Пп2 п3 ст 80 тк тс

Рубрики Публикации

Статья 80. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов

СТ 80 ТК ТС

1. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 настоящего Кодекса.

2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных настоящим Кодексом;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов таможенного союза;

10) возникновения обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

3. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств-членов таможенного союза;

4) если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

4. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с:

1) пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса — в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза;

2) пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса — в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Комментарий к Ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Положения комментируемой статьи 80 призваны определить перечень случаев возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов. Перечни случаев, в которых такая обязанность возникает и прекращается, носят закрытый характер, что позволяет говорить об отсутствии в иных случаях, а также в отношении иных категорий товаров обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов.

Следует заметить, что при формировании двух взаимоисключающих перечней участники Таможенного союза определяют их различными способами. Перечень основания возникновения рассматриваемой обязанности носит отсылочный характер, и положения комментируемой статьи 80 ТК ТС ЕврАзЭС отражают лишь перечень иных норм комментируемого Кодекса, определяющих порядок реализации обязанности по уплате обязательных платежей. Таким образом, положения ч. 1 комментируемой статьи следует рассматривать в качестве общих норм, которые могут быть реализованы лишь в совокупности со специальными предписаниями, перечень которых регламентирован данной нормой.

В отличие от перечня оснований возникновения обязанности, комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень случаев, когда указанная обязанность прекращается. Следует обратить внимание, что основным способом прекращения рассматриваемой обязанности выступает уплата пошлин или налогов либо их взыскание, т.е. добровольное или принудительное исполнение нормативно установленной обязанности декларанта. В то же время анализ перечня оснований свидетельствует о том, что он объединяет в своей структуре как события (обстоятельства, не зависящие от воли человека), например, гибель товаров, так и действия (обстоятельства, наступающие по воле субъекта), например, помещение товаров под процедуру выпуска товаров для внутреннего потребления и т.п. Следует заметить, что прекращение обязанности по уплате обязательных платежей не освобождает уполномоченного субъекта от представления таможенной декларации за прошедший период, в том числе и тот, в котором возникли обстоятельства, в силу которых обязанности данного субъекта по уплате таможенной пошлины и налогов прекратились.

2. Прекращение обязанности по уплате обязательных платежей допускается лишь в тех случаях, когда в силу действия определенных обстоятельств у лица такая обязанность возникла. Однако, наряду с основаниями возникновения и прекращения данной обязанности, комментируемый Кодекс регламентирует и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов.

По сравнению с иными перечнями, предусмотренными комментируемой ст. 80 ТК ТС, оснований освобождения от обязательных платежей гораздо меньше и все они логически вытекают из предписаний комментируемого Кодекса и международных договоров государств — участников Союза. Все предусмотренные ч. 3 комментируемой статьи основания обусловлены особенностями перемещения товаров через таможенную границу, в частности, к числу таких оснований относится отсутствие нормативного предписания, устанавливающего обязанность уплаты пошлины и налогов, а также перемещение товаров личного пользования, причем в отношении отдельных категорий товаров устанавливается лимит беспошлинного провоза, например, товары, стоимость которых не превышает двести евро и т.п. Особое место в системе оснований освобождения от указанных платежей занимают предписания нормативных актов стран — участниц Таможенного союза: указанное правило распространяется на отдельные виды товаров, освобожденные от пошлин на территории любого из государств, входящих в состав Союза. Однако следует заметить, что, если конкретная операция по перемещению товаров через таможенную границу не подпадает под действие ч. 3 комментируемой статьи, это ни в коей мере не означает возникновение у субъекта обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов — такая обязанность возникает только в силу предписаний ч. 1 комментируемой статьи.

3. Особое место в системе предписаний комментируемой статьи занимает ч. 4, устанавливающая специальный порядок возникновения обязанности по уплате таможенной пошлины и налогов. Комментируемая норма призвана определить исключение из общего правила — частный случай возникновения и прекращения обязанности по уплате обязательных платежей. Единственным основанием возникновения и прекращения данной обязанности является юридический акт — международный договор, который может в полной мере определить возможность применения общих положений комментируемой статьи 80 Таможенного кодекса, а также предусмотреть специальные правила в отношении отдельных случаев перемещения товаров через таможенную границу.

Порядок уплаты таможенных пошлин и налогов регламентируется исключительно международным договором в отношении товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада, а также в отношении специальных таможенных процедур, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза. Таким образом, наличие специального порядка возникновения и прекращения обязанности в указанных случаях применение общих правил не допускает. Тем не менее, подобные предписания Кодекса не являются обязанностью государств — участников Союза, они вправе определить указанные положения в рамках международных договоров. Отсутствие специальных договорных правил свидетельствует о том, что указанные процедуры остаются вне правового поля Таможенного союза.

Какие правила таможенного оформления

Здравствуйте! Я планирую заказывать товар на ИП из США для последующей продажи. Конкретно — товары для творчество, т.е. очень разноплановые. Возник вопрос о сумме «растаможки» и порядке Ее проведения. Нет ли для ИП и мелкого опта упрощённых систем оформления или сниженных ставок?

Ответы юристов (3)

Здравствуйте. К сожалению понижение таможенных пошлин в зависимости от размера партии законом не предусмотрено.

При этом для оценки поступающих грузов как коммерческих принимаются во внимание не только общая сумма поставки, но и ее цель, то есть осуществить приобретение от физического лица тоже вряд ли получится. То есть получится, но до того самого момента, когда на это обратят внимание таможенники.

В качестве примера приведу ответ, размещенный в К+

Вопрос: Физическое лицо через Интернет заказало в Китае мини-камеры видеонаблюдения для автомобиля (видеорегистраторы) в количестве 24 штук общей стоимостью 1000 евро. Товар поступил по почте, но таможенный орган не дает разрешение на выдачу посылки, требуя таможенного декларирования с уплатой таможенных платежей. Правомерно ли требование таможенного органа?

Ответ: С учетом характера и количества товара требования таможенного органа о необходимости таможенного декларирования с уплатой таможенных платежей в отношении пересылаемых в международном почтовом отправлении видеорегистраторов в количестве 24 штук общей стоимостью 1000 евро правомерны. Данные товары не признаются товарами для личного пользования.

Обоснование: В соответствии с пп. 36 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования — товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
В силу ст. 352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 49 ТК ТС, а в части, не урегулированной гл. 49 ТК ТС, — в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.
Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях (далее — МПО) (ст. 353 ТК ТС).
Пунктом 3 ст. 352 ТК ТС установлено, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств — членов Таможенного союза.
Пунктом 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» определено, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
— заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;
— характера и количества товаров;
— частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Кроме того, Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденными Приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381 (далее — Правила), определено, что предназначение товаров, пересылаемых в МПО в адрес физического лица, устанавливается исходя из характера товаров, их количества и частоты пересылки (п. 32 Правил).В соответствии с п. 33 Правил при установлении предназначения товаров должностное лицо таможенного органа должно принимать во внимание следующие факторы:
— характер товаров. Учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования в быту;
— количество товаров в одном МПО. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, явно превышающем потребность одного лица, получающего товары (а также членов его семьи), могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата;
— частоту пересылки товаров. Однородные товары, пересылаемые хотя бы и в небольших количествах одним и тем же лицом или в адрес одного и того же лица одновременно либо в течение одной недели, могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата.

Пунктом 3 ст. 312 ТК ТС предусмотрено, что международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Таможенного союза без разрешения таможенного органа.
Как установлено п. 2 ст. 314 ТК ТС, таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих МПО, либо декларации на товары.
При этом таможенному декларированию с использованием декларации на товары подлежат пересылаемые в МПО товары в случаях, указанных в п. 3 ст. 314 ТК ТС. Данный пункт не распространяется на товары для личного пользования, пересылаемые в МПО в адрес физических лиц.
Согласно требованиям п. 3 ст. 314 ТК ТС товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением пересылаемых физическими лицами товаров для личного пользования, подлежат таможенному декларированию с использованием декларации на товары в случае, если подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
В соответствии с п. 3 ст. 316 ТК ТС таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежат уплате в размерах, установленных ТК ТС и международными договорами государств — членов Таможенного союза.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.Товары, ввозимые для коммерческих целей, подлежат таможенному декларированию в общем порядке, установленном гл. 27 ТК ТС, с представлением документов, перечень которых закреплен ст. 183 ТК ТС.
В связи с тем что используемые критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования не позволяют отнести товар, поступивший по почте в адрес физического лица, к товарам для личного пользования, а также в связи с тем, что стоимость товаров превышает 200 евро, требование таможенного органа о таможенном декларировании с использованием декларации на товары с уплатой таможенных платежей правомерно.

