Пересмотр дела об административном правонарушении

Рубрики Новости

Вопрос 6. Пересмотр постановлений или решений по делам об административных правонарушениях.

Рассматриваемая стадия производства по делам об административных правонарушениях обеспечивает гарантии законности и обоснованности вынесения решения по делу об административном правонарушении.

Под пересмотром понимается рассмотрение дел органами, на которые возложен контролъ за законностью постановлений по делам об административных правонарушениях, или повторное рассмотрение дел органом, принявшим постановление, либо рассмотрение дела по

подведомственности иным органом, если оно было рассмотрено

некомпетентным субъектом административной юрисдикции .

Пересмотр — это новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить ранее принятое постановление без

Рассмотрим более подробно этапы стадии пересмотра постановлений и решений по делу об административном правонарушении.

Первым этапом является подача жалобы на постановление по делу или решение по жалобе.

Так, физическое, должностное или юридическое лицо, будучи привлеченным к административной ответственности, может самостоятельно выбрать в качестве инстанции обжалования либо судебную инстанцию, либо вышестоящий орган, либо вышестоящее должностное лицо. [110] [111]

Согласно ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения, а так же при назначении административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Таким образом, впервые КоАП РФ вводит принцип опосредованного принесения жалобы. Такая система позволяет преодолеть целый ряд сложностей, с которыми может столкнуться субъект, подающий жалобы, в процессе обжалования постановления.

Следующий этап — подготовка к рассмотрению жалобы.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица (31.4 КоАП РФ).

Особого внимания заслуживает вопрос определения процессуальных сроков обжалования. Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Моментом для исчисления процессуального срока обжалования является не момент вынесения постановления, а момент его получения субъектом или вручения ему. Таким образом, процессуальное течение сроков обжалования оказывается независимым от обстоятельств доставления субъекту

Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Жалоба на постановлении по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копии постановлений.

Предметом обжалования выступает также определение об отказе в возбуждение дела об административном правонарушении.

Следующий этап — рассмотрение жалобы.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей согласно внесенных в 2010 году ФЗ №69 изменений в ст. 30.5 КоАП в двухмесячный срок. Рассмотрение жалобы осуществляется как судьей, так и должностным лицом единолично.

Жалоба на постановление по делам об административных правонарушениях, предусмотренная ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, и жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежат рассмотрению в 5-дневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Здесь следует обратить внимание на момент передачи адресату обжалования материалов дела. Как свидетельствует правоприменительная практика, очень часто юрисдикционные органы сталкиваются с вопросом, что понимать под материалами дела и в каком объеме они должны быть предоставлены рассматривающему жалобу органу.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении повторяются по сути все процессуальные действия, предусмотренные ст. 29,7 КоАП РФ:

1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия.

9) В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления органа исполнительной власти о привлечении к административной ответственности возможно лишь в сторону его смягчения.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать (ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ) сведения:

-о должности, фамилии и имени судьи, должностного лица, наименовании и составе коллегиального органа, вынесших постановление;

-о дате и месте рассмотрения дела;

-о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

-об обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела;

-о статье КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основаниях прекращения производства по делу;

-о мотивированности решения по делу;

— о сроках и порядке обжалования постановления.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данного судьи или должностного лица.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Согласно ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем — в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 30.2—30.8 КоАП РФ, т.е. правила подачи и рассмотрения жалобы с соблюдением сроков подачи, повторное рассмотрение материалов дела и вынесение решения по жалобе. Копия решения направляется физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему, в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Часть 2 ст. 30.9 КоАП РФ устанавливает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд. Применительно к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав жалоба подается — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; а вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Часть 3 ст. 30.9 КоАП РФ определяет процедуру пересмотра решений. Исходя из содержания рассматриваемой статьи, следует, что, если деликвент обжаловал первоначальное постановление (например, в суд) и получил по жалобе решение, не удовлетворившее его, ему следует вернуться к процедуре обжалования, предусмотренной ст. 30.2—30.8 КоАП РФ. Однако здесь оказывается непонятным, будет ли такой возврат означать возобновление первоначального обжалования постановления по делу либо будет расцениваться как новая процедура пересмотра. В первом случае если процесс пересмотра будет сведен к процедуре первоначального обжалования именно постановления, а не решения по жалобе, то тогда суду пришлось бы выносить решение по делу, уже рассмотренному судом, что недопустимо с точки зрения процессуального законодательства. Если же данную процедуру следует рассматривать как отдельную от первоначальной, то, следовательно, будет весьма нелогичным применять к ней те же правила, что и к процедуре первоначального обжалования.

Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения осуществляется на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 — 30.3 КоАП РФ т.е. 10 суток, 5 суток.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4 — 30.8 КоАП РФ.

Копию решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и потерпевшему в трехдневный срок после вынесения решения.

Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

Право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Г енеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям.

В соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 № 113-О, часть 3 ст. 30.11 КоАП РФ предполагает обязанность суда надзорной инстанции известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

административном правонарушении, о факте подачи надзорной жалобы потерпевшим (если только жалоба не возвращается заявителю), а также предоставить возможность ознакомиться с жалобой и привести свои

возражения на нее.

Вступившие в законную силу постановление по делу об

административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и СанктПетербурга, судов автономной области и автономных округов и их

заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители.

Вступившие в законную силу постановление по делу об

административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

На основе вышеизложенного можно подвести итог, заключающийся в том, что процедура пересмотра решения представляет собой совершенно обособленный этап административного процесса, так же как и процесс первоначального обжалования. Каждый из них несет свою особую процессуальную нагрузку. Процесс обжалования, прежде всего, основан на первоначальном юрисдикционном акте и преследует цель его преобразования.

Процесс же пересмотра решения по жалобе является уже вторичным и основывается на последующих решениях компетентных органов. Таким образом, два данных процесса имеют не только различные основания для инициирования, но и преследуют различные цели. Поэтому, как нам представляется, было бы неправильным рассматривать их как единое целое или подменять одно другим. На сегодняшний день существует единственный способ преодоления данной ситуации: несмотря на то, что в указанной норме КоАП отсутствуют ссылки на ГПК и АПК, при осуществлении процесса пересмотра постановлений следует исходить из установлений норм гражданского и арбитражного процессов в соответствии с выбором соответствующей инстанции производства.

1. Необходимо отметить, что возбуждение дела об административном правонарушении — это стадия, содержанием которой, является комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств совершенного административного правонарушения, их процессуальную фиксацию и подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу. От качества выполнения процессуальных действий на этой стадии зависит законность и обоснованность выносимых по делам об административных правонарушениях решений.

2. Рассмотрение дела — наиболее важная стадия производства по делу об административном правонарушении, так как ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения.

Законодатель придает большое значение объективности и беспристрастности рассмотрения дела, поэтому при наличии оснований, указывающих на заинтересованность судьи, члена коллегиального органа, должностного лица в исходе дела, указанные лица не допускаются к процессу.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения, а в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть рассмотрено по месту его жительства. Дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего это расследование. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

3. Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является факультативной. Она может быть инициирована отдельной категорией участников производства по делу об административного правонарушении. В их числе субъекты, полномочные обжаловать постановление по делу об административном правонарушении (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; их законные представители физического лица, законные представители юридического лица; защитник и представитель), а также прокурор, обладающий правом опротестования решения.

Решения должностных лиц органов внутренних дел могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд. Право выбора, куда адресуется жалоба, принадлежит ее автору. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подается в арбитражный суд.

Пересмотр дела об административном правонарушении

20.6. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Существует следующий порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении: вынесенного судьей – в вышестоящий суд; вынесенного коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенного должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенного иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

К субъектам, полномочным обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

• выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

• разрешают ходатайство, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

• направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи, должностного лица.

Порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

• объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

• устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

• проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

• выясняются причины неявки участников производства по делу и принимаются решения о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

• разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

• разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

• оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

• проверяется законность вынесенного по делу постановления (заслушиваются участники производства по делу, иные субъекты, исследуются иные доказательства);

• в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Виды решений по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении:

• об оставлении постановления без изменения, ажалобы – без удовлетворения;

• об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

• об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, атакже при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

• об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения меры закона об административном правонарушении, влекущей назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

• об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Пересмотр дела об административном правонарушении

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Согласно ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу. Перечисленные должностные лица и органы обязаны в течение трех суток с даты подачи жалобы направить ее для рассмотрения по существу в суд, орган либо должностному лицу, правомочному ее рассмотреть.

В случае пропуска 10-суточного срока, указанный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, также может быть обжаловано.

Протест на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении может быть принесен на основании жалобы гражданина в органы прокуратуры прокурором в том же порядке. Если на момент разрешения прокуратурой жалобы гражданина по существу вышеуказанный срок пропущен, прокурор, в случае принесения протеста обязан обратиться в суд либо орган, правомочный рассматривать протест, с заявлением о восстановлении пропущенного срока и обязан доказать, что срок пропущен по уважительным причинам.

В случае отмены постановления о привлечении гражданина к административной ответственности по основаниям, связанным с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, гражданином может быть поставлен вопрос о возмещении морального вреда и материального ущерба.

Моральный вред и материальный ущерб, причиненные незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном главой 11 Гражданского кодекса Российской Федерации в судебном порядке.

4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, поскольку лишь определенное, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.

Существо ее состоит в том, что орган административной юрисдикции (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и принимает меры, установленные законом, по устранению нарушений законности. Практика показывает, что 17-18 % лиц, подвергнутых мерам административного наказания, считают вынесенное постановление неправомерным. Около 60 % жалоб на постановления должностных лиц органов внутренних дел по делам об административных правонарушениях удовлетворяются судебными органами.

Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ. Оно представляет собой одну из форм участия граждан РФ в государственном управлении и служит восстановлению нарушенных прав граждан, способствует выявлению и устранению недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.

В соответствии с законодательством обжалованию подлежат постановления любого органа административной юрисдикции.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается гражданином лишь в письменной форме и может затрагивать любые вопросы, связанные с производством по административному правонарушению. Правом подачи жалобы преимущественно пользуются лица, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания, потерпевшие. В то же время данное право может быть реализовано и другими участниками производства, а именно: законными представителями (родители, усыновители, опекуны, попечители и т.п.), защитником и представителем.

Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.1 КоАП РФ. В соответствии с ней данное постановление обжалуется следующим образом:

— постановление, вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

— вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;

— вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

— вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если постановление обжалует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то жалоба подается в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает несколько способов обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Первый – судебный, второй – альтернативный, когда постановление может быть обжаловано и в вышестоящий орган, и в суд. Сочетание административного (ведомственного) и судебного порядка обжалования гарантирует квалифицированное рассмотрение жалобы и обеспечивает соблюдение законности в производстве по делу. При этом следует отметить, что рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом исполнительной власти не является препятствием для обращения в суд. Если жалоба поступила одновременно в суд и в вышестоящий орган, то жалобу рассматривает суд.

В соответствии с законодательством жалоба подается в орган, вынесший постановление. В течение трех суток она должна быть направлена вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить ее по существу.

Для обеспечения оперативного рассмотрения дел об административном правонарушении законодательством установлен 10-дневный срок разрешения жалобы по существу с момента ее поступления (ст. 30.5 КоАП РФ). Отсчет 10-дневного срока начинается со дня регистрации жалобы в органе, правомочном ее рассматривать. Окончанием срока рассмотрения жалобы считается момент принятия по ней соответствующего решения.

Жалоба на постановление об административном аресте должна быть рассмотрена в течение суток с момента её подачи.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления. При этом подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления до ее рассмотрения компетентным органом (должностным лицом). Исключение составляют постановления о назначении таких видов административного наказания, как штраф, наложенный на месте совершения административного проступка, предупреждение и административный арест.

Несвоевременная подача жалобы гражданином не влечет приостановления исполнения постановления по делу, а сама жалоба не рассматривается до выяснения причин пропуска срока.

Соблюдение заявителем установленного срока подачи жалобы может быть подтверждено почтовой квитанцией или почтовым конвертом со штемпелем, данными регистрационного журнала, расписками лиц, принявших жалобу, и другими способами. Срок подачи жалобы заканчивается по истечении рабочего времени десятого дня из предоставленных для обжалования постановлений. Если окончание срока обжалования приходится на выходной (праздничный) день, то жалоба может быть принята к рассмотрению в первый следующий за ним рабочий день.

Помимо жалобы основанием для пересмотра дела об административном правонарушении является протест прокурора в порядке общего надзора. Основанием для принесения протеста является издание органами (должностными лицами) противоречащих законодательству постановлений по делам об административных правонарушениях. Протест на постановление приносится как по собственной инициативе прокурора при выявлении им нарушений законности, так и по жалобе гражданина и адресуется в орган (должностному лицу), вынесший постановление, или в вышестоящий орган.

Протест прокурора приостанавливает исполнение постановления по делу, но не отменяет его. Протест подлежит обязательному рассмотрению в срок не позднее 10 дней с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

При рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо), разрешающий дело во второй инстанции, обязан проверить следующие обстоятельства: 1) имел ли место факт административного правонарушения; 2) виновно ли лицо, совершившее правонарушение; 3) подлежит ли оно административной ответственности; 4) противоправно ли совершенное лицом деяние; 5) был ли нанесен имущественный ущерб, его размер и другие факты.

После рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо) в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ принимает одно из следующих решений: 1)

оставляет постановление без изменения, а жалобу, протест без удовлетворения; 2)

отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение.

Дело направляется на новое рассмотрение в том случае, если постановление вынесено без достаточных оснований и без учета всех обстоятельств.

Основаниями для отмены постановления могут служить различные факты: привлечение к административной ответственности ненадлежащего лица, несоответствие выводов постановления фактическим обстоятельствам дела и др.; 3)

отменяет постановление и прекращает дело.

Отмена постановления и прекращение дела осуществляется органом (должностным лицом) и при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ);

4) изменяет меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение. При этом, как правило, решается вопрос об изменении суммы налагаемого на правонарушителя штрафа или сокращении срока лишения специального права. При наличии альтернативных санкций за то или иное правонарушение может быть решен вопрос о замене административного наказания (наложение предупреждения вместо штрафа).

Орган, рассматривающий жалобу, не вправе при пересмотре дела усиливать административное наказание.

Если постановление по делу об административном правонарушении вынесено органом (должностным лицом), не правомочным решать данное дело, то постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Орган (должностное лицо), рассмотревший дело по жалобе гражданина или по протесту прокурора, обязан сообщить заинтересованным лицам о принятом им решении. В этих целях копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается заявителю.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено постановление, и потерпевшего в день вынесения решения.

Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в судебном порядке либо опротестовано прокурором.

В случае если жалоба признана обоснованной, а постановление об административном наказании уже исполнено, гражданину возмещается ущерб, причиненный незаконным назначением наказания.

Пересмотр дела об административном правонарушении

Управление Роскомнадзора по Самарской области

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ вправе лицо, в отношении которого оно вынесено; потерпевший; законные представители юридического лица, защитник и представитель независимо от их участия в деле.

Жалобу на постановление, вынесенное судьей, рассматривает вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом – районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом — вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо либо районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.

Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска, указанного срока, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу,

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 — 30.8 КоАП РФ.

Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 настоящего Кодекса, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим такое постановление.

Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 — 30.3 КоАП РФ.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 — 30.8 КоАП РФ.

Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5 КоАП РФ, в трехдневный срок после вынесения решения.

Право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 КоАП РФ.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.

Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в порядке надзора жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

4. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений) пересматриваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

5. Вступившие в законную силу постановление судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются в порядке надзора окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с законодательством о военных судах.

Подача жалобы, принесение протеста в порядке надзора

В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;

2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;

7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

К жалобе, протесту должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;

4) копии жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 КоАП РФ.

Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются

Еще по теме:

  • Как получить украинцу разрешение на временное проживание в россии РВП для граждан Украины в упрощенном порядке Для законного пребывания на территории Российской Федерации иностранный гражданин (далее ИГ) обязан оформить разрешение на временное проживание […]
  • Код кбк на возврат ндфл КБК в 3-НДФЛ Актуально на: 22 февраля 2017 г. При заполнении раздела 1 «Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» декларации по форме 3-НДФЛ (утв. […]
  • Начисление пени расчет Порядок расчета и учет пени за просрочку платежа в 2017 году Штрафные проценты, оговоренные сторонами при заключении договора либо установленные Законом, которые должник обязан уплатить в […]
  • Адвокат ульянкин СЛУШАНИЕ ДЕЛА ВАЛЕРИЯ ПОДЪЯЧЕГО Среда, 27 июля 2017 г. Заседание суда открывается сегодня в 16.30 Вадерий Подъячий и Семен Клюев на украинском судилище в 2011 г. Сегодня в Киевском […]
  • Статья 255 трудовой кодекс 2018 Статья 255. Отпуска по беременности и родам Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и […]