Ст 193 ч1 коап рф комментарии

Рубрики Публикации

Статья 193 УК РФ. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

Новая редакция Ст. 193 УК РФ

1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) в особо крупном размере;

б) организованной группой;

в) с использованием заведомо подложного документа;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере — сорок пять миллионов рублей.

Комментарий к Статье 193 УК РФ

1. Основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства определены ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Уполномоченные банки — это банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций.

3. К валютным операциям относятся операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов, расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ. О понятии иностранной валюты и валютных ценностей см. ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

4. УО за деяния, предусмотренные коммент. статьей, продиктована стремлением защитить уголовно-правовыми средствами экономические интересы государства в сфере финансов и, в частности, существующий порядок обращения средств в иностранной валюте. Следовательно, объектом состава преступления выступают экономические интересы государства в финансовой сфере.

5. Предметом преступного посягательства являются средства в иностранной валюте, которые в соответствии с действующим законодательством руководитель организации обязан перевести в уполномоченный банк.

6. УК РФ относит данный вид преступления к категории средней тяжести.

7. Объективная сторона состава преступления заключается в невозвращении в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте.

8. Невозвращение состоит в бездействии (в неисполнении должного), т.е. в неисполнении существующей обязанности руководителя перевести средства в иностранной валюте в уполномоченный банк.

9. Содержание обязанности руководителя организации о переводе иностранной валюты в уполномоченные банки, в каких именно случаях руководитель должен перечислять валюту, а также санкции за неисполнение таких обязанностей устанавливаются нормативными актами РФ (см., например, Указ Президента РФ от 14.06.1992 N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» (в ред. от 23.02.2005) , Инструкцию ЦБР от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (в ред. от 23.03.2006) , Указ Президента РФ от 15.03.1999 N 334 «Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки» ).
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 25. Ст. 1425; СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1279; 2000. N 31. Ст. 3252; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 63; 2003. N 15. Ст. 1347; 2005. N 9. Ст. 710.

Вестник Банка России. 2004. N 29, N 36, N 71; 2006. N 24.

СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1279.

10. Условием наступления УО является крупный размер невозвращенных средств. Понятие крупного размера дано в примеч. к коммент. статье.

11. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своего бездействия и желает этого. Мотив и цель для квалификации деяния как преступления значения не имеют.

12. Субъект преступного посягательства специальный — руководитель организации, в обязанности которого входит принятие решения о переводе средств в иностранной валюте в уполномоченные банки.

Другой комментарий к Ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законодательством, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: а) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; б) возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — невозвращением в крупном размере (свыше 30 млн. руб.) из-за границы средств в иностранной валюте.

3. Преступление будет считаться оконченным с момента истечения срока, установленного для возврата средств в иностранной валюте из-за границы.

4. Субъект преступления специальный — руководитель организации. Индивидуальные предприниматели, несмотря на то что они вправе осуществлять экспортно-импортные операции, в силу прямого указания уголовного закона не могут быть субъектами этого преступления.

Статья 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) в особо крупном размере;

б) организованной группой;

в) с использованием заведомо подложного документа;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание.
Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере — сорок пять миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 193 УК РФ

1. Понятие иностранной валюты содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Организации, о которых говорится в комментируемой статье, относятся к резидентам, понятие которых также дается в ст. 1 указанного Закона. Здесь же приведено понятие уполномоченных банков.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

2. Обязанность по зачислению на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, включая срок исполнения этой обязанности, определены в ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В этой же статье предусмотрены исключения из изложенного правила, т.е. случаи, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ. Однако в ряде случаев, если иностранная валюта зачислена в соответствии с предусмотренными исключениями на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ, то она должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, а в противном случае переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

3. Преступление заключается в отказе от выполнения установленной в законе обязанности, т.е. в юридическом бездействии. Использование валютных средств до зачисления их на счет в уполномоченном банке, как правило, сопутствует бездействию, составляющему объективную сторону данного преступления, однако непосредственно в нее не входит. По смыслу Закона и согласно системному толкованию комментируемой нормы и упомянутой ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», преступление состоит в умышленном непринятии мер по обеспечению получения иностранной валюты на счета в уполномоченных банках. Преступление считается оконченным с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано возвратить иностранную валюту на счет в уполномоченном банке.

4. Словосочетание «невозвращение из-за границы иностранной валюты» буквально следует трактовать как «незачисление средств на счет именно на территории России». Согласно положениям п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: а) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары; б) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары. В соответствии с письмом ФТС России от 28.01.2010 N 01-11/3425 «О квалификации преступлений по выявленным случаям невозврата в Российскую Федерацию иностранной валюты» в случае нарушения срока возврата средств в иностранной валюте, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), при причинении материального ущерба, указанного в комментируемой статье, наступает уголовная ответственность. При этом необходимо учитывать, что срок исполнения обязательств устанавливается отдельно для каждого внешнеторгового договора (контракта), в связи с чем неисполнение обязательств по каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение.
———————————
Таможенные ведомости. 2010. N 3.

5. Согласно примеч. к комментируемой статье деяние, предусмотренное данной статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 30 млн. руб.

6. Субъективная сторона — прямой умысел.

7. В комментируемой статье содержится указание на специального субъекта преступления — руководителя организации.

Статья 193. УК РФ

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

  • а) в особо крупном размере;
  • б) организованной группой;
  • в) с использованием заведомо подложного документа;
  • г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере — сорок пять миллионов рублей.

(примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

Комментарии к статье 193 УК РФ

Объект преступления — установленный порядок обязательного возвращения (репатриации) из-за границы средств в иностранной валюте.

В Российской Федерации при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) осуществляются валютное регулирование и валютный контроль за репатриацией валютной выручки либо за ввозом эквивалентных по стоимости товаров или возвратом средств, уплаченных нерезидентам.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности, если иное не указано в данном Законе, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Применительно к ст. 193 УК РФ резидентами являются организации, созданные в соответствии с законодательством РФ. Нерезиденты — физические лица, не являющиеся резидентами по законодательству РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и т.д. (ст. 1 Закона).

Указанный нормативный акт содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту: при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках; при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий и т.д. (ч. 2 ст. 19 Закона).

Уполномоченные банки — это кредитные организации, осуществляющие банковские операции со средствами в иностранной валюте на основании лицензий Центрального банка РФ.

Валютный контроль осуществляется с использованием паспортов сделок, которые оформляются при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами и содержат необходимые для учета и отчетности сведения.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами (например, Центральный банк РФ) и агентами (например, уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы) такого контроля.

Предмет преступления — средства в иностранной валюте.

Под иностранной валютой понимаются: 1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии — уклонении от возвращения из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Под уклонением от возвращения средств в иностранной валюте необходимо понимать невыполнение лицом соответствующей обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 19 указанного Закона.

Способы уклонения могут быть самыми разнообразными (непринятие мер о взыскании задолженности, невыдача распоряжения о переводе денежных средств и т.д.).

Ответственность за такое бездействие возможна только при наличии фактической возможности совершить необходимое действие. Если, например, контрагент по обязательству не исполняет его (ввиду несостоятельности или иных обстоятельств), несмотря на действия резидента, направленные на истребование денег, преступления не будет .

См.: Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 441.

Преступление является оконченным в момент невозвращения из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте в крупном размере.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 19 указанного Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам такой информации и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком РФ .

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» // Вестник Банка России. 2012. N 48 — 49.

В соответствии с примечанием к данной статье под крупным размером понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая шесть миллионов рублей.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от исполнения предусмотренной законодательством РФ обязанности по репатриации иностранной валюты в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный — физическое лицо (в т.ч. руководитель организации), достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за совершение тех же деяний при наличии следующих квалифицирующих признаков:

а) в особо крупном размере, под которым понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая тридцать миллионов рублей;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК РФ);

в) с использованием заведомо подложного документа. Таковыми могут быть любые документы, как исходящие от российских, так и иностранных организаций, учреждений или органов власти, посредством использования которых виновный намеревается избежать исполнения обязанности по репатриации иностранной валюты. При этом дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ не требуется;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Данный признак предусматривает ответственность за использование при совершении преступлений фиктивных фирм, созданных без намерения осуществления предпринимательской деятельности, а исключительно для их использования в преступных схемах, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами. Буквальное толкование содержания данной нормы исключает вменение этого квалифицирующего признака в тех случаях, когда виновный в целях уклонения от репатриации иностранной валюты использует «живые» организации, осуществляющие легальную предпринимательскую деятельность.

За невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, не образующих крупный размер, предусмотрена административная ответственность (ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

Статья 13.25. Нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах

СТ 13.25 КоАП РФ

1. Неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, а также непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах, ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Неисполнение кредитным кооперативом обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации и законодательством о сельскохозяйственной кооперации, а также нарушение установленных порядка и (или) сроков хранения таких документов —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 13.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области хранения документов, имеющих важное значение для реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц, а также защиты интересов общества и государства в целом. Предмет посягательства указанных правонарушений — документы, подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством РФ.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими обязанности должностных и юридических лиц по хранению документов, перечень документов, подлежащих обязательному хранению, порядок и сроки их хранения являются Федеральные законы от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Основные обязанности государственных и негосударственных организаций по обеспечению сохранности архивных документов, в том числе документов по личному составу, закреплены Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации».

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) включает в себя два состава.

Объективная сторона первого состава правонарушения заключается в бездействии акционерных обществ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов либо специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов и их должностных лиц, т.е. в неисполнении ими своих обязанностей по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным.

Объективную сторону второго состава правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные порядок и сроки хранения документов.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) включает в себя два состава.

Объективную сторону первого состава анализируемого правонарушения составляет неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным.

Объективную сторону второго состава правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные порядок и сроки хранения документов.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) состоит в неисполнении страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) состоит в неисполнении кредитным кооперативом обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ о кредитной кооперации и законодательством о сельскохозяйственной кооперации, а также нарушение установленных порядка и (или) сроков хранения таких документов.

Так, согласно ст. 29 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив обязан хранить следующие документы:

— устав кредитного кооператива, а также изменения и дополнения, внесенные в него, зарегистрированные в установленном порядке;

— документы, подтверждающие государственную регистрацию кредитного кооператива;

— реестр членов кредитного кооператива (пайщиков);

— бухгалтерскую (финансовую) отчетность кредитного кооператива, сметы доходов и расходов и отчеты об их исполнении, документы, подтверждающие права кредитного кооператива на имущество, находящееся на его балансе;

— внутренние нормативные документы кредитного кооператива;

— положения о своих филиалах и представительствах;

— протоколы общих собраний членов кредитного кооператива (пайщиков), заседаний правления кредитного кооператива и контрольно-ревизионного органа кредитного кооператива, протоколы собраний членов кредитного кооператива (пайщиков) об избрании своих уполномоченных, бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании членов кредитного кооператива (пайщиков);

— приказы и распоряжения единоличного исполнительного органа кредитного кооператива;

— другие документы, предусмотренные названным Законом, иными федеральными законами, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив обязан хранить следующие документы:

— устав кооператива, а также зарегистрированные в установленном порядке внесенные изменения в него;

— документ, подтверждающий государственную регистрацию кооператива;

— реестр членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выписку из этого реестра;

— документы, подтверждающие права кооператива на имущество, находящееся на его балансе;

— внутренние документы (положения) кооператива;

— положения о филиалах и представительствах кооператива;

— протоколы общих собраний членов кооператива, заседаний правления кооператива и наблюдательного совета кооператива, бюллетени для голосования;

— заключения ревизионного союза, государственных, муниципальных органов финансового контроля;

— другие документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, уставом кооператива, внутренними документами (положениями) кооператива, решениями общего собрания членов кооператива, решениями правления кооператива и решениями наблюдательного совета кооператива.

6. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.

7. Важно учитывать, что административная ответственность по анализируемой статье наступает и в случае неисполнения субъектами, указанными в комментируемой статье, обязанности по обеспечению сохранности архивных документов, подлежащих обязательному хранению, а также за нарушение порядка и (или) срока хранения документов.

В соответствии с Федеральном законом «Об архивном деле в Российской Федерации» все организации (государственные и негосударственные) обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также перечнями документов, предусмотренных указанным Законом.

В связи с этим необходимо разграничивать правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, и правонарушения, ответственность за которые установлена ст. 13.20 КоАП РФ как по объективной стороне, так и по субъектам. Так, субъектами ответственности по ст. 13.20 КоАП РФ могут быть должностные лица и иные работники архивов, в служебные обязанности которых входит соблюдение указанных правил, а также граждане и должностные лица — пользователи архивных документов.

8. Протоколы о правонарушениях по ч. ч. 1, 3 и 4 комментируемой статьи составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а протоколы о правонарушениях по ч. 2 — должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле (п. 59 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 3 и 4 комментируемой статьи рассматривает Банк России (ст. 23.74 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях по ч. 2 комментируемой статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Комментарии к СТ 193 ТК РФ

Статья 193 ТК РФ. Порядок применения дисциплинарных взысканий

1. Комментируемая статья устанавливает порядок (правила) привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с ч. 1 данной статьи работодатель до применения дисциплинарного взыскания должен потребовать от работника объяснение в письменной форме. Такое объяснение необходимо для выяснения всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, его противоправности, а также степени вины работника, совершившего проступок. Однако непредставление работником письменного объяснения не является препятствием для применения взыскания. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. В случае спора о правомерности применения дисциплинарного взыскания такой акт будет являться доказательством соблюдения работодателем правил привлечения к дисциплинарной ответственности.

2. Часть 3 комментируемой статьи ограничивает возможность применения дисциплинарного взыскания определенными сроками давности.

Дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания исчисляется со дня обнаружения проступка. Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка. При этом не имеет значения, наделено ли это лицо правом наложения дисциплинарных взысканий.

В срок, установленный для применения взыскания, не засчитывается время, в течение которого работник отсутствовал на работе из-за болезни или в связи с нахождением в отпуске. При этом к отпуску, прерывающему течение месячного срока, относятся все отпуска, предоставляемые работодателем в соответствии с законодательством, в т.ч. ежегодные (основные и дополнительные), отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, отпуска без сохранения заработной платы (п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

В тех случаях, когда в качестве дисциплинарного взыскания применяется увольнение, в указанный срок не включается также время, необходимое на соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работников, если учет такого мнения является обязательным (ст. ст. 82, 373 ТК РФ, см. коммент. к ним).

Отсутствие работника на работе по другим основаниям, в т.ч. в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работы), не прерывает течения указанного срока.

При применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения по подп. «г» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК месячный срок исчисляется со дня вступления в силу приговора суда либо постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных нарушениях (п. 44 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Не допускается применение дисциплинарного взыскания по истечении одного месяца со дня обнаружения проступка или по истечении шести месяцев со дня его совершения. Если дисциплинарный проступок обнаружен в результате ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки, работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание в течение двух лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не засчитывается время производства по уголовному делу.

3. За каждый дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако в тех случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания, работодатель вправе применить к нему новое дисциплинарное взыскание, в т.ч. увольнение на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При этом необходимо иметь в виду, что работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовое отношение в данном случае прекращается лишь по истечении срока предупреждения об увольнении (п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Однако работника, прекратившего трудовое отношение с работодателем, нельзя подвергнуть дисциплинарному взысканию.

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие должностные лица могут применять дисциплинарные взыскания, если такие полномочия им предоставлены соответствующими документами (уставом организации, приказом руководителя и др.).

Применение взыскания за совершение дисциплинарного проступка является правом, а не обязанностью работодателя. Поэтому работодатель может, учитывая все обстоятельства дела, не налагать взыскание на работника, совершившего дисциплинарный проступок, а ограничиться беседой с ним или устным замечанием. Применяя дисциплинарное взыскание, необходимо строго соблюдать установленные для этого правила. Если при наложении дисциплинарного взыскания эти правила будут нарушены работодателем, орган, рассматривающий трудовой спор о правомерности наложения взыскания, может признать применение дисциплинарного взыскания неправомерным.

4. Применение дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В приказе (распоряжении) указывается основание применения взыскания, т.е. конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого работник подвергнут дисциплинарному взысканию, и его вид (замечание, выговор и др.). При этом необходимо иметь в виду, что в случае применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения издается один приказ об увольнении, а не два отдельных приказа (приказ о наложении взыскания в виде увольнения и приказ о прекращении трудового договора), как это иногда имеет место на практике.

На это обстоятельство обратила внимание Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ. В Апелляционном определении от 09.11.2012 N 60-АПГ12-7 по делу Ш. указано, что оформление применения к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения и прекращения трудового договора с работником отдельными приказами основано на ошибочном толковании норм трудового права.

Издание приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения само по себе свидетельствовало о расторжении с ним трудового договора, поскольку указанное в этом приказе основание увольнения, а именно п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, содержится в перечне оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренном ст. 81 ТК РФ. В силу п. 4 ч. 1 ст. 77 ТК расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. ст. 71 и 81 ТК РФ) является основанием прекращения трудового договора. Таким образом, оснований для издания приказа от 04.07.2012 N 236-к о прекращении с истцом трудового договора после увольнения его на основании приказа от 30.05.2012 N 194-к у ответчика не имелось.

Приказ (распоряжение) о наложении взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник по тем или иным причинам отказывается ознакомиться с приказом (распоряжением) о применении к нему дисциплинарного взыскания под роспись, то составляется соответствующий акт.

По сложившейся практике приказ о применении взыскания доводится до сведения всех работников организации.

Если, по мнению работника, дисциплинарное взыскание применено к нему необоснованно или мера взыскания не соответствует тяжести совершенного проступка, он вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в установленном законом порядке.

Еще по теме:

  • Как найти айфон если он выключен и его украли Как найти айфон, если он выключен Поиск выключенного iPhone – задача не самая простая, но реализуемая. Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, как найти Айфон, если он […]
  • Процент за пользование чужими денежными средствами проводки Учёт выплат контрагенту процентов за пользование чужими средствами по решению суда Как отразить в учете организации выплату контрагенту процентов за пользование чужими денежными средствами […]
  • Административное ответственность за земельные правонарушения Административное ответственность за земельные правонарушения 41. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением […]
  • Смена водительских прав госпошлина Какова госпошлина за замену водительского удостоверения? Водительское удостоверение подлежит обязательной замене в случае его потери, изменении фамилии владельца транспортного средства, […]
  • Тк рф статья 81 ч1 п2 Незаконное увольнение в связи с сокращением штата работников организации При проведении процедуры сокращения численности или штата работников организации (основание, предусмотренное п. 2 […]