П.А.Лесников
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
28.04.2012

Уточнение клиента

Ответ дан не совсем по заданному вопросу. Зачем писать примеры заказа товара на физ.лицо, если я спрашивала о другом? Нет ссылки на ставки таможенного сбора, что необходимо уплатить и т.д. Все правила касательно таможенного оформления для физ.лиц мне хорошо знакомы

07 Августа 2017, 14:41

Есть вопрос к юристу?

Добрый день, сумма растаможивания зависит не от того, кто получает товар, а от того, что у вас за товар и какова его стоимость (то есть ваш статус ИП не поможет здесь). От размера партии, тоже нет зависимости.

И также важно понимать, что проще растаможить посылки, где товары для вашего личного пользования, если вы докажете, что они вам нужны для личных нужно. Сложнее, где товар будет признан коммерческим. Например, пришло от пяти и более одинаковых предметов вам за один раз. Таможенники могут, их признать коммерческими.

Уточнение клиента

Так от чего в итоге зависит стоимость растаможки? Из чего складывается? Я сюда обратилась за конкретикой! При чем тут заказы на физ.лицо, если я спрашивала о порядке для ИП и коммерческих партиях? Правила таможенного оформления мне более чем знакомы

07 Августа 2017, 14:45

Добрый день, спасибо за ожидание сама по себе Таможенная стоимость (цена товара + стоимость доставки) облагается таможенной пошлиной, (если нет преференций) плюс НДС, плюс таможенный сбор.

Для просчета нужен код ТН ВЭД.

Если есть преференции (пониженные ставки), то необходимо запросить у поставщика подтверждение страны происхождения, чтобы уменьшить пошлину.

Приведу пример. Инвойсная стоимость товара 1000 дол., доставка до таможенной территории РФ 150 дол., пошлина 7,5%, товар не подакцизный, подлежит оплате НДС 18%. Таможенная стоимость 1000+150 = 1150 дол. Пошлина 1150*7,5%= 86,25 дол. Базой для начисления НДС будет сумма 1150+86,25=1236,25 дол. В итоге НДС составит 1236,25*18% = 222,53 дол. (в рублях по курсу на день отправки декларации).

Но нужно не забывать еще о сборах таможенных сбор за оформление от 500 р., сбор за сопровождение от 2000 р., сбор за хранение 1р. 100 кг груза.http://vedinform.com/customs/p.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Правовой статус иных участников отношений по уплате таможенных пошлин

Обязательства по уплате таможенных пошлин могут лежать не только на декларанте, но и на иных лицах, участвующих в таможенных правоотношениях. Наличие таких иных лиц находит отражение в понятии «таможенных должников», под которыми понимаются «физическое или юридическое лицо, обязанное уплатить таможенные налоги, которыми облагаются товары после пересечения таможенной границы». А.Н. Козырин для определения всего круга лиц, включая декларанта, на которых лежит обязанность по уплате таможенных пошлин, использует понятие «лицо, обязанное уплатить таможенные пошлины» и, таким образом, не связывает обязанность по уплате таможенной пошлины только с декларантом.
Выделение первичных и вторичных таможенно-тарифных правоотношений дает предпосылки для деления всех субъектов таможенно-тарифных правоотношений на две группы:

1) субъекты первичных таможенно-тарифных правоотношений;

2) субъекты вторичных таможенно-тарифных правоотношений.

Субъектами первичных таможенно-тарифных правоотношений помимо декларантов могут быть иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Субъектами вторичных таможенно-тарифных правоотношений могут быть как некоторые участники первичных таможенно-тарифных правоотношений, так и иные участники таможенных правоотношений. Например, обязанность по уплате таможенных пошлин возникает у владельца таможенного склада с момента размещения товаров на таможенном складе (пп. 2 п. 1 ст. 237 ТК ТС ЕврАзЭС); при этом владелец таможенного склада не был участником первичных таможенно-тарифных правоотношений, возникших в связи с товаром, размещаемым на таможенном складе.
Анализ ТК ТС ЕврАзЭС позволяет выделить субъектов таможенно-тарифных правоотношений, возникающих в связи с иными юридическими фактами, нежели таможенное декларирование (таблица 1).

