Снятие с учета ип 2014

Рубрики Новости

Содержание:

03.03.2015 ИП ликвидировался. До этого (25.02.2015) ИП был снят с учета в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД. После этого были оплачены фиксированные взносы в Пенсионный фонд РФ по дату ликвидации ИП включительно. В июне 2015 года физическим лицом, утратившим статус ИП, было получено уведомление от Пенсионного фонда РФ о том, что при ликвидации ИП необходимо сдавать декларации о доходах, иначе Пенсионный фонд РФ выставит штраф в размере 138 тыс. руб. На тот момент, когда происходила ликвидация, в налоговой инспекции по телефону разъяснили, что если ИП закрылся, то сдавать никаких документов не нужно. В настоящее время получается, что не была сдана декларация по ЕНВД при ликвидации, за что грозит штраф от Пенсионного фонда РФ в размере 180 тыс. руб. Что в данной ситуации можно предпринять для того, чтобы избежать этого штрафа?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае физическое лицо, утратившее статус ИП, обязано было представить в налоговый орган декларацию по ЕНВД не позднее 20 апреля 2015 года. Если декларация будет представлена в налоговый орган до конца 2015 года, оснований для уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в максимальном (восьмикратном) размере, по нашему мнению, нет.

Обоснование позиции:

Обязанность представления отчетности при прекращении предпринимательской деятельности

В соответствии со ст.ст. 18, ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП. Государственная регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу в связи с принятием данным лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п. 9 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ)). С момента внесения записи физическое лицо утрачивает статус ИП.
На основании внесенных в ЕГРИП сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП оно снимается с налогового учета в налоговом органе в качестве ИП, а также с учета во внебюджетных фондах в качестве страхователя (п. 3.1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, п. 5 ст. 84 НК РФ, п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110).
Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 N 95-О-О, налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П и от 14.07.2005 N 9-П), которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом — со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (пп.пп. 3 и 4 п. 3 ст. 44 НК РФ). Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Поэтому в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (смотрите также письма Минфина России от 10.01.2013 N 03-04-05/10-2, от 06.04.2011 N 03-11-11/83, от 03.08.2010 N 03-02-07/2-124, письма ФНС России от 22.09.2010 N ШС-37-3/11731, от 28.02.2013 N ЕД-3-3/[email protected], вопрос 15 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).

1. Декларация по ЕНВД

Порядок снятия с учета плательщиков ЕНВД регламентирован п. 3 ст. 346.28 НК РФ. Данной нормой, в частности, определено, что снятие с учета налогоплательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика указанного заявления направляет ему уведомление о снятии его с учета.
Пунктом 3 ст. 346.32 НК РФ определено, что налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Согласно статье 346.30 НК РФ налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.
Никаких особенностей по срокам представления налоговой декларации по ЕНВД в случае прекращения налогоплательщиком деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и снятия с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД НК РФ не предусмотрено (смотрите также письма ФНС от 20.03.2015 N ГД-4-3/[email protected], от 18.12.2014 N ГД-4-3/26206, от 05.12.2014 N ГД-4-3/25259).
Таким образом, после снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД за налогоплательщиком сохраняется обязанность представить в налоговый орган декларацию по ЕНВД в общеустановленные сроки. Отказать в приеме такой декларации налоговый орган не вправе (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, вышеназванное письмо ФНС от 20.03.2015 N ГД-4-3/[email protected]).
В рассматриваемом случае ИП снялся с учета в качестве плательщика ЕНВД 25.02.2015, следовательно, декларацию по ЕНВД ему необходимо было представить в налоговый орган не позднее 20-го апреля 2015 года (по окончании налогового периода (квартала)). Как мы выяснили выше, утрата статуса ИП на данную обязанность никак не влияет.
Так как в настоящее время декларация по ЕНВД до сих пор не сдана, физическому лицу следует представить в налоговый орган декларацию по ЕНВД за I квартал 2015 года (письмо ФНС России от 18.12.2014 N ГД-4-3/26206). При этом нужно быть готовым к возможным последствиям в виде привлечения к ответственности за несвоевременное представление данной декларации (ст. 119 НК РФ).

Декларация по иным налогам (в том числе, НДФЛ или УСН)

Статьями 12-15 и 18 НК РФ установлены виды налогов и сборов, взимаемых в РФ. Уплата налогоплательщиками тех или иных налогов, а также представление ими налоговой отчетности зависят от режима налогообложения, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности.
В настоящее время, помимо общей системы налогообложения, НК РФ предусматривает 5 специальных режимов налогообложения, к которым, в частности, относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (п. 2 ст. 18 НК РФ).
Для применения специального режима налогообложения необходимо выполнение определенных условий. Для каждой системы налогообложения такие условия устанавливаются отдельно.
Если права на применение указанных режимов налогообложения налогоплательщик не имеет, он признается плательщиком налогов, уплачиваемых в рамках общей системы налогообложения (ОСН).
Таким образом, после государственной регистрации все налогоплательщики (ИП и организации) автоматически попадают на общую систему налогообложения.
Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться только в отношении определенных видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Причем плательщики ЕНВД освобождены от уплаты НДФЛ только в отношении «вмененной» деятельности (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Таким образом, в общем случае применение ЕНВД не замещает ОСН, а совмещается с ОСН, в отличие, например, от перехода на такой специальный режим налогообложения, как упрощенная система налогообложения, при применении которого совмещение с ОСН невозможно.
Иными словами, по нашему мнению, с момента перевода своей основной деятельности на специальный режим налогообложения в виде ЕНВД ИП фактически находился на двух системах налогообложения на ОСН и ЕНВД или УСН и ЕНВД (если после государственной регистрации в качестве ИП в налоговый орган подавалось уведомление (ранее — заявление) о переходе на УСН).
При этом в случае, если ИП осуществляют только виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, и не имеют используемого в иной деятельности имущества, они не обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации в рамках ОСН (по НДС, НДФЛ и т.д.) и уплачивать налоги по указанной системе налогообложения. Также не возникает обязанности отчитываться в рамках УСН (смотрите, например, письма Минфина России от 10.10.2012 N 03-11-11/298, от 17.01.2011 N 03-02-07/1-9, от 31.08.2011 N 03-11-06/3/96, от 30.11.2011 N 03-11-11/297, от 17.01.2011 N 03-02-07/1-8, от 24.02.2010 N 03-02-07/1-73, от 05.02.2010 N 03-11-06/3/17).
Пунктом 3 ст. 346.28 НК РФ определено, что датой снятия с учета налогоплательщика ЕНВД, если иное не установлено данной нормой, считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом.
Таким образом, в рассматриваемом случае 25.02.2015 ИП снят с учета в качестве плательщика ЕНВД, соответственно, в период с 26.02.2015 по 03.03.2015 (по дату утраты статуса ИП) он фактически находился на ОСН (или УСН).
Обращаем Ваше внимание, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду (ст. 80 НК РФ, п. 7 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Получается, что за указанный период с 26.02.2015 по 03.03.2015 ИП обязан был отчитаться по налогам, уплачиваемым в рамках ОСН, либо УСН. Применительно к получению доходов это означает, что в налоговый орган следовало представить декларацию по форме 3-НДФЛ (либо декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН).
Здесь обращаем Ваше внимание, что для предпринимателей, прекративших деятельность в течение налогового периода, по НДФЛ и налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, нормами НК РФ предусмотрены специальные сроки представления деклараций. Так, например, п. 3 ст. 229 НК РФ установлено, что в случае прекращения деятельности, подлежащей обложению НДФЛ (ст. 227 НК РФ), до конца налогового периода (календарного года — ст. 216 НК РФ) налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Аналогичная норма (п. 2 ст. 346.23 НК РФ) предусмотрена для предпринимателей, применяющих УСН.
Как уже сказано выше, если ИП осуществляют только виды деятельности, попадающие под ЕНВД и не имеют используемого в иной деятельности имущества, они не обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации в рамках ОСН и УСН. Однако такие разъяснения касаются ситуаций, когда деятельность по ЕНВД ведется. В Вашем случае после снятия с учета ИП в качестве плательщика ЕНВД ведение этой деятельности было прекращено. Поэтому, поскольку в I квартале 2015 года между датой снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД и датой прекращения деятельности в качестве ИП существует временной разрыв, возникает вопрос о подаче деклараций по общей системе налогообложения или по УСН (если такая система была выбрана при регистрации (или позже)) за этот период.
В данной ситуации в марте 2015 года формально исполняющему требования НК РФ предпринимателю следовало представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 3 ст. 229 НК РФ). Поскольку дохода от деятельности, облагаемой по общей системе налогообложения, в указанный период (26.02.2016-03.03.2015) получено не было, декларация подавалась бы с нулевыми показателями. Если ИП выбрал при регистрации (или позже) систему УСН, то нужно было представить декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (п. 2 ст. 346.23 НК РФ), также с нулевыми показателями.
По крайней мере, именно такой вывод следует из совокупного анализа норм НК РФ, и только представив эти декларации, физическое лицо может быть абсолютно уверено, что в дальнейшем к нему не возникнет претензий по поводу не представленной вовремя отчетности.
При этом о целесообразности подачи деклараций с опозданием сообщим следующее.
Ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена ст. 119 НК РФ: непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Поскольку в Вашей ситуации ни при применении ОСН, ни при применении УСН сумм налога к уплате не возникает, налоговый орган может предъявить физическому лицу штраф в размере 1000 рублей за каждую не представленную декларацию. Однако, если бывший ИП сейчас представит указанные декларации, налоговый орган, обратив внимание на несвоевременность их предоставления, штраф, скорее всего, предъявит. Если же они не будут предоставлены, возможно, «сработает» логика приведенных выше писем о том, что если ИП осуществляет только виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, он не обязан представлять в налоговые органы налоговые декларации в рамках ОСН (по НДС, НДФЛ и т.д.).
С другой стороны, налоговый орган обязан передавать в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения обо всех доходах налогоплательщика, полученных им за расчетный период. Если такие сведения налогоплательщик в налоговый орган не представит, ему грозят негативные последствия в виде начисления страховых взносов в повышенном восьмикратном размере (подробно об этом читайте ниже, в следующем разделе нашей консультации). В том случае, если бывший ИП не представит в налоговый орган декларацию о доходах за временной отрезок, в течение которого он уже не являлся плательщиком ЕНВД, то возможно, что пенсионный фонд попытается начислить ему страховые взносы в повышенном размере.

Размер фиксированных платежей, подлежащих уплате во внебюджетные фонды

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, как имеющие, так не имеющие работников, обязаны уплачивать за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в фиксированном размере (ч.ч. 1 и 3 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
Размер указанных страховых взносов, порядок их исчисления, порядок и сроки уплаты установлены ст.ст. 14 и 16 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию зависит от величины дохода плательщика страховых взносов за расчетный период (превышает (либо не превышает) этот доход 300 000 рублей).
При этом размер дохода плательщика страховых взносов определяется на основании положений НК РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и другое — ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Частями 9-10 ст. 14 Закона N 212-ФЗ для налоговых органов установлена обязанность направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов:
— сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом;
— данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, повлекших занижение доходов от деятельности.
Частью 4.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ определено, что, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Таким образом, Законом N 212-ФЗ момент прекращения уплаты страховых взносов, уплачиваемых в фиксированном размере, связывается с моментом прекращения государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За период, в котором деятельность в качестве ИП прекращена, страховые взносы в фиксированном размере не уплачиваются.
То есть при отсутствии в календарном году превышения 300 тыс. руб. налогооблагаемых доходов для ИП, прекращающего деятельность, размер фиксированного страхового взноса в ПФ РФ должен определяться по формуле:

СВф = МРОТ х Т х (ПМ + Д : К)

где:
СВф — страховой взнос в ПФ РФ;
МРОТ — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на начало финансового года, за который уплачивается страховые взносы;
Т — тариф страховых взносов в пенсионный фонд;
ПМ — количество полных месяцев осуществления деятельности;
К — количество календарных дней в месяце начала осуществления (прекращения) деятельности;
Д — количество календарных дней осуществления плательщиком предпринимательской деятельности в течение календарного месяца начала (прекращения) осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации (направляемой в ПФР налоговым органом) отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
То есть в случае, если налогоплательщик не представил в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию, страховые взносы в ПФР он уплачивает в максимальном (восьмикратном) размере.
Как мы поняли, в рассматриваемом случае территориальный орган ПФР считает возможным применить положения ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ к физическому лицу, утратившему статус ИП в текущем календарном году (2015 году). Рассмотрим, насколько правомерен такой подход.
Прежде всего, отметим, что приведенные нормы (ч.ч. 9-11 Закона N 212-ФЗ) вступили в силу только с 1 января 2014 года (Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ), то есть являются достаточно «новыми». В связи с чем какая-либо судебная практика или официальные разъяснения, касающиеся вопросов применения данных норм, в настоящее время отсутствуют.
На наш взгляд, действия ПФР в данном случае являются преждевременными и на этом основании не правомерны. Поясним почему.
Буквальное прочтение ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ говорит нам о том, что страховые взносы в максимальном (восьмикратном) размере рассчитываются и взыскиваются ПФР за истекший расчетный период в случае, если плательщик страховых взносов до окончания расчетного периода не представил в налоговый орган необходимую отчетность.
Понятие «расчетный период» содержится в ст. 10 Закона N 212-ФЗ. В соответствии с ч. 1 данной статьи расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При этом ч.ч. 2-5 ст. 10 Закона N 212-ФЗ установлен особый порядок определения расчетного периода для организаций, созданных, ликвидированных, реорганизованных после начала (до конца) календарного года. Так, например, ч. 4 ст. 10 Закона N 212-ФЗ определено, что, если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. То есть, если организация, ликвидирована, например, 3 марта 2015 года, последним расчетным периодом для нее признается период с 1 января 2015 года до 3 марта 2015 года.
Обращаем особое внимание, что в ч.ч. 3-5 ст. 10 Закона N 212-ФЗ идет речь именно об организациях, ИП в данных нормах не упоминаются.
Понятие «организация», используемое для целей применения Закона N 212-ФЗ, расшифровано в ст. 2 Закона N 212-ФЗ — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ. В этой же норме дано определение понятию «ИП» — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Как видим, в Законе N 212-ФЗ термин «организация» и термин «ИП» имеют разные значения, следовательно, ч.ч. 3-5 ст. 10 Закона N 212-ФЗ к ИП применяться не могут. А так как специального порядка определения расчетного периода для ИП, прекращающих предпринимательскую деятельность до окончания календарного года, ст. 10 Закона N 212-ФЗ не предусмотрено, для таких ИП расчетный период определяется на общих основаниях, т.е. как календарный год.
Соответственно, для предпринимателя, прекратившего деятельность в марте 2015 года, последним расчетным периодом будет являться 2015 год. Данный период закончится 31 декабря 2015 года. То есть ПФР право на начисление и взыскание страховых взносов в максимальном (восьмикратном) размере получит не ранее наступления даты 1 января 2015 года.
Для наглядности, еще раз процитируем ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ: «. в случае если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода (до 31 декабря 2015 года), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период (за 2015 год) взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда. »
Кроме того, как было указано выше, из ч. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ следует, что обязанность направить в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов налоговые органы должны исполнить в срок — не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. То есть до этой даты и тем более до окончания текущего года (текущего расчетного периода) пенсионный фонд никак не может предъявлять какие-либо требования к плательщику взносов, т.к. сведения о его доходах на вполне законных основаниях могли быть просто еще не переданы в ПФР ФНС.
В связи с этим полагаем, что если до окончания 2015 года «бывший» ИП представит в налоговый орган необходимую отчетность, то она будет представлена в пределах расчетного периода 2015 года, следовательно, положения ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ к нему применимы не будут. А страховые взносы будут начисляться в обычном, установленном ч. 4.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ порядке, по приведенной выше формуле.
Поэтому в данном случае рекомендуем бывшему предпринимателю сдать в налоговый орган декларацию по ЕНВД, после чего в ответ на полученное из пенсионного фонда уведомление письменно пояснить, что в настоящее время отчетность сдана (можно приложить копию с отметкой налогового органа), в связи с чем оснований для исчисления взносов в повышенном размере нет (указать вышеприведенные аргументы о порядке определения расчетного периода). Что касается деклараций 3-НДФЛ (если ИП применял ОСН) или по УСН (если ИП применял этот спецрежим), то поскольку в них налогоплательщик информирует о наличии (отсутствии) доходов, непредставление их может стать поводом для ПФР применить положения части 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ. Однако надо понимать, что пропуск срока их подачи грозит штрафом в размере 1000 руб. за непредставленную декларацию со стороны налогового органа (письмо Минфина России от 16.02.2015 N 03-02-08/6944).
Если пенсионный фонд будет настаивать на доначислении страховых взносов за 2015 год в максимальном (восьмикратном) размере, можно обратиться (в порядке, установленном ст. 55 Закона N 212-ФЗ) с жалобой в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (к вышестоящему должностному лицу) или в суд (ч. 1 ст. 54 Закона N 212-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Снятие с учета ип 2014

1)По сдаче декларации по УСН при закрытии ИП —
*Статья 346.23. Налоговая декларация [Налоговый кодекс РФ] [Глава 26.2] [Статья 346.23]
2. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.*
Т.е. до 25 марта 2014г налоговая обязана была принять декларацию. Т.к. ТСК это программа и в ней стоит, что годовая отчетность принимается в 2015г, она вам такой протокол и выписала. Вы свои обязанности выполнили, если отправляли её по ТКС в этот срок.Даже если позже направили, то всё равно выполнили.

Если у вас есть протокол о том, что вы высылали декларацию в ИФНС, то распечатывайте саму Декларацию и этот протокол, — это подтверждение того, что вы отчитывались перед налоговой.

Думаю, что вы можете направить в ПФР ценное письмо с описью вложения, вложив Декларацию и протокол с пояснительным письмом, это и будет подтверждение того, что вы сдали в ИФНС отчетность.
Если даже ПФР откажется принимать такую декларацию, то пусть письменно вам об этом сообщают. Ваше подтверждение, что вы им предоставили Декларацию с отметкой налоговой (протокол) -это квитанция об отправке ценного письма и опись вложения. Пусть подают в суд на вас, они проиграют, т.к. по срокам вы отчитались перед налоговой по ТСК и налоговая должна сама была проинформировать ПФР об этой декларации.

ФСС -если вы стояли на учете как работодатель, то после увольнения всех работников в 2012г, вы должны были сняться у них с учета как работодатель, если не снимался, то ежеквартально отчитываться у них с нулевыми декларациями до 2014г. Если не сдавали нулевые декларации -штраф. Но вы уже закрыли ИП.
По законодательству — **Срок подачи заявления о снятии с учета в ФСС РФ не установлен. Предусмотрено лишь, что ФСС должен снять ИП с учета в течение 14 дней после получения документов (п. 23 Порядка № 959н). По результатам снятия с учета сотрудники фонда обязаны направить ИП копию решения о снятии с учета (п. 73 Регламента № 574н). **.
Моё мнение -закрыть все хвосты и больше с этим не заморачиваться, но это моё мнение.) Жизнь долгая, не знаешь, где что-то может вылезти и чем обернуться, поэтому обрубить и забыть.)
Также можете в ФСС отправить письмо с заявой о снятии с учета по форме, копию о закрытии ИП и написать сопроводительное письмо, что мол в 2012г отправлял вам обычным письмом заявление о снятии, поэтому был уверен, что снят с учета как работодатель.))) Остальное на ваше усмотрение.)

ИП закрывает бизнес: как сняться с учета в ПФР и ФСС

Недавно мы рассказали о том, как действовать индивидуальному предпринимателю, чтобы встать на учет в ПФР и ФСС в качестве работодателя (см. «Как ИП встать на учет в ПФР и ФСС в качестве страхователя»). Не менее популярным является вопрос о том, как ИП-работодателю, который решил закрыть бизнес и расторгнуть трудовые и/или гражданско-правовые договоры со всеми работниками, сняться с учета в ФСС и ПФР. Разобраться с этим вопросом будет полезно не только самому предпринимателю, но и бухгалтеру, который ведет у ИП налоговый и кадровый учет, а также сдает за предпринимателя отчетность в фонды.

Вводная информация

Если индивидуальный предприниматель решил закрыть бизнес, то для прекращения деятельности ему нужно обращаться в налоговую инспекцию с комплектом соответствующих документов (ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если с представленными документами все в порядке, то ИП снимут с налогового учета и исключат запись о нем из ЕГРИП.

Сразу скажем, что обращаться в ПФР для снятия с учета в такой ситуации не нужно. Специалисты ПФР сами снимут предпринимателя с учета после получения от налоговиков сведений об исключении записи из реестра (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Если у ИП не было наемных работников, то в ФСС обращаться тоже не потребуется, поскольку сам за себя предприниматель, как правило, не платит ни страховые взносы по нетрудоспособности и материнству, ни взносы на травматизм. Если же ИП добровольно уплачивал взносы по нетрудоспособности и материнству, то для снятия с учета он него потребуется лишь заявление (п. 12 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 25.02.14 № 108н). То есть каких-либо особых сложностей в этой процедуре нет.

Однако если у ИП были наемные работники, и он прекратил с ними трудовые отношения, ему то потребуется принять меры для снятия с учета в ПФР и ФСС в качестве работодателя (даже если ИП не планирует совсем прекращать деятельность). Опишем процедуру снятия с учета в фондах подробнее.

Снятие с учета в ФСС

После расторжения трудового договора с последним из работников ИП необходимо сняться с учета в качестве работодателя в ФСС. Обратите внимание: если помимо трудовых договоров ИП заключал гражданско-правовые договоры с физическими лицами, которые продолжают действовать, и по которым ИП уплачивает страховые взносы «на травматизм», то сниматься с учета не нужно (п. 22 порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.09 № 959н, далее — Порядок № 959н).

Для снятия с учета в ФСС требуется представить следующие документы (п. 23 Порядка № 959н):

  • заявление (приложение № 3 к Административному регламенту, утв. приказом Минтруда России от 25.10.13 № 574н, далее — Регламент № 574н);
  • копии документов о прекращении трудовых отношений с работниками (например, копию соглашения о расторжении трудового договора или копию приказа об увольнении).

Обратите внимание: срок подачи заявления о снятии с учета не установлен. Предусмотрено лишь, что ФСС должен снять ИП с учета в течение 14 дней после получения документов (п. 23 Порядка № 959н). По результатам снятия с учета сотрудники фонда обязаны направить ИП копию решения о снятии с учета (п. 73 Регламента № 574н).

Снятие с учета в ПФР

Вопрос о снятии с учета в качестве работодателя в ПФР является спорным. Поясним в чем тут дело.

Как мы писали в предыдущей статье (см. «Как ИП встать на учет в ПФР и ФСС в качестве страхователя»), если ИП принимает наемных работников или заключает гражданско-правовые договоры, то он должен встать на учет в ПФР как работодатель. Логично было бы предположить, что при увольнении работников или расторжении договоров он должен сняться с учета.

Напомним, что вопросы постановки и снятия с учета в ПФР регулируются Порядком, который утвержден постановлением правления ПФР от 13.10.08 № 296п. Однако этот документ не обязывает ИП-работодателя обращаться в ПФР при увольнении работников. Не предусмотрена такая обязанность и Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ. Получается, что если прямо следовать указанным нормативным правовым актам, то обращаться в ПФР для снятия с учета не обязательно.

Вместе с этим существуют и доводы в пользу обращения в фонд. В частности, в форме заявления о снятии с учета (приложение 10 к порядку № 296п) в качестве причины снятия с учета предусмотрено прекращение деятельности «как индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием на работу наемных работников». Кроме того, ИП обязан сдавать отчетность в ПФР за наемных работников (форма РСВ-1 ПФР). Причем, если работников уже нет, и выплаты не производятся, но ИП стоит на учете как работодатель, отчитываться все равно нужно. Такой подход можно встретить в некоторых судебных решениях (например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.11 № 15АП-9655/2011).

Однако мы считаем, что после увольнения всех своих работников и расторжения гражданско-правовых договоров, предприниматель не обязан сдавать отчетность в ПФР (даже если он не снялся с учета как работодатель). Дело в том, что ИП без работников по законодательству РФ не обязан представлять отчетность в фонд (ст. 14, 16 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах»). Тот факт, что в базах учета ПФР предприниматель числится как работодатель, не может возлагать на ИП обязанность по представлению «нулевой» отчетности.

Как видно, вопрос о снятии с учета в ПФР довольно спорный, и его решение остается, в первую очередь, на усмотрение предпринимателя. На наш взгляд, во избежание споров с проверяющими, лучше все-таки подать в ПФР заявление о снятии с учета в качестве работодателя. Не исключено, что кроме заявления могут потребоваться и другие документы, подтверждающие расторжении трудовых и гражданско-правовых отношений ИП с физлицами (перечень таких документов можно запросить в отделении ПФР, где предприниматель стоит на учете).

Как ИП сняться с учета в ПФР и ФСС

До тех пор пока ИП зарегистрирован в качестве страхователя-работодателя, ПФР и ФСС будут ожидать от него представления отчетности об уплате страховых взносов. Поэтому один из самых популярных вопросов у индивидуальных предпринимателей, решивших закрыть бизнес, — как сняться с учета в качестве страхователя.

Для прекращения хозяйственной деятельности индивидуальному предпринимателю необходимо обратиться в налоговую инспекцию с комплектом документов. Если с документами все в порядке, то ФНС снимет ИП с налогового учета и исключит запись из ЕГРИП.

В этой ситуации для снятия с учета в ПФР обращаться не нужно. Фонд сам снимет предпринимателя с учета после получения от налоговиков сведений об исключении записи из реестра.

Если у ИП нет в штате сотрудников и он не платил «за себя» страховые взносы по нетрудоспособности, материнству и на травматизм, то обращаться в ФСС также не понадобится.

Но если у ИП в штате были наемные работники, то потребуется совершить несколько шагов, чтобы сняться с учета в ПФР и ФСС в качестве работодателя.

Снятие с учета в ФСС

Разумеется, в первую очередь нужно расторгнуть все трудовые договоры с работниками. После этого в ФСС потребуется представить следующие документы:

  • заявление;
  • копии документов о прекращении трудовых отношений с работниками (копию соглашения о расторжении трудового договора или копию приказа об увольнении).

ФСС снимет ИП с учета в течение 14 дней, а ИП получит копию решения о снятии с учета.
Если, кроме трудовых договоров, ИП заключал гражданско-правовые договоры с физическими лицами, которые продолжают действовать и по которым ИП уплачивает страховые взносы «на травматизм», то сниматься с учета не нужно.

Снятие с учета в ПФР

Вопрос о снятии с учета в ПФР довольно спорный, и его решение остается, в первую очередь, на усмотрение предпринимателя. Порядок постановки и снятия с учета в ПФР регулируется постановлением правления ПФР от 13.10.08 № 296п, которое не обязывает ИП после увольнения всех сотрудников обращаться в ПФР.

Однако если ИП стоит на учете как работодатель, то даже при отсутствии сотрудников он обязан сдавать отчетность в ПФР (форма РСВ-1). Поэтому все же рекомендуется подать в ПФР заявление о снятии с учета в качестве работодателя. В форме заявления о снятии с учета (приложение 10 к порядку № 296п) в качестве причины снятия с учета предусмотрено прекращение деятельности «как индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием на работу наемных работников».

Кроме заявления понадобятся документы, подтверждающие расторжение трудовых и гражданско-правовых отношений ИП с физлицами (перечень таких документов можно запросить в отделении ПФР, где предприниматель стоит на учете).

Заявление о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД (форма № ЕНВД-4)

Для кого : для индивидуальных предпринимателей, прекращающих осуществлять деятельность, подлежащую ЕНВД

Документ, утвердивший форму: Приказ ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/[email protected]

Срок сдачи : в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ

Еще по теме:

  • Алименты в 2014 году Алименты в 2014 году В современном мире расторжение брака уже не считается аморальным событием. Множество пар решают подать на развод. Количество разводов растет с каждым годом. Для семей […]
  • Приговоры по 242 ук рф Новости прокуратуры В Курске суд вынес приговор по уголовному делу в отношении мужчины, который признан виновным в распространении запрещенных видеороликов Ленинский районный суд вынес […]
  • Материнский капитал в 2014 году когда можно использовать Материнский капитал в 2014 году В 2014 году программа «Материнский капитал» продолжает свое действие. Данная программа предусматривает предоставление финансовой помощи семьям, в которые […]
  • Если ты за рулем без страховки Штраф за отсутствие страховки ОСАГО при управлении ТС Полис ОСАГО — один из трёх документов, который наряду с водительским удостоверением и регистрационным свидетельством ТС водитель […]
  • Встать в садик на очередь спб Как встать на очередь в детский сад в Санкт-Петербурге В Санкт-Петербурге с 1 января 2014 года начинает формироваться единая электронная очередь детей дошкольного возраста, нуждающихся в […]