Статья 113 гражданского кодекса

Рубрики Публикации

Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии

Новая редакция Ст. 113 ГК РФ

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к Ст. 113 ГК РФ

Унитарное предприятие является особой организационно-правовой формой коммерческой организации, которая призвана обеспечить участие государства и иных публично-правовых образований в коммерческом обороте.

В силу указанной специфики унитарные предприятия обладают рядом особенных черт по сравнению с остальными коммерческими организациями.

1. Унитарные предприятия не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником такого имущества остается соответствующее публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование). Тем не менее унитарным предприятиям, как и иным юридическим лицам, присущ признак имущественной обособленности — он реализуется через конструкции ограниченных вещных прав (хозяйственного ведения и оперативного управления).

2. Термин «унитарный» подчеркивает невозможность разделения имущества предприятия по вкладам (паям, долям). У имущества предприятия только один собственник — публично-правовое образование.

3. Унитарные предприятия обладают не общей, как остальные коммерческие организации, а специальной правоспособностью. Это означает, что унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарное предприятие не вправе осуществлять деятельность, выходящую за пределы его правоспособности.

4. Управление в унитарном предприятии осуществляется единоличным исполнительным органом — руководителем предприятия, назначаемым собственником имущества. Иных органов в унитарном предприятии не образуется.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий помимо ГК определяется Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Другой комментарий к Ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В отличие от других коммерческих организаций (хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов), унитарное предприятие как юридическое лицо действует на базе имущества, не принадлежащего ему на праве собственности. Правовой формой обособления имущества унитарного предприятия, используемого в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, является производное от права собственности вещное право — хозяйственного ведения или оперативного управления (о вещных правах лиц, не являющихся собственниками, см. комментарий к ст. 216). В организационно-правовой форме «предприятие» создаются только государственные и муниципальные предприятия следующих видов:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральное государственное предприятие, предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее — казенное предприятие) (п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). До принятия указанного Закона ГК предусматривал создание только федеральных казенных предприятий.

Действовавший до вступления в силу гл. 4 ГК (она вступила в силу со дня опубликования части первой ГК, т.е. с 8 декабря 1994 г., а часть первая ГК в целом — с 1 января 1995 г.) Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418) признавал предприятием любое юридическое лицо (предприятием признавалось также полное товарищество, которое юридическим лицом не являлось), создаваемое для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Соответственно, хозяйственные общества, товарищества, индивидуальные частные предприятия, государственные и муниципальные предприятия рассматривались в качестве организационно-правовой формы предприятий. В настоящее время в организационно-правовой форме предприятия создаются и действуют только государственные и муниципальные унитарные предприятия. Другие же коммерческие организации возникают в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов.

Предприятие как субъект (в качестве такового выступает в настоящее время только унитарное предприятие) нельзя отождествлять с предприятием — объектом, имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). По смыслу ст. 132 предприятием как имущественным комплексом обладают все коммерческие организации, включая унитарные предприятия. Предприятие — имущественный комплекс принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию и одновременно унитарному предприятию как субъекту на основе производного вещного права (хозяйственного ведения или оперативного управления).

Термин «унитарное» подчеркивает единство субъекта и объекта: объект принадлежит только одному собственнику, имущество предприятия не делится на доли (вклады, паи), а потому здесь нет субъектов (учредителей, участников организации), включая работников предприятия, наделенных обязательственными правами по отношению к предприятию, что характерно для хозяйственных обществ и товариществ. Соответственно, имущество предприятия неделимо в том смысле, что не распределяется по долям, вкладам (из-за отсутствия таковых). В случае ликвидации предприятия оставшееся после расчетов с кредиторами имущество передается собственнику.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. В нем содержится информация, предусмотренная в п. 2 ст. 52 ГК, в комментируемой статье, а также в Законе об унитарных предприятиях. Унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью, поэтому в уставе должны быть сведения о предмете и цели его деятельности. Информация о размере уставного фонда содержится только в уставах предприятий с правом хозяйственного ведения, так как у казенных предприятий уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).

2. В уставе должны также содержаться сведения о собственнике предприятия (Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование) и органах, осуществляющих полномочия собственника закрепленного за предприятием имущества, о вещном праве на это имущество (хозяйственного ведения или оперативного управления) самого предприятия как субъекта. Необходимо обратить внимание на то, что в состав имущественного комплекса входят не только вещи, но и имущественные права требования, исключительные права, имущественные обязанности (долги). Отсюда следует, что на составные части имущественного комплекса унитарному предприятию принадлежат не только вещные права, но также исключительные права и права требования. На весь имущественный комплекс (предприятие) ему принадлежит право хозяйственного ведения или оперативного управления, а государству, муниципальному образованию — право собственности.

3. Устав содержит полное и сокращенное фирменное наименование предприятия на русском языке, оно может быть также указано на языках народов РФ и (или) на иностранном языке. Полное фирменное наименование предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие». В фирменном наименовании предприятия, основанного на праве оперативного управления, должны быть слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное предприятие».

4. Руководитель унитарного предприятия (устав может называть его директором, генеральным директором, руководителем) является единоличным органом управления этого юридического лица. В уставе указывается порядок назначения его на должность руководителя, а также заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Руководитель федерального унитарного предприятия назначается на должность на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373; 2001. N 31. Ст. 3281; 2002. N 41. Ст. 3986) утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия. Руководитель любого унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником его имущества (п. 2 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях). Названным Постановлением Правительства РФ утверждено также Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.

Руководитель предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и сроки, установленные собственником (п. 3 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях).

Отчетность федеральных предприятий, имущественные комплексы которых не подлежат приватизации (сохраняются в составе федеральной собственности), представляется в федеральные агентства (отраслевые, а также те, руководство которыми осуществляет Президент РФ или Правительство РФ). Отчетность иных федеральных предприятий представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Помимо бухгалтерской отчетности, которая представляется органам, уполномоченным управлять государственным и муниципальным имуществом, в составе и сроки, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете, руководитель отчитывается также по установленной форме о выполнении показателей экономической эффективности деятельности предприятия.

Показатели экономической эффективности деятельности федеральных унитарных предприятий утверждаются федеральными агентствами (отраслевыми и агентствами, руководство которыми осуществляют Президент РФ или Правительство РФ). Они же рассматривают и утверждают отчет руководителя предприятия о выполнении этих показателей. Утвержденный отчет далее в трехдневный срок направляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Унитарное предприятие, хотя и не является собственником закрепленного за ним и приобретенного в процессе осуществления предпринимательской деятельности имущества, отвечает перед кредиторами, как и другие коммерческие организации, всем своим имуществом. При этом предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть в общем порядке признано банкротом, а казенное предприятие банкротству не подлежит (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Унитарное предприятие по обязательствам собственника его имущества ответственности не несет. Это, в частности, исключает возможность ареста имущества унитарного предприятия в целях обеспечения исполнения обязательств собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) перед кредиторами, обращения взыскания на имущество предприятия во исполнение судебного решения о взыскании задолженности этих публично-правовых образований перед кредиторами.

6. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК и Законом об унитарных предприятиях.

Статья 113 (ГК РФ) Гражданского кодекса РФ. Основные положения об унитарном предприятии

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Изменения — (ГК РФ) Гражданский кодекс РФ часть 1

Редакция от 22.10.2014

(вступила в силу с 02.03.2015)

Изменение пункта 2 статьи 29. || Пункт 3 статьи 29 — изложен в новой редакции. || Пункт 2 статьи 30 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 30 пунктом 3. || Пункт 2 статьи 33 — изложен в новой редакции. || Дополнение пункта 3 статьи 36 абзацами. || Изменение пункта 4 статьи 36. || Изменение пункта 5 статьи 36. || Дополнение пункта 5 статьи 36 абзацем. || Дополнение статьи 37 пунктом 4. || Дополнение пункта 2 статьи 177 абзацем.

Редакция от 22.10.2014

(вступила в силу с 01.03.2015)

Дополнение пункта 2 статьи 235 подпунктом 3.1. || Дополнение статьей 239.1. || Изменение абзаца первого пункта 1 статьи 250. || Пункт 1 статьи 268 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 269 пунктом 3. || Изменение пункта 3 статьи 272. || Изменение абзаца второго пункта 1 статьи 274. || Дополнение статьи 274 пунктом 6.

Редакция от 22.10.2014

Изменение части второй статьи 240.

Редакция от 05.05.2014

(вступила в силу с 01.09.2014)

Статья 48 — изложена в новой редакции. || Изменение абзаца первого пункта 1 статьи 49. || Абзац третий пункта 1 статьи 49 — изложен в новой редакции. || Пункт 3 статьи 49 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 49 пунктом 4. || Пункт 2 статьи 50 — изложен в новой редакции. || Пункт 3 статьи 50 — изложен в новой редакции. || Пункт 4 статьи 50 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 50 пунктом 6. || Дополнение статьей 50.1. || Изменение абзаца второго пункта 2 статьи 51. || Статья 52 — изложена в новой редакции. || Пункт 1 статьи 53 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 2 статьи 53. || Пункт 3 статьи 53 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 53 пунктом 4. || Дополнение статьей 53.1. || Дополнение статьей 53.2. || Статья 54 — изложена в новой редакции. || Наименование статьи 55 — изложено в новой редакции. || Абзац третий пункта 3 статьи 55 — изложен в новой редакции. || Статья 56 — изложена в новой редакции. || Пункт 1 статьи 57 — изложен в новой редакции. || Абзац второй пункта 2 статьи 57 — изложен в новой редакции. || Изменение абзаца первого пункта 4 статьи 57. || Дополнение пункта 4 статьи 57 абзацем. || Изменение пункта 1 статьи 58. || Изменение пункта 2 статьи 58. || Изменение пункта 3 статьи 58. || Изменение пункта 4 статьи 58. || Пункт 5 статьи 58 — изложен в новой редакции. || Статья 59 — изложена в новой редакции. || Статья 60 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьями 60.1 — 60.2. || Статья 61 — изложена в новой редакции. || Статья 62 — изложена в новой редакции. || Статья 63 — изложена в новой редакции. || Наименование статьи 64 — изложено в новой редакции. || Абзац первый пункта 1 статьи 64 — изложен в новой редакции. || Абзац седьмой пункта 1 статьи 64 — изложен в новой редакции. || Дополнение пункта 1 статьи 64 абзацем. || Пункт 3 статьи 64 — изложен в новой редакции. || Пункт 5 статьи 64 — исключен. || Дополнение статьи 64 пунктами 5.1 — 5.2. || Пункт 6 статьи 64 — исключен. || Дополнение статьей 64.1. || Дополнение статьей 64.2. || Дополнение параграфа 1 главы 4 статьями 65.1 — 65.3. || Наименование параграфа 2 главы 4 — изложено в новой редакции. || Наименование подпараграфа 1 параграфа 2 главы 4 — изложено в новой редакции. || Статья 66 — изложена в новой редакции. || Дополнение параграфа 2 главы 4 статьями 66.1 — 66.3. || Статья 67 — изложена в новой редакции. || Дополнение параграфа 2 главы 4 статьями 67.1 — 67.3. || Изменение пункта 1 статьи 68. || Дополнение статьи 68 пунктом 3. || Изменение пункта 3 статьи 71. || Изменение пункта 2 статьи 73. || Дополнение пункта 3 статьи 82 абзацем. || Изменение пункта 1 статьи 87. || Абзац второй пункта 3 статьи 87 — исключен. || Пункт 1 статьи 88 — изложен в новой редакции. || Абзац второй пункта 2 статьи 88 — исключен. || Наименование статьи 89 — изложено в новой редакции. || Абзац второй пункта 3 статьи 89 — изложен в новой редакции. || Пункт 1 статьи 90 — изложен в новой редакции. || Пункт 4 статьи 90 — изложен в новой редакции. || Пункт 5 статьи 90 — изложен в новой редакции. || Пункт 6 статьи 90 — изложен в новой редакции. || Статья 91 — исключена. || Изменение пункта 2 статьи 92. || Изменение пункта 3 статьи 93. || Статья 94 — изложена в новой редакции. || Подпараграф 5 параграфа 2 главы 4 — исключен. || Изменение пункта 1 статьи 96. || Изменение абзаца третьего пункта 3 статьи 96. || Статья 97 — изложена в новой редакции. || Изменение наименования статьи 98. || Изменение абзаца второго пункта 1 статьи 98. || Абзац второй пункта 3 статьи 98 — изложен в новой редакции. || Пункт 6 статьи 98 — изложен в новой редакции. || Абзац второй пункта 1 статьи 99 — исключен. || Пункт 4 статьи 99 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 5 статьи 99. || Изменение пункта 1 статьи 100. || Пункт 3 статьи 100 — изложен в новой редакции. || Изменение абзаца первого пункта 1 статьи 101. || Абзац третий пункта 1 статьи 101 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 1 статьи 102. || Пункт 2 статьи 102 — исключен. || Дополнение пункта 3 статьи 102 абзацем. || Статья 103 — исключена. || Изменение абзаца второго пункта 1 статьи 104. || Пункт 2 статьи 104 — изложен в новой редакции. || Подпараграф 7 параграфа 2 главы 4 — исключен. || Дополнение параграфа 2 главы 4 подпараграфом 8. || Параграфа 3 главы 4 — исключен. || Статья 113 — изложена в новой редакции. || Статья 114 — изложена в новой редакции. || Статья 115 — исключена. || Параграфа 5 главы 4 — исключен. || Дополнение главы 4 параграфом 6. || Дополнение главы 4 параграфом 7.

Редакция от 05.05.2014

(вступила в силу с 01.07.2014)

Пункт 1 статьи 37 — изложен в новой редакции. || Параграф 3 главы 23 — изложен в новой редакции. || Дополнение подпараграфа 2 параграфа 3 главы 23 статьей 358.18. || Параграф 1 главы 24 — изложен в новой редакции. || Статья 391 — изложена в новой редакции. || Изменение статьи 392. || Дополнение параграфа 2 главы 24 статьей 392.1. || Дополнение параграфа 2 главы 24 статьей 392.2. || Дополнение параграфа 2 главы 24 статьей 392.3.

Редакция от 05.05.2014

Дополнение статьи 50 пунктом 5. || Пункт 3 статьи 90 — изложен в новой редакции.

Редакция от 02.11.2013

Пункт 2 статьи 196 — изложен в новой редакции. || Изменение абзаца четвертого статьи 208. || Дополнение пункта 2 статьи 235 подпунктом 9.

Редакция от 23.07.2013

(вступила в силу с 01.10.2013)

Статья 128 — изложена в новой редакции. || Изменение пункта 1 статьи 129. || Пункт 2 статьи 129 — изложен в новой редакции. || Пункт 5 статьи 131 — исключен. || Пункт 6 статьи 131 — изложен в новой редакции. || Статья 133 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьей 133.1. || Статья 134 — изложена в новой редакции. || Статья 136 — изложена в новой редакции. || Изменение части второй статьи 141. || Глава 7 — изложена в новой редакции. || Статья 150 — изложена в новой редакции. || Изменение части первой статьи 151. || Изменение части второй статьи 151. || Статья 152 — изложена в новой редакции. || Изменение абзаца первого статьи 152.1. || Дополнение статьи 152.1 пунктами 2 — 3. || Дополнение главы 8 статьей 152.2.

Редакция от 23.07.2013

(вступила в силу с 01.09.2013)

Наименование подраздела 4 раздела I — изложено в новой редакции. || Изменение статьи 156. || Дополнение статьей 157.1. || Изменение абзаца второго пункта 3 статьи 160. || Изменение подпункта 2 пункта 1 статьи 161. || Пункт 3 статьи 162 — исключен. || Наименование статьи 163 — изложено в новой редакции. || Пункт 1 статьи 163 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 163 пунктом 3. || Статья 164 — изложена в новой редакции. || Статья 165 — изложена в новой редакции. || Дополнение параграфа 1 главы 9 статьей 165.1. || Статья 166 — изложена в новой редакции. || Дополнение пункта 1 статьи 167 абзацем. || Изменение пункта 2 статьи 167. || Изменение пункта 3 статьи 167. || Дополнение статьи 167 пунктом 4. || Статья 168 — изложена в новой редакции. || Статья 169 — изложена в новой редакции. || Пункт 2 статьи 170 — изложен в новой редакции. || Изменение абзаца второго пункта 1 статьи 171. || Статья 173 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьей 173.1. || Статья 174 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьей 174.1. || Изменение абзаца первого пункта 1 статьи 176. || Изменение пункта 2 статьи 176. || Статья 178 — изложена в новой редакции. || Статья 179 — изложена в новой редакции. || Пункт 1 статьи 181 — изложен в новой редакции. || Дополнение подраздела 4 главой 9.1. || Изменение пункта 2 статьи 182. || Пункт 3 статьи 182 — изложен в новой редакции. || Пункт 1 статьи 183 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 183 пунктом 3. || Статья 184 — изложена в новой редакции. || Статья 185 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьей 185.1. || Абзац первый пункта 1 статьи 186 — изложен в новой редакции. || Статья 187 — изложена в новой редакции. || Пункт 1 статьи 188 — изложен в новой редакции. || Пункт 2 статьи 188 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьей 188.1. || Изменение пункта 1 статьи 189. || Дополнение пункта 1 статьи 189 абзацем. || Пункт 2 статьи 189 — изложен в новой редакции. || Статья 196 — изложена в новой редакции. || Изменение пункта 2 статьи 197. || Дополнение статьи 199 пунктом 3. || Статья 200 — изложена в новой редакции. || Статья 202 — изложена в новой редакции. || Изменение части первой статьи 203. || Статья 204 — изложена в новой редакции. || Статья 207 — изложена в новой редакции.

Редакция от 23.07.2013

Изменение абзаца первого пункта 2 статьи 233.

Редакция от 02.07.2013

Изменение абзаца первого пункта 1 статьи 34. || Дополнение пункта 1 статьи 34 новым абзацем вторым.

Редакция от 28.06.2013

(вступила в силу с 01.07.2013)

Изменение абзаца второго пункта 1 статьи 64.

Редакция от 28.06.2013

Статья 51 — изложена в новой редакции. || Дополнение пункт 3 статьи 63.

Редакция от 11.02.2013

(вступила в силу с 01.03.2013)

Статья 1 — изложена в новой редакции. || Изменение абзаца первого пункта 1 статьи 2. || Изменение наименования статьи 2. || Пункт 1 статьи 2 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 2 статьи 2. || Изменение пункта 1 статьи 6. || Дополнение пункта 1 статьи 8 подпунктом 1.1. || Пункт 2 статьи 8 — исключен. || Дополнение статьей 8.1. || Статья 10 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьи 12 новым абзацем пятым. || Дополнение главы 2 статьей 16.1. || Дополнение пункта 4 статьи 19 абзацем. || Пункт 5 статьи 19 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 1 статьи 20. || Пункт 2 статьи 23 — исключен. || Изменение подпункта 3 пункта 2 статьи 26. || Изменение абзаца первого пункта 1 статьи 30. || Изменение абзаца третьего пункта 1 статьи 30. || Пункт 1 статьи 33 — изложен в новой редакции. || Изменение абзаца первого пункта 2 статьи 37.

Редакция от 11.02.2013

Статья 121 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьей 121.1. || Дополнение статьей 121.2. || Статья 122 — исключена. || Статья 123 — изложена в новой редакции.

Ст. 113 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии.

15 ноября 2011

17 ноября 2010

26 июля 2010

11 декабря 2008

17 октября 2008

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Добрый день. Мы- муниципальное унитарное предприятие, единственный учредитель -администрация района. Согласно 321-ФЗ с 01.01.2017 все ГУПы и МУПы при осуществлении закупок должны руководствоваться 44-ФЗ. Хотелось бы этого избежать. Возможно ли преобразование (путем приватизации) МУП в ООО, если наш уставный капитал составляет 100 тыс. руб., (по всем параметрам подпадаем под субъект малого предпринимательства)? Какие наши действия и как долго это происходит? Возможно ли преобразование МУП в автономное учреждение (наша деятельность инженерно-геодезические изыскания,подготовка градостроительных планов,кадастровые работы) и что для этого нужно? Спасибо.

Вопрос относится к городу Новосибирск

Добрый день. В структуре Минобороны России есть Федеральное казенное учреждение «Центральное картографическое производство Военно-морского флота», предназначенное для создания морских карт (в т.ч. и электронных) различного назначения. Попадает ли эта организация под действие постановления Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. N 1016?

Уточнение от 29 августа 2014 — 18:34
Это единственная в стране организация, которая создает (уже 237 лет)официальные (государственные)морские карты.

Вправе ли акционерное общество применять УСН, если 100-процентная доля его уставного капитала принадлежит федеральному государственному предприятию?

Вправе ли муниципальное унитарное предприятие применять УСН, если учредителем является департамент муниципального имущества администрации города? Закрепленное за унитарным предприятием имущество находится на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие)

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к статье 113 Гражданского Кодекса РФ

Положения § 4 главы 4 ГК РФ получили развитие в нормах Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Указание на форму собственности в названии данного Закона обусловлено прямым требованием абзаца третьего части 1 комментируемой статьи, в силу которого в качестве унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия (также этот факт должен быть отражен в фирменном наименовании унитарного предприятия).

Статья 2 указанного Федерального закона определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют в рамках своей компетенции органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Принцип неделимости (иными словами, единства, унитарности), является основной юридической характеристикой данного типа юридических лиц.

Кроме того, унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). В то же время оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является его руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый собственником имущества унитарного предприятия. Соответственно, в своей работе руководитель унитарного предприятия подотчетен назначившему его собственнику.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени данного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. Кроме того, он организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) какого-либо юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества данного унитарного предприятия.

В зависимости от того, на основании какого вещного права за унитарным предприятием закреплено имущество, закон выделяет следующие виды унитарных предприятий:
— государственные (федеральные, а также предприятия субъектов РФ) и муниципальные предприятия (унитарные предприятия данного вида основаны на праве хозяйственного ведения);
— казенные предприятия (федеральные, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные). Имущество за предприятиями данного вида закрепляется на праве оперативного управления.

Особенности данных видов унитарных предприятий рассматриваются в комментариях к статьям 114, 115.

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к Ст. 113 ГК РФ

1. В комментируемой статье раскрываются основные признаки унитарного предприятия, которые конкретизированы в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». К ним, в частности, относятся следующие признаки:

— применительно к унитарным предприятиям понятие «предприятие» обозначает не объект гражданских прав, предусмотренный ст. 132 ГК РФ в качестве имущественного комплекса, а субъект — юридическое лицо. Такое разногласие в терминологии обусловлено тем, что в соответствии с ГК РСФСР 1964 г. практически все юридические лица, осуществлявшие хозяйственную деятельности в стране, являлись государственными предприятиями, имевшими закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс (ст. 24 ГК РСФСР). Статья 4 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определяла предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В то же время ст. 5 Закона определяла собственника предприятий;

— термин «унитарный» характеризует неделимость имущества предприятия, которое не может быть распределено по вкладам, долям, паям как в хозяйственных товариществах, обществах и кооперативах, так и между работниками предприятия;

— унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель которой — получение прибыли;

— унитарное предприятие не является собственником имущества. Как переданное им собственником, так и полученное в результате хозяйственной деятельности имущество принадлежит предприятию на ограниченном вещном праве — либо на праве хозяйственного ведения, либо праве оперативного управления;

— собственником имущества унитарного предприятия является публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование). Другие участники гражданско-правовых отношений не могут создавать унитарные предприятия. Сами унитарные предприятия также не могут создавать аналогичные предприятия;

— учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК РФ, а также абз. 2 п. 1 комментируемой статьи;

— унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;

— унитарными предприятиями могут быть только государственные и муниципальные предприятия; частные предприятия не могут быть унитарными;

— унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование на русском языке и должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие», а также указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование;

— собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия обладает совокупностью полномочий по управлению предприятием, в частности, собственник определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; назначает на должность руководителя унитарного предприятия лицо по своему выбору, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами и т.д.;

— унитарное предприятие в отличие от бюджетного учреждения несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, как тем, которым его наделил собственник, так и тем, которое приобретено юридическим лицом и не отвечает по обязательствам собственника. Собственник несет ответственность по обязательствам унитарного предприятия применительно к казенному предприятию (субсидиарная ответственность). Кроме того, на собственника имущества унитарного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

2. Унитарные предприятия делятся на два вида: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Основные различия в их правовом положении состоят в необходимости формирования уставного фонда (для казенных предприятий уставный фонд не требуется), распоряжении имуществом, ответственности собственника по обязательствам унитарного предприятия, целях создания, порядке распределениях доходов предприятия, правомочий собственника и др.

3. Наряду с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» правовое положение унитарных предприятий регулируется федеральными законами «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О несостоятельности (банкротстве)», «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» , Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» и другими нормативными правовыми актами действует немало нормативных правовых актов, посвященных отдельным видам федеральных казенных предприятий, в частности Указ Президента РФ от 28 февраля 2008 г. N 273 «О федеральном казенном предприятии «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности» и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.

Собрание законодательства РФ. 2008. N 9. Ст. 822.

Еще по теме: