Ст 1207 гк рф

Рубрики Новости

Статья 1207. Право, подлежащее применению к вещным правам на суда и космические объекты

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 260-ФЗ статья 1207 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 ноября 2013 г.

Статья 1207. Право, подлежащее применению к вещным правам на суда и космические объекты

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 1207 ГК РФ

Право собственности и иные вещные права на воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, определяются по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 1207. Право, подлежащее применению к вещным правам на суда и космические объекты

Право собственности и иные вещные права на воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, определяются по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы.

Комментарий к статье 1207 Гражданского Кодекса РФ

1. В коммент. ст. императивно установлено исключение из коллизионной нормы ст. 1205 ГК (lex rei sitae). По всей видимости, связано это с тем, что физически воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты являются движимыми объектами, поэтому применение к правам на них закона места нахождения невозможно по определению.

Ввиду этого законодатель использовал иную более формальную привязку — закон страны, где эти суда и объекты зарегистрированы. Это правило полностью соответствует международному опыту в данной сфере. Так, согласно ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (к ней Россия присоединилась в 1997 г.) каждое государство определяет условия регистрации судов на его территории. Аналогичные нормы содержатся в иных актах, например в Международной конвенции об условиях регистрации судов 1986 г. (к ней Россия присоединилась в 1987 г.), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Россия участвует в ней как правопреемница СССР).

2. Следует прийти к выводу о том, что употребляемое в коммент. ст. выражение «к праву собственности и иным вещным правам. применяется право» включает по смыслу содержание соответствующих прав, их осуществление и защиту (по аналогии с п. 1 ст. 1205 ГК), а также возникновение и прекращение (ср. с п. 1 ст. 1206 ГК).

3. Поскольку в коммент. ст. уточняется, что соответствующая привязка применима в отношении прав на суда и объекты, подлежащие государственной регистрации, то ключевым становится ответ на вопрос о том, должны ли конкретное судно или объект быть зарегистрированы в соответствии с национальным законодательством. Так, в России обязательность государственной регистрации предусмотрена, в частности, в отношении: 1) морских судов (ст. 33 КТМ); 2) воздушных судов (ст. 33 ВК с учетом Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» // СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1260); 3) космических объектов (ст. 17 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности» // РГ. 1993. 6 окт.).

4. Применение настоящего правила не поставлено в зависимость от отнесения перечисленных в нем объектов к недвижимому имуществу согласно п. 2 ст. 1205 ГК. Так, в российском праве воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, а также космические объекты квалифицируются как недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 130 ГК). Однако если в каком-либо другом государстве, где данные объекты зарегистрированы, они квалифицируются как движимые вещи, то норма коммент. ст. к ним все равно будет применимой.

Статья 1207. Право, подлежащее применению к вещным правам на суда и космические объекты

Право собственности и иные вещные права на воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, определяются по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы.

Комментарий к Ст. 1207 ГК РФ

1. Императивная коллизионная норма, закрепленная в комментируемой статье, отражает позицию российского законодателя, как, впрочем, и позицию законодателей других государств, состоящую в особом контроле за сделками, предметом которых являются такие специфические объекты, как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Все указанные объекты в силу своей материальной ценности и особого хозяйственного значения требуют государственной регистрации. Этим обусловлено специальное коллизионное регулирование содержания вещных прав, а также осуществления и защиты вещных прав на указанные объекты.

Российская Федерация не является исключением в мировом сообществе, требуя обязательной государственной регистрации таких специфических видов имущества, которые перечисляются в комментируемой статье. Помимо национальных источников, к которым относятся Закон РФ о космической деятельности 1993 г., Воздушный кодекс РФ 1997 г., Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г., требования об обязательной регистрации рассматриваемых объектов содержатся во многих международных источниках. К их числу относятся Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Международная конвенция об условиях регистрации судов 1986 г.; Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г., в которых участвует Российская Федерация. В связи с этим необходимо иметь в виду, что в случае, когда Российская Федерация является участницей международного договора, соблюдение правил о регистрации данных специфических объектов должно осуществляться в соответствии с международными нормами.

2. К вопросам, которые будут определяться по праву места регистрации указанных в комментируемой статье объектов, относятся вопросы, связанные не только с установлением содержания вещных прав, их осуществлением и защитой, но и с определением видов вещных прав на данные объекты, регулированием порядка возникновения, изменения и прекращения вещных прав. К вещным правам на указанные объекты относятся такие известные российскому гражданскому праву вещные права, как право хозяйственного ведения, право оперативного управления, ипотека.

Определяя компетентное право, регулирующее вещные права на объекты, перечисленные в комментируемой статье, следует помнить еще об одном важном моменте. Коллизионное регулирование для двух из перечисленных видов объектов — для морских судов и судов внутреннего плавания — содержится не только в настоящей статье, но и в ст. 415 КТМ РФ. Коллизионной привязкой в этом случае является не закон места регистрации указанных объектов, а закон государства флага судна. Несмотря на, казалось бы, другую формулу прикрепления, получившую закрепление в ст. 415 КТМ РФ, противоречия между нормами ГК РФ и нормами КТМ РФ не возникает. Это объясняется тем, что право судна плавать под Государственным флагом России обусловлено необходимостью регистрировать судно в судовом реестре РФ.

Статья 1207 ГК РФ. Право, подлежащее применению к вещным правам на суда и космические объекты

Новая редакция Ст. 1207 ГК РФ

Право собственности и иные вещные права на воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, определяются по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы.

Комментарий к Статье 1207 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 1207 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья — императивная норма, определяющая право, подлежащее применению в отношении объектов, которые являются недвижимыми вещами в соответствии со ст. 130 ГК.

В соответствии с коллизионным принципом lex loci rei sitae («закон местонахождения имущества») к праву собственности и иным вещным правам на указанные объекты применяется право страны, где эти объекты зарегистрированы. Данная норма на практике является крайне важной, в частности в связи с часто возникающей необходимостью установления правообладателя в отношении указанного в комментируемой статье транспортного средства за пределами страны регистрации такого транспортного средства. Установление прав иностранного юридического или физического лица на транспортное средство необходимо, например, для решения судом вопроса об обращении взыскания на такое транспортное средство. Кроме того, коллизионная норма комментируемой статьи гарантирует субъекту права собственности и иных вещных прав на транспортное средство неизменность его прав в случае пересечения таким транспортным средством границы другого государства.

Комментируемая статья охватывает не только право собственности на указанные объекты недвижимого имущества, но и иные вещные права на перечисленные в статье объекты, подлежащие государственной регистрации. Этим комментируемая статья отличается от применявшейся до вступления в силу части третьей ГК ст. 164 Основ гражданского законодательства, определявшей право, применимое к праву собственности на транспортное средство, подлежащее внесению в государственный реестр. Статья 216 ГК устанавливает перечень вещных прав, не являющийся исчерпывающим. Помимо права собственности одним из важнейших вещных прав, к которому в соответствии с комментируемой статьей применяются правовые нормы страны регистрации, относящиеся, в частности, к морским и речным судам, является ипотека. Также положения комментируемой статьи распространяются на такие важнейшие вещные права на вышеуказанные объекты недвижимости, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

2. В Российской Федерации, как и в других государствах, обязательна регистрация воздушных судов. Регистрация воздушных судов обеспечивает возможность определения национальности воздушного судна, что является одним из принципов международного воздушного права. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., к которой присоединился СССР, устанавливает в ст. 17, что воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы.

В Российской Федерации нормы об обязательной регистрации воздушных судов установлены, в частности, гл. V ВК, в которой для целей регистрации воздушные суда подразделены на гражданские, государственные и экспериментальные. Каждая группа воздушных судов подлежит регистрации в особом порядке, установленном ст. 33 ВК.

Следует констатировать необходимость дальнейшего развития специального законодательства о регистрации вещных прав на воздушные суда и сделок с ними. Указанная регистрация в условиях рыночной экономики в Российской Федерации служит одним из важнейших факторов стабилизации гражданского оборота воздушных судов, легализации сделок с ними, прав и обязанностей, порождаемых этими сделками, гарантом прав и законных интересов кредиторов. Как отмечается в Постановлении коллегии Минтранса России от 19.09.2001 «О проекте Федерального закона «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», существующие в настоящее время механизмы учета правообладателей воздушных судов не обеспечивают должного уровня официального удостоверения действительности прав на воздушные суда и сделок с ними. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы» готовится проект Федерального закона «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».

3. Требование обязательной государственной регистрации морских судов, как в национальном законодательстве в большинстве развитых стран, так и международном праве, одно из наиболее разработанных. Согласно ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву, к которой Российская Федерация присоединилась в 1997 г., каждое государство определяет условия регистрации судов на его территории.

Положения об обязательной государственной регистрации морских судов закреплены в большинстве правовых систем иностранных государств. Зачастую решение собственника морского судна о регистрации его в той или иной стране обусловливается экономическими факторами, например такими, как налоговые льготы, предоставляемые в ряде стран, на территории которых созданы оффшорные зоны. При этом во многих странах для государственной регистрации морских судов установлены ограничения в зависимости от возраста, вместимости морских судов и др. Так, по законодательству Либерии для регистрации судна необходимо, чтобы его вместимость превышала 1600 т. Только по специальному разрешению Министерства общественной безопасности и транспорта судно вместимостью ниже 1600 т или возрастом более 12 лет может быть зарегистрировано в соответствующем реестре на Багамах.

Нормы, определяющие особенности регистрации морских судов в портах, помимо Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., содержатся и в ряде других международных документов, таких как Международная конвенция об условиях регистрации судов 1986 г. (Российская Федерация подписала Конвенцию в 1987 г., но до настоящего момента Конвенция не вступила в силу), Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г., Соглашение о трансграничных рыбных запасах далеко мигрирующих видов рыб 1995 г., ратифицированных Российской Федерацией, и др.

В этой связи особый интерес представляет собой норма международного права, закрепленная в ст. 8 Конвенции об условиях регистрации судов 1986 г., согласно которой государство флага предусматривает в своих законах и правилах положения о праве собственности на суда, плавающие под его флагом.

Статья 33 КТМ устанавливает, что судно подлежит регистрации в одном из реестров судов РФ: в Государственном судовом реестре, в судовой книге, в бербоут-чартерном реестре. В соответствии со ст. 33 КТМ правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Во исполнение указанной статьи КТМ Приказом Минтранса России от 29.11.2000 N 145 утверждены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, а Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 N 30 — Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах (в ред. от 05.06.2003).
———————————
БНА. 2001. N 7.

БНА. 2001. N 22; РГ. N 137. 2003.

Регистрация осуществляется капитаном соответствующего морского торгового или рыбного порта на основании заявления правообладателя с приложением таких документов, как правоустанавливающие документы, анкеты судового реестра, мерительное свидетельство, свидетельство о годности к плаванию.

Ипотека морских судов в Российской Федерации регулируется общими нормами ГК, Закона о залоге в части, не противоречащей ГК, Закона об ипотеке. Специальное регулирование ипотеки морских судов содержится в § 2 гл. XXII КТМ. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 17.12.98 N 184-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года» Российская Федерация присоединилась к одноименной Конвенции, нормы которой в силу п. 4 ст. 15 Конституции имеют на территории РФ приоритет перед всеми иными нормами внутреннего законодательства об ипотеке морских судов.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6266.

Национальное законодательство во многих зарубежных странах содержит детально разработанные правовые положения об ипотеке морских судов. В их числе кодифицированные иностранные законодательные акты в области морского права, например морские кодексы скандинавских стран 1994 г. Так, Норвежский морской кодекс в § 113, 119 содержит специальные нормы, регулирующие возможность ипотеки части морского судна, в случае, если такое судно находится в общей собственности, и удовлетворения требований, вытекающих из обязательств, обеспеченных ипотекой соответствующей части морского судна.

4. Регистрация речных судов в Российской Федерации предусмотрена нормами КВВТ и соответствующими Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 . В соответствии с указанными нормативными правовыми актами государственная регистрация речных судов осуществляется в зависимости от типа судна государственными речными судоходными инспекциями бассейнов, капитанами речных портов, расположенных в устьях рек (для судов смешанного (река-море) плавания), либо капитанами морских торговых портов, а также специальными органами, уполномоченными Правительством РФ. Регистрация речных судов осуществляется в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, за исключением иностранных судов, которые регистрируются в реестре арендованных иностранных судов, по заявлению правообладателя с приложением необходимых документов.
———————————
БНА. 2001. N 49.

5. В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 20.08.93 N 5663-1 «О космической деятельности» космические объекты в Российской Федерации подлежат обязательной государственной регистрации и маркировке, удостоверяющей их принадлежность Российской Федерации.
———————————
РГ. N 186. 1993.

Статья 1207 ГК РФ. Право, подлежащее применению к вещным правам на суда и космические объекты (действующая редакция)

Право собственности и иные вещные права на воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, определяются по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1207 ГК РФ

1. Норма ст. 1207 является специальной по отношению к норме ст. 1205 ГК. Она охватывает лишь вопросы, связанные с правом собственности и иными вещными правами на воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, подлежащие государственной регистрации. Для перечисленных в статье объектов применяется не общий принцип lex rei sitae, а право страны, где они зарегистрированы.

Ранее в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 164 ОГЗ 1991 г. указанное положение распространялось на любые транспортные средства, которые подлежали внесению в государственный реестр. Статья же 1207 применяется «к движущимся объектам, относимым к категории недвижимого имущества».

2. Появление объектов вещных прав (как движимого, так и недвижимого имущества), требующих регистрации, связано с их особыми свойствами. Необходимость регистрации воздушных судов связана с обеспечением безопасности для пользователей этих объектов и третьих лиц. Поскольку исполнять требования безопасности судов в конечном счете обязано государство, регистрация соответствующего объекта позволяет иностранному государству — в целях обеспечения собственной безопасности — решать вопрос о допуске судна, зарегистрированного в чужом государстве, на свою территорию. Такое объяснение вытекает, в частности, из ряда международных конвенций в области гражданской авиации. Чикагская конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. устанавливает требование международной регистрации воздушных судов с целью обеспечить соответствие национальных требований безопасности международным стандартам.

Соблюдение государством принятых в области аэронавигации международных правил и стандартов, перечисленных в Конвенции, обеспечивается системой регистрации и сертификации не только воздушных судов, но и отдельных их частей. Кроме того, в соответствии со ст. 40 Чикагской конвенции «ни одно воздушное судно, а также ни один член персонала, имеющие удостоверения или свидетельства с указанными отметками, не участвуют в международной навигации иначе, как с разрешения государства или государств, на территорию которых они прибывают. Регистрация или использование любого такого воздушного судна или любой его сертифицированной части в любом ином государстве, кроме того, в котором оно первоначально сертифицировано, остаются на усмотрение государства, в которое импортируется воздушное судно или его часть».

В российском праве воздушные суда, а также морской и речной транспорт относятся к недвижимым вещам (п. 1 ст. 130 ГК). Отсюда можно предположить, что применение права страны, где зарегистрировано судно, связано с его квалификацией как объекта недвижимости. Однако Закон о регистрации прав на недвижимость на воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты не распространяется. Представляется, что значение регистрации судов связано не столько с их характеристикой как недвижимого имущества, сколько с требованием предоставления этим судам защиты в рамках национально-правовой системы конкретного государства, где бы эти суда ни находились. Судно как объект вещного права обладает той особенностью, что предназначено перемещаться и пересекать государственные границы, а также двигаться в пространстве, свободном от юрисдикции какого-либо государства. Именно эта особенность судов требует более определенной привязки к национальному праву государства места их регистрации, а не к праву страны места их нахождения. Не случайно в международном частном праве многих стран предусмотрено, что право собственности и иное вещное право определяются по месту его регистрации.

Обособленное имущество, регистрируемое с целью признания права собственности на него, само по себе приобретает (благодаря такой регистрации) отдельные черты, свойственные субъекту права, при этом оставаясь объектом права собственности и иных вещных прав.

Национальная (государственная) принадлежность имущества, определяемая в соответствии с местом его регистрации, является важным условием защиты права собственности и иных имущественных прав на это имущество. Определение национальности такого имущества позволяет обеспечить признание вещного права на него независимо от того, в каком государстве находится это имущество и его собственник.

3. Нормы о регистрации морских судов, о которых упоминается в ст. 1207, содержатся в КТМ. Из положений этого Кодекса вытекает, что целью регистрации морских судов является установление национальности судна, а не регистрация права собственности на судно как на недвижимое имущество. При этом национальность судна может быть иной, чем национальность собственника морского судна.

В соответствии с КТМ с момента регистрации судно приобретает право плавать под Государственным флагом Российской Федерации (ст. 16). Именно судно, а не его собственник. С этим правом обычно связываются определенные преимущества, которыми могут пользоваться суда, плавающие под национальным флагом, например исключительное право на каботажные перевозки.

Предоставление права плавать под национальным флагом закон может связывать с выполнением определенных требований, предъявляемых при допуске иностранцев в национальный торговый флот. Согласно п. 1 ст. 15 КТМ только судам, находящимся в собственности граждан Российской Федерации, юридических лиц Российской Федерации, а также в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, может предоставляться право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Если судно перестает соответствовать требованиям п. 1 ст. 15 (меняет собственника), то утрачивает это право (ст. 18 КТМ). Оно утрачивается и в случае, если истек срок, на который согласно п. п. 2, 3 ст. 15 судну предоставляется право плавания под российским флагом; если аннулировано решение, по которому судно могло плавать под Государственным флагом Российской Федерации.

Возникновение права плавания под российским флагом связано с моментом регистрации судна в одном из реестров судов Российской Федерации (п. 1 ст. 16 КТМ). Согласно общему принципу предоставление этого права связано с правом собственности на судно, однако закон допускает случаи, когда такое право предоставляется судну, принадлежащему иностранному лицу (далее — иностранному судну).

При соблюдении определенных условий право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено (по решению одного из федеральных органов исполнительной власти) судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру). В этом случае необходимо, чтобы:

фрахтователем являлось лицо Российской Федерации из числа лиц российской принадлежности, перечисленных в п. 1 ст. 15 КТМ;

собственник судна, а также залогодержатель ипотеки судна или иного обременения такого характера (если такие имеются) дали письменное согласие на перевод судна под флаг Российской Федерации;

законодательство государства собственника судна не запрещало предоставление судну права плавать под флагом иностранного государства (п. 2 ст. 15 КТМ).

В момент его предоставления право плавания под флагом иностранного государства приостанавливается.

Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется иностранному судну на срок, не превышающий двух лет (п. 3 ст. 15 КТМ).

Цель регистрации морских судов — установить национальность судна, что связано, как указывалось в литературе по морскому праву, с «вопросом допущения капиталистическими государствами иностранного капитала в свой национальный торговый флот». Еще в 1894 г. английский закон допускал плавание иностранных судов под английским флагом. Собственники таких судов, зарегистрированных в реестре иностранного государства, должны быть подданными Великобритании или принадлежать юридическому лицу, созданному по английским законам и имеющему свое правление в Англии. Участие иностранного капитала в судоходстве использовалось великими морскими державами для усиления своего торгового флота.

Положение ст. 1207 о том, что к праву собственности и иным вещным правам на морские суда, их осуществлению и защите применяется закон страны, где эти суда зарегистрированы, можно сравнить с положением, определяющим личный статут лиц. Однако в данном случае при определении применимого права действует не личный статут собственника судна, а «личный статут» судна.

Обособленность имущества, которое представляет собой судно, связана с проблемой признания законности титула его владельца в рамках юрисдикции иностранного государства, так как морское судно постоянно перемещается из одной юрисдикции в другую. Проблема признания законности вещного права на судно решается путем обращения к критерию его регистрации органом государства, под флагом которого судно плавает.

4. Коллизионная норма ст. 1207 затрагивает и суда внутреннего плавания.

В соответствии с КВВТ средствами идентификации судна являются его название и номер, которые необходимы для осуществления государственной регистрации судна (п. 1 ст. 13). Однако наряду с государственной регистрацией судна КВВТ предусматривает государственную регистрацию права собственности и других вещных прав на судно (п. п. 1, 4 ст. 16). Это позволяет толковать действия по регистрации судов внутреннего водного транспорта не только как действия, связанные с необходимостью обособления имущества и признанием вещных прав на него в судах иностранных государств, но и как регистрацию прав на недвижимость. Дело в том, что КВВТ в большей степени касается чисто внутренних отношений, не выходящих за рамки юрисдикции одного государства. Исключением из этого правила являются случаи судоходства по Дунаю, Амуру и тому подобные случаи, когда действуют правила ст. 1207.

5. К космическим объектам также применяется право страны, где эти объекты зарегистрированы. Космические объекты находятся, как правило, в пространстве, свободном от юрисдикции какого-либо государства. Это не означает, однако, что при решении вопросов, связанных с осуществлением права собственности и иных вещных прав на такие объекты, будут применяться иные нормы, а не национальное право какого-либо государства. Поэтому при решении вопроса, право какого государства должно применяться к космическим объектам, действует положение, предусмотренное в комментируемой статье.

В Законе РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности» подчеркивается, что Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства (п. 2 ст. 17).

Согласно п. 1 ст. 17 указанного Закона космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.

Особенностью регистрации космических объектов является также, как подчеркивается в Законе, их правовое положение как государственной собственности. Однако и в данном случае с точки зрения международного частного права основной целью регистрации космических объектов являются обособление и идентификация этого имущества с целью обеспечить признание вещных прав на это имущество и их защиту.

6. В соответствии со ст. 33 Воздушного кодекса воздушные суда, предназначенные для полетов, подлежат регистрации в государственном реестре с выдачей свидетельств о государственной регистрации. В п. 1 этой статьи предусматривается также возможность регистрации гражданских воздушных судов в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения международного соглашения о поддержании летной годности воздушного судна между Российской Федерацией и государством регистрации.

Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности. Порядок их допуска к эксплуатации, в том числе на условиях аренды, устанавливается авиационными правилами (ст. 36). Воздушный кодекс предусматривает также сертификацию авиационных двигателей и воздушных судов. Последняя играет большую роль в защите права собственности и иных вещных прав, осуществляемой на основе международных договоров.

7. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, подписанная в Оттаве 28 мая 1988 г., регулирует отношения, связанные с финансированием аренды оборудования при участии коммерческих предприятий различных государств. Финансирование (предоставление денежных средств на приобретение оборудования) не может иметь иного обеспечения, чем вещные права на оборудование, предоставляемое в аренду. В случае с воздушными судами возникает проблема обособления имущества (оборудования), передаваемого в аренду. При этом имеется в виду обособление не самого судна (как в случае с морскими судами), а наиболее дорогостоящих его частей, например авиационных двигателей. В Конвенции предусматривается, что правом, подлежащим применению к оборудованию, которое обычно перемещается из одной страны в другую, включая авиационные двигатели, является право государства, в котором находится основное коммерческое предприятие арендатора (ст. 7). Таким образом, норма, касающаяся авиационных двигателей, содержит иную коллизионную привязку, чем общая норма о воздушных судах. Правом, применимым к отношениям международного финансового лизинга, является — для воздушного судна, зарегистрированного в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго 7 декабря 1944 г., — право государства, в котором это воздушное судно было зарегистрировано.

В Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, подписанной в Кейптауне 16 ноября 2001 г., предусматриваются положения, направленные на защиту права собственности и иных вещных прав на подвижное оборудование. Вместе с указанной Конвенцией был подписан Протокол об авиационном оборудовании.

Еще по теме:

  • Права осужденных военнослужащих Статья 160. Переписка осужденных военнослужащих Статья 160. Переписка осужденных военнослужащих См. комментарии к статье 160 УИК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 […]
  • Коап ст123 часть 1 Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 04 августа 2014 г. по делу N 7-316/2014 (ст. 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, […]
  • Коап ст2313 Федеральный закон от 03.08.2018 N 324-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты […]
  • Ооо на усн сдает декларацию по ндс Порядок сдачи отчетности при УСН в 2018 году Отчетность УСН 2018 года формируется по тем же правилам, которые действовали в прошлом году. Рассмотрим особенности отчетности УСН 2018 года, […]
  • Развод по-голливудски википедия Развод по-голливудски википедия Если РІС‹ видите эту страницу, значит СЃ вашего IP-адреса поступило необычно РјРЅРѕРіРѕ […]