Статья 36 п 1 в военном билете

Рубрики Публикации

О воинской службе и статусе военнослужащих
Статья 36. Освобождение от призыва на воинскую службу и воинские сборы

1. От призыва на воинскую службу в мирное время освобождаются граждане:

1) признанные не годными к воинской службе по состоянию здоровья;

2) не призванные на законных основаниях на срочную воинскую службу, по достижении двадцати семи лет;

3) у которых один из родственников (отец, мать, брат или сестра) погиб, умер или стал инвалидом первой или второй группы при исполнении служебных обязанностей в период прохождения воинской службы;

4) прошедшие воинскую (альтернативную) службу в другом государстве;

4-1) проходившие службу в специальных государственных органах Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 статьи 51 Закона Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан»;

5) имеющие ученую степень;

6) священнослужители зарегистрированных религиозных объединений.

2. От призыва на воинские сборы освобождаются:

1) лица, работающие в государственных органах Республики Казахстан на должностях, связанных с обеспечением обороны, безопасности и правопорядка;

2) авиационный персонал государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

3) лица, работающие в сельском хозяйстве и в организациях по ремонту сельскохозяйственной техники, на период посевных и уборочных работ;

4) педагогические работники организаций образования очной формы обучения на период учебного года;

5) обучающиеся в организациях образования очной формы обучения;

7) военнообязанные в течение двух лет после увольнения в запас;

8) лица, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет;

9) лица, в отношении которых ведется дознание, предварительное следствие или уголовное дело рассматривается судом;

10) военнообязанные, избранные (назначенные) депутатами Парламента Республики Казахстан или местных представительных органов.

3. Военнообязанные, указанные в подпункте 7) пункта 2 настоящей статьи, от прохождения специальных сборов не освобождаются.

4. От призыва на воинскую службу по мобилизации, при военном положении и в военное время освобождаются граждане, признанные не годными к воинской службе по состоянию здоровья.

5. Граждане, имеющие право на освобождение от призыва на воинскую службу, могут быть призваны на воинскую службу по их желанию при предоставлении соответствующих нотариально засвидетельствованных документов от заинтересованных лиц и заявления, кроме граждан, указанных в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи.

6. Призыву на воинскую службу в мирное время не подлежат граждане, имеющие судимость.

7. Граждане, утратившие основания для освобождения от призыва, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, подлежат призыву в порядке, установленном настоящим Законом.

Сноска. Статья 36 с изменением, внесенным Законом РК от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Самостоятельная расшифровка статьи в военном билете

Расшифровка статьи в военном билете играет большую роль для тех, кому необходимо знать, по какой причине он не может проходить военную службу. Случается, что организации, в которые человек устраивается на работу или собирается поступать учиться, запрашивают этого рода данные.

Возможно, у претендента есть возможность пройти комплексное лечение недуга, указанного в отметке в военном билете, чтобы попытаться встать в ряды военнослужащих снова. Военно-врачебная экспертиза предусматривает повторное обследование в установленные сроки. Если за это время причины освобождения от воинской повинности были устранены, то мужчина призывается на общих основаниях.

Люди со статьями в военном билете могут рассматриваться как призывники в дальнейшем в зависимости от классификации диагноза. Наличие этого документа подразумевает, что человек не служил до этого. Соответствующая пометка, которую содержит военный билет, необходима для указания болезни. На этом основании можно признать человека негодным для военной службы в будущем.

Рекомендуется постоянно следить за обновлениями в нормах законодательства и расписании болезней, так как требования могут периодически пересматриваться уполномоченными органами.

Как расшифровать результаты военной медэкспертизы?

Расшифровка данной отметки происходит в 2 этапа. Сначала берется во внимание цифровой показатель, который обозначает порядковый номер статьи в медицинском расписании. Затем следует буква, свидетельствующая о категории прогрессирования недуга. Как правило, в расписании болезней вначале начинаются самые сложные случаи, постепенно переходя по пунктам в алфавитном порядке к слабым заболеваниям, подлежащим лечению.

Официально заболевания делятся на следующие типы:

  1. Инфекционные.
  2. Новообразования.
  3. Болезни крови и кроветворных органов.
  4. Эндокринные.
  5. Психические.
  6. Нервные.
  7. Глазные.
  8. Ушные.
  9. Болезни системы кровообращения.
  10. Дыхательные.
  11. Заболевания пищеварительных органов.
  12. Кожные.
  13. Костно-мышечные.
  14. Болезни мочеполовой системы.
  15. Беременность.
  16. Следствия внешних воздействий.

Каждая группа имеет перечень статей, которые более детально описывают нарушения, подпадающие под нее. Они последовательно пронумерованы и содержат подпункты с буквенным обозначением. Например, статья 23 включает в себя атрофии центральной нервной системы, врожденные патологии ее развития, опухоли мозга, ДЦП. Уточнение «А» свидетельствует о ярко выраженной степени. Символ «Б» говорит об умеренности патологии, «В» указывает на несущественные нарушения, а «Г» — на их отсутствие. С 2014 г. с такими проблемами можно встать в строй.

Обследование проводит медкомиссия. Вынесенный до наступления совершеннолетнего возраста в военный билет вердикт часто приходится пересматривать. К этому времени есть возможность устранить некоторые отклонения. Оспорить решение можно в судебном порядке, если независимые медики произведут квалифицированный анализ ситуации. Но если и повторно ничего не получилось, то вернуть военный билет и стать солдатом будет практически невозможно.

Например, запись «66в» свидетельствует об искривлениях позвоночника, спондилезе, позвонковом остеохондрозе и прочих проблемах со здоровьем в несильно выраженной форме. Но нужно учитывать саму характеристику болезни независимо от сложности. Чтобы ее излечить, необходим длительный период. Статья в военном билете практически переводит человека в группу ограниченно годных к исполнению воинской обязанности людей. Обжалование через суд будет неэффективным способом, поэтому оптимальным выходом является как можно раньше начатый процесс лечения.

Разграничение по степени пригодности

В зависимости от степени недуга годность призывника оценивается по нескольким категориям, у которых есть своя расшифровка. Это заключение делает комиссия. Первая из них — «А». Она означает, что можно служить. «Б» акцентирует внимание на незначительных ограничениях. Такой призывник может быть военнослужащим.

«В» означает, что ограничения мешают претенденту на призыв нести воинскую повинность. Он переходит в запас по соответствию определенным статьям в выданном военном билете. «Г» подразумевает отсрочку на срок в половину года или год, а «Д» зачисляет призывника к негодным для военной службы.

Армию можно избежать, получив категорию «В» или «Д». К букве «Б» есть дополнение в виде цифры. Эти отметки в военном удостоверении определяют, в какие конкретно войска можно призвать обследуемого. По этим же критериям производится зачисление в некоторые государственные структуры, официально приравниваемые к военным.

Поэтому в дальнейшем это может стать существенной проблемой и препятствием на пути к цели. Расшифровать пометку прописью нельзя, так как это врачебная тайна. И предоставить сведения о ней вы имеете право исключительно по собственному желанию.

С 2014 г. изменились некоторые требования.

С плоскостопием II степени (по ст. 68) можно призываться с ограничениями, как и с определенным видом грыжи (по 60 ст.).

С некоторыми видами эпилепсии (по ст. 21) стало возможно исполнить армейский долг. В ст. 30 и 31 пишется о разрыве глазной сетчатки, с которой теперь идут в солдаты, как и с бронхиальной астмой по 52-й. 13-я предусматривает призыв молодых людей, страдающих пониженным питанием. Это говорит о том, что нужно быть в курсе всегда, чтобы ничего не упустить.

Статья 36. Прохождение военной службы

Статья 36. Прохождение военной службы

1. Под прохождением военной службы имеется в виду изменение служебно-правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическим фактами (явлениями, событиями), в период исполнения военной службы. Под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы.

Таким образом, прохождение военной службы — это регулируемый федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида федеральной государственной службы с момента поступления их на военную службу и до ее окончания.

2. Содержание прохождения военной службы составляют юридические факты, связанные:

— с поступлением граждан на военную службу (см. комментарий к ст.ст. 32-35);

— с определением должностного положения военнослужащих (см. комментарий к ст.ст. 42, 43);

— с присвоением, лишением воинских званий, снижением и восстановлением в воинских званиях военнослужащих (см. комментарий к ст.ст. 46, 47);

— с военно-профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации) военнослужащих (см. комментарий к ст. 35);

— с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, определением и предоставлением им времени отдыха (см. комментарий к ст. 37 и пп. 8-13 комментария к ст. 38);

— с аттестацией военнослужащих (см. комментарий к п. 3 ст. 43);

— с увольнением военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан на военной службе (см. комментарий к ст.ст. 50-51);

— с выполнением военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов (см. комментарий к п. 2 ст. 36);

— с другими обстоятельствами (событиями), с которыми в соответствии с комментируемым Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы связано изменение служебно-правового положения военнослужащих.

3. Правовое регулирование прохождения военной службы включает в себя Конституцию Российской Федерации, комментируемый Федеральный закон, иные законодательные акты (например, Федеральный закон «О статусе военнослужащих»), в том числе закрепляющие особенности прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (см. комментарий к ст. 3), Положение о порядке прохождения военной службы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также международные договоры Российской Федерации в указанной области.

В федеральных органах исполнительной власти по данным вопросам изданы следующие нормативные правовые акты:

— Инструкция по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350;

— Инструкция по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) во внутренних войсках МВД России, утвержденная приказом МВД России от 16 июня 2006 г. N 440;

— Положение об особенностях поступления на военную службу по контракту в Войска гражданской обороны граждан Российской Федерации и прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) войск гражданской обороны, утвержденное приказом МЧС России от 3 декабря 2001 г. N 510.

4. Военнослужащие проходят военную службу как в мирное время, так и при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов с учетом особенностей, определяемых федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами.

5. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом «О военном положении» от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ (см. п. 9 комментария к ст. 1).

6. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные указанным Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ст. 1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (с последующими изменениями) Президент Российской Федерации вводит согласно ст.ст. 56 и 88 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при чрезвычайных ситуациях и может принимать решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

7. На период чрезвычайного положения могут устанавливаться особые меры, предусмотренные ст.ст. 11-15 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», например:

— усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

— ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

— комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;

— проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия — личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;

— ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций также и учебной военной техники и радиоактивных веществ и др.

В случае введения чрезвычайного положения для ликвидации стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ в дополнение к вышеуказанным могут применяться следующие меры:

а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;

б) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;

в) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий;

г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;

д) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;

е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ст.ст. 15-16 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Пограничные органы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:

а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом, на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

8. В п. 3 ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы (в редакции Указа Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы по призыву» от 15 октября 1999 г. N 1366) определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее шести месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям.

Данная норма не распространяется на участие в боевых действиях в период военного положения.

9. Дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 июля 1993 г. N 5481-I (в редакции Федерального закона от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ), предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи:

— по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств — республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);

— в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

10. В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» от 31 марта 1994 г. N 280 военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия, находятся в зонах вооруженных конфликтов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 в п. 3 постановления N 280 внесены изменения, в соответствии с которыми военнослужащие, выполняющие указанные задачи на территории Республики Северная Осетия — Алания и Ингушской Республики, перестали считаться находящимися в условиях чрезвычайного положения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 действие постановления N 280 распространено на прокурорских работников.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О зонах вооруженных конфликтов» от 26 декабря 2001 г. N 896 отнесены:

— выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия — Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 г. — к выполнению задач при вооруженных конфликтах;

— выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. — к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием региона, в котором военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), и периодов выполнения этих задач.

Перечни воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, а также периоды выполнения каждой воинской частью таких задач в соответствии с п. 3 приказа министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 определяются директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военнослужащим соответствующие гарантии и компенсации предоставляются при условии, что в выданных им командировочных удостоверениях указана цель командировки для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах и имеются отметки о сроках выполнения военнослужащими этих задач, заверенные командирами воинских частей и скрепленные оттиском гербовой печати воинской части.

Перечни воинских частей органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации (в настоящее время пограничных органов), привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также периоды выполнения каждой воинской частью этих задач (для предоставления военнослужащим дополнительных гарантий и компенсаций) объявляются приказами Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Контроль за своевременной подготовкой указанных перечней и определением периодов выполнения каждой воинской частью задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах возложен на Главный штаб Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей (п. 2 приказа ФПС России «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Федеральной пограничной службы Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 29 апреля 1998 г. N 207 (с последующими изменениями).

11. О максимальных сроках направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах см. комментарий к ст. 43.

12. Военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел дополнительные льготы, гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

13. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481-I время выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, засчитывается в срок прохождения указанными военнослужащими военной службы в воинском звании на льготных условиях — один месяц военной службы за три месяца.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере. За военнослужащими, направленными в составе воинских частей, подразделений и групп или командированными для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, сохраняются льготы по выплате повышенных должностных окладов и процентных надбавок за службу в отдаленных местностях и местностях с тяжелыми климатическими условиями.

Дополнительные меры по социальной защите членов семей военнослужащих, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом в Республике Дагестан и погибших или пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 936 (с последующими изменениями).

14. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляется дополнительный отпуск — 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: старшинам и сержантам- 30 календарных дней, солдатам и матросам — 25 календарных дней. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

Военнослужащим (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), направленным в составе воинской части или командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (вне пунктов постоянной дислокации воинской части, где они проходят службу), путевое довольствие (полевые деньги или суточные) подлежит выплате по установленным нормам за весь период командировки.

15. В данном пункте определен перечень военных организаций, которые в приоритетном порядке комплектуются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. К ним отнесены: Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные органы ФСБ России, внутренние войска МВД России. Указанный перечень составлен с учетом установленной численности войск.

Положение комментируемой статьи является одной из гарантий комплектования указанных войск, установленных на законодательном уровне.

16. В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах, указанных в абз. 1 комментируемого пункта.

17. Особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, определяются УК РФ, УИК РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу особых интересов военной службы и особого статуса к осужденным военнослужащим, кроме наказаний, применяемых к иным гражданам (ст. 44 УК РФ), применяется ряд специальных видов уголовных наказаний.

Интересы военной службы включают: обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов всем необходимым для обеспечения выполнения стоящих перед ними задач, связанных с обороной и безопасностью государства, порядком прохождения военной службы, комплектования войск, исключения противодействия военной службе и т.д.

Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим, понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и предусматривающие в соответствии с УК РФ лишения и ограничения прав и свобод военнослужащих, которые заключаются в специфических условиях прохождения военной службы, определенных соответствующим законодательством.

18. К специальным видам наказаний относятся:

а) ограничение по военной службе (п. «е» ст. 44; ч. 1 ст. 45 УК РФ);

б) арест с отбыванием на гауптвахте (п. «и» ст. 44; ч. 1 ст. 45 УК РФ);

г) содержание в дисциплинарной воинской части (п. «к» ст. 44; ч. 1 ст. 45 УК РФ).

Специальным дополнительным видом наказания является лишение воинского звания (п. «в» ст. 44; ч. 3 ст. 45 УК РФ).

Содержание и сроки основных специальных видов наказаний определены в ст.ст. 51, 54-55 УК РФ, содержание дополнительного специального наказания в виде лишения воинского звания — в ст. 48 УК РФ.

Режим и порядок исполнения основных специальных видов наказаний установлены в разд. V, а дополнительного наказания в виде лишения воинского звания — в ст. 61 УИК РФ.

Во исполнение Федерального закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» Правительством Российской Федерации издано постановление «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части» от 4 июня 1997 г. N 669, а министром обороны Российской Федерации — приказ от 4 июня 1997 г. N 302, которым утверждены Правила отбывания уголовных наказаний в виде ареста, ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части.

19. Ограничение по военной службе применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ст. 51 УК РФ).

Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского составов и не выслужившим на момент вынесения приговора срока военной службы по призыву (ст. 55 УК РФ).

Арест с отбыванием на гауптвахте применяется ко всем категориям военнослужащих (ч. 3 ст. 54 УК РФ).

Специальный дополнительный вид наказания в виде лишения воинского звания может применяться ко всем категориям военнослужащих в звании выше рядового.

20. В соответствии со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Срок наказания засчитывается в срок военной службы и срок контракта.

Таким образом, указанный вид наказания заключается в определенных ограничениях прав военнослужащего, связанных с прохождением военной службы. Эти ограничения распространяются на право: а) повышения в должности; б) повышения в воинском звании; в) включения срока службы в период отбывания наказания в выслугу для присвоения очередного звания; г) получения полного денежного содержания.

Каких-либо иных ограничений по военной службе действующее уголовное законодательство не предусматривает, и, следовательно, иные права военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, за исключением перечисленных, ограничиваться не могут.

Ограничение по военной службе может быть назначено лишь при одновременном соблюдении следующих условий: а) осужденный является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; б) он совершил преступление против военной службы; в) за данное преступление предусмотрено наказание в виде ограничения по военной службе.

Если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, а на момент вынесения приговора срок контракта истек и с военнослужащим не заключен новый контракт, ограничение по военной службе назначено быть не может. В случае осуждения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за совершение преступления, за которое прямо предусмотрены исправительные работы, суд обязан вместо них назначить ограничение по военной службе (ч. 1 ст. 51 УК РФ).

В соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ срок судимости лиц, осужденных к ограничению по военной службе, составляет один год после отбытия наказания.

21. Порядок исполнения наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста или содержания в дисциплинарной воинской части осужденных военнослужащих установлен Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными приказом министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. N 302.

Правила распространяют свое действие на осужденных военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации, и определяют процедуру исполнения наказаний, отбываемых в условиях дальнейшего прохождения осужденными военной службы, а именно: ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части.

А. В соответствии с приговором суда командиром воинской части не позднее трех дней после получения поступивших из суда копии приговора и распоряжения о его исполнении издается приказ, в котором объявляется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, указывается, в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе.

О поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии его к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает суд, вынесший приговор. Копия приказа направляется в суд.

В целях реализации вступившего в законную силу решения суда приказ командира воинской части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов.

Б. В порядке исполнения наказания в течение определенного приговором суда срока военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, не может быть повышен в должности. Указанное ограничение означает, что в течение срока данного наказания, определенного по приговору суда, в отношении осужденного военнослужащего приостанавливается действие гарантий, закрепленных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», — военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантируется занятие воинских должностей и перемещение по военной службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

Кроме того, военнослужащие, осужденные к ограничению по военной службе, не вправе реализовать положение, закрепленное в п. 3 ст. 43 комментируемого Федерального закона, т.е. они не могут предложить соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для рассмотрения на освобождающуюся или вакантную должность, если эта должность является вышестоящей по сравнению с той, которую они занимали на момент вынесения приговора.

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части представляется установленным порядком к перемещению на другую должность как в пределах воинской части, так и с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

В. Ограничение в праве на повышение в воинском звании означает, что на военнослужащих в период отбывания ограничения по военной службе не распространяется действие п. 2 ст. 47 комментируемого Федерального закона, определяющего, что воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании. Ограничение в праве на включение в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания срока службы означает приостановление действия положения, закрепленного в п. 1 ст. 47 комментируемого Федерального закона, о том, что для прохождения военной службы в каждом воинском звании устанавливается определенный срок. В период отбывания ограничения по военной службе время службы не включается в выслугу для присвоения очередного звания, но засчитывается в общий срок службы.

Г. Факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего с военной службы либо понижения его в должности или воинском звании, а также для отказа в заключении с военнослужащим нового контракта.

Д. Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих») и других дополнительных денежных выплат (ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

К данным выплатам не относятся денежные компенсации взамен продовольственного пайка, вещевого имущества, за наем (поднаем) жилья, на санаторно-курортное лечение, страховые выплаты, единовременное пособие при увольнении с военной службы, иные дополнительные выплаты, установленные Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Кроме того, денежные удержания в связи с осуждением к ограничению по военной службе не должны производиться с доходов, получаемых военнослужащими не в связи с военной службой, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» им не запрещено заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Вознаграждение, полученное за этот труд, не входит в денежное довольствие, и соответственно с него не могут производиться удержания в связи с отбыванием ограничения по военной службе.

Е. Осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы до истечения установленного приговором суда срока наказания по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (см. комментарий к статьям разд. VII).

При этом, командир воинской части направляет в вынесший приговор военный суд представление об основании увольнения военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по военной службе более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания. Данный вопрос решается военным судом в порядке, определенном УПК РФ.

Ж. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе прекращается по отбытии всего установленного срока или досрочно (в порядке амнистии, освобождения по болезни, условно-досрочного освобождения и по другим основаниям, предусмотренным законом).

Не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе командир воинской части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения. Копия приказа направляется в суд, вынесший приговор.

Осуждение военнослужащих к уголовному наказанию в виде ограничения по военной службе не препятствует перемещениям осужденного, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости: служебным командировкам, назначениям на иные воинские должности и переводам к новому месту военной службы (ст. 15 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими).

22. Контроль за поведением военнослужащих, осужденных условно, осуществляется командованием воинских частей (ст. 73 УК РФ).

Командование воинских частей исполняет наказание и осуществляет контроль за военнослужащими, осужденными к ограничению по военной службе (гл. XVIII УИК РФ).

Основанием для осуществления контроля за поведением военнослужащих указанных выше категорий является приговор суда, вступивший в законную силу.

В случае увольнения с военной службы до истечения испытательного срока лиц, условно осужденных, командование воинской части в десятидневный срок сообщает об их убытии к месту жительства в уголовно-исполнительную инспекцию и военный комиссариат того района (города), в который осужденный убыл на жительство.

По прибытии в воинскую часть для прохождения военной службы лица, осужденного условно и затем призванного на военную службу, командование воинской части обязано сообщить о взятии его на учет в десятидневный срок в уголовно-исполнительную инспекцию, которая ранее осуществляла контроль за его поведением.

Копии приговоров на осужденных офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат (матросов), сержантов (старшин), и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, хранятся в штабе воинской части. В штабе воинской части на осужденного военнослужащего ведется контрольная карточка, форма которой установлена приложением к вышеуказанным Правилам. К ней приобщаются протоколы собраний по обсуждению поведения осужденного и другие характеризующие его материалы.

Командир воинской части организует и направляет работу по осуществлению контроля за поведением осужденного военнослужащего и проведение с ним воспитательных мероприятий. В личной беседе командир воинской части разъясняет осужденному его обязанности, вытекающие из факта применения судом уголовного наказания, а также положения пп. 7, 8, 9, 10 вышеназванных Правил (см. п. 21 комментария к ст. 36).

Непосредственно контроль за поведением осужденного и проведение с ним воспитательной работы осуществляет его командир подразделения (начальник) в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности осужденного, а также его поведения и отношения к военной службе. С учетом указанных обстоятельств должностные лица, осуществляющие непосредственный контроль за поведением осужденных военнослужащих, также планируют и их служебное использование (служебные перемещения, назначения в командировки, в состав караула и внутреннего наряда).

В целях исправления осужденного военнослужащего и воспитания его в духе добросовестного выполнения воинского долга, строгого соблюдения требований воинской дисциплины используются все формы воспитательной работы. Поведение осужденного военнослужащего по мере необходимости обсуждается на собраниях соответствующих категорий личного состава.

В случае перемещения (перевода) по службе в другую воинскую часть осужденного военнослужащего до истечения испытательного срока (срока наказания) к новому месту службы направляются копия приговора, контрольная карточка и материалы, характеризующие поведение осужденного военнослужащего (дневник индивидуального изучения, характеристики, служебные карточки, протоколы собраний и др.). В отношении лиц, отбывающих ограничение по военной службе, также направляются копии распоряжения об исполнении наказания и приказа по воинской части о его объявлении.

О переводе осужденного военнослужащего командир воинской части в 10-дневный срок письменно уведомляет военный суд, вынесший приговор, или уголовно-исполнительную инспекцию, направившую копию приговора в отношении лица, призванного на военную службу.

23. Если по истечении не менее половины установленного испытательного срока осужденный военнослужащий доказал свое исправление, командование воинской части может ходатайствовать перед судом об отмене условного осуждения и снятии с него судимости (ст. 74 УК РФ).

В случае уклонения условно осужденного военнослужащего от возложенных на него судом обязанностей либо нарушения им общественного порядка, влекущего наложение административного взыскания, командир части письменно предупреждает его о возможности отмены условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором (гл. XXIV УИК РФ).

В случае систематического или злостного невыполнения осужденным в течение испытательного срока возложенных на него обязанностей командир воинской части направляет в суд представление о продлении испытательного срока (не более чем на один год) или об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором.

Если военнослужащий, отбывающий ограничение по военной службе, доказывает свое исправление добросовестным исполнением служебных обязанностей и примерным поведением, решением суда на основании представления командира воинской части к нему могут быть применены условно-досрочное освобождение от наказания или замена наказания более мягким. Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных военнослужащих возлагается на командование воинских частей.

В соответствии со ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение от ограничения по военной службе может быть применено после фактического отбытия осужденным военнослужащим не менее половины назначенного срока наказания, а замена неотбытой части наказания более мягким — после фактического отбытия не менее трети срока наказания.

Если в течение оставшейся неотбытой части наказания военнослужащий совершает нарушение общественного порядка, влекущее наложение административного взыскания, или злостно уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, командир воинской части направляет в суд представление об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

Представления об изменении испытательного срока, освобождении от отбывания наказания, об отмене условного осуждения либо исполнения наказания, назначенного приговором, направляются в суд, постановивший приговор. В тех случаях, когда осужденный военнослужащий перемещен по службе в другую воинскую часть, представления направляются в суд, обслуживающий эту воинскую часть.

24. В соответствии со ст. 54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Арест — более строгое наказание по сравнению с ограничением по военной службе, так как связан с ограничением некоторых конституционных личных прав на свободу передвижения, на труд и т.д.

А. Арест может быть назначен военнослужащим, проходящим военную службу как по призыву, так и по контракту, за исключением лиц, указанных в ч. 2 ст. 54 УК РФ, т.е. беременным женщинам-военнослужащим и женщинам-военнослужащим, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Арест может быть назначен и гражданам, пребывающим в запасе, за совершение преступлений во время прохождения военных сборов, в том числе и за преступления против военной службы. Однако в этом случае они будут отбывать арест не на гауптвахте, а в общем порядке.

Б. Порядок исполнения наказания в виде ареста осужденных военнослужащих установлен ст.ст. 149-154 УИК РФ и разд. III Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных приказом министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. N 302.

Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт.

Режим наказания включает раздельное содержание осужденных военнослужащих в зависимости от состава.

Осужденные военнослужащие из числа офицеров содержатся отдельно от других составов осужденных военнослужащих.

Осужденные, имеющие звания прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих, имеющих воинские звания рядовых (матросов).

Осужденные военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Осужденные военнослужащие содержатся отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям.

Осужденные военнослужащие отбывают весь срок наказания на одной гауптвахте по месту дислокации воинской части.

В. Военнослужащим, осужденным к аресту, разрешается иметь в камере свои книги, туалетные и письменные принадлежности. На время, отведенное для сна, им выдаются постельные принадлежности (одеяло, две простыни, подушка с верхней наволочкой и матрац).

Осужденным не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, к которым относятся юристы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и представители общественных организаций и иных юридических лиц, имеющих право заниматься оказанием юридических услуг; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости, продукты питания.

При исключительных личных обстоятельствах осужденным к аресту может быть разрешен телефонный разговор с близкими.

Г. Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается.

Во время отбывания ареста осужденный не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его не годным к военной службе по состоянию здоровья.

Осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением признания его не годным к военной службе по состоянию здоровья. Командование не может поставить вопрос о его увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с невыполнением условий контракта и т.д.

В порядке исключения время отбывания ареста может быть зачтено в общий срок военной службы полностью или частично (ст. 153 УИК РФ). Такой зачет применяется в качестве меры поощрения за последующее примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе. Право зачета принадлежит командованию.

Осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию. Дополнительные денежные выплаты им и военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не выплачиваются.

Д. Указанные ограничения обусловлены особенностями правового положения осужденного военнослужащего и являются лишь последствиями временной строгой изоляции осужденного от общества, в результате чего он лишается возможности в течение срока наказания исполнять обязанности военной службы. Ограничения каких-либо иных прав военнослужащего в связи с отбыванием ареста действующее законодательство не предусматривает.

Е. В соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ срок судимости по данному виду наказания составляет один год с момента отбытия наказания.

Ж. Следует обратить внимание на то, что Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2007 г. и которым внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», урегулирован институт дисциплинарного ареста, налагаемый исключительно в судебном порядке, предусмотренном Федеральным законом «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ. Дисциплинарный арест является видом дисциплинарного взыскания, применяемым в ином порядке, чем уголовное наказание в виде ареста (см. подробнее п. 82 комментария к ст. 38).

25. В соответствии со ст. 55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим службу по контракту на должностях солдат и сержантов, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Назначение содержания в дисциплинарной воинской части возможно лишь в период прохождения военнослужащим военной службы по призыву. После истечения этого срока данный вид наказания не может назначаться. В то же время истечение срока службы по призыву в период содержания в дисциплинарной воинской части не может служить основанием для освобождения от этого наказания, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 171 УИК РФ срок содержания в дисциплинарной воинской части не включается в общий срок военной службы.

А. Содержание в дисциплинарной воинской части — наиболее строгое из всех специальных видов наказания, так как при содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Данное наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Основанием для содержания осужденных в дисциплинарной воинской части является приговор военного суда, вступивший в законную силу. Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах.

Б. Порядок и режим исполнения данного вида наказания определены в ст.ст. 155-171 УИК РФ, в Положении о дисциплинарной воинской части, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 1997 г. N 669, и в разд. IV Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

Дисциплинарные воинские части создаются и ликвидируются приказами министра обороны Российской Федерации по представлению командующих войсками военных округов (командующих флотами). Организационная структура дисциплинарных воинских частей и их численность определяются Министерством обороны Российской Федерации. Общее руководство дисциплинарными воинскими частями возлагается на командующих войсками военных округов (командующих флотами).

Осужденные военнослужащие привлекаются только для несения внутренней службы в качестве дневальных по дисциплинарной роте и рабочих в столовой.

Для работы и на занятия, проводимые за пределами расположения дисциплинарной воинской части, осужденные военнослужащие выводятся строем в составе отделения или взвода под охраной вооруженного караула. Число конвойных в карауле определяется в каждом отдельном случае командиром дисциплинарной воинской части, с тем чтобы обеспечить надежную охрану осужденных военнослужащих и постоянный контроль за их действиями во время работ или занятий. Обо всех нарушениях осужденными военнослужащими установленного порядка конвойные докладывают начальнику караула.

В. Время отбывания наказания в дисциплинарной воинской части осужденным военнослужащим в общий срок военной службы не засчитывается. Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок военной службы командующим войсками военного округа (другими должностными лицами, ему равными и выше) в порядке, определяемом министром обороны Российской Федерации (п. 6 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы) (см. комментарий к п. 12 ст. 38).

Г. Судимость в отношении военнослужащих, осужденных военным судом к содержанию в дисциплинарной воинской части, погашается по истечении одного года после отбытия наказания, а для военнослужащих, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, срок погашения судимости (один год) исчисляется со дня вынесения определения суда об условно-досрочном освобождении.

Д. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками и иными лицами два раза в месяц продолжительностью до четырех часов в специально оборудованном помещении под наблюдением представителя дисциплинарной воинской части в дни и часы, установленные командиром дисциплинарной воинской части.

Длительные свидания предоставляются с супругой и близкими родственниками, а в исключительных случаях с разрешения командира дисциплинарной воинской части — с иными лицами четыре раза в течение года, продолжительностью до трех суток, с правом совместного проживания в специально оборудованном помещении дисциплинарной воинской части либо по усмотрению командира дисциплинарной воинской части за ее пределами.

На время длительного свидания осужденные военнослужащие освобождаются от исполнения служебных обязанностей, от работы и занятий. По просьбе осужденного военнослужащего краткосрочное или длительное свидание может быть заменено телефонным разговором.

Е. Отпуска, предусмотренные для военнослужащих, осужденным военнослужащим не предоставляются.

В связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному военнослужащему или его семье) осужденному военнослужащему может быть разрешен выезд за пределы дисциплинарной воинской части продолжительностью до семи суток, не считая времени проезда туда и обратно. Время нахождения осужденного военнослужащего вне пределов дисциплинарной воинской части засчитывается в срок отбывания наказания.

Разрешение на краткосрочный выезд дается командиром дисциплинарной воинской части (по согласованию с военным прокурором) с учетом личности и поведения осужденного.

Ж. Из заработной платы, начисленной осужденным военнослужащим, 50% перечисляется на счет дисциплинарной воинской части для возмещения расходов на содержание осужденных военнослужащих, для обустройства дисциплинарной воинской части, создания и развития собственной производственной базы, образования фонда материального поощрения и решения социально-бытовых нужд осужденных военнослужащих. Остальная часть заработной платы осужденных военнослужащих зачисляется на их лицевые счета.

З. Освобожденные из дисциплинарной воинской части направляются:

— для дальнейшего прохождения службы — в сопровождении представителей частей, в которые направлены военнослужащие;

— уволенные с военной службы — к месту жительства самостоятельно.

На путь следования освобожденные из дисциплинарной воинской части обеспечиваются проездными документами и продовольственно-путевыми деньгами или общеармейским сухим пайком, а также мылом для туалетных нужд по установленным нормам.

26. По ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Данное наказание может быть назначено только как дополнительное (ст. 45 УК РФ). Применение его является правом, а не обязанностью суда.

27. О лишении воинского звания см. комментарий к п. 1 ст. 48.

28. Почетные звания утверждены Указом Президента Российской Федерации «Об установлении почетных званий Российской Федерации, учреждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» от 30 декабря 1995 г. N 1341 (с последующими изменениями).

Под государственными орденами следует понимать ордена Российской Федерации, указанные в Положении о государственных наградах Российской Федерации, действующем в редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 19, а также ордена Союза ССР.

Еще по теме:

  • Денежное довольствие военных украины Украинским военным хотят повысить зарплаты Министерство обороны Украины планирует поднять зарплаты военнослужащих с 1 октября этого года. Для реализации проекта ведомство запросило […]
  • Счета-фактуры выданные на аванс НДС с аванса: проводки Актуально на: 7 ноября 2018 г. Плательщик НДС при получении оплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых НДС, должен […]
  • Мировой суд калуга участок 51 Судебный участок мирового судьи №5 Калужского судебного района Мировой судья: Кузьмичева Татьяна Владимировна Телефон: 8 (4842) 57-42-55 E-mail: [email protected] График работы: пн - […]
  • Понятие содержание и формы права собственности на землю Земельное Право Конституция РФ (ст. 9, 36) установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Объект […]
  • Земельный участок многоквартирного дома уфас К вопросу об оформлении права собственности на земельный участок под многоквартирным домом Васькин В.В., практикующий юристМустафин Р.Р., практикующий юрист С введением в действие […]