Русская правда обычное право или закон

Рубрики Публикации

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

Правовая культура Древнерусского государства начала складываться в IX веке на основе норм обычного права, договоров Руси с Византией, княжеского законодательства и канонического права [1. С.87]. IX век является своего рода хронологическим рубежом, поскольку в этот период происходит образование Древнерусского государства. Кодификация правовых норм была проведена на Руси в XI веке в Русской Правде, которая содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства и дает представление о правовых, социальных и экономических отношениях на Руси [5. C. 216].

Первая Русская Правда относится к виду «варварских правд», тех видов законов, которые формировались на начальном этапе существования народов, завоевавших Римскую империю. Эти своды норм права были построены по одному типу: включали обычное право, не имели единой структуры и системы, в них были лишь нормы процессуального (формального) права, формы определения права и санкции за правонарушения.

Русская Правда 1016–1019 гг. и Правда Ярославичей относятся к сборникам канонического права. Это уже более структурированные и систематизированные источники права Древней Руси, которые посвящены уголовному и уголовно-процессуальному праву в России того времени. Источниками ее происхождения были нормы обычного права и княжеская судебная практика.

В литературе по истории русского права отсутствует единое мнение о происхождении Русской Правды. Одни исследователи полагают, что это не официальный документ, не истинный памятник законодательства, а приватный юридический сборник, составленный неким древнерусским законоведом или их группой для своих личных целей. Вторые полагают, что Русская Правда – это официальный документ, действительное произведение русской законодательной власти, однако испорченное переписчиками. В результате многочисленных переписываний сформировалось большое количество разнообразных вариантов Правды, отличающихся количеством, порядком, а иногда даже текстом статей [6. C. 184 – 185; 10. C.36 — 49].

Одним из источников древнерусского права являются обычаи славян, которые регулировали общественную жизнь в догосударственный период в VI-IX веках. Обычное право представляло собой совокупность неписаных правил поведения (т.е. обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения [4. C.201]. При этом соблюдение обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды и огня и др.), либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными и членами рода (кровная месть). Обычное право в процессе становления государства «вросло» в его правовую систему и явилось одним из источников ее формирования.

Обычай также лежал в основе еще одного предшественника Русской Правды – Закона русского, о происхождении и сути которого до сих пор идут споры. Закон русский существовал в устной форме и касался, главным образом, экономической стороны жизни [9. С.308 ]. Его история восходит к древней племенной эпохе восточных славян и связывается с варягами, обычаи которых также стали частью повседневной жизни в Древнерусском государстве [6. С 192]. В частности, есть примеры соблюдения обычая в чисто юридической сфере. К таким относится принесение клятвы богам при составлении договоров о соблюдении мира с Константинополем. В Законе русском нашли свое отражение и бытовые традиции, которые вошли потом в Русскую Правду.

В Х веке Закон русский еще применяли в судебной практике и в торговых отношениях, в частности, с Византией. В дальнейшем нормы уголовного права, закрепленные Законом русским, использовали при составлении Русской Правды.

В области уголовного права нормы обычного права функционировали продолжительное время. В начале XI века Ярослав законодательным путем зафиксировал обычай кровной мести, трансформировав и ограничив его. Регулирование имущественных отношений нормами обычного права осуществлялось также довольно долго, потому что государство не торопилось вмешиваться в область частных отношений. Долгий период законодатель не имел отношения к порядку заключения договоров, оставляя это на усмотрение сторон. Только конфликты, которые возникали на этой почве, вынуждали государство реагировать на них любыми способами. Особенный смысл имели символы и обряды, которые должны были заставить стороны выполнить обязательство как при помощи хорошо запоминавшихся свидетелям и самим сторонам деяний, так и с опорой на религиозные верования. Наиболее часто использовавшиеся символы в обрядах, сопровождавших заключение договоров, были рукобитье, руковица, ключ, дерн и пр [7. C. 156 – 164]. Но постепенно, развивая экономические связи, последовательность заключения договоров стала проще, символы и обряды из норм права вновь стали частью обычая, к соблюдению которого государство относилось равнодушно.

Из норм обычного права, которые регулировали имущественные отношения, стали выделяться нормы, которые регулировали отношения между купцами. У них были общие профессиональные интересы. В их сообществе формировались нормы поведения, которые основывались на солидарности интересов и взаимном доверии [8. C.133 – 146]. Во многих случаях купцы не пользовались сугубо формальными приёмами заключения договоров. Так формировались обычаи торговли. Значение купечества в жизни государства заставило считаться с этими обычаями, а суды — основываться на них при разрешении споров. В итоге из норм обычаев, которые действовали в области купечества, сформировалось торговое обычное право. В ряде случаев государство создавало специальные нормативно-правовые акты, включая нормы торговых обычаев. Из обычаев торговли, нормативно-правовых актов, которые были приняты на их основе, постепенно начало формироваться торговое право.

Регулирование семейно-брачных отношений до Крещения Руси осуществлялось только обычным правом. Христианство, серьезно относившись к браку и семье, начало непримиримую борьбу с семейно-брачными обычаями дохристианского общества. Но исключенные из права языческие обычаи на протяжении долгого времени соседствовали с нормами церковного права, регулировавшими семейно-брачные отношения в уже христианской Руси. В Русской Правде еще встречаются упоминания о «невенчальных женах». Речь идет о том, что в XI – XII веках еще не все браки заключались при непосредственном участии церкви, многие продолжали заключать браки по старым обычаям. И вот тут как раз важно указание в законе на то, что освещенные церковью браки приравниваются к бракам, заключенным по языческим нормам. Примечательно, что в законе нашло отражение и терпимое отношение к незаконнорожденным детям. В частности, после смерти отца им полагалось на законных основаниях наследство из «прелюбодейной части» [6. C. 194].

Совершенно особенной областью действия норм обычного права стало регулирование отношений внутри общины, а также между общинами. В этой области правовой обычай оставался основополагающим на протяжении всей истории ее существования.

К XI веку древнерусское право вобрало в себя традиционные для славянских племен нормы и традиции, а также впитало ряд характерных черт византийского права. Ко времени письменного оформления права Русь приняла христианство, таким образом, регуляторами правового поля стали выступать, в том числе, и церковные уставы. В этой ситуации, поскольку нормы обычного права существовали только в устной форме, проследить, как они вошли в древнерусское законодательство, можно только предприняв попытку исключить из Русской Правды нормы, характерные церковным уставам, нормы, которые были свойственны Византии, а также исключив все то, что было продиктовано уровнем исторического развития общества того времени.

Обычное право, как источник права, соответствовало древнему обществу своей консервативностью: нормы этого вида права знакомы всем, и к ним привыкло общество. Следование нормам правового обычая обеспечивалось отчасти их сакральным, религиозным характером. Однако экономическое, социальное и политическое развитие общества привело к урегулированию тех взаимоотношений, которые были неизвестны прежде, или способ регулирования которых в силу поменявшихся условий также должен был трансформироваться. В этих обстоятельствах обычное право утратило свои позиции и было вытеснено из нормативно-правовой сферы [3. С.145]. Произошло это, главным образом, за счет распространения византийской правовой традиции, как более универсальной, а также распространения влияния церкви на развитие и закрепление правил и норм взаимоотношений в обществе.

Список литературы

Большой юридический словарь. – М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

Законодательство Древней Руси. //Российское законодательство X-XX вв.: В 9-тт. – М.: Юрид. Лит., 1984. – Т.1. – С.321-389.

Зимин Α. Α. Κ истории текста Краткой редакции Русской Правды. — Труды Московского гос. историко-архивного института, т. 7, Μ., 1954.

Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. М., 2011.

История России с древнейших времён до наших дней: учебник / под ред. А. Н. Сахарова. М.: Проспект, 2010

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. – М.: Мысль, 1993.

Памятники права Киевского государства X—XII вв. / Сост. А. А. Зимин.

Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. М., 1952. Вып. I

Петров И. В. Торговые правоотношения и формы расчетов Древней Руси (VIII—X вв.). — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2011. — 308 с.

Стратонов И. Α. Κ вопросу ο составе и происхождении Краткой редакции Русской Правды. Казань, 1920.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Студенческий научный форум — 2016
VIII Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Глава 1 Закон Русский

Закон Русский упоминается в рус­ско-византийских договорах, сох­ранившихся в составе древнерус­ской летописи «Повесть временных лет». В договоре 911 года запи­сано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кадем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому» (ст.

1 Памятники русского права, вып. I /Сост. А. А. Зимин. М„ 1952, с. 7 (да­лее— ПРП, I). Номера статей приведены в соответствии с данным изданием.

достойно есть да възвратить [е] не точыо едино, но и цену его; аще украденное обрящеться продаемо, да вдасть цену его сугубо, и то [и] покажнен будеть по закону Гречьскому [и] по уставу, и по закону Рускому

.- Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права наря­ду с законами Византийской империи, стали темой оживленной дискуссии в исторической и юридиче­ской литературе. Для сторонников нормаиского про­исхождения Древнерусского государства в дорево­люционной историографии Закон Русский являлся скандинавским правом[2].- Это ошибочное мнение, как и норманская теория в целом, уводило исследовате­лей от решения основных вопросов истории Древней Руси[3]. В то же время авторы, изучавшие процесс ста­новления древнерусского права от обычая до Рус­ской Правды, не придавали особого значения упоми­навшемуся в русско-византийских договорах Закону Русскому (значительная литература о русско-визан­тийских договорах — особая тема). В. О. Ключевский поставил вопрос о том, аналогичен ли Закон Рус­ский времени заключения договоров Закону Русскому периода составления Русской Правды. Он полагал между ними различия, но определены они были умоз­рительно в соответствии с развиваемой им теорией торговой городовой Руси. Поэтому, по его мнению, Закон Русский^ являлся „.«юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представлял собой «не первобытный юридический обычай восточ­ных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX—XI вв.»[4].

Взгляд на Закон Русский как на обычное право восточных славян, высказанный в дореволюционной историографии, был поддержан советскими исследо­вателями. Однако в связи с тем что содержание норм Закона в дореволюционной и советской литературе не было раскрыто, его место в истории права и ха­рактеристика отражаемых в нем социальных отноше­ний оказались самыми различными, будучи подчинен­ными историко-правовым концепциям авторов. Для С. В. Юшкова Закон Русский означал «систему пра­ва, сложившуюся в основных центрах Руси, той со­циальной группы, которая возникла в результате раз­ложения первобытнообщинного строя восточного сла­вянства». Эта система предшествовала Русской Правде.; Но несколько далее С. В. Юшков, не аргу­ментируя, отождествлял систему норм обычного пра­ва с Русской Правдой «или Законом Русским», «как эта система называлась в русско-византийских дого­ворах, несомненно, являвшаяся типичной для варвар­ского, дофеодального общества»[5]. По мнению В. В. Мавродина, Закон Русский являлся обычным правом, «создававшимся столетиями на Руси»[6].

^Б. Д. Греков, полагавший, что древнейший слой Русской Правды отражает общественные отношения «приблизительно» VIII—IX вв.[7] (это перекликается с мнением Л.

Л. В. Черепнин и А. А. Зимин, напротив, рассмот­рели связи норм русско-византийских договоров и Русской Правды. Л. В. Черепнин отметил, что нор­мы «Устава и закона русского» (термин «Закон Рус­ский» он не использовал) попали не только в Правду Ярослава, но’ и в Правду Ярославичей, и в ПП. Он предположил, что между 882 годом (когда Олег за­пил Киев) и 911 годом (когда нормы «устава и зако­на» были использованы в русско-византийском дого­воре) был создан княжеский правовой кодекс, необ­ходимый для проведения княжеской политики в при­соединенных славянских и неславянских землях. По мнению Л. В. Черепнина, кодекс отражал отношения социального неравноправия. Это было «право ран­нефеодального общества, находившегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на ко­торой возникла Древнейшая Правда»1. А. А. Зимин также допускал складывание в конце IX — начале X в. раннефеодального права, причем, по его мне­нию, при Олеге существовало еще обычное право («законы»), а при Игоре появились княжеские зако­ны— «уставы», «поконы», которые вводили денежную кару за нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли ее в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать институты свидетелей-видоков, свода, поединков, присяги, объясняемой «появлением на Руси варягов-полукупцов, полуразбойников». Эти нормы вошли позднее в КП2. Хотя некоторые выводы Л. В. Черепнина и А. А. Зимина о развитии ранне­феодального древнерусского права в IX—X вв. от правового обычая и обычного права до Русской Прав­ды дискуссионны, их историко-правовые и источнико­ведческие наблюдения над данным процессом не по­зволяют говорить о Русской Правде только как о записи обычного права отдельного племени3 без учета промежуточных этапов его развития, включая Закон Русский, и их отражения в Русской Правде.

Таким образом, исследователями устанавливались связь Закона Русского с обычным правом и их пос­ледующее использование в качестве источников сос­тавителями КП и даже ПП. Все же содержание древнейшего русского права и его последующее раз­витие оставались нераскрытыми в результате нераз­работанности исходной посылки — определения ха­рактера и объема восточнославянского обычного пра­ва, нормы которого или без доказательства назывались Законом Русским, или вычленялись из состава КП и ПП на основе архаичных формулировок и постановлений.

