Полномочия полномочных представителей президента

Рубрики Новости

Кто такие полпреды и зачем они появились в России

Фото: Александра Черданцева

Понятие «институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе» появилось в словаре российской политики в 2000 году. 13 мая того года еще совсем молодой и недавно вступивший в должность президент России Владимир Путин подписал Указ о полпредах, укрепив тем самым президентскую власть на местах. Рассказываем, как и зачем это произошло.

Полпред — это полномочный представитель президента в федеральном округе, который обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства.

Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав администрации президента, ему же он и подотчетен и им назначается.

Кстати, этим же Указом в России были созданы семь федеральных округов: Центральный (с центром в Москве), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск). Каждому округу был назначен свой полпред.

Во времена президентства Дмитрия Медведева из Южного ФО был выделен Северо-Кавказский округ (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская республика и Ставропольский край с центром федерального округа в городе Пятигорске).

В 2014 году был образован Крымский федеральный округ (Симферополь), однако уже в 2016 году республика была присоединена к Южному округу.

Так что сегодня в России восемь округов.

До Путина существовал институт полномочных представителей президента в регионах.

Формально полпред должен организовать в своем округе работу по реализации направлений внутренней и внешней политики государства, контролировать исполнение решений президента и федеральных органов госвласти, обеспечивать кадровую политику президента, отчитываться перед главой государства о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Но более серьезные полномочия были политического характера. Первое время полпреды имели влияние при назначении губернаторов. Но с отменой губернаторских выборов в 2004 году оно ослабло.

За 18 лет существования этого института их полномочия стали совсем скромными. Сегодня полпреды, по сути, занимаются мониторингом ситуации в своих регионах и отчетами федеральному центру.

Мы не зря так сформулировали этот вопрос. Ответ — как правило, это силовики. Во всяком случае, в первые годы. В 2000 году из семи первых полпредов пятеро были из силовых структур. Во времена президентства Путина полномочными представителями были: бывшие «кэгэбэшники» Георгий Полтавченко, Виктор Черкесов, Николай Винниченко, Олег Сафонов, прокурор Владимир Устинов, военные Анатолий Квашнин, Виктор Казанцев и Константин Пуликовский

При Медведеве силовой блок во власти значительно ослаб.

Центральный федеральный округ — Алексей Гордеев с 2017 года. До него с 2012 года полпредом был Александр Беглов. Кстати, с 2000 по 2011 год здесь полпредом был Георгий Полтавченко, нынешний губернатор Санкт-Петербурга. Гордеев, скорее всего, войдет в новый состав российского правительства, будет курировать агропромышленный комплекс. На его место пророчат Дмитрия Рогозина, который, наоборот, не попал в новый состав кабмина. Раньше он курировал оборонно-промышленный комплекс.

Северо-Западный ФО — Александр Беглов, который ранее был полпредом ЦФО. Из известных людей пост полпреда занимали Валентина Матвиенко (полгода в 2003 году), сейчас спикер Совета Федерации. Виктор Черкесов, который в 2003-2008 годах был директором Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков.

Южный ФО — Владимир Устинов (с 2008 года). В 2004-2007 годах этим округом заведовал Дмитрий Козак, нынешний зампред Правительства РФ.

Северо-Кавказский ФО — Олег Белавенцев (c 2016 года). Здесь можно вспомнить Александра Хлопонина, четвёртого губернатора Красноярского края (2002 — 2010), полпредом он был с 2010 по 2014 годы.

Приволжский ФО — Михаил Бабич (с 2011 года). С 2000 по 2005 полпредом этого округа был Сергей Кириенко, сейчас занимающий пост первого заместителя руководителя администрации Президента РФ.

Уральский ФО — Игорь Холманских (с 2012 года). В 2011-2012 годах пост занимал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

Дальневосточный федеральный округ — Юрий Трутнев (с 2013). Кстати, он был министром природных ресурсов и экологии России (2004—2012).

Полномочия полномочных представителей президента

O полномочном представителе Президента
Российской Федерации в федеральном округе

I. Общие положения

1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе (далее именуется — полномочный представитель) является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

2. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента Российской Федерации.

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему.

Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий.

3. Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью. Заместители полномочного представителя являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации.

Назначение на должность заместителей полномочного представителя, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

II. Основные задачи полномочного представителя

5. Основными задачами полномочного представителя являются:

  • организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
  • организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;
  • представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

III. Функции полномочного представителя

6. Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

  • обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
  • анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
  • разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально- экономического развития территорий в пределах федерального округа;
  • согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;
  • организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
  • согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;
  • согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;
  • вручает в федеральном округе по поручению Президента Российской Федерации государственные награды Российской Федерации, а также объявляет благодарность Президента Российской Федерации;
  • принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
  • организует по поручению Президента Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;
  • вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

IV. Права полномочного представителя

7. Полномочный представитель имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;
  • направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
  • пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;
  • использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;
  • организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;
  • направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;
  • вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
  • привлекать сотрудников Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;
  • образовывать совещательные и консультативные органы.

8. Полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

V. Организация и обеспечение деятельности полномочного представителя

9. Оперативное руководство деятельностью полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.

10. Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. В состав аппарата полномочного представителя входит соответствующая окружная инспекция Главного контрольного управления Президента Российской Федерации.

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации осуществляет методическое руководство указанной окружной инспекцией по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, реализацией федеральных программ.

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации утверждает структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя, определяет количество заместителей полномочного представителя.

11. Полномочный представитель:

  • руководит деятельностью аппарата полномочного представителя, обеспечивая решение возложенных на него задач;
  • распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает должностные инструкции работников аппарата полномочного представителя;
  • назначает на должность и освобождает от должности сотрудников своего аппарата, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания; подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции; издает распоряжения по вопросам деятельности аппарата полномочного представителя;
  • решает вопросы о командировании сотрудников аппарата полномочного представителя в пределах Российской Федерации.

12. Полномочный представитель размещается в центре федерального округа.

Над зданием, в котором располагается полномочный представитель, поднимается Государственный флаг Российской Федерации; в его рабочем кабинете помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации.

13. Место размещения заместителей полномочного представителя и его аппарата на территории федерального округа определяется полномочным представителем.

14. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности полномочного представителя и его аппарата, обеспечение служебными и жилыми помещениями, а также медицинское и социально-бытовое обслуживание полномочного представителя и работников его аппарата осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в соответствующем федеральном округе, на основе соглашений с Администрацией Президента Российской Федерации. Расходы на эти цели производятся за счет сметы Администрации Президента Российской Федерации.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Правовой статус полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах

  • Конституция РФ Глава 4;
  • ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003;
  • Указ президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13.05.2000 (в редакции Указа Президента РФ от 05.10.2004)
  • Указ Президента РФ «Об утверждении положения об Администрации президента РФ» от 06.04.2004 (в редакции Указа Президента РФ от 07.06.2004)
  • ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ» от 06.10.1999 (с изменениями от 29.12.2004);

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе — должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа (он обеспечивает в пределах округа реализацию конституционных полномочий главы государства ). Согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (Указ Президента РФ от 13.05.2000 №849) он является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ , назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению руководителя Администрации, подчиняется и подотчетен непосредственно Президенту РФ (назначается на срок, не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий).

Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации. Он имеет заместителей.

Основные задачи полномочного представителя:

o организация в Федеральном Округе (ФО) работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

o организация контроля за исполнением в ФО решений федеральных органов государственной власти;

o обеспечение реализации в ФО кадровой политики Президента РФ;

o представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в ФО , а также о политическом, социальном и экономическом положении в ФО, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Полномочный представитель осуществляет следующие функции:

— обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в ФО;

— анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в ФО

— организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ;

— разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах ФО;

— согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и иные должности в пределах ФО;

— организует контроль за исполнением ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в ФО;

— согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы ФО;

— согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти представления о награждении государственными наградами, вручает в ФО по поручению Президента РФ государственные награды;

— вручает по поручению Президента РФ удостоверение судьи;

— принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

— организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

— вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае их противоречия КРФ, ФЗ, международным обязательствам РФ;

— взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры при организации проверок исполнения в ФО ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Координацию деятельности полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента РФ .

Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя , являющийся самостоятельным подразделением Администрации президента РФ.

Центральный федеральный округ : Центр — г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ : Центр — г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ : Центр — г. Ростов-на-Дону.

Приволжский федеральный округ : Центр — г. Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ : Центр — г. Екатеринбург.

Сибирский федеральный округ : Центр — г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ : Центр — г. Хабаровск.

Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе: назначение, структура, полномочия (Гаджиев А.К.)

Дата размещения статьи: 28.05.2015

В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе непосредственное обеспечение деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах осуществляют аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее — аппараты). Они входят в состав Администрации Президента России на правах самостоятельных подразделений (на правах управлений), что предполагает в значительной степени их структурное обособление.
———————————
Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112.

Как и глава государства, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах в силу ряда объективных причин и обстоятельств не способны самостоятельно (без определенной квалифицированной «команды») должным образом реализовывать поставленные перед ними цели и задачи, а равно осуществлять возложенные на них функции. Указанную «команду», именуемую аппаратом, составляют специалисты (федеральные государственные гражданские служащие) в соответствующих областях и сферах государственного управления. Именно на мнение данных лиц, обеспечивающих их работу по широкому кругу направлений, опираются полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах в своих решениях.
Среди основных функций аппаратов: обеспечение осуществления полномочий полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их заместителей; подготовка аналитических, справочных и информационных материалов по поручению полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их заместителей; обеспечение связей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их заместителей с органами публичной власти, организациями и общественными объединениями, средствами массовой информации; осуществление по поручению полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах иных функций. В действительности, компетенция аппаратов охватывает практически все традиционные сферы исполнительно-распорядительной деятельности .
———————————
См.: Астафичев П.А., Черкасов К.В. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах: состояние и перспективы развития. Саратов, 2007. 136 с. // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 9. С. 42 — 45.

Таким образом, стратегическим государственно значимым назначением аппаратов является обеспечение практической реализации задач, функций и прав полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, создание условий для эффективного осуществления полномочий главы государства в территориальном измерении. В сущности, аппараты представляют собой рабочие структуры общей компетенции, способствующие в конечном итоге осуществлению полномочий Президента Российской Федерации на местном уровне посредством обеспечения деятельности его полномочных представителей в федеральных округах. Компетенция аппаратов распределяется между их структурными подразделениями, но как целое не исчезает. Не являясь самостоятельными государственными органами, а представляя собой структурные подразделения государственного органа — Администрации Президента России, аппараты способствую реализации основных задач и функций главы государства в территориальном разрезе.
Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах руководят деятельностью своих аппаратов, обеспечивая решение возложенных на них задач. Более конкретно полномочия полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в отношении своих аппаратов заключаются в следующем: представляют Руководителю Администрации Президента России на утверждение структуру и штатную численность аппаратов, а также кандидатуры для назначения на должность и вносят ему предложения об освобождении от должности своих заместителей, помощников; распределяют обязанности между работниками аппаратов согласно штатному расписанию и их функциям (в том числе и между своими заместителями); конкретизируют механизмы взаимодействия своих заместителей, руководителей департаментов аппаратов между собой, аппаратами других полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а равно с подразделениями Администрации Президента России, иными органами публичной власти и негосударственных структур; утверждают положения о своих аппаратах и структурных подразделениях аппаратов, должностные инструкции их работников, подписывают служебную документацию в пределах своей компетенции; по согласованию с Управлением Президента России по вопросам государственной службы и кадров назначают на должность и освобождают от должности работников аппаратов (за исключением своих заместителей и помощников); осуществляют контроль качества выполнения работниками аппаратов должностных обязанностей, поощряют их и применяют к ним меры дисциплинарного взыскания (за исключением заместителей и помощников), решают вопросы о командировании сотрудников аппаратов в пределах России; направляют своих заместителей и сотрудников аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; издают распоряжения по вопросам деятельности аппаратов; реализуют иные полномочия.
Весьма значимыми полномочиями применительно к аппаратам, как организационными, так и кадровыми, наделено и руководство Администрации Президента России. Так, Руководитель Администрации Президента России определяет порядок взаимодействия между полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратами, и другими подразделениями Администрации Президента России; утверждает структуру и штатную численность аппаратов; определяет количество заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, назначает на должность и освобождает от должности заместителей и помощников последних, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
Более того, информационное, документационное, правовое, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности, обеспечение служебными и жилыми помещениями, а также медицинское и социально-бытовое обслуживание аппаратов осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента России, Управление делами Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе соглашений с Администрацией Президента России и за счет ее сметы.
Указанное положение аппаратов в иерархической структуре Администрации Президента России, особенность их подчиненности позволяет присоединиться к ранее озвученному в юридической литературе суждению о наблюдающемся своеобразном «двойном» управлении аппаратами, вызванное необходимостью обеспечения их подконтрольности центральной власти. Следует присоединиться к точке зрения некоторых авторов, что в настоящее время полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах наделены более значимыми полномочиями в отношении своих аппаратов, чем их предшественники, которые фактически полностью были подчинены Руководителю Администрации Президента России и не имели возможности формировать свои аппараты .
———————————
См., например: Черкасов К.В. К вопросу об аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Административное и муниципальное право. 2008. N 2. С. 53 — 57.

Сегодня аппараты структурно состоят из заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, помощников полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, департаментов аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также главных федеральных инспекторов в субъектах Российской Федерации аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах со своими аппаратами (включают федеральных инспекторов, помощников, советников и иных служащих) .
———————————
См., подробнее: Гаджиев А.К. К вопросу об организационно-правовых основах обеспечения деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 6. С. 11 — 14.

Так, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе включает: четыре его заместителя; шесть помощников; восемь департаментов; четырнадцать главных федеральных инспекторов со своими аппаратами . В структуру аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе входят: пять его заместителей; четыре помощника; восемь департаментов; одиннадцать главных федеральных инспекторов со своими аппаратами . В структуру аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе входят: пять его заместителей; четыре помощника; девять департаментов; восемнадцать главных федеральных инспекторов со своими аппаратами . Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе включает: два его заместителя; три помощника; семь департаментов; шесть главных федеральных инспекторов со своими аппаратами . Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе состоит из: четырех его заместителей; двух помощников; семи департаментов; девяти главных федеральных инспекторов со своими аппаратами .
———————————
См.: Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (http://www.pfo.ru).
См.: Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (http://www.szfo.gov.ru).
См.: Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе (http://www.cfo.gov.ru).
См.: Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (http://www.uralfo.ru).
См.: Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (http://www.dfo.gov.ru).

Ряд исследователей справедливо считают, что численные составы аппаратов существенно увеличились в сравнении с числом государственных служащих, ранее обеспечивавших деятельность их предшественников . Вместе с тем важно осознавать постепенное усложнение общественных отношений, появление в последнее время новых приоритетов в сфере развития российской государственности, а равно актуализацию отдельных постоянных функций государства. Все эти процессы преломляются в деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратов и обусловливают расширение круга исполняемых ими задач и функций. Отсюда увеличение количества работников аппаратов. При этом не следует игнорировать факт увеличения в 2010 году самих федеральных округов с семи до восьми, что повлекло создание полноценного аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе при некотором сокращении аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. Тем не менее можно констатировать, что численность аппаратов соответствует масштабности поставленных перед ними задач и выполняемых ими функций.
———————————
См.: Алаев Э. Федеральные округа — новация в территориальном статусе России // Федерализм. 2000. N 4. С. 180 — 181; Рыжков В. Всплытие покажет. Институт полпредов явился еще одной чиновничьей надстройкой с весьма туманными полномочиями // Профиль. 2002. N 18. С. 25.

В целом следует отметить, что в организации аппаратов сочетаются функциональные и территориальные управленческие подходы. Современная структура аппаратов восприняла исторический опыт функционирования подобных структур, а также схожих зарубежных органов (в частности, аппарата префекта во Франции) с учетом существующих российских реалий. Структура аппаратов в значительной степени воспроизводит структуру Администрации Президента России, а отчасти и Аппарата Правительства Российской Федерации, некоторых федеральных министерств. Исходя из территориальных размеров федеральных округов, численности их населения, особенностей регионального развития территорий, имеющихся социально-экономических и политико-правовых проблем, а равно стоящих специфических государственных задач структура аппаратов и их численный состав может отличаться в разных федеральных округах. Значительной особенностью в силу сложной общественно-политической обстановки обладает аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. Соединение должностей полномочных представителей Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах с должностями Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации также накладывают отпечаток на структуры, состав и полномочия их аппаратов. Данные обстоятельства лежат в основе отсутствия жесткой структурной унификации, единой внутренней организации аппаратов.
Следует присоединиться к точке зрения К.В. Черкасова, что продолжаемая в России административная реформа не может иметь одностороннюю направленность и разрешать по большей части вопросы организации и деятельности лишь органов исполнительной власти. Очевидной становится необходимость совершенствования системы президентских структур, их взаимодействия с иными публичными органами, институтами гражданского общества и устранения дублирования функций внутри аппарата главы государства . Исходя из данного посыла, на основании анализа функционирования аппаратов позволим выдвинуть ряд предложений, направленных на совершенствование их структуры и повышение эффективности их работы.
———————————
См.: Черкасов К.В. Государственное управление на уровне федерального округа: административно-правовое исследование: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 187.

Во-первых, принимая во внимание широту компетенции аппаратов, следует четко определить степень соподчиненности органов исполнительной власти, прежде всего территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по отношению к ним, постоянно анализировать осуществляемые ими полномочия в целях исключения их дублирования и вмешательства.
Во-вторых, принять регламент внутренней организации и взаимодействия аппаратов, который позволил бы унифицировать организацию их деятельности, в определенной мере определить ее границы. Сегодня подобные регламенты являются неотъемлемым элементом функционирования федеральных и региональных органов исполнительной власти.
В-третьих, создать на основе распоряжения Руководителя Администрации Президента России в каждом федеральном округе коллегии аппаратов и нормативно урегулировать их статус. Функционирование данных структур могло бы быть организовано по аналогии с работой коллегий органов исполнительной власти.
В-четвертых, расширить и детализировать полномочия полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в отношении своих аппаратов и их работников. В частности, нормативно закрепить за ними право по утверждению положений об аппаратах и их департаментах, планов профессионального развития государственных гражданских служащих, замещающих должности в аппаратах.
В-пятых, в целях противодействия коррупции сформировать в аппаратах комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих России и урегулированию конфликта интересов, а равно советов аппаратов по служебной этике.

Список использованной литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112.
2. Алаев Э. Федеральные округа — новация в территориальном статусе России // Федерализм. 2000. N 4.
3. Астафичев П.А., Черкасов К.В. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах: состояние и перспективы развития. Саратов, 2007.
4. Гаджиев А.К. К вопросу об организационно-правовых основах обеспечения деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 6.
5. Рыжков В. Всплытие покажет. Институт полпредов явился еще одной чиновничьей надстройкой с весьма туманными полномочиями // Профиль. 2002. N 18.
6. Черкасов К.В. Государственное управление на уровне федерального округа: административно-правовое исследование: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2009.
7. Черкасов К.В. К вопросу об аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Административное и муниципальное право. 2008. N 2.

Статус и полномочия

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе является одним из руководящих сотрудников Администрации Президента Российской Федерации.

Согласно Конституции России Президент формирует свою Администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама Администрация органом власти не является. В структуру президентской власти включаются полномочные представители Президента в федеральных округах. Это указано в статье 83 Конституции.

Полпреды существовали и до указа В.В. Путина о создании федеральных округов, только они были в каждом субъекте России и выполняли другие функции. Президент оптимизировал структуру, поставил полпредам реальные и конкретные задачи, исходя из складывающейся ситуации в стране, уменьшил их число. Властная вертикаль стала более четко выстроена. Эффективнее заработала система прохождения информации, работа федеральных структур на территориях. Что очень важно – у региональных властей появился консолидирующий фактор.

Полпред, выполняя поручения Президента, помогает ему выполнять обязанности главы государства. Среди них – обеспечение единства и устойчивой системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Вертикаль президентской власти напоминает стержень, вокруг которого действуют на благо людей независимые органы власти нашего демократического государства – судебная, законодательная и исполнительная. Президентская власть собирает воедино федеральную и региональную власть, а также органы местного самоуправления. Так, в обязанности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе входит координация работы всех органов власти на территории Дальнего Востока.

Полномочный представитель Президента РФ в ДФО:

проводит внутреннюю и внешнюю политику Президента РФ на территории Дальнего Востока;

проводит кадровую политику Президента РФ;

докладывает Президенту о социально-экономической и общественно-политической ситуации на Дальнем Востоке, а также предлагает ему способы улучшения положения дел в Дальневосточном федеральном округе.

Президент определил функции своего представителя на Дальнем Востоке. А именно он:

координирует деятельность федеральных органов власти;

организует взаимодействие федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления;

анализирует деятельность правоохранительных органов;

разрабатывает программы социально-экономического развития;

согласовывает кандидатуры на руководящие должности в федеральных органах власти на территории федерального округа (УВД, ФСБ, представительств всех министерств и ведомств РФ);

контролирует исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;

согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

согласовывает представления к государственным наградам и высшим воинским званиям;

вручает государственные награды, объявляет благодарность Президента РФ;

вручает удостоверения судьи судьям арбитражных судов и судов общей юрисдикции;

принимает участие в работе органов власти на территории Дальнего Востока;

проводит согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;

предлагает Президенту приостановить действия актов органов исполнительной власти регионов Дальнего Востока, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или ущемляют права и свободы граждан.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерацииполномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Координирует работу федеральных органов исполнительной власти, дает им поручения по вопросам:

государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

государственного регулирования в сфере предоставления финансовой помощи субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, и контроля за ее использованием;

разработки и реализации государственных инвестиционных проектов, повышения результативности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

разработки и реализации на территории Дальневосточного федерального округа государственных программ Российской Федерации, мероприятий федеральных целевых программ, государственных инвестиционных программ.

Еще по теме:

  • Коап ст2313 Федеральный закон от 03.08.2018 N 324-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты […]
  • Частная детективная сыскная деятельность Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I"О частной […]
  • Материнский капитал если ребенок родился в 2014 году ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 октября 2014 Одним из основных условий […]
  • Федеральный закон 259 статья 6 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 […]
  • Ст1611 коап Приказ Минсельхоза России от 13.02.2018 N 64 "О внесении изменений в порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, […]