения. Раньше все это было выписано в подзаконном акте. «Отныне четко указано, что любое применение силы полицейским должно быть пропорциональным. То есть к безоружному человеку нельзя использовать оружие», — объясняет Александр Банчук. И добавляет, что выписаны случаи, при которых применяется огнестрельное оружие, а именно – групповое нападение, попытки нарушителя скрыться с места преступления или автотранспортного происшествия на авто и т.п. В каждом из них полицейский должен предупреждать об этом. Ведь главное – предотвратить угрозу нападения, а не убить нападающего. Кроме того, в случае применения оружия, полицейский обязуется оказать неотложную медицинскую помощь и предупредить об этом своего руководителя, который уведомляет прокурора. В случае непропорционального применения силы полицейский несет уголовную ответственность. Если же речь идет о нетяжких нарушениях, например, полицейский не менял в течение двух часов, как того требует закон, наручники на руках задержанного, то возможно применение к нему дисциплинарного наказания. Правда, его должен назначить руководитель, что будет порождать сомнения в объективности вынесенного им решения.

Расширенный доступ к базам данных и документов

Следует отметить, что Совет Европы, проанализировав закон «О Национальной полиции», вынес 33 рекомендации. Одна из них касается неконституционных ограничений прав человека в отношении хранения персонально информации. Ведь отныне полиция будет самостоятельно вести 18 баз данных и иметь доступ к базам данных других органов власти. «При таких условиях фактически любой полицейский при исполнении своих полномочий имеет право оперативного, беспрепятственного доступа ко всей информации о лице. Это нарушает и европейские стандарты, и конституционные рамки защиты личной и семейной жизни (статья 32 Конституции Украины), так как возможность такого доступа должна быть только в случаях предварительного расследования», — добавляет Александр Банчук. Он советует рассредоточить эти базы данных по различным органам власти, благодаря чему удастся контролировать, кто и зачем запрашивает к ним доступ. Тогда нельзя будет за 5 секунд собрать информацию «под заказ» на любого политического оппонента, бизнес-конкурента, неудобного журналиста или общественного активиста.

Непонятна и целесообразность ведения полицией базы данных лиц, в отношении которых осуществляется профилактическая работа. Ведь это уже – пережиток советского прошлого, когда «доблестная милиция» работала с разными «асоциальными элементами», диссидентами. Неуместно и ведение базы данных по осужденным, которая, по логике вещей, должна принадлежать к сфере ведания Государственной пенитенциарной службы. Но больше всего неудобств для граждан закон «О Национальной полиции» создает во время проверки документов, подтверждающих личность. Ведь до его принятия такие методы хотя и использовались милицией в метро или на вокзалах, но были полулегальными. Отныне право проверять документы полицейским предоставлено законом. При их отсутствии они могут задержать гражданина до выяснения его личности. Для этого им достаточно увидеть в его действиях намерение на совершение преступления. Поэтому украинцам придется всегда носить с собой паспорт или водительские права.

Подготовка кадров по старинке

Недостатком закона является и то, что он предусматривает в структуре полиции Государственную службу охраны, которая хоть и работает, как частная структура, но ее сотрудники после выхода на пенсию будут иметь такие же льготы, как полицейские, на что будут расходоваться бюджетные средства. Нецелесообразным является и сохранение уголовной полиции и подразделений досудебного расследования. Хотя в Коалиционном соглашении демократических фракций парламента предполагалось, что в Украине будут созданы единые детективные подразделения, которые будут совмещать полномочия следователей и оперативных сотрудников. Однако, одной из крупнейших недоработок закона можно считать консервацию старой системы подготовки кандидатов на должность полицейских. Потому что МВД отказалось ликвидировать (реорганизовать) свои ведомственные вузы. Следовательно, на их содержание продолжат тратить огромные средства из госбюджета. Поэтому эксперты ЦППР уже готовят ряд предложений о внесении изменений в закон «О Национальной полиции», в соответствии с рекомендациями Совета Европы и требованиями Коалиционного соглашения парламента. Ведь полиция в Украине должна избавиться от рудиментов советской эпохи и полностью соответствовать европейским нормам и стандартам.

Леся Шутко, специально для «Вектор ньюз»

Все за сегодня

Война и ВПК

Мультимедиа

Реформа полиции в Украине — профанация?

Реформа полиции стала одной из первых и громких реформ в Украине после Майдана и бегства Януковича. В нее были инвестированы огромные средства. Однако о реальных изменениях говорить не приходится.

Основными международными донорами украинской реформы стали ICITAP, EUAM, посольство Канады, посольство США. Полицейской формой обеспечили США, автомобилями — Япония. Международную техническую помощь составляют многочисленные тренинги, проведенные иностранными экспертами, разработка учебных материалов, обучающие визиты для украинских полицейских в другие страны (в основном для руководства полиции).

Столь большие инвестиции, как денежные, так и человеческие, в реформу органов правопорядка обернулись для Украины ничем. Состоялась не реформа, а отличная PR-кампания. Реформа стала визитной карточкой украинской власти на международной арене в ситуации, когда нужно убедить доноров в наличии изменений в Украине. Но реальных изменений не произошло — констатируют эксперты.

Создать Национальную полицию и ликвидировать милицию было решено два года назад. На деле — милицию как институт ликвидировали, а старых сотрудников оставили. Согласно официальным данным Министерства внутренних дел Украины, 92,3% бывших милиционеров прошли переаттестацию и остались работать, но уже как сотрудники новой украинской полиции. И те 7,7%, которые были уволены, восстановились на работе через суд, и государство им выплатило около 1 676 681 евро компенсации за время вынужденного прогула. Где же новая полиция и в чем причины неэффективности реформы?

Полиция vs милиция

Полное осознание того, что нужно что-то реально менять в системе правоохранительных органов пришло лишь после трагических событий во время протестных митингов на Майдане зимой 2013-2014. Милиция, которая должна была бы защищать, наоборот, следовала приказу преступной власти, чтобы разогнать мирных демонстрантов в Киеве, применяя силу и оружие. На региональном уровне милиция и судебная власть использовались для репрессий и запугивания активистов, которые поддерживали Майдан в небольших городах.

После бегства Януковича временно исполняющим обязанности министра внутренних дел во временном правительстве стал Арсен Аваков, который создал Общественный совет. Заданием Совета стала разработка плана реформ в Украине. До этого, все 24 года независимости Украины, органы правопорядка функционировали по законам и правилам, сформировавшимися еще в советское время. В стране все эти годы действовал закон «О милиции», который был калькой соответствующего советского закона. Реальная реформа для правящей политической верхушки была невыгодна, поскольку милиция покрывала преступные действия, а также множественные коррупционные схемы государственных руководителей.

По мнению Дениса Кобзина, директора Харьковского института социальных исследований, в постсоветской Украине милиция стала коррупционным и бюрократическим органом, превратившись в большую машину по сбору денег и работу «на показатель» с потенциалом карательного органа: она была сильно интегрирована в вертикаль исполнительной ветви власти, крайне централизована, закрыта от общества. «Более того, с 2014 этот потенциал вырос — мы наблюдаем процесс дополнительной централизации, когда в МВД сконцентрировались миграционная служба, милиция, служба чрезвычайных ситуаций и погранслужба», — утверждает Кобзин.

С протестными митингами на Майдане стало очевидно — изменения неизбежны, украинский народ больше не готов терпеть издевательства преступной власти и хочет жить в правовом государстве. Реформа полиции официально стартовала 7 ноября 2015 года — со вступлением в силу нового закона «Про Национальную полицию». Новоизбранный президент Петр Порошенко пригласил в Украину команду грузинских реформаторов: Эку Згуладзе, которая запустила патрульную полицию, и Хатию Деканоидзе, которая впоследствии возглавила Нацполицию.

Старт был действительно блестящим и многообещающим. Начали с реформирования патрульной полиции. Огласили набор. Пригласили действительно новых людей с другим, «несоветским» мышлением, которых тщательно отбирали и специально обучали. Новые патрульные в стильной форме и на современных авто появились сперва на улицах Киева, затем Львова, Одессы и других городов Украины. Название тоже изменили — вместо милиции появилась полиция, а с ней множество обещаний охранять порядок и покой простых граждан. Наличие полицейской машины с включенными проблесковыми маячками на улицах дали ощущение безопасности у жителей городов. Но лишь на короткое время.

Причины неуспеха

Параллельно с набором новых полицейских проходила переаттестация старых кадров, чтобы отобрать достойных милиционеров, которые смогли бы продолжить работу в новой полиции.

Это был план тогдашней главы Нацполиции Хатии Деканоидзе. Однако переаттестация прошла с существенными нарушениями. Согласно Закону, на аттестацию отводилось три календарных месяца, в итоге процесс растянулся больше, чем на год. Оглашать результаты аттестации руководство также не спешило и максимально затягивало официальное обнародование. В итоге лишь 7,7% (5 тыс. сотрудников из 70 тыс.) старых кадров было уволено, а потом успешно восстановилось на работе через суд.

Причем, восстановление проходило автоматически. По словам Евгения Крапивина, эксперта и юриста Ассоциации УМДПЛ (Ассоциация украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов), суд не проводил специальную экспертизу — работал ли уволенный сотрудник хорошо или плохо, был уличен в коррупции или нет — все это было не важно. Законодательство, которое разработало МВД на заре реформы, было прописано таким образом, что у суда не было другого выбора, как восстановить полицейского.

Причина неэффективности реформы заключается и в том, что министр Аваков определенным образом установил монополию на власть. Закон «О Национальной полиции» предусматривает распределение власти между министром МВД и главой Нацполиции: министр внутренних дел отвечает исключительно за формирование государственной политики в сфере правоохранительной деятельности, а глава Нацполиции — управляет самой полицией. «Это европейская модель, которая должна была уменьшить влияние министра на оперативное управление полицией», — рассказывает эксперт Евгений Крапивин. Однако и Хатия Деканоидзе, которая в середине прошлого года была уволена, и новый глава полиции Сергей Князев, приступивший к обязанностям в феврале 2017 года, — лишь официальные лица Нацполиции, реально на принятие решений они не влияют — всем руководит министр Аваков.

Разве не Путин подбросил сыну Авакова рюкзаки?

Порошенко VS Аваков

Год торможения реформ. Что изменил 2017-й на пути Украины в ЕС

Три года реформ на Украине

По словам одного из соавторов гражданского законопроекта Вадима Пивоварова, проекты законов были концептуально разными. Правительственный проект во главе с грузинской командой оставлял концепцию полиции как милитаризированного органа с размытой структурой и полномочиями. Общественность же предлагала сервисную службу с учетом всех европейских документов в сфере деятельности полиции, четко определенной структурой и полномочиями.

На это несоответствие указал и Совет Европы, сформулировав 29 замечаний к предложенному грузинской командой Закону «О Национальной полиции». Замечания Совета Европы не учли до сих пор, утверждает эксперт Центра политико-правовых реформ и Реанимационного пакета реформ Александр Банчук. Замечания касаются, прежде всего, чрезмерного влияния министра МВД на полицию, предпосылок для нарушения права собственности и возможность необоснованно применять полицейские мероприятия, например, осмотр вещей, автомобиля, опрос лица, проверку документов и так далее, уточняет Банчук. Требования, которые выдвигала общественность к полиции, а также Совет Европы, так и не были учтены грузинской командой и украинским правительством.

Отсутствие реальной реформы служит и личным интересам министра Авакова. Согласно Закону, заместителей главы Нацполиции назначает сам глава, согласовывая это с министром, что дает возможность последнему ставить ультиматумы и «пропихивать» своих кандидатов. Так было в случае с Хатией Деканоидзе, которая была не согласна с назначением ее заместителем Трояна с подачи Авакова. Аваков назначает и руководителей полиции в каждой области Украины, а также утверждает бюджет полиции, что в свое время не лучшим образом сказалось на реформе участковых полицейских, оставляя старую систему на месте. Аваков использует полицию в целях политической борьбы своей партии — «Народный Фронт», а также для разрешения ситуации со своим сыном, который замешан в коррупционном скандале по закупке рюкзаков для воинов АТО. Когда в октябре 2017 года Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) решило провести обыски в квартире сына министра, Аваков, чтобы препятствовать этому, отправил полицейских, которые окружили дом и начали всех эвакуировать из здания, которое якобы заминировали. После этого не только министр, но и все ведомство МВД заявило о политическом подтексте уголовного дела против Авакова-младшего, которое расследует НАБУ. Личная позиция министра стала позицией целого органа?

Эксперты утверждают: реформу нельзя считать завершенной, пока не будут реформированы криминальная полиция и следственные органы. Без этого невозможно эффективное расследование преступлений, даже самых незначительных — краж телефонов и вещей из машин, которые в Украине практически не раскрываются.

Сегодня украинская полиция продолжает не реагировать на такие преступления, и хрестоматийной стала фраза полицейских: «Убьют, тогда звоните». Война на востоке страны, социально-экономические проблемы и незаконный оборот оружия являются причиной роста уличных банд и применения насилия при совершении преступлений. Глава Нацполиции Сергей Князев уже заявил о реформировании подразделений криминальной полиции. Однако как именно это будет происходить, не уточнил — у него нет ни четкого плана действий, ни ответственных за его реализацию. Похоже, в настоящей реформе украинская власть не заинтересована — чтобы оставить для себя возможность нагло грабить обычных украинцев «законными способами».

Реальные изменения привели бы к краху множественных коррупционных схем, а также сделали бы невозможным злоупотребления властью, в частности в лице министра внутренних дел и других чиновников. Ценности, как и право на правовое государство, за которые миллионы украинцев боролись на Майдане, все больше становятся профанацией. Борьба «советского» и «европейского» в Украине продолжается.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Новый Закон о полиции в Украине | Новости

Президент Петр Порошенко подписал Закон «О Национальной полиции» (правительственный законопроект № 2822). Об этом сообщается на сайте Президента.

Закон был принят Верховной Радой 2 июля. Он определяет правовые основы организации и деятельности Национальной полиции Украины, статус полицейских, а также порядок прохождения службы в НП.

Национальная полиция — это центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания публичного порядка и общественной безопасности.

Деятельность НП направляется и координируется Кабинетом Министров через Министра внутренних дел.

Закон призван реформировать правоохранительные органы.

Закон вступит в силу через 3 месяца после опубликования, но часть норм начнут действовать с 2017 года, часть — в день после опубликования. До конца 2016 года полиции разрешается использование служебных удостоверений, бланков, печатей, штампов, логотипов и эмблем милиции и МВД.

Отметим, так называемая «киевская полиция», начавшая работу с 4 июля, является патрульной службой и функционирует как структурное подразделение МВД на основании постановления Кабинета Министров от 20 мая 2015 года № 314. Положение о патрульной службе вступило в силу 17 июля. До 14 августа продлится набор новой патрульной полиции на Закарпатье и в Днепропетровске.

Новые правила для полиции: что изменилось в дисциплинарном уставе

Дисциплинарные комиссии смогут проводить в открытом режиме, а полицейские получат возможность пользоваться помощью адвокатов

Недавно Верховная Рада приняла обновленный дисциплинарный устав Национальной полиции, который откладывали около двух лет. Сайт «Сегодня» разбирался, что же изменилось в новом документе, и коснутся ли эти изменения обычных украинцев.

Что предусматривает закон

В середине марта парламент проголосовал за законопроект №4670 «О Дисциплинарном уставе Национальной полиции Украины». Этот устав еще в 2016 г. разработало Министерство внутренних дел. Документ регулирует полномочия полицейских, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, а также порядок их применений. Также там перечислены права и обязанности полицейских.

«Дисциплинарный устав национальной полиции прошел путь почти в два года от представления к его принятию. Необходимость его принятия вызвал сам закон о Национальной полиции, где было указано, что этот устав должно приниматься на уровне закона. Он определяет, когда можно привлечь полицейского к дисциплинарной ответственности и как это делать. Фактически, это внутренний документ полиции, который никак не влияет, или влияет очень косвенно, на граждан Украины», – рассказал в комментарии «Сегодня» Денис Монастырский, эксперт программы реформирования правоохранительной и судебной систем аналитического центра «Украинский институт будущего».

Согласно новому уставу, к полицейским могут применяться следующие виды поощрений:

  • досрочное снятие дисциплинарного взыскания;
  • занесение на доску почета;
  • поощрение денежным вознаграждением;
  • поощрение ценным подарком;
  • предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью до пяти суток;
  • поощрение ведомственными поощрительными отличиями Национальной полиции Украины;
  • поощрение ведомственными поощрительными отличиями Министерства внутренних дел Украины;
  • досрочное присвоение очередного специального звания;
  • присвоение специального звания, высшего на одну ступень от звания, предусмотренного занимаемой штатной должностью;
  • поощрение ведомственным поощрительным отличием Министерства внутренних дел Украины «Огнестрельное оружие»;
  • поощрение ведомственным поощрительным отличием Министерства внутренних дел Украины «Холодное оружие».

Помимо поощрений, также могу применяться и дисциплинарные взыскания, например, замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в специальном звании на одну ступень и даже увольнение с должности, увольнение со службы в полиции. Но, кроме общеизвестных вещей, в законе появились и новшества.

Уровни наказания полицейских

Несмотря на то, что непосредственно новый устав полиции обычных украинцев и не касается, у населения часто возникают вопросы к действиям правоохранителей, когда те превышают свои полномочия, например, при разгонах митингов в правительственном квартале, при задержании и т.д.

«Деяния, совершенные полицейскими, определяются по нескольким категориям: первая – самая тяжелая. Если в действиях присутствуют преступления, тогда для полицейского предусмотрена уголовная ответственность. Сегодня расследовать эти преступления должно было бы государственное бюро расследований. Это очень важный орган, который, я надеюсь, заработает в этом году. До ноября прошлого года этим занималась Генеральная прокуратура, это были их полномочия, после ситуация изменилась и сегодня здесь царит беспорядок. Иногда бывают случаи, что сама полиция расследует преступления полицейского, что, конечно, нонсенс», – поясняет Денис Монастырский.

Второй уровень – это, если действие полицейского является не преступлением, а дисциплинарным проступком. За это криминальная ответственность не предусматривается, но в уставе прописаны дисциплинарные взыскания.

Открытые дисциплинарные комиссии

Эксперты единогласно отмечают, что одно из главных новшеств устава – это изменения, которые связаны с дисциплинарными комиссиями. Дело в том, что раньше принять решение о том, виновен полицейский или нет, мог его непосредственный начальник. Теперь все будет несколько иначе.

«Устав отменяет единоличную роль начальника в принятии решений по действиям подчиненного и привлекает дисциплинарную комиссию. Эта комиссия, хоть и будет состоять из сотрудников полиции, но они уже не будут непосредственными руководителями полицейского, совершившего проступок, что дает надежду на большую объективность в назначении взыскания. То есть теперь у людей станет больше шансов, что, хотя бы их жалобы на действия полицейских будут удовлетворены», – передает Укринформ слова Евгения Крапивина, эксперта группы по реформе органов правопорядка Реанимационного пакета реформ.

Кроме того, в состав дисциплинарных комиссий, которые будут рассматривать нарушения полицейского, могут включаться и представители общественности. Напомним, что раньше участие общественных активистов также допускалось на заседаниях дисциплинарных комиссий, но активистам чаще всего отказывали в таких возможностях.

Правда, у этой инициативы есть определенные риски. Дело в том, что дисциплинарные комиссии могут рассматривать информацию, не предназначенную для широкого круга общественности, но новый закон никак не регулирует ответственность за разглашения конфиденциальной информации.

«Это большая новация, к которой мы шли более 10 лет. Однако, здесь есть определенные риски. Этим законом не определена ответственность члена комиссии за разглашение определенных данных и информации, которую он получат в связи с этой работой. Если раньше в состав комиссии входили полицейские, то понятно, что они несли ответственность за разглашение служебной информации. Если речь идет об общественном активисте, который будет включен в эту комиссию, то он получит доступ к персональной информации, ко многим данным. И здесь возникает вопрос, что, если эти данные будут обнародованы? Здесь есть, как большой позитив, так и несовершенство в том, что не регулируется ответственность члена комиссии за разглашение такой информации», – поясняет Монастырский.

Положительный момент, который связан с дисциплинарными комиссиями, это возможность рассмотрения заседаний в открытом режиме. Раньше заседания комиссий проводились в закрытом режиме, и никто не имел к ним доступ.

«Вспомним случай с Княжичами, где проводилось также служебное расследование, и по этому случаю некоторые слушания могли быть проведены в открытом режиме, для того, чтобы общество знало, что же такое произошло в Княжичах», – говорит эксперт.

Также эксперт добавляет, что еще одним новшеством стало право полицейских пользоваться правовой помощью, т.е. помощью адвоката.

«Полицейский имеет право пользоваться помощью адвоката, адвокат допускается на заседание комиссии, и может помогать полицейскому, в случае необходимости, грамотно выстраивать правовую позицию. Таким образом можно будет уберечься от неправомерных наказаний», – говорит Монастырский.

Проблемные зоны нового устава

Новый дисциплинарный устав нельзя назвать идеальным: там появились значимые нововведения, но проблемные зоны никуда не исчезли. Например, остался нерешенным вопрос с наградным оружием. Эксперты рассказывали, что ежегодно около 500 человек становятся законными владельцами оружия только через награждение.

«Не регулируется канал поощрения работников полиции огнестрельным и холодным оружием. Все мы помним цифры, которые были обнародованы о количестве наградного оружия, которое было вручено МВФ, за последние несколько лет это перешло на сотни людей. Закон не решил вопрос обращения этого оружия. То есть, где оно должно храниться, каким образом человек может им пользоваться. Элементарные юридические вопросы – передается ли такое оружие в наследство, или же возвращается. Много практических вопросов так и не были решены», – отметил Денис Монастырский.

Эксперт также добавил, что с одной стороны, дисциплинарный устав стал положительным моментом, но он не решает и не касается других проблем полиции, которые подвешивают служебного полицейского на крючок руководства.

«В частности, это проблема премирования. Поскольку, на сегодняшний день, не секрет, что зарплата полицейского состоит из премий примерно на 50-60%. И, если ты не будешь выполнять то, что тебе говорит твой руководитель, то останешься просто с голым окладом, который в два раза меньше. И эта проблема остается, поскольку полицейский сейчас может делать неправомерные шаги, выполняя приказы своего руководителя, беспокоясь о том, что он не получит надлежащую зарплату», – резюмировал Монастырский.

Напомним, ранее первый заместитель главы Нацполиции Вячеслав Аброськин рассказал о результативности работы Нацполиции в 2018 году – в частности, в январе-феврале 2018 года правоохранители пресекли деятельность более 60 организованных преступных групп.

Еще по теме:

  • Заявление на возврат ндфл в 2014 году образец Образец заявления на возврат НДФЛ Закажите у нас подготовку пакета документов для получения вычета по разумной цене Перечни документов для получения налоговых вычетов Письмом ФНС от […]
  • Образец бланка вычет на детей Образцы заявления на детский вычет в 2018 году Статьи по теме Часто бухгалтерской службе предприятия при устройстве на работу физических лиц приходится решать вопрос о предоставлении […]
  • Исковое заявление ст 247 Статья 247. Порядок обращения в суд СТ 247 ГПК РФ 1. Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В […]
  • Образец заполнения платежного поручения на алименты Платежное поручение на выплату алиментов (образец) Статьи по теме Работодатель обязан перечислять алименты, если в его адрес поступил исполнительный лист, где в качестве должника указан […]
  • Ст 1529 коап рб Ст 1529 коап рб 31 августа 2010 г. г. Уфа Мировой судья судебного участка №2 по Демскому району г. Уфы Республики Башкортостан Захарова Л.А. рассмотрев материалы дела об административном […]