Исходным пунктом изучения древнейшей истории должен стать проверенный научный принцип: от известного – к неизвестному. Прежде чем определять объем и состав восточнославянского права и Закона Русского, формы использования в КП, следует выяснить характер законодательства Ярослава и его сыновей.

1 Черепнин Л. В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда,—В кн.: Древнерусское госу­дарство и его международное значение. М., 1965, с. 139—146.

2 См.: Зимин А. А. Феодальная государственность и Рус­ская Правда. — Исторические записки, т. 76. М., 1965, с. 234— 240.

3 См.: Халфина Р. О. Обычное право—Юридический эн­циклопедический словарь. М„ 1984. с. 209.

Русская правда обычное право или закон

Актуальность темы. За длительный период исследования мировой истории проблема происхождения права не потеряла своей актуальности. Процесс становления права в тех или иных странах мира подвергался скрупулезному анализу, и хотя в разные периоды времени на передний план выдвигались его различные аспекты (социальные, экономические, культурные и др.), в конечном счете, именно их совокупность позволяет воссоздать объективную картину исторического развития. Возникновение и становление древнерусского права занимали достаточно длительный исторический период. До возникновения единого Древнерусского государства, регулирование социально-экономических и правовых отношений в племенах (союзах племен) восточных славян обеспечивали племенные Правды, содержащие нормы обычаев. Становление Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником, которого были обычное право – совокупность норм обычаев догосударственного периода, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона – «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским». Существенное влияние на древнерусское право и общество в целом оказали христианство и византийское право. Это отразилось, прежде всего, на положении церкви и церковных людей, а также в принятии русскими князьями церковных уставов: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Княжеское законодательство как источник права появился на Руси в Х веке и повлек за собой изменения в действующем финансовом, семейном и уголовном праве. Еще одним источником древнерусского права являются международные договоры Руси с Византией. Наиболее крупным источником древнерусского права является Русская Правда, имеющая огромное историко-правовое значение и в наше время. Русская Правда – первый свод законов Руси, основанный на обычном праве, на византийском праве, а также на законотворческой деятельности русских князей XI-XII вв. Дошедшие до нас источники Русской Правды, составленные в XIV-XVI вв. в виде списков, сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. Важность темы объясняется тем, что источники права на любом этапе исторического развития государства и права, формализуя и выражая правовые нормы, основные правила поведения в обществе, обеспечивают тем самым оптимальное регулирование общественных отношений и эффективное функционирование общества в целом. Изучение системы источников древнерусского права позволит нам понять процессы его возникновения, развития и функционирования. Неразрывная связь права и государства дает основания полагать, что изучая проблему источников древнерусского права, мы можем найти ответы и на вопросы, относящиеся к становлению древнерусского государства, а также к особенностям социальной структуре древнерусского общества. Объект исследования – древнерусское право. Предмет исследования – обычное право древнерусского права. Целью работы является исследование возникновения и сущности обычного права древнерусского права.

Процесс возникновения права так же сложен, как и процесс возникновения государства. И протекают оба этих процесса одновременно. Древние обычаи, воспринятые государством в качестве правовых и ставшие древнейшим источником права, хотя и не были записаны, достаточно хорошо сохранились в памяти народа. Исторически первым источником древнерусского права были нормы обычного права, существующие как в письменной, так и в устной форме. Обычное право – совокупность норм неписаного права, обязательных для исполнения наряду с законом и находящихся под такой же правовой защитой со стороны власти, как и нормы закона (писаного права). Исторически Обычное право складывалось в процессе долгого и однообразного соблюдения определенных норм и правил, которые олицетворяли собой преобладающие в обществе правовые воззрения. Именно регулярность превращала неписаные нормы поведения в реально действующее право, которое регулировало широкий круг отношений – семейных (формы брака, систему воспитания), имущественных (например, формы сделок), административных и др. С этой точки зрения Обычное право как систему обязательных действий и юридических воззрений народа следует отличать от простых традиций и обычаев, сохранившихся, например, в виде обрядов. Таким образом, Обычное право – это форма естественного права, возникшего в силу объективной необходимости. Другим древним источником права Древнерусского государства являются договоры Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 гг. Их характерными признаками являлось сочетание норм византийского и русского права, опосредующие торговые, международные, процессуальные и уголовно-правовые отношения. В текстах Договоров содержится ссылка на «Закон Русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права. К числу древнейших источников права относятся также церковные княжеские уставы Владимира и Ярослава (X-XI вв.), регулирующие брачно-семейные отношения. В уставах определялась также юрисдикция церковных органов и судов. Среди нормативно-правовых актов как источников древнерусского права особняком стоит «Русская Правда». Она была составлена в 20-70-х годах XI века. «Русская Правда» действовала вплоть до XVI века. Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Как и для всякого феодального права, для него было характерно неравноправие людей, социальных групп. Наиболее привилегированной группой была верхушка феодального сословия, наименее защищенной – холопы.

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 256 с. 2. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 2006. – 448 с. 3. Краснов Ю.К. История государства и права России: Учебное пособие. Ч. 1. – М.: Эксмо, 2006. – 243 с. 4. Курицин В.И. История государства и права России – М.: Международные отношения, 1998. – 577 с. 5. Портнов В.П. История государства и права России: Лекции. – М.: Изд. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. – 428 с. 6. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТА-ДАНА. Закон и право, 2000. – 685 с. 7. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – М, 2005. – 302 с. 8. Чибиряев С.А. История государства и права России. – М.: Былина, 2000. – 598 с. 9. Янин В.Л. Законодательство Древней Руси. – М, 2004. – 166 с.

РУССКАЯ ПРАВДА (свод права)

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «РУССКАЯ ПРАВДА (свод права)» в других словарях:

“Русская правда” — “РУССКАЯ ПРАВДА”, свод древнерусского права. Включает отдельные нормы “Закона Русского”, Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Нормы “Русской правды” посвящены защите жизни и имущества княжеских дружинников и … Иллюстрированный энциклопедический словарь

«РУССКАЯ ПРАВДА» — свод древнерусского права, в основе которого лежат преимущественно правовые обычаи X XI вв. и княжеская судебная практика. Включает: отдельные нормы Законы Русского , Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.… … Юридический словарь

РУССКАЯ ПРАВДА — свод древнерусского права. Включает: отдельные нормы Закона Русского , Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение зависимых людей, обязательственное … Большой Энциклопедический словарь

Русская правда — свод древнерусского права. Включает: отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение зависимых людей,… … Политология. Словарь.

РУССКАЯ ПРАВДА — 1. РУССКАЯ ПРАВДА, свод древнерусского права. Включала отдельные нормы Закона Русского , Правду Ярослава Мудрого (т. н. Древнейшая правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Посвящена защите жизни и имущества княжеских… … Русская история

Русская правда — I • Русская правда свод древнерусского права. Включает отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских… … Энциклопедический словарь

Русская Правда — У этого термина существуют и другие значения, см. Русская правда (значения). Страница из краткой редакции «Русской Правды». Русская Правда (др. рус … Википедия

Русская правда — У этого термина существуют и другие значения, см. «Русская правда (значения)». Страница из краткой редакции «Русской Правды» Русская Правда (здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана… … Википедия

Русская правда — I Русская правда свод древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности. Р. п. дошла до нас в списках 13 18 вв. в 3 редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. Списки Р. п. входят в состав Кормчих книг (См.… … Большая советская энциклопедия

Русская правда — I Русская правда свод древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности. Р. п. дошла до нас в списках 13 18 вв. в 3 редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. Списки Р. п. входят в состав Кормчих книг (См.… … Большая советская энциклопедия

Право Древнерусского государства. Русская Правда

Древнерусское законодательство выросло из обычного права, которым оформлялась общественная жизнь, приобретшая на определенном этапе своего развития правовой характер, предназначавшийся для охраны имущества членов общества и личности.

Нормы, существовавшие в условиях доминирования обычного права, нередко подвергались нарушению и восстановлению, поэтому в спорных случаях возникала необходимость жесткого их определения и закрепления. Так складывалась судебная практика: найденные формулы облегчали нахождение и применение права в будущем.

Однако реальная жизнь все время порождала новые явления, не вписывавшиеся в обычное право. Их накопление приводило к потребности записи и тем самым к началу систематизации права. Правда, первоначально эти записи являлись вспомогательным средством и какого-либо самостоятельного правового значения не имели.

Утверждение династии Рюриковичей (862 г.), ускорившее формирование государственности, положило начало системной законодательной деятельности князей.

Возросший статус князя на Руси нашел отражение в правовых сборниках, появление которых оказало определенное влияние на развитие права вообще (Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных; Устав князя Ярослава о церковных судах и др.).

Статей, прямо закрепляющих правовой статус князей, не знает ни одна редакция Русской Правды. Статус князя не определялся и в последующих кодификациях, включая Судебники. В Русской Правде князь нигде не был представлен как лицо конкретных правоотношений, и даже в случае посягательства на его имущество он выступал как субъект власти, тогда как конкретные правоотношения строились с нижестоящими лицами. В этом находили проявление те стороны правосознания общества, которые ставили князя выше закона.

В X в. существовал «Закон русский», что следует из договоров Руси с Византией, где русские князья выступают как законные наследственные монархи. В частности, договоры 911 и 944 гг. представляют памятники высокоразвитого права и регулируют отношения между сторонами в случаях убийств, краж, иных преступлений, устанавливают процедуру возмещения убытков, правил торговли, наследования, выкупа пленных. Тексты этих договоров ссылаются на существование Закона Русского и Устава Закона Русского, на основе которых законодатель разрешает спорные ситуации. Эти нормы использовались в последующем для разработки Русской Правды.

Источниками кодификации древнейшего права, как правило, являются нормы обычного права и судебная практика высших органов власти и управления государства на начальном этапе его становления. Русская Правда в этом отношении не является исключением. Каждая из составляющих ее частей — Краткая Правда (Суд Ярослава (30-е гг. XI в.), Суд Ярославичей (ок. 1072 г.)), Пространная Правда (Суд Ярослава Володимировича (рубеж XI—XII вв.), Устав Владимира Мономаха (после 1113 г.)) — это новый этап в развитии права, отражающий динамичные социально- экономические и политические изменения общества, выражающиеся в становлении феодальной собственности на землю и укреплении княжеской власти [1] .

Списки Русской Правды делятся на три редакции. Первая редакция состояла из 43 статей и включала два крупных закона, которые, хотя и созданы в разное время, характеризуются исторической преемственностью. Первый закон, включающий 18 статей, наиболее древний. Второй закон (начиная со ст. 19) посвящен охране феодальной собственности и жизни лиц, служащих князю, находящихся в той или иной форме зависимости от него, а также охране имущества и личности других феодалов. Оба эти закона, объединенные в один документ, носят название Краткой редакции Русской Правды.

Во второй редакции, называемой Пространной Правдой, нашли отражение последующие этапы развития русского права. Пространная Правда представляет собой свод феодального права, в котором представлены нормы уголовного и гражданского права и процесса. Она основана на тексте Краткой Правды, уставов Владимира Мономаха и других киевских князей конца XI—XII в. Установлено, что при создании Пространной Правды была использована Краткая Правда.

Отличительной чертой Пространной Правды является то, что, воспроизводя правовое положение личности, она довольствуется простейшими случаями, элементарным обеспечением безопасности, зато, формулируя имущественные отношения, ограждая интересы собственника, обнаруживает замечательную для ее юридического возраста отчетливость и предусмотрительность, обилие выработанных норм и определений.

Сокращенная Правда представляет собой памятник, возникший в результате значительного сокращения текста Пространной Правды. Киевское государство прекратило свое существование, но по-другому сложилась судьба его правовой системы, его законодательства, которое продолжало действовать и в тех государствах, на которые распалась Древняя Русь. В них создавались свои законы, однако они не могли заменить собой всю сложную систему законодательства Киевской Руси. Текст Сокращенной Правды отобрал из древнего памятника те статьи и нормы, которые могли сохранить характер законов, действующих в период создания централизованного государства (XV в.).

  • [1] Подробнее об этом см.: Юшков С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение / под ред. О. И. Чистякова. М., 2002.

Еще по теме:

  • Адвокат 51 ст упк Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда Информация об изменениях: Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в статью 50 настоящего Кодекса внесены […]
  • Может ли совершеннолетний ребенок лишить отца родительских прав Лишение род. прав после совершеннолетия. Здравствуйте! Можно ли лишить мать родительских прав? Мне 21 год. Когда мне было 4 года, мать меня и четверых детей (младше меня) оставила одних в […]
  • Ст 130 упк Статья 130. Восстановление пропущенного срока Статья 130. Восстановление пропущенного срока См. комментарии к статье 130 УПК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 5 июня 2007 […]
  • Купить федеральный закон о несостоятельности Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" : текст с изм. и доп. на 2017 г. О чем эта книга В этой книге вы найдете текст Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» […]
  • Судебная система римского права Судебная система Суды мусульманского права составляли как бы вторую (наряду с финансовой администрацией) часть государственной организации, реально связующую империю ислама. Верховная […]