Система и правовой статус органов исполнительной власти рф

Рубрики Новости

Правовой статус органов исполнительной власти

Правовой статус органов исполнительной власти. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Статья 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ – это исполнительный высший орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В своей деятельности Правительство РФ руководствуется рядом основных принципов: верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. О полномочиях Правительства РФ имеются статьи в ряде федеральных законов и указов Президента РФ. Правительству подчинено большое число других федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т.д.).

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Пока такого закона нет (имеется лишь его проект, обсуждаемый в Федеральном Собрании). Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации определяются сейчас главным образом их законодательством и отличаются значительным разнообразием. Однако наличие некоторых органов предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (так, Законом РФ «О милиции» в республиках установлено наличие министерств внутренних дел, а в остальных субъектах Федерации – главных управлений или управлений внутренних дел; указами Президента РФ предусмотрено наличие в областях и краях глав их администраций, очерчены основы их компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти).

При рассмотрении компетенции федерального Правительства необходимо учитывать, что, хотя Президент РФ по Конституции 1993 г. не является более главой исполнительной власти (он теперь глава государства, призванный, в частности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти – ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), за ним сохранился ряд полномочий по осуществлению исполнительной власти (право назначения высших должностных лиц, присвоения высших чинов, рангов, воинских званий и т.д.). Решение таких вопросов, естественно, не входит в компетенцию Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, хотя Президент решает их, как правило, по представлениям этих органов.

Следует также иметь в виду, что Президент РФ является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и Председателем Совета Безопасности. В связи с этим ряд федеральных министерств и ведомств непосредственно подведомственны Президенту (см. гл. 13).

Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.

Председатель Правительства – это не спикер его заседаний. Он, как сказано в Конституции РФ, «определяет основные направления деятельности Правительства. и организует его работу» (ст. 113). Право председательствовать на заседаниях Правительства имеет и Президент (п. «б» ст. 83 Конституции РФ). В таком случае Председатель Правительства уступает ему свое место председательствующего.

Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии России, службы, агентства, надзоры и т.д.

Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство РФ по атомной энергии, Министерство обороны РФ, Министерство путей сообщения РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики, Министерство труда и социального развития РФ и т.д.). Имеются и министерства по крупным проблемам (Министерство по делам федерации и национальностей РФ). Некоторые государственные комитеты являются межотраслевыми органами (например, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии), другие – отраслевыми органами (Государственный комитет РФ по кинематографии). Иные органы федеральной исполнительной власти бывают и отраслевыми, и межотраслевыми, и проблемными (например, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная архивная служба России, Федеральная служба геодезии и картографии России, Федеральная служба налоговой полиции РФ). Наименование «надзор» имеют органы, возглавляющие системы контрольно-инспекционных органов (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности).

Основы компетенции многих из этих органов (Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ и др.) очерчены федеральными законами. О каждом министерстве, ином федеральном органе исполнительной власти имеется Положение, утверждаемое или Президентом, или Правительством.

Многие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы (пример тому – территориальные управления Государственного таможенного комитета, военкоматы – региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации.

Министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.

Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

Законодатель не устанавливает понятия органа исполнительной власти, ограничиваясь лишь указанием на существование единой системы государственных органов исполнительной власти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, ПО, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах их полномочий. В ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» речь идет о системе органов исполнительной власти субъекта РФ. В российском законодательстве встречаются несколько терминов, обозначающих, по сути, органы исполнительной власти: «государственные органы управления», «исполнительные органы», «исполнительные органы государственной власти (ч. 3 преамбулы вышеназванного Закона определяет, что термины «исполнительные органы государственной власти субъекта РФ» и «органы исполнительной власти субъекта РФ» используются в законе в одном значении).

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, негосударственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4. Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;
б) контрольно-надзорные функции;
в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;
г) нормотворческая деятельность;
д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти — юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти и объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

В результате проведения административной реформы (2004—2005 гг.) были приняты нормативные акты, которые устанавливали общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами (например, Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30).

Типовой Регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти включает в себя нормы, определяющие: структуру и штатное расписание федерального органа исполнительной власти и территориального органа федерального органа исполнительной власти; полномочия руководителей в федеральным органе исполнительной власти; порядок разработки административных регламентов и стандартов государственных услуг; порядок планирования и организации работы; деятельность коллегии федерального органа исполнительной власти; порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти; порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти; порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями); порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся в Правительство РФ; законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания; порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; порядок осуществления федеральным министерством полномочий по координации и контролю деятельности соответствующих федеральных служб и федеральных агентств; правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; порядок взаимоотношений с органами судебной власти; порядок рассмотрения отдельных видов обращений; порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан; порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти.

Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30, устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.

Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти определяет следующие вопросы: общие положения; порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти функций в установленной сфере деятельности; формирование планов и показателей деятельности федерального органа исполнительной власти; порядок осуществления федеральным министерством координации и контроля; порядок создания и организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; порядок исполнения поручений, содержащихся в постановлениях и распоряжениях Правительства РФ и протоколах заседаний Правительства РФ, а также поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ; участие федеральных органов исполнительной власти в законопроектной деятельности Правительства РФ; порядок подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов заключений, поправок к проектам федеральных законов и проектов официальных отзывов Правительства РФ на законопроекты; порядок рассмотрения федеральными органами исполнительной власти парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при предоставлении и получении информации; основные правила организации документооборота в федеральных органах исполнительной власти; образование и организация деятельности межведомственных координационных и совещательных органов.

16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей

частью современного административного права. Она представ-

ляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации

управления» (организационным административным правом), и

включает такие понятия, как признаки органов исполнитель-

ной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые

основы образования, а также их деятельность, реорганизация и

Субъекты исполнительной власти осуществляют государ-

ственное управление в рамках установленной компетенции.

Исполнительная власть не может быть вне системы органов

государственного управления, реализующих ее функции и на-

значение. Организация и деятельность исполнительной влас-

ти — это организация и функционирование системы ее органов,

т. е. органов государственного управления, имеющих норматив-

но установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и не-

186 Раздел II. Субъекты административного права

обходимые для работы государственные должности государ-

ственной службы (управленческий персонал).

Законодатель не устанавливает понятия органа исполнитель-

ной власти, ограничиваясь лишь указанием на существование

единой системы государственных органов исполнительной вла-

сти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85,

ПО, 112, 125), федеральных конституционных законах, фе-

деральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных

правовых актах их полномочий. В ст. 17 Федерального закона

«Об общих принципах организации законодательных (пред-

ставительных) и исполнительных органов государственной

власти субъектов Российской Федерации» речь идет о систе-

ме органов исполнительной власти субъекта РФ. В россий-

ском законодательстве встречаются несколько терминов, обо-

значающих, по сути, органы исполнительной власти: «государ-

ственные оргаиы управления», «исполнительные органы»,

«исполнительные органы государственной власти (ч. 3 преамбу-

лы вышеназванного Закона определяет, что термины «исполни-

тельные органы государственной власти субъекта РФ» и «орга-

ны исполнительной власти субъекта РФ» используются в законе

в одном значении).

Исполнительные органы являются составной частью всякого

публичного управления, например местного самоуправления.

Они также осуществляют управленческую деятельность, реша-

ют задачи управления, реализуют его функции. При этом испол-

нительные органы государственных учреждений, предприятий,

негосударственных образований, общественных объединений по

своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим

последствиям управленческой деятельности существенно отли-

чаются от органов государственного управления.

Орган исполнительной власти — это государственная органи-

зация, часть системы органов государственной власти в Россий-

ской Федерации, учрежденная самим государством для испол-

нения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных

правовых актов, реализации функций государственного управ-

ления во всех сферах жизни государства и общества посредством

использования специальных форм и методов осуществления

управленческих действий, обладающая соответствующей струк-

турой, компетенцией, государственно-властными полномочия-

ми и штатом государственных служащих.

Глава 9. Органы исполнительной власти 187

Определяя основные и наиболее существенные признаки

органа исполнительной власти, характеризующие его админи-

стративную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следу-

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной

власти обусловлена конституционным разделением государ-

ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-

ную. Наличие в системе государственной власти исполни-

тельных органов — следствие нормативного закрепления прин-

ципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма вы-

ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-

ческой реализации функций и задач самой исполнительной

власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-

сударственное управление в экономической, социально-куль-

турной и административно-политической сферах жизни обще-

3. Работа органов исполнительной власти строится в соот-

ветствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Россий-

б) распространение суверенитета Российской Федерации на

всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на

всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную,

исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-

ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-

номочий или большей их части в ведении одного органа госу-

дарственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между

органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-

ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-

номочий органами местного самоуправления, расположенными

на территории, где образованы и действуют соответствующие

органы исполнительной власти.

4. Главная задача органа исполнительной власти — правоис-

полнителъная деятельность, т. е. исполнение действующих зако-

нов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение

их выполнения всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему

содержанию имеет управленческий, организующий, исполняю-

щий, контрольный и распорядительный характер; в результате

этой деятельности решаются и реализуются государственные

задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполни-

тельной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей

и функциональных структурных подразделений (департаментов,

отделов, управлений, главных управлений и т.д.), способст-

вующих наиболее эффективному осуществлению задач, функ-

ций и полномочий данного органа. Каждая государственная

должность замещается государственным служащим, который

имеет специальный административно-правовой статус (права,

обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д.).

Совокупность должностей составляет штат органа исполнитель-

7. Органы исполнительной власти наделены государством

особыми государственно-властными полномочиями, которые реа-

лизуются в специальных правовых формах, отличающихся от

правовых форм деятельности органов других ветвей власти; об-

ладают компетенцией, установленной в различных нормативных

правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах,

приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, включаются в

качестве основных компонентов задачи, права, обязанности,

полномочия и ответственность органа исполнительной власти.

В пределах своей компетенции органы издают правовые акты

управления и обеспечивают их выполнение. В содержание пол-

номочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений,

вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно дей-

ствует на определенной территории РФ.

Глава 9. Органы исполнительной власти 189

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо-

творческой деятельности, т. е. правом издания актов управления

(административных актов). Для решения поставленных задач и

осуществления функций государственного управления каждый

орган исполнительной власти имеет право издавать правовые

акты управления. В законах и специальных нормативных пра-

вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-

ственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания

правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-

тельной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая

форма управленческих действий, а с другой — результат адми-

нистративного нормотворчества в системе государственного уп-

равления. Акты управления являются подзаконными правовы-

ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с

требованиями и положениями законов и развивают их, а также

обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-

ров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образова-

ния, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполни-

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-

дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и

их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти — юридическое лицо —

имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-

ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-

жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характери-

зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-

висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-

чий. Независимость от органов законодательной власти устанав-

ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами

Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-

тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-

ных компетенций означает незаконное присвоение властных

190 Раздел II. Субъекты административного права

Организационная структура органов государственного управ-

ления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного

расписания, представляющего собой перечень структурных под-

разделений органа (с их наименованиями), должностей и их

количества (в целом по органу управления и в структурных под-

разделениях в особенности), должностных окладов. Денежное

содержание выплачивается государственному служащему со-

гласно установленному в штатном расписании размеру должно-

стного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавли-

вает организационную структуру органа исполнительной власти

и объем денежных средств, необходимых на содержание этого

органа. Порядок составления и утверждения штатных расписа-

ний органов управления контролируется вышестоящими орга-

нами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат

государственной регистрации в финансовых органах.

82. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

82. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ, обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции, законов и иных нормативных правовых актов, субъектов РФ на территории субъекта РФ.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

— осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

— разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта в законодательный орган субъекта проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

— обеспечивает исполнение бюджета субъекта;

— формирует иные органы исполнительной власти субъекта;

— управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ;

— осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ.

7.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

Выработка общего понятия органа исполнительной власти, объяснение его сущности имеют важное теоретическое и практическое значение. Они во многом способствуют правильному рассмотрению всей системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, а также основ их организации и взаимоотношений.

Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация». Организация, в свою очередь, означает совокупность людей, их определенный коллектив; она вместе с тем предполагает деятельность этих людей, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным правилам.

Орган есть конкретная разновидность организации. Всякая организация совершает действия через образуемые его органы. Следовательно, под органом надо понимать ту ячейку организации, которая выступает по ее поручению. Каждый государственный орган в Российской Федерации является ее представителем и действует в ее интересах. Ю.А. Тихомиров отмечает, что «государственные органы выступают главным носителем функций государства, обеспечивая как его устойчивость, так и приспособление к меняющимся условиям политического, экономического и социального развития» .

Курс административного права и административный процесс. М., 1998. С. 202.

Вся разнообразная практическая деятельность Российского государства осуществляется его многочисленными органами, составляющими в своей совокупности государственный аппарат.

Орган исполнительной власти — часть государственного аппарата. Он решает задачи и выполняет основные функции, присущие нашему государству. Орган исполнительной власти наделен государственно-властными полномочиями. Он принимает правовые акты, проводит мероприятия, направленные на обеспечение выполнения этих актов. Органы исполнительной власти обладают различной компетенцией. С юридической точки зрения главным в ней являются властные полномочия. Тот или иной объем государственной деятельности, возложенный на данный орган, или круг вопросов, предусмотренных правовым актом, который правомочен разрешать орган исполнительной власти, является его компетенцией.

Таким образом, орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее:

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единство системы государственной власти.

По предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти, т.е. региональные органы функционально подчинены органам федеральным в случаях, когда управленческие проблемы возникают в сфере, которую Конституция РФ относит к предметам ведения Федерации или к предметам совместного ведения;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

Принцип разделения властей, установленный Конституцией РФ и последовательно реализуемый в устройстве государственного аппарата, обусловливает самостоятельность системы органов исполнительной власти, ее относительную независимость по отношению к органам, представляющим законодательную и судебную власть в Российской Федерации. «Система сдержек и противовесов» предусматривает, что органы исполнительной власти, с одной стороны, не подчиняются организационно ни законодательным (представительным) органам, ни судам судебной системы России.

С другой стороны, органы исполнительной власти не имеют никаких властных полномочий по отношению к судам и законодательным органам. Взаимодействие между самостоятельными системами органов различных ветвей власти осуществляется строго в соответствии с законодательными предписаниями, принимаемыми на основании принципов организации государственной власти в стране, закрепленных в Конституции РФ;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

На уровне каждого субъекта Федерации в отдельности и на федеральном в целом осуществляются законодательная, исполнительная и судебная власть. Исполнительная власть реализуется на уровне субъектов Российской Федерации как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, созданными ими для осуществления своих функций, так и специально созданными органами исполнительной власти субъектов Федерации;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4. Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права. В то же время существуют также некоторые органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями. В таком качестве, как правило, выступают органы, не отнесенные ни к одной из систем органов государственной власти, а также организации, наделенные властными полномочиями. Эти органы и организации не входят в систему органов исполнительной власти.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер, в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.).

7. Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это центральный признак органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти представляет собой совокупность полномочий органа по предметам его ведения. Полномочия, в свою очередь, это права и обязанности органа в отношении принятия правовых актов, а также осуществления других государственно-властных действий.

Понятие «компетенция» — одно из самых сложных и важных понятий теории конституционного и административного права. Традиционно ученые обнаруживают четыре обязательных элемента компетенции органа исполнительной власти:

— цели и задачи деятельности;

— обеспечивающие решение поставленных управленческих задач функции органа;

— совокупность правообязанностей, т.е. полномочий органа, обеспечивающих, в свою очередь, реализацию функций органа;

— организационные формы и методы деятельности органа .

См., например: Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов, 2001. С. 144; Четвериков В.С. Административное право: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 122.

Современное административное законодательство предлагает универсальную классификацию функций органов исполнительной власти. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено выделение пяти основных разновидностей функций федеральных органов исполнительной власти. Поскольку система федеральных органов исполнительной власти наиболее развернутая и отягощенная наибольшим числом управленческих задач, можно предположить, что приведенные ниже пять групп функций являются универсальным и исчерпывающим комплектом функций для любой системы органов государственного управления. В соответствии с названным Указом к ним относятся:

а) функции по принятию нормативных правовых актов: издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

б) функции по контролю и надзору:

— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных общеобязательных правил поведения;

— выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

в) правоприменительные функции: издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров;

г) функции по управлению государственным имуществом: осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

д) функции по оказанию государственных услуг: представление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения или иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам организациями в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

С точки зрения теории права, как справедливо отмечается в юридических работах , указанная классификация обладает как минимум одним недостатком: она неоправданно узко дает понятие правоприменительных функций, поскольку для юристов является очевидным то обстоятельство, что в правовом государстве абсолютно все функции органа власти, если они не правотворческие, являются правоприменительными.

См.: Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М., 2005. С. 105 — 106; Морозов Н.К. Функции органов исполнительной власти. М., 2009. С. 64.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории Российской Федерации.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности — правом издания актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т.е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти — юридическое лицо, которое имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Деятельность органа исполнительной власти финансируется и иным образом материально обеспечивается за счет средств федерального бюджета или средств субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти и объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

Еще по теме:

  • Воинская часть 18662 в слуцке 30-я отдельная железнодорожная бригада — войсковая часть 18662 (Слуцк) Состав: 71-й путевой железнодорожный батальон; 77-й отдельный Краснознамённый мостовой железнодорожный батальон; […]
  • Ст77 п3 тк рф с комментариями 2018 Статья 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение […]
  • Увольнение беременной по статье 77 Расторжение трудового договора с беременной женщиной Мария Иванова, юрисконсульт С беременной женщиной нельзя расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя (ч. 1 ст. 261 ТК […]
  • Статья 77 п4 тк рф Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока […]
  • Как уволиться работнику если он на испытательном сроке Отработка при увольнении на испытательном сроке Условие об испытательном сроке является законным вариантом проверки квалификации работника и его профессиональной пригодности. Его введение […]