Отказ от служебного жилья военнослужащего

Рубрики Новости

Могу ли я отказаться от служебного жилья и дальше получать поднаем?

Могу ли я отказаться от служебного жилья и дальше получать поднаем? В каких случаях?

17 Октября 2017, 18:43 Дмитрий, г. Ейск

Ответы юристов (2)

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона № 76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.В соответствии с п. 4 Инструкции в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться:меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания;жилые помещения маневренного фонда;жилые помещения в общежитии.В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона № 76-ФЗ военнослужащим до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм, предоставление меньших по площади служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда или жилых помещений в общежитии носит временный характер (до получения жилых помещений по нормам, установленным статьей 15.1 Закона № 76-ФЗ) и осуществляется только с согласия военнослужащего.

В случае предложения жилого помещения, не соответствующего вышеуказанным требованиям, военнослужащий вправе отказаться от него.

При этом, отказ от предлагаемого жилого помещения должен быть аргументирован (мотивированным) с указанием причин такого отказа:

несоответствие предлагаемого жилого помещения (квартиры) нормам площади положенной по закону;
несоответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (наличие дефектов качества отделки, нарушения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов: грибки, плесень, повышенная влажность и т.д., отсутствие необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования);
недопустимость ухудшения действующих (существующих) жилищных условий.
При наличии мотивированного отказа военнослужащий продолжает снимать квартиру и получать поднаёмные.

В соответствии с пунктом 3 «Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее по тексту – Инструкция, Приказ № 1280) служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Поднаем. Отказ от служебного жилья в пользу поднаема.

Содержание вопроса:

Военнослужащим, а также членам их семей, в соответствии с Приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года N1280 гарантировано предоставление жилья, служебного назначения. К такому жилью предъявляются определённые требования в плане площади, аналогичные требованиям, предъявляемым к нормам площади, которые передается на основании договора на право пользования жильем, находящегося в государственной или муниципальной собственности (социальный наём). Таким образом, военнослужащим может быть передано служебное жильё по расчету — 18 кв.м. общей площади жилья на одного человека. В расчет берется военнослужащий и все члены его семьи (смотреть 3 пункт Приказа).

Но военнослужащий может получить служебное жилье и с меньшей площадью, чем предусмотрено по нормам, если оно пригодно для временного проживания, или жилье, которое отнесено к маневренному фонду, а также комнату в общежитии. Но для этого в соответствии с пунктом 4 Приказа МО РФ N1280 военнослужащий и члены их семьи должны дать свое согласие.

Из этого следует, что любое служебное жильё, которое передается военнослужащему в соответствии с пунктом 4 Приказа МО РФ N1280, носит временный характер и его предоставление не возможно без согласия военного. При этом понятие временности действует до тех пор, пока военный не получит жилье для постоянного проживания по тем параметрам, которые предусмотрены в статье 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Но бывают ситуации, когда надлежащие служебное жилье военнослужащему предоставить не возможно по причине его отсутствия. В таких ситуациях воинская часть должна для военнослужащего арендовать жилье. Или пойти другим путем – выплачивать за проживание военнослужащего в арендованном жилье компенсацию в денежном виде, если он желает этого.

Если военнослужащий арендует жилое помещение, то за это он может получить денежную компенсацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 за N909. Но есть некоторые условия.
Во-первых, это касается только военнослужащего-контрактника.
Во-вторых, ни у военнослужащего, ни у членов его семьи не должно быть собственного жилья, в котором можно постоянно или временно проживать.
В-третьих, подобная компенсация выплачивается исключительно по месту воинской службы и за средства МО РФ.
В-четвертых, размер такой компенсации производится на основании суммы аренды жилья, указанной в соответствующем договоре, но при этом не больше предусмотренного действующим законодательством размера.
Размер компенсации указан в пункте 2.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 за N909. Для Москвы – это 15 тыс.руб.

Возможен вариант, когда военнослужащему предлагают служебное жильё ненадлежащего качества или с меньшей площадью. От такого жилого помещения можно отказаться, но отказ должен быть надлежащим образом мотивирован с указанием конкретных причин. Этими причинами может быть:
1) площадь жилья, которая гораздо меньше предусмотренных нормативов;
2) нарушение гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм (повышенная влажность в помещении, плесень или грибок на стенах, жилье не оборудовано функциональными приспособлениями и соответствующим мебельным инвентарем) или произведён некачественный ремонт;
3) если новое жилье существенно ухудшает действующие жилищные условия. Сюда, к примеру, можно отнести значительную удалённость предоставляемого служебного жилого помещения от места службы.

Главное помнить — аргументированный отказ от предоставляемого жилья позволяет военному и дальше проживать в арендованном жилье и получать за эту соответствующую компенсацию. Однако если отказ не будет расценен как мотивированный, то в таком случае возможно снятие с очереди нуждающихся в служебном жилье, что сделает получение служебного жилья, а также получение поднаёма – мероприятием невозможным. На практике период, в течение которого в подобном случае нельзя будет повторно признаться нуждающимся в служебном жилье, составляет пять лет, согласно статье 53 ЖК РФ. Однако применение данной нормы по отношению к служебному жилью, как отмечают многие юристы, невозможно.

Таким образом, если подытожить всё вышесказанное, можно сделать вывод:
1) Оказаться от служебного жилья и не потерять поднаём возможность есть, если только отказ мотивирован.
2) Чтобы отказ был мотивирован, нужно, чтобы помещение не подходило по нормам площади и (или) по гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим нормам.
3) Если отказ будет не мотивирован, то военного снимут с очереди нуждающихся в служебном жилье, что сделает получение служебного жилья, а также получение поднаёма невозможным. При этом применение статьи 53 ЖК РФ можно будет попытаться оспорить.

Отказ от предложенного жилого помещения: злоупотребление или законное право военнослужащего

Отказ от предложенного жилого помещения: злоупотребление или законное право военнослужащего

Разнообразие форм реализации жилищных прав военнослужащими и особенности их реализации порождают немало проблем, требующих продуманного законодательного регулирования и выработки единообразной судебной практики. Одной из таких проблем является злоупотребление правом.

Не претендуя на выяснение всех возможных способов злоупотребления правом, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащими, обратимся к анализу отдельного вопроса, актуального и не описанного на страницах журнала, — отказа военнослужащего от предоставленного жилого помещения.

В юридической литературе не существует однозначного понятия «злоупотребление правом». Ряд авторов полностью отвергают это понятие, считая его противоречивым, лишенным всякого правового смысла, поскольку осуществление права не может быть противоправным. Смысл данной позиции сводится к тому, что поскольку лицо в своем поведении вышло за пределы содержания предоставленного ему субъективного права, то его нельзя считать лицом, осуществляющим свое право. В данном случае оно не злоупотребляет своим правом, а лишь действует противоправно .

——————————–
Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1946. N 6. С. 427; Самойлова М.В. Право личной собственности граждан СССР: Автореф. дис. … канд. наук. Л., 1965. Стр. 11.

Тем не менее жилье является одним из базовых жизненных благ для любого человека. Особенно этот вопрос актуален для тех военнослужащих, которые проходят службу в распоряжении командиров (начальников) и не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилого помещения.
По мнению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, одной из основных причин нарушения жилищных прав увольняемых военнослужащих является приобретение жилья в регионах, не востребованных увольняемыми военнослужащими в качестве избранного постоянного места жительства или с потребительскими качествами ниже типовых .
——————————–
Справка о рассмотрении военными судами гражданских дел, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 6. С. 33 — 58.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как сказано в п. 19 ст. 15 названного Закона, военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Согласно п. 5 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512» требования военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), не обоснованные нормами федерального законодательства, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с вышеуказанным Приказом при несогласии военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке к извещению.
В случае непоступления от военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), которым направлены извещения, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими (гражданами, уволенными с военной службы), принятыми на учет.
В проекте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» рекомендуется обратить внимание судов на то, что законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо условий, позволяющих военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) предъявлять дополнительные требования к предоставляемому ему благоустроенному жилому помещению по месту военной службы либо по избранному месту жительства, а отказ от такого жилого помещения по мотивам отсутствия права выбора жилого помещения должен признаваться судом необоснованным.
В случае если военнослужащий, проходящий военную службу в добровольном порядке до получения жилого помещения, необоснованно отказывается от предоставленного жилого помещения по указанным мотивам, действия такого военнослужащего могут быть расценены как злоупотребление правом. В этом случае последующее увольнение военнослужащего с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях будет являться правомерным.
18 февраля 2014 г. в г. Москве на Гоголевском бульваре состоялся пикет военнослужащих по поводу многочисленных нарушений, связанных с застройкой и эксплуатацией жилья в Подмосковье. По мнению военнослужащих, дома для очередников построили на территории промышленной зоны «Подрезково», не проведя рекультивацию земель и не изменив границы санитарно-защитной зоны расположенного поблизости Черкизовского северного кладбища.
В коллективным обращении, адресованном В. Путину, озвученном на пикете, военнослужащие обратились с просьбой прекратить заселение московского района Молжаниново, а также не верить докладам чиновников Минобороны России о том, что вопрос с обеспечением военных жильем практически решен, поскольку это не соответствует действительности.
По мнению военнослужащих, кроме действующего Черкизовского северного кладбища, на указанной территории вообще нет никакой инфраструктуры. На территории промышленной зоны «Подрезково» в соответствии с требованиями СанПиНов разрешено строительство только производственных и культурных объектов. Строительство жилого дома осуществлялось в пределах приаэродромной территории аэропорта Шереметьево. О необходимости этих мер, отмечают активисты, мэр Москвы С. Собянин еще в марте 2011 г. сообщал тогдашнему министру обороны А. Сердюкову .
——————————–
URL: http://izvestia.ru/news.

Из приведенного примера следует, что для того, чтобы определить, является ли отказ военнослужащего от жилого помещения злоупотреблением правом, необходимо исследовать вопрос, каким условиям должно соответствовать предоставляемое жилье (место расположения, наличие инфраструктуры и т.д.).
Согласно ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) объектом жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Таким образом, жилое помещение обладает целым рядом юридических признаков и, кроме того, существуют определенный порядок признания помещения жилым, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности .
——————————–
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Как сказано в ч. ч. 4 и 5 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Формулировку «право свободного выбора жилых помещений» в данном случае следует воспринимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье. Однако положение о свободе выбора жилого помещения представляется крайне сомнительным. Достаточно обратиться к ст. 49 ЖК РФ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Процедура получения такого жилья столь «строга», что о выборе жилого помещения не может быть и речи. Редакция ч. ч. 4 и 5 в этом плане, безусловно, неудачна. Предусмотренную «свободу выбора жилых помещений» следует воспринимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье .
——————————–
Шешко Г.Ф. Право на жилище: конституционные принципы и жилищное законодательство // Цивилист. 2007. N 4.

Как указывается в ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), как правило, в виде отдельной квартиры в пределах социальной нормы. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Исходя из ч. 1 ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений должны учитываться интересы не только военнослужащего, но и членов его семьи. Допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия.
В соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 СНиП 31-01-2003 от 23 июня 2003 г. N 109 «Здания жилые многоквартирные», принятых Постановлением Госстроя России, квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условий заселения их одной семьей.
В соответствии с ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Основным критерием отнесения помещений к жилым помещениям является их вхождение в жилищный фонд.
Как показывает исследование проблемы, очень часто у военнослужащих возникает вопрос, будет ли считаться злоупотреблением правом отказ от получения жилого помещения, которое находится в доме, который не введен в эксплуатацию .
——————————–
Форум правовой взаимопомощи военнослужащих / URL: http://voensud.ru. Рубрика «распределили, но ключи не дают».

Как сказано в ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма. Договор социального найма является основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1550 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями» утверждена Инструкция, которая определяет задачи и порядок организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и служебными жилыми помещениями.
Из вышеназванного Приказа следует, что в обязанности Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации входит заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.
В п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, также говорится, что наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Далее остановимся на требованиях к расположению предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» сказано, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
Как указывается в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Далее остановимся на требованиях к инфраструктуре.
Согласно СНиП 2.07.01-89 (СП 42.13330.2011), утвержденных Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820, жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, не совместимые с требованиями названных норм, не допускается размещать в жилых зонах.
Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением.
В Приказе Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820 «Об утверждении свода правил «СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» определено допустимое расстояние от кладбищ до стен жилых домов, которое должно быть не менее 100 м, а расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 м .
——————————–
Бюл. строительной техники. 2011. N 3.
СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М., 1994.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, вступившие в силу 15 августа 2010 г., говорят о том, что «отводимый под строительство земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений» (п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10 июня 2010 г.).
При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.
В заключение необходимо подчеркнуть, что законодательство выделяет следующие признаки жилого помещения: недвижимый характер, изолированность и пригодность для постоянного проживания граждан (соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), наличие которых у помещения позволяет обрести ему статус жилого помещения, который возникает с момента юридического установления соответствия помещения признакам жилого помещения.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Таким образом, если многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию, зарегистрировать права на него как на недвижимое имущество в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет невозможно.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Таким образом, если нет регистрации недвижимости — нет объекта недвижимости, а если нет разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости — невозможна его регистрация.
В соответствии с п. 21 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1550 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями», информация о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на приобретенные и построенные жилые помещения и о государственной регистрации права оперативного управления на жилые помещения направляется в течение двух рабочих дней Департаментом имущественных отношений в Департамент жилищного обеспечения для распределения и заключения с военнослужащими в установленном порядке договоров социального найма жилого помещения (найма служебного жилого помещения).

Таким образом, отказ от предоставленного жилого помещения, которое таковым не является в связи с несоответствием установленным законодательством требованиям, не может являться злоупотреблением правом со стороны военнослужащего.

Калашников В.В., начальник учебной части — заместитель начальника военной кафедры при Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Как военнослужащему оформить отказ от жилья

Государство уделяет большое внимание обеспечению военнослужащих необходимым жильем. На основании действующего законодательства каждый военный должен быть обеспечен денежными средствами для приобретения или строительства собственной жилой площади, или же ему должна быть предоставлена жилая площадь.

Безусловно, каждый человек мечтает о собственной квартире, и на первый взгляд кажется, что желающих отказаться от предоставляемого жилья не существует. Тем не менее, на практике далеко не редкость, когда человек, проходящий военную службу по контракту, или профессиональный военный отказывается от выделяемой жилплощади.

В данном материале мы расскажем о том, почему не всегда выгодно получать жилье от государства, и как правильно оформить соответствующий отказ.

Введение в тему

Первая часть ФЗ №76 от 27.05.98 года дает гарантию, что каждый военнослужащий РФ должен быть обеспечен жильем или денежной компенсацией за наем, при этом жилая площадь, предоставляемая государством, должна отвечать требованиям, прописанным в другой статье законодательного акта — статье 15.1. Согласно ее тексту военнослужащий должен быть обеспечен жильем площадью не менее 18 м², вместе с тем ровно такая же площадь полагается на каждого члена семьи военного, с которым он совместно проживает.

В этой же статье сказано о порядке действий в тех случаях, когда государство не может обеспечить военнослужащего полагающимся ему жильем. В таких ситуациях возможно:

  • предоставление жилого помещения меньшей площади;
  • предоставление жилого помещения из маневренного фонда Минобороны РФ;
  • предоставление жилого места в общежитии.

Наряду с этим для реализации данных вариантов требуется письменное согласие военнослужащего. Жилье в таких случаях выделяется временно — до тех пор, пока не будет найдена квартира с соответствующей площадью. Если он отказывается от всех возможных путей решения проблемы, то государство обязуется арендовать ему подходящее жилье или выплачивать денежную компенсацию. Военнослужащий получает ее вместе с ежемесячным денежным довольствием.

Как правильно оформить отказ

Стоит заметить, что если военнослужащему предоставляется какое-либо жилье, он имеет право отказаться от него, однако, для этого должны быть соответствующие основания.

Чтобы правильно оформить отказ от жилья, необходимо сослаться на одно из следующих положений:

  • площадь предоставляемого жилья меньше положенной по закону (ФЗ №76 от 27.05.98);
  • жилплощадь не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые предъявляются ко всем жилым помещениям. Сюда относятся дефекты отделки, наличие грибков, отсутствие мебели, санитарных узлов и т.д.
  • новые жилищные условия хуже прежних. ФЗ №76 от 27.05.98 года запрещает ухудшать жилищные условия военнослужащих.

Соответствующее мотивирование отказа имеет большое значение. Если причину, по которой вы отказываетесь от жилья, сочтут не убедительной, вас могут и вовсе исключить из очереди на получение квартиры. Это не только означает, что вы не можете претендовать на получение жилой площади в будущем, но и не имеете оснований для получения денежных компенсаций для аренды.

Когда может быть выгоден отказ от служебного жилья

Существует масса ситуаций, когда отказ от служебного жилья может быть гораздо более выгоден. Для начала стоит сразу выделить все случаи, когда предлагаемое жилище попросту не соответствует своему статусу: имеются явные дефекты, жилье не отвечает санитарным условиям. Квартиры в аварийных и ветхих домах также являются достаточным основанием задуматься об отказе.

Если предлагаемое жилье меньше того, которое полагается вам по закону, также выгодно во многих случаях отказаться от его получения в пользу выплачиваемых компенсаций. Зачастую бывают ситуации, когда военнослужащий арендует квартиру за счет выплачиваемых ему денег поднайма, при этом предлагаемая квартира может быть гораздо меньше, или географически находится в неудобном месте. В таких случаях военнослужащему также выгодно отказаться от ее получения.

Кроме того, зачастую форма обеспечения в виде выплаты денежных компенсаций производится в объеме, превышающем стоимость аренды жилья. Таким образом, военнослужащий получает возможность накопления финансов или их использования в своих нуждах. В таких случаях многим может показаться выгоднее сохранить компенсацию за наем. Тем не менее, стоит еще раз напомнить, что отказ должен быть мотивированным, поэтому вам необходимо предоставить какую-либо, пусть и формальную, но все же вескую причину.

Порядок оформления

Оформление отказа должно быть осуществлено в течение 5 дней после того, как военнослужащий был проинформирован о предлагаемой жилой площади. В этот срок необходимо отправить личный письменный отказ в соответствующее подразделение уполномоченного органа. Он оформляется на бланке №2, который всегда прикладывается к сообщению о предлагаемой жилой площади. Форма обращения может быть свободной, но рекомендуется использовать форму №4, прилагаемую к специальной инструкции Министерства Обороны РФ. Согласно ей в сообщении должно быть указано следующее:

  • текущая дата;
  • текст «Я отказываюсь от предоставления жилья, указанного в данном сообщении»;
  • ниже рекомендуется указать причины отказа;
  • подпись и ее расшифровка.

Если в течение 10 дней военнослужащий не отправил отказ или согласие с предоставляемым жильем в соответствующее подразделение уполномоченного органа, жилая площадь будет предоставлена другим гражданам, находящимся в очереди на получение служебной квартиры, при этом сам военнослужащий в дальнейшем потеряет право претендовать на жилплощадь. Вместе с тем он лишится и права на получение денежной компенсации на аренду жилья, именно поэтому, если вы не согласны с получаемым жильем, необходимо написать письменный отказ.

Важные моменты

Стоит также упомянуть некоторые важные моменты.

  • в случае, если вы приняли решение отказаться от предоставляемой квартиры, вы можете быть перенесены по очереди назад и ожидать следующего предложения неопределенный срок;
  • служебная квартира не может быть в дальнейшем приватизирована. Это является существенным аргументом для многих военнослужащих в пользу аренды жилплощади за счет денежных компенсаций;
  • служебная квартира предоставляется только военнослужащим, не имеющим никакого иного жилья в регионе, в котором они проходят военную службу.

Таким образом, каждый военнослужащий имеет право, и претендовать на жилую площадь, и отказаться от нее в том случае, если он предоставит веские аргументы в пользу ее несоответствия действующему законодательству.

А что, распространённый случай. Мне тоже предлагали жильё — комнату в комуналке. Я с женой и с двумя детьми. И ещё там 2 комнаты, где живут семьи. На всех один санузел и кухня. Я писал отказ.

В каждой воинской части должна быть жилищно — бытовая комиссия. Когда будет рассматриваться ваш вопрос, попросите председателя или секретаря комиссии пригласить вас на заседание. Периодически проверяйте свое жилищное дело. Иногда из него «теряются» важные для вас документы. Интересуйтесь своей очередностью на получение жилья. Если вы проживаете и прописаны всей семьей у тещи, у своих родителей, но размер жилья ниже установленного, не успокаивайтесь. Это еще не основания для выделения вам жилья. Запаситесь дополнительными аргументами. При увольнении со службы вам могут отказать в жилье со ссылкой, что вы являетесь членом семьи собственника жилого помещения и проживаете (прописаны) у тещи (родителей). Советую вам заключать договор аренды жилья со своей тещей или родителями и сдавать этот договор в часть. Самое важное — если вы прописаны у своих родственников и площадь ниже установленной, вы стоите на очереди в части — через суд добивайтесь решения суда, что вы с родителями (тещей) являетесь разными семьями. Истцом в этом случае лучше пусть будут родители или теща. Такое судебное решение выбьет все козыри у командования части отказать вам в предоставлении жилья. Если не ошибаюсь, предлагать вариант обеспечения жильем могут 3 раза и лишь потом передвигать в очереди. Имейте ввиду: если вам предложили комнату, это незаконно. Согласно ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» жильем признается отдельная квартира, дом. В случае, если вам предложили ненадлежащую квартиру и вы от неё отказались, а следующую достойную квартиру предложили уже следующему очереднику или «приблатненному», обжалуйте это выделение. Если смолчите, в будущем суд сочтет это как ваше согласие на передвижение вас в очереди.

Здравствуйте! У нас в части типичная ситуация, предложили комнату в общежитии, общежитие оказалось в плохом состоянии. Система газификации общежития оказалась в аварийном состоянии (даже есть заключения проверки газой системы общежития) везде грибок и нет душевых и ванн, жители сами провели себе воду в комнаты. Мы написали в ЮРУЖО отказ от комнат. И теперь финслужба отказывает нам в выплате поднаема ссылаясь на то что на предоставлялось служебное жильё. Причём что у нас в части даже сделали акты проверок жилищных условий в этом общежитии и признали его не годным. Подскажите пожалуйста как быть?

Ваш вопрос возможно решить в части. Пишите рапорт по команде о выплате денег за поднаем или пишите рапорт о том, что вам не выплачивают по непонятной причине эти деньги. Можете написать письмо на имя командира и попросить объяснить причину невыплаты. Это письмо обязаны зарегистрировать в журнале обращений и писем граждан и дать на него ответ. Такой учет писем контролируют при проверках части. В вашей части есть помощник командира по правовой работе. Обратитесь к нему с жалобой и он вынужден будет доложить командиру о незаконности действий начфина. Вот первичные ваши действия. Далее можно писать жалобу в военную прокуратуру. Как вариант — можно написать рапорт на имя начфина со своей просьбой и пусть он документально в ответе подтвердит законность невыплаты. А потом можно уже лично на него подать иск в военный суд с обжалованием действий должностного лица. Тут уж он лично будет вертеться, как выйти из этой ситуации. Главное, не бойтесь настаивать на реализации своего права.

Здравствуйте я Военнослужащий мне пришла выписка из протокола жилищной комиссии законно ли их действие ?
В жилищную комиссию повторно обратился Военнослужащий с рапортом от 13.06.2018 по вопросу признания его и членов его семьи: он, супруга и два сына 1995, 1993 г.р. (всего — 4 человека), нуждающимися в жилом помещении и принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному при увольнении с военной службы месту жительства в г. Одинцово Московской области.
Военнослужащий 1962 г.р. первый контракт о прохождении военной службы им был заключен после 01.01.1998, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более 17 лет‚ но менее 20 лет. (ОСТАВАЛОСЬ ТРИ МЕСЯЦА ДО 20 ПОЛНЫХ КАЛЕНДАРЕЙ)
Приказом Службы уволен с военной службы по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Из списков личного состава Службы на дату обращения с рапортом исключен не был, исключение из списков личного состава Службы определено 20.10.2018.
Ранее, Военнослужащий и его дети 19.09.2011, Т.е. в период прохождения им военной службы по контракту, совершили сделку по отчуждению находящегося у них в долевой собственности (по 1/3 доли в праве собственности на каждого) жилого помещения.
Данное жилое помещение было приобретено ими ( до службы) в собственность бесплатно в порядке приватизации на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 05.09.2005. заключенного с администрацией Рыбинского муниципального района Ярославской области, в данном жилом помещении Военнослужащий и члены его семьи проживали и были зарегистрированы по месту жительства с 13.02.1995.
Таким образом, Военнослужащий и члены его семьи в период с 13.02.1995 по 06.10.2005 были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания по линии органа местного самоуправления как наниматели находящегося в муниципальной (государственной) собственности жилого помещения. а с 06.10.2005 по 19.09.2011 — в качестве собственников жилого помещения по результатам его бесплатной приватизации общей площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной по г. Одинцово (8м2) Московской области.
Согласно части 2 статьи 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, к государственному жилищному фонду также относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов Народных Депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Военнослужащий поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», то есть за счет государства, при обеспеченности его ранее в 1995 году жильем из государственного жилищного фонда и без его сдачи (определения Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2015 № 201- КГ15—21 и от 15.09.2016 № 204-КГ16—3).
При таких данных у него и членов его семьи отсутствуют основания для признания нуждающимися в жилом помещении по избранному при увольнении с военной службы месту жительства в г. Одинцово Московской области и обеспечения жилым помещением за счет государства
Руководствуясь пунктами 1 (абзац двенадцатый), 14 статьи 15, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктом 2 части 1 статьи 51, статьей 52, пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 512 (ред. от 09.12.2017) «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации И предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», Порядком реализации в органах федеральной службы безопасности постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512, утвержденным приказом ФСБ России от 04.12.2013 №,726, приказом ФСБ России от 24.10.2011 № 590 (ред. от 23.05.2013) «0б утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями»,
Жилищная комиссия решила: ОТКАЗАТЬ Военнослужащему и членам его семьи: он, супруга и два сына (всего — 4 человека), в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Одинцово Московской области, ПОСКОЛЬКУ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДТВЕРЖДАЮТ ПРАВО СООТВЕТСТВУЮЩИХ ГРАЖДАН СОСТОЯТЬ НА УЧЕТЕ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ; освободить и сдать в 3-месячный срок со дня исключения из списков личного состава Службы в занимаемое служебное жилое помещение балансодержателю в надлежащем состоянии по акту приема- передачи и технического состояния служебного жилого помещения с предоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.
Нет ли здесь нарушения прав и есть судебная практика по данному вопросу?

В письме МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 августа 2017 г. N 28068-ЕС/05
сказано:
2.5. Согласно положениям статьи 53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:
вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи;
переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника;
отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;
неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.»
Вы имели право после 2016 г. стать на очередь. Кроме того, ваша жена как член семьи военнослужащего не была обеспечена жильем. Так что даже на неё вы можете просить жилье. Я не знаю, какая площадь у вас была в Рыбинске, хватало ли на всех членов семьи и не владеет ли ваша жена еще какой площадью, чтобы её могли исключить как нуждающуюся. Считаю, что вы должны писать рапорт на командира о признании решения жилищной комиссии незаконным и если не устроит его ответ — подавать заявление в суд о признании решения ЖБК, утвержденного командиром части, незаконным. Рапорт подайте с отметкой о получении в секретной части или т.п. Если откажутся ставить на вашем экземпляре рапорта отметку — шлите командиру заказным письмом с описью вложения. Судебная практика по этим вопросам богатая и разнообразная. У меня нет возможности быстро её изучить применительно к вам. Но шансы у вас имеются. Опять же, не знаю всех ваших обстоятельств. Обжалуя решения не в вашу пользу, ссылайтесь на ст. 53 ЖК РФ и необеспеченность жены.

Дополнительно что еще посоветую. Если обратитесь с иском в военный суд, пишите отдельное ходатайство в суд о приостановке решения ЖБК в части освобождения вами жилья в 3-месячный срок, до рассмотрения дела судом по-существу. Это протянется довольно долго, так что вас воинская часть не сможет выселить из квартиры, так как у вас на руках будет определение суда. Желательно, чтобы вам кто-то помогал по юридической линии. Вам желательно оттянуть момент выселения. Это возможно, так как наша судебная машина чешется очень медленно, и при желании можно тянуть эту резину продолжительное время.

Еще по теме: