Психологические травмы детей после развода родителей

Рубрики Новости

Психологическая помощь детям при разводе родителей

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Обобщив результаты многих исследований, можно сделать вывод, что развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Школьники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течении года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак [10, c.93].

Развод выполняет по отношению к браку двоякую роль. Он может выступать средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия между мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одного из супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов.

По ряду таких показателей, как отношения в школе, расположение к дурным компаниям дети этих двух групп существенно не различались, но сильно отличались от детей, живущих в счастливых семьях. Проводилось также сравнение ряда социально-психологических характеристик детей, живущих в семьях, где мать после развода вступила в повторный брак, и в семьях, где ребенок жил только с матерью. При этом обнаружено, что отношения “мать ребенок” лучше в семьях, где ребенок воспитывался только матерью. Дети разведенных супругов более часто подвержены психическим заболеваниям.

По данным неблагоприятные последствия развода более значимы для детей из тех социальных групп, которые придают большее значение социальным нормам и санкциям, направленным против развода. Самооценка ребенка существенно зависит от возраста матери в период развода. У женщин, которым при расторжении брака было меньше 24 лет, только 22 % детей по достижению 12-14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, разведшихся в более старшем возрасте, такая самооценка у 45 %. В ряде исследований отмечается также, что чем дольше мать и ребенок жили вместе между разводом и повторным браком, тем более разрушительным для ребенка должно быть смещение внимания матери к новому супругу или новому ребенку [10, c.89].

По данным Соловьева Н.Я. воздействие развода на психику ребенка зависит от целого ряда факторов:

— субъективного представления ребенка о счастье семьи непосредственно до развода;

— возраста ребенка и матери;

— степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья;

— способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение [8, c. 67].

В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в более старших возрастах. Вероятность повторного брака разведенного супруга обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей.

Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем,

  • насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей; враждебностью отношений родителей до развода; временем, проведенным ребенком с ушедшим из родителей;
  • исходным состоянием здоровья и возрастом ребенка и родителей.

Американские психологи свидетельствуют, что особенно сильное влияние развод оказывает на детей в возрасте до 8 лет. Это усугубляется тем, что именно матери маленьких детей сталкиваются с наибольшим числом трудностей.

Дети в возрасте 3,5 — 6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения, переживают чувства злости и обиды, особенно на отца, дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем. Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:

— предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;

— ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;

— дефицит общения с оставшимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу;

— ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят и т.д.

На детях отрицательно сказываются страдания оставшегося с ним родителя. С уходом Дети, выросшие в неполных семьях, хуже подготовлены к семейной жизни, они чаще избегают вступления в брак, более склонны к разводам. Юноши и девушки из неполных семей в целом менее целеустремленны, инициативны, уравновешены. У них труднее развивается способность к сочувствию, к управлению своим поведением. Мальчики, росшие без отца, обычно усваивают «жен­ский» тип поведения либо у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Впоследствии им сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. У девушек из неполных семей, вышедших замуж, меньше шансов адекватно понимать своих мужей и сыновей, то есть выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей.

Абсолютное большинство детей страстно желают иметь обоих родителей. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе.

Буянов М.И., анализируя результаты исследований американских психологов, отмечает, что большинство американских детей считает для себя очень важным продолжение контактов с отцом после развода. Треть из опрошенных нами ста детей не удовлетворены существующими контактами с отдельно проживающими отцами, они хотели бы более интенсивного и качественного общения. Подавляющее большинство детей выступает за свободный доступ отца к ним. Однако опрос ста разведенных матерей выявил, что эти пожелания детей фактически не реализуемы, так как лишь 33,8% матерей позволяют отцам посещать детей в любое время, 24,5% — раз в неделю, 3% — ежемесячно, 5% — по праздникам и летом, 17,6% приходится на неупорядоченные визиты, а 16,1% ребят не видели ушедшего из семьи отца больше ни разу. К несчастью, бывшие супруги довольно часто настраивают ребенка друг против друга, внося еще больший психологический дискомфорта раненную разводом душу ребенка, для которого большим счастьем является сам факт наличия обоих родителей. Прививая чувство вражды к отцу (матери), родители насаждают в ребенке агрессивность, недружелюбие, подавленность, обиду и т.д. Манипуляция ребенком не имеет оправдания и непременно обернется против того, кто ее посеял. Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и детей. В результате отец все меньше знает о ребенке, оказывается не в состоянии действительно воспитывать его, качественно общаться с ним[2, c.95].

Отец начинает либо заискивать перед ребенком, задабривать его, баловать, либо, не испытывая положительных чувств от общения с «незнакомым родным ребенком», постепенно теряет к нему интерес, или, наконец, принимает на себя роль стороннего наблюдателя. Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной, и страдает от нее прежде всего ребенок. Кроме того, отец, которому лишь изредка дозволяется видеться с ребенком и который не сталкивается со всеми трудностями воспитания, может оказаться для ребенка более привлекательным, чем мать. Это опять, сточки зрения матери, может служить аргументом против свиданий отца с ребенком.

Одинокие матери и отцы имеют общие особенности: более ограничена их социальная жизнь, для семьи характерен больший демократизм во взаимоотношениях, родителю любого пола сложней вступить в повторный брак. При этом одиноким отцам больше помогают друзья и родственники, у них сильнее суживается круг социального общения, чем у одиноких матерей. В свою очередь, матерям сложнее дисциплинировать детей. Отцы понимают, что их эмоциональная близость с детьми, особенно с дочерьми, недостаточна.

В больших семьях, с их богатыми внутренними связями, возможно пере­распределение возникающих напряжений, в диадических же (мать — ребенок, отец — ребенок) — любое событие приобретает глобальное значение.

Особенное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается в подростковом возрасте. Пока ребенок мал, у него обычно складываются очень глубокие, часто симбиотические, эмоциональные отношения с единственным из родителей, чаще — с матерью. Такая мать (а иногда и отец) как катастрофу воспринимает типичный кризис в своих взаимоотношениях с подростком, когда первоначальная гармония разрушается под мощными проявлениями индивидуальности последнего. Кризис во взаимоотношениях может наступить и в более поздних возрастах (в юношеском возрасте или в возрасте зрелости), если ребенок отстает в своем психологическом развитии от сверстников и от своего паспортного возраста. Родителям вообще свойственно не принимать изменений в личности ребенка, они бессознательно стремятся «сохранить» ребенка в детском состоянии. Психологи отмечают, что подростки в конфронтации с родителями склонны преувеличивать свой психологический возраст (степень своей независимости, са­мостоятельности), а их родители — преуменьшать [4, c.92].

В неполных семьях чаще, чем в полных, подросток (юноша) оказывается в трагической ситуации: мать, находящаяся от него в сильной эмоциональной зависимости, настолько тяжело переживает его первые шаги в самостоятельной жизни, что это создает угрозу ее здоровью.

Подросток оказывается в крайне тяжелой в моральном отношении ситуации: он должен выбрать между той жизнью, которая ему нравится, и здоровьем (а, может быть, и жизнью, как ему пред­ставляется или как ему подсказывают) своей матери. Некоторые тиранические или слабые женщины в буквальном смысле слова терроризируют своих детей, ставя свое здоровье в прямую зависимость от поведения последних.

В диадических семьях типа «мать-сын» психологи встречают и своеобразные конфликты, основанные на перенесении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу, то есть по существу это напоминает супружеский конфликт. Психолог должен помочь маме понять это, осознать, что сын — это только сын, а не несостоявшийся супруг. При отсутствии мужа перенесение претензий к сыну может сочетаться с перенесением на него же отношения взрослой женщины к ее брату. И даже если мать нежно любит брата, ее сыну немногим легче, так как мама фактически ожидает от подростка поведенческих проявлений двух взрослых мужчин: мужа и брата. Этих отношений она одновременно может и хотеть, и бояться. В любом случае ее сын — просто другой (отличный от отца и дяди) человек: подросток, а не взрослый, уже поэтому он никогда не сможет соответствовать неадекватным ожиданиям матери [5, c.25].

Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности, самодостаточности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает (или не успевает приобрести вовсе) психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу, — у ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом; о допустимых способах реализации этих ролей.

Психологи отмечают, что проблема психосексуальной идентичности особенно острой оказывается в неполных семьях с искажением психосексуальных ролей, когда, например, властная мама выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая в себе силу, власть, право принимать окончательные решения и отвечать за эти решения, право наказывать и пр. Дети в таких семьях в силу действия бессознательного механизма идентификации вынужденно отождествляются с ролями и образцами поведения лиц противоположного пола — в будущем они испытывают явные затруднения в общении с людьми противоположного пола, в поисках интимного партнера, в выборе профессии, в общении с собственными детьми и т.д. Чем позже создается одиноким родителем новая семья, тем сложнее бывает ему самому принять в семью нового взрослого члена, тем труднее принимает его и ребенок [6, c.89].

Таким образом, многие авторы рассматривают развод как негативное, пагубное явление, форму проявления семейной дезорганизации. В массовом сознании развод часто ассоциируется с позором, симптомом личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизбежным разрывом нормальных отношений с детьми и т.д. Лишь немногие авторы полагают, что развод может играть позитивную роль в том случае, если он ведет к действительному решению проблемы, способствует эмоциональному росту и «моральному возрождению» обоих супругов.

Основные направления психологической помощи детям младшего школьного возраста в ситуации развода родителей

К основным направлениям психологической помощи детям младшего школьного возраста в ситуации развода родителей относят разнообразные методы, среди которых можно выделить следующие.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [1, с. 67].

В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки. Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям, братьям , сестрам и другим значимым людям. В каждом из элементов терапии психолог поощряет ребенка обращаться к самому себе, заново постигать и принимать свои чувства. Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.

Характерная особенность игры – е двуплановость, присущая также драматическому искусству: играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с е ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуполановость игры обуславливает е развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Арттерапия – это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия [9, с. 121]. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Приемы арттерапии используют при исследовании внутрисемейных проблем. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпритации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятия по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознании клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи. Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения [17, с. 23].

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнева и т.д.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Во-первых, сказка всегда служила средством встречи е слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только “волшебным зеркалом” реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В целом, ситуация развода в семье относится, без сомнения, к одной из самых психотравмирующих в жизни детей и использование разнообразных методов, описанных выше помогает нивелировать негативные проявления у ребенка.

Развод родителей является главным негативным событием в жизни ребенка , причиной неуверенности и травмирующих переживаний.

Первая эмоциональная реакция ребенка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившеся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

Развод наносит психическую травму детям, особенно в критические возрастные периоды; родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е. убедить детей, что они не были причиной развода, и родители по-прежнему любят их; не заставлять детей делать выбор между родителями, отдавая предпочтение кому-то одному и не втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую и эмоциональную травму; родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е. не очернять его в глазах детей; необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от кого-то еще; родители, заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться к психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные переживания и провести коррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей.

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., М., Харьков. Минск. – 1999.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., Изд. Просвещение. – 2003, 207 с.

3. Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности. // Вопросы психологии. – 1992. — №3. — С.105. -124 с.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций — М.: Изд-во МГУ, 1994.

5. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка// Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 1997.

6. Вологодина Н. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологодина; Н.Г. Вологодина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 224 с.

7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: “КСП”, 1996 с.

8. Соловьев Н.Я. Женщина и ребенок в послеразводной ситуации // Социальные последствия развода.

9. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Изд-во: Владос, 2001, 96 с.

10. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., Мысль. – 1987. 351 с.

Дети после развода

Дети после развода родителей, испытывают целый ряд негативных эмоций – это страх, вину, злобу и желание отомстить. Развод для ребенка может стать тяжелой психологической травмой. В этот период ребенку просто необходима психологическая помощь и посещение детского психолога . Иначе травма полученная обязательно скажется на формировании их поведения в личной жизни и социуме.

Дети после развода родителей

Главное желание ребенка-это, чтобы мама и папа всегда были вместе и ему порой не ясно, почему же они решили расстаться. Ведь очень редко взрослый обсуждают это со своими детьми. Зачастую ребенок начинает думать что это он является причиной развода. У него появляется чувство вины, отверженности, в результате которого формируется низкая самооценка, стыд, скрытая агрессия. Поэтому необходимо разговаривать с ребенком на тему расставания, подобрав нужные слова.

В чем нуждаются дети после развода

Детям после развода необходимо как можно больше уделять внимания и времени. Ребенок не должен чувствовать свою ненужность и брошенность. Почаще разговаривайте со своим ребенком, старайтесь вместе выполнять какую-либо работу по дому, интересуйтесь его увлечениями, следите за его настроением.

Конечно, ребенок будет всячески пытаться сблизить своих родителей, например, пригласит вас в кафе или в кино, но вы должны поговорить с ним об этом, сказать, что теперь вы можете только дружить, а соединение семьи уже невозможно.

Эмоции детей после развода

Если ребенок будет высказывать свои недовольства, не злитесь на него, а наоборот, пусть он выскажет свое мнение, ведь он также имеет на это право. Поверьте, ему станет после этого только лучше.

Для большинства детей развод родителей – это огромная душевная травма и сами с ней они справиться не в состоянии, поэтому родителям обязательно нужно советоваться со своими детьми и учитывать их пожелания и мнение.

Развод родителей как причина детской психологической травмы

Статистика говорит о том, что в большинстве развитых стран мира, в том числе и в России, примерно каждый второй брак заканчивается разводом.

Конечно, развод – тяжёлое травмирующее переживание и для взрослых. Однако больше всего страдают от разводов родителей их дети.

Почему это так? Что происходит во внутреннем мире ребёнка, если брак его папы и мамы распался? И как это может сказаться на его последующей жизни?

История Саши

Когда Саше было 10 лет, её родители разошлись. Задолго до этого, примерно в течение года, они регулярно ссорились, не пытаясь скрыть это от единственной дочери. После официального развода отцу и матери Саши пришлось ещё некоторое время жить вместе, так как им не удавалось разъехаться. Затем мама с Сашей переехали в большой город.

Сейчас Саше 32 года. Она не замужем, у неё нет детей. Часто находится в беспричинно угнетённом состоянии, близком к депрессии. Мало общается с людьми, несмотря на то, что очень привязана к своим немногочисленным друзьям. Однако и друзей она месяцами избегает, не отвечая на звонки и письма. Очень мнительна: ей кажется, что она может помешать, побеспокоить. Часто плачет над книгой (она любит читать), даже и тогда, когда описываемые автором события нельзя назвать ни трагическими, ни печальными.

Между тем, по словам её мамы, Саша до 10 лет была весёлой, общительной, любознательной и жизнерадостной девочкой. Она резко изменилась именно в период ссоры и последующего развода родителей.

Что же произошло с Сашей?

Для девочки очень важно, как относится к ней отец. Как ни странно, отец – это первый мужчина в жизни каждой женщины. Именно его отношение к дочери многое определяет в её жизни, поскольку подсознательно усваивается как эталонное. Как правило, счастливые в личной жизни женщины – те, у которых был любящий отец.

Однако отец Саши перестал общаться с ней после развода с её мамой. Саша подсознательно восприняла это как отторжение с его стороны. Она решила, что он её разлюбил.

Однако не обвинила в этом отца, что психологически было бы легче для неё. По её мнению, причина – в ней самой. Она оказалась какой-то не такой, какой должна быть, неполноценной. Поэтому она утратила веру в личное счастье, в то, что её ещё кто-то полюбит. Стала бояться близких отношений с мужчинами.

Оба родителя повели себя неправильно в момент развода. Отец разорвал отношения не только с когда-то любимой женщиной, но и с ребенком, «забыв» о том, что дети бывшими не бывают. Для ребенка это всегда огромная потеря. Боль, обида, тревога, вина, беспомощность, надежда и отчаяние – вот далеко не полный спектр чувств, которые испытывает ребенок, родитель которого ушел из его жизни.

Мать, сама испытывая страдания и не зная как помочь ребенку, отгородилась от темы развода. Она наложила запрет и на разговоры об отце, и на тему своих отношений с ним. Саше осталась наедине со своими переживаниями, предположениями и тревогами. А еще – со страхом. Ведь когда уже есть опыт потери близкого человека, который составляет саму суть нашего существования (именно такими являются для нас родители), возникает страх повторения потери, в данном случае – речь идет об оставшемся родителе. Если одни отвернулся и ушел из твоей жизни, не оглянувшись, где гарантия, что и второй не сделает то же самое?

Эмоции, которые испытывает ребенок в момент расставания родителей, очень сильные, потому что буквально превращается в руины его картина мира, разрушается ощущение безопасности и стабильности. Важно, чтобы у самых главных людей в жизни ребенка хватило мудрости отделить супружеские отношения от родительских, чтобы после расставания получилось иначе наладить взаимодействие с ребенком, сохранив близость, теплоту и любовь в общении с маленьким человечком. Иначе последствия для личности ребенка могут быть катастрофичными.

Именно это и случилось с Сашей, как она сама сказала на одной из терапевтических сессий: «В тот момент мне казалось, что я осталась сиротой. Что я потеряла не только отца, но и мать». Наша героиня подсознательно воспринимала любые близкие отношения как угрозу ее хотя бы кажущейся внутренней стабильности, как вероятность нового предательства. Испытывала значительные трудности в предъявлении себя, в самораскрытии.

Сейчас Саша – довольно привлекательная женщина, стройная, высокого роста. У неё, конечно, были отношения с мужчинами, однако все её романы бурно начинались и очень быстро заканчивались. Да и было их немного.

История Олега

Когда родители Олега разошлись, мальчику было всего 3 года. До того он был весёлым, счастливым, энергичным ребёнком. Но вскоре после развода, оставшись с мамой, Олег стал исключительно «трудным», как называют таких детей педагоги. В садике он постоянно дрался, не слушал воспитателей. Стал гиперактивным. Таким он остался и в школе, где плохо учился, хотя у него хорошие способности.

После окончания школы Олег долгое время не мог найти себя. Он рано женился, но супруги быстро «разбежались». С ребёнком, родившимся от этого брака, Олег почти не виделся. В 25 лет он едва не угодил в тюрьму, подравшись со своим приятелем (оба были не вполне трезвы). Олег так сильно ударил его, что сломал ему нос и скулу. Пришлось платить огромные отступные, чтобы помириться и замять уголовное дело. Он несколько раз менял род занятий.

Когда почти в 30 лет Олег, по совету своей второй жены, обратился к психологу, он рассказал, что иногда у него бывают приступы беспричинного отвращения и даже ненависти к окружающим. Ненависть вызывает любой человек, который в этот момент подвернётся ему под руку. В таких случаях он боится самого себя, боится сделать что-то страшное. Обычно он мало пьёт, но иногда его тянет «отключиться» с помощью алкоголя.

Что произошло с Олегом?

Как раз тогда, когда мальчик полюбил отца, стал строить себя по его образу и подобию – как подсознательно делают все мальчики (а девочки выбирают своим Идеалом маму) – он потерял отца. Ему не с кого стало брать пример, создавать себя как личность.

Кроме того, мать допустила одну очень распространенную ошибку. Дети неосознанно воспринимают себя как часть родителей. Ребенок биологически состоит из мамы и папы, и оба для него одинаково важны. Свою целостность, свой образ он воспринимает через них. Отказаться от одного родителя в пользу другого – все равно, что отказаться от части себя. Например, объявить правую половину тела хорошей и нужной, а левую – отвратительной, и пользоваться только правой. Абсурд, скажите вы, это невозможно. Вот и ребенку приходится как-то обходиться с невозможностью отторжения отцовской части себя и одновременно – с требованием матери это сделать. «Ты такой же, как отец!» — это почти что приговор в ее устах.

Вырасти в гармоничную личность в этом случае у ребенка вряд ли получится, хотя он будет стараться, очень стараться соответствовать ожиданием матери, чтобы сохранить связь и отношения хотя бы с ней. Но подсознание будет включать другие механизмы – копирование привычек, черт характера и даже судьбы того родителя, которого требуется отторгнуть, забыть. Так уже устроены механизмы защиты, призванные сохранять нашу целостность.

Огромный внутренний конфликт, не имеющий решения, может приводить к самым разным последствиям. В том числе, к «надлому» формирующейся личности. К попытке защититься от тех внутренних переживаний, от которых у ребенка нет спасения, потому что нет понимающего взрослого. Так возникает агрессия.

Кроме того, внутренний мир ребенка становится неустойчивым, зыбким. Ему не на что опереться внутри себя. Он не чувствует в себе уверенности, внутреннего стержня, который помогал бы в общении с разными людьми, в сложных ситуациях

Все это есть в истории Олега, в его чувствах, в его мыслях. Мужчине вместе с психологом пришлось проделать длинный путь по формированию идентичности, понимании себя, умении опираться на свои чувства, осознании истоков своей агрессии.

Отторжение матерью бывшего мужа привело к тому, что Олег начал отторгать в себе все мужское. Поэтому мужские качества: собранность, контроль над собой и мн.др. – у него вырабатываются трудно.

Приступы ненависти к миру и людям – это и возмущение, протест. В то же время это проявление мужской и человеческой слабости. Это гнев – на себя (почему я не такой, каким хочу и должен быть?!), но он переносится на других.

Работа психолога с Сашей и Олегом

Задачей психолога было помочь Саше изменить отношение к ситуации развода родителей, перестать считать себя виновной в том, что отец бросил их и больше не встречался с ней. Вспоминая отца, Саша в конце концов пришла к выводу, что он решил не видеться с ней, чтобы не растравлять себя, т.е. именно потому, что очень любил её. Она вспомнила многие чёрточки, поступки отца, которые подтверждали именно эту интерпретацию его поступка.

Анализируя свои чувства, Саша поняла, что больше всего на свете хотела возвращения папы, которого очень любила, и ждёт его до сих пор. Поняла, что это иррационально: ведь ей нужно жить дальше, а детство кончилось.

Саша сумела поставить перед собой ряд конструктивных целей, связанных с изменением своей жизни. Она вышла замуж в 34 года, сейчас у неё есть ребёнок.

Олег сумел увидеть в себе многие положительные, именно мужские, черты: решительность, смелость, активность. Он укрепил чувство ответственности за свою новую семью, понял, что вполне способен быть настоящим мужчиной.

Хотя позывы к запоям и приступы беспричинной ненависти к людям прошли у него не сразу, но спустя 2-3 года после работы с психологом он почти избавился от них.

Истории Олега и Саши показывают, что взрослому человеку с психологическими проблемами, вызванные разводом родителей, сложно одному разобраться в себе и найти конструктивное решение своих проблем. Такому человеку необходимо обратиться к психологу или психотерапевту, который поможет клиенту понять себя и наметить те шаги, которые выведут его к полноценной жизни и счастью.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Психологические травмы детей после развода родителей

Ребёнок и развод родителей

Развод глазами ребенка

Разводы, к сожалению, случаются в наше время довольно часто. По статистике, каждый седьмой ребенок сегодня воспитывается в неполной семье. В процессе расставания партнерам не всегда удается оставаться хладнокровными и спокойными. В момент стресса человек теряет способность адекватно мыслить и принимать верные решения. Переполненные негативными эмоциями супруги очень часто забывают о третьей стороне развода — своем ребенке. Какого бы возраста не был ребенок, развод родителей почти всегда воспринимается тяжело. Развод для ребенка — это не юридический факт расторжения брака. Развод начинается с началом родительских ссор и заканчивается моментом расставания. Чем короче будет этот путь, тем легче будет ребенку это пережить.

С кем после развода останется ребенок, как правило, родители решают самостоятельно, не прибегая к помощи суда. Многие полагают, что до десяти лет ребенок не может сам определить, с кем из родителей ему жить. Но большинство психологов считают, что ребенок даже в более младшем возрасте способен принять для себя правильное решение.

Бывают случаи, когда психологическая травма, получаемая ребенком в процессе развода, настолько тяжела, что он нуждается в помощи специалиста. Но чаще всего обходятся без врачебного вмешательства.

Не стоит думать, что ребенок еще слишком мал , поэтому не понимает, что происходит в семье. Если ссоры и выяснения отношений между родителями происходили в его присутствии, то к моменту развода он уже в курсе происходящих событий. Если ребенок что-то не до конца понимает, то объяснить ему это должны сами родители, а не врач. Не стоит обманывать его, давать заведомо ложную информацию. Поговорите с ним честно, объясните, что с этого момента мама и папа будут жить отдельно. Причем принимать участие в разговоре должны оба родителя. Не стоит взваливать всю вину или ответственность на какого-то одного родителя. Это плохо для ребенка, переживающего расставание родителей. У него может развиться комплекс своей вины за происходящее или он начнет обвинять в разводе кого-то из родителей.

Сказать ребенку о том, что родители решили развестись, нужно таким образом, чтобы он смог самостоятельно сделать для себя определенные выводы. Самое главное, чтобы он чувствовал. что развод никак не повлияет на отношение родителей к нему. Развод не должен ломать жизнь ребенка. И уж конечно нельзя использовать его в качестве манипулирования друг другом.

В глазах ребенка развод родителей должен выглядеть, как обоюдное желание изменить свою жизнь в лучшую сторону, как единственный приемлемый для всех вариант выхода из критической ситуации. Развод не должен стать для малыша трагедией. Он не должен видеть ненависть родителей друг к другу, неприязнь, страдания. Ребенок должен видеть после развода только деловые партнерские отношения, направленные на его воспитание. Конфликты, ссоры, разбирательства, выяснения отношений, раздел имущества должны остаться вне зоны видимости ребенка. Развод для него должен стать только разрывом любовных отношений между супругами, а никак не лишением его одного из родителей.

Чаще всего по статистике дети после развода остаются жить с матерями. Но какой бы хорошей, заботливой и любящей ни была мать, ребенок все равно нуждается в отце. В его любви, в его заботе, его участии в жизни ребенка. Не стоит пренебрегать его чувствами, как бы тяжело вам ни было. Для ребенка это не менее тяжело. Не втягивайте малыша в свою войну, не делайте его заложником своих семейных конфликтов. Бывают случаи, когда ребенок годами является орудием манипулирования в родительских отношениях. Нередки случаи, когда после развода родители совсем перестают контактировать между собой. Иногда матери запрещают бывшему супругу видеться с ребенком. Иногда и сами отцы, разводясь с женой, разводятся заодно и с ребенком. Малыш очень часто задает в таких случаях вопросы: «Куда делся папа?», «Когда папа к нам вернется?», «Почему папа не приходит ко мне?» Жить в неполной семье тяжело, матери одной приходится решать финансовые вопросы, обустраивать новое жилье, позже в семье может появиться отчим. Как бы ни жил ребенок до развода, но для него это все равно стресс, ломка привычных стереотипов. Если для родителей — это шанс начать с нуля новую жизнь, то для ребенка это тяжелая психологическая травма. Дети редко до конца принимают развод родителей и смиряются с ним, особенно если новые условия его не устраивают. Ребенок еще долго надеется, что папа скоро вернется и они снова будут жить счастливо все вместе.

Если развод родителей происходит, когда ребенку от трех до двенадцати лет , он воспринимается особенно остро. Ребенок может скрывать свои чувства и эмоции, но ему очень тяжело. Если отец уходит из семьи, то малыш начинает чувствовать себя брошенным, покинутым, в связи с этим у него может развиться комплекс неполноценности и неуверенность в себе, что повлечет за собой очередные трудности в общении со сверстниками. Ребенок начинает обижаться на ушедшего из семьи родителя.

Если в семье без отца растет девочка, эта обида может вылиться в будущем в мужененавистничество. Образ отца, обманувшего и бросившего ее мать с ребенком на руках, будет подсознательно проецироваться на всех мужчин. Изменить такую установку очень сложно.

Для того чтобы ребенок вырос полноценным человеком, создал собственную семью, он должен видеть перед собой пример нормальных отношений между мужчиной и женщиной. В противном случае ему будет сложно ориентироваться в жизни, когда он станет взрослым. У него не сформируется полоролевая социализация.

Иногда матери после развода, разочаровавшись в отношениях, решают посвятить всю свою жизнь ребенку. Они окружают его заботой и любовью, начиная при этом чрезмерно опекать. В результате, сама того не осознавая, мать подавляет в ребенке самостоятельную личность. Из ребенка вырастает избалованный эгоист, абсолютно не приспособленный к жизни, который без мамы не может ступить ни шагу.

Такое поведение по отношению к мальчику может привести к двум последствиям: либо он смиряется и принимает материнскую опеку, вырастая инфантильным маменькиным сынком, либо пытается сопротивляться ей и окружает себя не вполне достойной мужской компанией.

Противоположный подход к воспитанию, который практикуют одинокие матери, — это излишняя жестокость по отношению к ребенку.

Опасаясь разбаловать малыша, его начинают ограничивать во всем и наказывать за малейшие проступки. При этом, если ребенок контактирует с отцом, его замечания воспринимаются именно как замечания, а все слова матери — как нелюбовь к ребенку. Самые пустяковые разногласия приводят к личностным конфликтам. Выбирать стиль воспитания и поведения необходимо продуманно и взвешенно.

Особенности переживания развода в зависимости от возраста ребенка

Чаще всего перед родителями встает вопрос, когда и в какой форме сообщить ребенку информацию о том, что они решили развестись. Лучше, если родители придут к единому мнению и вместе расскажут о необходимости развода. Недомолвки пугают детей. Они начинают подозревать, что происходит что-то ужасное, придумывают невероятные истории, которые только усиливают напряжение.

Конечно, родители должны думать о чувствах своих детей, но надо набраться решимости и рассказать правду. В младшем возрасте ребенок склонен брать на себя вину за многие трагедии, происходящие в семье. Ему кажется, что родители ругаются из-за того, что он плохо себя ведет, плохо учится и т.д. Искренность и четкость позволят родителям снизить у малыша чувство собственной вины. Объясняя ребенку причину того, почему они решили развестись, нужно учитывать его возраст и уровень психологического развития. От этого зависит его способность осознать и принять происходящее. Самое правильное решение—дать ему честное и простое для его понимания объяснение происходящего.

От того, что и как вы скажете ребенку в этой ситуации, будут зависеть дальнейшие взаимоотношения между вами, вашим ребенком и бывшим супругом. Врать в этом случае крайне не рекомендуется. Если малыш не будет знать, куда вдруг исчез его отец, это может привести к ужасным последствиям. Он может решить, что папа умер, и станет горевать по этому поводу. Однако и всю правду ребенку знать совсем не обязательно . Причиной для развода могут стать не только разногласия по бытовым вопросам, но и измены супругов. Для детей младшего возраста это может стать трагедией, травмировать его психику. Чем старше ребенок, тем больше информации об истинных причинах развода ему можно дать. Если он совсем маленький, младенец, не умеет еще толком разговаривать, тогда вообще не стоит пытаться ему что-то объяснять. Дождитесь, пока он подрастет и начнет задавать вопросы о своем отце. Тогда и расскажете.

Ребенку в возрасте до семи лет можно просто сказать, что папа теперь будет жить отдельно, но он сможет видеться с ним, когда захочет. Естественно, что это должны подтвердить оба родителя. Если папа не собирается общаться с ребенком, то не нужно его обманывать. Подростку, который уже многое понимает, можно сказать многое, но, опять же, не стоит давать информацию, которая унижала бы достоинство одного из родителей. Подросток уже знает, что такое любовь, кое-что ему известно о взаимоотношениях с противоположным полом, поэтому он сможет понять, что у родителей остыли чувства друг к другу, хотя слышать ему это будет и не очень приятно.

К сожалению, взаимные обиды супругов друг на друга довольно часто выливаются на детей. Нередко можно услышать от младших школьников: папа плохой, поэтому мы с мамой его выгнали из дома. Понятно, что ребенок не сам это придумал. Тут налицо позиция обиженной мамы. Отделите свои отношения друг с другом от отношений к ребенку. Вы перестали быть мужем и женой, но не перестали быть мамой и папой. Ребенок не должен терять свое представление о будущем. Он должен четко представлять, как в дальнейшем будут складываться его отношения с родителями. Независимо от того, сколько лет ребенку, он хочет знать, что даже после развода родители по-прежнему продолжают его любить и он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку.

Не посвящайте ребенка в подробности . Ему вовсе не обязательно знать, кто, кому, когда и сколько раз изменил. Такого рода информация унижает преданного супруга, поэтому о таких фактах стоит умолчать. Хотя, скорее всего, вопроса «Почему?» может и не последовать. Большинство детей принимают обстоятельства как факт.

Вам кажется, что развод принесет и вам, и вашему супругу возможность начать новую гармоничную жизнь, так как совместное проживание стало невыносимым. Вы все обдумали. пришли к общему мнению, что для всех так будет только лучше. Но для детей младшего возраста развод родителей может стать сильнейшим детским потрясением, даже если в браке родители постоянно ссорились и ругались. Какими бы ни были обстоятельства развода, они так или иначе скажутся на поведении ребенка. Дошкольники начинают проявлять излишнюю плаксивость, капризничают, отказываются играть с другими детьми. Любое недовольство может вылиться в истерику. У школьников психологический стресс, связанный с разводом, может проявиться неуспеваемостью в учебе, проявлением агрессивности, повышением конфликтности с учителями и сверстниками. У детей, переживающих развод родителей, снижается способность к адаптации, поэтому в переходные моменты лучше не травмировать ребенка и немного переждать. Дети по-разному проявляют свой протест против жизненных перемен, которые влечет развод. Некоторые открыто бунтуют, у некоторых он протекает в скрытой форме.

Чем младше ребенок, тем тяжелее он переживает это состояние. Многим родителям кажется, что пока дети еще маленькие, они многого не понимают, поэтому не будут сильно страдать. Они считают, что если ребенку меньше 13 лет, то развод не нанесет им тяжелой психологической травмы. Однако психологи доказали, что дело обстоит иначе. Как раз подростки легче всего переживают родительские разводы, несмотря на тяжелый переходный возраст. Объясняется это тем, что подросток стремится в этом возрасте обрести независимость. Он несколько отдаляется от родителей, у него появляются новые интересы, новые знакомства, возможно — первая любовь. Его увлекает новая взрослая жизнь, поступление в вуз, и он несколько дистанцируется от родителей, понимая, что они взрослые люди, поэтому справятся без его участия.

Еще проще относятся к разводу родителей студенты-первокурсники . Их полностью поглощают студенческая жизнь, новые знакомства, поэтому развод для них проходит довольно легко. Многие родители, учитывая особенности подросткового возраста, боятся разводиться, так как ожидают от подростка слишком острой реакции.

Они боятся, что студенту это известие нанесет тяжелую психологическую травму, что он может бросить учебу и вообще совершить множество непоправимых поступков, поэтому откладывают развод.

Но здесь они не правы. Подросток уже достаточно взрослый, чтобы понять желания своих родителей и принять их. Он вполне способен адекватно оценить обстоятельства, которые толкают родителей на этот шаг. Его гораздо больше беспокоит психологический климат в семье, когда родители постоянно конфликтуют друг с другом.

Не обманывайте подростка. Если вы приняли решение о разводе, то необходимо не просто сообщить, а посоветоваться с ним, как с равным. Тогда он наверняка сможет вас понять и принять спокойно ваше решение. Однако постарайтесь оградить подростка от сцены выяснения отношений. Это касается только вас и вашего супруга.

Психологи отмечают, что на восприятие ребенком известия о разводе родителей влияет не только возраст, но и пол. Девочки гораздо реже проявляют демонстративные формы протеста против развода, чем мальчики. Они склонны носить в себе все переживания по этому поводу, но, тем не менее, определенные внешние признаки стресса у них также проявляются. Показателем острых переживаний могут служить нарушения адаптационных способностей: может снизиться работоспособность, девочка начинает быстро утомляться, не хочет общаться со сверстниками, становится раздражительной и плаксивой. Жалобы на самочувствие также служат сигналом к психическому расстройству. Если девочка начинает жаловаться на здоровье, то, скорее всего, она стремится привлечь внимание родителей, чтобы объединить их общими переживаниями о ней, или убедиться, что они ее все еще любят. При всем этом девочки могут играть с другими детьми во дворе, весело резвиться, бегать и прыгать, как будто ничего не происходит. На самом деле ребенок в этот момент не притворяется. Она действительно все это чувствует.

Большинство девочек, переживших в детстве развод родителей, во взрослом возрасте начинают беспричинно испытывать чувство обеспокоенности, тревоги, страдают от постоянных депрессий, боятся измен и предательства в отношениях с противоположным полом.

Мальчики, как правило, проявляют демонстративные нарушения в поведении, которые носят очевидный провокационный характер. Они могут начать совершать девиантные поступки: начинают воровать, убегают из дома, сквернословят, дерутся, обижают более слабых детей. Ими руководят гнев и агрессия.

Агрессивное поведение может выражаться в разных формах, в зависимости от ситуации. Объектом агрессии может стать и отец, и мать. Мальчики могут повышать голос на мать, хамить, грубить, без предупреждения уходят гулять, поздно возвращаются домой. С отцом могут вообще отказаться разговаривать.

Переживания девочек беспокоят только их самих, так как они носят их в себе, а переживания мальчиков выливаются на всех окружающих. Но и здесь многое зависит от возраста ребенка. Чем он старше, тем ярче проявляются половые особенности поведения при разводе родителей. Малыши чаще всего оповещают родителей о внутренних переживаниях из-за случившегося самым распространенным способом — начинают болеть. Подростки демонстрируют свой протест отклонениями в поведении. Но все эти проявления являются привлечением внимания, призывом ко взрослым задуматься о семье и о детях.

Стадии переживания утраты при разводе у детей

Развод в юридическом смысле — это процедура расторжения брака, но для детей и их родителей — это сложный период, который проходит несколько различных стадий. Каждая стадия характеризуется своими особенностями. Рассмотрим стадии развода и восприятие ребенка на каждой из них.

Эмоциональный развод

Это предваряющая стадия, во время которой у родителей начинается разлад отношений. Между ними увеличивается эмоциональная дистанция, они отдаляются друг от друга, начинается череда непонимания, взаимных обид, ссор и конфликтов. Зачастую эта стадия начинается с какой-то одной стороны, а другая пока ничего не подозревает. В это время квалифицированная помощь специалиста еще может помочь спасти брак. Пока еще конфликт не решен, приговор не вынесен. Но в большинстве случаев люди не хотят замечать начало разлада отношений, пускают эту фазу на самотек, и она вытекает в следующую.

Стадия отчаяния, неприятия ситуации

На этой стадии происходит осознание того, что развод неизбежен. Отношения дали такую трещину, что их уже невозможно склеить. Супруги понимают, что они отдалились друг от друга настолько, что стали чужими людьми. Им остается только смириться с этим, принять информацию, что в их семье это произошло.

Стадия фактического разрыва отношений

На этой стадии решение о разводе уже принято обоими супругами. Информация о расставании доводится до близких людей, родственников, до детей. Пара официально объявляет о своем разрыве. Родители начинают жить отдельно. Стадия на самом деле очень тяжелая. Ребенок узнает, что родители разводятся. Это ранит его чувства. Он эмоционально переживает, осознает грядущие в его жизни изменения. Родителям следует на этой стадии делать более осторожные шаги по отношению к ребенку, обдумывать свои слова, обращенные к нему.

Стадия экономического развода

В жизни ребенка происходят изменения. Возможно, приходится менять место жительства, а это усиливает психологическую травму. Происходит перестройка системы отношений с родителями, особенно с тем, который живет отдельно. В большинстве случаев это бывает отец Это сложная фаза. Ребенок наблюдает, как матери приходится справляться одной с бытовыми проблемами, он видит ее переживания по поводу развода и, конечно, сильно переживает сам.

Стадия депрессии и чувство брошенности

Происходит осознание реальности произошедшего. И ребенок, и воспитывающий его взрослый понимают, что шаг сделан, назад пути нет. Что ситуация, в которой они оказались, не временная, а постоянная. Семья разрушилась, и ее уже не восстановить. Нужно привыкнуть к этому, смириться и научиться жить по-новому. На этой стадии, если депрессивное состояние затягивается, и родителю, и ребенку может потребоваться психологическая помощь.

Стадия раздумий

На этой стадии происходят осмысление перспектив, поиск нового жизненного уклада, его перестройка. Эта стадия логически продолжает предыдущую, но здесь уже отчетливо рисуется будущая жизнь. Человек многое осознал, многое пропустил через себя, многое понял. Жизнь постепенно начинает наполняться смыслом. На этой стадии могут появиться новые увлечения, новые интересы, новые знакомства. Живущий с ребенком родитель наконец приходит в себя, убеждается в том, что с разводом жизнь не кончается, начинает находить некоторые плюсы в своем новом положении. Конфликты с бывшим супругом прекращаются. Они теперь чужие люди, никто никому ничего не должен. Их связывают только родительские отношения. Ребенок также успокаивается на этой фазе. Он видит, что ситуация начинает стабилизироваться, а родители так и остались его родителями, просто они живут в разных местах.

Завершающая стадия — психологический развод, реальное завершение отношений

На этой стадии родители освобождаются от того негатива, который мешал им счастливо жить в браке. Взрослые люди постепенно учатся жить вне отношений, привыкают к новому статусу, перестают грустить и скучать по прошлому. Начинается новая жизнь. Люди снова радуются жизни, оставляя прошлое в прошлом. Заботы о ребенке снова начинают приносить истинную радость. Все положительные эмоции и любовь выливаются на него. Взрослый пока не готов начинать новые отношения, поэтому все чувства в этот период связывает только со своими детьми.

Любая из описанных стадий развода может затянуться на неопределенное время и помешать как родителям, так и детям нормально жить дальше. Прохождение этих стадий до конца позволит ребенку снова обрести чувства надежности и защищенности. ,

Рекомендации родителям

Дети зачастую переживают развод родителей гораздо острее, чем они сами. Нередки случаи, когда к разводу приводит обоюдное согласие партнеров. Уходят чувства, исчезает близость. Они оба понимают, что по отдельности им будет лучше, чем вместе. В таких случаях, развод — это шаг к новой, счастливой жизни. Но для ребенка все обстоит иначе. Он хочет видеть вместе маму и папу, хочет расти и воспитываться в полноценной здоровой семье. Развод для него тоже шаг к новой жизни, но в другом понимании, чем у родителей. Он не испытывает нужды в подобных переменах. Они являются для него причиной тяжелого психического дискомфорта. Мир ребенка, к которому он привык, рушится одномоментно. Люди, которых он любит больше всех на свете, перестали друг друга понимать и решили расстаться. Хорошо еще, если родители принимают решение о разводе тихо и мирно за столом переговоров. А если ребенок становится свидетелем скандалов с битьем посуды и взаимными оскорблениями — это для него шок. За своими перепалками взрослые перестают замечать маленького человечка, который и так напуган и расстроен.

Нельзя в такие моменты забывать о ребенке, как бы тяжело вам ни было. Ему нужно помочь справиться с переживаниями, правильно объяснить ситуацию, чтобы он научился разумно воспринимать человеческие взаимоотношения. Малыш имеет право знать правду с самого начала процесса развода. Но зачастую родители только отмахиваются от него, считая, что он еще слишком маленький и все равно не сможет ничего понять. Ему сообщают о разводе как о свершившемся факте, когда он уже стал свидетелем многочисленных скандалов и в недоумении сам домыслил то, что происходит. Процесс развода для ребенка становится периодом стресса, который может превратиться в устойчивые комплексы, способные еще долгое время отравлять его детскую жизнь, а во взрослой жизни помешать его отношениям с противоположным полом.

Очень часто родители используют позицию — подрастет, и сам все поймет. Этот подход неверный. Он поймет, но нет гарантии, что поймет правильно. Если вы хотите, чтобы ребенок избежал многих проблем в будущем, постарайтесь найти время и объяснить ему, что на самом деле происходит. Не обязательно в красках описывать подробности. Объясните как можно проще, чтобы он понял вас. Самое главное — донесите до него мысль, что развод это не конец, а начало новой жизни. И она не обязательно будет хуже старой, просто немного другой.

Если вы сами сильно переживаете из-за развода, понимаете, что не сможете адекватно поговорить с ребенком, не высказываясь недоброжелательно при этом в адрес бывшего супруга, попросите это сделать кого-нибудь из близких. Ребенок должен усвоить одну главную мысль — разводятся супруги, а не родители. Вы никогда не перестанете быть его мамой и папой, никогда не перестанете его любить и заботиться о нем, просто теперь вы не будете жить вместе. Это маленький человечек должен четко для себя уяснить. Пусть это будет не только на словах, но и на деле. Обговорите этот момент с супругом. Пусть он тоже найдет время пообщаться с ребенком. Ему сейчас тяжело, поэтому он должен чувствовать любовь обоих родителей, как никогда.

Ребенок понимает, что развод повлечет за собой перемены. Он не знает, к чему они его могут привести. Эта неизвестность пугает, ребенка начинают мучить тревожные мысли. Он постоянно вспоминает счастливые моменты семейной жизни, они кажутся ему самыми лучшими в жизни. И тут же приходит осознание, что они больше никогда не повторятся. Постарайтесь по. возможности не оставлять ребенка наедине с его мыслями, будьте рядом, побольше разговаривайте, отвечайте на все его вопросы, даже если придется повторять одно и то же не один раз. Если он замыкается в себе и молчит, начинайте разговор сами. Молчание и отсутствие вопросов не означают душевную гармонию и спокойствие.

Обговорите детали с отцом ребенка. Малыш не должен видеть ссор и скандалов. Заключите с супругом перемирие, договоритесь о партнерских отношениях, если это возможно. Ради ребенка стоит пойти на компромисс. В процессе развода к нему приходит осознание того, что любовь не вечна, что даже сильно любящие люди могут разлюбить друг друга со временем, и это вполне нормально. Он должен увидеть, что можно цивилизованно расстаться, сохраняя к партнеру уважение. Также он должен увидеть, что родительская любовь не ограничена узами брака. Даже расставшись, родители продолжают по-прежнему его любить.

Когда процедура развода закончилась, постарайтесь отдохнуть вместе с ребенком, а потом отбросить прошлое и начать новую жизнь. Не стремитесь бросаться на поиски новых отношений, уделите некоторое время своему малышу. Ему тяжело. Близость с вами поможет ему пережить сложный период и вернуться к нормальной жизни.

И еще, не нужно посвящать ребенка в технические детали развода, такие как алименты, расписания встреч с отцом и другими родственниками бывшего супруга. Решите эти вопросы наедине, без участия ребенка.

Для того чтобы послеразводный период прошел для ребенка как можно более гладко, постарайтесь соблюдать по отношению к нему несколько правил .

Ребенок должен быть уверен в том, что родители его искренне любят

Ему очень страшно, что он может оказаться ненужным, что родители, увлеченные построением новой жизни, новых отношений, забудут о нем. Не бойтесь почаще говорить ребенку, как сильно вы его любите, как он вам дорог, что вы счастливы, что он у вас есть.

Подкрепляйте свои слова действиями. Это не означает, что нужно забрасывать ребенка игрушками, он может подумать, что вы хотите от него откупиться. Просто проводите больше времени вместе. Покажите ему, что вам действительно доставляет радость общение с ним.

Ребенок должен понимать, что после развода у него по-прежнему остались оба родителя — папа и мама

Просто теперь они живут раздельно, но он может в любой момент рассчитывать на их поддержку. Поддерживайте свои слова действиями. Покажите ребенку свое участие. Он должен знать, что вас волнуют его проблемы, что вам небезразлична его судьба. Развод подорвал позиции родителей в его глазах. Даже если до развода отношения были дружескими, теперь, возможно, вам придется снова завоевывать расположение своего ребенка.

Если есть возможность, постарайтесь резко не изменять жизненный уклад ребенка

Ему необходимо для начала привыкнуть к мысли, что родители уже не живут вместе, и только потом менять место жительства, школу. Перемены всегда эмоционально и психически тяжелы для ребенка, даже в стабильные периоды, а во время стресса адаптационные способности организма резко снижаются.

Постарайтесь максимально сохранить образ жизни малыша хотя бы первое время после развода. Продолжайте заниматься привычными для него делами, совершайте прогулки в привычные места, смотрите любимые передачи.

Не настраивайте ребенка против ушедшего из семьи родителя

Даже если вы считаете, что он поступил с вами подло, предал вас, ребенок к этому не имеет никакого отношения. Он по-прежнему любит его. Ему будет неприятно и болезненно узнать негативную информацию о близком человеке. Еще хуже, если второй родитель в отместку начнет говорить ему гадости про вас.

Отец имеет на ребенка такие же права, как и мать

Нельзя запрещать ему встречаться с ребенком только из-за ваших личных обид. Малыш живет с вами, поэтому у вас явное преимущество. Не нужно лишать его возможности видеться с отцом.

Следите за тем, что говорит ребенок и как себя ведет

Дети не всегда в открытой форме проявляют свои переживания. Ребенок может не показывать вам, что у него тяжелая психологическая травма. Но, понаблюдав за ним, вы сможете определить, что его что-то тревожит, и вовремя помочь.

Не нужно недооценивать возможности ребенка

Вам кажется, что он еще маленький и не в состоянии понять, что происходит с его семьей. На самом деле это не так. Он вполне осознает, что между родителями происходит что-то плохое. Поговорите с ребенком как с равным, доступно объясните ему, что на самом деле происходит. Не обманывайте его. Не притворяйтесь, что все хорошо. Ребенок должен чувствовать, что в семье с ним считаются.

Конечно, ребенку тяжело переживать развод родителей

Поддержите его, но не делайте из него жертву.

Еще по теме:

  • Сколько времени занимает замена прав в гаи Как поменять водительские права за 20 минут в МФЦ Для чего менять права Срок действия водительских прав на территории РФ составляет 10 лет с даты выдачи. То есть раз в десять лет права […]
  • Трудовой кодекс рф ч1 ст136 Заработная плата: сложные вопросы начисления и выплаты Глава 6 Сроки выплаты заработной платы Частью 6 ст. 136 ТК РФ установлено, что заработная плата должна выдаваться работнику не реже […]
  • Протокол общего собрания коллегии адвокатов Протокол общего собрания членов коллегии адвокатов о создании филиала коллегии адвокатов Протокол N _____ общего собрания членов Коллегии адвокатов "_______________" о создании филиала […]
  • Организацией был получен совокупный доход по всем операциям Задание 3. Налог на прибыль организаций Налог на прибыль организаций Задание 1 Организацией был получен совокупный доход по всем операциям и видам деятельности 30 млн. руб., в том числе […]
  • Бесплатные занятия для детей от 3 лет в туле Отдаем ребенка в спорт: Обзор спортивных секций Тулы Еще не записались ни в одну секцию? Пора! Выбирайте секцию вместе с Myslo. Тула, ул. Пушкинская, 1-а, тел. 36-13-83, 30-78-14. Занятия […]