Создание организации земля и воля дата

Рубрики Публикации

Создание организации земля и воля дата

Подготовка революции требовала объединения и централизации всех революционных сил.

В конце 1861 г. революционные кружки России создали организацию «Земля и воля». Идейным руководителем и вдохновителем ее был Н. Г. Чернышевский.
«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической тайной организацией России. В нее входили несколько сотен членов из разных социальных слоев: мелкие чиновники, литераторы, студенты, офицеры.
Землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале «Земля и воля», в прокламациях «К молодому поколению», «Молодая Россия», «К солдатам», «Великорус» они разъясняли крестьянам, солдатам и студентам задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, справедливого решения аграрного вопроса, демократического преобразования России, ее полного социального переустройства.
Ориентируясь на подъем крестьянского и национального движения в России, землевольцы надеялись поднять революцию. Однако после 1863 г. крестьянское движение пошло на спад, восстание 1863 г. в Польше было жестоко подавлено, многие революционеры (в том числе Н. Г. Чернышевский еще в 1862 г.) арестованы; другие, спасаясь от репрессий, эмигрировали. К весне 1864 г. «Земля и воля» перестала существовать. Самодержавию удалось отбить натиск революционной демократии первой половины 60-х годов.
Деятельность «Земли и воли» имела большое историческое значение. Организация была центром сплочения наиболее активных демократических сил для подготовки революции. «Земля и воля» 60-х годов оказала серьезное влияние на последующее развитие освободительного движения, формирование революционно-демократической идеологии в России.
Во второй половине 60-х годов революционно-демократическое движение, несмотря на репрессии правительства, не угасло. В эмиграции продолжали свою деятельность Л. И. Герцен и Н. П. Огарев. В мировоззрении Герцена наметился решительный переход «. от иллюзий «надклассового» буржуазного демократизма к суровой, непреклонной, непобедимой классовой борьбе пролетариата» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 21. С. 257). Герцен признал историческую правоту марксизма. Он познакомился с деятельностью I Интернационала, созданного в 1864 г., внимательно следил за развитием пролетарской борьбы, оказывал большую помощь женевским секциям Интернационала, принимал участие в политической борьбе французского пролетариата.
Идейное развитие Герцена отражало общие сдвиги, происходившие в русском освободительном движении. В 1870 г. находившиеся в Женеве русские революционеры создали Русскую секцию Интернационала и обратились к Марксу с просьбой быть их представителем в Генеральном Совете. В 1871 г. в дни Парижской Коммуны русские революционеры сражались на баррикадах, оказывали медицинскую помощь ра«еным. В 1872 г. на русский язык был переведен I том «Капитала» К. Маркса. В пролетарской борьбе часть революционеров России увидела могучее средство социального преобразования мира.
Однако эмигрантские организации русских революционеров-демократов были слабо связаны с действовавшими в России кружками. Члены этих кружков не видели в России пролетариата, способного на последовательную революционную борьбу. Некоторый спад массового крестьянского движения во второй половине 60-х годов обусловил появление у части революционеров мыслей и теорий о возможности общественных преобразований без участия народных масс. Появились группы, рассматривавшие заго-вор и террор как средство для развязывания социальной революции. Под влиянием этих теорий в апреле 1866 г. студент Д. Н. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Царизм воспользовался этим для нового усиления репрессий. Был разгромлен кружок П. А. Ишутина (в который входил Каракозов), закрыты прогрессивные журналы, запрещены студенческие кружки, кассы взаимопомощи.
Однако молодые революционные силы продолжали антиправительственную деятельность. В конце 60-х годов в Петербурге сложился студенческий кружок, во главе которого стояли учитель С. Г. Нечаев и журналист II. Н. Ткачев. В «Программе революционных действий» они призывали молодежь готовить восстание, опираясь на любые общественные силы и применяя любые средства. После разгрома кружка в Петербурге Нечаев на время скрылся за границу. Осенью 1869 г. он вернулся в Россию и создал в Москве новую организацию «Народная расправа», построенную на принципе неограниченного централизма и слепого подчинения рядовых членов руководителю. За отказ подчиниться диктатуре Нечаева студент Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. Нечаев скрылся в Швейцарию, но был выдан России как уголовный преступник (1872). Процесс над Нечаевым царизм использовал для дискредитации революционеров. Для самих революционных сил России судебный процесс вскрыл политический авантюризм Нечаева, показал необходимость выработки иных методов революционной борьбы. Процесс показал также рост революционных настроений среди русской молодежи. Стимулировал этот рост новый подъем крестьянского движения в центральных губерниях России, в Азербайджане, Грузии, Поволжье и на Украине.
На рубеже 60—70-х годов начался новый этап в истории революционно-демократической освободительной борьбы в России. «Господствующим направлением. стало народничество» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 25. С. 94).

Общество «Земля и воля». – Развитие народнических идей в легальной литературе.

Однако же для народников весь этот поход в народ кончился неудачей, и притом не столько благодаря тому, что их сейчас же арестовали, сколько потому, что с народом они не вошли в соприкосновение. Крестьяне во многих местах их просто-напросто чуждались, в некоторых местах даже выдавали, а кое-где проявили и резко враждебное к ним отношение. Поэтому, когда этот первый поход так несчастливо ликвидировался, причем все же значительные кадры народников остались на свободе, одни под надзором, а некоторые и совсем незамеченные полицией, то между революционерами начались разговоры о том, как же быть дальше, и мало-помалу они пришли к мысли о необходимости более прочной организации. Мы видим уже в 1876 г. две попытки такой организации. Одна попытка была осуществлена в Москве; она была результатом многолетнего сотрудничества и содружества кружка, составившегося из нескольких воспитывавшихся заграницей молодых девушек, которые сблизились там с кружком кавказцев-студентов, во главе которого стоял студент Джабадари; они-то и составили группу мирных народников-пропагандистов, которая фигурировала в 1877 г. в так называемом «процессе 50-ти». В эту группу входили, между прочим, Л. Н. Фигнер, В. И. Александрова-Натансон, Джабадари и несколько московских рабочих, в частности Петр Алексеев, который сказал на суде пламенную и произведшую большое впечатление речь.

Но эта попытка организации не имела большого значения; гораздо большее значение имела другая попытка – в Петербурге, где было положено начало образованию уже совершенно оформленного сообщества народников-революционеров, впоследствии получившего наименование, под которым оно и известно в истории, – «Земля и воля».

Марк Натансон

Во главе этого общества стояли Марк Натансон, жена его Ольга Натансон, Александр Михайлов, и в него же входили остатки кружка чайковцев и другие народники, уцелевшие от арестов. Это общество получило довольно детально разработанную организацию. Исходным пунктом принятой им программы было положение, что только экономическая революция снизу при посредстве самого народа может привести к окончательной и полной замене современного строя более справедливой и согласной с народными идеалами общественной организацией.

Поэтому операционным базисом своей деятельности народники-революционеры, объединившиеся в обществе «Земля и воля», считали обязательно народную массу. Деятельность в народе сводилась к следующим видам: 1) организационная деятельность, имевшая в виду создание в народе такой сознательно и планомерно действующей боевой дружины, которая, концентрируя в себе все материальные и духовные орудия борьбы, могла бы в благоприятный момент или сама вызвать всеобщее восстание, или же, в случае самопроизвольного его возникновения, утилизировать его для народных целей.

Но так как для этого требовался целый ряд подготовительных работ, к признанию чего склонился перед смертью (в 1876 г.) и сам Бакунин, то предполагались:

2) агитационная деятельность, которая направлялась бы к образованию необходимой обстановки. Агитация при этом предполагалась двоякая: пассивная (подача прошений, посылка ходоков, забастовки, отказ от платежа податей и проч.) и активная (бунты и восстания), которая, однако, применена была только в одном месте, и то при помощи подложных манифестов, именно – в Чигорине (известное дело Стефановича и Дейча).

3) Установление правильных сношений с имеющимися уже готовыми организациями в народе (раскольничьими и сектантскими).

4) Пропаганда идей революционного народничества в среде общества, молодежи и городских рабочих, с целью увеличить число «критически мыслящих» и сознательно действующих поборников народа. Этими четырьмя пунктами исчерпывалась – по словам О.В. Аптекмана – сущность тактической землевольской программы.

Затем наряду с этой программой выработан был и определенный устав, причем в основу организации положена была та основная группа, которая составила этот устав в Петербурге, а затем, по рекомендации ее членов, в общество могли попадать посторонние элементы; из этой основной группы должна была рекрутироваться вся администрация общества, которая так и называлась «администрацией» и которая ведала все дела общества; при ней была особая «небесная канцелярия» для изготовления фальшивых паспортов; затем были особые группы для пропаганды среди молодежи и рабочих и, кроме того, особая «дезорганизаторская» группа, задачей которой являлось вследствие участившихся столкновений с правительством, а также для борьбы с предателями и провокаторами применение вооруженной силы. Наконец, для непосредственной пропаганды и организации в народе была основана особая, наиболее важная и многолюдная группа, так называемые «деревенщики».

«Дезорганизаторская» группа мало-помалу расширяется, и она создаст, как вы увидите, основание для уже совершенно террористической партии «Народная воля», о которой мне еще придется говорить вам.

Георгий Валентинович Плеханов

Первым проявлением организации «Земля и воля» было устройство довольно грандиозной по замыслу демонстрации, которая, однако, свелась на деле к очень скромным размерам. Это была демонстрация 6 декабря 1876 г., устроенная у Казанского собора, причем предполагалось, что в ней будут участвовать тысячи рабочих. Нашелся и оратор, тогда молодой человек и ныне здравствующий известный теперь предводитель русских социал-демократов Г. В. Плеханов; было выкинуто знамя с надписью «Земля и воля» – лозунг, как казалось манифестантам, понятный и близкий народу, но в действительности столичным народом совсем не понятый. Полиция, пользуясь малочисленностью демонстрации (собралось не более 200–300 человек), направила на нее дворников и сидельцев мелочных лавок, и демонстрация была легко рассеяна. 20 человек были схвачены и по процессу, который происходил всего через полтора месяца, были наказаны самыми суровыми карами; некоторые были сосланы в каторгу на 5– 10 лет, и минимумом наказания была ссылка на поселение.

Таково было первое публичное выступление группы революционеров-народников, за которыми вскоре укрепилось наименование общества «Земли и воли». Самая многочисленная группа этого общества – так называемые «деревенщики» – упорно продолжала делать попытки водвориться среди народа и завязать в народе более прочные и постоянные связи. Наученные горьким опытом 1874 г., они переменили значительную тактику: стали действовать гораздо осторожнее и осмотрительнее, являлись в деревню не в качестве бродячих чернорабочих, которым крестьяне всюду оказывали такое недоверие, а пытались завести в разных местах более постоянные и солидные поселения под видом мелких промышленных предприятий или же селились в деревне в качестве волостных писарей, фельдшеров, акушерок, иногда учителей, причем заводили с крестьянами на этой почве связи исподволь, не позволяя себе резко обнаруживать свои истинные тенденции и взгляды и не приступая слишком стремительно к пропаганде. Но и такие приемы хотя и предохраняли их от слишком быстрых крушений и провалов, очень мало подвигали их к цели, в конце концов заставляли все яснее и безнадежнее убеждаться в полной неподготовленности народа к восприятию их идей и в невозможности достигнуть успеха своего дела при данном уровне народного развития. Оставалось, следовательно: или, отложив в сторону всякие революционные планы и помыслы, обратиться чуть не на всю жизнь в мирных культуртрегеров, или уходить из деревни, махнув на нее рукой, и приниматься за дело «с другого конца». Трудности, которые приходилось им переживать, грубые преследования и гонения, которым подвергало их правительство, и растущее раздражение против этих репрессий и ничем не стесняемого произвола полицейских и административных властей, – все это неизбежно должно было склонить их ко второму выходу, причем перед ними все яснее ставилась задача – прежде чем вести бесплодную, при данных условиях, пропаганду в деревне, завоевать себе те элементарные условия общественной жизни, при которых свободное общение с народом, свободная и широкая пропаганда в нем своих идей сделается для них возможной и плодотворной. Обстоятельства складывались таким образом, что среди народников-революционеров «Земли и воли» все более и более должны были редеть ряды «деревенщиков», все сильнее должна была, наоборот, расти и развиваться деятельность «дезорганизаторской» группы, которая мало-помалу из «охранительного отряда» превращается в конце 70-х годов в знаменитый «исполнительный комитет», возникший первоначально среди киевских революционеров, но затем вскоре привлекший к себе все самые активные силы революционеров и сделавший террористическую борьбу с правительством главною их задачею, оттеснившею на задний план народнические мечты и идеалы.

Раскол «Земли и воли». «Народная воля», ее программа и тактика. «Черный передел».

В программе «Земли и воли» появилось положение о » систематическом истреблении наиболее вредных или выдающихся ниц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный. порядок». Первые террористические акты землевольцев привлекли внимание общества к положению политических заключенных, которых подвергали в тюрьмах унижениям и издевательствам. И, кроме того, они заметно напугали правительство. У радикальной части землевольцев возникла уверенность в том, что с помощью террора можно «дезорганизовать» государственную власть. В организации зрел раскол, поскольку «деревенщики» не одобряли террористический путь борьбы, так как он отвлекал силы от главного – работы среди крестьянства. Они также были убеждены, что «убийство никогда не служит делу свободы».

К весне 1879 г. разногласия между сторонниками работы в деревне и приверженцами решительной политической борьбы настолько обострились, что на съезде в Воронеже они не смогли договориться о продолжении совместной деятельности. Летом «Земля и воля» распалась. Воз никли две новые организации: «Народная воля» и «Черный передел».

«Народная воля» стала наиболее крупной революционно-народнической организацией начала 80-х гг. ХIХ в. В нее вошли А. Желябов, А. Михайлов, Н. Морозов, С. Перовская и другие сторонники решительных действий. В их программе объявлялось: «По основным своим убеждениям мы — социалисты и народники». Главными задачами народовольцы считали: агитацию и пропаганду в разных слоях общества, разрушительные и террористические выступления против правительства, организацию тайных обществ и сплочение их вокруг единого центра, подготовку и осуществление государственного переворота. Для выполнения этих задач народовольцы создали централизованную, разветвленную, превосходно законспирированную организацию. Во главе ее стоял Исполнительный комитет из профессиональных, убежденных революционеров. В его подчинении находились почти 50 народовольческих территориальных и множество специальных групп — рабочих, студенческих, военных. Вокруг собственно «организации», насчитывавшей не более 500 человек, объединялась «партия» — несколько тысяч единомышленников. «Народная воля» пыталась вначале сочетать все формы революционной работы, провозглашенные в ее программе. В своих печатных органах – «Народная воля», «Листок «Народной воли», «Рабочая газета» – революционеры призывали к политической борьбе. Девизом организации стал лозунг: «Теперь или никогда!». Серьезное влияние на народовольцев оказали взгляды Петра Ткачева: государственный переворот должны осуществить члены «организации» при вспомогательной роли народа; Россия созрела для революции и выступать следует немедленно. В конце концов главным средством подготовки к социальной революции народовольцы избрали политический террор. С осени 1879 г. они начали настоящую охоту за царем, надеясь, что своими решительными действиями возбудят в инертных массах народа стремление к революционному перевороту. На Александра II было подготовлено несколько покушений. Боевики изучали маршруты выездов императора, расположение комнат в его резиденциях. Работала сеть динамитных мастерских, где изготавливались бомбы и снаряды. Под руководством Николая Кибальчича изучались свойства взрывчатых веществ в целях усовершенствования смертоносного оружия. Центр подготовки к цареубийству находился в конспиративных квартирах столицы. Запасные силы располагались в городах, куда мог поехать царь. 1 марта 1881 г. бомбометальщики по сигналу Софьи Перовской привели в исполнение жестокий приговор, который вынесла императору «Народная воля». царь — реформатор в муках скончался. Цареубийц вскоре арестовали и предали суду. Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич, Николай Рысаков, Тимофей Михайлов последними в России подверглись публичной смертной казни (26 марта 1881 г.). В дальнейшем по указу от 26 апреля 1881 г. приговоренных казнили «в пределах тюремной ограды». Почти двухлетняя история «Народной воли» завершилась, показав бесперспективность политического террора. Самоотверженные, преданные идее молодые, энергичные защитники народных масс сознательно обрекли себя на мученичество, веря к торжество справедливости. но их заблуждения оплачивались кровью и жизнями других людей – приговоренных ими к смерти или случайно оказавшихся на месте расправы. Террористы оказались бессильны перед самодержавием. «И десяток убитых царей, – говорилось в прокламации «Южнорусского рабочего союза», – не поможет народному горю, если этот самый народ не подымится дружно, как один человек и не выскажет свою волю». Особое место в народническом движении 80-х гг. ХIХ столетия занимала идейная преемница народовольцев – «Террористическая фракция» партии «Народная воля», организатором и руководителем которой был Александр Ульянов, брат будущего создателя Советского государства В. И. Ульянова — Ленина. 1 марта 1887 г. террористы предприняли покушение на императора Александра III, закончившееся неудачей. Ульянова казнили. В 1902 г, удалось создать всероссийскую организацию революционных народников – партию социалистов-революционеров, которая снова объявила войну самодержавию не на жизнь, а на смерть.

Трудно сложилась после раскопа «Земли и воли» судьба 16 «деревенщиков», объединившихся в группу «Черный передел». В нее вошли Г. Плеханов, Б. Засулич, О. Аптекман и др. Чернопередельцы пытались сохранить традиции и программные установки «Земли и воли», хотя обстоятельства и вынуждали их менять приёмы революционной борьбы. Чернопередельцы получили в наследство меньшую часть денежных средств «Земли и воли», а также типографию в Смоленске. Но не успели они развернуть революционную деятельность, как жандармы напали на их след. Начались аресты, была разгромлена типография. В тяжелых условиях организация налаживала связи с военными, в частности в Кронштадте, создавала студенческие и рабочие кружки в обеих столицах, Туле, Харькове. «Черный передел» в отличие от «Народной воли» не стремился к централизму. Петербургский кружок стал во главе местных объединений только в силу своего опыта и политического авторитета. Но разрастись ему не позволили. Через несколько месяцев после раскола «Земли и воли» девять основателей «Передела» были арестованы, а Г. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч и Я. Степанович эмигрировали в Швейцарию. Деятельности столичного кружка мешало сильное влияние народовольческих идей. «На глазах чернопередельцев, – писал Осип Аптекман, – в провинции образовавшиеся было уже ячейки. оставляют вдруг свои позиции и переходят к народовольцам». Традиционные пропагандистские принципы борьбы без политической окраски теряли привлекательность в глазах революционной интеллигенции. Героический ореол страдальцев, готовых в борьбе идти до конца, рисковать жизнью во имя народного блага, представлялся вершиной революционного о подвижничества, звал молодежь в ряды приверженцев терроризма. Однако весьма широкое распространение получило более мягкое либеральное народничество. К нему тяготели образованные люди, желавшие изменить политический строй России, но без революции, террора и бесконечного прозябания в деревнях.

Тайная революционная организация Земля и Воля

Самой значительной тайной революционной организацией 60-х годов была «Земля и Воля» (не смешивать с «Землёй и Волей» 70-х годов).

Это была наиболее крупная после разгрома декабристов конспиративная революционная организация. Общество «Земля и Воля» сложилось в конце 1861 г. — в первой половине 1862 г.

В его создании активно участвовала группа ближайших последователей и сподвижников Чернышевского, среди кото­рых находились и некоторые близкие друзья Герцена и Огарёва (Николай Обручев, братья Николай и Александр Серно-Соловьевичи, Александр Слепцов и др.). Чернышевский был вдохновителем складывающегося общества. Крупнейшие потери, понесённые революционным лагерем в середине 1862 г., не остановили деятельности «Земли и Воли», центр которой пополнился новыми людьми. С конца 1862 г. этот центр, теперь окончательно оформившийся, стал называться «Русским центральным народным комитетом».

Общество имело целью соединить все существующие в столицах и на местах революционные кружки и группы в одно централизованное целое и возглавить освободительное движение в стране. Основы платформы «Земли и Воли» исходили из тех приемлемых для всего демократического лагеря установок, которые давались как Чернышевским, так и Герценом — Огарёвым. Землевольцы потом указывали на важную роль, какую сыграла в определении платформы общества статья-прокламация Ы. П. Огарёва «Что нужно народу?», опубликованная в «Колоколе» от 1 июля 1861 г. «Народу нужна земля да воля»,— отвечал Огарёв на поставленный вопрос в первой же строке своей статьи. Понятие «земли» раскрывалось как требование передачи крестьянам всей земли, находившейся в их пользовании до реформы, с прирезкой за счёт помещичьих земель везде, где прежний надел являлся недостаточным (год спустя Огарёв перешёл от этого минимального требования к более широкому — объявлению всей земли «земской» и отдаче её целиком в крестьянское пользование). Требование воли разъяснялось как избавление народа от чиновников, полное самоуправление в общинах и волостях через своих выборных, уездное и губернское самоуправление, наконец — общегосударственное народное представительство, без решения которого не допускалось бы расходования средств, содержания войска и пр. Статья-прокламация Огарёва касалась и тактических вопросов. Разъясняя враждебность царя народу, она звала к сплочению народных сил, к сближению народа с войском, к соединению народа с «людьми преданными» (революционерами), которые помогут «и советом, и руководством, и словом, и делом, и казной (т. е. денежными средствами.— Ред.), и жизнью». Прокламация призывала народ твёрдо, дружно и сильно «отстоять» (т. е. по существу — завоевать) «против царя и вельмож» землю и волю.

Ослабление крестьянского движения, некоторая убыль революционных настроений в более или менее широких кругах интеллигенции, общий спад революционной ситуации к исходу 1862 г. ещё не сломили энергии революционного авангарда: он оставался твёрд духом и был полон желания продолжать борьбу, несмотря на постигшие движение тяжёлые неудачи. До нас дошёл важный документ революционного движения, принадлежащий Огарёву; считая, что в данных условиях «единое централизованное общество невозможно», он полагал, что революционный центр должен стянуть к себе на «федеративных нача­лах» все уже имеющиеся организации. Огарёв предлагал разделить всю Россию на 16 революционных округов, из которых каждый должен возглавляться одним ответственным лицом; эти 16 человек и должны представить собой революционный центр, руководящий движением. Цель движения — сначала открытая повсеместная подача правительству требовании о созыве Земского собора, который разрешает вопросы о земле и о форме плавления в России, а если (в чём Огарев почти не сомневался) «правительство в Земском соборе откажет, то… произвести восстание со всех периферий разом». Восстание на этот раз предполагалось на весну 1863 г., когда истекал срок введения в действие «Положений 19 февраля». «Опять нам приходится приняться за работу подготовки следующего русского военно-крестьянского восстания»,— писал Огарёв в начале 1863 г. Однако планам этим не удалось осуществиться. История «Земли и Воли» 60-х годов недостаточно изучена, её связи, организация, деятельность и условия её исчезновения недостаточно выяснены. Известно, однако, что отделения «Земли и Воли» существовали не только в Петербурге и в Москве, но также в Казани, Саратове и других городах. В феврале и июле 1863 г. вышли два номера «Свободы», органа «Земли и Воли». «Свобода» видела источник бедствий русского народа в самодержавии — антинародном правлении. «Уродливые попытки разных реформ», по её словам, только нагляднее показали несостоятельность самодержавия, которое «по самому принципу» не могло удовлетворить общественных потребностей. «Свобода» признавала неизбежность революции в России. При жестокости и тупоумии правительства народное восстание должно было получить «исполинские размеры кровавой драмы», если передовая часть «образованных классов» не станет на сторону народа и «не обессилит тем самым окончательно правительство». «Свобода» призывала всех граждан «на служение великому делу народного освобождения», торжество которого должно было выразиться прежде всего в созыве народного собрания для определения «нового общественного строя».

В течение 1863 г. в деятельности «Земли и Воли» большое место неизбежно должны были занять вопросы, связанные с польским восстанием и отношением к нему различных слоев русского общества. К «Земле и Воле» примкнула революционная организация русских офицеров, действовавшая в воинских частях, которые стояли в Царстве Польском. Главой этой организации был офицер-революционер Андрей Потебня, поддерживавший от имени революционных офицерских кругов тесные отношения с редакцией «Колокола». Задачи военно-революционной организации в принципе отнюдь не ограничивались поддержкой польского национально-освободительного движения — она предполагала влиться в общерусскую военную организацию, которая должна была быть создана и была бы призвана действенно помочь борьбе русского народа за освобождение от самодержавия и крепостничества. Такой общероссийской военно-революционной организации «Земля и Воля» не смогла создать, хотя сочувствием и известной поддержкой в немногочисленных кругах наиболее передовых, демократически настроенных офицеров, главным образом молодёжи, «Земля и Воля», несомненно, пользовалась.

Земля и Воля

Земля и Воля – тайное революционное общество. Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания.

Вдохновителями общества были Герцен и Чернышевский. В числе организаторов были Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, И. И. Шамшин и другие. Программные документы были созданы под влиянием идей Герцена и Огарева.

В первый Исполнительный комитет организации в 1861 году вошли 6 ее организаторов (Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов, B. C. Курочкин).

Земля и Воля представляла собой объединение кружков, располагавшихся в 13–14 городах. Наиболее крупными кружками были московский и петербургский. По данным, имевшимся у А. А. Слепцова, численность Земли и Воли составляла 3 000 человек (московское отделение состояло из 400 членов).

Летом 1862 года царские власти нанесли серьезный удар по организации, арестовав его лидеров – Чернышевского и Серно-Соловьевича, а также радикального журналиста Д. И. Писарева, связанного с революционерами.

Члены организации ожидали мощное крестьянское восстание в 1863 году, но надежды на крестьянский бунт не оправдались. Кроме того, либерально настроенная часть общества большей частью отказалась поддерживать революционный лагерь, веря в прогрессивность начавшихся в стране реформ. Под влиянием всех этих факторов Земля и Воля вынуждена была самоликвидироваться в начале 1864 года.

В 1876 году Земля и Воля восстановилась как народническая организация. В нее входили А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Д. А. Лизогуб, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, Н. С. Тютчев. Всего организация насчитывала около 200 человек. Земля и Воля в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц. Название Земля и Воля было дано обществу в конце 1878 года, с появлением одноименного печатного органа.

В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующих пунктах:

– передача всей земли крестьянам,

– введение полного общинного самоуправления,

– введение свободы вероисповеданий,

– предоставление нациям права на самоопределение.

Организация состояла из основного кружка, который подразделялся на семь специальных групп по роду деятельности, и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи.

6 декабря 1876 года на площади Казанского собора в Петербурге состоялась демонстрация. Она была организована и проведена народниками-землевольцами и связанными с ними членами рабочих кружков. На площади собралось около 400 человек. Страстную революционную речь перед собравшимися произнес Г. В. Плеханов. Молодой рабочий Потапов развернул красный флаг. Демонстранты оказали сопротивление полиции. Был арестован 31 демонстрант. Казанская демонстрация 1876 года знаменовала начало сознательного участия русского рабочего класса в общественном движении.

Землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878–1879 годах.

Липецкий съезд организации состоялся в июне 1879 года. Созван он был в обстановке обострения разногласий среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности организации. В нем участвовали тайно от Земли и Воли несколько радикально настроенных революционеров. Съезд решил внести в программу Земли и Воли признание необходимости политической борьбы с самодержавием как первоочередной и самостоятельной задачи. Участники Липецкого съезда объявили себя Исполнительным комитетом Социально-революционной партии и приняли устав, основанный на централизме, дисциплине и конспирации. Исполнительный комитет должен был взять на себя осуществление террора.

В то же время в июне 1879 года в Воронеже собрался съезд Земли и Воли. В нем участвовало около 20 человек. Сторонники «политики» политической борьбы и террора (Желябов, Михайлов, Морозов) явились на съезд сплоченной группой. Сторонники Плеханова («деревенщики») заняли примирительную позицию, считая главной задачей работу среди крестьян: они не возражали, по существу, и против террора. Плеханов, доказывавший опасность увлечения террором для перспектив работы в народе, формально вышел из Земли и Воли и покинул съезд. Постановления съезда носили компромиссный характер: наряду с деятельностью в народе признавалась и необходимость политического террора.

Организация просуществовала до конца 1879 года, после чего распалась. Крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям, образовало общество Черный передел. Исполнительный комитет Липецкого съезда положил начало новой организации Народная воля.

Еще по теме:

  • Доказываем неосновательное обогащение Неосновательное обогащение - взыскание в суде При обращении в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать факт неосновательного обогащения ответчика за счет […]
  • Программа молодая семья тольятти очередь Узнай свою очередь Разъяснения по номеру очередности в интерактивном сервисе «Узнай свою очередь» Номер очередности, полученный молодой семьей посредством сервиса «Узнай свою очередь», […]
  • Водительские права и знаки на них Лишение водительских прав в 2018 году За что могут лишить водительских прав? Лишение прав предусматривает несколько статей КоАП РФ. Ниже приведен неполный список наиболее […]
  • Займ в ломбарде под залог золота Прямо сейчас вы можете получить экспресс займ под украшение 585 пробы по цене до: 1 750 рублей за грамм Для того, чтобы вы смогли найти наиболее выгодное предложение (на рынке), мы […]
  • Доказательства в гк рф Статья 60 ГПК РФ. Допустимость доказательств Новая редакция Ст. 60 ГПК РФ Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами […]