Санкция прокурора на выселение

Рубрики Новости

Выселение по закону: практика и законодательные инициативы

Автор: Роман Мальцев

Выселение по закону: практика и законодательные инициативы

Роман Мальцев, главный специалист правого отдела департамента по жилищной политике администрации г. Волгограда

Жилищный вопрос остается актуальным во все времена и во всех странах. По подсчетам специалистов Фонда развития жилищного строительства, на сегодня по всем субъектам Российской Федерации необходимость в жилье соизмеряется двумя миллиардами квадратных метров. В ходе различных опросов и аналитических исследований было установлено, что порядка 60% жителей России сегодня нуждаются в улучшении жилищных условий либо хотели бы расширить или улучшить имеющиеся жилые площади.

Одним из популярных способов улучшения жилищных условий остается ипотека. Стоит отметить, что в настоящее время, по аналитическим оценкам, ипотечное кредитование доступно сегодня только 10% населения России. Вместе с тем, как указывает «РБК-Недвижимость», сегодня средняя ставка по ипотечному кредиту в рублях составляет 12,2%, в валюте — 9,6%. Кроме того, почти все крупные банки в России снизили размер первоначального взноса до минимума в 10–15%. Снижаются и требования к финансовым гарантиям от заемщика.

К сожалению, часто граждане улучшают свои жилищные условия с нарушением действующего законодательства.

Так, негативной тенденцией последнего десятилетия является увеличение случаев самозахвата жилья — вселения лиц, не имеющих каких-либо законных оснований для проживания в жилом помещении. Кстати, самозахват происходит в отношении жилых помещений, находящихся как в государственной и муниципальной собственности, так и в частной.

В силу публичности государственного и муниципального имущества именно самозахват жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов наиболее часто упоминается в СМИ.

Учитывая высокий процент граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, особенно важно в кратчайшие сроки освобождать незаконно занятые жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов для их последующего предоставления гражданам.

При этом правовое регулирование механизма скорейшего выселения лиц из незаконного занимаемого ими объекта недвижимости в действующем законодательстве отсутствует.

Так, Жилищный кодекс РФ в отличие от Жилищного кодекса РСФСР вообще не содержит норм, регулирующих правоотношения по выселению граждан, самовольно вселившихся в жилые помещения.

В статье 99 Жилищного кодекса РСФСР было прямо предусмотрено, что лица, самоуправно занявшие жилое помещение, выселяются без предоставления им другого жилого помещения.

В настоящее время для подачи в суд иска о выселении приходится использовать аналогию закона. Это порождает множество вопросов о соотношении гражданского и жилищного законодательства, приводит к различной правоприменительной практике. Достаточно ввести поисковый запрос «Выселение из самовольно занятого жилого помещения» в поисковиках www . yandex . ru , www . google . ru , и больше 100 страниц информации и споров для прочтения обеспечены. Стоит отметить, что среди найденных результатов встречаются новости о митингах и протестах, на которые выходят граждане при их выселении из самовольно(!) занятых квартир и комнат, считая, что они правы. Отсутствие четкого правового регулирования порождает возмущение общества даже при правомерном выселении по решению суда.

Материально-правовым основанием для подачи иска о выселении в данном случае является статья 301 Гражданского кодекса РФ, предусматривающая, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

При установлении факта самовольного занятия жилого помещения для обеспечения доказательственной базы в судебном заседании необходимо составление акта обследования жилого помещения.

Вместе с тем управляющие организации и товарищества собственников жилья, в управление которым сейчас передается большинство многоквартирных домов, самостоятельно не осуществляют проверку фактического проживания граждан в жилых помещениях и не составляют акты обследования жилых помещений.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Однако обязанность управляющей организации (далее — УК) и товарищества собственников жилья (далее — ТСЖ) по проведению проверки фактического проживания граждан в жилых помещениях и составлению соответствующих актов обследования действующим законодательством не предусмотрена.

Данный пробел в законодательстве требует устранения путем внесения соответствующих изменений в статью 161 Жилищного кодекса РФ, что позволит наладить координацию и взаимодействие между органами местного самоуправления и УК, ТСЖ по своевременному выявлению фактов самовольного вселения граждан в жилые помещения.

Особенно важным представляется сокращение сроков освобождения незаконно занятых жилых помещений путем выселения граждан. По действующему российскому законодательству выселение граждан из жилых помещений возможно только в судебном порядке. Однако так было не всегда.

Ранее в соответствии со статьей 90 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу) допускалось выселение лишь лиц, самоуправно занявших жилое помещение, в административном порядке с санкции прокурора. Таким образом, законодателем была предусмотрена ускоренная процедура выяснения обстоятельств заселения жилых помещений и последующего выселения.

Внесудебное выселение, т.е. в административном порядке с санкции прокурора, прежде всего, сокращало возможные сроки продолжения проживания самовольщиков уже после установления соответствующего факта, не позволяло соседям брать пример.

После составления сотрудниками ЖЭУ, ДЭЗов акта обследования, проверки отсутствия ордера на жилое помещение, сверки картотеки отдела регистрационного учета МВД пакет документов передавался в прокуратуру района для санкционирования. Как правило, при санкционировании выселения в течение одного месяца с момента установления факта самозахвата происходило фактическое выселение граждан и освобождение жилых помещений.

Стоит отметить, что в 90-е годы XX века возникали правовые коллизии по вопросу о порядке выселения. В результате применения статьи 90 Жилищного кодекса РСФСР сложилось обыкновение правоприменительной практики выселения граждан в административном порядке с санкции прокурора. Между тем Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик устанавливали, что договор найма при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом. Наличие в законодательстве прямо противоположных норм нарушало конституционный принцип единства законодательного регулирования на всей территории РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.02.1993 № 2-П обыкновение правоприменительной практики выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений в административном порядке только с санкции прокурора, без возможности последующего обращения в суд, было признано не соответствующим Конституции РФ.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.02.1993 № 2-П было указано: «Отсутствие закона о внесении изменений в статью 90 ЖК РСФСР препятствует соблюдению положений Конституции РФ о принципе разделения властей, об обязанности государства обеспечивать равную защиту всех форм собственности, о равенстве всех перед законом и судом, о праве каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону, о праве на судебную защиту. В связи с этим Конституционный Суд считает необходимым обратиться в Верховный Совет Российской Федерации с предложением о внесении соответствующих изменений в жилищное законодательство».

Таким образом, административный порядок выселения мог бы быть сохранен при наличии внесенных изменений в статью 90 ЖК РСФСР, устраняющих противоречия с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик. Однако данные изменения внесены не были, законодательно инициативой Верховный Совет РФ не воспользовался.

В настоящее время законодательная процедура выселения граждан из самовольно занятого жилья требует не менее 7 месяцев, что позволяет гражданам беспрепятственно незаконно пользоваться жилым помещением и коммунальными услугами.

При этом указанный срок является расчетно-минимальным:

1) два месяца на рассмотрение дела в суде (статья 154 ГПК РФ);

2) два месяца на получение судебного решения и рассмотрение кассационной жалобы на решение суда (статьи 119, 348, ГПК РФ);

3) месяц на возвращение гражданского дела из кассационной инстанции и выдачу исполнительного листа (статья 428 ГПК РФ);

4) два месяца на окончание исполнительного производства по принудительному выселению (статья 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Практика показывает, что столь «идеальный» сценарий по срокам не соответствует реальности. К указанным выше срокам добавляются длительное время назначения и рассмотрения дела в первой инстанции, несвоевременное изготовление и выдача решения суда, исполнительного листа, несоблюдение судебными приставами-исполнителями предельных сроков совершения исполнительных действий и окончания исполнительного производства. В совокупности все указанное приводит к увеличению указанного выше 7-месячного срока дополнительно на 2–3 месяца.

Полная статья в печатной версии Жилищное право или через 3 месяца на сайте.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫСЕЛЕНИЕ

Что такое административное выселение и когда оно применяется? Административное выселение — это выселение по решению административных органов в принудительном порядке с обязательной санкцией прокурора.

Граждаьскии кодекс УССР, как и кодексы других союзных республик, предусматривает выселение в административном порядке в следующих случаях: при угрозе обвала дома (ст. 319);.пук самоуправном вселении в жилое помещение (ст. 320); из служебных жилых помещений (ст. 321); из общежитий (ст. 322); из гостиниц (ст. 323); (статьи 337, 338, 339, 340, 341 ГК РСФСР).

Каков порядок выселения из домов или отдельных помещений, грозящих обвалом? Выселение из домов илн отдельных помещений, грозящих обвалом, производится в административном порядке. Нанимателям, выселяемым из таких домов, предоставляется другое благоустроенное жнлое помещение (ст. 314 ГК УССР; ст. 331 ГК РСФСР).

В соответствии с практикой, сложившейся за последние годы, угроза обвалом в каждом конкретном случае должна быть подтверждена компетентной комиссией, созданной жилищно-коммунальными органами из специалнстов-строителей и эксплуатационников. Вывод комиссий утверждается решением исполкома Совета депутатов трудящихся.

После вынесения решения о выселении и предоставления выселяемым другой жилой площади помещение, угрожающее обвалом, подлежит немедленному освобождению (ст. 319 ГК УССР; ст. 337 ГК РСФСР).

Каков порядок выселения лиц, занявших жилую площадь самоуправно? Самоуправным занятием жилой площади считается случай, когда то или иное лицо занимает площадь в нарушение установленного законом порядка н в нарушение воли жилищного органа или лица, которому принадлежит жилая площадь, т. е. без согласия домоуправления, основного нанимателя, администрации и ФЗМК предприятия, организации, общего собрания ЖСК, собственника индивидуального дома.

Выселение производится по заявлению заинтересованных учреждений, организаций, предприятий или отдельных лиц при наличии санкции прокурора (постановление СНК СССР от 1 июня 1943 г., СП СССР, 1943, № 10. ст. 165).

Каков порядок выселения из служебных помещений? В соответствии со ст. 321 ГК УССР выселение из служебных (должностных) жилых помещений (квартир) может производиться без предоставления и с предоставлением другого жилого помещения.

Без предоставления другой жилой площади выселяются работники, прекратившие трудовые отношения с тем предприятием (организацией, учреждением), которым было предоставлено ему служебное помещение.

С предоставлением другой жилой площади в административном порядке выселяются лица, занимающие эти жилые помещения и перемещенные впоследствии на другую работу, не дающую права на пользование служебной (должностной) квартирой, но оставшиеся работать в той же организации. И в первом, и во втором случае выселение может быть произведено только с санкции прокурора.

Занимающие служебные помещения инвалиды войны, инвалиды труда I и II групп, пенсионеры по старости, персональные пенсионеры, семьи лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах Ссср, а также семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных Связанностей военной службы, могут быть выселены с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения. Члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное (должностное) жилое помещение, также могут быть выселены из этих помещений лишь в судебном порядке с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения (сг. 321 ГК УССР; ст. 339 ГК РСФСР).

Согласно Положению о дворниках в городах и других населенных пунктах УССР, утвержденному министром коммунального хозяйства УССР 11 ноября 1961 г., дворники, уволенные с работы по состоянию здоровья, в связи с переходом на пенсию нли по сокращению штатов, не выселяются в административном порядке. Они в течение трех месяцев отселяются из служебной квартиры в другую, предоставляемую местным Советом депутатов трудящихся.

Из служебных помещений не могут быть выселены без предоставления другой жилой площади также граждане, которые согласно постановлениям Правительства СССР не подлежат выселению, независимо от ведомственной принадлежности дома (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 г ).

Работники, занимающие служебную жнлую площадь, прекратившие трудовые отношения, выселяются в административном порядке без предоставления другого помещения со всеми проживающими С ними лицами через месяц после предупреждения их наймодателем (с санкции прокурора)

Каков порядок выселения из общежитий? Выселение из общежитий может производиться в судебном и в административном порядке, с предоставлением и без предоставления другого жилого помещения.

В соответствии со ст. 322 ГК УССР в административном порядке с санкции прокурора без предоставления другого жилого помещения выселяются: а) сезонные и временные рабочие; б) лица, прекратившие трудовые отношения с государственной, кооперативной или общественной организацией в связи с увольнением по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины или за совершение преступления; в) аспиранты, студенты, учащиеся средних специальных учебных заведений, выбывшие из учебного заведения, предоставившего им место в общежитии.

Переселение лиц, проживающих в общежитии, из одного помещения в другое, т. е. из одной комнаты в другую в пределах одного общежития, может производиться администрацией предприятия, организации, учреждения, которому принадлежит общежитие. Для такого переселения санкции прокурора или решения суда не требуется.

Переселение лиц из одного общежития в другое может производиться только с согласия этих лиц. Если эти лица не согласны на такое переселение, этот спор решается в судебном порядке.

Выселение лиц, самоуправно занявших жилое помещение

Гражданин, который самовольно, без законных оснований вселился в жилое помещение, может быть выселен из этого помещения не ранее вступления в силу решения суда, вынесенного по иску о принудительном выселении. Конечно же, такой гражданин выселяется без предоставления ему другого жилого помещения. Другое дело, что между моментом выявления самоуправного занятия помещения и моментом вступления в силу судебного решения проходит длительный период времени.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Однако с учетом конкретных обстоятельств дела и мотивов самовольного занятия чужого недвижимого имущества такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности за самоуправство (ст. 330 УК РФ), если такими действиями был причинен существенный вред.

Самоуправным является занятие жилого помещения без законных на то оснований. Документами, подтверждающими юридическое право на вселение в жилое помещение, могут являться ордер на вселение (сейчас не выдается), договор приватизации, договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство и т.п.

На лиц, которые вселились в жилье самоуправно, если это подтверждено соответствующим судебным решением, не распространяется принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища (см. ст. 3 ЖК РФ). Неприкосновенность жилища означает отсутствие права у кого-либо проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан, а значит, невозможность выселения гражданина и проживающих совместно с ним членов семьи из занимаемого жилого помещения. Выселение (лишение жилища) вопреки воле и желанию лица, занявшего жилое помещение и проживающего в нем, допускается только в судебном порядке.

В 90-е годы XX в. возникали правовые коллизии по вопросу о порядке выселения. В результате применения ст. 90 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. сложилось обыкновение правоприменительной практики выселения граждан в административном порядке с санкции прокурора. Между тем, основы гражданского законодательства Союза ССР и республик устанавливали, что договор найма при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом. Наличие в законодательстве прямо противоположных норм нарушало конституционный принцип единства законодательного регулирования на всей территории РФ.

Конституционный Суд обратился в Верховный Суд РФ с предложением о внесении соответствующих изменений в законодательство, который определил, что решение вопроса об обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела в отношении работников милиции возможно только на основе установления и исследования фактических обстоятельств, что не подведомственно Конституционному Суду РФ.

Обыкновение правоприменительной практики выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений в административном порядке только с санкции прокурора и без возможности последующего обращения в суд признано не соответствующим Конституции РФ.
В настоящее время ЖК РФ прямо указывает на то, что выселение возможно не иначе как в судебном порядке. Административный порядок выселения граждан, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом, который ранее предусматривался Жилищным кодексом РСФСР, в настоящее время не действует.

Для того чтобы выселить жильцов из занимаемого ими помещения, истцу необходимо доказать в суде самовольность их вселения.

Пример. МУРЭП «Электрометаллург» обратилось в суд с иском к семье Г. о выселении из квартиры в г. Челябинске без предоставления другого жилого помещения, ссылаясь на то, что в спорную квартиру ответчики были вселены в 1994 г. по записке руководства предприятия, ордер на квартиру им не выдавался. Решением суда семья Г. была выселена из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения. В удовлетворении встречного иска Г. суд отказал. В надзорной жалобе заявители утверждали, что суд пришел к неправильному выводу о том, что они являются временными жильцами и подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Сторонами не оспаривался факт вселения семьи Г. по распоряжению заместителя директора в спорную квартиру, т.е. не самоуправно, также не оспаривался факт их фактического проживания в квартире с 1994 г., открытие лицевого счета и внесения платежей за коммунальные услуги. Таким образом, фактически с ними был заключен договор найма жилого помещения. Верховный Суд РФ передал дело для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 21 января 2005 г. N 48-В04-15).

Рассматриваемый случай показывает, что вселение жильцов не является самовольным даже в том случае, когда ордер на спорную жилпощадь не выдан. Во избежание выселения жильцы должны подтвердить, во-первых, законность основания вселения (любыми иными документами – приказами, справками, записками и т.п.), во-вторых, факт действительного проживания в помещении (квитанциями об оплате квартплаты и коммунальных услуг, показаниями свидетелей, справками с месту жительства и т.п.).

Не имеет права на вселение и на проживание в жилом помещении лицо, если это помещение признано самовольной постройкой.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, которое возвело самовольную постройку или проживает в ней, не приобретает на нее право собственности. Никто не вправе совершать сделки с таким объектом. Закон запрещает продавать, дарить, сдавать в аренду самовольные постройки. Они не включается в состав жилищного фонда и не имеют статуса жилого помещения. Вселение в такое жилье нельзя назвать иначе как самовольным.

Сказанное подтверждается и имеющейся судебной практикой. Из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г., следует, что оснований для предъявления отдельного требования о выселении лица из самовольно возведенных построек не имеется, ведь у лица не возникает право на проживание в самовольной постройке, и вынесение судом решения о ее сносе не затрагивает его право на владение и пользование указанным жилым помещением.

При подаче заявления о признании жилого помещения в установленном законом порядке самовольной постройкой не требуется дополнительно заявлять требование о выселении граждан из жилых построек, подлежащих в дальнейшем сносу. Если гражданин зарегистрирован в самовольно возведенном жилом помещении, то в этом случае при подаче иска о сносе самовольно возведенного строения необходимо предъявлять также требование о выселении.

Процедура выселения из квартиры

Статья на тему: Жилищные споры

Вопросы о выселении из жилых помещений регулируются в законодательстве статьями 109-117 Жилищного кодекса РФ. Чаще всего выселение из квартиры бывает связано с расторжением договора найма помещения. Но иногда оно бывает связано и другими случаями, которые не имеют отношения к договору. Например, согласно ч. 2 ст. 109 Жилищного кодекса РФ, лица, незаконно и самоуправно занявшие жилое помещение, выселяются на законных основаниях, поскольку они не имеют на жильё никаких прав. Выселение может быть связано и с признанием договора найма недействительным, если вселение было произведено незаконно – без выдачи ордера.

Общие правила выселения из квартиры

Выселение осуществляется в судебном порядке. Исключением из общего правила является выселение в административном порядке лиц, которые самоуправно заняли данное жилое помещение, а также выселение лиц из аварийно-опасных зданий. Выселение в административном порядке возможно лишь с санкции прокурора. Дело о выселении в административном порядке возбуждается по заявлению предприятия или организации, в ведении которого находится жилой дом.

Граждане также могут подавать заявление о выселении лиц, самоуправно занявших их жилое помещение. Возбудить дело о выселении может и прокурор по собственной инициативе.

Процедура выселения из квартиры

Заявление о выселении следует подавать районному или городскому прокурору, который обязан рассмотреть документ в течение 15 дней со дня принятия. Изучив материалы, прокурор выносит постановление: даёт санкцию на выселение из квартиры либо отказывает в ней. Гражданам, которые подлежат выселению, вручается извещение. Если они в течение семи дней не покинули помещение самостоятельно, осуществляется принудительное выселение, возможно, с привлечением органов милиции. Выселение из аварийно-опасных зданий может осуществляться безотлагательно судебным исполнителем и органами милиции.

Лица, самоуправно занявшие жилое помещение, должны возместить все расходы, связанные с выселением.

Лицами, самоуправно занявшими жилое помещение, считаются люди, которые вселились самовольно, не имея законных оснований, или люди, которые вселились вопреки запрету на вселение. Ведь единственным основанием для вселения на жилплощадь является ордер. Если этот документ отсутствует, вселение считается самоуправным, даже если было принято решение о предоставлении ордера. Не имеет значения длительность проживания в помещении, занятом самоуправно.

Выселение граждан может производиться как с предоставлением иного жилого помещения, так и без его предоставления. Если вам необходима консультация адвоката по жилищным вопросам, позвоните по указанному телефону либо заполните форму обратной связи внизу страницы. Специалист разъяснит вам законодательные нормы, которые касаются выселения, проконсультирует по вопросам процедуры выселения и предоставления другого благоустроенного жилья.

Другие статьи на тему: Жилищные споры

👉 ⁠Задайте ваш вопрос профессионалу с 20-летним опытом

Запишитесь на прием к адвокату Наталии Лобовой:

По итогам:
— если есть хоть один способ решить вопрос без суда, Вы получите полный алгоритм решения;
— если решить задачу возможно только через суд, я дополнительно предложу свою помощь в сопровождении дела.

Если задачу возможно решить положительно, она будет решена.

Стоимость консультации — 3000 ₽.
Средняя длительность — 60-90 минут. ⁠

Свяжитесь сейчас, чтобы решить вопрос быстро и эффективно:
+7 (905) 520-30-50

§ 10. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫСЕЛЕНИЕ

Общие замечания. Выселение граждан в административном порядке допускается в исключительных случаях и только по основаниям, непосредственно указанным в законе (ст. 63 Основ, 337—341 ГК).

Общесоюзными и республиканскими законами предусмотрен один случай выселения в административном порядке с санкции прокурора с предоставлением выселяемым другого, благоустроенного жилого помещения—выселение граждан из домов, грозящих обвалом, и четыре группы оснований для административного выселения без предоставления другой жилой площади:

1) из самоуправно занятых помещений, 2) из служебных жилых помещений, 3) из общежитии, 4) из гостиниц.

Выселение нанимателей из домов, грозящих обвалом. Установление административного порядка выселения из домов, грозящих обвалом,объясняется необходимостью принятия срочных мер для предотвращения несчастных случаев, для обеспечения безопасности самих съемщиков и членов их семей,

Угроза обвала дома должна быть удостоверена особой комиссией, назначаемой исполкомом местного Совета, на территории которого находится дом. Заключение этой комиссии утверждается исполкомом.

В таких случаях другое помещение предоставляется по решению исполкома местного Совета либо за счет жилого фонда самого местного Совета, либо за счет фонда соответствующей государственной, кооперативной или общественной организации, которой принадлежит дом, грозящий обвалом. Предоставляемое съемщику помещение должно быть благоустроенным применительно к требованиям, сформулированным в ст. 331 ГК.

Выселение лиц, самоуправно занявших жилое или нежилое помещение. Самоуправное занятие жилого либо нежилого (кухни, коридора и т. п.) помещения для проживания в нем—это безусловное основание для выселения в административном порядке с санкции прокурора без предоставления другого жилого помещения.’

Прокурор, убедившись в том, что гражданин занял помещение самоуправно, не может отказать в санкции на выселение, мотивируя свой отказ нуждаемостью в жилье гражданина, действовавшего самоуправно, так как прокурор не правомочен вмешиваться в вопросы распределения жилой площади.

Постановление прокурора об отказе в. санкции на административное выселение из самоуправно занятого жилого помещения, а равно и постановление о санкционировании такого выселения могут быть обжалованы заинтересованными лицами лишь вышестоящему прокурору.

‘ Следует заметить, что в таких случаях нельзя вести речь о выселении нанимателя (съемщика), поскольку лицо, самоуправно занявшее жилое помещение, не было стороной в договоре жилищного найма и, следовательно, не обладало никакими правами и обязанностями, связанными с пользованием жилым помещением,

Если у лица имелись какие-то правовые основания для проживания в спорном жилом помещении (например, договор поднайма), то прекращение существования этих оснований не создает возможности выселения его в административном порядке. Не могут считаться самоуправно вселившимися лица, занявшие освободившуюся смежную комнату, так как в соответствии с ч. IV ст. 316 такая комната подлежит передаче в пользование съемщика, который остался проживать в квартире. Споры между жилищными органами (считающими, что возможна изоляция этой комнаты и превращение ее тем самым в предмет отдельного договора жилищного найма) и вселившимся должны разрешаться в судебном порядке. В судебном же порядке решается вопрос о выселении из жилого помещения поднанимателей или временных жильцов после выезда съемщика этого помещения. Если гражданин вселился в квартиру по ордеру, выданному с нарушением порядка, установленного законом, то его выселение производится также не в административном, а в судебном порядке в соответствии с требованиями ст. 335 ГК.

Выселение из служебных жилых помещений производится в административном порядке (ст. 339 ГК РСФСР, ст. 333 ГК Таджикской ССР, ст. 363 ГК Литовской ССР и др.). Прекращение трудового договора, в связи с которым съемщиком было получено в пользование служебное жилое помещение, является одновременно и правопрекращающим юридическим фактом для жилищного правоотношения.

В административном порядке выселяются лишь наниматели служебных помещений, совсем прекратившие трудовые отношения с наймодателем. Если же работник освобожден от должности, в связи с которой им было получено в пользование служебное жилое помещение, но продолжает работать в организации, предоставившей это помещение, то его выселение может быть произведено лишь в судебном порядке с предоставлением другого благоустроенного помещения.

В таком же порядке могут быть выселены инвалиды войны, инвалиды труда I и II групп, пенсионеры по старости, персональные пенсионеры, семьи лиц, находящихся на службе в Вооруженных’Силах СССР, семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, а также члены

семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение’.

Административное выселение из общежитии также предусмотрено республиканскими кодексами в соответствии со ст. 63 Основ. Гражданские кодексы (ст. 340 ГК РСФСР, ст. 357 ГК Латвийской ССР и др.) предусмотрели три группы случаев административного выселения граждан из общежитии: 1) сезонные и временные работники подлежат административному выселению, если они прекращают сезонную или временную работу, в связи с которой им предоставлено общежитие; 2) граждане, которым общежитие предоставлено государственной, кооперативной или общественной организацией в связи с трудовыми отношениями, в случае увольнения их по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины или за совершение преступления подлежат выселению в административном порядке. Если же такие лица прекращают трудовые отношения по иным основаниям (например, вследствие сокращения штата), то их выселение может быть произведено лишь в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения; 3) граждане, проживающие в общежитиях учебных заведений, подлежат административному выселению в случае выбытия из учебного заведения, предоставившего им место в общежитии.

Выселение перечисленных категорий лиц может быть произведено через месяц после предупреждения их наймодателем о необходимости освободить помещение.

Граждане, пользующиеся жилищными льготами в соответствии с ч. II ст. 62 Основ и ч. II ст. 324 ГК, могут быть выселены лишь в судебном порядке с предоставлением им другого жилого помещения.

Выселение из гостиниц. В административном порядке граждане могут быть выселены из гостиниц в трех случаях: а) если гражданин проживает в гостинице сверх срока, установленного Министерством коммунального, хозяйства РСФСР, и добровольно отказывается выезжать из занимаемого помещения, б) если гражданин не платит за пользование предоставленным ему помещением, в) в случае нарушения правил внутреннего распорядка, установленных для гостиниц (в РСФСР действуют Правила пользования гостиницами, утвержденные приказом Министра коммунального хозяйства РСФСР от 22 января 1963 г.).

‘ Хотя в ГК большинства союзных республик не упоминается о недопустимости выселения из служебных жилых помещений лиц, освобожденных от работы в связи с избранием на выборную должность в государственной, кооперативной или общественной организации, и лиц, переведенных на другую работу по решению директивных органов, выселение таких нанимателей производится только в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения.

Еще по теме:

  • Где посмотреть задолженность приставам Долги у судебных приставов Добрый день, уважаемый читатель. Как Вы знаете, не все автолюбители вовремя оплачивают штрафы и транспортный налог. И у многих возникают вопросы, что будет, […]
  • Фото детей на усыновление в оренбурге За сиротами - в очередь. Детдом становится пережитком прошлого? Детям старше трех лет тяжелее найти приемных родителей. За пять лет в Оренбуржье более чем в два раза уменьшилось число […]
  • Жкх-2008 усть-илимск лицевой счет Жкх-2008 усть-илимск лицевой счет Всего ответов: 178 >> №:2400 Дата вопроса: 22.10.2012 Вопрос: Здрасти! Недавно поставил ИПУ по ХВС и ГВС, получил счет-квитанцию, в которой оплата […]
  • Размер компенсации при сокращении в казахстане Выплаты при увольнении, производственных травмах и другие обязательства работодателя Трудовые отношения, в первую очередь, предусматривают заключение трудового договора по законодательству […]
  • Снос жилья волгоград Когда в Волгограде расселят аварийные дома? Популярное Прохор Шаляпин сменил прическу и стал похож на Настасью Самбурскую В 2019 году «Химпром» выпустит первую партию карбида […]