Полномочия палаты представителей в рб

Рубрики Публикации

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат:

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, избираемых на основе:

Кандидатом в депутаты Палаты представителей вправе быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь является палатой территориального представительства и состоит из 64 членов.

Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь, а остальные избираются на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании по восемь членов Совета Республики от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы нового состава палат Парламента назначаются:

и проводятся:

Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов.

Срок полномочий Парламента – четыре года.

По решению Президента Республики Беларусь полномочия Палаты представителей могут быть прекращены в случаях:

Полномочия Палаты представителей и Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь. Решения по этим вопросам принимает Президент не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты не могут быть распущены:

Не допускается также роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь позволяет совмещение мандата депутата Палаты представителей с должностью члена Правительства.

Членами Совета Республики не могут быть:

Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий, за исключением случаев обвинения в клевете и оскорблении.

Депутат Палаты представителей ответственен за свои действия перед избирателями. Он может быть отозван избирателями по основаниям, предусмотренным законом. Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики избирают из своего состава соответственно:

Для организации работы палат, их комиссий, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Парламента, регламентами Палаты представителей и Совета Республики предусматривается создание Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики.

Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат, а также осуществления контрольных полномочий палаты избираются постоянные комиссии.

Работа ПарламентаНационального собрания Республики Беларусь осуществляется в сессионном порядке. Палаты собираются на две очередные сессии в год:

В случае особой необходимости на основании указа Президента Республики Беларусь Палата представителей, Совет Республики созываются на внеочередную сессию.

Внеочередные сессии созываются по определенной повестке дня по инициативе Президента либо по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Палата представителей осуществляет следующие виды деятельности:

  • об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
  • военной доктрины;
  • ратификации и денонсации международных договоров;
  • об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан;
  • о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;
  • о правах национальных меньшинств;
  • об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
  • установлении республиканских налогов и сборов;
  • о принципах осуществления отношений собственности;
  • об основах социальной защиты;
  • о принципах регулирования труда и занятости;
  • о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении;
  • об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
  • об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства;
  • о местном самоуправлении;
  • о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей;
  • об уголовной ответственности;
  • об амнистии;
  • об объявлении войны и заключении мира;
  • о правовом режиме военного и чрезвычайного положения;
  • об установлении государственных наград;
  • о толковании законов;
  • Совет Республики:

    Главной функцией Парламента является законотворчество.

    Законодательный процесс в Республике Беларусь начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания.

    Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладают:

    Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь:

    Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

    Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись:

    Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

    Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь

    Понятие, структура, срок полномочий Парламента. Co гласно Конституции Парламентом является Национальное со­брание Республики Беларусь — представительный и законода­тельный орган республики

    Парламенг состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики

    Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года Членом Совета Респуб­лики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет

    Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полно­мочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией Одно И TO же лицо не может быть одновременно членом двух палат Парламента Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депу­татов Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства He допускается совмещение обязаннос­тей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи Срок полномочий белорусского Парламента — 4 года Полно­мочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны B случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики мо­гут быть прекращены досрочно

    B составе Палаты представителей 110 депутатов Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответст­вии с законом на основе всеобщего, свободного, равноі о, прямо­го избирательного права при тайном голосовании

    Совет Республики является палатой территориального пред­ставительства Избрание осуществляется тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска Таким образом избира­ется по 8 членов Совета Республики, еще 8 членов Совета Респуб­лики назначаются Президентом Республики Беларусь.

    Компетенция Парламентси Основная функция любого Пар­ламента — законо творческая (наряду с контрольной и распоряди­тельной). Принятие законов — это дело обеих палат, однако зако­нотворческий процесс всегда начинается в Палате представите­лей. Согласно белорусскому законодательству любой законопро­ект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассмат­ривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно ее полномочиями и не требуют обязатель­ного участия другой палаты.

    Полномочия Палаты представителей:

    1. Рассмотрение проектов законов о внесении изменений и по­полнений в Конститѵиию. о толковании Конститѵпии.

    Указанные проекты Палата представителей может рассмат­ривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих изби­рательным правом. Таким образом, в данном случае требуется инициатива от специально уполномоченного на то субъекта. Ор­ганы и лица, указанные в ст. 99 Конституции, которые обладают правом законодательной инициативы,\не могут в порядке реали­зации этой инициативы ставить вопрос перед Палатой представи­телей о корректировке Конституции либо ее толковании.

    Согласно Конституции закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одоб­рений Парламентом с промежутком не менее 3 месяцев.

    Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, о толковании Консти­туции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Это правило должно действовать при проведении требуемых двух обсуждений и одобрений (голосований).

    B целях исключения какого-либо давления на волю депута­тов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополне­ния Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т.п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

    Практически аналогичной является процедура толкования Конституции Палатой представителей, которая имеет цель обес­печить правильное и единообразное толкование конституцион­ных норм. Регламентом предусмотрено направление такого про­екта депутатам не позднее чем за 7 дней до рассмотрения на засе­дании Палаты представителей.

    2. Рассмотрение проектов законов.

    K компетенции Палаты представителей отнесено рассмотре­ние проектов законов, в том числе об утверждении основных на­правлений внутренней и внешней политики Республики Бела­русь; военной доктрины; ратификации и денонсации международ­ных договоров; об основном содержании и принципах осуществ- чіения прав, свобод и обязанностей фаждан; о фажданстве, стату­се иностранцев и лиц без фажданства; о правах национальных меньшинств: об утверждении республиканского бюджета и отче­та о его исполнении: установлении республиканских налогов и сборов: о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты: о принципах регулирования фу- да и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении: об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов администра- тивно-территориального усфойства государства, о местном са­моуправлении; о суцоусфойстве, судопроизводстве и статусе су­дей; об уголовной ответственности; об амнистии: об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрез­вычайного положения; об установлении государственных нафад; о толковании законов.

    3. Внесение препложения о провепении референлѵма. Назна­чение выборов Президента.

    Решение о назначении выборов Президента Республики Бе­ларусь и об обеспечении связанных с этим организационных ме­роприятий по их подготовке и проведению является исключи­тельным правом Палаты представителей: оно принимается без участия второй палаты — Совета Республики. Данное решение принимается в форме постановления Палаты представителей.

    4. Рассмофение вопросов об отставке и досрочном освобож­дении от должности, смешении с должности Презипента Респуб­лики Беларусь.

    Срок полномочий Президента Республики Беларусь — пять лет, однако он в любое время может подать в отставку, которая принимается Палатой представителей, что должно быть зафик­сировано соответствующим постановлением

    Президент не обязан указывать мотивы своей отставки. B Регламенте Палаты представителей следовало бы предусмотреть процедуру принятия отставки.

    Согласно Конституции Президент Республики Беларусь мо­жет быть досрочно освобожден от должности при стойкой не­способности по состоянию здоровья осуществлять свои обязан­ности. Решение о досрочном освобождении от должности Прези­дента принимается большинством не менее 2/3 голосов от полно­го состава Палаты представителей и большинством не менее Двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комис­сии.

    Президент может быть смещен с должност и в связи с совер­шением государственной измены или иного тяжкого преступле­ния. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее 1/3 ее депутатов. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее 2/3 от полного состава Совета Республики, а также не ме­нее 2/3 от полного состава Палаты представителей.

    Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Консти­туцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парла­мента.

    5. Целегирование Президенту законопательных полномочий.

    Конституция предусматривает право Палаты представителей и Совета Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента делегиро­вать ему законодательные полномочия на издание декретов, име­ющих силу закона. Такой закон может быть принят: во-первых, только с участием обеих палат; во-вторых, предложение о наделе­нии законодательными полномочиями должно исходить только от Презид’ента. Такой закон должен определять предмет регули­рования и срок полномочий Президента на издание декретов.

    Помимо рассмотренных основных правомочий Палаты пред­ставителей, она дает согласие Президенту на назначение Пре­мьер-министра; одобряет шіи отклоняет программу деятельности Правительства, с которой выступает Премьер-министр; рассмат­ривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Пра­вительству; выражает вотум недоверия Правительству, а также отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

    Палата представителей может принимать решения по иным вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

    Полномочия Совета Республиюи Принимая участие в зако­нотворческом иронессе. Совет Республики имеет право одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты зако­нов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толко­вании Конституции; проекты иных законов.

    Совет Республики обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов. Как уже отмечалось, он дает согла­сие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и су-

    й Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референду- ‘yOB, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления ^Национального банка: избирает шесть судей Конституционного «Суда; избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референду- ;;:>’MOB.

    ению к местным Советам. Так, Совет Республики вправе отме-

    ■авительства, поэтому он обладает рядом полномочий по отно-

    Совет Республики является палатой территориального пред-

    ^цять решения местных Советов депутатов, не соответствующие ^’законодательству: принять решение о роспуске местного Совета !’депутатов в случае систематического или грубого нарушения им ї Требований законодательства и в иных случаях, предусмотрен- IiHbix законом.

    £ Совет Республики является второй инстанцией, которая по- Д/ сле Палаты представителей рассматривает обвинение против

    6 Президента в совершении государственной измены или иного © тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. . ’ При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от Y Полного состава принимает решение о смещении Президента с w должности; рассма гривает указы Президента о введении чрезвы- *«; чайного положения, военного положения, полной или частичной Я мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их вне-

    7 сения принимает соответствующее решение; может принимать * . решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конститу- — цией.

    О Палате представителей

    Порядок образования Палаты представителей

    Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы нового состава Палаты представителей назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва. Внеочередные выборы Палаты представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения ее полномочий.

    Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам Республики Беларусь. Депутатом Палаты представителей вправе быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

    Расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.

    Первая после выборов сессия Палаты представителей созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов.

    Срок полномочий Палаты представителей

    Срок полномочий Палаты представителей — четыре года. В то же время Конституция Республики Беларусь оговаривает возможность, условия, а также порядок досрочного прекращения полномочий Палаты представителей. По решению Президента Республики Беларусь полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случаях:

    • отказа Палатой представителей в доверии Правительству;
    • выражения вотума недоверия Правительству;
    • двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра;
    • прекращения полномочий Совета Республики.

    Полномочия Палаты представителей могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь. Решения по этим вопросам принимает Президент не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с Председателем Палаты представителей.

    Палата представителей не может быть распущена в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами Парламента вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается также роспуск Палаты представителей в течение года со дня ее первого заседания.

    Компетенция Палаты представителей

    Согласно Конституции Республики Беларусь Палата представителей:

    1. рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
    2. рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройство государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;
    3. назначает выборы Президента;
    4. назначает выборы Президента Республики Беларусь;
    5. дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
    6. заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу;
    7. повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;
    8. рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
    9. по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству;
    10. вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;
    11. принимает отставку Президента; выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;
    12. на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;
    13. отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

    Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    от 4 ноября 1998 года №196-З

    О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

    (В редакции Законов Республики Беларусь от 29.06.2000 г. №405-З, 04.01.2003 г. №183-З, 30.12.2006 г. №198-З, 14.06.2007 г. №239-З, 15.07.2008 г. №408-З, 15.07.2008 г. №409-З, 04.01.2010 г. №106-З, 15.07.2010 г. №164-З, 13.12.2011 г. №325-З, 02.05.2012 г. №355-З, 25.11.2013 г. №72-З, 01.01.2015 г. №232-З, 17.07.2018 г. №126-З)

    Принят Палатой представителей 8 октября 1998 года

    Одобрен Советом Республики 22 октября 1998 года

    Настоящий Закон определяет права и обязанности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее соответственно — депутат Палаты представителей, член Совета Республики), устанавливает основные правовые и социальные гарантии осуществления ими своих полномочий.

    Глава 1. Общие положения


    Статья 1. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики

    Депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.

    Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

    Членом Совета Республики является лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в Совете Республики, а также иными полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.

    Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, в городе Минске не менее пяти лет.

    Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

    Статья 2. Участие депутата Палаты представителей в осуществлении государственной власти

    Осуществление Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее — Палата представителей) государственной власти в пределах своих полномочий основывается на активном и равноправном участии в ее работе каждого депутата.

    Депутат Палаты представителей принимает участие в рассмотрении вопросов, отнесенных Конституцией Республики Беларусь к компетенции Палаты представителей.

    Важнейшим направлением деятельности депутата Палаты представителей является участие в законотворческом процессе.

    Депутат Палаты представителей при осуществлении своей депутатской деятельности и выполнении своих предвыборных программ в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Беларусь вправе свободно выражать свое мнение и голосовать, руководствуясь интересами народа, своими убеждениями и учитывая экономические и социальные возможности государства.

    Статья 3. Участие члена Совета Республики в осуществлении государственной власти

    Осуществление Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее — Совет Республики) государственной власти в пределах своих полномочий основывается на активном и равноправном участии в работе каждого его члена.

    Член Совета Республики участвует в рассмотрении вопросов, отнесенных Конституцией Республики Беларусь к компетенции Совета Республики.

    Статья 4. Законодательство о статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики

    Статус депутата Палаты представителей, члена Совета Республики определяется Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом. Отдельные вопросы их деятельности могут регулироваться иными актами законодательства Республики Беларусь, регламентами Палаты представителей и Совета Республики.

    Статья 5. Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики

    Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики — четыре года.

    Срок исполнения полномочий депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 настоящего Закона.

    Депутат Палаты представителей, член Совета Республики считаются осуществлявшими свои полномочия на профессиональной основе в течение созыва при условии, что они не позднее трех месяцев со дня первого заседания вновь избранной соответствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь перешли на профессиональную работу в Парламент и осуществляли ее до окончания срока своих полномочий, установленного частью второй настоящей статьи.

    Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может быть продлен в соответствии с частью первой статьи 93 Конституции Республики Беларусь только в случае войны.

    Часть пятая статьи 5 исключена в соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2013 г. №72-З

    Статья 6. Условия осуществления депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики своих полномочий

    Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

    Член Совета Республики осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе либо без отрыва от трудовой (служебной) деятельности. Он освобождается от исполнения трудовых (служебных) обязанностей по месту основной работы на время осуществления им своих полномочий.

    На депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, распространяются положения Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №70, 2/953) с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Заработная плата, медицинское, санаторно-курортное и социально-бытовое обеспечение депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики определяются в соответствии с законодательными актами.

    Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, не вправе:

    Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд

    ГЛАВА 3.

    ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Статья 79. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

    Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую иэкономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

    Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

    Статья 80. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным

    правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

    Статья 81. Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

    Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

    Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

    Статья 82. Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

    Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

    Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

    Порядок проведения выборов Президента определяется законом Республики Беларусь.

    Статья 83. Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания:

    «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

    Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

    Статья 84. Президент Республики Беларусь:

    1) назначает республиканские референдумы;

    2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

    3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных

    4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

    5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

    6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

    7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает

    решение об отставке Правительства или его членов;

    8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

    9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских

    референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

    10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

    11) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

    12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

    13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

    14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

    15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

    16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

    17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

    18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

    19) осуществляет помилование осужденных;

    20) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

    21) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

    22) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

    23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;

    24) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

    25) имеет право отменять акты Правительства;

    26) непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

    27) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

    28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

    29) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

    30) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

    Статья 85. Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

    В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

    Статья 86. Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

    Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

    Статья 87. Президент может в любое время подать в отставку.

    Отставка Президента принимается Палатой представителей.

    Статья 88. Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами

    Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики.

    Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

    Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

    В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

    Статья 89. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

    ГЛАВА 4.

    ПАРЛАМЕНТ — НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

    Статья 90. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

    Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

    Статья 91. Состав Палаты представителей — 110 депутатов.

    Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

    Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.

    Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

    Статья 92. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

    Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

    Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.

    Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

    Статья 93. Срок полномочий Парламента — четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

    Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам ее нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет тридцатидневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области или города Минска.

    В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей.

    Статья 94. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

    Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

    Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

    Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

    Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

    Статья 95. Палаты собираются на две очередные сессии в год.

    Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней.

    Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней.

    Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.

    Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.

    Внеочередные сессии созываются указами Президента.

    Статья 96. Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя.

    Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.

    Председатели Палаты представителей и Совета Республики, их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.

    Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

    Статья 97. Палата представителей:

    1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

    2) рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;

    3) назначает выборы Президента;

    4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

    5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

    6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

    7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

    8) принимает отставку Президента;

    9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

    10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

    Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

    Статья 98. Совет Республики:

    1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

    2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

    3) избирает шесть судей Конституционного Суда;

    4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

    5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

    6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

    7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

    8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

    Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

    Статья 99. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

    Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению — Правительства.

    Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.

    По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.

    Статья 100. Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

    Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

    Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.

    Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным — десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст

    законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

    Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение.

    Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

    Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном настоящей статьей, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

    При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней.

    Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок.

    Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

    В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

    Статья 101. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

    Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

    В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

    Статья 102. Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

    В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

    Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей или члена Совета Республики рассматривается Верховным Судом.

    Статья 103. Заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Во время заседаний, в том числе и закрытых, Президент, его представители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого потребуют.

    Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства.

    Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Запрос должен быть включен в повестку дня палаты. Ответ на запрос надлежит дать в течение двадцати сессионных дней в порядке, установленном палатой Парламента.

    Заседание палаты считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты.

    Голосование в Палате представителей и Совете Республики открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республики путем подачи голоса «за» или «против». Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.

    Статья 104. Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.

    Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.

    Решения палат считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат, если иное не предусмотрено Конституцией.

    Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат.

    Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента.

    Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

    Статья 105. Порядок деятельности Палаты представителей, Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат.

    ГЛАВА 5.

    ПРАВИТЕЛЬСТВО — СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Статья 106. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления.

    Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

    Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

    Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

    Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

    В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

    Работой Правительства руководит Премьер-министр.

    1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

    2) подписывает постановления Правительства;

    3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

    4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

    5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

    Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

    Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает,

    Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

    Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

    В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

    Статья 107. Правительство Республики Беларусь:

    руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

    разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

    разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

    обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

    принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

    обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

    отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

    осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

    Статья 108. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

    Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

    Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.

    ГЛАВА 6.

    Статья 109. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

    Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

    Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом.

    Образование чрезвычайных судов запрещается.

    Статья 110. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

    Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

    Статья 111. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом.

    Статья 112. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

    Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

    Статья 113. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях — единолично судьями.

    Статья 114. Разбирательство дел во всех судах открытое.

    Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

    Статья 115. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

    Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц.

    Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

    Статья 116. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

    Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

    Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики.

    Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда — 70 лет.

    Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

    о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

    о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

    о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

    о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

    Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

    В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

    Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.

    Еще по теме:

    • Коап ч 2 ст 161 Чего ждать, если возбудили уголовное дело по ст.161 ч. 1? Мой муж в 2010 году был осужден по ст.30 ч.1 ст. 228.1 ч.3 п. (г) УК РФ с применением ст.64 к четырем годам лишения свободы,сейчас […]
    • О введении нового ук рф О введении нового ук рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
    • Коллективный договор мбдоу на 2018 год Копия лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложением) Копия свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями) Освоение образовательных программ […]
    • Усыновление вопросы и ответы УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Вопросы по усыновлению, опеке и приемной семье Вопросы по усыновлению Вопросы по опеке Вопросы по приемной семье Новости Минобрнауки 14.03.2018 г. Число детей-сирот в […]
    • Усыновление г москва УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Видеосюжеты о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей Новости Минобрнауки 14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. - до […]