Юридические факты, в связи с которыми субъект становится участником таможенно-тарифных правоотношений

Субъект таможенных
правоотношений

Пример юридического факта, в связи с
которым субъект становится участником
таможенно-тарифных правоотношений

владелец
таможенного склада

момент размещения товаров на
таможенном складе (пп. 2 п. 1 ст. 237
ТК ТС ЕврАзЭС)

владелец склада
временного хранения

момент размещения товаров на складе
временного хранения (пп. 2 п. 1 ст. 172
ТК ТС ЕврАзЭС)

лицо,
осуществляющее
временное хранение
товаров в местах,
не являющихся
складами временного
хранения

регистрация таможенным органом
документов, представленных для
помещения товаров на временное
хранение (пп. 3 п. 1 ст. 172 ТК ТС
ЕврАзЭС)

момент пересечения товарами
таможенной
границы при прибытии товаров на
таможенную территорию ТК ТС ЕврАзЭС
(п. 1 ст. 161 ТК ТС ЕврАзЭС)

включение в реестр таможенных
перевозчиков (пп. 1 ст. 19 ТК ТС
ЕврАзЭС)

включение в реестр таможенных
представителей (пп. 3 ст. 13 ТК ТС
ЕврАзЭС)

уполномоченный
экономический
оператор

включение в реестр уполномоченных
экономических операторов (пп. 1 ст. 39
ТК ТС ЕврАзЭС)

лица, незаконно
перемещающие товары
через таможенную
границу ТС ЕврАзЭС,
если они знали о
незаконности такого
перемещения

момент перемещения товаров через
таможенную границу (ст. 81 ТК ТС
ЕврАзЭС)

лица, которые
приобрели
в собственность или
во
владение незаконно
ввезенные на
таможенной
территории ТС
ЕврАзЭС
товары, если эти
лица знали или
должны были
знать о
незаконности
ввоза товара

момент перемещения товаров через
таможенную границу (ст. 81 ТК ТС
ЕврАзЭС)

лицо,
которому передано
транспортное
средство,
зарегистрированное
на
территории
иностранного
государства, для
осуществления его
вывоза
с территории ТС
ЕврАзЭС

день выдачи таможенным органом
разрешения на передачу транспортного
средства от декларанта лицу,
осуществляющему вывоз транспортного
средства с территории ТС ЕврАзЭС
(п. 4 ст. 14 Соглашения от 18.06.2010)

Владельцем таможенного склада может быть юридическое лицо государства — члена ТС ЕврАзЭС, включенное в реестр владельцев таможенных складов (п. 1 ст. 28 ТК ТС ЕврАзЭС). Юридическое лицо, осуществляющее деятельность в качестве владельца таможенного склада, обычно является коммерческой организацией и, следовательно, в качестве социального блага преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ). В таможенно-тарифных правоотношениях на владельца таможенного склада наложена обязанность уплаты ввозных таможенных пошлин в случае утраты товаров, за исключением их утраты вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы, либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа (пп. 8 ст. 31 ТК ТС ЕврАзЭС). Обязанность уплаты таможенных пошлин у владельца таможенного склада возникает с момента размещения товаров на таможенном складе (пп. 2 п. 1 ст. 237 ТК ТС ЕврАзЭС) и прекращается при выдаче товаров с таможенного склада в связи с помещением их под иную таможенную процедуру (пп. 2 п. 2 ст. 237 ТК ТС ЕврАзЭС), при задержании товаров таможенным органом (пп. 3 п. 2 ст. 237 ТК ТС ЕврАзЭС) или в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС.

Правовой статус владельца таможенного склада в таможенно-тарифных правоотношениях имеет некоторые сходства с правовым статусом владельца склада временного хранения, которым может быть юридическое лицо государства — члена ТС ЕврАзЭС, включенное в реестр владельцев складов временного хранения (п. 1 ст. 23 ТК ТС ЕврАзЭС). На владельце склада временного хранения лежит обязанность по уплате таможенных пошлин (пп. 7 ст. 26 ТК ТС ЕврАзЭС) с момента размещения товаров на складе временного хранения (пп. 2 п. 1 ст. 172 ТК ТС ЕврАзЭС) и прекращается при выдаче товаров со склада временного хранения в связи с помещением их под таможенную процедуру (пп. 2 п. 2 ст. 172 ТК ТС ЕврАзЭС) или в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС. В случае если владелец склада временного хранения не уплатит таможенные пошлины, то он подлежит исключению из реестра владельцев складов временного хранения (пп. 2 ст. 25 ТК ТС ЕврАзЭС).

В пп. 3 п. 1 ст. 172 ТК ТС ЕврАзЭС указано, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин при помещении товаров на временное хранение возникает не только у владельца склада временного хранения, но и у лица, осуществляющего временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения, с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. На территории ТС ЕврАзЭС лицом, имеющим право осуществлять временное хранение товаров вне складов временного хранения, является уполномоченный экономический оператор (пп. 1 п. 1 ст. 41 ТК ТС ЕврАзЭС) при условии, что он вправе выступать декларантом товаров, находящихся на временном хранении (п. 2 ст. 41 ТК ТС ЕврАзЭС). Обязанность уполномоченного экономического оператора быть декларантом товаров, находящихся на временном хранении, приводит к тому, что прекращение временного хранения товаров не приводит к прекращению таможенно-тарифного правоотношения, в котором одним из субъектов выступает уполномоченный экономический оператор. Подача таможенной декларации уполномоченным оператором с целью помещения товаров под таможенную процедуру является юридическим фактом, который изменяет права и обязанности уполномоченного экономического оператора в таможенно-тарифном правоотношении, возникшим при помещении товаров на временное хранение.

Перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории ТС ЕврАзЭС, или являющееся ответственным за использование транспортных средств (пп. 21 п. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС). В понятие перевозчика входят таможенные перевозчики, являющиеся юридическим лицом государства — члена ТС ЕврАзЭС, осуществляющие перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ТС ЕврАзЭС в соответствии с таможенным законодательством ТС ЕврАзЭС и включенные в реестр таможенных перевозчиков (ст. 18 ТК ТС ЕврАзЭС). Перевозчик становится участником таможенно-тарифных правоотношений в момент пересечения товарами таможенной границы при прибытии товаров на таможенную территорию ТС ЕврАзЭС (п. 1 ст. 161 ТК ТС ЕврАзЭС) или в момент выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории ТС ЕврАзЭС (п. 1 ст. 166 ТК ТС ЕврАзЭС) в связи с обязанностью уплаты ввозных таможенных пошлин. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин прекращается:

— при доставке товаров в место прибытия, или размещении на временное хранение, или помещении под таможенную процедуру в месте прибытия, а также при убытии товаров с таможенной территории ТС ЕврАзЭС, если эти товары после прибытия на таможенную территорию ТС ЕврАзЭС не покидали места перемещения товаров через таможенную границу (пп. 1 п. 2 ст. 161 ТК ТС ЕврАзЭС);

— при фактическом пересечении товарами таможенной границы при убытии иностранных товаров с таможенной территории ТС ЕврАзЭС (пп. 1 п. 2 ст. 166 ТК ТС ЕврАзЭС);

— в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС.

По общему правилу субъект таможенного права сначала становится субъектом таможенных правоотношений, а затем вступает в таможенно-тарифные правоотношения. Например, юридическое лицо становится владельцем таможенного склада и может принимать участие в таможенных правоотношениях только после того, как будет включено в реестр владельцев таможенных складов (п. 1 ст. 28 ТК ТС ЕврАзЭС), а участником таможенно-тарифных правоотношений юридическое лицо станет только после размещения товаров на таможенном складе в связи с возникновением обязанности уплаты таможенных пошлин (пп. 2 п. 1 ст. 237 ТК ТС ЕврАзЭС).

