Понятие и признаки административного правонарушения курсовая работа

Рубрики Новости

Конспекты юриста

Административное правонарушение

План курсовой работы

1. Административное правонарушение: общая характеристика.

  • 1.1. Административное правонарушение: понятие, признаки.
  • 1.2. Соотношение административного правонарушения с иными видами правонарушения.

2. Общая характеристика элементов состава административного правонарушения.

  • 2.1. Объект административного правонарушения.
  • 2.2. Субъект административного правонарушения.
  • 2.3. Объективная сторона административного правонарушения.
  • 2.4. Субъективная сторона административного правонарушения.

Список использованных источников и литературы.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из этого определения, административное правонарушение характеризует рядом правовых признаков:

  • — это противоправное деяние;
  • — это действие (бездействие) физического или юридического лица;
  • — это виновное действие, за которое установлена административная ответственность.

Данные правонарушения регулируются КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Наличие состава правонарушение необходимой основой для юридической ответственности.

Одним из важных признаков административного правонарушения является противоправность. Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, нужно доказать неправомерное действие или бездействие, установленное законом или подзаконным нормативным правовым актом. В Особенной части КоАП РФ установлены конкретные составы административных правонарушений и предусмотрены соответствующие меры наказания. Наличие состава правонарушения является необходимой основой для юридической ответственности. Состав административного правонарушения — установленная законом совокупность признаков, характеризующих противоправное деяние в качестве административного правонарушения. Состав административного правонарушения образуют четыре элемента: объект, субъект, объективная и субъективная сторона.

Актуальность темы в том, что административные правонарушения занимают ведущее место среди других отраслей права, так как в нашей жизни между гражданами возникают постоянно административно — правовые отношения.

Цель работы — раскрыть общую характеристику административного правонарушения и соотношение с правонарушениями иных сфер регулирования права, а также общую характеристику состава административного правонарушения.

Исходя из данной цели, задачей курсовой работы является — изучение и характеристика элементов состава административного правонарушения и административного правонарушения в общем.

В ходе подготовки и написании данной курсовой работы были использованы учебные пособия по административному праву Российской Федерации, комментарии к КоАП РФ Российской Федерации, а также научные статьи из юридических журналов.

Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности

Главная > Реферат >Государство и право

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Уголовного права и процесса»

по дисциплине: Административное право

на тему: Понятия, основания и виды юридической ответственности по административному праву

Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности

Виды административной ответственности

Особенности административной ответственности

Основания и порядок применения мер административной ответственности

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Некоторые ученые – административисты представляют административную ответственность как систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно – правовой обязанности правонарушителя отвечать за свое противоправное и виновное деяние, которая реализуется посредством применения мер государственного принуждения. Другие считают, что суть (содержание) административной ответственности заключается в непосредственном наложении наказаний, предусмотренных данным видом юридической ответственности. Попытка определить административную ответственность путем ее переадресовки к правонарушителю представляется ошибочной. 1

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная, так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки.

В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только административные наказания и только их применение влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

При наличии юридического факта – административного правонарушения – включается механизм санкций правовой нормы — административного наказания.

Несмотря на то, что в КоАП РФ есть глава носящая название «Административное правонарушение и административная ответственность», легального определения административной ответственности кодекс не содержит. В комментариях к КоАП РФ, рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение» 2 .

Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности.

Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей. По своему содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой «окончательную, последнюю инстанцию» в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером деяния подвергается административному наказанию.

Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга. 3

2. Виды административной ответственности

В КоАП РФ определены несколько видов административной ответственности: административная ответственность должностных лиц, административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, административная ответственность юридических лиц, административная ответственность владельцев транспортных средств.

Административная ответственность должностных лиц предусматривается ст.2.4 КоАП РФ в которой говорится, что административной ответственности подлежит лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Необходимо отметить, что в КоАП РФ под должностным лицом понимают лицо постоянно, временно иливременно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 9-ФЗ).

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания предусмотрена ст. 2.5 КоАП РФ:

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 — 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.(часть вторая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ).

Ст. 2.6. КоАП РФ предусмотрено определение административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц:

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 — 8.20, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств определяется ст. 2.6.1. (введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ):

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Административное правонарушение и его признаки

Главная > Реферат >Государство и право

Понятие административного правонарушения

Признаки административного правонарушения

Отличие административных правонарушений от иных правонарушений:

Список использованных источников

Отрицательное отношение к требованиям законов является источником правонарушений. Правонарушение — это безразличное отношение к законам, невыполнение их требований, полное отрицание законов как регуляторов общественных отношений.

Проблема отрицания авторитета закона сегодня стоит довольно остро. Достижения цели построить правовое общество, фундаментом в котором будет закон, возможно только при условии всемерного уважения закона и беспрекословного исполнения его нормативных установок, что в свою очередь может стать возможным, только в силу планомерного воспитания участников общественных отношений. Воспитание предполагает как убеждение, так и принуждение в случаях, когда субъект уклоняется от соблюдения норм права, совершая противоречащие закону неправомерные действия — правонарушения.

Таким образом, вопрос о правонарушениях и мерах ответственности за них является сегодня немаловажным для теории права. Данная проблема имеет не узкоотраслевой, а наоборот межотраслевой характер. Поэтому актуальность выбранной для исследования темы очевидна.

Сегодня, в период становления свободных рыночных отношений и революционных изменений в политической жизни нашего государства правовая сфера претерпела коренные изменения. Появились новые виды правовых связей, а также новые формы неправомерного поведения, требующие адекватной оценки и применения соответствующих мер ответственности. Вопросы неправомерного поведения, в том числе в административном праве, и возможного применения мер административного принуждения требуют всестороннего осмысления и детального изучения, с целью их адаптации к современным условиям изменившейся общественной жизни. Поведение людей в обществе может быть правомерным и не правомерным (противоправным). Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений (проступков).

На страницах данной работы нами будут затронуты такие проблемы административного правонарушения как: понятие административного правонарушения; признаки административного правонарушения; отличительные признаки административного правонарушения от иных правонарушений.

Понятие административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП Республики Беларусь — административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП РБ, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность [2].

Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение [2].

Понятие этой нормы позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие их от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов).

Признаки административного правонарушения.

К числу признаков административного правонарушения следует отнести: 1) действие или бездействие; 2) общественную опасность; 3) административную противоправность; 4) административную наказуемость и виновность.

Во-первых, административное правонарушение – это действие или бездействие, т.е. это поведение, которое принимает форму либо действия, либо бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта (нарушение тишины в ночное время, нарушение правил дорожного движения и т.д.).

Бездействие – это пассивное поведение, выраженное в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитания и обучению детей).

Существенным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям. Термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения, содержащееся в ст. 2.1 КоАП РБ. Однако в этой норме говорится о том, что деяние, признаваемое административным правонарушением, посягает га государственный или общественный порядок. Сам термин «посягательство» свидетельствует о наличии угрозы нарушения общественных отношений, охраняемых законом. Правомерность вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного правонарушения подтверждается и анализом нормы, содержащейся в ст. 1 УК Республики Беларусь, в которой говориться, что Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными [3]. Т.е. уголовный закон оценивает как преступления не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть.

Если бы административные правонарушения не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для борьбы с ними.

При этом необходимо учитывать, что степень общественной опасности административного правонарушения не является абстрактной категорией. Она определена на основании учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются:

особенность объекта правонарушения;

злостность противоправного посягательства;

наличие тяжких последствий;

Всесторонний анализ всех этих обстоятельств, которые могут как повышать, так и понижать степень общественной опасности, позволяет разграничивать административные правонарушения и преступления, правильно квалифицировать противоправные посягательства, определять необходимую меру принуждения.

Следует признать, что общественная опасность отдельных проступков не столь очевидна, как опасность преступлений. Но взятые в массе, даже на первый взгляд безобидные правонарушения дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересовано общество и государство.

Признание общественной опасности в качестве сущностного (материального) признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административное правонарушение.

Например, гражданин Л. Перешел улицу в неустановленном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части этой улицы проводились ремонтные работы, в связи с чем проезд транспортных средств по ней был запрещен. При таких обстоятельствах поступок Л. Не может рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное КоАП РБ, так как он не создавал (и не мог создать) угрозу безопасности дорожного движения. Указанные действия лишены признака общественной опасности [4, стр. 206-207].

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его административная противоправность. Административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права (противоречит содержащимся в них предписаниям).

Если административная общественная опасность является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем (иным компетентным органом) в нормах, запрещающих совершение подобных деяний. Общественная опасность деяния не означает его обязательной противоправности. Законодатель не всегда реагирует на существование общественно опасных деяний установлением правового запрета на их совершение.

Неотъемлемым признаком административного правонарушения является административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Следует иметь ввиду, что далеко не все общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, охраняются административными взысканиями (санкциями). Например, правила пользования метрополитеном запрещают бежать по эскалатору, облокачиваться на поручни, ставить вещи на ступеньки и т.д. Следовательно, эти действия являются противоправными, при определенных обстоятельствах они могут быть общественно опасными, но, несмотря на это, не оцениваются как административные правонарушения, так как за их совершение не предусмотрено применение административного взыскания [4, стр. 207].

Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния (действия или бездействия) правонарушением надо установить, что оно явилось проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться, как административное правонарушение нарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет. Например, не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное правонарушение, случившееся в результате того, что водитель автомобиля внезапно потерял сознание и не мог управлять им [4, стр.208].

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие любого из них, означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением, в таком случае оно может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

Отличие административных правонарушений от иных правонарушений.

Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений является одной из первоочередных и весьма важных задач органа (должностного лица), применяющего нормы законодательства. Сложность ее решения обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушений:

все они являются опасными (вредными) для общества, государства и граждан;

любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм.

Однако все они (правонарушения) различаются по иным существенным признакам.

По основному материальному признаку – степени общественной опасности все правонарушения делятся на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного правонарушения обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется:

способом его совершения;

наступившими последствиями (размером ущерба);

Понятие и признаки административного правонарушения

Понятие административного правонарушения, его юридический состав. Противоправность, виновность и наказуемость как основные признаки административного правонарушения. Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения.

Подобные документы

Понятие, виды и юридическая характеристика состава административного правонарушения. Административная противоправность как признак административного проступка. Отграничения административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.

курсовая работа, добавлен 01.12.2014

Определение административного правонарушения. Способы совершения правонарушения. Принцип вменяемости виновного субъекта административного правонарушения. Основа классификации административных правонарушений. Условия привлечения к ответственности.

курсовая работа, добавлен 06.03.2014

Объект и субъект, объективная и субъективная сторона административного правонарушения. Наличие состава правонарушения как необходимое основание для всех видов юридической ответственности. Характеристика элементов состава административного правонарушения.

курсовая работа, добавлен 24.10.2010

Понятие административного правонарушения. Антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния как конститутивные признаки проступка. Юридический состав правонарушения: объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

контрольная работа, добавлен 13.05.2014

Харктеристика, понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения. Административная противоправность как признак административного проступка. Отграничения административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.

реферат, добавлен 12.10.2008

Основные положения, определяющие сущность административного правонарушения: его понятие, принципы, состав, виды, особенности нормативно-правового регулирования. Признаки, определяющие содержание административного правонарушения, меры ответственности.

курсовая работа, добавлен 10.03.2016

Признаки административного правонарушения. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон. Социально-правовая сущность административного правонарушения, степени общественной опасности.

курсовая работа, добавлен 05.05.2009

Понимание сущности административного правонарушения и характеристика его признаков. Состав административного правонарушения и его элементы. Основание административной ответственности. Особые условия привлечения к административной ответственности.

контрольная работа, добавлен 23.07.2015

Понятие и признаки административного правонарушения. Юридический состав административного правонарушения. Объект и субъект административного правонарушения. Социально-правовая сущность административных правонарушений.

курсовая работа, добавлен 24.02.2005

Общая характеристика и основные признаки административного правонарушения, подходы к его пониманию. Соотношение административного правонарушения с иными сферами правового регулирования, анализ элементов его состава, объективной и субъективной стороны.

Понятие и состав административного правонарушения

ВВЕДЕНИЕ………………………. ……………………………………….…….3
Глава 1. Общие положения об административных правонарушениях.……..5
1.1. Понятие и основные признаки административного правонарушения….5
1.2. Отличия административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка. 10
Глава 2. Объективные признаки состава административного правонарушения. 15
2.1. Объект административного правонарушения…………………………. 15
2.2. Объективная стороны административного правонарушения………….18
Глава 3. Субъективные признаки состава административного правонарушения…………..…..21
3.1. Субъект административного правонарушения………………………….21
3.2. Субъективная сторона административного правонарушения…………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..………. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….……. 32

Актуальность темы исследования «Понятие и состав административного правонарушения» обусловлена тем, что на протяжении многих десятилетий в нашей стране ведется активная борьба, как с преступностью, так и с административными правонарушениями. Последние, несмотря на их сравнительно меньшую общественную опасность по сравнению с уголовными преступлениями, в своей совокупности причиняют не меньший вред обществу.
В научных кругах ведутся ожесточенные дискуссии по поводу обязательных элементов административного правонарушения, на основании которых строится его понятие. Так, ученые правоведы придерживаются различных часто диаметрально противоположных точек зрения на такие элементов административного правонарушения как наличие деяния; противоправность; антиобщественность; виновность; наказуемость; юридический состав.
Внимание к административным правонарушениям растет и со стороны законодателя, ежегодно ужесточаются административные санкции за совершение многих видов административных правонарушений. Непосредственно исследование самого понятия административного правонарушения, особенностей его юридического состава и квалификации представляет собой научный интерес, поскольку позволяет в дальнейшем более полно понять структуру и содержание конкретного вида административного правонарушения, а также исключить многие ошибки в правоприменительной практике.
Целью работы является раскрытие понятия административного правонарушения и исследование особенностей его состава.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
— раскрыть понятие и основные признаки административного правонарушения;
— определить отличия административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка;
— охарактеризовать объект и объективную сторону административного правонарушения;
— охарактеризовать субъект и субъективную сторону административного правонарушения.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при нарушении административного законодательства.
Предметом исследования являются нормы законодательства об административных правонарушениях, определяющие особенности квалификации составов административных правонарушений.
Теоретической основой исследования являются современные работы ученых по выбранной теме исследования, таких как А.Б. Агапов, С.Н. Братановский, П.П. Глущенко, Т.В. Казина, А.М. Николаев, А.Б. Панов, П.П. Серков, В.П. Усманская, Т.А. Яковлева и др.
Нормативную основу исследования составляют нормы административного законодательства, позволяющие квалифицировать различные составы административных правонарушений.
В ходе проведения данного исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы познания, а именно: сравнительный, системный и эмпирический метод.
Курсовая работа включает в себя введение, 3 главы, заключение, библиографический список и приложение.

Обобщая итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы. Легальное понятие административного правонарушения закреплено в ст.2.1 КоАП РФ. Как правило, большинство отечественных авторов современных учебных пособий, раскрывая понятие, признаки и состав административного правонарушения, берут за основу именно официально закрепленное определение административного правонарушения. Синонимом административного правонарушения является административный проступок.
Административное правонарушение включает в себя ряд обязательных элементов, на основании которых строится его понятие, а именно выделяют следующие элементы административного правонарушения (проступка): 1) наличие деяния; 2) противоправность; 3) антиобщественность; 4) виновность; 5) наказуемость; 6) юридический состав.
Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения — противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе указываются дополнительно еще на два его юридических признака: деяние и общественную вредность. В научной среде одним из наиболее дискуссионных и обсуждаемых признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность. Универсальной концепции и однозначного подхода по данному вопросу у отечественных исследователей до сих пор не сложилось.
Признаками административного правонарушения образуется его юридический состав, являющийся единственным установленным административным законодательством основанием административной ответственности и дальнейшего применения административного наказания. Именно наличие в совокупности всех элементов юридического состава административного правонарушения, которые закреплены правовыми нормами, может в дальнейшем повлечь административную ответственность.
Правильная квалификация административных правонарушений играет ключевую роль в сфере применения норм административного права. Если хотя бы один из конструктивных элементов правонарушения окажется неспособным охарактеризовать в интересах состава административного правонарушения соответствующую реальность относительно предполагаемой противоправности, то это будет означать отсутствие состава административного правонарушения и невозможность осуществления правовой квалификации конкретного правонарушения в качестве административного.
В связи с чем необходимо максимально минимизировать правоприменительные ошибки в квалификации противоправного действия (бездействия), поскольку они в конечном итоге приводят к низкой эффективности механизма административной ответственности, и как следствие не реализуются правовые принципы законности и справедливости.
Учитывая, что в настоящее время не имеется однозначного подхода относительно таких признаков административного правонарушения как общественная вредность и общественная опасность представляется необходимым дать их разъяснение в соответствующем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
В рамках проведения административной реформы и постоянных изменений законодательства, регламентирующего порядок и особенности привлечения к административной ответственности, неизбежно возникают коллизии и пробелы в законодательстве, поскольку перечень административных правонарушений, да и субъектов административных правонарушений достаточно разнообразен, и предусмотреть все нюансы и потенциальные проблемы правоприменения практически невозможно. Указанное требует осмысления и разрешения обозначенных проблем, в том числе в практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Еще по теме:

  • Статья коап о жалобе Статья коап о жалобе Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Выписка из егрп на тверской Получить выписку из ЕГРН (ЕГРП) онлайн в городе Тверь Наш сервис позволяет Вам заказать выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) за 5 минут. Выписка из росреестра […]
  • Судебная практика по ст 399 гк рф Судебная практика по ст 399 гк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Муниципальный земельный контроль курсовая работа Конспекты юриста Правовое регулирование муниципального земельного контроля Содержание дипломной работы 1. Теоретические вопросы правового регулирования муниципального земельного контроля. […]
  • Средние алименты на ребенка Минимальные алименты Размер алиментов — величина, четким образом нефиксированная семейным законодательством, поэтому таковых понятий как «максимальная» или «минимальная» сумма алиментов — […]