В ТК ТС ЕврАзЭС установлено, что участниками некоторых таможенно-тарифных правоотношений могут быть только юридические лица, но существуют таможенно-тарифные правоотношения, участником которых может быть только физическое лицо. Например, правоотношение, возникающее в связи с вывозом транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства, за пределы таможенной территории ТС ЕврАзЭС лицом, которому транспортное средство передано для осуществления его вывоза. Такое таможенное правоотношение может возникнуть, если вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз такого транспортного средства для личного пользования, или иной объективной причине (п. 2 ст. 11 Соглашения от 18.06.2010). В этом случае таможенный орган выдает разрешение на вывоз в соответствии с законодательством государства — члена ТС ЕврАзЭС, а со дня выдачи такого разрешения на лицо, осуществляющее вывоз транспортного средства, возлагается обязанность по уплате таможенных пошлин (п. 5 ст. 14 Соглашения от 18.06.2010). Обязанность по уплате таможенных пошлин у лица прекращается с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию ТС ЕврАзЭС и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин (пп. 2 п. 5 ст. 14 Соглашения от 18.06.2010).

Другое таможенно-тарифное правоотношение, в котором одним из субъектов может выступать физическое лицо, не являющееся декларантом, возникает при незаконном перемещении товаров через таможенную границу и обороте товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, на территории ТС ЕврАзЭС. Субъектами таких правоотношений могут быть:

— лица, незаконно перемещающие товары через таможенную границу ТС ЕврАзЭС;

— лица, участвующие в незаконном перемещении товаров через таможенную границу ТС ЕврАзЭС, если лица знали или должны были знать о незаконности такого перемещения;

— лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения эти лица знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин возникает у перечисленных лиц солидарно (п. 2 ст. 81 ТК ТС ЕврАзЭС) в момент ввоза товаров на таможенную территорию или вывоза товаров с таможенной территории (п. 1 ст. 81 ТК ТС ЕврАзЭС). Обязанность по уплате таможенных пошлин прекращается в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС.

По общему правилу плательщик должен самостоятельно исчислить таможенные пошлины, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС ЕврАзЭС и (или) международными договорами государств — членов ТС ЕврАзЭС (п. 1 ст. 76 ТК ТС ЕврАзЭС). Однако лицо, не являющееся декларантом, освобождается от уплаты таможенных пошлин в случае соблюдения условий таможенной процедуры, не предусматривающей уплату таможенной пошлины (пп. 1 п. 3 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС), или если товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами в соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС и (или) международными договорами государств — членов ТС ЕврАзЭС, при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (пп. 4 п. 3 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС). В связи с этим таможенные пошлины должны быть исчислены при выявлении фактов, свидетельствующих о нарушении условий таможенной процедуры или иных условий, с которыми предоставлено освобождение от уплаты таможенных пошлин. Такие факты могут быть выявлены лицом самостоятельно, либо таможенным органом в ходе мероприятий таможенного контроля, включая такие формы, как таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверки системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка и т.д. (ст. 110 ТК ТС ЕврАзЭС). В случае если факты нарушения условий, в связи с которыми ТК ТС ЕврАзЭС связывает освобождение от уплаты таможенных пошлин, были выявлены таможенным органом, то исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин производится таможенным органом государства — члена ТС ЕврАзЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины (п. 2 ст. 76 ТК ТС ЕврАзЭС). В иных случаях таможенные пошлины могут быть исчислены лицом самостоятельно.

Необходимо учитывать, что обязанность по уплате таможенных пошлин у некоторых субъектов таможенно-тарифных правоотношений возникает при нарушении условий таможенной процедуры. Такими субъектами являются: владелец свободного склада, владелец таможенного склада, владелец склада временного хранения, таможенный перевозчик, торговли, уполномоченный экономический оператор, владелец магазина беспошлинной торговли. При этом если субъект не уплатит таможенные пошлины, то он подлежит исключению из реестра и не сможет быть участником таможенных правоотношений. Следовательно, исключение из реестра является неблагоприятным последствием и может рассматриваться как вид санкции, не являющейся ни уголовной, ни административной ответственностью. В Российской Федерации налоговыми санкциями являются санкции, которые предусмотрены НК РФ. По аналогии с НК РФ можно рассматривать исключение из соответствующего реестра как таможенную санкцию, за правонарушение которого состав предусмотрен ТК ТС ЕврАзЭС, но не оформлен в виде отдельной статьи.

Таким образом, субъектами таможенно-тарифных правоотношений помимо декларанта могут являться: владелец таможенного склада, владелец склада временного хранения, владелец свободного склада, перевозчик, таможенный перевозчик, уполномоченный экономический оператор, лица, незаконно перемещающие товары через таможенную границу, если они знали о незаконности такого перемещения, лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары на территории ТС ЕврАзЭС, если в момент приобретения эти лица знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Для каждого из перечисленных субъектов возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин связано с различными юридическими фактами. Для владельца таможенного склада — размещение товаров на таможенном складе; для перевозчика — момент пересечения товарами таможенной границы и т.д.

Завершение обязанности у субъектов таможенно-тарифных правоотношений происходит по общему правилу в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС, но имеются и иные основания, специфические для каждого субъекта таможенно-тарифных правоотношений.

В соответствии с таможенным законодательством ТС ЕврАзЭС особенностью некоторых субъектов является то, что они могут выступать в таможенно-тарифных правоотношениях в нескольких ролях: таможенный представитель, перевозчик, таможенный перевозчик, уполномоченный экономический оператор, владелец склада временного хранения и др. Например, юридическое лицо государства — члена ТС ЕврАзЭС может в таможенно-тарифных правоотношениях, возникающих в связи с перемещением одного и того же товара через таможенную границу, исполнять обязанности как перевозчика (таможенного перевозчика), так и декларанта. Как следствие, такие субъекты могут быть участниками как первичных, так и вторичных таможенно-тарифных правоотношений.

Владелец таможенного склада может быть участником только вторичных таможенно-тарифных правоотношений.

Другие субъекты могут быть участниками только первичных таможенно-тарифных правоотношений, при этом исполняя обязанность по уплате таможенных платежей, но не приобретают права и обязанности декларанта. К этой группе относятся лица, незаконно перемещающие товары через таможенную границу и участвующие в обороте таких товаров на территории ТС ЕврАзЭС.

Еще одна группа субъектов, являющихся участниками квазитаможенно-тарифных правоотношений. В эту группу, в частности, входят субъекты права, которым для того, чтобы стать субъектами таможенно-тарифных правоотношений, необходимо внести обеспечение уплаты таможенных платежей: таможенный перевозчик, таможенный представитель и т.д.

В связи с невозможностью однозначного отнесения субъектов таможенно-тарифных правоотношений к субъектам первичных, вторичных или квазитаможенно-тарифных правоотношений необходим поиск иных критериев, позволяющих систематизировать всех субъектов таможенно-тарифных правоотношений.

На наш взгляд, одним из таких критериев может быть возможность участия субъекта в таможенно-тарифных правоотношениях в качестве декларанта. В таможенно-тарифных правоотношениях декларантами могут выступать: перевозчик, таможенный перевозчик, уполномоченный экономический оператор, таможенный представитель, владелец магазина беспошлинной торговли, владелец свободного склада. Иные субъекты таможенно-тарифных правоотношений выступать декларантами не могут.

Другим критерием деления субъектов на группы можно рассматривать юридические факты, в связи с которыми субъект таможенно-тарифных правоотношений будет обязан уплатить таможенные пошлины. В частности, можно выделить субъектов таможенно-тарифных правоотношений, которые будут уплачивать таможенные пошлины только в связи с нарушением условий таможенной процедуры: владелец таможенного склада, владелец свободного склада, перевозчик, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли.

Пп2 п3 ст 80 тк тс

Товары, ввозимые (вывозимые) физическими лицами и не относящиеся к товарам для личного пользования (перемещаемые в коммерческих целях), перемещаются через таможенную границу в общеустановленном порядке, то есть с помещением товара под конкретную таможенную в соответствии с ТК ТС. На основании п.1 ст. 179 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном гл. 27 ТК ТС, с представлением документов, перечень которых закреплен ст. 183 ТК ТС.

При этом, исходя из стоимости перемещаемых товаров (за исключением товаров, ввозимых для личного пользования), их необходимо задекларировать путем подачи в таможенный орган декларации на товары (ГТД), если таможенная стоимость товаров превышает 1000 Евро в эквиваленте. Форма ГТД и порядок ее заполнения утверждены Решением КТС от 20 мая 2010 N 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

По желанию декларанта и в соответствии с Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением КТС от 20 мая 2010 N 263, и ч.4 ст.204 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» декларирование товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, может производиться путем подачи таможенной декларации в виде письменного Заявления, в котором содержатся сведения, необходимые для таможенных целей при условии, что:

  • общая таможенная стоимость товаров не превышает суммы, эквивалентной 1000 Евро в эквиваленте;
  • товары перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному договору или перемещение товаров не связано с исполнением договорных обязательств;
  • перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве;
  • товары одновременно представлены таможенному органу.

Подлежат уплате таможенные пошлины, налоги и сборы за таможенное оформление. Согласно ст. 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации ГТД таможенным органом.

Ввозные таможенные пошлины исчисляются по ставкам, установленным «Единым таможенным тарифом» ТС.

Вывозные таможенные пошлины исчисляются по ставкам, установленным законодательством ТС в отношении товаров, включенных в Сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств ТС, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Налоги исчисляются по ставкам, установленным Налоговым законодательством РФ.

Согласно пп.2 п.3 ст. 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при ввозе товаров в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 Евро в эквиваленте на день подачи таможенной декларации.

Также в отношении товаров, ввозимых физическими лицами не для личного пользования, применяются меры нетарифного и технического регулирования, в установленных случаях требуется предъявление сертификата соответствия Ростеста РФ на товары, а также применяются все виды контроля государственных органов, такие как ветеринарный, фитосанитарный и т.п., в зависимости от кода товара по ТН ВЭД ТС.

Если товары для коммерческих целей, ввозятся физическим лицом под видом товаров для личного пользования, такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу ТС. При этом в соответствии со ст. 81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию ТС — также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Факт незаконного ввоза товаров может быть установлен при проведении таможенными органами следующих форм таможенного контроля (как одной, так и нескольких в совокупности), предусмотренных ст. 110 ТК ТС:

  • проверки документов и сведений;
  • устного опроса;
  • получения объяснений;
  • таможенного осмотра;
  • таможенного досмотра;
  • таможенного осмотра помещений и территорий;
  • таможенной проверки (т.е. значительно позже, чем был осуществлен ввоз).

Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот. Исчисляются платежи исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, — на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Кроме того, ч.1 ст.16.2 КоАП предусмотрено, что недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до 2-кратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения, на должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей.

  • ООО «ТКС.РУ»
  • Реклама на портале
  • Экспорт таможенных новостей
  • Рассылка новостей
  • Карта сайта

Программное обеспечение для таможенного оформления. Программы для декларантов и других участников ВЭД

Tamplat.ru – таможенные платежи. Калькулятор для расчета таможенных платежей

D.TKS.RU – центр онлайн обучения для профессионалов, работающих с таможенными органами

197022, СПб, ул. Петропавловская, 4-а, бизнес-центр «Лидваль Холл», 3 этаж, м.»Петроградская»
т. (812) 449-50-61, ф. (812) 449-50-62, [email protected], Skype: tks.ru, www.tks.ru

Лицензия на обучение № 1458 от 30 июля 2015 года

Еще по теме:

  • Ст 161 ч2 Есть ли поправки по ст. 161 ч. 2 в 2017 году? Есть ли поправки по ст. 161 часть 2 в 2017г? Если нет,то как максимально возможно сократить срок,на что можно сослаться мужу (есть […]
  • Статья 64 уголовного кодекса рф наказание Статья 64. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление 1. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью […]
  • Ассоциация юристов россии липецк Бесплатная юридическая помощь Консультационные центры бесплатной юридической помощи Для достижения уставных целей и реализации программ социального партнерства государства и […]
  • Сколько стоит независимая оценка после дтп Сколько стоит независимая оценка после дтп Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Автоэкспертиза после […]
  • Уголовный кодекс рф статья за разбой Ответственность за грабеж - статья УК РФ Самое распространенное преступление против собственности предусмотренных главой 21 Уголовного кодекса РФ наряду с кражей - грабеж. Грабеж, […]